Почему на рубеже 19 20 в эволюционизм в этнологии вступил в полосу кризиса кратко

Обновлено: 30.06.2024

ЭВОЛЮЦИОНИ́ЗМ в со­ци­аль­ных нау­ках, на­прав­ле­ние (шко­ла) гл. обр. в эт­но­гра­фии / эт­но­ло­гии (со­ци­аль­но-куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии) и со­цио­ло­гии, ос­но­ван­ное на пред­став­ле­нии о по­сту­пат. про­цес­се раз­ви­тия ( эво­лю­ции ) че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва от низ­ших форм к выс­шим. Сто­рон­ни­ки Э. рас­смат­ри­ва­ли ис­то­рию как пря­мо­ли­ней­ный про­цесс пе­ре­хо­да от про­сто­го к слож­но­му, при­чём пред­по­ла­га­лось то­ж­де­ст­во ис­то­рич. пу­тей раз­ных на­ро­дов. На пер­вый план вы­дви­га­лось по­ня­тие куль­тур­ных уни­вер­са­лий: лю­бое яв­ле­ние куль­ту­ры не яв­ля­ет­ся уни­каль­ным – оно или су­ще­ст­во­ва­ло, или су­ще­ст­ву­ет, или бу­дет су­ще­ст­во­вать у ка­ж­до­го на­ро­да, а ис­то­рия пред­став­ля­лась сум­мой эво­лю­ций эле­мен­тов куль­ту­ры и со­ци­аль­ной струк­ту­ры. Э. раз­ви­вал­ся па­рал­лель­но эво­лю­ци­он­ному уче­нию в ес­теств. нау­ках, что пре­до­пре­де­ли­ло на­бор ме­то­дов, тео­рий и по­ня­тий Э. Осн. ме­тод Э. – по­строе­ние эво­люц. ря­дов, при ко­то­ром ис­сле­до­ва­лось раз­ви­тие каж­до­го со­цио­куль­тур­но­го фе­но­ме­на в кон­тек­сте всей че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры (об­ще­ст­ва) без учё­та взаи­мо­свя­зей внут­ри ка­ж­дой куль­ту­ры, что ино­гда при­во­ди­ло к оче­вид­ным ошиб­кам. Важ­ным был так­же ме­тод пе­ре­жит­ков, по­зво­ляю­щий вос­ста­но­вить об­лик куль­ту­ры и об­ще­ст­ва в про­шлом (см. Пе­ре­жит­ков тео­рия).

В процессе с/тановления этнологии как науки возникали научные концепции, школы и направления, закладывающие ее основы. Первые теории и научные школы стали появляться с середины XIX в. Концепции, отличающиеся глубокой научностью и логикой, становились наиболее известными и влиятельными. К их числу относятся эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американская школа исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и др. Многие из ранних теорий и школ сохраняют свое значение и научную ценность и в настоящее время.

Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Идеи эволюционализма были подхвачены в других странах и получили дальнейшее обоснование и развитие. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционализма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционализма был Ш. Летурно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционализм связан с именами К.Д. Кавелина, Л.Я. Штернберга, Н.И. Зибера и М М. Ковалевского.

Г. Спенсер (1820 — 1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционализма в этнологии. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой истории природа человека медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходят изменения человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа.

Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. По Моргану, родовая организация была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранилось. Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощающая принципы частной собственности и власти отца.

Эволюционная школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

Однако по мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал нередко не подтверждал эволюционистские концепции. Необходимы были поиски путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. И тогда появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, подвергающие сомнению теории исторического пути развития общественных явлений.

Революция в естествознании привлекла всеобщее внимание к философским предпосылкам научного познания, выявила необходимость тщательной проверки основных понятий и методов науки.

Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIX—начала XX в.

Другие статьи по предмету

Кризис эволюционизма и антипозитивистские течения в социологии конца XIXначала XX в.

1. Методологическая ситуация в обществознании на рубеже XIXXX вв.

Переоценка идеологических ценностей была тем более болезненной, что она переплеталась с теоретико-методологическим кризисом эволюционизма и натурализма.

Раньше всего эта антиэволюционистская тенденция появилась/ в философии истории, в сочинениях Артура Шопенгауэра, Якоба; Буркгардта, Николая Данилевского и Фридриха Ницше, не затрагивая социологию в собственном смысле слова. Однако вскоре антиэволюционистские настроения проникли в антропологию и этнографию, с которыми социология XIX в. была теснейшим образом связана.

Историко-эволюционная социология пыталась выразить в своих схемам общее направление и закономерность исторического процесса.

Развитие антропологии и этнографии выявило неадекватность сравнительного метода. Этнографический материал показывал, что связь между материальной жизнью общества и его культурой не однозначна, что один и тот же базис может порождать в зависимости от конкретных условий многообразные формы надстройки и что нельзя, говоря о конкретных обществах, не учитывать фактов взаимодействия и взаимного влияния народов.

Разумеется, факты диффузии культуры признавались и раньше. Крупнейший этнолог-эволюционист Эдуард Тайлор даже написал ряд статей о закономерности распространения культурных черт. Однако культурные заимствования также интерпретировались в духе эволюционизма. На рубеже XX в. положение изменилось. Ведущим направлением в этнографии постепенно становится диффузионизм, представители которого Лео Фробениус (1873 1938), Фриц Гребнер (18771934), Грэфтон Эллиот Смит (1871 1938) и другие ставят во главу угла не генезис, а процессы распространения культуры.

Не менее важные последствия для общественных наук имела совершившаяся на рубеже XX в. революция в физике, которая до, основания разрушила старые метафизические представления.

Большинству ученых и философов XIX в. ньютоновская физика представлялась абсолютно правильной картиной мира, в кото

Всякая наука не только удовлетворяет потребность в познании, то также играет существенную прикладную, практическую роль: выявляет, указывает и обосновывает. Постановка прикладных целей и задач в рамках одной самой этнологической науки, включение практических выводов – такая проблематика впервые выдвинута сторонниками функционалистиеского направления.

Одним из приёмов прикладной этнологии является метод профессиональной экспертизы, однако добросовестность такой экспертизы может зависеть от социально-политической ориентации экспертов.

Известный учёный, один из основоположников функционалистского течения – Б.К. Малиновский выступал с лекциями перед чиновниками. Некоторые из его последователей сотрудничали с колониальной администрацией, иные вносили предложения, направленные на улучшение положения колониальных народов. Российские этнологи немало сделали на приобщения народов Севера и Сибири.

Задачи и возможности прикладной этнологии:

1) Деятельность (теоритическая и практическая) по преодолению межэтнических конфликтов и противоречий.

2) Обнаружение (прогнозирование) потенциальных межэтнических конфронтаций и их предупреждение.

3) Содействие формированию государственной и\или общественной этнологической службы в стране, способной взять на себя заботу по многостороннему изучению народов России.

4) Проектирование культурных программ кросс-культурного обмена и взаимодействия.

5) Исследование возможных последствий крупных технико-экономических проектов и, в случае необходимости, создание программ этнозащитных мероприятий.

6) Изучение этнических аспектов экономических программ (изучение спроса на те или иные изделия промышленности).

7) Распространение этнических знаний в самых широких кругах народов путем преподавания основ этой науки в школах и т.д.

Для улаживании рода конфликтов может оказаться полезным метод переговоров между сторонами, метод пропагандистских приёмов, создание Государственной этнологической службы.

Этнологические источники.

Этнологический источник - всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения ботаники, медицины, биологии и др. (комплексный подход Д.Н. Анучина).

Основные группы источников:

1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа.

К этой категории относятся коллекции этнографических музеев, национальная одежда, национальные кушанья и т.д.

2) Мемораты (предания) – отражения тех или иных сторон этнического объекта.

К этой категории относят многие виды письменных свидетельств, разнообразные записи и фиксации, устные рассказы, рисунки.

3) Классические письменные нарративные источники.

Перечислить их невозможно. И это хорошо.

4) В эпоху феодализма появилось немало разнообразных источников - хроники (летописи), произведения художественной литературы, правовые документы и другие памятники.

5) “Домовники” или “Домострои” – религиозно-бытовые инструкции-направления касательно всего порядка и стиля семейной жизни в соответствии с христианско-патриархальным идеалом.

6) Содержательные источники, связанные с интенсивными географо-экономическими обследованиями нашей планеты.

7) Полевой материал (сведения собираемые этнографией).

8) Результаты деятельности по производству профессиональной духовной культуры.

Науки о народах зарубежных странах и степень их соответствия народов.

В конце 18 века возникли термины “этнология” и “этнография”. Однако сама наука о народах сложилась в самостоятельную отрасль знаний в ряде стран Европы и в Северной Америке к середине 19 века.

Французская этнология, английская социальная антропология, а позднее американская культурная антропология изучали, главным образом, первобытные внеевропейские народы и индейцев Америки. Только в 20м веке в сферу научных исследований были вовлечены развитые народы.

В странах немецкого языка – Германии, Австрии, части Швейцарии сложилась традиция, которая сохраняется и сейчас: наука разделилась на две части – Этнология (исследование внеевропейских отсталых народов) и Народоведение (изучение развитых народов Европы).

Решающее значение для возникновения этнологии и антропологии имело эволюционное движение, сложившееся в конце 18 – начале 19 века.




До Второй Мировой:

США – школа исторической этнологии Франца Боаса. Культурные ценности разных народов несопоставимы. Исторический метод исследования.

Франция – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. Идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.

Германия – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. Обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы.

После Второй Мировой:

США и Великобритания – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).

Эволюционизм в этнологии.

Это первая теоритически значимая школа в этнологии. Первым идею эволюции и естественного отбора сформулировал Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, которая была опубликована в 1859 году.

Идеи эволюции в этнологии практически одновременно были сформулированы в Германии и Англии:

· 1871 году в Германии была опубликована книга Адольфа Бастиана “Общее основание этнологии”

· В том же году в Англии книжка Эдуард Тайлора “Первобытная культура”.

· Чуть позже эти идеи стали продвигать в США – книга Льюиса Генри Моргана “Древнее общество” в 1879.

Основные положения эволюционизма –

1) Существуют универсальные законы развития человечества, познав которые, можно будет управлять социальными процессами (Интрига возможности управлять)

2) Умственные способности людей – одинаковые, поэтому в схожих ситуациях люди будут принимать схожие решения.

3) Этапы (стадии) развития человечества едины, а исходной стадией является мифическое (первобытное) общество, которое якобы характеризовалось едиными культурными, социальными и экономическими моделями.

4) Миграции и заимствования особую роль не играли (так думали эволюционисты), и мы имеем дело с бесчисленным количеством параллельных рядов развития.

Уже на рубеже 19 -20 веков, эволюционизм вступает в кризис.

1) В ходе Первой Мировой Войны, были разрушены культурно-ценностные основания эволюционизма: вера в прогресс, в лучшее в человеке.

2) Началась критика конкретных эволюционистных схем и главное, началась критика научной стратегии эволюционистов: большинство эволюционистов были кабинетными учеными, которые основывались на фактах, полученных из вторых и третьих рук, и многие из этих фактов были недостоверные. Американский этнолог Льюис Генри Морган имел опыт полевого изучения.

3) Игнорирование явления миграции и заимствования (культурной диффузии). В ходе колониальной экспансии, западные интеллектуалы столкнулись с культурной диффузией (проникновение культурных элементов). Игнорирование больше было невозможно.

Диффузионизм в этнологии.

Приходит на смену эволюционизма в начале 20го века. Первым идеи этого нового направления сформулировал немецкий ученый Фридрих Ратцель в книге “Антропогеография” в 1909.

Ø Диффузианизм не был анти эволюционизмом! Он находился в одном потоке с эволюционизмом. Сохранялась идея прогресса, объектом анализа по-прежнему оставались отдельные элементы культуры.

Основные положения диффузионизма:

1) Исключительно важную роль в развитии культур играет географический фактор (среда).

2) Каждый элемент культуры имеет конкретную географическую и этническую привязку.

3) Перед этнологами стоят 3 задачи:

1 – определить место возникновения данного элемента культуры;

2 – реконструировать пути перемещения этого предмета по планете;

3 – определить временные рамки.

Наиболее популярен диффузионизм оказался в Германии, где крупнейшими представителями были - Фриц Гребнер, Лео Фробениус (разработал основы учения о “культурных кругах”, Вильгельм Шмидт (цель – использование данных этнологии для обоснования ряда библейских положений).

В России крупнейшим представителем был Владимир Германович Богораз-Таг.

В Англии эта школа достигла крайних форм. Например, возникла теория “панегиптизма” в соответствии родиной всех культурных элементов является древняя египетская цивилизация.

Диффузионистское направление стало терять популярность из-за того, что их последователи не сумели убедительно обосновать свои выводы о ходе культурных процессов, и стало очевидным несоответствие искусственно сконструированных “культурных кругов” и “культурно-исторических” построений фактическим данным.




Читайте также: