Почему нельзя сидеть на полу в школе

Обновлено: 05.07.2024

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Уже на следующей неделе начнутся занятия в школе. Дети сядут за парты и будут проводить за ними по несколько часов в день. Мы решили выяснить, каким должно быть рабочее место школьника и поговорили об этом с ортопедом Еленой Адулас.

1. Каким должно быть рабочее место ребенка?


Сначала разберемся с самым основным. Есть несколько простых базовых правил организации рабочего места:

  • Ребенок должен сидеть на некрутящемся стуле, чтобы избежать ротационных, проворачивающих движений позвоночника.
  • У стула должна быть спинка, на которую ребенок сможет периодически опираться и отдыхать.
  • Стопы ребенка должны стоять на полу, а коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямым углом.
  • Высота стола должна быть такой, чтобы кончик среднего пальца руки, поставленной на локоть, был на одном уровне с уголками глаз.
  • Глаза работающего за компьютером должны находиться на уровне поисковой строки, поэтому лучше использовать полноценные мониторы, а не экраны ноутбуков, которые требуют наклона головы.

Соблюдение этих правил можно обеспечить обычной бюджетной мебелью, отрегулировав ее высоту или, если такой опции нет, подложив что-то под ножки. Вероятно, выставить нужную высоту будет легче на наклонном столе, который стоит дороже обычного, но говорить, что это невозможно сделать и с прямой столешницей — несправедливо.

2. В какой позе ребенок должен сидеть за столом?


Ребенка нужно приучить сидеть правильно: не перекидывать ногу на ногу, не подкладывать одну ногу под себя. Сидящий должен опираться на две стопы и попу равномерно, сохраняя три-четыре точки опоры. Приучать ребенка к этой корректной посадке лучше сразу же, как только начнутся занятия за столом — чтобы к школе у него уже был выработан навык равномерного распределения нагрузки. Главный совет — сохранять симметричность положения, не допускать перекосов.

3. Стоит ли использовать балансировочную подушку?


Воздушные плоские балансировочные подушки сделаны обычно из резины — это хороший инструмент для удержания равновесия, который укрепляет глубокие мышцы. Я рекомендую не только подкладывать их на стул, но и стоять на них, например, в процессе чистки зубов.

Нагрузку можно увеличивать постепенно: сначала удерживать равновесие на двух ногах, потом на одной, потом попробовать делать утреннюю зарядку. Можно подключать умственную работу и одновременно с этим упражнением учить стихи, языки или даже смотреть мультфильмы. Так будут незаметно прорабатываться глубокие стабилизационные мышцы, и, кроме того, повысится общая концентрация внимания ребенка.

4. А работать за конторкой, то есть стоя — можно?


Пушкин тоже учился за конторкой, то есть стоя. Сидячая нагрузка действительно тяжелее для позвоночника как ребенка, так и взрослого, поэтому ничего плохого в таком способе работы я не вижу. Но, возможно, еще лучше было бы постоянно менять позиции: здесь школьник посидел, там постоял, а на перемене подвигался.

Но, отмечу, что без укрепления мышц ребенку все равно будет трудно стоять целый урок: ноги заболят, нагрузка на стопы увеличится.

5. Модные коленные стулья правда исправляют осанку?


К сожалению, это не более чем маркетинговая технология. Ребенок со слабыми стабилизирующими мышцами будет криво сидеть на любом стуле. Стул — прямой или немного скошенный, — мы подбираем исходя из конкретного типа нарушения осанки у ребенка. Например, если у ребенка плоская спина, лучше подобрать стул с немного скошенным кпереди сиденьем, для ребенка с сильным прогибом, наоборот — стул с прямым сиденьем.

6. Как связаны плохое зрение и осанка?


У некоторых детей школьного возраста сильно портится зрение. Это важный датчик, который отвечает за баланс нашего тела. Глазодвигательные мышцы связаны с глубокими мышцами шеи, а значит, даже косоглазие может влиять и на осанку.

При этом та же близорукость — скорее генетически детерминированная ситуация, которая связана с хрусталиком глаза, а не с мышцами.

Это синдром дисбаланса в шейной зоне, когда у ребенка шея смещается вперед от постоянной нагрузки. При прямой голове вес черепа — 5 килограмм, но когда мы наклоняем голову на 60 градусов (а именно так мы поступаем, когда смотрим в экран смартфона), вес увеличивается до 27. Получается, что такую тяжесть ребенок носит постоянно, если часто смотрит в телефон не под прямым углом. Вследствие этого у него ослабевают глубокие мышцы шеи, которые не работают в положении наклоненной головы, зато включаются поверхностные, грудино-ключичная-сосцевидная, лестничные, напрягаются мышцы лопатки.

В результате у ребенка могут появиться либо усилиться головные боли, появляются нарушения зрения, слуха, памяти и внимания. А затем могут начаться и проблемы в самой шее.

7. Как на осанке сказывается психологическое состояние ребенка?


С точки зрения доказательной медицины существуют психосоматические заболевания — их возникновение диктуется психологическим состоянием человека. Именно поэтому нестабильное внутреннее состояние ребенка может стать причиной не столько возникновения, сколько усугубления каких-то патологий. Поэтому в целом для поддержания здоровья важно следить и за эмоциональным равновесием, и за состоянием нервной системы ребенка.

Интенсивная дошкольная подготовка ребёнка, где он сидит всё это время на стульчике, приносит ему больше вреда, чем пользы. Учёные, медики и психологи давно бьют тревогу по этому поводу. Сидячий образ жизни - бич нашего времени, а раннее усаживание малышей за школьную парту тормозит их природную активность и развитие

О вреде дошкольной подготовки за партой

Почему вредна дошкольная подготовка ребёнка за партой?

Интенсивная дошкольная подготовка ребёнка, где он сидит всё это время на стульчике, приносит ему больше вреда, чем пользы. Учёные, медики и психологи давно бьют тревогу по этому поводу. Сидячий образ жизни – бич нашего времени, а раннее усаживание малышей за школьную парту тормозит их природную активность и развитие.

Сидя или стоя?

Как лучше учиться, сидя или стоя? А может быть лёжа на животе? Хотя возможно и такое – в специализированных центрах детского развития ваш малыш может получать знания в любой позе, главное, что в этот момент он целиком поглощён творческим процессом. Если детям предоставить право выбора самим решать, где и как они будут читать, рисовать или лепить, то очень немногие из них предпочтут делать это чинно сидя за столом, держа осанку светской дамы.

Дело в том, что такая поза очень утомительна для ребёнка, его тело закрепощено и напряжено, поэтому он старается расслабить его всеми возможными способами – развалиться, подпереть голову, скрючиться или подтянуть ноги на стул.

Долго сидеть вредно, гораздо вреднее, чем стоять или лежать

Долго сидеть вредно, гораздо вреднее, чем стоять или лежать

Немеют мышцы спины, шея, руки и ноги. От долгого сидения наш S-образный позвоночник плавно принимает С-образный вид. В сидячем положении, нагрузка на позвоночник в 2 раза больше, чем в положении стоя, и в 8 раз больше, чем лёжа, причём эта нагрузка распределена крайне неравномерно. Что и вызывает быструю утомляемость, застойные явления и замедленный обмен веществ в организме.

Тело человека, а тем более растущее тело ребёнка, не предназначено для долгого сидения. В XVIII- XIX веках люди умственного труда работали стоя, за конторками – высокими столами, где регулируются высота и наклон рабочей плоскости. И только с новым витком развития капитализма пришла мода на сидячие места, которые пагубно влияют не только на здоровье, но и на творческую мозговую активность.

Почему успешные люди предпочитают работать стоя?

Почему успешные люди предпочитают работать стоя?

Те немногие школы, которые взяли на себя смелость заменить школьные парты конторками, как это было в дореволюционных лицеях, отмечают целый ряд положительных изменений – от повышения общей успеваемости классов до невиданной активности учащихся на уроках.

Школьная дошкольная подготовка

Школьная дошкольная подготовка

Пришкольные подготовительные классы пользуются у родителей вполне понятным спросом. Ребёнка готовят к школе, причём там, где он и продолжит учёбу. Малыши знакомятся с будущими учителями и одноклассниками, со школьными правилами и внутренним распорядком. Немаловажную роль играет близкое расположение дома и школы. А главное – школьные курсы гораздо дешевле, чем специализированные курсы интенсивной дошкольной подготовки.

Движение – это жизнь, ребёнку свойственно бегать, прыгать, кувыркаться. Как раз эти естественные потребности школа старается свести только к урокам физкультуры. Ежедневное просиживание за партами формирует удобного, послушного, но в итоге безынициативного ученика. Добавьте сюда многочасовое просиживание за компьютером, планшетом, телевизором, и вот мы получаем безвольного молодого человека…

Будущее закладывается в детстве

Если ребёнку не с чем сравнивать, то он принимает школьную систему как само собой разумеющуюся и единственно возможную. Но если малыш ходил в хороший центр детского развития, то сломать его будет не так-то легко. Приобретённые навыки, высокая самооценка, а также стремление к познанию и свободе выбора останутся с ним навсегда.

Если провести приблизительные подсчеты, в среднем школьник проводит в сидячем положении 7-9 часов в день. Пять-шесть уроков в школе сменяются 2-3 часами подготовки домашнего задания, просмотром телевизора и играми за компьютером. На первый взгляд, в этом нет никакой опасности, мы привыкли думать, что если человек сидит, то его тело не несет практически никакой нагрузки. На самом деле это не так. Природа создала человека для движения, и при длительном сидении включаются процессы, изнашивающие организм.

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

В 2001 году в Германии группа ученых из организации Bundesarbeitsgemeinschaft für Haltungs- und Bewegungsförderung e.V. (BAG) под руководством эксперта мирового уровня в области эргономики и опытного ортопеда Профессора Дитера Брейтхеккера (DieterBreithecker) запустила интересный эксперимент в одной из обычных школ Ганновера. Ученые предположили, что если кардинально изменить организацию учебного процесса с учетом физиологических потребностей детей, это существенно улучшит здоровье, физическое развитие, а главное, уровень концентрации и успеваемости учеников младших классов.

Эксперимент шел четыре года, для чистоты исследования в соседней школе выделили контрольную группу из учеников начальных классов того же возраста. Эти дети занимались по традиционным школьным программам в стандартно оборудованных классах.

Результаты поразили даже ученых. В отличие от ребят из соседней школы, которые часами сидели за партами в статическом положении, дети из экспериментальной группы были гораздо активнее сверстников, все время проводили в движении. К концу четвертого класса у половины детей из обычной школы медики обнаружили деформации позвоночника, тогда как в тестовой группе все дети оставались здоровы. Улучшилась и успеваемость школьников. Если в начале исследования ученики обеих групп не отличались в выносливости, координации и восприимчивости, то к концу эксперимента ученики тестовой группы значительно опережали сверстников по этим параметрам, и как следствие, по качеству учебы.

Как правильно сидеть

Первый принцип: правильное положение тела при сидении такое, которое позволяет свободно двигаться в любом направлении. Проверьте, можете ли вы без изменения осанки повернуться направо и налево? Чувствуете ли вы плавный поворот позвонков при этом? Когда мышцы спины работают оптимально, при повороте задействуется весь позвоночник, а не отдельные сегменты. Можете ли вы свободно дышать грудной клеткой и животом? При динамическом сидении дыхание не требует усилий, мышцы живота расслабленны, диафрагма и живот могут двигаться свободно.

Второй принцип: основную работу по поддержанию вертикального положения тела должен выполнять скелет, а не мышцы. Именно скелет помогает мышцам не напрягаться. При правильной опоре на скелет во время сидения обе ноги стоят на полу, человек ровно сидит на обеих ягодицах, что позволяет равномерно распределять вес по седалищным костям, поясница должна быть слегка изогнутой. При этом человеку нужно сидеть прямо, а не отклоняться вперед или назад.

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

А для детей врачи-ортопеды Новосибирского исследовательского института травматологии и ортопедии разработали систему простых упражнений, которые позволят снять статическое напряжение с мышц. Часть из них выполнять нужно прямо на стуле, а часть, встав из-за рабочего стола, не реже чем через каждые полчаса сидячей работы.

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

Правильная мебель

Одним из важных факторов успеха ганноверского эксперимента стало то, что классы были оборудованы правильной эргономичной мебелью. Принципы подбора такой мебели можно взять на вооружение при оборудовании детской комнаты.

Итак, правильная эргономичная мебель должна соответствовать нескольким требованиям:

- Стол и стул должны регулироваться по высоте, то есть фактически расти вместе с ребенком. Такая мебель может прослужить с 1 по 11 класс. У хороших столов должна быть удобная регулировка, которой ребенок может пользоваться самостоятельно.

- Угол наклона столешницы должен регулироваться по высоте, чтобы ребенок мог сохранить правильное расположение тела при различных занятиях: чтении, рисовании, письме.

- За правильным столом можно заниматься не только сидя, но и стоя. Специальная конструкция позволяет быстро переводить стол в нужное положение.

- Правильная школьная мебель должна быть надежда и безопасна для ребенка, на ней должны быть специальные механизмы для предотвращения травм.


На российском рынке представлена эргономичная мебель производителей из Германии, Тайваня, Китая, России. Есть как столы и стулья в классическом понимании, так и интересные новаторские решения, которые точно понравятся детям. Среди таких новинок:

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

Предназначено это динамическое кресло для детей от 4 до 12 лет. Рассчитано на ребят весом приблизительно от 15 до 50 кг и ростом до 165 см.

Цена: 11500 рублей.

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

Цена: от 6 до 9 тысяч рублей

Кресла Duorest, Южная Корея

Южнокорейская компания Duorest на протяжении 20 лет занимается созданием и выпуском ортопедических кресел. Детские кресла серии Duorest Kids разработаны по японским технологиям. Сначала они предназначались для внутреннего рынка страны Восходящего солнца, но после первых успешных продаж фабрика Duorest запустила их в массовое промышленное производство.

Кресло Duorest Kids состоит из нескольких различных настраиваемых механизмов, которые позволяют регулировать кресло по росту ребенка. Запатентованная в 24 странах мира двойная система спинки состоит из двух независимых друг от друга крыльев, которые поддерживают спину ребенка. Вес корпуса в сидящем положении в основном распределяется назад, два крыла спинки могут менять угол наклона, они принимают анатомическую форму спины ребенка, спина и позвоночник находятся в правильном положении и нагрузка распределяется равномерно. Седловидная, анатомическая форма сиденья повторяет строение бедер и обеспечивает глубокую посадку относительно спинки кресла. Конструкция кресла предусматривает правильное положение ног.

Цена: 10-15 тысяч рублей в зависимости от модели

Детская ортопедическая мебель немецкой марки Moll

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

Цена: стул от 12 до 23 тысяч рублей, стол от 23 до 65 тысяч рублей.

Мебель из Тайваня COMF-PRO

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

Эргономичная мебель для детей изготавливается из импортируемых из Германии материалов, износостойких материалов из США с повышенной ударопрочностью и прошедшими усиленный экологический контроль. В ассортименте письменные столы и стулья для школы, компьютерные столы и стулья, а также аксессуары.

Цены: стол от 12 до 30 тысяч в зависимости от конструкции, стул около 8 тысяч рублей

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

Стоимость базовых деталей: стол от 18 000 рублей, стул от 16 000 рублей.

Динамическое сидение: почему вертеться за столом полезно

Читайте также: