Почему на руси строилось так много храмов и монастырей посвященных борису и глебу кратко

Обновлено: 04.07.2024

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Борис и Глеб сыновья Владимира Святого. Ярополк, брат Владимира, после смерти Владимира стал Киевским Князем и боясь потерять власть убивает своих братьев Бориса и Глеба( рождены в христианском браке, имели большие права на престол) за такую смерть Борис и Глеб становятся первыми СВЯТЫМИ на Руси. Святые князья были канонизированы в XI веке при Ярославе Мудром и почитались в домонгольское время как на Руси, так и в Византии и на Балканах. Русские люди видели в князьях заступников и молитвенников, летописи полны рассказов о чудесах исцелений у их гроба, о победах, одержанных с помощью святых.

Бог считал что люди должны быть дружными между собой, быть вместе сплетены как прутья сплетены в веник, нет большего врага для человечества как само человечество.

Древнерусское государство Киевская Русь возникло на территории расселения восточнославянских племён в начале X века. Первоначально у восточных славян существовало два крупных государствообразующих центра: северный — в Новгороде, и южный — в Киеве. В конце IX или в самом начале X века в Новгороде утвердилась правящая династия скандинавского происхождения, получившая, по имени своего родоначальника Рюрика, название Рюриковичей.

Летописные сведения о призвании Рюрика и варягов в Новгород носят легендарный характер. Но нужно учитывать, что от самого события до того времени, когда был составлен летописный свод прошло уж никак не менее двухсот лет. Летописец руководствовался устными традициями, возможно был и определённый политический заказ. Во всяком случае ранняя хронология явно сознательно искажена. Сроки правления князей Олега и Игоря сильно увеличены, растянуты. Датой смерти Рюрика принято считать 879 год. На самом деле, если и был реальный князь Рюрик, то он умер незадолго до 920 года или несколько позже. Олег захватил Киев как минимум в 920-х годах, а может, даже и в начале 930-х. Сына Рюрика, Игоря, он не устранил, возможно, потому, что у самого Олега сыновей, вероятно, не было. Но он сделал женой Игоря свою дочь Ольгу. Игорь начал своё правление где-то около 940 года. Но и после его вокняжения Олег сохранил своё высокое положение. Погиб он во время похода на Каспий зимой 943—944 год (об этом имеются упоминания у восточных историков, но у нас принято считать, что или они ошибаются с именем, или там погиб какой-то другой князь

Опишите по рисунку: на ипподроме. Конские бега в Олимпии. В чём состояли состязания? Как определяли победителя?

Где произошло самое значительное выступление против церковной Унии? как сложилась судьба жителей этого города после подавления в

В 2015г. Национальный банк Республики беларусь выступил в обращение памятую монету 《Николай Радзивилл Черный》. Как вы думаете, п

объясните почему кризис империи привёл к кризису и римскую церковь. помогите пожалуста , овтет нужен срочно , сдавать уже завт


6 августа Церковь чтит память святых мучеников Бориса и Глеба. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира Киевского. Они родились незадолго до Крещения Русской Земли и были воспитаны в духе христианской веры. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Глеб разделял стремление своего брата посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Братья отличались милосердием и добротой, подражая примеру своего отца — князя Владимира, который был милосердным и отзывчивым.

Содержание:

Житие князей Бориса и Глеба

Борис и Глеб были сыновьями великого князя Владимира (ок. 960 — 28.07.1015 г.) от его жены византийской царевны Анны (963 — 1011/1012 гг.) из Армянской династии, единственной сестры правящего императора Византии Василия II (976-1025 гг.). При святом крещении Борис получил имя Роман, а Глеб — имя Давыд. С раннего детства братья воспитывались в христианском благочестии. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов. Горячо желали подражать подвигу Божиих угодников. Борис и Глеб отличались милосердием, добротой, отзывчивостью и скромностью.

Еще при жизни князя Владимира Борис получил в удел Ростов, а Глеб — Муром. Управляя своими княжествами, они проявили мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди людей. Молодые князья были искусными и храбрыми воинами. Незадолго до своего преставления, их отец великий князь Владимир призвал к себе старшего брата — Бориса и отправил его с многочисленным войском против безбожных печенегов. Однако печенеги, испугавшись силы князя Бориса и мощи его войска, бежали в степи.

После кончины в 1015 году Владимира Великого его старший сын от гречанки, вдовы киевского князя Ярополка Святославича (?—11.06.978 г.), Святополк (ок. 979 — 1019 гг.) объявил себя великим Киевским князем. Узнав о смерти отца, князь Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но смиренный Борис распустил войско, не желая междоусобной распри:

Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!

Святополк был изрядно коварным и властолюбивым человеком, не верил искренности слов своего брата Бориса и видел в нем лишь соперника, на стороне которого был народ. Тут же Святополк решился на страшное преступление, подослав к Борису убийц. Борис был извещен об этом, но не стал скрываться. Вспоминая подвиги первых христианских мучеников, он с готовностью встретил смерть. Подосланные Святополком убийцы настигли Бориса за утреней в воскресный день 24 июля (с.ст.) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После богослужения преступники ворвались в княжеский шатер и пронзили копьями Бориса.


Слуга святого князя Бориса Георгий Угрин бросился на защиту своего господина, но тут же был убит. Однако Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал молиться, а потом обратился к убийцам:

Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам.

Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им встретились два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк решился убить младшего брата — Глеба. Святополк вызвал Глеба из Мурома и отправил ему навстречу дружинников, чтобы они умертвили его на пути. В это время князь Глеб узнал о кончине отца и братоубийственном преступлении Святополка. Скорбя об этом, Глеб, как и ранее Борис, предпочел мученическую кончину братской войне. Убийцы встретили Глеба в устье реки Смядыни, недалеко от Смоленска. Убийство князя Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли в гробу, состоящем из двух выдолбленных бревен.

Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).

Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20.02.1054 гг.) — единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.


По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.


Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.








Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.


Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

Библиотека Русской веры
Канон святым мученикам Борису и Глебу →

Тропарь, глас 2

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудреный Романе, с незлобивым Давыдом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваю, душама же коснутися немогущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующася с лики ангельскими, предстоита Святей Троице. Молитася о державе сродник ваших богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 3

Восия днесь преславная память ваю благородная страстотерпца Христова, Романе и Давыде, созывающее нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающее к рацее мощей ваю, исцеления дар приемлем, молитвами ваю святая, вы бо божественная врача еста.

Храмы в честь святых Бориса и Глеба

Интересно, что почитание святых Борис и Глеба в древней Руси было куда более распространено, чем даже почитание святых равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги. Особенно заметно это по числу храмов, построенных во имя этих святых. Их число достигает нескольких десятков.

Строительство церквей в честь святых князей русских Бориса и Глеба было обширно на протяжении всей истории русской Церкви. В домонгольский период это, прежде всего, церковь в Вышгороде, куда постоянно совершались паломничества.


В честь святых Бориса и Глеба были созданы монастыри: Новоторжский, в Турове, Нагорный в Переславле-Залесском. К началу 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были сооружены деревянные церкви, которые со временем были заменены каменными. Одним из центров почитания князей Бориса и Глеба являлся монастырь на Смядыни. В XII в. был воздвигнут существующий поныне Борисоглебский собор в Чернигове.

Аналогичные каменные постройки появились в Рязани, Ростово-Суздальской земле, Полоцке, Новгороде, Городне и других.


Значительное число Борисоглебских храмов существовало в Москве и предместьях города: у Арбатских ворот, на Поварской улице, верхний храм церкви в Зюзине, а также в Подмосковье.


В настоящее время действующими являются первый на Руси Новоторжский Борисоглебский монастырь в г. Торжок Тверской области, Борисоглебский на Устье мужской монастырь в поселке Борисоглебском Ярославской области, Борисоглебский монастырь в Дмитрове, Аносин во имя Бориса и Глеба, Борисоглебский женский монастырь в Истринском районе Московской области, Борисоглебский женский монастырь в селе Водяное Харьковской области, Украина.


В Русской Православной Старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым князьям — страстотерпцам Борису и Глебу. Что, надо признать, свидетельствует об упадке почитания русских святых в старообрядчестве. Вместе с тем надо отметить, что страстотерпцы по-прежнему почитаются в южнославянских странах, а в Московской Патриархии периодически открываются новые храмы и монастыри во имя этих святых.

Фрагмент иконы из Савво-Вишерского монастыря, XIII — начало XIV века (Киевский национальный музей русского искусства).

Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья воспитывались в христианской вере. Имена Борис и Глеб, полученные при рождении, в ту пору считались языческими, поэтому при крещении их нарекли Роман и Давид.


Около 987–989 годов, ещё при жизни отца, Борис получил в управление удел Ростов, а Глеб – Муром.

Смерть Владимира Киевского

Как известно из многочисленных источников, в 1015 году, великий князь Владимир направил Бориса с его войском против печенегов. Никаких врагов тот не встретил – вероятно ушли в степи, испугавшись неминуемого отпора.

Печальная весть дошла до Бориса, когда он возвращался обратно и остановился на реке Альте. Именно здесь ему сообщили о смерти больного отца. Также стало известно, что Святополк, находящийся в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.

На словах Святополк предлагал Борису мир и увеличение его удела. На самом же деле хотел устранить потенциального соперника.

К тому же родство с братьями у него возможно было не кровным. Известно, что его мать была беременна в тот момент, когда Владимир отнял ее у брата Ярополка. Поэтому Святополка считают то сыном Владимира, то племянником.

Одна из древнейших икон, изображающая Св. Бориса и Глеба. Найдена в Новгороде, но скорее всего написана в Твери в начале 1300-х

Гибель Бориса

Как бы там ни было, симпатии народа и дружины к Борису делали его опасным соперником. Святополк решид убить брата и отправил к нему вышегородских бояр во главе с неким Путшей.

Палачи пришли на Альту в ночь на 6 августа (24 июля по старому стилю). Из шатра Бориса доносилось пение псалмов. Как только молитвы окончились, убийцы ворвались в шатёр и копьями закололи Бориса и его слугу венгра Георгия, который пытался защитить господина собственным телом.

Тело Бориса было привезено в Вышгород тайно, его предали земле у церкви Святого Василия. По мнению историков, Борису было около 25 лет.

Убийство Глеба

Позже Святополк также вероломно умертвил князя Глеба. Он опасался, что тот, будучи полнородным (не только единокровным, но и единоутробным) братом убитого Бориса, может начать мстить и вызвал Глеба из его удела – Мурома – ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца.

Глеб к тому времени уже получил от брата Ярослава известие о смерти отца, занятии Киева Святополком, казни Бориса и о намерении убить и его – Глеба. При этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев, но Глеб предпочел смерть.

Читайте также: