Анализ работы кружка по подготовке к школе

Обновлено: 06.07.2024

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Курс рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май включительно).

Программа обучения по подготовке к школе, предполагает организацию занятий в малых группах по 10 – 12 человек по общему плану обучения.

Преподаваемый материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода. Занятия построены на основе игровой формы деятельности детей, в процессе которой реализовываются образовательные области: обучение, познание и коммуникация.

- развивала фонематический слух;

- учила выделять заданный звук в потоке речи;

- умение определять позицию звука в слове; (в начале, середине, в конце)

- выделяли навыки звукового разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонко и глухо согласных, твёрдых и мягких согласных;

- составляли предложения из 3-4 слов;

- учились использовать обобщающие понятия;

- составляли рассказы по серии картинок, сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

Основной целью кружка является развитие и совершенствование обучения грамоте, формирование правильного произношения и развитие речи детей 6-7 лет. Все дети научились читать по слогам.

Приступая к организации процесса обучению грамоте, учитывала два момента: обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно. Организовывала обучение таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Занятия по обучению грамоте для родителей провела 28 мая, на тему: «Как хорошо

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте всегда помнила, что главное – учитывать особенности ребёнка – дошкольника, его интересы и потребности. Из-за этой работы нельзя ломать привычный уклад жизни, сокращать время игр и других видов детской деятельности.

В начале учебного года 5 детей были с низким уровнем развития (17%, 15 детей имели средний уровень развития (50%, и 10 детей с высоким уровнем развития (33%).

К концу учебного года по результатам мониторинга было выявлено: 2 ребенка со средним уровнем развития (7%, 17 детей с высоким уровнем развития (63%, и 8 детей, которые имеют наиболее высокий уровень развития (30%).

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми по дополнительной программе по ПДД Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов.

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний дошкольников в основной образовательной деятельности, что дает возможность выявить и развить творческие способности детей.

ВложениеРазмер
otchet_po_kruzhku_-_skoro_v_shkolu.docx 602.62 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний дошкольников в основной образовательной деятельности, что дает возможность выявить и развить творческие способности детей.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО) ориентировал педагогов на признание ценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, когда особенно важно выявить и максимально раскрыть способности ребенка. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности кружковой работы учитываются:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения будущих первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.

Как помочь маленькому человеку, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Оказалось, что все это возможно при организации продуманного подхода к предшкольной подготовке.

Новизна программы заключается в том, что планирование занятий ведётся с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, осуществляется в малых подгруппах. Главное отличие рабочей программы в том, что ее содержание разработано с учетом преемственности в обучении между программами дошкольного образования и начального звена школы.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у ребенка формируется готовность к обучению в начальной школе, развиваются те интеллектуальные качества, творческие способности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

Занятия в кружке проходили два раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 30 минут, участники дети 6-7лет. Кружок функционировал в среду и пятницу в 16.05 – 16.35, имеется табель посещаемости.

В группу обучения принимались все желающие, с согласия и заявления родителей (законных представителей) специального отбора не производилось, количество детей 15 человек.

В начале учебного года был проведен мониторинг, который показал, что у детей преимущественно средний уровень знаний. В связи с этим и была определена цель работы: развить у детей 6-7 лет речевую деятельность и познавательные способности, интеллект, творчество.

Занятия с детьми проводились в игровой и занимательной форме, что позволило решить следующие задачи:

• формирование целостной картины мира и расширение кругозора;

• развитие познавательной и продуктивной деятельности;

• развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;

• освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Постоянная смена видов деятельности позволяла повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.

Работа с детьми осуществлялась через два взаимосвязанных раздела.

Первый раздел: Развитие речи и обучение грамоте .

Основные задачи при реализации данной программы по первому разделу :

- развивать виды речевой деятельности - умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

- обогащать речь детей за счёт расширения и уточнения представлений об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;

- развивать фонематический слух (умение выделять звук из ряда других);

- развивать фонематический анализ (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

- развивать умение правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;

Второй раздел : Развитие математических представлений и логики .

Основные задачи при реализации данной программы по второму разделу :

- развивать математические представления о числах и цифрах;

- знакомить с математическими знаками;

- развивать умения решать и составлять арифметические задачи;

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

В своей работе использовала следующие методы обучения:

- словесные (игровые; развивающие игры: графические, фонематические, грамматические, игры на развитие внимания, памяти ; обобщение; анализ; выводы; умозаключения; высказывания и др.)

- наглядные ( игровые (введение игрового персонажа) , развивающие игры, развлечения, пальчиковые гимнастики, физ.минутки)

- практические (чтение; печатание; письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе; творческие задания; моделирование).

Методы обучения, применяемые на занятиях кружка многогранны, направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Мною был использован разнообразный дидактический материал (подвижная азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; карточки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради и др.

Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности.

При подготовке детей к школе, в своей работе, опиралась на основные принципы обучения:

Проблемности – получение знаний не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребёнка.

Творчества - формирование способности находить нестандартные решения.

Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разно уровневого обучения.

Принцип систематичности и последовательности - взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой - формирование у детей умения применять свои знания в повседневной жизни.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Опиралась на индивидуальные особенности ребенка, планировала его развитие, намечала пути совершенствования умений и навыков.

Принцип успешности - на первом этапе формирования знаний, ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения - процесс обучения строился с использованием активных форм и методов обучения, которые способствовали развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально и др.).

Принцип коммуникативности - воспитание у детей потребности в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу - создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности - получение положительного результата работы независимо от уровня развития детей.

Принцип поощрения всех усилий ребенка - сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное, стремление ребенка узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом.

Работа с родителями включала в себя привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях, а так же просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов.

Во время работы я постоянно стимулировала детское любопытство, была готова к вопросам детей, не сообщала знания в готовом виде, а помогала найти ответ на вопрос самостоятельно. В процессе работы поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи. В то же время не выпускалаиз поля зрения тех, кто работал медленно, по какой - то причине отставал и терял основную мысль. Заключительным этапом образовательной деятельности являлось подведение итогов и формулирование выводов. Работая на занятиях по дополнительному образованию, дети учились взаимодействовать друг с другом, слушали чужое мнение и отстаивали своё. Чувствуя себя свободно, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельно принимали решения.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает необходимые навыки. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание результатов, полученных в конце учебного года.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ

АНАЛИЗ РАБОТЫ

за 2016-2017 учебный год

Педагог: Максимович Светлана

Николаевна

1. Количественные данные

Сохранность контингента 97%. Причины: смена мета жительства.

2. Образовательная работа

Цель: формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.

Задачи: формирование положительного отношения к учению; формирование познавательного интереса, желания узнавать новое; формирование адекватной возрастному уровню картины мира; развитие мыслительных навыков; развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения; развитие памяти и внимания; развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку; создание предпосылок к школьному обучению – формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий)

Данные задачи удалось решить.

Результаты, по котором можно судить о достижении поставленных целей: тетради и и индивидуальные карточки с самостоятельными работами.

Задачи, которые не реализовались: у некоторых детей, которые в этом году не идут в школу по возрасту, некоторые умения сформированы не в полном объёме. Причины: возрастные особенности.

Способы и формы контроля обучения: регулярные диагностические задания в виде индивидуальных карточек.

Программа выполнена полностью.

Изменения, которые необходимо внести в программу кружка: изменить содержание и порядок некоторых тем. Почему: удобнее и последовательнее изучение материала.

Умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользуются порядковыми и количественными числительными.

Умеют сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

Знают числовой ряд в пределах 10, предыдущее и последующее числа.

Умеют сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар.

Знают цифры 0 – 9, знаки +, - ; умеют соотносить цифру с количеством предметов.

Умеют составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание с помощью наглядного материала.

Умеют располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.

Умеют различать форму предметов: круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную.

Умеют по заданному образцу конструировать фигуры из палочек, составлять целые фигуры из их частей, пользуясь приёмом пристроения

Умеют решать простейшие логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры

Умеют выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги

Знают дней недели, последовательность частей суток

Умеют производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию

Умеют устанавливать пространственно-временные отношения

Составляют с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам.

Умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.

Умеют использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц

Стараются правильно произносить все звуки

Выделяют из слов звуки

Стараются отчетливо и ясно произносить слова

Выделяют слова и предложения из речи

Раскрывают смысл несложных слов

Дают описание знакомого предмета

Пересказывают сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям

Умеют слушать и слышать художественный текст, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста

Умеют эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям.

Умеют запоминать отдельные слова, выражения из текста. Получат возможность овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Составлять предложения по опорным словам, по заданной теме

Умеют составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок

Умение отвечать на вопросы педагога

Работают на листе бумаги сверху вниз, слева направо

Умеют выделять и называть звук в начале слова.

Умеют определять местоположение звука (в начале, в середине или в конце слова).

Умеют различать звуки и буквы.

Узнают буквы русского алфавита.

Умеют соединять звуки в слоги.

Читают слоги и простые одно- двусложные слова

Умеют конструировать словосочетания и предложения со словами.

Умеют задавать свои вопросы.

Умеют различать согласные и гласные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие звуки.

Умеют давать характеристику звуку.

Составляют звуковую схему слова. Выполняют звуко-буквенный анализ одно- двусложных слов

Умеют делить слова на слоги.

На протяжении года с обучающимися в объединении регулярно проводились воспитательные беседы на различные темы: по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по формирование здорового образа жизни; с целью профилактики экстремизма, терроризма, ксенофобии, формирования толерантности; по гражданско-патриотическому воспитанию.

4. Методическая работа

Так же в течение года продолжалось накопление методических и наглядных пособий для организации учебного процесса.

5. Работа с родителями

Вопросы, обсуждаемые на родительских собраниях: цели объединения; успеваемость детей; рекомендации по организации распорядка дня ребёнка.

Вопросы, решаемые родительским комитетом: организационные вопросы.

Самые активные родители: Борзыкина О.А., Даровая И.В., Гончарова Е.В. Джемилева И.А., Мамаева С.В.

6. Повышение квалификации

Курсы - г. Симферополь.

Сроки: 15.05.17г. – 26.05.17г.

7. Согласно учебной программе и годовому плану работу кружка считать выполненной в полном объеме.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Важное значение имеет любознательность ребенка, интерес к окружающим. Существенно его отношение к требованиям и указаниям взрослого. Успешно овладеть программой 1 класса сможет тот ребенок, который располагает определенным запасом знаний, научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ребенка, развивать и обогащать их. Итак, чтобы дети были подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, сформировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Единственно правильный путь, основанный на дальнейшем развитии – это игра. Именно игра при правильном руководстве ею подводит ребенка к порогу учения, формирует у него психологические качества, необходимые школьнику. Соблюдение правил в игре, является важной предпосылкой перехода к обучению школьного типа, которое построено на внимании к тому, как, какими способами достигается результат. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого человека. Именно игровая форма обучения позволяет проявлять интерес к занятиям, обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка и вызывает желание посещать образовательное учреждение. А так как в зоне особого внимания педагога находятся дети, не посещавшие ранее дошкольное учреждение, то воспитателю необходимо приложить огромные усилия, чтобы увлечь детей, заинтересовать их.

Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе

Подготовка ребенка к систематическому обучению в школе – одна из актуальных и злободневных проблем образовательной сферы. Она обсуждается на разных уровнях – в дошкольных учреждениях и школах, в научных кругах и коридорах власти, на страницах печати. Почему? Дети приходят в школу с разным уровнем подготовленности .

Говоря о выравнивании стартовых возможностей детей, идущих в первый класс, мы говорим об уровне готовности будущих первоклассников к систематическому обучению.

Специалисты, ученые включают в это понятие: физическую, личностную и интеллектуальную готовность.

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств.

Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения, самостоятельность, ответственность, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование). Овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог). Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности: конструирования, рисования, лепки, различных игр.

Все указанные компоненты формируются не за один год. Развитие ребенка дошкольного возраста – непрерывный процесс, который начинается с его рождения.

Может ли сам педагог провести диагностику готовности ребенка к школе, выделить факторы риска в развитии дошкольника и, определив их, составить индивидуальную программу его подготовки к школе? На эти вопросы можно дать положительный ответ.

Основная цель подобного обследования – выявление слабых и сильных звеньев в развитии, выделение тех детей, у которых наиболее вероятны трудности в процессе обучения чтению, письму, математике. При всех сложных случаях необходима дополнительная консультация специалистов: психоневролога, логопеда, дефектолога. Выявление факторов риска поможет определить необходимые коррекционные мероприятия, которые педагоги вместе с родителями должны провести за оставшееся до учебы время.

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

· состояние пространственного восприятия;

· состояние зрительного восприятия;

· состояние моторики и зрительно-моторных координаций.

· умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.

· наличие интуитивных дочисловых представлений;

· овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 10), представлениями об операциях сложения и вычитания;

· умение сравнивать два множества по числу элементов;

· развитие фонематического слуха и восприятия;

· сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

В анкетировании приняли участие 40 человек из 52. (Приложение 1)

Не совсем довольны

Удовлетворенность проведением занятий

На сколько вы довольны уровнем проведения занятий (математика)

По развитию речи

Психологическая подготовка к школе

Результативность
Результатом работы явились:
- положительные сдвиги в сформированности интеллектуальных способностей и умственной активности детей;
- увеличение объема памяти и внимания;
- умение рассуждать и доказывать.

Результаты диагностики:
Первая подгруппа 10 человек:
Высокий уровень – 100%
Вторая подгруппа 11 человек:
Средний уровень – 82% (9 человек),
Низкий уровень – 18% (2 человека).
Низкий уровень показали те дети, которые в течение года очень часто пропускали занятия кружка.

Перспектива.
В 2017- 2018 учебном году продолжу работу кружка, подкорректировав программу.
Выйду с предложением к руководству ДОУ о более эффективном усвоении программы кружка по предшкольной подготовке, если работа будет вестись не один, а два года.

Читайте также: