Почему не хотят вводить дистанционное обучение в школах
Обновлено: 05.07.2024
На днях родители, и без того уставшие от учебы детей в онлайне, забеспокоились с новой силой: стало известно, что в Думе к первому чтению готовится законопроект, регулирующий статус дистанционного образования. Многие восприняли инициативу как путь ликвидировать очное обучение в школах в принципе. Вместе с чиновниками, врачами и представителями родительской общественности мы разобрались, что происходит на самом деле. И есть ли вообще смысл в дистанционке.
Что случилось?
Разработка законопроекта, регламентирующего онлайн-образование, на самом деле началась весной: группа сенаторов выступила с этой инициативой еще в мае. Тогда школы уже почти месяц работали в удаленном режиме — негативные отзывы родителей, учителей и детей успели накопиться.
Сейчас беспокойство родителей только усилилось. Новость о том, что законопроект о дистанционном образовании готовят к первому чтению в Думе, утвердила их в мысли: скоро дистанционное образование будет законодательно уравнено с очным.
Чиновники при этом утверждают — законопроект не призван уничтожить очное образование. Он нужен лишь для того, чтобы упорядочить процессы.
В конце апреля и мая у нас тоже был пик — конечно, не такой, какой мы сейчас видим. Но именно ограничительные меры тогда вывели с этого пика. При этом честно хочу сказать, что в больнице тоже работают живые люди и те 6 месяцев нагрузки и то, что происходит сейчас, дается им непросто.
У меня есть ребенок, она заканчивает школу, находится на дистанционном обучении, и ей тоже очень не нравится система. Эти негативные высказывания о том, что детей перевели на дистанционное образование, качество образования снижается, усложняются внутрисемейные отношения, понятны. Но давайте посмотрим на другую сторону: 1000 пациентов с диагнозом COVID в Коммунарке, 200 из них в реанимации, большая часть на ИВЛ со всеми рисками.
Денис Проценко, главный врач городской клинической больницы № 40
О проблемах со здоровьем детей на дистанте
Инна Гориславцева:
За период использования цифровых платформ для организации образовательного процесса наши дети уже не мифически, а фактически утратили часть своего здоровья, притом что они сейчас реально живы, здоровы, мы знаем, что смертей от COVID среди них нет. Наши родители пошли валом к офтальмологам, потому что у детей тотально падает зрение: после длительного просмотра обучающих программ, после того как они садятся выполнять домашние задания, глаза у них становятся красными, как у кроликов. Наши дети жалуются на депрессию, на головную боль, на плохой сон. У многих детей тахикардия.
Давайте расскажу на собственном примере. У меня дочь-хорошистка, прекрасно учится, здоровая, у нее нормальная здоровая психика.
В какой-то из дней дочь подошла ко мне, начала плакать и говорить, что постоянное присутствие в онлайне ее так вымотало, что она готова покончить с собой
С одной стороны, мы бережем наших детей от ковида, бережем жизни наших учителей, бережем наших бабушек и дедушек. Но, с другой стороны, мы калечим будущее нашего поколения конкретными действиями. Поэтому врачи должны взвешенно оценить ситуацию — не только связанную с коронавирусом, но и с долгосрочными последствиями касательно здоровья наших детей. Все, о чем я сейчас сказала: падение зрения, развитие плоскостопия, заболеваний позвоночника, — должно быть принято к сведению.
Давайте посмотрим правде в глаза: когда у нас появляется случай гепатита, для него есть установленный карантинный срок. И в этой ситуации все родители прекрасно понимают, что по окончании назначенного срока карантина дети вернутся к очной форме обучения. И мы готовы терпеть — заболел ребенок, мы идем все вместе на карантин и спокойно сидим ждем. Конкретный класс будет закрыт, при необходимости конкретная школа будет закрыта. Но когда закрывается один отдельно взятый ребенок в одном отдельно взятом классе на карантин, не закрывается весь город. В данном же случае весь город закрыт конкретно из-за наших детей.
Есть дети 6–11-х классов, которые сидят дома. А параллельно есть дети начальной школы, которые ходят в школу, плюс есть дети, которые учатся в колледжах.
Получается абсолютно казуистичная ситуация, когда средний ребенок сидит дома на дистанционном, младший продолжает ходить в школу, а старший — в колледж
Где в этом случае санитарно-эпидемиологические меры, которые должны уберечь семью от инфицирования? Параллельно с этим мама с папой продолжают ходить на работу, прекрасно инфицируются в транспорте, прекрасно инфицируются в магазинах и приносят эту заразу домой. В данном случае именно эта нелогичность предпринятых мер, их комплексность говорят нам о чем? О том, что мы не понимаем, когда закончится этот карантинный период.
Слушайте, ну если стоит задача сберечь здоровье всех, давайте примем какие-то серьезные комплексные меры, только оценивая в том числе перспективы, связанные с утратой когнитивных функций наших детей, зрительных функций; учтем, что заниматься физкультурой в течение этого длительного периода карантина они будут максимум дома на коврике. А потом этим детям идти в армию. А в армию идти будет некому, потому что наши мальчики будут слепыми, как кроты; с какими-то другими дисфункциональными расстройствами.
Антон Молев, заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы:
Зачем мы заперли одних детей, но при этом позволяем ходить в школу ребятам начального образования с 1-го по 5-й? По понятным причинам. В том числе из-за интересов родителей. Совершенно очевидно, что мальчика или девочку семи лет оставить дома одного нереально. А вот ребенка двенадцати лет уже можно оставить.
Понятно, что грань зачастую бывает зыбкой. Но повторяю: это непростые решения. Когда мы понимали, что последствия могут быть крайне тяжелыми для здоровья и жизни людей, мы шли на то, чтобы перевести на дистанционное хотя бы ребят с 6-го по 11-й класс.
Мы понимали, что если закроем начальную школу и 5-е классы, то остановим город наполовину и вас, родители, оставим сидеть по домам
Мы половину ребят оставили дома, и это значит, что при понятном возмущении учителей и родителей мы все-таки реализовывали то, что задумали в самом начале учебного года, — изменили маршруты детей в школах, снизили возможность контактировать с другими. Приходилось передислоцировать раздевалки, придумывать, чтобы дети в разное время приходили и на завтраки, и на обеды, чтобы минимизировать контакты. Тогда это нужно было делать при стопроцентной наполняемости школ. Сейчас школы обладают тем ресурсом, который помогает максимально дистанцироваться с 1-го по 5-й класс.
Дошкольное образование — другое дело. И объемы контактов там меньше, да и организация жизни такова, что дети из разных дошкольных групп почти не контактируют друг с другом. Они фактически уже находятся на условном карантине.
Елена Андреева, руководитель Роспотребнадзора Москвы:
Коронавирус, как и все другие вирусные инфекции, активизируется в определённый сезон. В марте вирусные инфекции, как правило, отступают, и поэтому доминирующий коронавирус тогда тоже отступил, и мы ушли на плато. Осенью же все вирусные инфекции: аденовирусные, риновирусные и вирусы гриппа, коронавирус, — нарастают. И количество заболевших детей тоже растет, только темпы другие.
12 самых частых вопросов о коронавирусной инфекции у детей
Да, дополнительное образование мы сегодня исключаем, чтобы все-таки лишить людей возможности лишний раз контактировать друг с другом. Это временная мера. Родители, услышьте нас! Если мы закрываем детей в школах изолированно, но при этом они могут пойти и коммуницировать с другими людьми на дополнительных занятиях, то, значит, этот блок тоже нужно выключить из общения. Сегодняшняя изоляция временная, ограниченная для многих возрастов. Если мы с вами ее выдержим, это позволит удержать заболеваемость на тех цифрах, которые есть сегодня, не превысить пиковые майские значения. Поверьте, когда мы будем выводить из ограничений разные группы и возвращать допобразование и детей в очную форму, то мы это будем делать с особой радостью.
О несовершенствах образовательной платформы
Инна Гориславцева:
Существующие нормы СанПиН жестко регулируют время, которое дети могут проводить за мониторами. Платформа МЭШ принуждает присутствовать на уроках по 6 и 7 часов за мониторами. А после этого начинаются домашние задания — тоже в электронном виде.
У меня простой вопрос: я считаю, что все тестовые материалы, которые выкладываются на МЭШ, должны пройти жесткую проверку на предмет соответствия времени, которое отводится на их выполнение, если мы вынуждаем детей делать это через мониторы дистанционно.
И таких примеров, когда дети жалуются на головные боли, на физическую усталость, на нехватку времени, очень много
Второй момент про качество дистанционки. Да, наверное, мы стараемся сберечь здоровье наших детей — физическое, но давайте поговорим о здоровье духовном. Потому что на самом деле качество материалов, которыми эта платформа заполнена, сильно страдает. У нас есть куча нареканий со стороны родителей. Есть фактические, фактологические ошибки. Есть несуразности, когда картинки про древних славян, а на иллюстрациях японцы.
Нам весной сказали, что уроки в зуме — это плохо, потому что он не защищен. И именно по этой причине была осуществлена доработка, для того чтобы дети подключились к системной работе через Teams, который интегрирован в МЭШ. Давайте посмотрим, избавило ли это нас от сложностей.
Сегодняшний день показателен. Из семи уроков сегодняшнего дня мой ребенок не смог подключиться к трем
Это значит, что я должна взять учебник, по которому дети учатся, и пройти с ребенком соответствующие темы, помочь их разобрать. Но я не могу это сделать, потому что тесты на МЭШе никак не корреспондируются с учебником. Если ребенок не присутствовал на уроке в связи с техническим сбоем, то решить он их не сможет. Из чего я делаю вывод, что многие эти тестовые материалы в достаточной степени не соответствуют требованиям ФГОС и тем учебникам, которые рекомендованы в школах.
Антон Молев:
О приравнивании дистанционки к очной форме законодательно
Инна Гориславцева:
Скажите, пожалуйста, вот вы взрослые люди, все иногда смотрите телевизор. Сколько времени вам надо для принятия решения, чтобы переключить неинтересную для вас программу, когда в руках есть пульт? Через сколько секунд вы нажмете кнопку, чтобы пройти на следующую программу, с которой больше повезет, будет интереснее? Думаю, считаные секунды. Многие дети, оставшись без присмотра родителей, тоже отключаются от уроков. Это доказанный факт, потому что мамы, которые сидят дома и могут работать с детьми, их концентрируют, настраивают, проверяют, вошел ли ребенок на урок, но те, кто ходит на работу, не могут это сделать.
Нельзя ставить знак равенства между очной и дистанционной формами образования!
Особенно в том виде, в котором сейчас это пытаются внести в качестве инициативы в соответствующий законопроект, легализующий дистанционную форму обучения как приравненную к очной. Это принимать нельзя. Москва — тот субъект Федерации, который является флагманом дистанционного образования в России. Совершенно четко он может занять свою позицию и отозвать положительное заключение на этот законопроект из Думы, для того чтобы занять некоторое время и в большей степени взвешенно подойти к этому вопросу, принять его в большей степени как аргументированный и удовлетворяющий потребности родителей в очном образовании детей.
Мария Лазутина, председатель Комиссии по образованию и науке ОПМ:
Дистанционное обучение — форма, которая позволяет часть учебных материалов передавать дополнительно в рамках офлайн-обучения. Это вынужденная мера, никогда Дума не примет решение, что дистанционное обучение будет равно очному, как вы сказали. Вместе с тем исключить то, что дистанционное обучение уже сегодня является во всем мире и у нас некой дополнительной формой образования, мы уже не можем.
Часто задают вопрос, перейдем ли мы все на дистанционное образование. Нет, не перейдем
Вот три с лишним века мир пытается убрать классно-урочную систему, но три с половиной века мы живем и работаем в классно-урочной системе, где есть учитель, класс, ученик и так далее.
Антон Молев:
Я не только чиновник, но в прошлом — учитель, понимаю, что мы учим детей принимать решения и нести за них ответственность. Своих детей мы этому тоже учим. Я понимаю, что самые заслуживающие уважения решения — это самые трудные, как правило. И, безусловно, те решения, что принимались весной, и тем более сейчас, осенью, — это не результат каких-то планов или желаний. Это вынужденная мера, за которую мы как правительство города, конечно же, несем ответственность.
Ни в каком страшном сне ни одному здравомыслящему человеку не может прийти в голову, что зачем-то можно целенаправленно перевести детей на дистанционное обучение, кроме одного — когда мы принимаем ответственное, тяжелое решение во имя спасения здоровья и детей, и взрослых, и учителей.
"Мы говорим о традиционной классической форме обучения с 1 сентября, не планируем вводить дистанционное обучение. Новые возможности для учителей и учащихся будут организованы за счет дистанционного обучения, но это дополнительные возможности", - сказал Кравцов на брифинге в правительстве РФ в понедельник.
Он сообщил, что "в начале следующего года для учащихся будет проведена диагностика знаний, чтобы выявить дефицит в знаниях и оказать методическую помощь". "За эту работу не будут выставляться оценки", - подчеркнул министр. По его словам, в министерстве хотят понять "реальную картину уровня знаний детей", чтобы устранить возможные пробелы в их образовании.
"Мы начали подготовку к новому учебному году, готовимся, что все школы будут открыты, будут организованы традиционные линейки. Весь опыт, наработанный в рамках проведения ЕГЭ, будет использован при организации обучения в школах, все требования Роспотребнадзора будут учтены", - сказал Кравцов.
Он напомнил, что с 1 сентября по 5 тыс. рублей дополнительно будут выплачивать классным руководителям, при этом никакие другие выплаты отменены не будут. Кроме того, начальные школы будут обеспечивать горячим питанием.
Представленная ниже статья была написана еще в сентябре 2019 года. Но совершенно неожиданно события, связанные с разразившейся пандемией коронавируса, явились катализатором процесса ускоренного перехода на дистанционные формы обучения, и статья стала особенно актуальной. Опубликованная на нашем Дзен-канале, она вызвала много споров и откликов в свете активно внедряемого сейчас дистанционного обучения.
Переход на дистанционное образование в средних общеобразовательных школах.
Постепенный переход с обучения в "обычных" школах на дистанционное образование уже начался в частных школах. Когда этот процесс дойдет до государственных школ и что принесет он для нас с вами?
Поиск новых форм образования в соответствии с развитием цифрового общества в скором времени приведет к полному изменению основных принципов образования. Особенно это коснется общего среднего образования. Уже сейчас активно развиваются такое направление, как домашнее обучение. В ближайшем будущем ведущую роль в школьном образовании может занять дистанционное образование.
Стремительная цифровизация человечества, связанная с внедрением средств интернет - коммуникаций, влияет на все сферы нашей жизни и заставляет по-новому смотреть на уже известные средства получения знаний. Прежде всего это касается широкого внедрения дистанционного образования.
Еще каких-то 20 лет назад такой вид обучения мог казаться чем-то несбыточным, словно из книг в жанре научной фантастики. Но прошло время, изменились технологии и изменился мир. Теперь, благодаря применению цифровых технологий, появилась возможность получать знания не выходя из дома.
Имя данной системы образования — дистанционное или электронное обучение.
Суть метода дистанционного образования в школе
Если раньше интернет использовался в основном для поиска информации или, максимум, обучения иностранным языкам на онлайн - курсах, то теперь интернет- технологии стали настолько совершенны, что позволяют проводить практически такой же объем знаний, как в школе или вузе.
В наших министерствах, отвечающих за среднее и высшее образование стараются дать импульс развитию данного направления. Так, еще в июле 2017 года в Минобрнауки предложили к рассмотрению проект дальнейшего развития реформы образования, способный кардинально изменить весь процесс российского образования, а именно внедрение электронного (ДИСТАНЦИОННОГО) образования (о плюсах и минусах дистанционного образования читайте в этой статье).
Юридические основы реализации дистанционного обучения в школе
Из закона об образовании (273-ФЗ)
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Возможные формы дистанционного образования
* возможности получения знаний при электронном образовании
На данном примере видно, что многообразие вариантов получения знаний и их закрепления значительно превосходит возможности стандартного урока в обычной школе. Дистанционное образование позволяет не только уделять больше времени конкретному ученику, но и организовывать обучение более продуктивно, с гораздо большей эффективностью.
Перспективы внедрения дистанционного образования
Учитывая общемировое направление развития образования и качественный скачок интернет-технологий, говорить о необходимости внедрения дистанционного образования, можно как о свершившемся факте.
- Осуществление такого образования позволит дать детям качественный учебный материал не только в крупных городах, но и по всей стране, включая самые отделенные ее уголки.
- Дистанционное образование — это не только современно, но и качественно и, что особенно важно, дешево! Для него нет необходимости строить дополнительные школы, нанимать педагогов и оплачивать их работу. Все, что требуется — наличие компьютера и хорошего интернета.
- Что касается затрат на такое обучение со стороны родителей, то они будут значительно ниже, чем затраты на обучение в реальной школе (не надо тратиться на школьную форму, учебники и т.д.).
* прямое общение между учителем и учеником посредством дистанционных технологий образования.
Мы стоим на пороге настоящей революции в школьном образовательном процессе. Несмотря на то, что на данный момент, дистанционное образование внедрено лишь в немногих частных школах, массовый переход на этот вид обучения "не за горами" и лучше все продумать и подготовиться к нему заранее.
Сергей, как это в маршрутке не соберётся много народу? Вы точно хоть раз ездили в час пик? При чем там все друг другу в лицо дышат, а в школах хоть дистанция. На Машзавод Час можно ехать с центра в пробке как кильки в банке и ни одна масочка не поможет
Виктория, Тут важно время и характер скопления людей. Школы большие организации где находятся много народу, создаются длительные цепи передачи вируса. А автобусе за полчасика ты мало кого заразишь, наличие двери и форточки обеспечивают отток воздуха.
Японские исследования есть, где было показано, что достаточно 2 форточек для обеспечения вентиляции в переполненном вагоне в метро. Аэрозоль с вирусами вся уходит.
Сергей, какие форточки? Уже зима почти Вы точно в микриках УУ ездете? На другой конец можно и полтора часа ехать спокойно) а в школах класс с классом, просторнее намного. И уж точно проветрить можно. Да и образование итак страдает от слова совсем, система не выдерживает дистанционки
Сергей Макаров
Не надо школам дистанционки, я в прошлом году заебался
Alex,
Александр, Нет, естественный иммунитет вцелом менее устойчив чем вакцин-индуцированный. Повторно заболеть и тяжёло можно с большей вероятностью чем если бы вы были вакцинированы. Вакцинированные в подавляющем числе случаев болеют легко.
Александр, Неверная информация, Лудупова летом говорила о вакцинированных. Цитата: 3,6% прошедших вакцинацию заболели коронавирусом. Об этом сообщили в правительстве Бурятии.
- Подтверждается факт, что привитые крайне редко попадают в больницу. Они лечатся, в основном, дома, - заявила министр здравоохранения Бурятии Евгения Лудупова.
О повторных случаях заражения говорили в ноябре 2020 до появления штамма дельта, который более заразный.
Извините, но мечтать о дистанционном обучении может только недалекий человек. Это бессмысленно потраченные дни, время. КПД ноль. И желать этого своим же детям.
Юлия Дегтярева
Читайте также:
- План урока русского языка в начальной школе на основе системно деятельностного подхода
- Аналитическая записка к проекту в доу
- Дух времени о чем фильм кратко
- Объясни каким образом образование влияет на конкурентоспособность страны кратко
- Какие документы нужны в школу для бесплатного питания для многодетной семьи в уфе