Какие черты этого жанра характерны для повести о петре и февронии муромских кратко

Обновлено: 02.07.2024

Житиё-это древний жанр религиозной литературы,письменно прославляющий жизнь и деяния святых .

Основные признаки жития:

1)Жизнеописание пути к святости героя,а не биография.

2)Сочетание достоверности с вымыслом событий.

3)Испытания героя,самопожертвование через мучения,смерть на пути к святости.

4)Вера в Бога ,любовь к Всевышнему -основные добродетели героя.

5)Чудеса и необычные благодеяния ,которые творит героя.

6)Посмертные чудеса ,чудесная смерть героя.

7)Поучитительсть,провозглашение христианских идей.

Для "Повести о Петре и Февронии Муромских" характерны черты жанра жития:

-Жизнеописание пути к святости героев Февронии и Петра.

-Вера в Бога ,любовь к Всевышнему -основные добродетели Февронии.

-Сочетание достоверности с вымыслом событий повести.

-Чудеса и необычные благодеяния ,которые творит Феврония,лечит людей.

-Посмертные чудеса ,чудесная смерть -герои умерли в один день,чудеса после смерти.

По идее это произведение создавалось как житие. Но житием его не признали из-за многочисленных отступлений от канона в центральной части, и в процессе переработки оно стало повестью. Основа её сюжета сложилась на основе 2-ух устно-поэтических, сказочных мотивов-о герое-змееборце и мудрой деве, широко распространённых в фольклоре. Источником же сюжета послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Народное предание оказало сильное влияние на Ермолая-Еразма, и он создал произведение, не связанное с канонами житийного жанра: это увлекательное сюжетное повествование, мало похожее на жития святых с их подвигами и мученичеством во славу церкви. ' Произведение состоит из 4-х частей, сюжетно связанных между собой. 1-рассказ о змееборце. 2-герои отправляются за врачом для пострадавшего от змея. Они встречают девушку, говорящую загадками. Далее следует мотив загадок и

испытаний. 3-жизнь Петра и Февронии в браке, встречаются элементы фольклорного повествования. 4-рассказ о смерти Петра и Февронии и посмертном чуде. Проблема жанра заключается в том, что в произведении соединено вместе множество элементов различных жанров.

Фольклоризм и агиографичность.

Вообще, в повести объединены два народнопоэтических сюжета: волшебной сказки об огненном змее и сказки о мудрой деве.

С устно-поэтической народной традицией связан образ центральной героини - Февронии.. В повести на первый план выдвигается необычайная её мудрость.

Петр болел неизлечимой болезнью, и только Феврония могла его излечить, но взамен просила на ней жениться, хотя она и была всего крестьянкой. Одерживает победу Феврония и над Петром, состязаясь с князем в мудрости. Желая проверить ум девушки, Петр посылает ей пучок льна, предлагая, пока он моется в бане, сделать из него рубашку, штаны и полотенце. В ответ Феврония просит Петра сделать из щепки ткацкий станок, пока она "очешет" лен. Князь вынужден признать, что этого сделать невозможно. "А се ли възможно есть человеку мужеска възрасту въ едином повесме (пучке) лну в молу годину, в ню же пребудет в бани, сътворити срачицу и порты и убрусець?" - спрашивает Феврония. И Петр вынужден признать ее правоту.

А когда тело князя вновь покрылось язвами, он вынужден со стыдом вернуться к ней, прося врачевания. И Феврония исцеляет Петра, предварительно взяв с него твердое слово жениться. Так дочь рязанского крестьянина заставляет Петра сдержать свое княжеское обещание. Подобно героиням русских народных сказок, Феврония борется за свою любовь, за свое счастье. До конца дней хранит она свято любовь к мужу. Бояре с "яростию" говорят князю, что они не хотят, чтобы Феврония господствовала над их женами.

Характерная особенность "Повести о Петре и Февронии" - отражение в ней некоторых деталей крестьянского и княжеского быта: описание крестьянской избы, поведение Февронии за обедом. Это внимание к быту, частной жизни, человека было новым в литературе.

Ещё одним элементом жития является посмертное чудо, когда Петра и Февронию вопреки их предсмертному наставлению хоронят в разных местах, а они за ночь всё же оказываются вместе в гробу для двоих, который остался пустым. И их смерть в один час тоже является чем-то необычным, что может быть свойственно только святым. Соединение в одном произведении фольклора, жития и элементов повести делает произведение многоплановым, но это особое мастерство автора и новаторство в литературе.

Таким образом, "Повесть о Петре и Февронии" принадлежит к числу оригинальнейших высокохудожественных произведений древнерусской литературы, ставивших острые социальные, политические и морально-этические вопросы. Это подлинный гимн русской женщине, ее уму, самоотверженной и деятельной любви.

Марья Долохова

Произведение рисует любовь крестьянской девушки из Рязанской земли, дочери простого бортника, и муромского князя, – любовь, побеждающую все препятствия и даже смерть. Писатель создал возвышенный образ идеальной русской женщины, мудрой и благочестивой. Княгиня-крестьянка стоит неизмеримо выше бояр и их жен, не желавших примириться с ее низким происхождением.

Черты жития в этом произведении:
- рассказ о жизни святых;
- идеальные образы героев;
- истинные слуги Бога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой один из уроков по теме "Древнерусская литература. Повесть о Петре и Февронии" и содержит план урока, с презентацией с использованием музыкального фрагмента, который относится к исторической эпохе данного произведения. Разработка включает в себя групповую работу .Может применяться на уроке литературы.

Цель:

-обеспечить умение определять жанр произведения через знания, полученные в 5-7 кл.

- обеспечить развитие читательской культуры учащихся через знакомство учащихся с писателем 16 века Ермолаем - Еразмом и его творчеством; ; совершенствование навыков монологической речи, умения учащихся воспроизводить текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; совершенствовать навыки монологической речи; синтезировать полученные знания через умение делать вывод

- воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

“Трогательное сказание о Петре и Февронии — одна из жемчужин древнерусской литературы”.
Г.П. Федотов
I Орг. момент. (Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы) (СЛАЙД 4-9)

- Многие из вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в атмосферу храма и вглядимся в лики святых

(Звучит церковное песнопение. На слайдах репродукции древнерусской иконописи.)

Словарная работа (СЛАЙД 10-11)

  1. ИКОНА, -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых, образ.

2.Святой- тот, кто провел жизнь в сужении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих

3. 1. Лик — изображение лица святого на иконе.

2. Лик — образ святого в православии.

4. Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

6. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

7. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

9. Канонизация – причисление к лику святых. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.

Сегодня мы прикоснемся к произведению Древней Руси- жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются Петр и Феврония.

Расскажите о возникновении древнерусской л – ры. (Связано с появлением письменности и относится к Χ веку. Первыми произведениями были переводные богослужебные книги, летописи).

IV. Изучение нового материала

История создания повести.

Источником для этого произведения послужили муромские легенды, которыми Муром славился. И эта фольклорная основа оказала на Ермолая сильное влияние Исследователи полагают, что прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, непосредственно перед нашествием полчищ Батыя.

Дома вы прочитали произведение в том варианте, в каком оно представлено в учебнике. Но, к сожалению, текст дан не полностью. Отсутствует в школьном варианте вступление, которое по сути представляет собой настоящий богословный трактат: о Боге, создании мира и человека, Христе и крещении. Основной же текст, и он почти полностью представлен в учебнике, не что иное, как переложение фольклора.

Жанр произведения (рассказ учителя и аналитическая беседа)

-Скажите, какие два жанра заявлены уже в самом названии произведения? (повесть, житие)

-Скажите, на какие произведения устного народного творчества похоже это произведение? (сказка)

-Итак, черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказка, повесть, житие)

Какие виды сказок вам известны? (волшебные, бытовые, о животных)

3.Групповая работа (заполнение таблицы на доске и в тетради)

Читайте также: