Судебные реформы в россии философский и правовой анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Судебная реформа Александра II была утверждена указом от 20 ноября 1864 года.

Она проводилась с 1861 по 1866 годы. В 1861 году были созданы Государственная канцелярия и Совет, которые занимались проектированием реформы. В 1862 году появился первый проект, а в 1864 году — готовые Судебные уставы. Первый суд, подчиняющийся новым принципам, был открыт в Санкт-Петербурге в 1866 году.

Содержание судебных уставов определяется четырьмя законами:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Учреждения судебных установлений.
  2. Устав уголовного судопроизводства.
  3. Устав гражданского судопроизводства.
  4. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Что нового ввела реформа

Судебная реформа изменила судебную систему Российской Империи в нескольких направлениях. Основные ее положения — это:

  1. Создание двух ветвей судов — мировых и окружных. В каждой ветви была своя инстанция — мировые съезды или окружные съезды. Мировые судьи избирались на конечный срок, окружные — на всю жизнь. Чтобы стать судьей, человек должен был иметь высшее юридическое образование, опыт работы и хорошую репутацию. Мировой суд разбирал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной — уголовные и более крупные гражданские.
  2. Изменение принципов судопроизводства. Оно стало делиться на предварительное и судебное. Для разбирательств устанавливались сроки. Благодаря этому дела разрешались быстрее. Возбуждал дело институт судебных следователей. Также он занимался допросом свидетелей и потерпевших и сбором доказательств. После этого следователь передавал дело прокурору, который назначал судебное заседание.
  3. Институт присяжных. Присяжными поверенными могли стать только люди с высшим юридическим образованием и стажем работы в пять лет. По-другому они назывались адвокатами. Особо тяжкие уголовные дела разбирали присяжные заседатели. Они выносили вердикт путем тайного голосования. Чтобы стать присяжным, человек должен был проживать на данной территории два года, быть в возрасте от 25 до 70 лет, располагать имуществом на сумму 2000 рублей.
  4. Разделение административной и судебной власти. Суды больше не зависели от администраций. Их принципами стали гласность, открытость, независимость и состязательность.

Причины введения судебной реформы

Среди причин введения реформ были следующие:

  1. Суды были зависимы от административных учреждений, поэтому дела могли рассматриваться в течение нескольких лет.
  2. Не существовало адвокатов, поэтому подсудимые не могли обжаловать приговор.
  3. Подозреваемых часто заставляли признаться в преступлении путем пыток или угроз.
  4. Суд проходил без подсудимых, так как важным считалось только наличие документов по делу.

Преимущества и недостатки

Среди плюсов реформы можно отметить:

  1. Гласность и независимость суда от администрации.
  2. Адвокатура, возможность граждан отстаивать свои права.
  3. Иерархия судов, быстрое решение дел.
  4. Уравнивание всех сословий в правах за счет мнения присяжных.

Среди минусов преобразований выделяют:

  1. Финансирование за счет налогов с населения.
  2. Сохранение пережитков прошлого (волостных судов для крестьян).
  3. Голос помещиков имел большее значение, чем голос крестьян.

Последствия судебной реформы для государства

Судебная реформа, которую провел Александр II, стала основой для современной системы судопроизводства в России. В XIX веке она считалась наиболее прогрессивной. Она отражала мировые тенденции и принципы демократии.

Ее особенность — отделение суда от других ветвей власти. Вынесение приговора происходило в присутствии обвиняемого и присяжных, что исключало субъективность судей. В результате, решения стали более справедливыми и обоснованными. Кроме того, работа суда стала регламентированной.

В итоге по судебной системе Россия встала на один уровень с прочими странами Европы.

Судебные реформы в России, или Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех

20 ноября исполнилось 150 лет судебной системе России. Вести отсчет современной судебной системе России принято с судебной реформы Александра II, поскольку именно она заложила основы современной судебной системы. Однако до нее в России все же существовали суды. Рассмотрим, как они функционировали и какие факторы послужили причиной судебной реформы Александра II.

Судебная система до реформы Александра II

Древнейшей формой судебного процесса был суд общины. Во времена Русской Правды – сборника правовых норм Киевской Руси XI века – судебный процесс носил состязательный характер, его стороны были относительно равны в своих правах, в том числе при сборе улик и доказательств. Деления на гражданский и уголовный процесс не было. Во главе суда стоял князь, который часто поручал рассмотрение дел чиновникам.

В период раздробленности русских земель в каждой республике принимались свои правовые акты – так называемые грамоты. Новгородская судная грамота 1471 года наделяла правом вершить суд все органы власти и управления: князя, боярский совет, архиепископа, вече, посадника, тысяцкого, сотского, старосту. Суд был церковным или княжеским, и при рассмотрении дела присутствовал, соответственно, архиепископ или князь. Перед самим судебным процессом сторонам предлагалось решить дело миром. В Псковской судной грамоте 1467 года, так же, как и в Русской Правде, провозглашалась состязательность судебного процесса – суд при разрешении спора носил исключительно роль арбитра и не имел права собирать доказательства по своей инициативе.

Судебники 1497 года и 1550 года, распространявшие свое действие на все Московское централизованное государство, также предусматривали состязательную форму судопроизводства. Судебный процесс начинался по инициативе истца путем подачи челобитной. Ход судебного разбирательства фиксировался в протоколе. В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили представители местной аристократии.

В 1649 году Земский Собор принял Соборное уложение. Этот документ структурирован таким образом, что его нормы можно условно разделить на материальные (нормы о правонарушениях и преступлениях) и процессуальные (нормы о судопроизводстве). Кроме того, в Соборном уложении было закреплено деление на поместное, вотчинное, военное право, а также устанавливалось правовое положение отдельных категорий населения. Начинают прослеживаться различия между уголовным и гражданским процессом.

Так, по уголовным делам и делам о государственных преступлениях широкое распространение приобретает розыскной (следственный) процесс. Для этой формы процесса характерна активная роль государственного органа, обвинительная направленность суда, применение допросов и пыток. Например, в ст. 202 гл. X Соборного уложения сказано: "Да будет он с пытки повинится, что такое дело учинилося от него, и тому, над кем он такое дело учинит, велеть убытки все доправити на нем".

При рассмотрении гражданских дел применялся состязательный процесс, при котором стороны имеют процессуальное равенство, а судья выступает в качестве арбитра. Высшим судебным органом по-прежнему оставался царь, ему подчинялись боярская дума и приказы, также наделенные судебными полномочиями. Крестьян судили сами помещики.

В 1719 году высшими судебными органами на Руси становятся Сенат и Юстиц-коллегия. Юстиц-коллегия являлась органом управления над всеми судами, а Сенат мог давать им разъяснения по сложным вопросам. В судебную систему того времени входили также провинциальные, городовые, надворные суды в крупных административных центрах, нижние суды в провинциях и военные суды.

Указ Петра I от 5 ноября 1723 года "О форме суда" вернул судам прежнюю форму процесса – состязательную. Так, процесс начинался с подачи истцом челобитной, копия которой давалась ответчику для подготовки к судебному процессу. Истец сам собирал все необходимые доказательства, однако ответчик мог ходатайствовать о приобщении к делу новых документов. Нормы указа распространяли свое действие на все суды, кроме военных. Чем объясняется возвращение к прежней форме судопроизводства – неизвестно, однако на практике и после принятия документа продолжал применяться розыск.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Узнать о порядке расследования уголовных дел в эпоху Екатерины II можно из специального документа того времени – Учреждения. Для этого в строке базового поиска системы ГАРАНТ наберите "Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи" и нажмите на кнопку "Поиск". В системе имеются две части этого документа.

Екатерина II изменила действующую на тот период судебную систему, предоставив каждому сословию свой суд ("Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи" от 7 ноября 1775 года). Теперь помещиков судил верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян – верхняя расправа в губернии и нижняя расправа в уезде, горожан – магистраты. Кроме судов нижней расправы, все суды были выборными. Высшим судебным органом в Российской Империи оставался Сенат, а в губерниях – палаты уголовного и гражданского суда. Решения Сената контролировались монархом, решения судебных палат – губернаторами. Также в стране появился бессословный Совестный суд, созданный для примирения граждан. Этот суд рассматривал дела с участием недееспособных и ограниченно дееспособных лиц – малолетних, невменяемых, глухонемых, и другие. В случае, если решение Совестного суда по имущественным спорам не исполнялось сторонами добровольно, иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.

В начале XIX века в Российской империи была проведена Министерская реформа под руководством М.М. Сперанского, которая преобразовала Юстиц-коллегию и другие созданные Петром I коллегии в восемь министерств. Каждое из министерств управлялось министром, ответственным перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному министерству юстиции (Манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих" от 25 июля 1810 года).

Реформы Александра II и Александра III

Крупная судебная реформа произошла во время правления Александра II. Ее начало положила фраза императора "Да правда и милость царствуют в судах" (Манифест о прекращении русско-турецкой (Крымской) войны от 19 марта 1856 года). В указе Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года говорилось о намерении водворить в России суд "скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных", а также возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность. Для этих целей 20 ноября 1864 года были приняты судебные уставы ("Учреждение судебных установлений", "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями", "Устав уголовного судопроизводства" и "Устав гражданского судопроизводства"). Эти документы вводили судебные учреждения, общие для всех сословий.

Было создано три типа судов: мировой суд (рассматривал мелкие гражданские дела и кражи), окружной суд (рассматривал гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов и судебной палаты) и судебная палата (рассматривала в качестве суда первой инстанции дела о преступлениях, совершенных чиновниками, и государственных преступлениях; в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов). Наиболее важные политические дела рассматривал Верховный уголовный суд, дело в который передавалось по повелению императора в исключительных случаях.

Реформа Александра II утвердила такие принципы судебного процесса, как независимость суда, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. Кроме того, были введены институт присяжных заседателей, институт адвокатов (присяжных поверенных) и институт прокуратуры.

Во время правления Александра III произошел незначительный возврат к прежней судебной системе. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничивалась гласность.

Судебная система времен СССР

В период прихода к власти Временного правительства в 1917 году общие судебные установления были упразднены, а деятельность мировых судей, следователей, прокуроров и адвокатов приостановлена (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 ноября 1917 г. № 1 "О суде"). По замыслу на смену старым судебным органам должны были прийти местные суды (низшее звено судебной системы), окружные народные суды (рассматривающие в качестве судов первой инстанции гражданские и уголовные дела, не отнесенные к подведомственности местных судов), областные народные суды (кассационная инстанция для окружных судов) и Верховный судебный контроль (орган, наделенный правом толкования действующих законов и законодательной инициативой) (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 февраля 1918 г. № 2 "О суде"). Однако cозданы были только местные суды (которые в 1918 году получили название "местные народные суды") и окружные народные суды.

Спустя год расширилась компетенция местного суда. Теперь его юрисдикция распространялась практически на все составы преступлений (Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 июля 1918 г. № 3 "О суде"). Вскоре был учрежден единый народный суд, рассматривающий дела единолично либо с участием народных заседателей – авторитетных представителей общественности, не имеющих юридического образования. Считалось, что благодаря своему "свежему взгляду" они обеспечивают беспристрастность суда и предотвращают вынесение формальных судебных решений, без надлежащего рассмотрения дела по существу. Право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов принадлежало Народному комиссару юстиции (Декрет ВЦИК от 21 октября 1920 г. "Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики").

После вступления в силу 1 января 1923 года Положения о судоустройстве РСФСР судебная система республики стала трехзвенной. Высшей инстанцией признавался Верховный Суд РСФСР, за ним шли губернские и народные суды. Все дела в судах рассматривались народным судьей единолично либо с двумя народными заседателями. Через год после образования СССР в судебной системе республик появилось четвертое звено – Верховный Суд СССР.

В дальнейшем судебная система в стране была перестроена. Согласно Конституции СССР 1936 года, правосудие осуществляли Верховный Суд СССР, Верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные суды, народные суды, а также специальные суды СССР (при этом документ не конкретизировал, что понимать под судами последней категории). Кроме того, Конституция СССР декларировала такие принципы правосудия, как выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытость судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону.

Конституция СССР 1977 года оставила Верховный суд СССР высшим судебным органом. В ноябре 1988 года были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик. Данный документ предусматривал создание военных трибуналов в Вооруженных Силах СССР. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик содержали презумпцию невиновности, а также нормы об открытости судебного разбирательства, обеспечении подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту, независимости и выборности судей. Такие положения послужили юридической базой для издания ряда документов, например, Закона СССР от 4 августа 1989 г. "О статусе судей в СССР".

В 1991 году была признана необходимость возрождения института мировых судей, суда присяжных, введения судебного контроля за правомерностью заключения под стражу, установления принципа несменяемости судей (Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР"). В стране был учрежден Конституционный Суд РСФСР (Закон РСФСР от 6 мая 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР") и арбитражные суды (Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1543-1 "Об арбитражном суде"). В состав судебной системы вошли также военные суды – бывшие военные трибуналы.

Судебная система сегодня

На V Всероссийском съезде судей, который состоялся в ноябре 2000 года, Президент РФ Владимир Путин охарактеризовал сегодняшнюю судебную систему следующим образом: "Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все-таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована".

Новый этап судебной реформы начался с принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Ее основной задачей было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции. Совет судей РФ 30 ноября 2006 года постановил данную задачу выполненной – в российских судах была внедрена Государственная автоматизированная система "Правосудие".

Основными задачами Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы были обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение доверия к правосудию, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов. Так, в конце марта 2010 года ВАС РФ запустил новый информационный ресурс – картотеку арбитражных дел, а спустя несколько месяцев Президиум ВАС РФ приступил к видеотрансляции своих заседаний. Эти меры позволили любому желающему узнавать о ходе рассмотрения того или иного дела и знакомиться с основными документами по нему.

В настоящее время в России принята Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы, которая предусматривает множество интересных изменений. Так, в рамках ее реализации предполагается создание мобильных подвижных офисов судей в удаленных районах страны. Выглядеть такой "кабинет судьи" будет как микроавтобус с оборудованием для видео-конференц-связи.

Федеральные суды общей юрисдикции к моменту окончания программы будут оснащены оборудованием для допроса без возможности визуального наблюдения. Кроме того, планируется провести целый комплекс мероприятий по переходу на электронный документооборот. Все поступающие и хранящиеся в архивах суда документы будут сканироваться и формироваться в электронные дела. Это даст возможность подавать в суд общей юрисдикции заявления и ознакомиться с материалами дела через Интернет – правда, до этого необходимо будет внести соответствующие изменения в ГПК РФ.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О новом временном порядке направления документов в электронной форме в суд читайте в нашем материале Подача документов в суд через Интернет: новый этап.

Планируется, что все суды на территории нашей страны объединятся в единое информационное пространство, будет налажено взаимодействие с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, УФСИН России и других ведомств. Что интересно, информация о судебных делах должна будет обрабатываться и храниться на основе так называемой "облачной технологии", которая предполагает хранение данных не на одном сервере оператора сайта, а на нескольких виртуальных серверах разных провайдеров – это дает дополнительные гарантии сохранности сведений.

5 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов о реформировании судебной системы, которым были объединены ВС РФ и ВАС РФ (Закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"). В результате данной реформы ВАС РФ был ликвидирован, а ВС РФ теперь включает в себя Коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, Коллегию по экономическим спорам и Коллегию по делам военнослужащих.

В соответствии с Указом Президента РФ осенью 1994 г. был образован Совет по судебной реформе при Президенте, в состав которого были включены руководители высших судов, правоохранительных органов и известные ученые-юристы. 14 октября 1997 г. данный Совет был преобразован в Совет по вопросам совершенствования правосудия, что должно было способствовать улучшению взаимодействия Президента РФ с федеральными учреждениями судебной власти и органами судейского сообщества, выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, обеспечению оперативного информирования главы государства о проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

В статьях 125-127 Конституции РФ определены полномочия и порядок формирования Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации. В ст. 104 в частности указывается, что они наделены правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Следует отметить, что в законы, регламентирующие деятельность судебных органов в Российской Федерации, в последние годы было внесено значительное число изменений и дополнений, которые нашли отражение в соответствующих изданиях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В рассматриваемый период были приняты следующие федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы РФ:

Наряду с данными законами важное значение для совершенствования судебной системы имеют постановления Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Всероссийского съезда судей и другие нормативные акты.

Судебная система России включает два вида судебных органов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

В систему судов субъектов Российской Федерации входят: 1) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; 2) мировые судьи, относящиеся к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, созданного еще в 1991 г., относятся: конституционный контроль, направленный на охрану суверенитета народов России; защита конституционного строя государства, основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает:

1) дела о конституционности нормативных актов и международных договоров; 2) дела по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан; 3) дела, связанные с толкованием Конституции Российской Федерации и др.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председатель, его заместители и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются тайным голосованием на его пленарном заседании.

К кандидату на должность судьи Конституционного Суда предъявляются следующие требования: он должен быть не моложе 40 лет, иметь безупречную репутацию и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, а также получить высокое профессиональное признание в области юриспруденции. Установлен также и предельный возраст для судей Конституционного Суда РФ, который равняется 70 годам.

Верховный Суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам федерального значения, судам автономных округов и автономной области, военным судам округов (флотов).

В состав Верховного Суда РФ входят председатель, его заместитель, судьи и народные заседатели. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Верховный Суд РФ действует в следующем составе: 1) пленум;

2) президиум; 3) судебная коллегия по гражданским делам; 4) судебная коллегия по уголовным делам, в структуру которой входит кассационная палата; 5) военная коллегия; 6) аппарат суда, обеспечивающий его работу; 7) кассационная коллегия для проверки решений и приговоров Верховного Суда РФ, вынесенных им по первой инстанции.

Пленум Верховного Суда РФ функционирует в составе председателя, его заместителей и всех судей данного органа. В пленарных заседаниях Верховного Суда РФ должен обязательно принимать участие Генеральный прокурор РФ, а также имеют право участвовать в его работе Министр юстиции РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ.

Важнейшей задачей Пленума Верховного Суда РФ является обеспечение судов разъяснениями по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими судебных дел. Это направлено прежде всего на достижение единства судебной практики, совершенствование деятельности судебных органов.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных судей этого суда, утверждаемых по представлению Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

К компетенции Президиума Верховного Суда РФ относятся: 1) рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалов обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, вопросов организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; 2) координация совместной деятельности с Министерством юстиции РФ по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Рассмотрению судебных коллегий Верховного Суда РФ подлежат дела по первой и второй (кассационной) инстанциям, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Приговоры и решения судебных коллегий Верховного Суда РФ обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат и могут быть пересмотрены только в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в Президиуме Верховного Суда РФ.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры суда присяжных рассматриваются в кассационной палате Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу по осуществлению правосудия, изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства и выполнению других функций, предусмотренных соответствующим федеральным законом. Он состоит из управлений, отделов и других структурных подразделений. К ним относятся прежде всего: управление делами, планово-финансовое управление, хозяйственное управление, отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с законодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел, секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, отдел контроля исполнения судебных решений, первый отдел, общий отдел, отдел хранения судебных документов.

Руководителя Судебного департамента назначает Председатель Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Важно отметить, что Судебный департамент Верховного Суда РФ является юридическим лицом, а его структура, полномочия и порядок деятельности устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Суды субъектов Российской Федерации — краевые, областные, городские суды федерального значения, суды автономной области и автономных округов и верховные суды республик — относятся к среднему звену системы судов общей юрисдикции. Они имеют равные полномочия и одинаковую структуру. Единственным исключением является то, что верховные суды республик в составе Российской Федерации, в отличие от других судов данного звена судебной системы, наделены правом законодательной инициативы в представительных органах республик.

Суды субъектов Российской Федерации, являясь вторым звеном судебной системы общих судов, осуществляют надзор за судебной деятельностью районных судов, рассматривая вынесенные ими решения в кассационном и надзорном порядке, включая и повторное рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, они имеют право рассматривать дела, отнесенные к их подсудности, в качестве суда первой инстанции.

Суды субъектов Российской Федерации действуют в следующем составе: президиум, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Надзорной инстанцией за судебной деятельностью судов среднего звена российской судебной системы общих судов является Верховный Суд РФ.

Основное звено судебной системы РФ общей юрисдикции составляют районные суды, рассматривающие в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции. Они являются второй инстанцией в отношении мировых судей, функционирующих на территории соответствующего судебного района.

К подсудности районных судов относятся все гражданские дела, большая часть уголовных дел и все дела об административных правонарушениях. Они рассматривают процессуальные вопросы, возникающие на этапе исполнения приговора по уголовным делам, а также жалобы на законность и обоснованность применения на стадии предварительного расследования меры пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, их ведению подлежат вопросы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики.

В состав районного суда входят председатель, его заместители, судьи, а также народные заседатели. Причем другие структурные подразделения в них не предусмотрены законом. Аппарат районных судов включает заведующих канцелярией или секретарей суда, делопроизводителей, секретарей судебных заседаний, консультантов, архивариусов и судебных исполнителей. Судьи районных судов назначаются Президентом РФ. Срок их полномочий составляет три года.

Введение суда присяжных заседателей относится к важным демократическим завоеваниям современной России в области судоустройства. В целом оно доказало свою жизненную необходимость, сыграло положительную роль в деле осуществления правосудия.

Мировые судьи осуществляют правосудие в пределах судебных участков, численность населения на территории которого составляет от 15 до 30 тыс. человек. Апелляционной инстанцией для мировых судов является районный суд.

Военные суды в Российской Федерации относятся к судам общей юрисдикции и являются федеральными судами. Они осуществляют правосудие в Вооруженных Силах России, в органах и формированиях, где предусматривается военная служба.

Военные суды располагаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ и подразделяются на окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Допускается образование военных судов и за границей по месту дислокации российских воинских формирований, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам и рассматривает дела в качестве всех судебных инстанций. Тем не менее важнейшей ее задачей является осуществление надзора за судебной деятельностью военных судов. Военная коллегия Верховного Суда РФ функционирует в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Окружные (флотские) военные суды действуют в качестве суда первой, второй и надзорной инстанций на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой расположены воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ. Они рассматривают также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Окружной (флотский) военный суд состоит из председателя, его заместителей и других судей. В структуре данного суда предусмотрена должность первого заместителя председателя, а также образование президиума. Кроме того, в законе предусмотрено рассмотрение дел данными судами с участием присяжных заседателей.

Гарнизонный военный суд действует на территории дислокации одного или нескольких военных гарнизонов в качестве суда первой инстанции по гражданским, административным и уголовным делам военнослужащих, рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам по принятым или вступившим в силу судебным решениям.

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения по вопросам правильного применения законов и разрешения экономических споров.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в десяти округах в качестве суда кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к арбитражным судам субъектов РФ, действующим на территории соответствующих судебных округов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Следует отметить, что в 2014 г. Высший Арбитражный Суд РФ был объединен с Верховным Судом РФ, а вся система арбитражных судов была передана в его непосредственное подчинение.

Наряду с арбитражными судами в Российской Федерации действуют третейские суды, создающиеся по соглашению сторон, участвующих в споре для решения конкретного дела. Существуют также и постоянно функционирующие третейские суды. К таковым можно отнести Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.

Судейское сообщество, в состав которого входят действующие судьи и судьи в отставке, представляет собой одно из важнейших достижений судебной реформы в России. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который образовывает Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации. Кроме того, органами судейского сообщества РФ являются также: 1) собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 2) съезды (конференции) судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных судов и арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) избираемые ими Советы судей.

Всероссийский съезд судей созывается один раз в три года. В период между съездами его полномочия выполняет Совет судей РФ. Для оперативного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению Совета, учреждается Президиум Совета судей РФ.

Съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных и арбитражных судов проводятся ежегодно, а в период между ними их функции осуществляют советы судей.

Важную роль в укреплении судебной власти, ее независимости и совершенствовании правосудия играют квалификационные коллегии судей. Кроме Высшей квалификационной коллегии судей РФ, избираемой тайным голосованием Всероссийским съездом судей, действуют: 1) квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ, судей верховных судов республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; 2) квалификационные коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ, окружных арбитражных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации; 3) квалификационные коллегии судей военных судов.

Квалификационные коллегии судей избираются тайным голосованием на соответствующих съездах, собраниях и конференциях сроком на три года.

Заключения квалификационных коллегий судей могут быть обжалованы в вышестоящей квалификационной коллегии. Тем не менее заключения по некоторым вопросам, связанным с избранием судей, утверждением на должность председателя, его заместителя, председателя судебной коллегии, представлением судьи к награждению и присвоению почетного звания, являются окончательными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальность темы исследования. Судебная власть является одной из ветвей государственной власти и наряду с законодательной и исполнительной ветвями образует единую государственную власть, осуществляемую на основе принципа разделения властей.

Сильная и независимая судебная власть, которая поддерживается и реализуется посредством судебной системы, является неотъемлемым и постоянно действующим элементом властных отношений в правовой культуре российского общества.

Ее важнейшая роль определена необходимостью построения и поддержания такого состояния отношений, в котором право и закон будут доминирующими регуляторами.

Судебная власть как социально-правовое явление современной России привлекла внимание юристов в связи с судебной реформой, начатой в 1991 году.

До настоящего времени это явление находится в развитии, и становление судебной власти в России пока еще не завершено.

Цель данной работы – охарактеризовать основные направления судебной реформы в Российской Федерации.

Исходя из цели, в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть историю судебных реформ в России;

- проанализировать особенности судебной реформы в России на современном этапе;

- выявить направления реформирования судебной системы в 2018 году.

Судебная система РФ развивалась не одно столетие, начиная с реформ Александра II, она продолжает свое развитие и по сей день.

Именно реформа Александра II стала основой для современной судебной системы. Отметим, что суды на Руси существовали еще до данной реформы, однако носили либо непостоянный характер, либо не имели прочной нормативно-правовой основы.

Судебная реформа 1864 г. предполагала ввести в российскую систему судопроизводства и судоустройства такие нововведения, как: отделение суда от администрации, всесословный суд, состязательный порядок судопроизводства, гласность и открытость процесса, учреждение адвокатуры, установление прокурорского надзора.

Судебная реформа ознаменовала собой глубокую реконструкцию как органов судопроизводства в целом, так и их субъектов, непосредственно задействованных в ведении процесса.

Несмотря на радикальные изменения, реформу судебной системы 1864 г. нельзя считать полностью завершенной. Судебная реформа не до конца установила демократические принципы судопроизводства, прежде всего в связи со значительным влиянием феодально-крепостнических пережитков, реформа претерпела коренные модификации.

До начала 90-х гг. XX в. наше государство шло по пути построения социалистического общества и государства, выстраивая поэтапно контуры судоустройства и судопроизводства, основанного на социалистических принципах.

В связи с кардинальной сменой парадигмы общественного развития в начале 90-хх гг. XX в. Российское государство выстраивает судебную систему во многом опираясь на принципы и положения, заложенные еще царской Россией.

В 1991 г. была опубликована Концепция судебной реформы в РСФСР, очертившая основные ориентиры в развитии российского суда.

Реформирование судебной системы началось в период глобальных политических, экономических и социальных изменений внутри российского общества, было связано с распадом единого Советского государства.

Судебная реформа с самого начала имела строго определенную цель – становление в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

На первом этапе реформа, несомненно, дала свои положительные результаты: судебная система встала на путь демократизации, Россией были наконец-то признаны нормы прав и свобод человека, закрепленные в международных правовых актах.

Завершился первый этап в 1996 г., но не все результаты сказались благоприятно на положении дел в судебной системе. Общий уровень доверия к судам со стороны общественности неуклонно снижается, народ и судебная власть оказались достаточно далеки друг от друга.

Можно констатировать: основная цель, сформулированная в вышеупомянутой концепции судебной реформы, – создание независимого суда – так и не была достигнута.

В последующие десятилетия государством внесены определенные существенные коррективы в механизмы реализации судебной реформы, определены первоочередные задачи по улучшению системы судоустройства и судопроизводства в целом.

В рамках совершенствования судебной системы принят ряд федеральных конституционных законов и федеральных законов, существенно уточнивших статус судей соответствующих судов, сроки их полномочий, порядок назначения и освобождения от должности, гарантии независимости, требования, предъявляемые к судьям, их ответственность за неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей и т.д.

Новый этап судебной реформы начался с принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Ее основной задачей было обеспечение информатизации судов общей юрисдикции. Совет судей РФ 30 ноября 2006 года постановил данную задачу выполненной – в российских судах была внедрена Государственная автоматизированная система "Правосудие".

Основными задачами Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы были обеспечение открытости и прозрачности правосудия, повышение доверия к правосудию, обеспечение независимости судей, а также повышение уровня исполнения судебных актов.

Так, в конце марта 2010 года ВАС РФ запустил новый информационный ресурс – картотеку арбитражных дел, а спустя несколько месяцев Президиум ВАС РФ приступил к видеотрансляции своих заседаний. Эти меры позволили любому желающему узнавать о ходе рассмотрения того или иного дела и знакомиться с основными документами по нему.

Конституция РФ 1993 года заложила основы новой модели судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ), предусмотрела гарантии деятельности судей (ст. 120-122 Конституции РФ), определила статус КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ (ст. 125-127 Конституции РФ), закрепила право каждого на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

В настоящее время в России принята Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2013-2020 годы.

Основные задачи этапа:

- информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность судебной системы;

- строительство, реконструкция и приобретение зданий судов, Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации;

- оснащение зданий судов техническими средствами и системами обеспечения безопасности, а также обеспечение судей мобильными устройствами тревожной сигнализации, действующей вне зданий судов;

- внедрение современных информационных технологий в сфере судебно-экспертной деятельности, включая укрепление их материально-технической базы и оснащение лабораторий судебной экспертизы современной приборной базой;

- внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, включая создание единой автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов и электронного архива для хранения электронных документов с целью перехода на принудительное исполнение в электронном виде;

- обеспечение судей жилыми помещениями, предоставление работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов субсидий на приобретение жилых помещений.

5 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал пакет законов о реформировании судебной системы, которым были объединены ВС РФ и ВАС РФ (Закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации").

В результате данной реформы ВАС РФ был ликвидирован, а ВС РФ теперь включает в себя Коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, Коллегию по экономическим спорам и Коллегию по делам военнослужащих.

Так же ФКЗ от 5 февраля 2014 г. "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и ФКЗ от 5 февраля 2014 г. "О Верховном Суде Российской Федерации" гласит, что Верховный Суд РФ теперь осуществляет судебный надзор над деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов.

3.1 Новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции

Поправками предусмотрено создание структурно самостоятельных пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции, а также изменение системы обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу.

Необходимость создания в России структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции обусловлена потребностью обеспечения беспристрастности, независимости при рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В результате нововведения будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

Так, к примеру, частная жалоба, представление на определение краевого, областного суда, суда города федерального значения, вынесенное им по первой инстанции по гражданскому или административному делу до принятия поправок также подлежало рассмотрению апелляционной инстанцией этого же суда.

Изменения позволят усовершенствовать систему судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. Стоит отметить, что в системе арбитражных судов уже имеется положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.

Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции. То же самое касается рассмотрения дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений судебных коллегий областных и равных им судов.

Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.

Так, например, 1-й апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской Воронежской, Калининградской, Костромской, Псковской и других областей.

Кассационным судам общей юрисдикции переданы кассационные полномочия областных и равных им судов и, таким образом, они будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на вступившие в силу судебные акты мировых судей, районных судов, областных и равных им судов, апелляционных судов общей юрисдикции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу актов.

Эти суды являются вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности этих судов примет Пленум Верховного Суда РФ. Эта информация должна быть опубликована не позднее 01.10.2019.

При этом срок назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции установлен до 15 октября 2018 года.

До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы и представления будут рассматриваться теми же судами, которыми рассматриваются в настоящее время.

3.2 Иные новеллы судебной реформы 2018 года в России

Таким образом, государство будет гарантировать каждому гражданину прохождение его дела в судах трех инстанций – первой, апелляционной и кассационной (как это сейчас происходит в арбитраже).

К новеллам судебной реформы 2018 года относятся также следующие:

1. Профессиональное представительство в арбитражном (ч. 3 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса) и гражданском процессе (ст. 49 ГПК РФ). Представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юриспруденции. Исключение составляют:

- патентные поверенные по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

- арбитражные управляющие в делах о банкротстве;

- дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами;

- законные представители организаций (в том числе единоличный исполнительный орган).

2. Возможность передачи дел между судами, переход от одного вида производства к другому. Так, арбитражный суд обязан при необходимости передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ с дальнейшей передачей по подсудности (ст. 39 АПК). Если в суд общей юрисдикции поступает гражданский иск, содержащий административные требования, он может быть рассмотрен по правилам административного судопроизводства, и наоборот (ст. 33.1 ГПК РФ, ст. 16.1 КАС РФ в ред. закона № 451-ФЗ).

По мнению разработчиков закона, такая система позволит избежать влияния председателей суда на процесс. Эксперименты по внедрению автоматизированной системы распределения уже применяли в некоторых крупных судах, например в Арбитражном суде города Москвы. Но опытные юристы нашли способ обходить ее. В суд подается несколько идентичных исков без оплаты госпошлины.

Система автоматически распределяет поданные иски разным судьям. Все они оставляют иски без движения, после чего юрист выбирает, какой судья ему больше подходит, и оплачивает пошлину по соответствующему иску.

Также как и в арбитраже, в гражданском и административном процессах вводится обязательная аудиозапись судебного заседания (сейчас она ведется по желанию суда). Ее копию можно будет получить по ходатайству, приложив флешку или диск с достаточным объемом памяти.

Гражданский процессуальный кодекс РФ дополнен статьей 47.1 о процессуальном статусе помощника судьи. В частности, установлено, что он может готовить проекты судебных постановлений. Аналогичные изменения были внесены в АПК РФ (ст. 58) и КАС РФ (ст. 52.1).

Еще одно новшество, сближающее гражданский и арбитражный процессуальные кодексы, – суд общей юрисдикции может в одном судебном заседании завершить предварительное заседание и начать рассмотрение дела по существу. Для этого он должен получить согласие сторон.

Но если стороны просили рассмотреть дело без них, то согласие уже не нужно (ч. 2 ст. 153 ГПК РФ). Поэтому участник процесса, который не хочет посещать предварительное заседание, должен понимать, что суд может рассмотреть дело сразу: в течение одного дня.

Устанавливается новый вид дисциплинарного наказания для судей – понижение квалификационного класса. Такая мера будет применяться за существенное нарушение положений закона о статусе судей или Кодекса судейской этики в том случае, если у судьи уже есть дисциплинарное наказание.

Кроме того, увеличивается предельный возраст заместителей председателей КС РФ и ВС РФ, арбитражного суда округа – до 76 лет.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что все нововведения направлены на увеличение прозрачности и открытости судебного процесса, уменьшение коррупционной составляющей, а также повышение самостоятельности, независимости и беспристрастности судебной системы.

В результате проделанной работы необходимо сформулировать основные выводы.

Судебная реформа, проводимая в стране с 1991 г., была призвана внести такие изменения в судебно-правовую систему страны, которые обеспечили бы свободный доступ к правосудию, предоставили бы субъекту правоотношений реальные возможности отстаивать свои права и законные интересы.

На современном этапе можно констатировать, что с точки зрения законодательного обеспечения, судебная реформа в России очевидно еще не завершена.

Верховный суд (ВС) РФ последовательно и решительно продвигает судебную реформу в стране. В частности, создаваемые в России апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции призваны оптимизировать нагрузку на систему. Необходимость подбора персонала для этих судов позволяет обновить кадровый состав судей.

Таким образом, разработчиками реформы судоустройства поставлена непростая задача – не только упорядочить деятельность судов, повысить стандарты независимости судей и их объективность при рассмотрении дел, но и сделать судебную систему более доступной и самое главное – обеспечить доступ к правосудию гораздо большему числу граждан, расширить их возможности при обжаловании неправомерных решений.

Дальнейшее улучшение судебной системы предполагает развитие всех направлений правосудия, материального, финансового и организационного обеспечения деятельности судов, внедрения современных информационных технологий, решения вопросов по порядку отбора претендентов на должности судьи.

Можно надеяться, что указанный комплекс мероприятий приведет к своему логическому завершению серию судебных преобразований, начатых еще в начале 90-х гг. прошлого столетия.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. N 15. Ст. 1591.

2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 1.

5. Авакьян С. А.Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.:Норма: ИНФРА-М, 2014.

6. Быконя А. В. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 1-3.

7. Кондрашев А. А. Судебная реформа в России: проблемы реализации и варианты решений // Актуальные проблемы российского права. 2017. №2 (75).

8. Кондрашев А.А. Судебная реформа в России: проблема реализации и варианты решений // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 2 (75).

9. Смоленский М.Б. Конституционное право России: учебник / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина, Е.В. Маркина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016.

Читайте также: