Почему на рубеже 19 20 в эволюционизм в этнологии вступил в полосу кризиса кратко
Обновлено: 30.06.2024
ЭВОЛЮЦИОНИ́ЗМ в социальных науках, направление (школа) гл. обр. в этнографии / этнологии (социально-культурной антропологии) и социологии, основанное на представлении о поступат. процессе развития ( эволюции ) человеческого общества от низших форм к высшим. Сторонники Э. рассматривали историю как прямолинейный процесс перехода от простого к сложному, причём предполагалось тождество историч. путей разных народов. На первый план выдвигалось понятие культурных универсалий: любое явление культуры не является уникальным – оно или существовало, или существует, или будет существовать у каждого народа, а история представлялась суммой эволюций элементов культуры и социальной структуры. Э. развивался параллельно эволюционному учению в естеств. науках, что предопределило набор методов, теорий и понятий Э. Осн. метод Э. – построение эволюц. рядов, при котором исследовалось развитие каждого социокультурного феномена в контексте всей человеческой культуры (общества) без учёта взаимосвязей внутри каждой культуры, что иногда приводило к очевидным ошибкам. Важным был также метод пережитков, позволяющий восстановить облик культуры и общества в прошлом (см. Пережитков теория).
В процессе с/тановления этнологии как науки возникали научные концепции, школы и направления, закладывающие ее основы. Первые теории и научные школы стали появляться с середины XIX в. Концепции, отличающиеся глубокой научностью и логикой, становились наиболее известными и влиятельными. К их числу относятся эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американская школа исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и др. Многие из ранних теорий и школ сохраняют свое значение и научную ценность и в настоящее время.
Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Идеи эволюционализма были подхвачены в других странах и получили дальнейшее обоснование и развитие. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционализма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционализма был Ш. Летурно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционализм связан с именами К.Д. Кавелина, Л.Я. Штернберга, Н.И. Зибера и М М. Ковалевского.
Г. Спенсер (1820 — 1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционализма в этнологии. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой истории природа человека медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходят изменения человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа.
Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. По Моргану, родовая организация была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранилось. Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощающая принципы частной собственности и власти отца.
Эволюционная школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.
Однако по мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал нередко не подтверждал эволюционистские концепции. Необходимы были поиски путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. И тогда появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, подвергающие сомнению теории исторического пути развития общественных явлений.
Революция в естествознании привлекла всеобщее внимание к философским предпосылкам научного познания, выявила необходимость тщательной проверки основных понятий и методов науки.
Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIX—начала XX в.
Другие статьи по предмету
Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIXначала XX в.
1. Методологическая ситуация в обществознании на рубеже XIXXX вв.
Переоценка идеологических ценностей была тем более болезненной, что она переплеталась с теоретико-методологическим кризисом эволюционизма и натурализма.
Раньше всего эта антиэволюционистская тенденция появилась/ в философии истории, в сочинениях Артура Шопенгауэра, Якоба; Буркгардта, Николая Данилевского и Фридриха Ницше, не затрагивая социологию в собственном смысле слова. Однако вскоре антиэволюционистские настроения проникли в антропологию и этнографию, с которыми социология XIX в. была теснейшим образом связана.
Историко-эволюционная социология пыталась выразить в своих схемам общее направление и закономерность исторического процесса.
Развитие антропологии и этнографии выявило неадекватность сравнительного метода. Этнографический материал показывал, что связь между материальной жизнью общества и его культурой не однозначна, что один и тот же базис может порождать в зависимости от конкретных условий многообразные формы надстройки и что нельзя, говоря о конкретных обществах, не учитывать фактов взаимодействия и взаимного влияния народов.
Разумеется, факты диффузии культуры признавались и раньше. Крупнейший этнолог-эволюционист Эдуард Тайлор даже написал ряд статей о закономерности распространения культурных черт. Однако культурные заимствования также интерпретировались в духе эволюционизма. На рубеже XX в. положение изменилось. Ведущим направлением в этнографии постепенно становится диффузионизм, представители которого Лео Фробениус (1873 1938), Фриц Гребнер (18771934), Грэфтон Эллиот Смит (1871 1938) и другие ставят во главу угла не генезис, а процессы распространения культуры.
Не менее важные последствия для общественных наук имела совершившаяся на рубеже XX в. революция в физике, которая до, основания разрушила старые метафизические представления.
Большинству ученых и философов XIX в. ньютоновская физика представлялась абсолютно правильной картиной мира, в кото
Всякая наука не только удовлетворяет потребность в познании, то также играет существенную прикладную, практическую роль: выявляет, указывает и обосновывает. Постановка прикладных целей и задач в рамках одной самой этнологической науки, включение практических выводов – такая проблематика впервые выдвинута сторонниками функционалистиеского направления.
Одним из приёмов прикладной этнологии является метод профессиональной экспертизы, однако добросовестность такой экспертизы может зависеть от социально-политической ориентации экспертов.
Известный учёный, один из основоположников функционалистского течения – Б.К. Малиновский выступал с лекциями перед чиновниками. Некоторые из его последователей сотрудничали с колониальной администрацией, иные вносили предложения, направленные на улучшение положения колониальных народов. Российские этнологи немало сделали на приобщения народов Севера и Сибири.
Задачи и возможности прикладной этнологии:
1) Деятельность (теоритическая и практическая) по преодолению межэтнических конфликтов и противоречий.
2) Обнаружение (прогнозирование) потенциальных межэтнических конфронтаций и их предупреждение.
3) Содействие формированию государственной и\или общественной этнологической службы в стране, способной взять на себя заботу по многостороннему изучению народов России.
4) Проектирование культурных программ кросс-культурного обмена и взаимодействия.
5) Исследование возможных последствий крупных технико-экономических проектов и, в случае необходимости, создание программ этнозащитных мероприятий.
6) Изучение этнических аспектов экономических программ (изучение спроса на те или иные изделия промышленности).
7) Распространение этнических знаний в самых широких кругах народов путем преподавания основ этой науки в школах и т.д.
Для улаживании рода конфликтов может оказаться полезным метод переговоров между сторонами, метод пропагандистских приёмов, создание Государственной этнологической службы.
Этнологические источники.
Этнологический источник - всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.
На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения ботаники, медицины, биологии и др. (комплексный подход Д.Н. Анучина).
Основные группы источников:
1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа.
К этой категории относятся коллекции этнографических музеев, национальная одежда, национальные кушанья и т.д.
2) Мемораты (предания) – отражения тех или иных сторон этнического объекта.
К этой категории относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и фиксации, устные рассказы, рисунки.
3) Классические письменные нарративные источники.
Перечислить их невозможно. И это хорошо.
4) В эпоху феодализма появилось немало разнообразных источников - хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники.
5) “Домовники” или “Домострои” – религиозно-бытовые инструкции-направления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом.
6) Содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты.
7) Полевой материал (сведения собираемые этнографией).
8) Результаты деятельности по производству профессиональной духовной культуры.
Науки о народах зарубежных странах и степень их соответствия народов.
В конце 18 века возникли термины “этнология” и “этнография”. Однако сама наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Северной Америке к середине 19 века.
Французская этнология, английская социальная антропология, а позднее американская культурная антропология изучали, главным образом, первобытные внеевропейские народы и индейцев Америки. Только в 20м веке в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.
В странах немецкого языка – Германии, Австрии, части Швейцарии сложилась традиция, которая сохраняется и сейчас: наука разделилась на две части – Этнология (исследование внеевропейских отсталых народов) и Народоведение (изучение развитых народов Европы).
Решающее значение для возникновения этнологии и антропологии имело эволюционное движение, сложившееся в конце 18 – начале 19 века.
До Второй Мировой:
США – школа исторической этнологии Франца Боаса. Культурные ценности разных народов несопоставимы. Исторический метод исследования.
Франция – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. Идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.
Германия – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. Обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы.
После Второй Мировой:
США и Великобритания – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).
Эволюционизм в этнологии.
Это первая теоритически значимая школа в этнологии. Первым идею эволюции и естественного отбора сформулировал Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, которая была опубликована в 1859 году.
Идеи эволюции в этнологии практически одновременно были сформулированы в Германии и Англии:
· 1871 году в Германии была опубликована книга Адольфа Бастиана “Общее основание этнологии”
· В том же году в Англии книжка Эдуард Тайлора “Первобытная культура”.
· Чуть позже эти идеи стали продвигать в США – книга Льюиса Генри Моргана “Древнее общество” в 1879.
Основные положения эволюционизма –
1) Существуют универсальные законы развития человечества, познав которые, можно будет управлять социальными процессами (Интрига возможности управлять)
2) Умственные способности людей – одинаковые, поэтому в схожих ситуациях люди будут принимать схожие решения.
3) Этапы (стадии) развития человечества едины, а исходной стадией является мифическое (первобытное) общество, которое якобы характеризовалось едиными культурными, социальными и экономическими моделями.
4) Миграции и заимствования особую роль не играли (так думали эволюционисты), и мы имеем дело с бесчисленным количеством параллельных рядов развития.
Уже на рубеже 19 -20 веков, эволюционизм вступает в кризис.
1) В ходе Первой Мировой Войны, были разрушены культурно-ценностные основания эволюционизма: вера в прогресс, в лучшее в человеке.
2) Началась критика конкретных эволюционистных схем и главное, началась критика научной стратегии эволюционистов: большинство эволюционистов были кабинетными учеными, которые основывались на фактах, полученных из вторых и третьих рук, и многие из этих фактов были недостоверные. Американский этнолог Льюис Генри Морган имел опыт полевого изучения.
3) Игнорирование явления миграции и заимствования (культурной диффузии). В ходе колониальной экспансии, западные интеллектуалы столкнулись с культурной диффузией (проникновение культурных элементов). Игнорирование больше было невозможно.
Диффузионизм в этнологии.
Приходит на смену эволюционизма в начале 20го века. Первым идеи этого нового направления сформулировал немецкий ученый Фридрих Ратцель в книге “Антропогеография” в 1909.
Ø Диффузианизм не был анти эволюционизмом! Он находился в одном потоке с эволюционизмом. Сохранялась идея прогресса, объектом анализа по-прежнему оставались отдельные элементы культуры.
Основные положения диффузионизма:
1) Исключительно важную роль в развитии культур играет географический фактор (среда).
2) Каждый элемент культуры имеет конкретную географическую и этническую привязку.
3) Перед этнологами стоят 3 задачи:
1 – определить место возникновения данного элемента культуры;
2 – реконструировать пути перемещения этого предмета по планете;
3 – определить временные рамки.
Наиболее популярен диффузионизм оказался в Германии, где крупнейшими представителями были - Фриц Гребнер, Лео Фробениус (разработал основы учения о “культурных кругах”, Вильгельм Шмидт (цель – использование данных этнологии для обоснования ряда библейских положений).
В России крупнейшим представителем был Владимир Германович Богораз-Таг.
В Англии эта школа достигла крайних форм. Например, возникла теория “панегиптизма” в соответствии родиной всех культурных элементов является древняя египетская цивилизация.
Диффузионистское направление стало терять популярность из-за того, что их последователи не сумели убедительно обосновать свои выводы о ходе культурных процессов, и стало очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и “культурно-исторических” построений фактическим данным.
Читайте также:
- Мсфо ias 26 учет и отчетность по пенсионным планам кратко
- Штамп подлежит возврату на документе означает что документ подлежит хранению в службе доу
- Обоснуйте необходимость изучения основ наук в школе какие методы освоения научного знания
- Что такое гувернер кратко
- Педагогический состав школы 5 саранск