Почему любое транспортное средство является источником опасности обж кратко

Обновлено: 03.07.2024

За свою долгую историю транспортные средства прошли колоссальный путь развития. От первых примитивных лодок и повозок, от парусных кораблей, воздушных шаров и паровозов человечество пришло к современным автомобилям, электровозам, авиалайнерам и океанским судам. Современную цивилизацию невозможно представить без высокоскоростного и большегрузного транспорта. Но именно эти характеристики являются причиной многих опасных ситуаций, которые постоянно возникают вокруг нас. Транспортные средства в экстренной ситуации не могут остановиться сразу. Приближаясь к ним, пассажиры неизбежно оказываются в зоне риска, особенно в момент посадки-высадки. В случае аварии и поломки, несмотря на применение новых материалов, на транспорте нередко случаются пожары.

Дорожно-транспортное происшествие. Причины и последствия

Что такое дорожно-транспортное происшествие? Это событие на дороге с участием хотя бы одного автомобиля (или пассажирского транспорта), при котором пострадали люди или предметы (в том числе автомобили, грузы, сооружения).

Когда говорят о последствиях ДТП, то часто обращают внимание на причинённый материальный ущерб — стоимость разбитых предметов.

Но никогда нельзя забывать о главном — о ценности человеческой жизни.

Нарушение правил дорожного движения — главная причина ДТП

Сделаем вывод и запомним его

Причины многих ДТП кроются в нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств, пешеходами и пассажирами, то есть, как говорят, зависят от человеческого фактора. Около 7 % дорожно-транспортных происшествий в 2012 году случились по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. Негативное воздействие выпитого алкоголя сохраняется в течение суток и более. Водители, систематически слушающие музыку за рулём, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП из-за невнимательности.


Как возникает опасность наезда автомобиля на пешехода?

Как правило, это происходит из-за неправильной оценки пешеходом дорожной ситуации и ошибок, совершённых им во время перехода. Например, пешеход верно оценил расстояние до приближающегося к нему слева автомобиля как безопасное. По другой стороне дороги, справа от пешехода, движутся автомобили. Пешеход предполагает, что, когда он дойдёт до середины дороги, движущиеся справа автомобили уже проедут, и путь для него будет свободен

В расчёте на это пешеход преждевременно начинает движение и выходит на проезжую часть. Но автомобили, движущиеся справа, неожиданно замедляют ход (из-за сигнала светофора, по другим причинам), и путь для пешехода оказывается закрыт. Он останавливается на проезжей части дороги, чтобы принять новое решение. Водитель приближающегося слева автомобиля вынужден срочно тормозить, чтобы избежать наезда. Если ему не удастся быстро остановить автомобиль, столкновение с пешеходом становится неизбежным.

При движении пешехода по тротуару или по обочине дороги, при переходе через дорогу необходимо быть очень внимательным. Поэтому нельзя идти по дороге, вставив в уши наушники и слушая громкую музыку. Музыка отвлекает внимание пешехода. Он может не услышать шум и звуковой сигнал подъезжающего автомобиля, может случайно оказаться на пути транспортных средств, может не успеть вовремя среагировать на изменение дорожной ситуации.

Нельзя ехать по обочине дороги или по тротуару на роликовых коньках. У них сложная траектория движения, передвижение на роликах требует свободного пространства. Кататься на них можно только в специально отведённых для этого местах. То же самое относится и к скейтбордам.

Домашнее задание

1. Что такое дорожно-транспортное происшествие?

2. К каким тяжёлым последствиям приводят дорожно-транспортные происшествия?

3. Укажите причины ДТП с участием пешеходов.

Опасные игры на дорогах

Скейтбординг (скейтинг) — катание, а также исполнение различных трюков на скейтборде — специальной доске на колёсиках. Человека, занимающегося скейтбордингом, называют скейтбордистом или скейтером. Это зрелищные, захватывающие дух экстремальные спортивные игры, которые воспитывают характер, волю, смелость. Но, как любой спорт, он травмоопасен.

Если вы просто хотите научиться кататься на скейтборде, то под руководством тренера на овладение этим мастерством уйдет немало времени. Оно необходимо не только для того, чтобы научиться передвигаться на доске, но и группироваться и правильно падать, совершать прыжки и другие сложные движения. Всё это поможет избежать травм или уменьшить их. У каждого скейтера в экипировке обязательно должны быть шлем, наколенники, налокотники, специальные перчатки.

Ещё одна опасность скейтборда заключается в том, что скейтеры часто используют для своих игр шоссе, автомобильные трассы и дороги. В этом случае необходимо быть особенно внимательным к дорожной обстановке, к выполнению правил передвижения по автомагистралям даже в том случае, когда они не очень загружены. Невнимание к погоде (туман, дождь, плохая видимость) также может стать причиной непредвиденной ситуации.

Правило первое, обучение должно быть постепенным . Не нужно думать, что уже само стояние на джамперах обеспечивает возможность совершать разные трюки, показывать чудеса акробатики, разгоняться с большой скоростью и др. Постоянные тренировки с постепенным усложнением упражнений — условие успешного обучения.

Правило второе: хорошая физическая форма бокера (так называют участников движения на джамперах): крепкое, физически развитое тело, высокая выносливость.

Правило третье: дисциплина и, главное, самодисциплина — чёткое и беспрекословное соблюдение всех указаний тренера, умение оценивать сложившуюся обстановку и предвидеть результат своих действий. Правило четвёртое-. для начинающих обязательна специальная экипировка: наколенники, налокотники, наладонники и шлемы.

У ВМХ несколько направлений, от простых гонок но трассам до фристайла — сложнейших и часто очень опасных трюков. Катание на таких велосипедах требует обязательной защитной экипировки. прежде всего шлемов, а также огромной сноровки и мастерства и, разумеется, безупречного знания и неукоснительного соблюдения правил дорожного движения для велосипедистов.

Существует такое понятие как безопасность дорожного движения. Любое движущее транспортное средство является потенциально опасным для участников дорожного движения при несоблюдении правил безопасности.

Потому что тяжёлое и железное

потому что разобьёшь ся на нём (не дай БОГ) и хана нет автомобиля который безопасен на 100%

потому что их кто-та да опасается

Поточнее быть НАДО: -Источником ПОВЫШЕННОЙ опасности=)). Вспоминаю историю из своей жизни. Ехал на "Восходе" (мотоцикл) : Прямо напротив автобусной остановки мне под "колёса" бросается девушка. (((((((((( Тормоза "визжат",руль закладываю в сторону. Остановился. Диалог с ней: -Девушка. Мотоцикл-не МУЖИК. Он не е"""т, а . ДАВИТ. (((((((( Так за каким х"""ем ВЫ под него . ЛЕЗЕТЕ. )))))))))))

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой.

В результате действия опасностей, свеянных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы.

Интенсивность опасности – степень её напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожающего события, его количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определённый период времени и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события. 1

Так, аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран.

По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Таким образом, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.

Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах.

Общее количество ДТП, число погибших и раненых по Российской Федерации, Северо-Западному федеральному округу, г. С.-Петербургу за январь-июль 2004 г. составили:

Тяжесть послед. ДТП

± % к
АППГ

± % к
АППГ

± % к
АППГ

POCCИЙCKAЯ ФEДEPAЦИЯ

Северо-Западный округ

г. С.-Петербург

ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного Банка, около 500 миллиардов долларов в год.

Только на уход за пострадавшими, по данным ВОЗ, расходуется 425 миллиардов евро в год.

Таким образом, опасность использования транспортных средств обоснованно отнесена к повышенной.

Таким образом, для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само событие должно быть связано с этим транспортным средством и последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Внезапная смерть в транспортном средстве пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, т.к. это событие не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле.

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие ДТП.

Столкновение - вид ДТП, при котором движущиеся транспортные средства сталкиваются между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду ДТП относятся также столкновения движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся (из-за технической неисправности или перед светофором) или же столкновения железнодорожного подвижного состава с остановившимся на переезде автомобилем.

Опрокидывание - событие, при котором автомобиль опрокинулся сам без столкновения или наезда на препятствие. Чаще всего опрокидывание происходит из-за резкого маневрирования или торможения, выезда на скользкую дорогу или обочину, а также в случае, когда водитель не справляется с управлением.

Наезд на стоящее транспортное средство - это происшествие, при котором движущийся автомобиль совершает наезд на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - это ДТП, при котором транспортное средство наезжает на неподвижный объект (перила моста, столб, дерево, ограждение и т.п.).

Наезд на пешехода - это трагический вид ДТП, возникающего в случаях, когда транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущийся автомобиль либо перевозимый им груз, выступающий за пределы кузова (доски, бревна, трубы, плиты, металлоконструкции и т.п.).

Наезд на велосипедиста - это происшествие, которое возникает, когда автомобиль наехал на велосипедиста или сам велосипедист на­толкнулся на движущийся автомобиль.

Наезд на гужевой транспорт - ДТП, при котором транспортное средство наехало на упряжки животных или повозку, передвигаемую животными, а также если сами упряжные животные натолкнулись на движущийся автомобиль.

Наезд на животных - это вид ДТП, когда автомобиль наехал на диких или домашних животных, птиц или они ударились о лобовую часть автомобиля, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Прочие ДТП относятся к группе происшествий, которые не характеризуются признаками, относящимися к вышеперечисленным видал дорожно-транспортных происшествий. Прочие происшествия возникают, в частности, при падении перевозимого груза, повлекшем имущественный ущерб или телесные повреждения для других участников движения; при попадании какого-либо предмета (камня, щебня), отскочившего от колеса впереди движущегося автомобиля, на транспортное средство с причинением ему вреда; при наезде на лиц, не являющихся участниками движения (пешеходов, идущих по тротуару или стоящих на остановке в ожидании транспорта); при падении пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри салона в результате резкого изменения скорости, траектории движения.

Статистические данные свидетельствуют, что наиболее распространенные из всех ДТП - наезды на пешеходов и лобовые столкновения на встречной полосе движения, заканчивающиеся тяжелыми последствиями. При дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть факты, влекущие за собой не только гражданско-правовую, но и административную и уголовную ответственности.

Общепризнано, что безопасность движения на транспорте - одна из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более.

физиологическое и психологическое состояние человека,

инженерно-психологическая и профессиональная подготовка,

эргономика рабочего места,

морально-волевые качества работника,

медицинский и психологический отбор,

контроль функционального состояния во время работы,

медицинская и психологическая поддержка.

Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Массовость нарушений ПДД свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения на сегодняшний день малоэффективна. При этом опросы общественного мнения показывают, что общество не осознает той опасности, которая потенциально присуща дорожному движению. Участники движения и пешеходы надеются, что опасность, которая носит вероятностный характер, их не коснется. Если водитель часто нарушает правила движения, и при этом ничего опасного не происходит, он утрачивает способность адекватно реагировать на опасность. Аналогична и реакция пешеходов. Таким образом, ситуация усугубляется низкой степенью информированности граждан о состоянии безопасности дорожного движения.

Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.

Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.

Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.

Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 – 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения. Высота и состояние снежного покрова на дороге также создают опасность для транспорта. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 – 5 см вызывает необходимость снижения скорости движения автомобилей. При высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Основным способом защиты дорог от снежных заносов и борьбы с наледями является снегоочистка.

В авиации, сложную проблему безопасности жизнедеятельности представляет наземное обледенение самолётов, оказывающее влияние на лётно-тактические характеристики и способное вызвать авиационные происшествия. В целях обеспечения безопасности полётов, при образовании наземного обледенения любого вида, взлёт самолётов запрещается. Для защиты от наземного обледенения проводят распыление по поверхности самолёта противообледенительной жидкости, для удаления льда применяют тепловые обдувочные машины.

При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает.

Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно. Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза. Нарушается цветовосприятие предметов, они различаются не по цвету, а по яркости. Таким образом, ограничение видимости при движении в тёмное время суток требует соблюдения безопасного скоростного режима и использования других мероприятий по повышению безопасности движения.

Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий. Для снижения степени риска, при проектировании и реконструкции автомобильных дорого применяют следующие решения: увеличение числа полос, выделение дополнительных полос для медленно едущих автомобилей на подъемах, нанесение разметки, регламентирующей направление движения, выравнивание и выпрямление опасных участков, установка соответствующих дорожных знаков.

Пересечение транспортными магистралями сезонных и суточных путей миграции животных представляет опасность не только для самих животных, но и может вызвать транспортные аварии и катастрофы. Особенно опасны столкновения легковых автомобилей с крупными животными. Для предотвращения наезда на животных применяются живые густые изгороди из колючих кустарников или сетчатые ограждения.

Буралев Ю. В., Павлова Е. И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учеб. для вузов. – М.: Транспорт, 1999.

Человеческий фактор и безопасность // Евразия Вести. 2003. № 6.

1 Буралев Ю. В., Павлова Е. Н. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учеб. Для вузов. – М.: Транспорт, 1999 – с.17.

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде (табл. 3.7).
К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железно-дорожный, авиационный, водный (рис. 3.9).

Для того чтобы сократить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Таблица 3.7
Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте в России (1997 - 2005 гг.)

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005


Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс.

В России количество погибших в ДТП в 5 - 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения - 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания — 16,1%.

Доля происшествий в результате ДТП (2005 г.)
Наезды на пешеходов 41,3%
Столкновения транспортных средств 30,6%
Нарушение водителями правил дорожного движения 80,9%
Плохие дорожные условия 23,9%

ДТП - это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП — лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост числа ДТП, погибших и раненых, материальных потерь; риск оказаться в ДТП, получить травму или погибнуть имеет довольно высокую степень вероятности.

  • незнание или нарушение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
  • неисправность транспортного средства;
  • плохое состояние дороги;
  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • наезд на пешехода;
  • неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
  • неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Правила поведения
Если вы попали в аварию:

  • сохраняйте самообладание в любой ситуации;
  • пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
  • покиньте автомобиль только после полной его остановки;
  • после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;
  • определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;
  • покиньте автомобиль через двери, окна, люки;
  • отойдите на безопасное расстояние от места аварии;
  • вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;
  • при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;
  • сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;
  • если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

  • сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
  • пожар, взрыв, отравляющие газы;
  • декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения
Если в самолете возникла аварийная ситуация:

  • быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
  • оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

  • нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  • категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
  • запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противо-показания по здоровью;
  • запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий — места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.
Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м.
Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода — через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.

Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувьони защитят от ожогов и битого стекла.
Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.
Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

  • сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
  • пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
  • наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Правила поведения
Меры безопасности на железной дороге:

  • нельзя ходить по железнодорожному пути; во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
  • нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;
  • опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
  • нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок) — в случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними; нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
  • в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;
  • на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;
  • заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  • нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
  • нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;
  • запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом вагоне.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27 500 В. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии 2 м образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе Юм.

Пожары на железнодорожном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

  • неосторожное обращение пассажиров с огнем;
  • неисправность электрооборудования;

■ нарушение требований противопожарной безопасности.

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин, в течение 15 — 20 мин после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.
Поражающие факторы пожара в пассажирском поезде:

  • дым;
  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Если в вагоне возник пожар:

  • сообщите проводнику или начальнику состава;
  • до прибытия специалистов постарайтесь организовать тушение пожара с помощью огнетушителей;
  • в случае невозможности потушить огонь остановите поезд с помощью стоп-крана, предупредите всех о пожаре и незамедлительно покиньте вагон через двери, люки, окна или перейдите в соседний вагон;
  • нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке — в этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены;
  • если поезд приходится покидать во время движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Городской наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Правила поведения
Меры безопасности на городском наземном транспорте:

  • ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок - на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;
  • входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;
  • при движении не высовывайтесь из окон и люков;
  • нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, связанные со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

Если возникла чрезвычайная ситуация:

  • соблюдайте спокойствие, не паникуйте;
  • быстро покиньте транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойдите на безопасное расстояние;
  • выполняйте команды водителя;
  • в случае пожара незамедлительно сообщите об этом водителю, попытайтесь погасить огонь с помощью огнетушителя;
  • быстро покиньте горящее транспортное средство и отойдите на безопасное расстояние.

Метро - это большая, сложная, техническая система, чрезвычайные ситуации в которой связаны с травмами и гибелью людей.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице, это может случиться в результате неожиданной остановки эскалатора или падения тяжелого предмета. Внизу у места схода эскалатора быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

Правила поведения
На эскалаторе:

  • стойте с правой стороны лицом по направлению движения;
  • держитесь за поручень;
  • проходите с левой стороны;
  • не прислоняйтесь к неподвижным частям эскалатора;
  • не сидите на ступеньках;
  • не ставьте вещи на ступеньки и поручень;
  • не допускайте падения вещей на эскалатор.

Чрезвычайная ситуация может произойти на платформе: человек может упасть с платформы на железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами.

На платформе:

  • не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;
  • при падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи самостоятельно.

Если вы упали на рельсы:

  • не пытайтесь выбраться самостоятельно, позовите на помощь;
  • быстро передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы, - в этом месте машинист сделает остановку;
  • в случае приближения поезда нужно лечь между рельсами — глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Если в вагоне возник пожар или взрыв:

  • сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона;
  • незамедлительно приступите к тушению огня — в каждом вагоне есть огнетушители.

Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда:

Читайте также: