Почему народы земли развиваются с неодинаковой скоростью кратко

Обновлено: 08.07.2024

2.По закону неодинаковой скорости общественного
развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

3.Социально-экологические кризисы в истории чело-
вечества.

Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризи­са.

Кризис - это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает.Кризисы бывают разные.

Экологические кризисы - это изменения в солнечной ак­тивности, космические катаклизмы, глобальные или местные из­менения климата, геологические процессы и др.

Подобные экологические кризисы приводили к уничтоже­нию животных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды развития природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и перспективных организмов. Происходили выро­ждение, гибель одних цивилизаций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о непродуктивности данного типа экологических кризисов.

Социальные кризисы - это революции, гражданские вой­ны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной деятельностью человека.

Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество пережива­ло глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловивши­ми друг друга.

1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформирова­лось аграрное общество.

2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и
уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала про-
мышленная революция и формирование индустриального общест-
ва.

Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 -1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г.

3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Ва-
ми, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов
нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер
влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации
начался в середине ХХ века в ходе научно-технической револю­ции. Именно она дала человечеству энергосберегающие техноло­гии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриально­го (информационного) общества.

Таким образом, прогресс человечества становится спосо­бом его выживания. Однако отдельные общества, цивилизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим и др.) в результате кри­зисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресурсы своего развития.

4. Основные подходы к истории: формационный, куль­турологический, цивилизационный

Историки предшествующих эпох не сразу заметили, что существуют определенные законы в человеческой истории. До ХVШ в. шло накопление фактологического материала. И лишь последние три века ученые пытаются создать обобщающие модели (периодизации) развития общества. Все эти модели создавались с учетом ранее указанных законов.

Историческая периодизация - это деление процессов раз­вития общества на основные качественно отличающиеся друга от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями общества.

Начиная с ХVШ в. создавались различные периодизации истории, критерии которых менялись в течении веков.

Одной, из самых первых была создана археологическая пе­риодизация истории, которая остается актуальной до сих пор при изучении материальной истории человечества. Критерий такой периодизации - материал, из которого изготовлены орудия труда. В соответствии с этим критерием выделяют:

1.Каменный век - св. 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

2.Медный век (энеолит) - 6 - 4 тыс. до н. э. (На некоторых территориях 4 - 3 тыс. до н. э.).

3.Бронзовый век - 4 - 1 тыс. до н. э. (На некоторых терри­ториях - 3 - 1 тыс. до н. э.).

4.Железный век - 1 тыс. до н. э. - сер. ХХ в. н. э.

5.Век искусственных материалов и композитов - сер. ХХ в. н. э. - до настоящего времени.

Вы только посмотрите, из каких материалов сделаны все предметы, которые окружают Вас сейчас на занятии?

В начале ХГХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили еще одну периодизацию, выделив в истории большие этапы качествен­ного развития общества. Эти периоды были названы - формация­ми. Критериями отличия одной формации от другой выступали -способ производства и формы собственности.

Теория К. Маркса была дополнена В. И. Лениным, и в нау­ке утвердилось классическое пятичленное формационное деление истории:

5.Коммунистическая формация. Первый этап коммунизма

Что же такое культура?

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности же - это совокупность значений и смы­слов, то есть индивидуального восприятия знаковой системы (системы кодов, принятых обществом).

Каждая культура, по мнению Н. Я. Данилевского, имеет за­конченный цикл развития: она рождается, достигает расцвета, гибнет.

Шпенглер считал, что время существования культуры -приблизительно тысяча лет. В античности переход культуры в ци­вилизацию происходил в IVв., период развития западной культу­ры - в XIXв. Цивилизация, считал О. Шпенглер, неизбежная судь­ба культуры. Она - ее завершение. Она - уже не становление, а ставшее.

Культурологический подход дает целостное представление о развитии человечества, однако в настоящее время наиболее по­пулярным является цивилизационный подход к истории, критерий которого - цивилизация - учитывает также историю этническую и ареал проживания народов.

А. Тойнби указывал, что рост цивилизации не означает и не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни увеличением господства человека над внешней средой. Рост цивилизации - это прогресс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические - в античной, религиозные в индийской, научно-механические - в западной.

Важнейшей особенностью цивилизации А. Дж. Тойнби считал ее конфессиональную окраску и давал такое определение: цивилизация - это многообразные способы реакции людей на Бо­жественное проявление. Небольшие цивилизации Египта, Индии, Двуречья, государства Шан сменились гигантами, например Рим­ской империей, государством Мин, империей Моголов.

Со времен Великих географических открытий и особенно с промышленной революции взаимосвязь культур и цивилизаций стала столь сильна, что можно говорить о начале единой мировой цивилизации.

В начале истории появились первобытные люди, позже к ним подсоединилось рабовладельческое, затем феодальное общество. Человечество эволюционировало от простого к сложному (и продолжает этим заниматься). В статье поговорим о том, почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью.

Роль общества в развитии человечества

Общество — отделившаяся от первобытной природы часть мира, представляющая собой сферу жизнедеятельности человека.


Историки выделяют два закона, согласно которым развивается человечество:

  • С каждой последующей стадией развития временные промежутки между революционными открытиями уменьшаются. Этот феномен назван законом ускорения истории. Самый долгий период истории — первобытная эпоха (промежуток времени, до появления письменности).
  • Ученые нашли закономерность: для одних людей в обществе время идет быстрее, для других медленнее. Например, в Индии до сих пор существуют регионы с примитивным уровнем развития. На этой же территории расположен Мумбаи, где отмечается высокий уровень культурного и технологического развития.

В истории часто описываются случаи взаимодействия более развитого общества с менее развитым. К примеру, внедрение европейской культуры в другие регионы приводит к тому, что люди начинают заимствовать не только положительные культурные привычки, но и негативные. Нередко это приводило к деградации коренного населения.

Основной причиной, почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью, можно назвать разные условия обитания. У человека не будет времени, чтобы заниматься изобретениями или творчеством, если он все время обеспокоен поиском пищи и жилья.

Причины неравномерного развития народов.
Главной причиной начального развития и усложнения социальных институтов человечества стали избытки продовольствия. Именно их появление привело к формированию протоструктуры классового общества, когда из общей массы населения стали выделяться ремесленники, писцы, профессиональные войны, жрецы и вожди. До тех пор, пока человечество занималось охотой и собирательством — а это продолжалось в течение большей части истории человека как биологического вида — ни о каком развитии и общественном прогрессе речи быть не могло. Все были заняты поиском источников пропитания. Земледелие и скотоводство запустили автокаталитической процесс, ставший источником накопления социальных структур, что в свою очередь привело к интенсификации производства продовольствия. Так круг замкнулся. С этого момента начинается история тринадцати тысяч лет человеческого существования. Разные континенты и общества в течение этого периода развивались неравномерно. Европейцы освоили производство океанических судов и научились основам кредита, китайцы изобрели книгопечатание и порох, в то время как индейцы Северной Америки не изобрели даже колеса, а аборигены Австралии пользовались только каменными орудиями. В XIX веке ответ на вопрос о причинах такого разрыва казался очевидным. Речь шла о превосходстве белой расы, которая выглядела более талантливой, более целеустремленной и более удачливой одновременно. После Второй мировой войны объяснения такого рода потеряли былую привлекательность, и вопрос о причинах различий между народами надолго стал полузапретным. Разные континенты нашей планеты обладают разными природными условиями. Речь идет как о климатическом разнообразии, так и — это прежде всего — об разнообразии видов животных и растений, населяющих их. Согласно современным научным данным, человек появился в Восточной Африке, откуда затем распространился по всем континентам, за исключением Антарктиды. Последней была колонизирована Америка, а это значит, что у местных жителей было намного меньше времени на развитие своей культуры. Дело, однако, даже не в этом.
Главный источник нашего цивилизационного — это одомашненные растения. Свыше 80% современного урожая сельскохозяйственных культур снимается всего лишь с дюжины видов. Среди них — хлебные зерновые (пшеница, кукуруза, рис, ячмень и сорго) , один вид бобовых (соя) , корнеплоды (картофель, маниок и батат) , сахарный тростник и сахарная свекла, а также банан. Причем на раннем этапе одомашнивания в силу целого ряда причин, связанных с трудностями перехода от охоты и собирательства к трудоемкому и ненадежному земледелию, ключевую роль играли именно зерновые. Из всех пяти видов растений, аборигенам обеих Америк была доступна только кукуруза, которая первоначально была намного меньше нынешних культурных сортов, а значит давала более скромные урожаи. Аборигенам Австралии не был доступен ни один вид. Жителям Африки (к югу от Сахары) — лишь сорго. Это стало первым камнем в фундаменте великой западной цивилизации, зародившейся около 10 тысяч лет назад в Западной Азии. Не отставал и Китай, второй автохтонный центр одомашнивания на континенте (рис и соя). Вообще, зерновые и бобовые, взятые вместе, впервые в истории смогли дать человеку сбалансированную и более или менее гарантированную диету. Это привело к взрывному росту численности населения племен земледельцев, начавших свою экспансию и сформировавших первые протогосударства. Уже в исторические времена аборигены, заимствовавшие земледелие у европейцев, неизменно начинали воевать против своих конкурентов, которые были менее склонны к инновационной деятельности. Типичным примером такой экспансии стали так называемые Мушкетные войны, сотрясавшие Новую Зеландию в первой половине XIX века. Все виды растений, которые в принципе поддаются одомашниванию, либо начинали использоваться в сельском хозяйстве, либо вообще бесполезны.


Мы старались сделать для вас лучшую статью в интернете.
Поделитесь ею с друзьями, так вы поддержите развитие проекта.

Когда вы делитесь записью, вы помогаете ресурсу расти, что стимулирует нас продолжать развивать проект и радовать вас новым профессиональным контентом.
P.S. Если вы не хотите нас поддержать, нажмите на крестик в правом нижнем углу.




Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?

По-моему всё зависит от стремления той или иной нации к развитию.Чем лучше отношение тем сильнее развитие (поставка новых продуктов из-за границы эттому живой пример)

Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: обществознание.
На сегодняшний день (07.03.2022) наш сайт содержит 88306 вопросов, по теме: обществознание. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных

Читайте также: