Почему люди создают произведения искусства кратко

Обновлено: 03.07.2024

Искусство, творчество всегда сопровождало нашу жизнь, даже в древние времена. Люди делали на камнях и стенах пещер рисунки, изображая то, что их окружало. С каждой эпохой искусство все более совершенствовалось человеком. Оно стало средством общения между людьми, оно передавало мысли, чувства создателя его поклонникам. Ведь человек вкладывает в свое творение частичку самого себя. Искусство не имеет границ. Оно способно вдохновлять, успокаивать, приводить к гармонии. Подобным образом влияет на меня, например, музыка. Иногда она словно совпадает с каким-то моим внутренним ритмом, и тогда жизнь становится светлее, улучшается настроение.

Существует много направлений в искусстве, и у каждого есть свои поклонники. Для меня самым любимым видом искусства стала литература. Литература может сделать понятнее сложные вещи, показать ошибки и наставить на путь истинный, охватить взором эпизод из жизни человека и всю историю цивилизации. Ее возможности безграничны. Мы учимся на ошибках литературных героев, видим со стороны себя и находим полезные советы. В трудные моменты жизни люди нередко обращаются к книгам как к источнику духовной силы и мужества. Так во время Великой Отечественной войны народным героем стал Василий Теркин из поэмы А.Т. Твардовского, простой русский солдат, образец мужества и стойкости, умеющий в критических ситуациях поднять дух, настроение и повести за собой в бой.

Искусство – это прежде всего человек, создающий прекрасное. В поэзии – это Пушкин, Лермонтов…, в музыке – Чайковский, Вагнер…, в живописи – Пикассо, Айвазовский и много, много других имен. Искусство – творчество людей, умеющих вложить чувства, мысли, переживания в свой труд. Искусство помогает людям самоутвердиться, выразить себя. Оно ведет человека к совершенству, и человек совершенствует его. Оно спасло, спасает и будет спасать мир… вечно!

Другие темы: ← Истинная дружба↑ 11 классКакие качества раскрывает в человеке любовь →

Что представляет собой искусство

  • Ремесло. Любой вид деятельности человека считается творческим процессом. Мастерство в какой-то области: швейное дело, вышивка бисером, создание мебели и так далее считается искусством. Ведь человек старается передать свое видение мира в действительность.
  • Культурная деятельность. Люди всегда стремились к чему-то прекрасному. Создавая что-то хорошее, человек подчеркивает свою любовь и миролюбивость.
  • Любые выразительные формы. С развитием общества и эстетического познания, искусством можно называть абсолютно любую деятельность, которая с помощью особых средств выражает какой-то смысл.

Этот термин достаточно широк. Если его трактовать в масштабе всего человеческого общества, то это особое средство для познания или отражений окружающего мира, духовности и сознания индивида. Практически нет человека, который не смог бы дать ему объяснение. Прислушайтесь к своему внутреннему миру и определите, чем является для вас искусство. Ведь ценно оно как для конкретного автора, так и для всех людей в целом. За время существования человечества уже было создано очень много художественных произведений, которыми можно любоваться и которые смогут вас вдохновить на собственные творческие идеи.


Созидание и эмоции

Говорить на тему творческого созидания в жизни человека просто невозможно, не затронув хотя бы кратко момент того, а какова роль искусства в формировании людских эмоций. Не будь в мире творчества и его плодов, прогресс населения земли оставался бы сугубо техническим, планеты населяли бездушные роботы.


Другое дело — наличие искусства. Любимое музыкальное произведение волнует душу, вдохновляет на свершения, бередит воспоминания. Хороший приключенческий фильм помогает отыскать в себе восхищение качествами героев, их поступками, смелостью. Фантастика помогает развивать воображение. Произведения мастеров кисти — развить в себе чувство прекрасного. Примеров огромное множество.

Смысл один — искусство пробуждает в человеке лучшие качества, взращивает его духовность и переносит на новую ступень личностного развития. Порой эмпатия к героям книги, фильма или театральной постановки может вызвать самый настоящий катарсис у зрителя или читателя.

История появления искусства

По одной из теорий, впервые человек начал заниматься творчеством во время первобытного общества. Тому свидетели — наскальные надписи. Это были первые массовые виды искусства. Наносились они в основном для практического применения. Около 40 тысяч лет назад искусство стало независимым способом для познания мира. Представлялось оно различными обрядами, музыкальными композициями, хореографией, нательными украшениями, изображениями на скалах, деревьях и шкурах убитых животных.

В первобытном мире искусство выполняло функцию передачи информации. Люди не могли общаться при помощи языка, поэтому они передавали информацию посредством творчества. Поэтому искусство для народа тех времен было неотъемлемой частью существования. Для нанесения изображений использовались предметы из окружающего мира и различные цвета из них.

Зачем нужна живопись?

Действительно, зачем нужна живопись, если есть фотография, точно отражающая реальность, тот или иной момент.

Но, пожалуй, здесь очень важно понять суть самих слов. Итак…


Искусство в античном мире

Именно в древних цивилизациях, таких как: Египет, Индия, Рим и так далее — были заложены основы творческого процесса. Уже тогда люди стали размышлять о том, нужно ли искусство человеку. У каждого развитого центра цивилизации был свой неповторимый стиль, который переживал много веков и не менялся. В это время уже начали создаваться первые произведения художников. Древние греки изображали человеческое тело лучше всех. Они могли правильно изобразить мышцы, осанку и соблюдали пропорции тела.

Искусство в средних веках

Люди этих времен сосредотачивали свой взор на библейских сюжетах и духовных истинах. В средних веках они уже не задавались вопросом о том, нужно ли искусство человеку, ведь ответ был очевиден. В живописи или мозаике использовался золотой фон, а люди изображались с идеальными пропорциями и формами тела. Художество различного рода проникало в сферу архитектуры, строились красивые статуи. Людей не интересовало, что такое настоящее искусство, они просто создавали собственные прекрасные произведения. Некоторые исламские страны приписывали таким творениям божественную силу. Народ из Индии использовал искусство для религиозных танцев и скульптуры. Китайцы предпочитали бронзовые скульптуры, резьбу по дереву, поэтику, каллиграфию, музыку и живописные рисунки. Стиль этого народа каждую эпоху изменялся и носил названия правящих династий. В XVII веке в Японии распространялась гравировка по дереву. Вот к этому времени люди уже знали, что такое настоящее искусство. Ведь оно уже серьезно влияло на воспитание полезной личности для общества. А также служило хорошим отдыхом и расслаблением.

Например, о СЕРОТОНИНе:

Те, про кого говорят “светится изнутри”, не испытывают недостатка в этом гормоне. И могут чувствовать себя счастливыми вдвойне: ученые обнаружили, что этот натуральный химический элемент еще и защищает от рака! Серотонин обладает способностью “приказывать” некоторым другим клеткам самоуничтожаться. Сейчас ученые работают над изобретением метода лечения рака на основе этого феномена…

А какое это имеет отношение к живописи или искусству?

Эти научные открытия только подтверждают системную устроенность и гармоничность нас, людей, как Божиих творений. Приведём здесь ещё одни исследования ученых: оказывается больным, получавшим лечебную дозу музыки и живописи (!), требовалась гораздо меньшая доза обезболивающих препаратов. Кроме того, у них нормализовывалось кровяное давление.


В картинной галерее

Эпоха возрождения и современный мир

Во второй половине двадцатого века в искусство влилось направление модернизм. Люди старались найти истину и следовали жестким нормам. В этот период появилось очень много критиков живописи, которые предполагали, что ей наступил конец.

Каким бывает искусство

нужно ли искусство человеку


Смотреть галерею

В современном мире творческий процесс достиг небывалого развития. С помощью всемирной сети Интернет разного вида мастерство распространяется с большой скоростью. Искусство бывает следующим:

  • Зрелищное искусство. К нему относятся театры, оперы, цирки, киноискусство и так далее. При помощи зрительного восприятия авторы передают свое видение мира и различные события. Режиссеры создают кинокартины, в которых отражаются существующие проблемы мира. Многие отрасли искусства служат для человека развлечением, например цирк.
  • Изобразительное искусство. В эту сферу входит фотография, живопись, комиксы, скульптуры и немое кино. Авторы при помощи статичной картинки передают природу, быт какого-либо народа, проблемы человечества. Немое кино относится к динамичному виду искусств. В современном мире это явление уже утратило свою популярность.
  • Выразительное искусство. Люди отражают свои взгляды в литературе, создают прекрасные строения. Также они выражают внутренний мир в музыке и хореографии. В большинстве произведений поднимаются глобальные проблемы и пороки человечества. Благодаря этому люди совершенствуются и уходят от зла и самобичевания.

Для творческого самовыражения человек изобрел очень много материалов. Художники используют краску, холсты, чернила и так далее. Архитекторы — глину, железо, гипс и прочее. Благодаря современным способам хранения информации, человек может переносить свои творения в электронный вариант. Уже сейчас есть много музыкантов, художников, режиссеров и писателей, которые используют компьютер для создания произведений искусства.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИСКУССТВУ

Проект выполнили учащиеся 8 класса: Веслополова Ольга и Голикова Валерия

Руководитель: Сердинова Л.Б.

Актуальность

Требования к выбору темы: Объект должен быть хорошо знаком, понятен, интересен Рассчитан на массовую аудиторию Выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве Этот объект (продукт) всегда будет доступен и понятен для ознакомления и изучения

Требования к выбору темы:

  • Объект должен быть хорошо знаком, понятен, интересен
  • Рассчитан на массовую аудиторию
  • Выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве
  • Этот объект (продукт) всегда будет доступен и понятен для ознакомления и изучения

Задачи проекта:

План работы:

2. Анализ анкеты.

3. Сбор информационного материала:

  • крылатые выражения и мудрые изречения знаменитых людей о значении искусства и культуры в жизни человека
  • найти притчи об искусстве, пословицы, поговорки, интересные факты, касающиеся значимости искусства в жизни человека
  • сочинить сказку, рассказ, написать сочинение

4. Выбор варианта оформления информации (лучшая идея)

5. Создание информационного продукта, согласно выбранной идее

В древности эстетическая мысль выражалась подчас в форме мифа:
первобытный человек твердо верил в то, что для удачной охоты достаточно
проткнуть реальной или нарисованной стрелой изображение зверя, а чтобы
наверняка одержать победу над врагом – исполнить воинственный танец.

Таким
образом, даже не возникало вопросов о практическом значении искусства –
оно было органично вплетено в повседневную жизнь людей, было неотделимо
от ремесел, создававших необходимые для людей предметы и вещи. , тесно
связано с магическими обрядами, посредством которых люди хотели
воздействовать на неведомые им силы природы.

Уже античные
философы стремились понять значение искусства в жизни человека, но к
единому мнению не пришли. Платон признавал только укрепляющие основы
нравственности аристократического государства произведения искусства,
подчеркивая единство их эстетической и нравственной значимости.
Аристотель утверждал, что искусство способно влиять на человека,
оказывая моральное и эстетическое воздействие, способствует формированию
характера человека, его чувства.

В истории художественной
культуры известно немало примеров того, как восприятие произведения
искусства повлекло за собой совершение поступков, изменяющих образ
жизни.

Таким образом, истоки искусства таятся в действительности,
но произведения искусства – это особый мир, подразумевающий восприятие,
отличающееся от ощущений в реальной жизни.

Искусство
воздействует не на одно какое-либо человеческое свойства или силу, будь
то интеллект или эмоция, а в целом на человека. Его целью не является
побудить человека к какому-то конкретному поступку. Оно формирует, порой
безотчетно, подспудно, саму систему человеческих ценностей и установок,
действие которых рано или поздно проявится и зачастую непредсказуемо.
Сила искусства заключается как раз в том, чтобы взывать к человеческой
совести и пробуждать духовные способности человека, проявлять все
лучшее, что в нем есть.

Слушая чудесную музыку, вглядываясь в
прекрасную картину или другое произведение искусства, человек расширяет
границы однозначной рациональности: искусство открывает нечто
загадочное, необъяснимое научным познанием.

В этом и заключается
тайна мощного воздействия искусства на нравственный мир человека, его
образ жизни и поведение. Именно поэтому человек остро нуждается в
искусстве.

Ответ очень просто и короток: исключительно для удовольствия!



Х. Рибера. "Голова св. Януария". 17 век

Однако ж, спросит уважаемый читатель, а как же тогда быть с огромным количеством произведений искусства, которые очевидно некрасивые, страшные, про кровушку (как эта картина Риберы выше), с "Черным квадратом", в конце концов, инсталляциями всякими?

Ответ не менее прост.
Дело в том, что

удовольствие бывает самых разных видов и уровней.
Потому что люди бывают самых разных психологических типов, характеров, образования, девиаций, вариантов ПТСР и так далее.
Психологи и философы изучают и расчленяют виды удовольствия очень по-разному, я же грубо тут набросаю основные типы из них, с которыми сталкиваюсь в своей отрасли.

1. Самый распространенный вариант удовольствия, который люди привыкли ассоциировать с произведениями искусства, это
эстетическое .

Картина (песня, пьеса, одежда) должна быть красивой и радовать глаз. Успокаивать, гармонизировать, рождать в сердце радость, в душе покой.


И. Шишкин. "Сосна на песке". 1884

Ожидать этого от произведения искусства -- совершенно нормально.
Большинство произведений искусства ему соответствуют.

2. Другое весьма распространенное удовольствие -- это
эротическое

До изобретения технических средств (фото и кино), которые делают порно быстро и дешево, его тоже производили, но медленно и дорого. Откровенной порнографии было не так много, как сейчас (из-за затруднений в создании), однако эротики было много, и даже в произведения, казалось бы, не предназначенные быть эротическими, закладывали этот момент. Сексапил возбуждает, щекочет нервы, привлекает внимание (в отличие от предыдущего пункта, обычной красоты, которая в целом обычно успокаивает и гармонизирует).

Обнаженная натура в массе своей женская (потому что производителем и покупателем в массе были гетеросексуальные мужчины).


У людей с примитивными рефлексами любое изображение обнаженного тела рефлекторно равно порнушке, и оценивают они его в категории потребительства ("возбуждает / не возбуждает"). Отсюда мы и имеем оценки картин Рубенса с позиции "ябневдул", либо яростные призывы запретить обнаженку в Эрмитаже, от тех, кто это возбуждение переработал по-ханжески. Получение от произведений искусства только такого, "пикантного", будоражещего вида удовольствия -- весьма печально, оно говорит о том, что человек остался на подростковом уровне развития. И не знает о других видах удовольствия, не может абстрагироваться и получить от изображения обнаженного тела удовольствие не возбуждающее, а эстетическое.

3. А что же с откровенно безобразными, ужасными произведениями искусства, спросите вы.

Тут нам придет на помощь уже другое сравнение. С кинематографом.
Никто не ждет от фильма, что он будет "просто красивым" (если это не видеоклип). Фильм может быть боевиком, может комедией, мелодрамой, хоррором. Очень разным. В чем разница и зачем люди ходят на фильмы? За тем же, зачем художники пишут, а зрители потребляют "омерзительные" картины. Ради удовольствия, которое теперь
эмоциональное

Дело в том, что испытывать эмоции -- приятно, это инструмент выйти из состояния усталости, равнодушия, скуки. В общем, благодаря новым эмоциям можно отдохнуть за счет смены окружения, выброса химвеществ. Парадокс, но "отрицательные" эмоции получить проще, чем "положительные". Адреналин легче вырабатывается, чем эндоморфины. Поэтому люди в браке скандалят ради хорошего секса, а также ходят на боевики и смотрят фильмы ужасов. Мы платим миллиарды долларов за просмотр фильмов, покупая легкодоступные эмоции.

Если зритель (кинофильма) знает, что убийство на экране ненастоящее, то мозг разрешает ему испытать от этого "ужаса" кайф, сильную эмоцию.

"Некрасивые" картины -- ровно также работают. Бьют по нервам.


Поэтому в католическом искусстве так много изображений пыток: кинематографа еще не изобрели, а испытывать сильные эмоции с помощью искусственного раздражителя людям все равно было насущной необходимостью.


  • Тут подпункт: самые эффектные, запоминающиеся произведения искусства, это те, которые бьют по нервам, комбинируя два наиболее примитивных (тут в смысле "первобытных") удовольствия: эротическое + эмоциональное (сексуальное возбуждение + выброс адреналина от стресса). В искусстве это обычно обзывают более красиво: эрос и танатос, мортидо и либидо, и т.п.


Джампетрино. Самоубийство Лукреции, 16 век

Аналогичным образом художники постоянно обнажают и утопленниц: казалось бы, в реальном мире нормальный мужчина от них не возбудится, они же мертвые и холодные, склизкие. Но наш мозг знает, что в искусстве эта смерть "не по-настоящему", значит, это смешанное адреналиново-тестостероновое удовольствие от таких "картин с мертвыми голыми женщинами" получать "можно" (говорит подсознание).
Гетеросексуальным женщинам такие картины либо не интересны, либо они могут ставить себя на роль жертвы (и испытывать мазохистское возбуждение, если есть к такому склонность). Либо они могут просто наслаждаться тем, как "красиво" написана картина. Но скорей им будут интересны картины, например, про Юдифь, убивающую Олоферна: про секс в них есть, но гораздо больше про власть.


Ж.К, Зиглер. Юдифь с головой Олоферна. 1847

Власть -- это тоже подпункт к "эмоциональному" удовольствию: созерцание от картины (фильма), где персонаж, с которым ты можешь себя ассоциировать, доминирует персонажей, которых бы тебе хотелось доминировать в реальной жизни. Если это еще сдобрено эротикой, то вообще картины-бестселлеры получаются, так было во французской живописи 19 века с изображением гаремных красавиц у ног владыки.

Но мне милей другая забава (голосом Гафта из "О бедном гусаре замолвите слово").

4. Еще, например, бывает удовольствие
интеллектуальное (удовольствие от процесса познания)

Это когда ты не только любуешься картиной, но и пытаешься разгадывать ее смыслы и символы, ищешь, что хотел сказать художник и почему, изучаешь предысторию и предпосылки создания, внимательно изучаешь сюжет, будто читаешь рассказ. Наслаждение от эрудиции, аналитики и прочей разминки мозга.
Это, своего рода, радость познания или даже творчества (познавая картину в деталях, ты будто становишься ее сотворцом).


Ян ван Эйк. "Портрет четы Арнольфини". Ой, сколько про нее написано, каких только разгадок там ни ищут!

Я надеюсь, большинство из вас легко могут представить этот вид удовольствия от картины (книги, шахматной задачи, разглядывания лица собеседника, который вам пытается врать).

Картина, которая дает вам интеллектуальное удовольствие, уже совершенно не обязана быть эстетичной, "красивой". Одной этой функции уже достаточно, чтобы доставлять удовольствие зрителю, и даже оказаться шедевром.
(Сюда же причисляем изучение вещей в плохой сохранности и охи восторгов над ними).


5. Повышаем уровень сложности
(люди, которых выбесил мой пост про "Черный квадрат", могут дальше не читать).

еще бывает удовольствие. как бы его назвать, чтобы отличить от предыдущего. Ну, пусть будет
умственное (удовольствие от мига узнавания)
от отстроумия, юмора, хорошей выдумки, классно придуманной аллегории или символа, идеи. Удовольствие от узнавания, догадки, осознания, понимания идеи. (УПД. вот принесли термин "инсайт").

Это не описанная в предыдущем пункте загадочная картина со сложной символики, которую эрудированный зритель разгадывает, как загадку, изучая словари и биографии -- такое удовольствие более медленное, созерцательное. Нет, это более быстрое удовольствие, как от классного анекдота, услышав финальную (главную) фразу которого ты испытываешь кайф и расслабление. (Не обязательно должно быть смешно, удовольствие может наступить оттого, что просто умно придумано).


Пикассо. "Голова быка". 1942

(Объект, сделанный из велосипедного сиденья и руля, подобранных на улице. Шедевр лаконичности)

В общем-то, именно этот принцип использует большинство произведений "современного искусства" (иногда чрезмерно эксплуатируя).

Совершенно не обязательно произведение искусства, созданное в парадигме данного типа удовольствия, должно быть понятно каждому, приносить удовольствие любому.
Нет, совершенно нормально, что большинство шуток до тебя не дойдет, если ты принадлежишь к чужой культуре, чужой стране. Когда речь идет об искусстве ХХ века, совершенно нормально, что большинство смыслов не доходит до того, кто не принадлежит к субкультуре зрителей современного искусства, не учил этот символический язык.


Мерет Оппенхейм. Объект, 1936

Я использую тут слово "шутка" для доходчивости сравнения, на самом деле большинство работ этого типа не про "смешно", а про "остроумно, хитро выдуманно".

Пресловутый "Черный квадрат" относится сюда же. Если вы не читали специально о том, как устроена культура, в частности культура ХХ века, объяснить, в чем его смысл -- нереально. Это как объяснять жителю Антарктиды, в чем смысл анекдота "значит, против зеленого цвета у вас возражений нет?", то есть начать придется сильно издалека.

В эту бы категорию я причислила удовольствие от новизны: оно тоже мгновенное (радость узнавания) и не связано с интеллектуальными поисками, а только с тем, что тот багаж, который у тебя в голове уже есть на момент встречи с картиной, срабатывает и говорит тебе: "о! а вот такого у этого художника ты еще не видел! Как он круто (или непривычно) тут придумал". Или от того, что увидел хорошо знакомое с новой стороны, или в первый раз в реальности. Если поанализировать, то радость тут наверно тоже чисто эмоциональная, от свежести впечатления, неожиданности. (Комментарии проф. психологов приветствуются).



Мунк. "Беспокойство"

Таким образом, видов основных удовольствий от произведения искусства у меня получилось, по грубым прикидкам, пять:

1) эстетическое: наслаждение красотой, гармонией, успокоение
2) эротическое: сексуальное возбуждение
3) эмоциональное: адреналиновая встряска
4) интеллектуальное (от процесса познания)
5) умственное (от мига узнавания)

Совершенно нормально получать только один вид удовольствия от искусства. Даже только эротический (единственная просьба: не пишите об этом у меня в комментах, оставьте сей процесс интимным). Интересней жить, если подключено несколько (лично у меня доминирующий - 4-й, прочие дополнительно, причем подключала я их постепенно).

Шедевральное произведение искусства -- обычно то, которое умеет доставлять удовольствие людям разного типа на разных уровнях одновременно. И разные люди любят этот шедевр абсолютно за непохожие проявления.


Я, например, эту картину люблю, в первую очередь, за удивительное перламутровое сочетание оттенков земли и неба.

После получения удовольствия от созерцания мощного, гениального, произведения искусства (если созерцать дольше секунды и желательно в реале) наступает облегчение, снимается напряжение. Если сравнивать с телесными реакциями, то это похоже на расслабление после оргазма (рефрактерный период). В эстетике же это будет "катарсис". От передозировки произведений начинает тошнить, в прямом смысле, случаются головокружения и проч. (т.н. Синдром Стендаля). Но пожалуй об этом подробно в другой раз.

Ну, а действительно, зачем? Без всяких обычных соплей и демагогии о высшей духовности и априорной ценности мировой художественной культуры. Всё это так банализировано и пропахло нафталином, что уже не работает. В том смысле, что хоть и является абсолютной правдой, но из-за затертости многократным словоупотреблением набило оскомину и ничего не объясняет… и уж тем более ничего не доказывает.

И вот это — ключевое заблуждение современного человека.


Мы тотально погружены в культуру вне зависимости от уровня нашего образования, рода деятельности, возраста и социального статуса. Именно в этом пространстве формируется наше мировоззрение, развёртываясь затем в деятельности и материализуясь в плодах и результатах.

История про Щукина

Когда в 1910 Сергей Иванович Щукин, наш великий меценат и коллекционер, приехал в Париж за Танцем Матисса он испугался: слишком провокационно, да и реакция публики негативная. И уехал.

Сергей Иванович Щукин. Русский коллекционер, меценат, предприниматель.

Сергей Иванович Щукин. Русский коллекционер, меценат, предприниматель.

Правда жизни

И в итоге, если перефразировать великого Выготского: облака идей, гонимые ветрами бессознательных мотивов, проливаются дождями поступков.

Искусство — это своеобразный геном человеческой культуры.

Это ключ, обеспечивающий, как говорят программисты, доступ пользователю к непроявленным смыслам и к скрытым функциям системы:

Читайте также: