Почему николая 2 причислили к лику святых кратко

Обновлено: 05.07.2024

Значит, вновь надо объяснять, что такое святость, в христианском понимании, и почему Церковь приняла решение канонизировать царскую семью.

Святой — это не тот, кто никогда не грешил и тем более не ошибался. Библия прямо говорит, что нет человека, который жил бы и не согрешал. Святой — это тот, кто стремится к Богу, приближается к Богу и силой благодати Божией побеждает зло — в себе и в окружающем мире.

Скажем, святые мученики — это люди, которые оказались в ситуации выбора между жизнью и верностью Христу. Они выбрали верность Христу и потеряли жизнь. Исповедники — это те, кто открыто исповедовали веру во время гонений. Бессребреники — святые, которые отличались особым нестяжательством и щедростью ради христианской веры.

В церковном наименовании царская семья именуется страстотерпцами. Страстотерпцы — это люди, которые пострадали и которых убили не за то, что они были христианами. Но их убили без вины, а они к своим гонителям и убийцам отнеслись с христианской кротостью и любовью, исполнив тем самым заповеди Божии.

Государь Николай и вся его семья также смиренно приняли несправедливые гонения и встретили смерть от рук палачей. Хорошо известно, что императору предлагали покинуть страну. Он мог согласиться и избежать страшной кончины. Эмигрировать, сохранить жизнь — себе и близким. Но он сознательно не захотел этого, он сознательно остался в России.

Вот за это Николай II и его семья и причислены к лику святых. За то, что по-христиански восприняли свои страдания и встретили смерть от рук палачей, движимых злобой и ненавистью.

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы. В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.


За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность спасти свою жизнь, пусть и через прямое отречение от Христа. У царской семьи такого выбора не было. Их убивали именно как государеву семью. Люди, которые это делали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Поэтому семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые имея твердую веру в Бога, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики.

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора — все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент — миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель — Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность? Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым здесь.

Канонизация Николая II вызывает много вопросов среди православных верующих нашей страны. Прежде, чем это произошло, его биография была тщательно изучена Церковью. С этим вопросом нам помог разобраться Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых и мучеников в Русской Православной Церкви.

Основные факторы для канонизации членов царской семьи

Согласно историческим фактам, члены царской семьи не рассматриваются как христианские мученики. Мученическая смерть – это смерть с шансом спасти свою жизнь, даже через отречение от Бога. Когда расстреливали царскую семью, возможности спастись у них не было. В этом случае людей лишили жизни целенаправленно, как родственников царя и последний символ императорской России.

Семья царя Николая II прославлена в чине страстотерпчества, наиболее часто встречающейся в Русской Церкви. В этом чине в России канонизировали государей и князей, которые с верой во Единого Бога стойко выдерживали моральные и телесные мучения и даже смерть от рук политических оппонентов.

Последние месяцы жизни, проведенные царем и его семьей в заточении, а также принудительная смерть послужила основанием для причисления их к лику страстотерпцев. Вся семья осознавала, что скорая гибель неизбежна, благодаря вере в Иисуса Христа они сохранили мир в сердце, и перед смертью смогли простить своих мучителей. Царская верность России была настолько велика, что перед отречением он говорил генералу Дубенскому, что готов оставить не только трон, но и отдать жизнь в угоду государственным интересам.

Канонизирован ли Николай II, потому что церковь поддерживает основные идеи и политические взгляды последнего монарха?

Церковь никогда не давала активных комментариев по поводу политической деятельности царя. С точки зрения правления государством, отречение от престола было ошибочным актом. Вину императора оправдывают благие мотивы и желание таким образом избежать гражданской междоусобицы.

Если бы царь Николай II подавил бы грядущую революцию силовым путем, то он вряд ли бы стал святым. Перед тем, как подать документы для канонизации последнего царя, комиссия тщательно изучила все годы правления, включая спорные моменты. Император причислен к лику святых за мученическую кончину. В истории Православной Церкви России это единственный случай канонизации в царской семье, почти за 300 лет правления Романовых.

Причастность Николая II к Кровавому воскресенью

Синодальной комиссии достоверно известно, что Романов не отдавал личный приказ о вооруженном подавлении беспорядков в Петербурге, однако церковь его полностью не оправдывает так как правил страной тогда он. Сам Николай II был неправильно информирован по этому вопросу министром внутренних дел, и узнав о происходящем полностью винил себя.

Церковь не считает канонизированного человека абсолютно безгрешным, но сохранившим верность Христу через многие страдания и даже смерть.

Почему были канонизированы только лишь Романовы, а свита погибшая вместе с ними нет?

Все слуги Николая II приняли смерть, находясь на службе у царя. Приняв страстотерпческую смерть, они тоже достойны канонизации, но в Православной Церкви отсутствует закон, по которому можно канонизировать простых граждан, находящихся в услужении. В 20 веке впервые сотни тысяч мирных жителей принявших смерть в период массовых репрессий стали мучениками, и православная Церковь помнит о них.

Почему Николая II канонизировали после того, как он отрекся от престола?

Потому, что царь отрекся от престола ради своей страны, а не из-за личных амбиций. В свидетельствах его кончины значится, что он официально заявил, что готов не только отречься от власти и передать ее сыну или брату, но и жизнь отдать ради благополучия страны.

Только в 2009 году Генпрокуратурой Российской Федерации были реабилитированы Романовы. Процесс был запущен после подачи документов самой княгиней Марией Владимировной (на сегодняшний день глава дома Романовых).

Святые Царственные страстотерпцы. Фрагмент иконы.

В 2018 году 17 июля был отмечен вековой юбилей одного из самых трагичных эпизодов минувшего века для русской нации, не имеющий никаких оправданий. Ещё за несколько лет до этих страшных событий Иоанн Кронштадтский в своих проповедях предупреждал о надвигающейся угрозе православной монархии:

Деятельность и личность последнего Царя

Родился Николай II в Царском Селе 19 мая 1868 г.

Он был одним из самых благочестивых российских монархов. Вел честный и достойный образ жизни, воскресные и праздничные дни молился за богослужениями, соблюдал посты, читал Евангелие вместе с домочадцами. И это было для него не обязанностью, а искренней потребностью души и неотъемлемой частью жизни. С точки зрения РПЦ, вся семья Романовых, включая детей, жили согласно христианским заповедям.

Полезные материалы

Император проявлял значительный интерес к потребностям Православной Церкви, делая внушительные пожертвования на строительство храмов.

До восхождения царя на престол в Империи было не многим более 600 монастырей. При Николаевском правлении этот показатель увеличивается практически в два раза. Основывались десятки новых обителей, подвизались тысячи иноков. Ни при одном правителе за всю историю страны не было построено столько храмов, как при последнем Царе. При Государе Николае Церковь обрела право провести созыв Поместного Собора, который не осуществлялся два века.

Умножение количества канонизаций было одним из самых значимых итогов эпохи. При содействии Николая II к сонму святых было причислено столько праведников, сколько не было канонизировано за два прошлых столетия. Император показал личную заинтересованность и небывалое упорство в прославлении Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского и других праведников.

Российский венценосец чрезвычайно уважал Иоанна Кронштадтского. После блаженной кончины отца Иоанна, государь распорядился ежегодно проводить общенародные поминальные молитвы в день его преставления.

Николай II

Государь Николай II на железнодорожной станции 30 января 1916 года

Расстрел

В ночь с 16 на 17 июля Романовых разбудили под предлогом эвакуации. Ничего не подозревающую царскую чету попросили спуститься в нижнюю комнату и зачитали приговор. Через мгновение приговор был приведен в исполнение. Первым был убит Царь Николай. Истекавших кровью детей государя докалывали штыками. Всего в эту ночь было казнено 11 человек: Николай II с женой и пятью детьми, двое слуг, семейный доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов. Не пощадили и собак, которые подняли вой из-за выстрелов.

Тела погрузили в машину и вывезли на северо-запад от Екатеринбурга, в лес к шахте Ганина Яма.

Насаждение мифа о кровавом деспоте

Басни о кровавости активно развивались в советской официальной исторической науке. Обосновывались они весьма вольными толкованиями явлений политики, личности государя, откровенно перевранными трактовками фактов:

  • 1. Ходынской катастрофы.
  • 2. Русско-японской войны.
  • 3. Кровавого воскресенья.

Ходынская трагедия случилась 30 мая 1896 г. По случаю празднования возведения царя на престол были устроены торжества. Объявили 3 выходных дня, а на ходынском поле планировалось развернуть массовые гуляния, выдачу бесплатных презентов и угощений.

Учебники умалчивали, что сразу после трагедии царь посетил всех раненых в госпиталях. Каждому выплатил компенсации, назначил пожизненные пенсии, которые выплачивались вплоть до его свержения, для осиротевших детей создал приюты, покрыл все расходы на похороны.

Другое событие, которое приписывают Императору – это развязывание Русско-японской войны и неудачный её исход. По существу же нападающей стороной в этом конфликте была Япония, которая 9 февраля 1904 г. без объявления войны захватила российские корабли в Порт-Артуре. Противостояние закончилось в сентябре 1905 г. подписанием мирного соглашения, по которому Россия передавала Японии южную часть Сахалина.

В том же 1905 г. случилось событие, которое трактовалось как подорвавшее репутацию императора и предопределившее массовое революционное движение в народе. Священником Георгием Гапоном в январе была организована забастовка, а затем вполне мирное народное шествие рабочих, в котором участвовало около 150 000 человек. 22 января 1905 г., с крестным ходом рабочие направились к Зимнему дворцу с петицией к царю. Этим решили воспользоваться революционеры и примкнули к шествию. Современные историки говорят об открытой масштабной провокации. Революционеры, совершенно не заинтересованные ни в каком диалоге народа с царем, просто начали из толпы вести огонь по представителям власти, охранявшим правопорядок.

В итоге войска, стянутые для сохранения порядка, были вынуждены разогнать демонстрантов, применив оружие. В тот день погибло более 100 человек и 300 ранено. Сегодня у историков есть информация о планировании группами революционеров покушения на убийство царя в случае его выхода к народу, а также подготовки других сценариев провокации.

Самого царя в день трагедии не было ни во дворце, ни даже в городе. Несмотря на отсутствие своей личной вины и разгар войны с Японией, царь выделил со своих личных средств приличную денежную сумму на нужды пострадавших.

Почитание

Благоговейное отношение к императору и его родным не прекращалось на протяжении всего существования советского государства. Священники и прихожане ежегодно тайно проводили молебны о поминовении убитых страдальцев 18 мая — в день рождения Николая II и 17 июля в день его расстрела. Невзирая на беспощадное гонение безбожной власти, многие местные жители отваживались помещать фотографии Царственных страстотерпцев в качестве икон в свой домашний иконостас, подвергая опасности свою жизнь. Церковь еще не прославила подвиг Императорской семьи, но всеобщая любовь уже предвещала скорую канонизацию.

Православное понимание миссии искупителя

После революции в обществе русских эмигрантов зародилось убеждение, что пролитие крови царя Николая II стало искупительной жертвой за Россию и всего русского населения. По утверждению сторонников этой идеи, не только те, кто предал государя и одобрил его расстрел, будут подвержены наказанию Божию, но и весь русский народ. Они требовали от людей всеобщего покаяния за совершенное злодеяние над последним российским царем. Святейший Патриарх Кирилл по поводу всенародного покаяния сказал:

Канонизация

В России в 1980-х годах стали появляться высказывания о причислении к лику святых семьи Императора. В 1981 году в РПЦЗ царская чета, их дети и слуги были канонизированы как великомученики. В прессе описывались чудеса исцелений по молитвам страстотерпцев. В 1992 году к собору святых была причислена Елизавета Феодоровна — родная сестра императрицы, которая также погибла от рук революционеров. В Екатеринбурге и других областях Советского союза Помазанника Божьего и его родных прославляли как местночтимых святых. Все эти события повысили интерес к теме о прославлении убитого русского императора и его семьи в России.
Синодальной Комиссии по проблемам канонизации в апреле 1992 года дали поручение исследовать заслуги царственных страстотерпцев и приступить к изучению информации о расправе над семьей Романовых. 14 августа 2000 года, после многолетних освидетельствований, был сделан конечный вывод.

Проведена церемония прославления в числе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Спустя 16 лет Евгений Боткин – врач Романовых также был прославлен как страстотерпец.

Почему прославили: о непонимании и устойчивых мифах советского прошлого

При обсуждении споров о прославлении Царской семьи в чине святых, Московский Патриархат старался не допустить предлога для государственно-правовых или идеологических разногласий, а наоборот способствовал укреплению боголюбивого народа в вере и благочестии.

Почему причислены к лику страстотерпцев, а не мучеников

В отличие от РПЦЗ, где царская семья прославлена как великомученики, в РПЦ Романовых причислили к лику страстотерпцев. Мученики и великомученики принимают от гонителей христианства смерть за отказ предать свою веру, выбирая между Христом и временной жизнью. Страстотерпцы претерпевают испытания и мучения с кротостью и покорностью, уповая на волю Божию о себе.

Дни памяти

Память царственных страстотерпцев совершается:

  • 7 июля – в день растерла царской семьи.
  • 7 февраля или ближайшее воскресенье после этой даты в числе Собора новомучеников и исповедников Российских.

Храмы

Сразу после канонизации по всей России началось стихийное возведение храмов в честь Царственных страстотерпцев – в Рязани, в Тверской области, в Перми, в Ижевске, Курске, в Москве, в Санкт-Петербурге. Освящены церкви и часовни, где люди просят о защите детей и покровительстве семейной очага.

Но самые главные святыни воздвигнуты в Екатеринбурге, где происходили события столетней давности.
Сейчас там, где была совершена расправа над Романовыми, вместо особняка Ипатьева воздвигнут Храм-на-крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Его строительство закончилось в 2003 году. Он является одним из крупнейших храмов в нашей стране.

Ганина яма сегодня

Ганина яма сегодня

В обители много церковных реликвий, связанных с династией Романовых: крест 1710 года с мощами 40-ка святых, принадлежавший царской семье; крест с частицей мощей прп. Сергия Радонежского; икона небесного покровителя царя, Николая Чудотворца, которая была рядом с ним в дни заключения.
Прямо под монастырской колокольней есть скважина с ключевой водой.

Иконы

Иконы начали появляться ещё до канонизации благочестивого царя. Сначала это были просто фотографии, а затем и освященные изображения. Первые образы имели портретную аналогию со снимками. Позднее их стали отображать по канонам церковной иконописи, в подобающем одеянии. На созданной за границей иконе царственные мученики увековечены со своими слугами.

Святые царственные страстотерпцы. Фрагмент иконы

Святые царственные страстотерпцы. Фрагмент иконы

В храме Святителя Николая в Пыжах в Москве есть чудотворная икона, которая источает миро и исцеляет страждущих.

Икона святых Царственных страстотерпцев

Икона святых Царственных страстотерпцев

В 1998 году в ходе торжественной официальной церемонии произошло перезахоронение останков Романовых. Тем не менее, Русская Православная церковь, невзирая на большое количество экспертиз, не принимает выводы идентификационных исследований останков, выражая надежду, что разногласия о достоверности захоронения и обнаруженных под Екатеринбургом останков впоследствии исчезнут.

Захоронение останков Царской семьи в 1998 году

Сегодня еще существуют противоречивые суждения об императоре Николае II как о правителе. Сказывается 70 лет навязывания официальной псевдоистории о кровавом и слабом царе и болевших сердцем за простой народ храбрых революционерах. Но одни лишь фотографии святых страстотерпцев поражали еще советских школьников. Сегодня всё большее количество русских справедливо видят в царской семье идеал отношений христианских супругов, родителей, икону жертвенной любви, смирения и чистоты сердца.

Автор: Ольга Тимашова.

Молитва

Молитва первая

Молитва вторая

О, святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Видео

Архивная видеозапись. Круглый стол по вопросам канонизации Николая II.

Читайте также: