Почему не хотят вводить дистанционное обучение в школах

Обновлено: 05.07.2024

На днях родители, и без того уставшие от учебы детей в онлайне, забеспокоились с новой силой: стало известно, что в Думе к первому чтению готовится законопроект, регулирующий статус дистанционного образования. Многие восприняли инициативу как путь ликвидировать очное обучение в школах в принципе. Вместе с чиновниками, врачами и представителями родительской общественности мы разобрались, что происходит на самом деле. И есть ли вообще смысл в дистанционке.

Что случилось?

Разработка законопроекта, регламентирующего онлайн-образование, на самом деле началась весной: группа сенаторов выступила с этой инициативой еще в мае. Тогда школы уже почти месяц работали в удаленном режиме — негативные отзывы родителей, учителей и детей успели накопиться.

Сейчас беспокойство родителей только усилилось. Новость о том, что законопроект о дистанционном образовании готовят к первому чтению в Думе, утвердила их в мысли: скоро дистанционное образование будет законодательно уравнено с очным.

Чиновники при этом утверждают — законопроект не призван уничтожить очное образование. Он нужен лишь для того, чтобы упорядочить процессы.

В конце апреля и мая у нас тоже был пик — конечно, не такой, какой мы сейчас видим. Но именно ограничительные меры тогда вывели с этого пика. При этом честно хочу сказать, что в больнице тоже работают живые люди и те 6 месяцев нагрузки и то, что происходит сейчас, дается им непросто.

У меня есть ребенок, она заканчивает школу, находится на дистанционном обучении, и ей тоже очень не нравится система. Эти негативные высказывания о том, что детей перевели на дистанционное образование, качество образования снижается, усложняются внутрисемейные отношения, понятны. Но давайте посмотрим на другую сторону: 1000 пациентов с диагнозом COVID в Коммунарке, 200 из них в реанимации, большая часть на ИВЛ со всеми рисками.

Денис Проценко, главный врач городской клинической больницы № 40

О проблемах со здоровьем детей на дистанте

Инна Гориславцева:

За период использования цифровых платформ для организации образовательного процесса наши дети уже не мифически, а фактически утратили часть своего здоровья, притом что они сейчас реально живы, здоровы, мы знаем, что смертей от COVID среди них нет. Наши родители пошли валом к офтальмологам, потому что у детей тотально падает зрение: после длительного просмотра обучающих программ, после того как они садятся выполнять домашние задания, глаза у них становятся красными, как у кроликов. Наши дети жалуются на депрессию, на головную боль, на плохой сон. У многих детей тахикардия.

Давайте расскажу на собственном примере. У меня дочь-хорошистка, прекрасно учится, здоровая, у нее нормальная здоровая психика.

В какой-то из дней дочь подошла ко мне, начала плакать и говорить, что постоянное присутствие в онлайне ее так вымотало, что она готова покончить с собой

С одной стороны, мы бережем наших детей от ковида, бережем жизни наших учителей, бережем наших бабушек и дедушек. Но, с другой стороны, мы калечим будущее нашего поколения конкретными действиями. Поэтому врачи должны взвешенно оценить ситуацию — не только связанную с коронавирусом, но и с долгосрочными последствиями касательно здоровья наших детей. Все, о чем я сейчас сказала: падение зрения, развитие плоскостопия, заболеваний позвоночника, — должно быть принято к сведению.


Давайте посмотрим правде в глаза: когда у нас появляется случай гепатита, для него есть установленный карантинный срок. И в этой ситуации все родители прекрасно понимают, что по окончании назначенного срока карантина дети вернутся к очной форме обучения. И мы готовы терпеть — заболел ребенок, мы идем все вместе на карантин и спокойно сидим ждем. Конкретный класс будет закрыт, при необходимости конкретная школа будет закрыта. Но когда закрывается один отдельно взятый ребенок в одном отдельно взятом классе на карантин, не закрывается весь город. В данном же случае весь город закрыт конкретно из-за наших детей.

Есть дети 6–11-х классов, которые сидят дома. А параллельно есть дети начальной школы, которые ходят в школу, плюс есть дети, которые учатся в колледжах.

Получается абсолютно казуистичная ситуация, когда средний ребенок сидит дома на дистанционном, младший продолжает ходить в школу, а старший — в колледж

Где в этом случае санитарно-эпидемиологические меры, которые должны уберечь семью от инфицирования? Параллельно с этим мама с папой продолжают ходить на работу, прекрасно инфицируются в транспорте, прекрасно инфицируются в магазинах и приносят эту заразу домой. В данном случае именно эта нелогичность предпринятых мер, их комплексность говорят нам о чем? О том, что мы не понимаем, когда закончится этот карантинный период.

Слушайте, ну если стоит задача сберечь здоровье всех, давайте примем какие-то серьезные комплексные меры, только оценивая в том числе перспективы, связанные с утратой когнитивных функций наших детей, зрительных функций; учтем, что заниматься физкультурой в течение этого длительного периода карантина они будут максимум дома на коврике. А потом этим детям идти в армию. А в армию идти будет некому, потому что наши мальчики будут слепыми, как кроты; с какими-то другими дисфункциональными расстройствами.

Антон Молев, заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы:

Зачем мы заперли одних детей, но при этом позволяем ходить в школу ребятам начального образования с 1-го по 5-й? По понятным причинам. В том числе из-за интересов родителей. Совершенно очевидно, что мальчика или девочку семи лет оставить дома одного нереально. А вот ребенка двенадцати лет уже можно оставить.

Понятно, что грань зачастую бывает зыбкой. Но повторяю: это непростые решения. Когда мы понимали, что последствия могут быть крайне тяжелыми для здоровья и жизни людей, мы шли на то, чтобы перевести на дистанционное хотя бы ребят с 6-го по 11-й класс.

Мы понимали, что если закроем начальную школу и 5-е классы, то остановим город наполовину и вас, родители, оставим сидеть по домам

Мы половину ребят оставили дома, и это значит, что при понятном возмущении учителей и родителей мы все-таки реализовывали то, что задумали в самом начале учебного года, — изменили маршруты детей в школах, снизили возможность контактировать с другими. Приходилось передислоцировать раздевалки, придумывать, чтобы дети в разное время приходили и на завтраки, и на обеды, чтобы минимизировать контакты. Тогда это нужно было делать при стопроцентной наполняемости школ. Сейчас школы обладают тем ресурсом, который помогает максимально дистанцироваться с 1-го по 5-й класс.

Дошкольное образование — другое дело. И объемы контактов там меньше, да и организация жизни такова, что дети из разных дошкольных групп почти не контактируют друг с другом. Они фактически уже находятся на условном карантине.

Елена Андреева, руководитель Роспотребнадзора Москвы:

Коронавирус, как и все другие вирусные инфекции, активизируется в определённый сезон. В марте вирусные инфекции, как правило, отступают, и поэтому доминирующий коронавирус тогда тоже отступил, и мы ушли на плато. Осенью же все вирусные инфекции: аденовирусные, риновирусные и вирусы гриппа, коронавирус, — нарастают. И количество заболевших детей тоже растет, только темпы другие.


12 самых частых вопросов о коронавирусной инфекции у детей

Да, дополнительное образование мы сегодня исключаем, чтобы все-таки лишить людей возможности лишний раз контактировать друг с другом. Это временная мера. Родители, услышьте нас! Если мы закрываем детей в школах изолированно, но при этом они могут пойти и коммуницировать с другими людьми на дополнительных занятиях, то, значит, этот блок тоже нужно выключить из общения. Сегодняшняя изоляция временная, ограниченная для многих возрастов. Если мы с вами ее выдержим, это позволит удержать заболеваемость на тех цифрах, которые есть сегодня, не превысить пиковые майские значения. Поверьте, когда мы будем выводить из ограничений разные группы и возвращать допобразование и детей в очную форму, то мы это будем делать с особой радостью.

О несовершенствах образовательной платформы

Инна Гориславцева:

Существующие нормы СанПиН жестко регулируют время, которое дети могут проводить за мониторами. Платформа МЭШ принуждает присутствовать на уроках по 6 и 7 часов за мониторами. А после этого начинаются домашние задания — тоже в электронном виде.

У меня простой вопрос: я считаю, что все тестовые материалы, которые выкладываются на МЭШ, должны пройти жесткую проверку на предмет соответствия времени, которое отводится на их выполнение, если мы вынуждаем детей делать это через мониторы дистанционно.

И таких примеров, когда дети жалуются на головные боли, на физическую усталость, на нехватку времени, очень много

Второй момент про качество дистанционки. Да, наверное, мы стараемся сберечь здоровье наших детей — физическое, но давайте поговорим о здоровье духовном. Потому что на самом деле качество материалов, которыми эта платформа заполнена, сильно страдает. У нас есть куча нареканий со стороны родителей. Есть фактические, фактологические ошибки. Есть несуразности, когда картинки про древних славян, а на иллюстрациях японцы.

Нам весной сказали, что уроки в зуме — это плохо, потому что он не защищен. И именно по этой причине была осуществлена доработка, для того чтобы дети подключились к системной работе через Teams, который интегрирован в МЭШ. Давайте посмотрим, избавило ли это нас от сложностей.

Сегодняшний день показателен. Из семи уроков сегодняшнего дня мой ребенок не смог подключиться к трем

Это значит, что я должна взять учебник, по которому дети учатся, и пройти с ребенком соответствующие темы, помочь их разобрать. Но я не могу это сделать, потому что тесты на МЭШе никак не корреспондируются с учебником. Если ребенок не присутствовал на уроке в связи с техническим сбоем, то решить он их не сможет. Из чего я делаю вывод, что многие эти тестовые материалы в достаточной степени не соответствуют требованиям ФГОС и тем учебникам, которые рекомендованы в школах.

Антон Молев:

О приравнивании дистанционки к очной форме законодательно

Инна Гориславцева:

Скажите, пожалуйста, вот вы взрослые люди, все иногда смотрите телевизор. Сколько времени вам надо для принятия решения, чтобы переключить неинтересную для вас программу, когда в руках есть пульт? Через сколько секунд вы нажмете кнопку, чтобы пройти на следующую программу, с которой больше повезет, будет интереснее? Думаю, считаные секунды. Многие дети, оставшись без присмотра родителей, тоже отключаются от уроков. Это доказанный факт, потому что мамы, которые сидят дома и могут работать с детьми, их концентрируют, настраивают, проверяют, вошел ли ребенок на урок, но те, кто ходит на работу, не могут это сделать.


Нельзя ставить знак равенства между очной и дистанционной формами образования!

Особенно в том виде, в котором сейчас это пытаются внести в качестве инициативы в соответствующий законопроект, легализующий дистанционную форму обучения как приравненную к очной. Это принимать нельзя. Москва — тот субъект Федерации, который является флагманом дистанционного образования в России. Совершенно четко он может занять свою позицию и отозвать положительное заключение на этот законопроект из Думы, для того чтобы занять некоторое время и в большей степени взвешенно подойти к этому вопросу, принять его в большей степени как аргументированный и удовлетворяющий потребности родителей в очном образовании детей.

Мария Лазутина, председатель Комиссии по образованию и науке ОПМ:

Дистанционное обучение — форма, которая позволяет часть учебных материалов передавать дополнительно в рамках офлайн-обучения. Это вынужденная мера, никогда Дума не примет решение, что дистанционное обучение будет равно очному, как вы сказали. Вместе с тем исключить то, что дистанционное обучение уже сегодня является во всем мире и у нас некой дополнительной формой образования, мы уже не можем.

Часто задают вопрос, перейдем ли мы все на дистанционное образование. Нет, не перейдем

Вот три с лишним века мир пытается убрать классно-урочную систему, но три с половиной века мы живем и работаем в классно-урочной системе, где есть учитель, класс, ученик и так далее.

Антон Молев:

Я не только чиновник, но в прошлом — учитель, понимаю, что мы учим детей принимать решения и нести за них ответственность. Своих детей мы этому тоже учим. Я понимаю, что самые заслуживающие уважения решения — это самые трудные, как правило. И, безусловно, те решения, что принимались весной, и тем более сейчас, осенью, — это не результат каких-то планов или желаний. Это вынужденная мера, за которую мы как правительство города, конечно же, несем ответственность.

Ни в каком страшном сне ни одному здравомыслящему человеку не может прийти в голову, что зачем-то можно целенаправленно перевести детей на дистанционное обучение, кроме одного — когда мы принимаем ответственное, тяжелое решение во имя спасения здоровья и детей, и взрослых, и учителей.

"Мы говорим о традиционной классической форме обучения с 1 сентября, не планируем вводить дистанционное обучение. Новые возможности для учителей и учащихся будут организованы за счет дистанционного обучения, но это дополнительные возможности", - сказал Кравцов на брифинге в правительстве РФ в понедельник.

Он сообщил, что "в начале следующего года для учащихся будет проведена диагностика знаний, чтобы выявить дефицит в знаниях и оказать методическую помощь". "За эту работу не будут выставляться оценки", - подчеркнул министр. По его словам, в министерстве хотят понять "реальную картину уровня знаний детей", чтобы устранить возможные пробелы в их образовании.

"Мы начали подготовку к новому учебному году, готовимся, что все школы будут открыты, будут организованы традиционные линейки. Весь опыт, наработанный в рамках проведения ЕГЭ, будет использован при организации обучения в школах, все требования Роспотребнадзора будут учтены", - сказал Кравцов.

Он напомнил, что с 1 сентября по 5 тыс. рублей дополнительно будут выплачивать классным руководителям, при этом никакие другие выплаты отменены не будут. Кроме того, начальные школы будут обеспечивать горячим питанием.

Дистанционное образование грозит безработицей среди учителей

Представленная ниже статья была написана еще в сентябре 2019 года. Но совершенно неожиданно события, связанные с разразившейся пандемией коронавируса, явились катализатором процесса ускоренного перехода на дистанционные формы обучения, и статья стала особенно актуальной. Опубликованная на нашем Дзен-канале, она вызвала много споров и откликов в свете активно внедряемого сейчас дистанционного обучения.

Переход на дистанционное образование в средних общеобразовательных школах.

Постепенный переход с обучения в "обычных" школах на дистанционное образование уже начался в частных школах. Когда этот процесс дойдет до государственных школ и что принесет он для нас с вами?

Поиск новых форм образования в соответствии с развитием цифрового общества в скором времени приведет к полному изменению основных принципов образования. Особенно это коснется общего среднего образования. Уже сейчас активно развиваются такое направление, как домашнее обучение. В ближайшем будущем ведущую роль в школьном образовании может занять дистанционное образование.

Стремительная цифровизация человечества, связанная с внедрением средств интернет - коммуникаций, влияет на все сферы нашей жизни и заставляет по-новому смотреть на уже известные средства получения знаний. Прежде всего это касается широкого внедрения дистанционного образования.

Еще каких-то 20 лет назад такой вид обучения мог казаться чем-то несбыточным, словно из книг в жанре научной фантастики. Но прошло время, изменились технологии и изменился мир. Теперь, благодаря применению цифровых технологий, появилась возможность получать знания не выходя из дома.

Имя данной системы образования — дистанционное или электронное обучение.

Суть метода дистанционного образования в школе

Осносвные особенности дистанционного образования

Если раньше интернет использовался в основном для поиска информации или, максимум, обучения иностранным языкам на онлайн - курсах, то теперь интернет- технологии стали настолько совершенны, что позволяют проводить практически такой же объем знаний, как в школе или вузе.

В наших министерствах, отвечающих за среднее и высшее образование стараются дать импульс развитию данного направления. Так, еще в июле 2017 года в Минобрнауки предложили к рассмотрению проект дальнейшего развития реформы образования, способный кардинально изменить весь процесс российского образования, а именно внедрение электронного (ДИСТАНЦИОННОГО) образования (о плюсах и минусах дистанционного образования читайте в этой статье).

Юридические основы реализации дистанционного обучения в школе

Из закона об образовании (273-ФЗ)


Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.


Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Возможные формы дистанционного образования

* возможности получения знаний при электронном образовании

* возможности получения знаний при электронном образовании

На данном примере видно, что многообразие вариантов получения знаний и их закрепления значительно превосходит возможности стандартного урока в обычной школе. Дистанционное образование позволяет не только уделять больше времени конкретному ученику, но и организовывать обучение более продуктивно, с гораздо большей эффективностью.

Перспективы внедрения дистанционного образования

Учитывая общемировое направление развития образования и качественный скачок интернет-технологий, говорить о необходимости внедрения дистанционного образования, можно как о свершившемся факте.

  • Осуществление такого образования позволит дать детям качественный учебный материал не только в крупных городах, но и по всей стране, включая самые отделенные ее уголки.
  • Дистанционное образование — это не только современно, но и качественно и, что особенно важно, дешево! Для него нет необходимости строить дополнительные школы, нанимать педагогов и оплачивать их работу. Все, что требуется — наличие компьютера и хорошего интернета.
  • Что касается затрат на такое обучение со стороны родителей, то они будут значительно ниже, чем затраты на обучение в реальной школе (не надо тратиться на школьную форму, учебники и т.д.).


* прямое общение между учителем и учеником посредством дистанционных технологий образования.

Мы стоим на пороге настоящей революции в школьном образовательном процессе. Несмотря на то, что на данный момент, дистанционное образование внедрено лишь в немногих частных школах, массовый переход на этот вид обучения "не за горами" и лучше все продумать и подготовиться к нему заранее.

Виктория Пустосмехова

🤣

Сергей, как это в маршрутке не соберётся много народу? Вы точно хоть раз ездили в час пик? При чем там все друг другу в лицо дышат, а в школах хоть дистанция. На Машзавод Час можно ехать с центра в пробке как кильки в банке и ни одна масочка не поможет

Сергей Беспалов

Виктория, Тут важно время и характер скопления людей. Школы большие организации где находятся много народу, создаются длительные цепи передачи вируса. А автобусе за полчасика ты мало кого заразишь, наличие двери и форточки обеспечивают отток воздуха.

Японские исследования есть, где было показано, что достаточно 2 форточек для обеспечения вентиляции в переполненном вагоне в метро. Аэрозоль с вирусами вся уходит.

Виктория Пустосмехова

🤣

Сергей, какие форточки? Уже зима почти Вы точно в микриках УУ ездете? На другой конец можно и полтора часа ехать спокойно) а в школах класс с классом, просторнее намного. И уж точно проветрить можно. Да и образование итак страдает от слова совсем, система не выдерживает дистанционки

Сергей Макаров


Сергей Макаров

Alex Graf

Не надо школам дистанционки, я в прошлом году заебался

Владислав Донской

Alex,

Сергей Беспалов

Александр, Нет, естественный иммунитет вцелом менее устойчив чем вакцин-индуцированный. Повторно заболеть и тяжёло можно с большей вероятностью чем если бы вы были вакцинированы. Вакцинированные в подавляющем числе случаев болеют легко.

Сергей Беспалов

Александр, Неверная информация, Лудупова летом говорила о вакцинированных. Цитата: 3,6% прошедших вакцинацию заболели коронавирусом. Об этом сообщили в правительстве Бурятии.

- Подтверждается факт, что привитые крайне редко попадают в больницу. Они лечатся, в основном, дома, - заявила министр здравоохранения Бурятии Евгения Лудупова.

О повторных случаях заражения говорили в ноябре 2020 до появления штамма дельта, который более заразный.

Извините, но мечтать о дистанционном обучении может только недалекий человек. Это бессмысленно потраченные дни, время. КПД ноль. И желать этого своим же детям.

Юлия Дегтярева


Юлия Дегтярева

Читайте также: