Почему москва порт пяти морей кратко

Обновлено: 08.07.2024

"Москва - порт пяти морей" - фразеологизм, с детства знакомый каждому москвичу наравне с такими крылатыми выражениями, как "Москва - третий Рим" и "Москва - город на семи холмах".

Однако, в Москве нет ни одного моря. Так почему же столицу называют портом сразу пяти?

На самом деле, выражение "Москва - порт пяти морей" отсылает к великим стройкам коммунизма. Считается, что впервые его употребил Иосиф Сталин в 1936 году при открытии канала "Москва-Волга", позже названного Каналом имени Москвы.

Канал имени Москвы - крупная водная артерия, соединившая Москву-реку с Волгой. После его строительства Москва через Волгу получила выход на сеть других крупных каналов, обустроенных в советскую эпоху: Беломорско-Балтийский (тот самый Беломорканал), Волго-Балтийский и - построенный позже - Волго-Донской.

Несмотря на то, что портом пяти морей традиционно называют Москву, данное выражение не совсем справедливо - формально говоря, его можно применить к любому городу, имеющему выход на указанную сеть рек и каналов. Вероятно, советскому руководству и гражданам понравилось новое символическое обобщение, указывающее на колоссальный масштаб проекта, соединившего столицу коммунистического государства с морями: ведь его можно было противопоставить существовавшей до этого идее "Третьего Рима", также выраженной в расхожем фразеологизме, закрепив таким образом советские достижения в устойчивом выражении.

Интересно, что идея соединить Москву-реку с Волгой впервые появилась задолго до Советского государства: прорыть канал хотел ещё Пётр I, но его планам не суждено было сбыться.

Но высказывания старца лишены оценок политической роли Русского государства в новых условиях – содержание послания в первую очередь наполнено эсхатологическим и духовным смыслом.


Русское государство не только на словах, но и на деле доказывает свои претензии на то, чтобы именоваться Новым Константинополем. Как символ христианской империи Россия перенимает у Византии двуглавого орла, который позднее становится государственным гербом. В 1485-1515 годах именно по византийским образцам приглашенные итальянские архитекторы перестраивают Московский Кремль.

Москва, ощущающая себя преемницей Царьграда, в стремлении объединить духовную и светскую власть в 1547 году венчает Ивана Грозного на царство. По мнению историка В. О. Ключевского желание укрепления власти исходит от молодого правителя.

Это было не только торжеством самодержавия, но и, по словам митрополита Макария, укреплением православной веры. Однако, по мнению исследователей, Русь не столько подражала Византии, где было место ересям и смуте, сколько идеализировала создаваемую монархическую власть.

Москва – порт пяти морей

У Москвы много неофициальных названий, и одно из них – город пяти морей. Почему так стали называть город, ведь около города никаких морей нет, только одна Среднерусская возвышенность. Но благодаря строительству канала соединившему Москву-реку с Волгой, столица получила беспрепятственный выход к 5 морям. Новая, рукотворная река пролегла по Московской и Тверской областями, частично протекает по территории Москвы, а длина канала достигает 128 километров.

Когда в 1937 году закончилось строительство канала, Сталин в своей торжественной речи назвал Москву городом 5 морей.

1. Проект Петра I

Впрочем, эта идея не принадлежала всецело Сталину. Еще задолго до него уже предпринимались попытки соединить Москву водным путем. Первым, кто решил включить Москву через реки в транспортную схему России, был первый император Петр I. После своего путешествия по странам Европы будущий реформатор обратил внимание, что у них развито речное судоходство и построено много каналов, связывающих реки между собой.

В Европе озаботились речным судоходством в 1605 году, во всяком случае так зафиксировано в документах. Началось со строительства Нивернейского канала, который соединил бассейны рек Сены и Лауры. В 1625 году началось строительства канала Рейн – Маас.

В России строительство речных каналов связывают с именем Петра I. В 1702 году начались работы на Ивановском канале, который должен был соединить верховья реки Оки с Доном.

Прокладка судоходных каналов, в первую очередь, была связана с расширением торговли. Петр Алексеевич это отлично стал понимать после своей поездки по европейским странам. Многие его реформы стали ориентироваться на развитие внешней и внутренней торговли страны. И он решил соединить реки Москва и Волга.

Было представлено четыре варианта, но все они требовали огромных затрат, а пропускная способность все равно бы осталось небольшой.

Николай I одобрил проект, предложенный Михаилом Бугайским. В 1826 году началось строительство. Планировалось соединить реку Сестра с притоком Волги и Истрой, притоком Москвы-реки. Русла рек были спрямлены и соединялись через Сенежское водохранилище. Работы продолжались 25 лет, потратили около 2,5 миллионов рублей, но так и не смогли довести до конца этот важный проект. Хотя по каналу ходили суда, но конкурировать с появившейся железной дорогой уже было трудно. Канал забросили и забыли.

2. Причины строительства канала

Начиная с 20-х годов XX столетия в стране начались грандиозные коммунистические стройки, Советский Союз стремительно изменялся, переходя от аграрного хозяйства к промышленному развитию.

Москва была в эпицентре всех этих преобразований, город переживал мощный индустриальный скачок, строились новые заводы и фабрики, проводилась масштабная реконструкция города.

Нужны были строительные и другие материалы, оборудование, продукты, а главная водная артерия – Москва-река уже с трудом справлялась с резко возросшим грузопотоком. К тому же река сильно обмелела, в районе Кремлевской стены ее можно было перейти вброд. Пропускная способность Рублевского, Ходынского, Преображенского, Андреевского, Артезианского и Мытищинского водопроводов уже не удовлетворяли возросших потребностей. В совокупности они могли давать около 15 миллионов ведер воды в сутки, а в городе уже жило порядка 3 миллионов человек, активно развивалась промышленность, всем нужна была вода. В засушливое лето водоснабжение ограничилось. Историки утверждают, что в то время в сутки на одного человека приходилось 88 литров воды, тогда как в столицах других стран этот важный показатель благосостояния доходил до 500 литров.

Добавим, что население многократно возросло, а приток людей продолжался, городу требовались рабочие руки.

Все эти причины привели к тому, что на рубеже 20-30-х годов в Правительстве всерьез озаботились вопросом – как бесперебойно снабдить столицу питьевой водой, а заодно улучшить транспортную логистику. Нужен был крупный судоходный канал, который бы выполнял эти функции. И тут вспомнили о подобных проектах, которые предлагали еще в прошлые века.

В постановлении было прописано:

3. Начало строительства

В первую очередь – острая нехватка кадров, в том числе квалифицированных рабочих, инженеров, руководителей. Вольнонаемные неохотно ехали на новую стройку, здесь не хватало элементарных удобств: мест для отдыха, приема пищи, с гигиеной были большие проблемы. Кроме этого не хватало стройматериалов, а выделенные фонды постоянно урезали. Например, сначала было утверждено 53 тысячи кубических метров леса, а в итоге получили всего 10 тысяч и так по многим пунктам.

Простои в работе были нередким явлением, к примеру, почти через месяц после начала строительства не было доставлено стекло. Были и другие нарушения в снабжении необходимыми материалами, оборудованием, продуктами, одеждой и т.д., а это грозило срывом сдачи этого грандиозного объекта, а сроки правительство назначило ограниченными.

Пришлось вмешаться Моссовету, который 11 июля 1932 года принял постановление, где назначались ответственные организации. Они должны были снабжать строителей канала Москва – Волга всеми необходимыми материалами, создать им нормальные условия труда и отдыха. За месяц до этого гигантскую стройку вывели из ведения Наркомводы и передали ОГПУ.

Чтобы ликвидировать нехватку кадров в ОГПУ вышел приказ, по которому был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, который возглавил А.Е. Сорокин. Людей и оборудование перебросили с Беломоро-Балтийского канала и с других строек страны.

4. Результаты строительства

Масштаб, объемы и сложность работ впечатляли. На протяжении 128 километров было построено 11 шлюзов, а всего 240 гидротехнических сооружений, в том числе: 8 гидроэлектростанций, 5 насосных станций, несколько водохранилищ, мосты, три порта и много пристаней. Глубина канала 5,5 метров. В отличие от многих подобных сооружений новый канал был не самотечным, а действующим за счет электроэнергии, вода из Волги поднималась с помощью мощных насосов.

Вообще-то это был третий визит вождя. В первый раз он со свитой приехал 4 июня 1934 года, во второй 14 июня 1936 года. Этот факт показывает, насколько вождь был заинтересован в вводе в эксплуатацию нового канала.

При строительстве большое внимание уделялось природоохранным мероприятиям. Часть рек и ручьев, которые пересекали трассу, были пропущены под каналом в дюкерах и трубах. Суда, которые должны были ходить по нему, оборудовали специальными системами для сбора технических вод. Берега были украшены деревьями и кустарниками, которые специально подбирали для этой цели. Прилегающая территория была объявлена зоной санитарной охраны.

5. Открытие канала Москва – Волга

2 мая 1937 года у Химкинского речного вокзала бросила якоря флотилия судов, специально построенных для плавания по каналу. Они прошли от шлюзов с Верхней Волги до самой Москвы.

15 июля 1937 года в торжественной обстановке была открытая новая рукотворная водная артерия и по ней открылось движение пассажирских и грузовых судов. Многие проблемы Москвы были разрешены и ушли в прошлое.

В своей речи, посвященной этому знаменательному событию для всего Советского Союза Иосиф Сталин впервые сказал фразу, быстро ставшую крылатой, что теперь город Москва – город пяти морей. Хотя историки отмечают, что к завершающему этапу стройки он уже охладел к этому проекту.

Канал имени Москвы соединялся с другими рукотворными реками, построенных в Советскую эпоху: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский и позже построенный Волго-Донский. Теперь по этой крупной водной артерии можно было, не сходя с судна доплыть до Черного, Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского морей.

Сейчас через Канал имени Москвы перекачивается более 1,5 миллиарда кубических метров воды, из которых 700 миллионов кубов расходуется на водоснабжение москвичей. Около 150 миллионов кубов используется для судоходства.

Водную трассу постоянно совершенствуют. Канал стал своеобразной лабораторией, где испытываются и внедряются все новейший достижения науки и техники.


"Москва - порт пяти морей" - фразеологизм, с детства знакомый каждому москвичу наравне с такими крылатыми выражениями, как "Москва - третий Рим" и "Москва - город на семи холмах".

Однако, в Москве нет ни одного моря. Так почему же столицу называют портом сразу пяти?

На самом деле, выражение "Москва - порт пяти морей" отсылает к великим стройкам коммунизма. Считается, что впервые его употребил Иосиф Сталин в 1936 году при открытии канала "Москва-Волга", позже названного Каналом имени Москвы.

Канал имени Москвы - крупная водная артерия, соединившая Москву-реку с Волгой. После его строительства Москва через Волгу получила выход на сеть других крупных каналов, обустроенных в советскую эпоху: Беломорско-Балтийский (тот самый Беломорканал), Волго-Балтийский и - построенный позже - Волго-Донской.

Несмотря на то, что портом пяти морей традиционно называют Москву, данное выражение не совсем справедливо - формально говоря, его можно применить к любому городу, имеющему выход на указанную сеть рек и каналов. Вероятно, советскому руководству и гражданам понравилось новое символическое обобщение, указывающее на колоссальный масштаб проекта, соединившего столицу коммунистического государства с морями: ведь его можно было противопоставить существовавшей до этого идее "Третьего Рима", также выраженной в расхожем фразеологизме, закрепив таким образом советские достижения в устойчивом выражении.

Интересно, что идея соединить Москву-реку с Волгой впервые появилась задолго до Советского государства: прорыть канал хотел ещё Пётр I, но его планам не суждено было сбыться.

Читайте также: