Почему моисей 40 лет водил евреев по пустыне кратко

Обновлено: 07.07.2024

История об исходе евреев из Египта под предводительством пророка Моисея известна практически каждому человеку, даже неверующему. В последнее время, с развитием археологии многие православные богословы ставят под сомнение некоторые элементы этой истории.

При этом сам факт исхода евреев из Египта богослов не ставит под сомнение.

Исход евреев из Египта — это библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход

В его рамках также рассказывается об их массовом выходе из страны по воле Бога под руководством пророка Моисея.

Кроме того, предание также рассказывает о явлении им Бога у горы Синай, заключении завета (договора) между Богом и избранным народом, а так же о том, как евреи скитались до начала завоевания ими Ханаана.

Предание изложено в Библии, в Пятикнижии, в основном в Книге Исход, главы 1 — 15. Как светские, так и религиозные исследователи до сих пор спорят о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания которые повествует Ветхий Завет.

При этом Великий Исход евреев из Египта — это фундамент иудаизма. В христианстве это также весьма важный сюжет, оказавший влияние на теологию некоторых движений, например протестантизма.

Израильтяне поселились в Египте из-за голода

Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.

Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.

Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).

В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.

Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).

Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.

Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.

В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.

Бог явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из рабства

Предание об исходе Евреев из Египта говорит о том, что живя среди мадианитян Моисей женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя. Однажды он отправился пасти стадо у горы, ему явился Господь в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина).

Бог повелел Моисею вернуться в Египет и вывести из рабства израильтян для переселения их в Ханаан (землю обетованную), что обещалось их праотцам.


Неопалимая купина. Бурдон, Себастьян. 1616 — 1671 годы. Когда пророку Моисею исполнилось 80 лет ему в горящем и несгорающем куте (неопалимая купина) явился Господь и повелел ему вернуться в Израиль для того, чтобы вывести из него евреев

Произошло это, когда Моисею исполнилось 80 лет. Вернувшись в Египет, пророк потребовал у фараона отпустить израильтян от Египта. Правитель отказа ему в этом, тогда Бог наслал на Египет десять бедствий или же Десять казней египетских.

Первые девять казней на фараона не оказали должного воздействия, но когда после десятой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон разрешил израильтянам покинуть Египет.

Священное Писание говорит о том, что все десять казней израильтян не затронули, при этом во время последней казни дома евреев отметили кровью жертвенного агнца, поэтому ангел смерти их миновал.

Священное Писание говорит о том, что по воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).

Израильтяне за свое неверие 40 лет скитались по пустыне

После того, как закончился переход через Красное море, начался переход израильтян по пустыне. Странствовали они недолго, так как через три месяца достигли горы Синай (Исх. 19:11). Здесь евреям явился Бог в неопалимой купине, а пророк Моисей получил от него десять заповедей.

Кроме того, у горы Синай заключен завет (договор) между Богом и израильским народом. В этом же месте по Его воле соорудили Скинию (походный Храм), а мужчин из колена Левия назначили священниками, первосвященником же стал Аарон.

У горы Синай израильтяне жили год, и течение этого времени Моисей провел их перепись (Чис. 1:46). Согласно ей среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

Из двенадцати разведчиков назад вернулись десять и они высказали сомнения о том, что израильский народ сможет завоевать Ханаан. Дальше уже все израильтяне стали сомневаться в том, что Бог сможет обеспечить победу над хананеянами и начали роптать.

За это Бог наказал их и заставил 40 лет скитаться по пустыне. Пока Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, умерли все, кто был на этот момент старше 20 лет.

Таким образом, все усомнившиеся за это времени умерли, а оставшиеся верили в то, что Бог поможет им завоевать обетованную землю. По прошествии установленного Богом срока израильтяне обошли с востока Моав (историческая область в западной Иордании), они разбили в битве амореев (амаликитян).

После этого у горы Нево они вышли к берегу реки Иордан и многолетние изгнание евреев и их египетских плен окончился.

Библия описывает 42 остановки израильтян по пути из Египта в Ханаан

Моисей ходил по пустыне со своим народом 40 лет. В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея.

Все станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Чисел. Информацию о них можно также найти в книге Исход и во Второзаконии.

Исследователи, придерживающиеся документальной гипотезы, говорят о том, что первоначально список мест, посещенных при исходе евреев из Египта, не входил в оригинальный текст Пятикнижия, и он добавлен позже.

В любом случае евреи долгое время скитались по пустыне, пока добрались до территории Синайского полуострова. Бог помогал им в скитаниях, посылая в качестве пищи манну небесную.

В наше время существуют разногласия между теологами и историками на тему, каким был путь Моисея из Египта в Ханаан. При этом все-таки существуют примерные карты исхода.

Кроме того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкуя текст Библии, пытаются реконструировать тот маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.

Существует несколько точек зрения, историчен ли исход израильтян из Египта

Исход евреев из Египта ранее воспринимался всеми как документально точное описание. Эта точка зрения господствовала как в науке, так и в богословии вплоть до ХХ века. В наше время историчность исхода подвергается сомнению. Сейчас существует несколько точек зрения на события исхода.

Видеоролик: Беседы с батюшкой. Книга Исход. Что она для нас значит? Эфир от 29 сентября 2016 года. На 7 минуте 44 секунде автор говорит, что западные ученые заблуждаются, указывая на анахронизмы и делая на основании этого вывод о том, что события исхода не было.

Среди наиболее популярных точек зрения на историчность исхода израильтян из Египта можно назвать следующие:


Точка зрения школы Библейской археологии. Она заключается в том, что историческое событие исхода имело место, и оно соответствует реальной истории, но эти события претерпели поэтическое переосмысление в Библии

Точка зрения большинства западных ученых-библеистов. Этот подход подразумевает признание событий исхода в качестве имеющих место быть. При этом говориться о том, что их масштаб был значительно меньший и основой библейского предания стал народный эпос, в который переродилась реальная история бегства евреев из Египта.

В качестве примера этому приводиться факт того, что отсутствует историческое подтверждение потери Египтом в этот период населения в таком количестве, о котором говорит Библия.

Мифологическая точка зрения.

Например, они говорят о том, что в том месте, где Моисей переходил море до сих пор не обнаружено никоих следов этому.

Точка зрения библейского ревизионизма. Она заключается в том, что её сторонники говорят о выдуманности предания исхода евреев из Египта.

При этом указывают на то, что непонятно сколько евреев вышло из страны, кто вывел их из Египта (говориться о том, что Моисей — это собирательное имя нескольких израильских вождей), сколько лет водил Моисей евреев по пустыне и почему, и т.д.

При этом признаётся тот факт, что предание об исходе имеет историческое значения.

Дата исхода евреев из Египта под вопросом

В наше время подвергается сомнению и датировка Великого Исхода. Дело в том, что в Библии дату исхода автор предания не указал. Это породило множество версий о том, когда Моисей вывел сынов Израилевых из Египта.

Большинство версий при этом охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э. Также события Исхода связывают с периодом правления египетского фараона Рамсеса ii, хотя достоверно неизвестно при каком фараоне Моисей отправился со своими соплеменниками в столь длительный поход.

Богословы предпринимали многочисленные попытки вывести год и время исхода из текста Библии. Для этого использовалась Третья Книга Царств, глава 6.

В ней указанно, что Соломон начал строит храм Господу в Иерусалиме в 480 году по исходу израильтян из Египта. Таким образом, делается вывод о том, что время исхода — 1446 год.

Этот подход критикуют, так как число 480 имеет символический смысл, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 — количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то эта датировка не подтвердится.

При этом стоит отметить, что часть современных исследователей и некоторые западные богословы вообще считают легенда о Великом исходе евреев из Египта придумана некоторыми иудейскими священниками в 5—4 веках до н. э.

Исосиф Флавий — это признанный авторитет в сфере истории еврейского народа. Он отождествляет народ Израиля с гиксосами, которые воевали с египтянами, были разбиты и попали в плен.

Что же касается современного взгляда на эту проблему, то существую разные датировки. Так Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место около 2100 года до н. э. Такой авторитет в сфере истории еврейского народа как Иосиф Флавий говорил о том, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 годами до н. э.

Бегство евреев из Египта – один из самых известных эпизодов Ветхого Завета. Порабощённый народ боролся с египтянами, а после победы беженцы скитались по бесплодной пустыне целых 40 лет! Куда держала путь многострадальная нация и почему путешествие длилось так долго?

Евреи против египтян

Согласно Библии, евреи проживали в Израиле изначально. Однако они покинули свою родину из-за голода и нашли приют в Египте.

Иосиф Прекрасный, один из родоначальников еврейских племен, стал советником фараона и женился на представительнице знатного египетского рода. Это стало залогом дружбы двух народов и переселенцы решили остаться у гостеприимных египтян на долгих 430 лет.

Через несколько поколений союзу пришел конец. Численность евреев росла быстрее, чем численность египтян. Хозяева региона забеспокоились, поработили своих гостей и приняли кровожадные законы, снизившие рост некогда дружественной нации.



Евреи из друзей превратились в рабов и жестоко эксплуатировались

Поход на родину

Конечно, евреям не нравилось отношение Египта к ним. Моисей заручился поддержкой Бога, навлёк на египтян 10 казней и вынудил фараона отпустить порабощенный народ. Это случилось примерно в 1400-ых годах до н.э.

Так началась 40-летняя история скитаний евреев по пустыне, наполненная невероятными чудесами, божественными явлениями и периодическими восстаниями уставших путешественников против Моисея. Евреи шли обратно в Израиль – землю обетованную, свою историческую родину.

Но почему они шли так долго? Расстояние от Египта до Израиля по прямой линии составляет 370 километров. Но даже если учесть отсутствие дорог, естественные преграды и возможные трудности в пути, то путешествие должно было занять несколько месяцев или лет. Но точно не долгие десятилетия!



Красный путь – с учётом современных дорог и географии местности, около 700 км. Зелёный – напрямик через пустыню, 400 километров. Это путешествие не займёт и нескольких месяцев!

Почему возвращение домой растянулось на 40 лет?

Существуют две точки зрения: ветхозаветная и теологическая. Первая рассказана в 14 главе Ветхого завета. Согласно ей, евреи навлекли на себя гнев Бога и пробыли в пустыне 40 лет вынужденно.

Беженцы достигли Израиля уже через полтора года. Однако выяснилось, что их родина уже была населена народом амореи. Чтобы вернуть себе землю обетованную, скитальцам нужно было сначала завоевать её. Однако они засомневались в успехе.

В отместку разгневанный Бог обрёк людей вернуться в пустыню, чтобы погибли все евреи старше 20 лет. Они были недостойны вернуться на родину, поскольку сомневались в божьей помощи.



Страдания народа не прекратились и после исхода из Египта

Теологическая версия

С теологической точки зрения, Бог не наказывал евреев. Он ждал, когда среди избранного народа погибнут все, кто познал рабскую долю. В землю обетованную должны были войти только свободные люди. Именно такая нация может претендовать на свою родину.

Спустя 40 лет евреи вступили в бой с амореями и одержали победу, вернув себе свою землю.

Переход евреев по дну Красного моря. Художник: Даниэль Герхарц

Переход евреев по дну Красного моря. Художник: Даниэль Герхарц

Евреи должны были научиться самому главному: доверять свою жизнь Богу

Надо сказать, что израильский народ с завидным упорством проваливал каждый новый экзамен, оказываясь неблагодарным и маловерным. Эти ропотные хуления мы видим на протяжении всех сорока лет странствования израильтян. Этот ропот стал причиной того, что Господь пять раз хотел полностью истребить мятежный народ и произвести новый от Моисея, но пророк в молитве умилостивлял Бога простить евреев. Господь переменял свое решение, но, даже несмотря на это, в Пятикнижии описаны несколько случаев, когда в стане евреев начиналось поражение и только по молитве Боговидца останавливалось.

Моисей снимает обувь перед Неопалимой Купиной. Византийская икона XIII в. Синай, монастырь св. вмц. Екатерины

Моисей снимает обувь перед Неопалимой Купиной. Византийская икона XIII в. Синай, монастырь св. вмц. Екатерины

Столь пламенный дух изменяет и плоть. У Моисея на лице отобразилось сияние Божественной славы. Поэтому после Богоявления ему на горе Синай Моисей полагал на свое лицо покрывало каждый раз, как выходил к народу, и снимал его, когда входил в скинию. Казалось бы, такой совершенный предводитель, через которого изрекается Божия воля, должен пользоваться непререкаемым авторитетом. Но только не среди израильтян! Множество раз евреи роптали на Моисея, а однажды даже покусились оспорить его право главенствовать. Аарон и Мариам – брат и сестра Моисея – стали упрекать его за то, что он женился не на израильтянке. Они упрекают его, хоть упрекнуть не за что – ведь они вспоминают жену, которую Моисей имел до начала своего общественного служения. Как пишет блаженный Феодорит Киррский, Моисей имел одну жену, Сепфору, да и ее отпустил, когда Бог призвал его для освобождения народа израильского.

Но и Моисей был сделан из плоти и крови и мог оступиться. И, может быть, именно ошибками образ пророка Моисея становится нам роднее, чем если бы мы взирали на него, как на исключительного небожителя. Ошибка – печать земного человека, не ошибаются лишь совершенные, и наш земной путь – путь искоренения своих духовных ошибок.

Где-то и Моисей поддавался слабости и маловерию

Моисей получает скрижали Завета

Моисей получает скрижали Завета


Что значит имя Моисей

Кто такой Моисей в Библии: жизнеописание

Когда молодой человек из древнего израильского рода Левия взял в жены прекрасную девушку из своего же народа, никто еще не знал, какая судьба уготована их сыну. Он родился сильным, красивым и здоровым. Его мать любила его и не хотела, чтобы он стал еще одним слугой египетского фараона. Три месяца она скрывала его, после чего решила дать сыну шанс на лучшую жизнь. В отчаянии она взяла плетеную корзину, положила туда сына и оставила в густом тростнике на берегу Нила.

Моисей рос среди богатых и знатных людей словно равный им по происхождению. Но он всегда помнил, откуда он родом и о том, что его выкормила бедная женщина. Однажды Моисей увидел, как работают мужчины из еврейского народа, как жесток с ними египетский надсмотрщик. Моисей в гневе убил надсмотрщика и похоронил его тело в песке. За это Моисею грозила смерть. Он вынужден был бежать в пустыню и скитаться в песках.

Скитания Моисея

В Мадиамской земле Моисей решил отдохнуть у колодца. Там он встретил двух девушек, дочерей Иофора, местного священника. Они пришли за водой для своих овец. Другие пастухи хотели оттеснить девушек, чтобы набрать воду для своего скота, но Моисей заступила за дочерей священника.

За это священник пригласил Моисея остаться жить в их доме. Одну из девушек по имени Сепфора ему отдали в жены, вскоре у них родился сын Гирсам.

Моисей и заповеди

Смерть фараона

В изгнании Моисей узнал о смерти фараона, но новый фараон был не менее жесток с израильтянами. Пришло время спасать народ, с которым Бог заключил завет во времена Авраама, Исаака и Иакова.

Однажды, когда Моисей пас овец, он зашел со стадом в пустыню и с изумлением обнаружил там пылающий терновый куст. Куст пылал, но огонь не вредил ему. Моисей подошел, чтобы рассмотреть чудо поближе и услышал Голос.

Господь сказал Моисею, что, узрев страдания Его народа в Египте, он велит Моисею вывести израильтян в землю, где их ждет лучшая жизнь, где течет молоко и мед.

Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне

Моисей встретился со своим братом Аароном, которому тоже явился во сне Господь и велил выйти навстречу Моисею. Вместе они собрали старейшин колен Израилевых и передали слова Господа.

Люди пошли на отчаянный шаг — явились к фараону и сказали, что он должен их отпустить — такова воля Бога.

Несмотря на то, что люди приходили к нему снова и снова, Фараон видел чудеса, которые творит Господь, он был непреклонен. И тогда Бог наслал на Египет 10 казней:

  1. Превращение вод Нила в кровь;
  2. Нашествие жаб;
  3. Нашествие мошек;
  4. Нашествиее пёсьих мух;
  5. Мор скота;
  6. Болезни на людях и скоте;
  7. Град и огонь между градом;
  8. Нашествие саранчи;
  9. Тьма;
  10. Смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Наконец, фараон сдался и разрешил отлучиться на три дня. Народ отправился в пустыню Сур. Фараон, осознав, что его слуги не собираются возвращаться, отправил погоню. Скитания по пустыне длились долго, наконец, люди вышли на берег моря. Но люди фараона настигали. Что было делать? По велению Господа, Моисей поднял свой жезл над водой и тут случилось невероятное: воды расступились перед израильтянами и сошлись обратно перед египтянами.

Израильтяне были свободны. Но скитания на этом не закончились. Они длились 40 лет.

Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).

Моисей же отошел ко Господу перед самой Землей Обетованной.

Читайте также: