Почему наталья кирилловна предпочла покинуть москву после смерти царя алексея михайловича кратко

Обновлено: 05.07.2024

состав : крестьяне и холопы ,терские, волжские и запорожские казаки ,тульское , рязанское, северское дворянство .

причины ; закрепощение крестьян, введение урочных лет , политическая нестабильность, голод, вследствие чего восстание носило отчетливый антибоярский характер . главари : болотников , г.шаховский , прякопий ляпунов , истома пашков.

в августе 1606 года войско трубецкого было разбито восставшими в битве под кромами .в сражении под ельцем потерпело поражение войско воротынского. 23 сентября 1606 болотников одержал победу под калугой, где сосредотачивались основные силы армии шуйского. в октябре 1606 посад коломны был взят ими приступом .болотников направился по коломенской дороге в москву. в селе троицкое коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. армия болотникова расположилась в селе коломенское под москвой . 7 октября войско болотникова осадило москву . в ноябре к восстанию присоединились казаки илейки муромца . 2 октября были разбиты и отошли к калуге и туле. в туле при осаде царские войска перегородили плотиной протекавшую через город реку упу и тем самым вызвали в городе наводнение .причины поражения : неоднородный состав участников, неорганизованность, сплочённость дворян вокруг шуйского .

ослабление влияния россии в черноморском регионе

советы комиссаров, депутатов, солдат. ключевое слово советы

Другие вопросы по Истории

Как решался вопрос о наследовании трона после смерти царя Алексея Михайловича. Кто из его детей претендовал на власть в конце XVII века.

Кирилл Полуектович Нарышкин, отец Натальи, участвовал в войне с Польшей, служил воеводой на Северном Кавказе и в Казани. Мать Натальи Кирилловны и бабушка Петра I Анна Леонтьевна по отцу вела свой род от татарского мурзы Абатура, а по матери происходила из дворянского польско-литовского рода Раевских.

Нарышкины находились в родстве с царским фаворитом Артамоном Матвеевым. В 11-летнем возрасте Наталью отдали на воспитание в дом Матвеевых. Брать детей на воспитание у родственников, проживающих в провинции, чтобы дать им хорошее образование, было доброй русской традицией.

Боярин Артамон Матвеев (1625–1682) был видным государственным деятелем, главой Посольского приказа и фактическим руководителем правительства. По легенде, около дома Матвеева стоял тот самый столп с ящиком для челобитных, которые он самолично вручал царю.

От первой жены Марии Милославской у Алексея Михайловича родилось 13 детей; некоторые из них умерли во младенчестве. Сыновей осталось только двое, причем Федор был болезненным, а Иван не очень разумен (так писали придворные).

Свою юную жену царь Алексей обожал. Существует легенда, что во время ухаживания за Натальей он даже сбрил бороду. Юная жизнерадостная Наталья настолько вскружила голову пожилому царю, что он перестал вести замкнутую личную жизнь, пристрастился к музыке, танцам, стал совершать множество парадных выходов, во время которых сама царица нередко показывала открытое лицо народу.

Даже на свадьбе Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской (1648 г.) не было традиционных торжеств и обычных шумных забав. Новобрачные и многочисленные гости не смели даже громко смеяться. Россия погружалась в средневековую дремучесть, и так продолжалось до воцарения Натальи Нарышкиной. Молодая царица сумела вдохнуть в удушливую общественную атмосферу свежий воздух надежды. Первый театр, созданный по инициативе Натальи Кирилловны, стал первым импульсом начала новых времен.

30 мая 1672 года Наталья Кирилловна родила сына Петра. Через год родилась дочь Наталья, а в 1674 году — Феодора, которая умерла во младенчестве. Любовь царя жене все усиливалась. Пять лет супружеской жизни прошли удачно. Но неожиданная смерть царя Алексея Михайловича в 1676 году изменила спокойную жизнь царицы Натальи. Двадцатипятилетней вдове пришлось стать во главе партии Нарышкиных, чтобы долгие годы вести отчаянную борьбу с партией Милославских за царскую власть для подрастающего сына. До конца своей жизни она не снимала траур по мужу.

Царь Алексей Михайлович перед смертью благословил на царство своего четырнадцатилетнего сына Федора. После провозглашения его царем в январе 1676 года Наталья Кирилловна с детьми покинула Кремль и уехала в село Преображенское.

Молодая вдова была очень любящей матерью и сильной личностью. Цель жизни у Натальи Кирилловны была одна: воспитать из сына храброго воина, царя-просветителя, великого государственного деятеля. Она не стала давать Петру традиционное для русских царевичей церковное образование. Воспитанная в доме Матвеева на идеях Просвещения, изучив педагогические труды Я. А. Коменского, Наталья Кирилловна на их основе выстроила новую образовательную систему.

Эта система исключала назидательность, игру превращала в обучение, пробуждала в ребенке любопытство ко всему новому, интерес к процессу познания и желание самому все знать и все уметь делать. Поэтому в качестве учителя Наталья Кирилловна искала не авторитарного церковного педагога, а образованного, интеллигентного, молодого человека, который смог бы не только учить ее сына по методике Я. А. Коменского, но и стать для него добрым другом. Таким учителем стал Никита Зотов. Кстати, по сохранившимся документам, этот "дьячок" в 1680 году посылался с дипломатической миссией в Крым. "Учителем" Петра I он стал упоминаться в документах только с 1683 года.

Исследователи отмечают, что все это отражало изменения в игровом и образном обучении царских детей, в котором качественный скачок произошел благодаря влиянию царицы Натальи Нарышкиной. Сначала ее дети — Петр и Наталья, а затем и внуки — царевич Алексей Петрович и дочери царя Ивана IV — получили продуманную целостную систему учебных книг, основанных на зрительных образах в сочетании со стихотворным текстом. Наталья Кирилловна положила начало созданию образцовой среды воспитания царевичей и царевен, будущих правителей страны.

И если Петр и сожалел о нехватке образования, то вовсе не того, которое получили его старшие братья, а — настоящего, классического, университетского, академического. Поэтому в будущем он так много сделал для просвещения и образования русского народа.

Слабый здоровьем Федор Алексеевич царствовал недолго. После его смерти в апреле 1682 года Наталья Кирилловна, собрав силы, вступила в борьбу с Милославскими за престол для сына. Победа была на стороне ее партии, но ожесточенную борьбу продолжала сводная сестра Петра — царевна Софья. Она подговорила стрельцов поднять бунт, в результате которого почти все сторонники матери-царицы были перебиты. Чтобы спасти сына, Наталья Кирилловна была вынуждена даже выдать стрельцам родного брата, которого тут же казнили, на глазах десятилетнего Петра. Погиб также Артамон Матвеев, а отец царицы — Кирилл Нарышкин — был сослан в монастырь.

По требованию стрельцов Боярская дума и патриарх признали царем наравне с Петром и Ивана, его сводного брата, а правительницей при них поставили царевну Софью. Для коронации братьев специально изготовили вторую шапку Мономаха и двухместный трон. В спинке трона вырезали небольшое окошко, через которое во время официальных приемов Софья подсказывала братьям ответы на вопросы иностранных послов. Страной фактически правила Софья.

Петр был так потрясен майскими событиями 1682 года, что от пережитого ужаса у него появились и остались на всю жизнь нервные конвульсии, подергивание головы и лица. По ночам его стали мучить кошмары, он боялся спать в одиночку, пугался высоких потолков, больших открытых помещений и тишины.

После смерти мужа, царя Алексея Михайловича, любившего соколиную охоту и прочие царские развлечения, осталось большое хозяйство, которое обслуживало очень много людей — только одних сокольничих более 200 человек; к конюшням были приставлены чиновники, приказчики, конюхи и так далее, всего больше 600 человек. Это были умные и преданные царской семье люди. Но после смерти царя все эти люди оказались без дела. На них и возложила Наталья Кирилловна задачу организовать военное училище. Набор подростков и обслуживающего персонала в это учебное заведение производился строго официальным порядком, через канцелярию.

Петр проходил военную подготовку наравне с другими подростками. Долгое время он маршировал впереди Преображенского полка в качестве барабанщика, пока не дослужился до бомбардира.

Это первое детско-юношеское военное училище было создано Натальей Кирилловной с целью:
1. Обеспечить безопасность своему сыну Петру;
2. Дать ему более обширное и военно-техническое образование вместе с другими детьми;
3. Вырастить из этих детей команду единомышленников, государственных и военных деятелей для царя и России.

Являясь сторонницей реформ, царица Наталья сохраняла тёплые отношения с патриархом Иоакимом. В будущем, после смерти Иоакима, она ещё раз проявит своё дипломатическое искусство при выборе нового патриарха. Создавая имидж Петру как царю, приверженцу старых порядков, хранителю православных ценностей, мать сумела убедить сына сделать выбор в пользу консервативного Адриана.
Наталья Кирилловна строго соблюдала все православные традиции, принимала участие во всех религиозных ритуалах и заставляла в них участвовать Петра. Она заранее подготовила Троицко-Сергиев монастырь — крепость и объяснила Петру, где он сможет укрыться в случае опасности.

На всякий случай она женила брата, чтобы его сыновья, то есть прямые наследники престола, автоматически исключили Петра из претендентов на царский трон. В сущности, Софья могла бы оставаться царицей-регентом и для племянников до конца своих дней. Всё это страшно раздражало партию матери-царицы. После рождения первой дочери царя Ивана, Наталья Кирилловна срочно женила ещё не достигшего совершеннолетия Петра. Это избавило его от регентства Софьи: по закону женатый человек считался совершеннолетним. А во-вторых, это был старт, мать-царица приготовилась взять реванш!

Пётр посылал в ответ своей любимой Матушке ласковые письма, но приезжать не торопился.

Наталья Кирилловна устала от бесконечной борьбы, надежды на повзрослевшего Петра не оправдались; жизнь стала терять смысл, она заболела. 25 января 1694 года умерла. Ей было 42 года. Вся жизнь русской Олимпиады была битвой за великое будущее сына и России. Даже после своей смерти, в сложнейшей политической обстановке, при помощи правильно подобранных людей она сохраняла престол для Петра.

Всё же был не напрасен подвиг Натальи Кирилловны. Все, о чем она мечтала, ради чего жила и умерла, сбылось! Гениальная Мать в тяжелейших условиях сохранила сыну жизнь, отвоевала для него царский престол, вырастила для него команду соратников — плеяду блестящих государственных деятелей и полководцев, показала образцы для подражания и дала культурные ориентиры. Это она, Гениальная Мать, сотворила сильную, яркую, всесторонне развитую личность — царя-реформатора, который вошел в историю России как Великий Петр I.

Это было время Гениальной Матери; время гения Великого Петра было впереди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Царевич Пётр Алексеевич был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда Алексей Михайлович умер, в живых остались только два сына от первого брака — Фёдор и Иван.

Возмущение стрельцов 15 мая 1682 г., за которым стояла царевна Софья Алексеевна, привело к государственному перевороту.

Правителем-регентом при братьях стала их старшая сестра Софья.

РЕГЕНТСТВО – временное правление одного или нескольких лиц при болезни, малолетстве или отсутствии монарха.

2. Обучение и воспитание царевича Петра

Прочитайте самостоятельно п.2 параграфа 1 и ответьте на вопросы:

1. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему?

2. Каков был круг общения Петра I в детские и юношеские годы? Как это повлияло на формирование личности Петра?

4. В результате каких событий завершилось правление царевны Софьи?

В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. Учили на совесть. Федор Зоммер, которого Петр назначил генералом потешных войск, не хотел получать деньги просто так. Это уже была не забава и не игра. В учениях они побили множество скота в полях и покалечили сотни человек в деревнях…

Алексей Толстой

Петру I в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Ружья заряжались холостыми снарядами, а пушки палили горохом или репой.

ПОЛКИ, ВЫДЕЛИВШИЕСЯ ИЗ ПОТЕШНЫХ в 1691 г. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СЕМЕНОВСКИЙ Офицер Лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год Петр I в форме офицера Преображенского полка

ПОЛКИ, ВЫДЕЛИВШИЕСЯ ИЗ ПОТЕШНЫХ в 1691 г.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

СЕМЕНОВСКИЙ

Офицер Лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год

Петр I в форме офицера Преображенского полка

Франц Лефорт - ближайший сподвижник Петра, адмирал флота, реформатор армии.

Франц Лефорт - ближайший сподвижник Петра, адмирал флота, реформатор армии.

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

1682-1725 гг. - правление Петра I (общие годы) 1682-1689 гг. – регентство Софьи 1689-1696 гг. – соправление Петра и Ивана 1696-1721 гг. – единоличное правление Петра I

1682-1725 гг. - правление Петра I (общие годы)

1682-1689 гг. – регентство Софьи

1689-1696 гг. – соправление Петра и Ивана

1696-1721 гг. – единоличное правление Петра I

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ 1. Почему Наталья Кирилловна предпочла покинуть Москву после смерти царя Алексея Михайловича? 2. Кто мог претендовать на престол после смерти Алексея Михайловича? 3. В чём состояли причины и предпосылки первых реформ Петра I? 4. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему? Прочитайте доп. материал Н. И. Павленко после параграфа и ответьте на вопросы: 1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению? 2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения? 3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

1. Почему Наталья Кирилловна предпочла покинуть Москву после смерти царя Алексея Михайловича?

2. Кто мог претендовать на престол после смерти Алексея Михайловича?

3. В чём состояли причины и предпосылки первых реформ Петра I?

4. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему?

Прочитайте доп. материал Н. И. Павленко после параграфа и ответьте на вопросы:

1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению?

2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения?

3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §1 (п. 1-2), читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§1 (п. 1-2), читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.

3. Азовские походы 1695 и 1696 гг. – Азовские походы ПРИЧИНЫ: Необходимость защититься от Крымского хана; Необходимость закрепиться на побережье Азовского моря; Нужен выход в Черное море; Нужда в новых торговых путях

3. Азовские походы

1695 и 1696 гг. – Азовские походы

Воронеж – родина русского флота

3. Азовские походы Итоги Азовских походов : Первый неудачен Построен флот Улучшена артиллерия Азов взят в 1696 г. Основан Таганрог в 1698 г.

3. Азовские походы

Итоги Азовских походов :

4. Великое посольство

1697—1698 гг. - Великое посольство Петра I в Европу



Россия + Дания + Саксония = Северный союз против Швеции

Россия + Дания + Саксония = Северный союз против Швеции

5. Начало реформ. Побывав на Западе, Пётр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. Это был главный итог поездки в составе Великого посольства.

5. Начало реформ.

Побывав на Западе, Пётр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. Это был главный итог поездки в составе Великого посольства.

5. Начало реформ. Начал он с боярских бород, которые стали для Петра символом косной старины. Первые бороды Пётр отрезал собственноручно. Затем наступил черёд для русского платья: дворянству указано было сменить долгополые одежды на короткие европейские кафтаны. Указом от 20 декабря 1699 г. с 1700 г. изменялся порядок отечественного летоисчисления. Отныне отсчёт приказано вести не от Сотворения мира, а, как в Европе, от Рождества Христова. При этом новолетие наступало не 1 сентября, а 1 января.

5. Начало реформ.

Начал он с боярских бород, которые стали для Петра символом косной старины. Первые бороды Пётр отрезал собственноручно.

Затем наступил черёд для русского платья: дворянству указано было сменить долгополые одежды на короткие европейские кафтаны. Указом от 20 декабря 1699 г. с 1700 г. изменялся порядок отечественного летоисчисления.

Отныне отсчёт приказано вести не от Сотворения мира, а, как в Европе, от Рождества Христова. При этом новолетие наступало не 1 сентября, а 1 января.

До Петра I

При Петре I

При Петре I

Утро стрелецкой казни. Художник В. Суриков

Утро стрелецкой казни. Художник В. Суриков

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ 1. Какие официальные цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты? 2. В чём выражалась необычность поведения русского царя в Великом посольстве? 3. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства? 4. Какова была общая цель первых реформ Петра I? Каковы были средства достижения этой цели? 5. В каких областях проводились первые реформы Петра I? Каково было отношение к ним в стране? 6. Какие качества личности Петра I проявились в ходе расследования причин Стрелецкого бунта? Как бунт повлиял на царя?

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ

1. Какие официальные цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты?

2. В чём выражалась необычность поведения русского царя в Великом посольстве?

3. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства?

4. Какова была общая цель первых реформ Петра I? Каковы были средства достижения этой цели?

5. В каких областях проводились первые реформы Петра I? Каково было отношение к ним в стране?

6. Какие качества личности Петра I проявились в ходе расследования причин Стрелецкого бунта? Как бунт повлиял на царя?

Почему Наталья Кирилловна предпочла покинуть Москву после погибели короля Алексея Михайловича?

  • Дмитрий Тареличев
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-31 02:23:27
  • 2
  • 1

Для властолюбивой Софьи конкретно Пётр представлял реальную угрозу. Это хорошо разумели в окружении королевы Натальи Кирилловны. Софью подозревали в самых ужасных намерениях. Королева стала избегать кремлёвских палат и подолгу жить с отпрыском в подмосковном дворцовом селе Преображенском. Эти годы необыкновенного изгнания из Кремля стали очень важными в становлении личности короля Петра.

Читайте также: