Почему люди стремятся к справедливости очень кратко

Обновлено: 08.07.2024

В России с каждым годом острее и острее ощущается "запрос на справедливость". Причину этому, лучше всего на мой взгляд, смог охарактеризовать Владимир Иванович Добреньков - известный российский философ и социолог. По его мнению "возникший в России в результате проводившихся с 1992 года либеральных реформ общественный строй не отвечает основным интересам большинства граждан, а также интересам государства". Поскольку этот вопрос является актуальным, да и всегда был мне интересен, то решил попробовать рассмотреть эту тему, как можно проще, понятнее и при этом достаточно коротко.

Если избежать сложных определений, которые предложены в Википедии и в других энциклопедиях то понятие справедливости можно рассмотреть: как определенное состояние окружающего мира, когда абсолютно все удовлетворены существующим положением дел .

Временно оставим ситуацию, изложенную в примере, чтобы чуть ниже вернуться к ней, а пока ответим на вопрос – почему же человек стремится к справедливости.

Вспомните поведение совсем маленьких детей, ребенок, ну если он, конечно в этот момент не капризничает, всегда отвечает улыбкой на улыбку и получая игрушку, которую Вы ему даете протягивает ее обратно, интуитивно отвечая добром на добро и поступает таким образом справедливо. Отвечают добром на добро и животные, поступая справедливо, особенно удачно такие примеры видны на собаках, не в обиду любителям других животных. Значит ли такое поведение, что чувство справедливости заложено на генетическом уровне? Если да, то получается, что справедливое поведение является основой жизни и выживания. Стремление к справедливости у человека неотъемлемо и с этим нужно считаться, возможно, даже в первую очередь.

Теперь, выяснив природу справедливости, следует вернуться к ситуации из примера, чтобы выяснить что нужно делать для достижения состояния удовлетворенности всеми. Думаю, что в этой ситуации главной проблемой оказалось неравенство в коллективе, уверен, что большинство читателей считают, что не справедливо поступили с сотрудником. На мой взгляд в нынешней ситуации, чтобы создать справедливое общество, следует руководствоваться принципами Джона Ролза, американского философа, теоретика социального либерализма, вот они:

«Каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод совместимых с подобными схемами свобод для других.

Большое спасибо за прочтение статьи, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.

Справедливость - это целостная правда в поступках человека, состоящая из правдивости, честности, законности, исполнения долга, благоразумия, аккуратности и других моральных качеств. В христианстве при помощи от Бога справедливость переходит в праведность, как бы полную справедливость.

Понятие справедливости является основополагающим в морали и этике, и его трудно определить формально. Однако интуитивно каждый чувствует, как справедливо, а как несправедливо в том или ином случае. Чувство справедливости составляет предмет самоконтроля со стороны совести за поведением человека. Когда человеку совестно? Когда он нарушил справедливость. А когда совесть спокойна? Когда он выполнил требования справедливости. Интересно, что человек может и не знать, в чем суть справедливости, но все равно чувствует ее. Но всегда ли человек правильно чувствует? Я думаю, нет. Чувство справедливости, как и чувство логики, тонкое, его легко поранить. Если воспитатели не старались быть справедливыми, то и воспитанник может иметь поврежденное чувство. Это так же, как и с логикой. Можно неправильными примерами и требованиями совершенно изуродовать мышление. Можно и совесть человека замутить ложными понятиями.

А как говорят, что у каждого правда своя? Такое бывает. Это от того, что чувство справедливости повреждено с детства или впоследствии надломлено, человек научился ловчить так, что лжет сам себе. Он уж и не понимает, как справедливо поступить. И дерутся в нем страсти: жадность требует экономить, тщеславие - наоборот публично жертвовать, нега тянет на жалость к себе и другим, испорченное чувство правды придает всему оттенок формализма и мертвой буквы. Вот так каждый и строит что-то напоминающее правду. Вывгодой своей никто не хочет жертвовать. Так и появляются разные варианты "справедливости", которая теперь у каждого "своя".

Да и те, кто стоит наверху, у руля общественной жизни, они будут ли радеть о справедливости? Им жадность и властолюбие давно глаза закрыли. Они и законы принимают не по правде, а как самим выгодно. И живет общество так, как будто и нет правды вовсе. И философы есть такие, которые говорят: какая правда? все относительно.

И все же многие чувствуют несправедливость жизни, особенно дети. И каждый мечтает о справедливом обществе. Но, как говорят отцы Церкви, грех так вошел в человека, что все общество растлилось и никак не можем теперь жить по правде.

Все сказанное верно и насчет другой добродетели - любви. Любовь - это целостное добро. Ее также надо развивать, и она также теперь в упадке.

Сейчас если кто-то верит в любовь или в справедливость, он считается наивным, возможно, даже странным и чудаковатым человеком. Вот до чего доехали!

Иногда говорят, что справедливость жестока, что если все делать справедливо, то всех надо наказывать и т. д. Я не совсем согласен с таким мнением. Мне кажется это не в справедливости дело, а в строгости. И милость не должно путать с поблажливой снисходительностью, а справедливость с суровой жестокостью. У Бога любовь и правда всегда вместе, это вообще два аспекта действия Божественной Благодати. Это действие иногда нам представляется любовью, иногда - справедливостью. Но Бог в милости справедлив, а в справедливости милостив. И человек, исполняя долг правды, должен не забывать о любви, выбирать такие средства, которые больше созидают, чем разрушают. И наказание может воспитать, а не только причинить боль. И любящий должен хранить правду, не делать лжи ради любимых, иначе добро одного станет злом другого. Помогая одним, не вреди другим. Это общее правило.

Словом, тема эта очень тонкая, но в то же время очень важная. И любовь, и справедливость очень нужны. И их надобно развивать, как важнейшее мастерство жизни. Ведь никто не стал искуссным математиком, физиком или историком без обучения. И любить надо учиться. И справедливость выдерживать нужно уметь.

Но вот кто сейчас решит эту задачу? Кто сможет научить другого, когда сами не умеем? Это важный вопрос и от его решения зависит многое в жизни общества. Ведь если граждане будут добры и справедливы, то нужно ли будет изыскивать средства урегулирования их отношений? Не от того ли это происходит, что не по правде и не по любви живем?

На мой взгляд, смысл справедливости в стремлении достичь правды, какими бы путями человек к этому ни шел. Справедливость очень важна в любом обществе.

В каждом обществе, в каждой стране, в каждом государстве есть определенные правила и порядки, законы и требования. Людям необходимо следовать законам своего государства, общества, к которому они принадлежат. Люди стремятся к справедливости для того, чтобы поддерживать порядок.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Потому, что на основе справедливости должно существовать нормальное человеческое общество. Этим оно и отличается от звериной стаи!

В течение двадцати пяти столетий на этот вопрос давались и все еще даются разные ответы, что приводит большинство в недоумение. Всякая ли попытка ответить на этот вопрос обречена быть всего лишь одной из множества возможных? Не исключено; но, несмотря на впечатление, создаваемое историей философии, если мы все еще хотим попытаться дать когнитивно оправдываемый ответ на вопрос о том, что такое справедливость, или оценить существующие ответы на него с точки зрения такой оправдываемости, то куда нам следует смотреть? Последний вопрос – эпистимологический, на который без подробного рассмотрения невозможно ответить.

Спор ведется не только об оценке частных случаев, о правилах или системе правил для оценки таких случаев: расхождения во взглядах касаются самих критериев справедливого и несправедливого. Некоторые концепции справедливости делают центральным понятие индивидуальных заслуг, тогда как другие выдвигают на первый план принцип равенства; некоторые апеллируют к стандарту полезности, другие не допускают мысли, что принесение в жертву интересов отдельных людей можно компенсировать благоденствием общества в целом: одни отводят решающую роль в поддержании справедливого правопорядка государству, другие залог справедливости видят в минимизации его функций.

Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения, в том числе взаимного, социальных ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле. Это – свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и многое другое. Уже из простого перечисления социальных ценностей видно, что справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами общества и, в качестве таковых, имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Понятие справедливости, прежде всего, фиксирует реальное положение личности в обществе, выступает для нее как бы социально-нравственной гарантией от общественного произвола. Эта сторона справедливости основывается на создании того, что нормальная жизнь общества невозможна без удовлетворения элементарных экономических, правовых потребностей его граждан, без охраны с его стороны прав и свобод личности. Тесная зависимость категории справедливости от всей системы социально-экономических отношений общества обязывает, на наш взгляд, при ее анализе выделить два аспекта – социально-правовой и нравственный.

Потому, что на основе справедливости должно существовать нормальное человеческое общество. Этим оно и отличается от звериной стаи!

Потому, что на основе справедливости должно существовать нормальное человеческое общество. Этим оно и отличается от звериной стаи!

Читайте также: