Кто ввел понятие школа

Обновлено: 02.07.2024

Со словами школа, лицей, гимназия в жизни каждого школьника и его родителей связано немало радостных и трогательных воспоминаний, значительная часть жизни каждого человека переплетается с учебой, а, значит, и со школой и т.д.

Откуда же произошли сами слова, обозначающие названия учебных заведений?

В школах Египта требовали знания более 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.

В школах учились только мальчики, для девочек обучение подразумевалось только дома.

В учебных заведениях с таким названием мальчики фехтовали, бились на кулаках, охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и математика.

Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских, – местами изучения творений античных авторов.

Начиная с 19-го века в гимназиях стали обучаться и девочки.

Первые попытки

В России


Известно о существовании школы в 1030 году в Новгороде, основанной Ярославом Мудрым. Школа носила не только обучающий характер, но и являлась настоящим центром культуры. Здесь осуществлялись иностранные переводы, переписывались рукописи. Ярослава Мудрого назвали таковым не ради красного словца: он был одним из первых князей, осознавшим необходимость династических браков и политических связей с западными странами. Высоко он ставил и культурный обмен, поэтому стремился окружить себя людьми, способными обогатить русскую культуру и открыть зарубежные клады интеллектуального содержания.

Не стоит думать, что обучаться должны были только мужчины. В 1086 году Анной Всеволодовной, сестрой Владимира Мономаха, было открыто первое женское училище, где девочек из привилегированных семей обучали чтению, письму и грамоте. Позже училища превращались в школы.


В начале XV века внедряются частные школы, в которых могли обучаться только мальчики богатых родителей. Их обучали письму, чтению, придворному этикету и зарубежной литературе. В учебных заведениях XV века изучались семь свободных направлений: грамматика, диалектика, риторика, церковное пение, землемерие, география и звёздознание. Конечно, качество обучения было таким же, как и состояние наук мрачные средневековые времена. Главным педагогическим средством были телесные наказания.

Ощутимый подъём уровня образования был замечен после образования и укрепления Московского государства. Для структурирования государственного аппарата управления и работы с челобитными требовались грамотные люди, способные понять первые законы, которые были изданы еще при Ярославе Мудром и дополнялись другими царями.

После Смутного времени образование стало одним из главных инструментов в борьбе за высокий статус в обществе. Грамотных и способных людей было мало, и их ценили. Для образования знати в XVII веке были открыты Киевско-Могилянская коллегия и Славяно-Греколатинская академия. К тому времени начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ. Они позволяли получить светское и богословское образование. Оно не носило сословного характера, и все же поступить в эти заведения холоп, например, не мог, как и свободный бедняк.

В мире


Существует мнение, что история создания первых школ также связана и с Древним Египтом. Традиция образования на территории Египта формировалась в течение нескольких лет. Право на обучение имели лишь только благородные юноши, а именно дети представителей высших сословий: фараонов, жрецов и чиновников. Свои информационные заметки дети делали на папирусе. При поступлении и окончании школы ученики сдавали экзамены, как и в наше время. Дети проходили посвящение в школьники и обучались при храмах. Поэтому до нас дошло множество свидетельств, позволяющих оценить изобильную культуру Древнего Египта.


От Древнего Египта и Междуречья идея образования переходит и в Древнюю Грецию. Учёные считают, что в V веке до нашей эры среди свободных греков не было неграмотных людей. Обучение детей переходило из домашних условий в школы и университеты. Самая первая школа в Древней Греции была создана величайшим и всемирно известным философом Пифагором. В честь него школа была названа Пифагорской. Он много путешествовал и на протяжении всей своей жизни тянулся к знаниям. Пифагор обучался в одном из Египетских храмов и был очень прилежным учеником. Все полученные знания в Древнем Египте он вложил в реализацию Греческого образования.

В Древней Греции занятия в школах проходили не так, как это принято у нас. Ученики во время уроков свободно гуляли по саду или же стояли, окружив своего учителя. На природе было проще объяснить то, что можно сразу и показать, на прибегая к занудным лекциям.

Первые школы

В Российской империи


В России образование претерпело масштабные изменения и породило школу, как храм знаний, с приходом Петра I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов жизни населения. Известно, что сам царь много учился за границей, притворяясь простым человеком, чтобы его статус не мешал учителям. Он был очен любознательным и интеллектуально развитым человеком, который хотел догнать и перегнать Европу по уровню образования и научных достижений. Вот что он сделал:

  1. В 1700-1701 открывается школа математических и навигационных наук. Она обеспечила настоящий прорыв в образовании и стала первым учебным заведением в Москве и Европе. В заведении обучались от 200 до 500 учеников. Обучение происходило за счёт государства. Преподавали иностранные учителя, основываясь на знаниях арифметики, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, навигации, географии и астрономии. По типу данной школы математических и навигационных наук впоследствии были созданы инженерная и артиллерийская школы.
  2. 1714 год – создание цифирных школ. В конце правления царя по России насчитывается около 42 таких школ.
  3. Дети привилегированных членов общества, бояр и чиновников, должны были принудительно отправляться заграницу, чтобы освоить новые знания и адаптировать их на русской земле. Те, кто этого не делал, не могли построить карьеру и надеяться на снисхождение.

Особенностью обучения был тот факт, что учение шло на русском языке и по русских учебникам, хотя они были далеко не идеальны. Сначала изучали азбуку, затем часослов, псалтырь, чтение гражданской печати. Такое обучение не было интересным и не имело разнообразия, главное целью было заучивание учебников наизусть. Телесные наказания играли главную роль в обеспечении успеваемости ученика.

В 1802 году Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. Однако по-настоящему повсеместным, общеобязательным и доступным образование стало лишь в Советском Союзе, а не в Российской империи.

В СССР


Структура советской школы сталинского времени напоминала дореволюционную гимназию: сохранились такие обязательные атрибуты школы, как деление на классы, обязательное ношение формы, экзамены в конце года. Только вот деления на женские и мужские школы больше не существовало. Это было совсем не практично, так как во многих отдаленных уголках страны детишек едва набиралось на целый класс, а учителей было всего двое-трое.


Интересно, что День знаний 1 сентября был выбран не случайно: именно эта дата связана с окончанием уборки полей и сбора урожая. Летом дети должны были помогать взрослым на огороде, а осень, зима и весна были относительно свободными. Этот день был окончательно установлен в 1930 году в СССР. А в других странах сезонность иная:

В Индии, Японии и почему-то Норвегии школьники садятся за парты в апреле, в Сингапуре – в январе, в Таиланде и на Филиппинах – плавающие даты в апреле-мае.

В мире


Первые школы в мире были созданы значительно раньше. Например, в Древнем Египте занятия проходили в храме бога Амона Ра. Учитель в набедренной повязке и с внушительной плетью сидел и диктовал урок под запись. Сначала ученики писали на глиняных табличках, а уж потом на папирусе. Дети начинали учиться с 12 лет. Получали образование только мальчики. Каждое занятие начиналось с красноречивого поучения:

Древние греки делали акцент на зубрежке. Занятия начинались с того, что дети изучали отрывок из поэтического текста. Педагог следил не только за их успехами (с помощью порки, разумеется, он увеличивал успеваемость), но за поведением на улице. Он же провожал их домой и втолковывал основы жизни. На уроках запрещалось говорить без разрешения и сидеть, закинув ногу на ногу. При виде старшего нужно было вставать. Помимо письма и чтения, в обязательной программе фигурировали грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. С 12 лет дети много занимались гимнастикой. Видимо, поэтому все мужские статуи той поры такие симпатичные.


В Средневековье дела со школой обстояли куда хуже. Бедняки не имели права на образование, да и нужды в нем не было. Они были обречены на низкий социальный статус, потому что высокие навыки и знания у них отсутствовали. Дети богачей учились дома, а потом отправлялись в монастырские школы, впоследствии старшие университетами, известными на весь мир (например, Сорбонна). Полный курс образования длился 12-13 лет.

На первой ступени (тривиум) изучали грамматику, риторику и логику, и если учащийся обучался успешно, то переходил на следующий уровень (квадривиум), где изучал арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Сейчас у каждой страны есть своя система образования, которая отличается от того, что знаем мы. Например, в Финляндии почти нет экзаменов, а в Америке школа не требует от ребенка знания и половины тех сведений, которыми нас одаривают отечественные педагоги. В некоторых странах дети могут выбирать предметы и формировать свою программу. Поэтому весь мир в рамках одной статьи охватить сложно: в каждой стране сформировалась своя уникальная история возникновения школы.

Развитие школ

Чтобы не писать книгу в статье и не утомлять читателя всем мировым опытом развития школ, мы ограничимся историей отечественного среднего образования. Итак, новая советская система образования выделяет несколько этапов:

синонимы к слову школа

Занятия в школе прошлого времени мало чем отличались от современных уроков. Естественно, временная разница внесла свои коррективы, но принцип до боли похож на привычный нам: такие же непослушные ученики, строгие учителя и надоевшие уроки.

Школа древнего времени

значение слова школа

Шумеры: высокообразованная нация

Школа в Египте

Очень тяжело приходилось школьникам Египта, ведь учебный процесс был сложным: требовалось знать более 700 иероглифов, написание которых требовало большой аккуратности.
Непременным предметом обучения была треххвостая плеть, лежавшая у ног преподавателя. Ученики каждый школьный день начинали с заучивания стихов, повторяя большие отрывки вслух за учителем, и в конце дня уже могли их свободно рассказать.

история слова школа

Как учились древние греки

этимология слова школа

В счете наглядными пособиями служили камешки и специальная доска с отмеченными на ней разрядами чисел: единицами, десятками, сотнями.

Письмом сначала занимались на досточке из дерева, покрытой воском, а позже - на папирусе. Предшественником современной ручки был стиль – специальная металлическая или костяная палочка, заточенная с одного конца.

Особенное внимание уделялось музыке, являвшейся неотъемлемой составляющей жизни греков. Каждый мальчик учился петь и играть на флейте или кифаре.

Также ученики усердно занимались гимнастикой, придающей телу стройность, гибкость – Греции нужна была здоровая нация.

В школе занятия заканчивали к 16 годам. Дети состоятельных родителей еще в течение 2 последующих лет могли продолжить образование.

1 сентября – День Знаний

корень слова школа

происхождение слова школа

  • учебное заведение (начальная и средняя, высшая школа);
  • специализированное учебное заведение (музыкальная, детская спортивная школа);
  • образовательная система в целом;
  • выучка, обрастание опытом (филологическая школа, школа жизни);
  • общественно–политическое, научное и художественное направление (Московская лингвистическая школа, школа современного искусства);
  • питомник для выращивания растений.

Школа: корень и однокоренные слова

История некоторых слов

Портфель. Имеет французские корни и состоит из двух частей: "порт" ("носить") и "фель" ("лист бумаги").

откуда пришло слово школа

Школу в современном понимании придумал чешский просветитель Ян Коменский в 17 веке. Именно он придумал систему, где ученики сортируются по возрасту и классам, а учеба делится по дисциплинам. Он ввел понятие "урок", "оценка", доказал, что детей нужно учить с 6-7-летнего возраста. С этого времени детей стали принимать в школу 1 сентября, а летом дети отдыхали от учебы. Эти основы так и остались неизменными, несмотря на множество реформ и преобразований.

ДРУГИЕ ОТВЕТЫ (7)

Платон и Аристотель считаются первыми, кто придумали школу. Хотя учебные заведения, которые являлись аналогами школы, существовали и раньше, например, в Древнем Египте. А вот римская система образования была более похожа на современную.

Нельзя наверняка сказать, кто придумал школу, но можно сказать, что потребность в грамотных и образованных людях была всегда. Первые упоминания об учебных заведениях появились в таких странах как:

  • Древний Египет
  • Древняя Греция
  • Древний Рим
  • Вавилон

Первым Учителем который организовал обучение был Философ Платон , срок обучения был 4 года, и данное учебное заведение называлось Академией, позже школу создал Аристотель она называлась Лицей.

Учебные заведения существуют еще с Древнего Мира с таких цивилизациях как Египет, Вавилон, Греция, Рим и т.д. Самые первые появились в Египте в 3000 до н.э., но имя создателей история не сохранила. Изначально школы были доступны только самым знатным и богатым людям, также методы обучения были совсем другие. Учеников не разделяли по возрасту и классу, люди всех возрастов учились вместе. Один учитель мог преподавать намного больше предметов чем сегодня, также их количество было значительно меньше. Затем образовательная система постепенно развивалась,
количество предметов увеличивалось. Особый вклад внес чешский просветитель Ян Коменский в 17 веке. Именно этот чешский педагог изобрёл простую и эффективную классно-урочную систему, где группа учеников одного возраста изучает один предмет с общей для всех программой, тратя на изучение одной темы 45 минут.

Школы, в принципе, были всегда. Просто они постепенно развивались. Обучением детей с древних времен занимались старшие. Они обучали детей тому, что пригодится в жизни. Потом количество предметов стало увеличиваться. Только в последние пару веков есть стандарты для каждой страны.

Платон и Аристотель считаются первыми, кто придумали школу. Хотя учебные заведения, которые являлись аналогами школы, существовали и раньше, например, в Древнем Египте. А вот римская система образования была более похожа на современную.

Вероятнее всего обучать молодежь начали очень давно ,по раскопкам геологов, картинки на стенах, которые похожи на учебный класс, встречаются в Египте, Китае, во многих странах. Первые школы возможно появились в Греции ,так как большинство философов греки. Вот они и были первыми учителями.

Читайте также: