Как сделать метеостанцию своими руками в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

В этом учебном году мои ребята перешли в подготовительную к школе группу. На нашем участке для прогулок есть немало игрового и спортивного оборудования. Но дети подросли, и мне захотелось осуществить свою мечту – установить метеоплощадку для наблюдения за погодой. В интернете я нашла информацию о подобных площадках, но цена для нашего сада просто заоблачная. Поэтому пришлось все делать своими руками из подручных материалов.

В первую очередь надо было сделать солнечные часы. На самом солнечном месте, где почти не достает тень от деревьев у нас раньше была клумба в колесе от автомобиля. С нее я и решила начать. В центр колеса поставила стойку от старого торшера (из дома), на него надела деревянный круг. В течение нескольких дней я отмечала по часам маркером тень от стойки на деревянном круге, таким образом получился циферблат солнечных часов. На фото будет видно, что он совсем не похож на привычный для нас циферблат, где цифры расположены равномерно по всему периметру круга. На верхушке стойки закрепила вертушку и несколько ярких ленточек. Это надо было, чтобы дети могли определять силу и направление ветра. На самом колесе с помощью компаса определила и обозначила краской стороны света.

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка.

А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь они по своей натуре очень любопытные, тянутся к новым познаниям.

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто.

Для этого нам понадобились следующие предметы:

  • дождемер;
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • солнечные часы;
  • флюгер
  • гигрометр.

Дождемер

Для изготовления дождемера нам понадобятся:

  • мерный стакан (Любая прозрачная посуда с измерительной шкалой);
  • воронка;
  • трубка или шланг.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

Ветряной рукав

Поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

Ветряной рукав

Ветряной рукав

Солнечные часы

По солнечным часам учимся с ребятами определять время, наблюдаем за передвижением солнца и тенью на часах.

зготовить солнечные часы своими руками также не составит большого труда. Главное - иметь под рукой все необходимые материалы.

Самодельные солнечные часы

Самодельные солнечные часы

  • открытая поверхность;
  • прочная ровная палка примерно сантиметров 50 высотой;
  • круглая поверхность на которой можно расположить цифры.

Принцип работы солнечных часов таков: выбираем пустой участок, находящийся весь день на солнце. Устанавливаем на нем палку, вокруг расставляем метки (определяем их по настоящим часам). На место каждого часа клеим цифру.

Флюгер

Флюгер - метеорологический прибор для измерения направления ветра. Он изготовлен в форме вращающегося на опорной оси, который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Гигрометр

Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха.

Гигрометр из шишек

Гигрометр из шишек

Чтобы изготовить гигрометр нам понадобится:

Метеостанция - это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на станции, украсить ее различными цветами летом, снежинками зимой. Высаживать у метеостанции цветы и различные растения.

Метеостанция на площадке в детском саду

Метеостанция на площадке в детском саду

Таким образом, метеостанция в ДОУ помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Такая метеостанция, сделанная своими руками, поможет нам разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Детям, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка или снежинка. Дети радуются этим изменениям погоды. Ведь, все они по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому наблюдая, получают целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений.

Для того чтобы, изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Теперь это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому я решила построить свою метеостанцию, обучать на живом примере детей. Позволяя детям не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы. Большим плюсом своей метеостанции считаю то, что её можно перенести в удобное место или на другой участок детского сада.


Метеостанция сделана из деревянного ящика на ножках, каждая сторона которого имеет свою цель. В метеостанцию входят следующие предметы :

• часы с явлениями природы

Некоторые приборы можно найти в магазинах, а другие изготовить самостоятельно из подручных материалов.

А теперь давайте остановимся на каждом приборе, узнаем, как и из чего они сделаны, как работают и как их можно использовать в обучении детей.

Часы для наблюдений за Явлениями природы


С помощью стрелки дети отмечают явления природы (осадки, облачность, и ясную погоду)

Осадкомер.



Используя в своей метеостанции осадкомер, имеющий определенную емкость и рейку с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

Ловец облаков.


Ловец облаков используется для изучения облаков. Ребенку дается задание найти похожее облако и сопоставить с картинкой.

Флюгер


Флюгер поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

Солнечные часы


Солнечные часы - по солнечным часам учимся с ребятами определять время, наблюдаем за передвижением солнца и тенью на часах.

Термометр


При помощи термометра можно измерить температуру воздуха на улице.

Все приборы размещены в определённой последовательности и с красочным оформлением. Метеостанция — это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на станции, украсить ее различными цветами летом, снежинками зимой.

Вскоре моя метеостанция стала еще и небольшой передвижной лабораторией. В ящике хранятся необходимые материалы и инструменты для проведения опытов и экспериментов. Которые проводим с детьми не только во время занятий, но и во время прогулок.

Метеостанция помогает разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и знакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий. Таким образом, при помощи метеостанции дети знакомятся с явлениями природы, экспериментируя, учатся анализировать и делать выводы.

Мастер-класс разработан с целью повышения компетентности педагогов в области развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием объектов метеоплощадки.

ВложениеРазмер
meteoploshchadka.docx 24.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Мастер класс для педагогов на тему:

Г . о. Балашиха, 2020г.

Цель: Повышение компетентности педагогов в области развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием объектов метеоплощадки.

Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей.

Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию, необходимо найти новые, интересные формы и методы работы с детьми.

Одной из таких форм является метеоплощадка.

Чему могут научиться дети?

  • Научатся определять направление и силу ветра, используя для этого специальные приборы;
  • Сформируют элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;
  • Будут развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;
  • Разовьют познавательную активность и любознательность;
  • Научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
  • Расширят словарный запас;
  • Познакомятся с приборами - помощниками, будут использовать их для определения состояния погоды.

Рассмотрим какой же должна быть метеоплощадка в ДОУ.

Метеоплощадка располагается на открытом и типичном для окружающей местности участке.

Метеоплощадка имеет квадратную форму с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад.

Солнечные часы - прибор для измерения времени по солнцу.

Основная деталь – кадран – круглая столешница из синтетического камня. На кадране имеются обозначения сторон света и деления с цифровыми обозначениями времени светового дня. По центру кадрана перпендикулярно его плоскости, расположен гномон – металлическая деталь в виде акульего плавника. В солнечную погоду тень от гномона служит стрелкой от солнечных часов и указывает на время в настоящий момент. Одна из сторон гномона наклонена к плоскости столешницы на угол, равный широте места установки часов (55 градусов).

Время по солнечным часам определяют в ясную погоду. Нужно встать так, чтобы не затенять круг кардана и посмотреть на тень от гномона. Она будет ориентирована на нужное значение на циферблате часов.

Метеобудка – сделана из металла: крыша – сплошная, стенки и дверца – жалюзийные, в днище будки имеются вентиляционные щели. Будка защищает метеорологические приборы (термогигрометр и барометр) от прямых солнечных лучей, ветра и осадков. Благодаря беспрепятственной циркуляции воздушных масс температура, влажность и атмосферное давление в метеобудке такие же, как и снаружи.

Термогигрометр - метеорологический прибор объединяющий термометр и гигрометр

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Имеет шкалу от -30 до + 50 градусов. Отсчет температуры ведут от отметки 0. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз – градусы холода. Записывают температуру с помощью условных обозначений.

Барометр - метеорологический прибор для определения атмосферного давления.

Флюгер – метеорологический прибор для определения направления ветра.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части — флюгарки (петушок на стреле), которая вращается на стержне и устанавливается по ветру. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Флюгер позволяет определить направление ветра. Под воздействием ветра флюгер устанавливается таким образом, что флюгарка со стрелой указывает направление, откуда дует ветер. Например, если стрела флюгера смотрит на восток, то ветер дует с востока.

Ветряной рукав - метеорологический прибор, с помощью которого определяют направление и относительную силу ветра.

Позволяет определить силу ветра:

• Штиль – листья на деревьях не подвижны, рукав не устанавливается по ветру.

• Тихий ветер – колышутся отдельные листья, колеблется рукав.

• Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.

• Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав.

• Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

• Свежий ветер – качаются ветки и тонкие стволы деревьев, вытягивается рукав.

• Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, рукав вытягивается во всю длину.

Дополнительно для оценки направления и скорости ветра можно использовать любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку.

Кормушка для птиц – предназначена для подкормки птиц и наблюдение за ними в любое время года. Металлический кронштейн в комплекте предназначен для фиксации кормушки на столбе на удобной для наблюдений высоте.

Наблюдение за птицами на метеоплощадке позволяет учить детей узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Развивает наблюдательность и память, воспитывает доброжелательное отношение к птицам.

Осадкомер – прибор для измерения уровня выпавших осадков. Осадкомер состоит из мерного ведра в форме усеченного конуса и пластикового мерного стакана со шкалой. Цена деления равна 2 см3 (100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм).

Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков, их интенсивности, времени выпадения и измерений количества выпавших осадков. Количество осадков измеряется высотой (в миллиметрах) слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега при отсутствии стока, просачивания.

Воду из ведра сливают в мерный стакан и по шкале на стенке стакана определяют, сколько миллиметров осадков выпало за наблюдаемый период. При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять.

Линейка для измерения снежного покрова – измерительный прибор, который помогает определить глубину снежного покрова. Это металлическая планка, покрашенная в ярко-желтый цвет и вкопанная в землю. На одной из сторон от уровня земли черной краской нанесены деления для измерения толщены слоя снега в сантиметрах. За высоту снежного покрова принимают значение, соответствующее первому видимому делению на уровне поверхности снежного покрова.

Наблюдение за снежным покровом заключается в измерении его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:

  • Равномерный (без сугробов);
  • Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
  • Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
  • С проталинами – лежит только местами.

Подставка для цветов – металлическая конструкция из вертикального столба и двух горизонтальных перекладин с кольцами для установки цветочных горшков. В горизонтальной плоскости две опоры взаимно перпендикулярны. Таким образом, при поливе цветов в верхних горшках излишки воды стекают мимо растений в нижних горшках.

Визуализатор погоды – наглядная панель, с помощью которой педагогу легко научить детей систематической регистрации наблюдений. Одна сторона предназначена для наглядного отображения дней недели, температуры воздуха, состояния облачности и погодных явлений, другая – для указания времени года, месяца, фазы луны и направления ветра. Для этого ползунок сдвигают по рабочей шкале вверх или вниз и фиксируют его в прорези – делении напротив соответствующего значения.

Стенд магнитно-меловой - стенд предназначен для наглядного представления материала. Примеры использования:

  • Рисование и изучение с детьми условных обозначений осадков, тумана, изморози;
  • Отражение динамик погодных условий. Например, температуры: стрелка вверх – сегодня теплее, чем вчера, стрелка вниз – холоднее. Так же можно вести таблицу прогноза погоды на каждый день.
  • Размещение плакатов с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора.

Ловец облаков – представляет собой вращающуюся композитную панель квадратной формы. В центре панели есть квадратное смотровое окно, вокруг него – подписанные изображения 8 видов облаков.

Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок неба с облаками. Затем вид в окне сравнить с изображением облаков на информационной панели и определить вид: кучевые, слоистые, перистые, высококучевые, перисто-слоистые, кучево-дождевые, высокослоистые туманообразные, перистые хлопьевидные.

Мерзлометр – позволяет измерить слой изморози и мокрого снега на проводах. Состоит из двух металлических столбов, между которыми натянут металлический трос. Измерение изморози и мокрого снега проводят либо по толщине отложения на металлическом тросе, либо по количеству воды, получившейся после таяния намерзшего слоя.

Гололедный станок – приспособление служит для наблюдения за отложениями гололеда, мокрого снега. Представляет собой ровный, горизонтально ориентированный металлический диск. Измерения гололеда и мокрого снега проводят либо по толщине отложения на поверхности станка, либо по количеству воды, получившейся после таяния намерзшего слоя.

Журнал наблюдений за погодой – брошюра с таблицами, схемами и списком условных обозначений для каждодневного учета погодных условий и явлений природы в течение всего учебного года.

Программа работы на метеоплощадке – включает в себя детальное описание каждого занятия на метеоплощадке. Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Работа осуществляется по направлениям: знакомство с метеостанцией, знакомство с приборами, изучение природных явлений, знакомство с народными приметами. Программа разделена на 4 основных блока: осень, зима, весна, лето. Каждый блок состоит из 7 занятий и 1 проекта.

Итак, сегодня мы подробно ознакомились со всеми объектами нашей метеоплощадки, что позволит вам в дальнейшем эффективно использовать метеорологические приборы в работе по развитию исследовательской деятельности детей.

Читайте также: