Обоснуйте необходимость изучения основ наук в школе какие методы освоения научного знания

Обновлено: 02.07.2024

В воспитании подрастающих поколений важное значение имеют единство действий школы, семьи и общественности, преемственность в деле воспитания образовательных учреждений. Однако решающую роль в воспитании подрастающих поколений играет школа, хорошо организованный в ней процесс обучения, которым охватываются все без исключения дети; процесс, управляемый учителя, имеющими специальное педагогическое образование, получившими специальную подготовку к решению задач воспитания.

Обучение всегда связано с воспитанием у обучаемых определенных черт, качеств в зависимости от задач, содержания и применяемых учителями методов обучения.

Задачи и методы воспитания зависят от уклада жизни общества, его господствующей идеологии и определяются интересами общества.

Вместе с тем, в воспитании играют важную роль содержание обучения, методы преподавания и личность учителя: его взгляды, убеждения, отношение к явлениям общественной жизни, уровень теоретической подготовки, характер отношения к своим ученикам. Применение догматических репродуктивных методов преподавания приводит к тому, что дети становятся пассивными, неинициативными, приучаются все воспринимать на веру, не подвергая сомнению; у них воспитываются механическая память и леность мышления.

Применение активных методов обучения стимулирует развитие внимания, мышления учеников, их познавательной активности. Систематическое использование в процессе обучения проблемного, частично-поискового и исследовательского методов обучения способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческих способностей. Применение в обучении элементов дискуссий, создание таких ситуаций, когда учащимся предоставляется возможность что-либо самостоятельно доказывать или опровергать, критически анализировать факты, способствует развитию у них критического мышления, самостоятельности, инициативы.

Провозглашенный еще в советской педагогике принцип воспитывающего обучения требует максимального использования процесса обучения для воспитания у учащихся положительных качеств (черт), необходимых для подготовки их к активному участию в жизни общества. Поэтому весь учебный процесс, преподавание всех учебных предметов должны быть направлены, в том числе, на воспитание учащихся.

Решая эту сложную проблему, нужно учитывать, что в ее решении нет мелочей. В процессе учебных занятий все должно оказывать воспитывающее воздействие: содержание учебного материала, методы его изучения, методы учения, поведение учителя, его одежда, поступки, яркая образная речь, взаимоотношения с учащимися (доброжелательность, внимательность, сочетающиеся с высокой требовательностью, учет индивидуальных особенностей учащихся), его умение актуализировать внимание учащихся на главном, существенном, вызвать интерес к изучаемым вопросам, организовать самостоятельную работу учащихся, взаимопомощь детей в учении и т. д. Все это, вместе взятое, способствует созданию на уроке рабочей атмосферы, доброжелательности, желания хорошо выполнять задания учителя, внимательно слушать его объяснения.

Решение всех этих задач начинается с актуализации внимания учащихся к изучаемым вопросам, к объяснению учителя. Это требует умения управлять вниманием. Внимание необходимо не только для восприятия материала, излагаемого учителем, но прежде всего для создания положительных мотивов, интереса к воспринимаемому материалу, В этом заключается побуждающая функция методов обучения. Опыт творчески работающих учителей, специально проведенные исследования показывают, что эта педагогическая задача лучше всего решается четкой формулировкой цели и задач конкретного урока, разъяснением практической значимости материала, изучение которого предстоит на уроке, созданием проблемной ситуации, анализ которой приводит к выводу о недостаточности имеющихся знаний для ответа на поставленный вопрос, имеющий жизненно важное значение, к желанию приобрести знания, необходимые для получения ответа.

На эти вопросы, как правило, никто из учащихся ответить не может. Но тем выше внимание и интерес, с которыми они наблюдают демонстрируемые учителем опыты (движение проводника с током в магнитном поле, вращение рамки с током в магнитном поле) и слушают сопровождающие их объяснения, которые приводят учащихся к пониманию принципа действия электродвигателя.

Систематическое использование в учебном процессе подобных приемов способствует воспитанию у школьников устойчивого познавательного интереса к предмету.

Вызвав интерес к основной задаче урока, необходимо еще обеспечить у с т о й ч и в о с т ь в н и м а н и я, желание работать на протяжении всего урока. Это тоже требует от учителя предварительного продумывания с и с т е м ы п р и е м о в, поддерживающих интерес к работе в течение всего урока.

Опытные учителя используют в этих целях комплекс проблемных ситуаций, анализ которых приводит к формулировке проблем и поискам путей их решения, так, что ученики привлекаются к решению системы проблем.

Выработка у учащихся усидчивости, способности работать на протяжении всего урока и при выполнении домашних заданий достигается с помощью систематической организации самостоятельных работ , направленных на формирование у учащихся умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

С помощью правильной организации самостоятельных работ достигается также воспитание элементов культуры труда, развитие мышления учащихся.

Систематическая организация на уроках самостоятельной работы учащихся является важным средством формирования у них привычки трудиться, умения планировать свою работу, приучения к определенному поведению, соблюдению правил учебной дисциплины, режима учебного труда.

Без воспитания у учащихся этих качеств не может быть успешной работы по формированию научного мировоззрения, воспитанию нравственности, воспитанию учащихся.

Большое воспитательное значение имеют организация систематического контроля за самостоятельной работой учащихся и объективная оценка результатов ее, формирование у учащихся навыков самоконтроля. Без умения осуществлять самоконтроль не может быть вполне самостоятельной работы. Организация оперативного, систематического контроля позволяет своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся, вносить в них коррективы, оценивать достигнутые учащимися успехи, мобилизовывать их усилия на преодоление обнаруженных пробелов. Все это стимулирует активность учащихся в учении и воспитывает у них умение критически оценивать свою работу.

Постепенно учащиеся привыкают к мысли о том, что им все равно будет выставлена положительная оценка независимо от качества учебной работы и отношения к ней. В дальнейшем, по окончании школы, такая точка зрения переносится на отношение к работе, вырабатывается привычка получать зарплату при недобросовестном отношении к труду, при плохом качестве продукции.

Имея это в виду, учителю каждого предмета необходимо самым внимательным образом подходить к оценке знаний и умений своих учеников. Во всех случаях оценка должна быть объективной,

В усовершенствованной программе по физике сформулированы требования к знаниям о физических явлениях, величинах, законах и теориях, имеются разъяснения по вопросу о том, какие оценки за какие знания выставлять. При этом важно разъяснять учащимся критерии оценок и давать краткое обоснование выставленной оценки. Во всех случаях ученик должен четко представлять, за что выставлена та или иная оценка.

В поле зрения учителя постоянно должна быть забота о высоком качестве знаний учащихся, развитии у них диалектического мышления и воспитании взыскательности и требовательности к себе. Учащиеся хорошо должны усвоить, осознать, что в век научно-технической революции повышаются требования к уровню образованности всех людей. Знания необходимы для активного участия в дальнейшем развитии науки, техники и культуры. Развитие автоматизации производства, решение сложных задач развития сельского хозяйства, выполнение намеченной программы развития страны, освоение космического пространства требуют разносторонних, глубоких знаний и умения применять их на практике.

Весьма эффективным средством формирования у учеников убеждения в необходимости знаний, получаемых в средней школе, для подготовки к жизни являются задания, требующие у учащихся комплексного применения знаний по физике, химии, биологии, математике.

Выполнение такого рода заданий, например, в процессе работы над учебными проектами имеет важное значение не только для формирования убеждения в значимости, необходимости знаний, но и для выработки активной жизненной позиции, потребности в творческом применении знаний, а также уверенности в том, что при желании каждый может внести достойный вклад в совершенствование техники и технологии производства, в повышение производительности труда и качества продукции.

В процессе осмысленного общественно полезного труда дети лучше усваивают закономерности развития природы, общества, приучаются к активной преобразующей деятельности,

Принцип научности обучения подрастающих поколений обоснован историческим ра звитием науки. Успехи в развитии человечества во многом обязаны науке. Роль науки с исключительной силой проявляется на современном этапе развития социалистического общества. Только овладев знаниями, в которых сконцентрирован многовековой коллективный опыт человечества, только глубоко изучив марксистско-ленинскую теорию, молодое поколение может плодотворно участвовать в создании материально-технической базы коммунизма, в строительстве коммунизма, в общественной жизни вообще.

Рассматриваемый принцип имеет своей теоретической основой марксистско-ленинскую теорию познания, которая доказала, что мир познаваем и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира. Этот принцип обоснован и данными психологии и дидактики, свидетельствующими о возможности значительного расширения познавательных возможностей учащихся.

Научные знания непрерывно расширяются в своем объеме. Каждое десятилетие, но приблизительным подсчетам, приносит удвоение научной информации. Способности же учащихся к усвоению знаний хотя и возрастают в историческом развитии человечества в силу непрерывного роста науки и ее влияния на жизнь, а также в меру успехов педагогической теории и практики, однако далеко не в той мере, в какой возрастает объем знаний.

Чтобы обеспечить овладение научными знаниями, включая и идеи современной науки, необходимо найти принципы отбора самого существенного содержания науки для образования молодежи. Но чтобы подойти к успешному решению этой задачи, необходимо раскрыть логику учебных предметов, обеспечивающую с первых шагов изучения подведение к новым научным понятиям. Таково первое требование, вытекающее из рассматриваемого принципа.

Овладение подлинно научными знаниями определяется характером их усвоения, правильным, т. е. неискаженным и точным восприятием предметов и явлений реального мира и верным отражением в сознании школьников существенных связей и отношений между ними. Но для этого необходимо, чтобы восприятие нового не сводилось к какому-то одному акту, а представляло собой процесс, в котором учащиеся рассматривали бы каждое новое явление или предмет с различных сторон, устанавливая многообразие связей данного объекта с другими, как сходными с ним, так и резко отличными от него. Таким образом, процесс обучения при правильной его постановке воспитывает у учащихся диалектический подход к изучаемым предметам появлениям и формирует постепенно элементы диалектического мышления. Таково второе требование, вытекающее из рассматриваемого принципа.

Восприятие новых явлений играет важную роль в обучении. Его познавательное значение заключается в образовании правильных представлений, отражающих изучаемые предметы во всем богатстве их внешних признаков и способных быть использованными в дальнейшей познавательной работе учащихся и служить фундаментом для образования научных понятий. Как представления, так и понятия могут выполнить свою познавательную роль только в том случае, если будут воплощены в точные словесные обозначения и определения. Таковыми являются научные термины. Создание условий для образования правильных представлений и научных понятий и для точного выражения их в определениях и терминах, принятых в науке,является третьим требованием принципа научности и доступности обучения.

Отсюда надо сделать тот вывод, что необходимо в обучении полностью избегать каких бы то ни было догматических утверждений и ограничивать до минимума введение научных определений и понятий, не имеющих достаточного фактического материала в опыте и предшествующих этапах учения школьников. Введение каждого научного понятия должно логически вытекать из поставленной познавательной задачи и в ходе дальнейших этапов учебного процесса получать дальнейшее развитие и применение. Больше того, очень важно, чтобы вводимые научные понятия применялись и использовались на всем протяжении учебного курса.

Глубокое усвоение научных знаний происходит тогда, когда научные понятия и законы науки, выведенные из анализа и синтеза конкретных предметов и явлений, усваиваются в единстве с научными теориями или научными гипотезами, которые явились исходными в образовании понятия или выведении научного закона. Усвоение многих понятий происходит успешнее, если они сопоставляются с противоположными или противоречащими им понятиями. Поэтому внутренняя связь процесса образования понятий и законов науки с научными теориями, на базе которых и возник закон, и уяснение научных понятий путем противопоставления их является четвертым требованием принципа научности и доступности.

В последние годы усиленно разрабатывается вопрос об условиях и методах, которые приводят учащихся к глубокому пониманию и усвоению законов науки и обоснованию их объективного значения.

Изучение законов науки в меру возможности должно вскрыть богатство и разнообразие охватываемых им конкретных явлении. При этом ценно выявить наиболее важные стороны процесса развития изучаемых явлений, а именно: зависимость от внешних условий, места и времени, конкретные формы изменения явления, борьбу старого с новым, содержание и форму как внутреннее содержание процесса развития. В старших классах последовательное раскрытие зависимости развития тех или иных, например, физических явлений необходимо вести в том направлении, чтобы учащиеся постепенно осознали ограниченность земных условий и новые формы развития некоторых физических процессов в космических условиях.

В тесной связи с этим требованием выступает необходимость такой постановки обучения, при которой перед учащимися раскрывалась бы история открытия изучаемых явлений и научных законов, охватывающих эти явления. Очень важно, чтобы учащиеся познакомились с историей важнейших открытий в науке, как бы побывали в научной лаборатории ученого, вникли бы в те задачи, которые перед ним стояли, и в способы исследования, которые были им предприняты. Таким образом, научность обучения выдвигает требование историзма в преподавании, конечно, в разумных пределах.

Каждая наука развивалась свойственными ей методами научного познания. Изучение основ наук в школе осуществляется посредством дидактических методов обучения. Подчеркивая различие тех и других методов, нельзя не видеть внутренней связи между ними. В методах преподавания необходимо отражать методы научного познания в форме учебных методов, развивающих мышление учащихся и подводящих их к поисковой и творческой работе в учении. Таково пятое требование рассматриваемого принципа.

Принцип научности обучения, взятый в тесном взаимодействии с принципом доступности, придает последнему новое содержание. Конечно, и раньше во всех дидактических руководствах разъяснялось, что принцип доступности нельзя рассматривать как требование легкости обучения. Однако это разъяснение носило общий характер. Когда же вскрывается в тесном взаимодействии принцип научности и доступности, каждый из них приобретает более правильный дидактический смысл. Научность обучения не мирится с обыденным пониманием принципа доступности. Чтобы осуществить научность, нужно проникнуться оптимистическим отношением к познавательным возможностям учащихся. Исследования психологов и дидактов дают Обнадеживающую основу для этого. Расширение познавательных возможностей учащихся происходит в процессе последовательного усложнения тех учебных и практических задач, которые выдвигаются перед ними в ходе учебного процесса и вызывают напряжение их умственных и физических сил. Правильное определение степени и характера трудностей в учебном процессе составляет главный способ в руках учителя вызвать движущую силу учения и расширить познавательные возможности учащихся. Последовательное применение этого способа, обусловленное принципом научности обучения, приведет к постоянному повышению уровня умственного развития учащихся и более глубокому усвоению научных знаний.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система научных знаний как основа для достижения школьниками общенаучного уровня

Формирование современной личности, способной к саморазвитию, к самостоятельному принятию решений в условиях постоянно изменяющегося по нелинейным законам мира, требует уточнения содержания образовательных задач и комплексного их решения. Это предполагает в процессе обучения конкретным учебным дисциплинам, в том числе физике, осуществлять формирование научного мировоззрения и мышления школьников, выработку у них глубоких, прочных и осознанных знаний, обобщенных учебных умений, а также формирование социально и индивидуально значимых качеств личности. Одно из направлений обновления содержания – усиление методологической составляющей, а также необходимость обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования.

Ответить на вызовы времени, можно, используя понятийно-категориальный аппарат эволюционной концепции физической картины мира как высшего уровня обобщения и систематизации физического знания, где наиболее полно представлена взаимосвязь физики и философии. Именно в физической картине мира находят свою естественнонаучную конкретизацию представление о строении и движении материи в формах ее существования (в пространстве и времени), фундаментальных физических взаимодействиях и закономерностях развития научного знания. Следовательно, необходим методологический подход, который составляет основу фундаментализации образования.

Необходимость глубокого методологического и мировоззренческого представления научных понятий обусловлена тем, что они являют собой форму отражения действительности в сознании человека, обобщенный результат, итог развития познания.

В данной работе мы ставим своей целью: определить пути и способы формирования системы методологических знаний учащихся на уроках физики

В соответствии с целью мы ставим задачи:

1) выделить структурные элементы курса физики, подлежащие систематизации;

2) познакомить с этапами работы по формированию системы методологических знаний;

3) определить и систематизировать методы и подходы формирования методологических знаний у учащихся.

Каждый учитель с учетом имеющегося опыта педагогической работы должен пытаться провести ученика по уровням от частно-дидактического через общенаучный (методологический) к личностному (По Степановой Т.И.)

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды." из раздела кодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки)

Содержание:

  • 6-06-2020, 01:37
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 77 838
  • 0

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

Научное познание также состоит из двух уровней - эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.

Уровни научного познания. Методы научного познания

Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

  • превращаются в теории
  • уточняются и конкретизируются
  • отбрасываются как заблуждения
  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
  • Идеализированный объект данной теории.
  • Логика и методология, применяемые для построения теории.
  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
  • Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение - целенаправленный и постоянный контроль исследуемого объекта, при этом объект может быть как элементом живой, так и неживой природы.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент - это метод научного познания, при котором исследователь создает при помощи научного оборудования искусственную среду или ситуацию, тем самым воздействуя на объект, для определения и выявления необходимых качеств, характеристик или свойств данного объекта.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

Все результаты, полученные в ходе эксперимента, наблюдения и измерений записываются с помощью знаковых символов, формул, схем, диаграмм, таблиц - этот метод получил название научного описания .

С помощью него составляются научные картины мира, теории, гипотезы - это своеобразный научный язык. Далее все описания синтезируются в теорию.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Читайте также: