Почему литература оказывала огромное влияние на духовную жизнь русского общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Потому, что Россия - со времени изобретения печатного станка, была самой читающей нацией. Причиной этому было большое количество древесины, что позволяло её использовать для книгопечатных нужд. А некоторые помещики, развивая собственные мануфактуры, прививали населению культуру чтения чтобы с ростом увеличивать свои доходы. Преобладание чтения в России сообразно чисто техническим причинам. Именно читаемость книг и привела к подобному влиянию.

Несмотря на резко отрицательное отношение к самодержавным порядкам, русская литература была пронизана патриотическими мотивами.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России. (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся)

1. В чём состояли важнейшие особенности развития художественной культуры России в первой половине XIX в.?
  • несколько стилей и направлений относительно быстро сменяли друг друга, одни и те же писатели и поэты творили в нескольких из них;
  • некоторые из этих стилей и направлений существовали одновременно;
  • большое влияние на искусство оказали Наполеоновские войны и образ Наполеона, причём и в качестве образа врага, и в качестве образа великого человека и героя;
  • культура оставалась в основном дворянской.
2. Приведите примеры произведений литературы, написанных в стиле сентиментализма, романтизма и реализма.
3. Перечислите произведения А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, написанные специально для театра.
4. Что принципиально нового произошло в развитии музыкального искусства?

Под влиянием Наполеоновских войн самой популярной стала героическая опера на исторические темы (порой на сюжеты популярных тогда же исторических романов). Также начиная с произведений Михаила Глинки стали развиваться народная музыкальная драма и опера-сказка.

5. Назовите известные здания, возведённые в стиле классицизма в первой половине ХIХ в. Каковы основные черты этого стиля?

Для классицизма характерны прямые линии, отсутствие мелких вычурных деталей, использование портиков и колоннад и общее подражание античной архитектуре. Непосредственно для ампира (позднего классицизма) характерны помпезность, большие несоразмерные человеку и немного громозкие формы, в определённой степени даже гигантизм. В этом стиле возведена большая часть исторического центра Санкт-Петербурга. Характерный пример – ансамбль Дворцовой площади и Исакиевский собор.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение романтизма в художественной культуре? Почему вскоре ею сменил реализм?
1. Чем было вызвано, на ваш взгляд, появление и быстрое распространение романтизма в художественной культуре? Почему вскоре ею сменил реализм?

Романтизм появился, начиная с Франции, а потом распространился по Европе под влияние Великой французской революции и Наполеоновских войн. Это было время сильных личностей, творивших историю, великих политиков и полководцев, которые вели за собой народ или войска. Романтизм как раз показывает сильную личность во взаимодействии с толпой, обычно в борьбе с этой толпой.

Однако накал того времени оказался слишком силён, люди устали от эпохальных событий и великих людей. Они увидели, что вниманием оказался обделён маленький человек со своими радостями, горестями и проблемами. А ведь в основном мир состоит из маленьких людей, а не из великих.

Романтизм оставил глубокий след в мировой культуре, но вызвавшие его к жизни переживания оказались слишком сильными, чтобы это направление долго могло оставаться на пике популярности.

2. Почему литература оказывала огромное влияние на духовную жизнь русского общества?

Литература (включая и драматические произведения) в то время легче всего могла донести до своей аудитории своди идеи. У музыки, живописи и архитектуры свой особый язык, его понимают только ценители. Литература же изъясняется тем же языком, что и люди между собой, потому переданное её средствами понимается лучше всего. Она смыкается с публицистикой. Кроме того, нельзя забывать про драматические произведения – в отсутствие телевидения и кино театр был одним из главных видов досуга высшего света.

В начале столетия культура продолжала оставаться дворянской. Из этого сословия происходили и писатели, и большая часть читателей. Но постепенно в число читающей публики стали проникать другие слои населения – разночинцы и те же купцы. Потому их жизнь стала всё чаще попадать на страницы художественных произведений.

Михаил Николаевич Загоскин родился в 1789 году в семье пензенского помещика. Его отец Николай Михайлович был книголюбом и собрал обширную библиотеку. Уже 11 лет Михаил сочинил свои первые трагедию и повесть. Однако несмотря на начитанность, отец семейства понимал, что в России главное для карьерного успеха не знания, а связи.

Потому будущий писатель получил только домашнее образование (из-за чего всю жизнь писал не очень грамотно, и часть его ошибок из рукописей переходило даже в печатные тиражи), а в возрасте 14 лет уже поступил на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова по протекции своего двоюродного дяди пензенского губернатора, потом много раз переходил из одного ведомства в другое.

Во время Отечественной войны 1812 года Загоскин вступил в ополчение, участвовал во многих боях. 6 октября при взятии Полоцка ранен в ногу и получил за храбрость орден Св. Анны IV степени. Излечившись, прошёл с ополчением до Данцига, после чего оно было распущено.

В этом же начавшем его литературную деятельность 1816 году Загоскин женился на Анне Дмитриевне урожденной Васильцовской, хотя родственники с обеих сторон были против.

В 1820 году писатель переехал в Москву. Там он также служил мелким чиновником при театральном ведомстве. Жил в доме своего богатого тестя, который был изначально против брака, потому откровенно невзлюбил зятя. По воспоминаниям друзей пользуясь такими настроениями барина, даже прислуга откровенно не уважала Загоскина. Учитывая всё это, мотивы переезда понять сложно.

В 1837 году Михаил Николаевич Загоскин дослужился действительного статского советника, что соответствует высокому IV классу Табели о рангах. Кроме того, за жизнь он за литературную деятельность пять раз награждался высокими орденами разных степеней.

5. Используя дополнительную литературу и Интернет, узнайте, какие постановки шли в музыкальных театрах в первой половине XIX в.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России.

Повторяем и делаем выводы: итоги главы 2
1. Назовите последствия выступления декабристов. Выскажите своё отношение к событию, произошедшему 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге.
  • заговорщики понесли суровое наказание, пятеро из них было повешено, остальные – сосланы в Сибирь;
  • жёны многих из них отправились за мужьями и также были наказаны ограничением в правах их и их детей, которые могли бы быть рождены после начала ссылки;
  • участвовавшие в бунте солдаты также были наказаны, хотя они даже не понимали, что это бунт – некоторых были до полусмерти (а может и до смерти – сведений не осталось), хотя большинство просто отправили на Кавказскую войну (туда отправляли многих солдат вообще без вины и не в качестве наказания);
  • Николай I окончательно уверился в пагубности либерального пути развития страны (раз его сторонники с самого начала жаждали кровавого переворота), хотя и до этого был консерватором, потому именно в правление этого императора Россия отстала от Западной Европы, почти не проводя модернизации.

А ведь во многом из-за этого бунта декабристов Николай I уверился в правильности своего консервативного курса. Он увидел в России призрак Великой французской революции. Так что отчасти и из-за декабристов с их неумелым восстанием Россия практически не проводила модернизацию и за время правления Николая I столь сильно отстала от западноевропейских стран.

2. Каковы были особенности управления территориями Польши, Финляндии, Прибалтики, украинскими и белорусскими землями в рамках Российской империи во второй четверти XIX в.?

В составе Российской империи существовало Царство Польское. Его автономия после восстания 1830-1831 года была урезана, однако там всё ещё сохранялось особое законодательство. Царство управлялось наместником, но большая часть её администрации составляли местные уроженцы.

Великое княжество Финляндское также имело собственное законодательство, посты в местной администрации занимали местные уроженцы или прибалтийские немцы. Однако, несмотря на то, что княжество не поднимало восстания, его автономию постепенно урезали по сравнению со временами Александра I. В частности, сейм собирался нерегулярно и довольно редко.

Прибалтийские земли административно были частью Российской империи, однако там по иному по сравнению с остальной империи было отменено крепостное право – крестьян ещё при Александре I отпустили на свободу, но без земли, потому им приходилось арендовать участки или наниматься на работу.

Белорусские и украинские земли административно не выделялись в составе империи. Местных крестьян активно убеждали, что они русские под властью католических дворян. Там проводилась широкомасштабная программа русификации. В частности принимались меры по подчинению местной униатской церкви русской православной, а потом и ликвидации первой.

3. Что такое Восточный вопрос? Какую роль он играл во внешней политике России?

Османская империя заметно слабела. Её называли больным человеком Европы. При этом она обладала богатыми землями. Потому европейские державы соперничали за то, чтобы присоединить турецкие территории. При этом у каждой из стран был район особого интереса, для России – выход из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы.

Однако ведущие державы так сильно соперничали друг с другом, что мешали друг другу разделить Османскую империю из опасения, что одна из них слишком усилиться в результате этого раздела. Претензии европейских стран и соперничество между ними из-за турецких земель так и называли Восточным вопросом.

Однако соперничество европейских держав в рамках Восточного вопроса давало о себе знать: по Лондонской конвенции 1841 года между Россией, Великобританией, Францией, Австрией и Пруссией (подписанной после того как в новой войне против Египта 1839-1841 года все эти страны поддержали Османскую империю) Босфор и Дарданеллы закрывались для военных судов всех стран, включая русские.

Начиная Крымскую войну, Россия рассчитывала окончательно решить Восточный вопрос в свою пользу, но именно эта война стала крахом всего правления Николая I.

4. Расскажите о главных этапах и ходе Крымской войны. Каковы были результаты войны для Российской империи?

Первый этап 1853-1854 годов – это противостояние исключительно Российской и Османской империй. Он характеризовался успешными действиями русских армии и флота. Наиболее значительной победы стала Синопская битва 18 ноября 1853 года.

На втором этапе, который продолжался с 1854 года до конца войны в 1856, Османскую империю против Российской поддержали Великобритания, Французская империя и Сардинское королевство при дружественном нейтралитете Австрийской империи, Прусского и Шведского королевств.

Бои развернулись на многих театрах от северных морей до Дальнего Востока, но основные сражение происходили в Крыму. Россия не могла выдержать натиска промышленный развитых к тому времени стран. После того, как долгая и упорная оборона Севастополя закончилась его потерей, начались мирные переговоры.

5. Как развивалась система образования в России в первой половине XIX в.? Перечислите главные типы учебных заведений.

При Николае I в России в целом сохранялась система образования, созданная в начале правления Александра I. Образование начиналось с приходских и уездных училищ или с домашних учителей в случае состоятельных родителей и продолжалось в гимназиях.

Большинство заканчивало его на первой или второй стадии, но могли и продолжить в различных ВУЗах, среди которых крупнейшими были университеты. Новшества Николая I заключались в большем надзоре за образовательными учреждениями, особенно университетами; автономия последних была значительно урезана.

6. Перечислите стили, свойственные художественной культуре первой половины XIX в. Назовите характерные особенности каждого из стилей.

В художественной культуре этого периода не было стилей, а существовали лишь направления.

Ампир или поздний классицизм. Был не стилем, а направлением, потому что распространялся только на архитектуру. Здания в этом стиле напоминали храмы позднего эллинизма и Римской империи с портиками и колоннами, для них также были характерны крупные формы с тенденцией к гигантизму.

Сентиментализм. Был не стилем, а направлением, потому что распространялся только на литературу. Для него был характерен особый акцент на чувственность, переживания героев. При этом эти переживания и чувства обычно были возвышенными, идеальными.

Романтизм. Был не стилем, а направлением, потому что не распространялся на архитектуру. Для него характерно внимание к сильным личностям и восхищение ими. Эти личности часто противостоят толпе и в итоге терпят поражение, но от этого становятся ещё более величественными.

Реализм. Был не стилем, а направлением, потому что не распространялся на архитектуру. Для него характерна попытка показать действительность без прикрас, со всей неприглядностью, часто с оттенком критики существующих порядков и нравов.

Роль литературы в духовной жизни российского общества

Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «. литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном.

Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции.

Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в.

Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами.

На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

Влияние православия, праведничества, христианского миропонимания на формирование духовности. Особенности художественного мировосприятия Лескова, его вклад в русскую литературу и влияние его мировоззренческих взглядов на современное российское общество.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.03.2018
Размер файла 20,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета,

кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

Влияние русской литературы на формирование духовности россиян

Р.Х. Хайдарова, ст. преподаватель,

Л.З. Самигуллина, ст. преподаватель

В статье рассматриваются вопросы формирования духовности российского народа, отмечается особое влияние на нее таких факторов, как православие, праведничество, христианское миропонимание, и других общечеловеческих ценностей. Именно с христианством Н.С. Лесков связывал духовную жизнь человека, народную этику, национальное сознание, самосознание, характер. В философии писателя именно человек вне зависимости от его происхождения и социального статуса, цельная личность со своими нравственными устоями является единственной непреходящей ценностью. Среди гнетущего бескультурья, отсталости и нищеты автору удалось рассмотреть выдающуюся одаренность и высокое призвание простого российского народа. Жизнь по законам любви и добра, помощь нуждающимся - основные постулаты философской концепции писателя. Авторы статьи исследуют особенности художественного мировосприятия Лескова, отмечают его вклад в русскую литературу и влияние мировоззренческих взглядов писателя на современное российское общество. Пронзительный реализм Лескова, его осведомленность о жизни и быте родного народа вместе с умением раскрыть величие и трагические судьбы национальных самородков - всё это ставит автора в ряд выдающихся русских писателей, делает его творчество ярким и значимым для всех эпох.

Ключевые слова: духовность, Лесков, праведники, православие, русский национальный характер, русская духовная культура, нравственные поиски, национальная святыня, религия как первоисток духовности, нравственные заповеди

лесков духовность художественный литература

Проблема духовности народа представляет собой большой интерес для современной науки. Вопросы русской духовности рассматривались в работах известных философов и культурологов, таких как Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, В.Р. Мединский, В.С. Соловьев, отмечавших, что на формирование русского человека испокон веков оказывали влияние такие духовные факторы, как язычество, православие, русская литература, социалистическая и коммунистическая идеологии, русская и зарубежная философия и т. п.

Исследователи утверждают, что еще со времен А.С. Пушкина русские писатели-реалисты считали личность не только продуктом социальных обстоятельств определенного времени, но и отмечали влияние на нее многовекового исторического развития Российского государства, а также традиционного почитания ею национальных святынь, которые воздействовали на формирование ее внутреннего самосознания несомненно больше, чем окружающая общественная среда.

С точки зрения обычного человека праведники - это чудаки, они борются со строем, порождающим угнетенных и оскорбленных. Судьба их трагична, но сила духа неколебима: они готовы к жертвам.

Пробудившаяся личность в произведениях Лескова вступает в непримиримый конфликт с деспотическим строем. Эта личность живет не в дворянских просвещенных усадьбах и не только в среде разночинцев - демократов или мыслящей интеллигенции - она в самой гуще народа.

Выросший на почве своего времени, Лесков вместе с тем воспринял богатое историческое наследие русской духовной культуры. Зная великое множество сказаний, притч, легенд, былин, песен и анекдотов, он изображал жизнь, слитую воедино с народнопоэтическим миросозерцанием.

Со святынею, иконой, хранимою в этой артели, связаны основные происшествия, переданные в живом повествовании старовера - артельщика Марка Александровича. Похищение иконы и обретение ее составляют внешний сюжет произведения. Глубинный же смысл его возникает из самого описания характеров и обстоятельств.

Трогательные образы безгневного старца Павмы и отрока Леонтия, совестливого и добродетельного мужа, удивительного художника-изографа Севастьяна и других создают целую галерею тружеников и молитвенников, мастеров-умельцев. Все они одухотворены верою Христовой, ощущением себя с Богом.

Скрытая символика рассказа, повествующего о чудном воссоединении раскольников-староверов с православной церковью, очевидна: к этому приводит словно направляющий действия артельщиков ангел (изображенный на иконе архангел Михаил, покровитель Киева, где, по всей видимости, и происходит действие).

Вопросы духовности волновали лучшие умы российского общества на всех этапах его развития. В поисках духовной нравственности в современную эпоху оно зачастую обращается к своим первоосновам, которые Н.С. Лесков видел в духовной силе русского человека как в единственном средстве против безверия, лени, распущенности и других пороков. Писателю удалось разглядеть в нищем многострадальном народе те светлые стороны русской жизни, которые свидетельствуют о величии русского народного духа и дают современному читателю надежду на духовное возрождение российского общества.

2. Макаров Д.В. Идея преображения в русской духовной культуре // автореф. дисс. … д-ра культурологии. М., 2009. С. 6.

Подобные документы

Христианство – главный мотив русской духовной культуры. Аспекты христианского мировоззрения Н.С. Лескова, причины отображения христианских заповедей в творчестве писателя. Тесная связь русской классической литературы с православным христианством.

дипломная работа [149,1 K], добавлен 04.04.2015

Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру. Чуткая метафора Достоевского. Спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Проблемы, увиденные Достоевским в России. Общечеловеческие ценности. Драматический жанр романа.

доклад [5,5 K], добавлен 29.12.2006

Поэтика Н.С. Лескова (специфика стиля и объединения рассказов). Переводы и литературно-критические публикации о Н.С. Лескове в англоязычном литературоведении. Рецепция русской литературы на материале рассказа Н.С. Лескова "Левша" в англоязычной критике.

дипломная работа [83,1 K], добавлен 21.06.2010

Вклад в развитие русской литературы первого поэта России Константина Батюшкова. Биография поэта, трагичность его судьбы. Размышления на религиозные и философские темы, противостояние поэта и реального мира проникнутой тоскливой безнадежностью поэзии.

презентация [242,5 K], добавлен 11.12.2012

Особенности восприятия русской действительности второй половины XIX века в литературном творчестве Н.С. Лескова. Образ рассказчика лесковских произведений - образ самобытной русской души. Общая характеристика авторской манеры сказания Лескова в его прозе.

Читайте также: