Этапы реализации экологического проекта в школе

Обновлено: 02.07.2024


Экологический проект "Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей направлен на распространение осведомлённости школьников 1-9 классов школы о глобальных экологических проблемах и состоянии окружающей среды на примере родного посёлка.

В данном экологическом проекте в школе "Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей" учащиеся организовывают реализацию этапов социального проекта на протяжении 2016-2017 года.


В рамках социального проекта привлекли учащихся школы и жителей посёлка к участию в ряде экологических мероприятий, направленных на благоустройство родного края и осведомлённость старшего и младшего поколения об ответственности за будущее последующих поколений.

Авторы экологического проекта в школе "Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей" надеются, что своим примером смогут выразить необходимость осознания моральной ответственности за судьбу родной земли и формирования экологической культуры молодого поколения.

Содержание

Введение
Методика проведения работы
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение

Природа - это чудо. Человек - её частица.


Человек тесно связан с природой, но он не является властелином природы. Бездумно-варварское отношение человека к природе вызывает тяжёлый экономический кризис. По этой причине человек столкнулся сегодня с проблемой выживания самого себя.

Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия - дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные, всюду кучи мусора… Катастрофически сокращаются, засоряются леса. Концентрация токсичных веществ, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы.

Расход пресной воды таков, что человечество уже в скором будущем может исчерпать все её запасы. Из-за неразумного хищнического отношения к природе человечество не понимает, что разрушает свой дом - планету Земля.

Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М.М. Пришвину.

Мы забываем о том, что навредив окружающей среде, мы приносим вред своему же здоровью, поэтому нужно задумываться о последствиях. Это относится и к нашему поселку. Наш поселок славен живописными уголками природы.

Озеро "Безуйное" на въезде в поселок, озеро на краю поселка, смешанные леса, сады придают местности особую красоту. С этим может согласиться каждый, кто хоть раз здесь побывал. Но экологическая ситуация, сложившаяся в нашем поселке, заставляет задуматься и вызывает необходимость проводить и пропагандировать природоохранную работу, как среди нас, учащихся школы, так и за её пределами.

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб. Это налагает особую ответственность за её сохранность на каждого из нас. Своим небезучастным, бережным отношением к нашему зелёному другу- лесам, каждый из нас, даже сохранив один зелёный кустик, деревце, цветок, внесёт свой вклад, маленький, но столь важный и нужный, в сохранение природы.

В связи с данной проблемой мною поставлены цели:

  1. Прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности, происходящие в ней.
  2. Понять, как влияет наша цивилизация на окружающую нас природу.
  3. Изучить основные экологические проблемы поселка Вишневый.
  4. Определиться, что каждый из нас сможет внести достаточный вклад в дело защиты и охраны окружающей природной среды.
  5. Воспитать активных защитников природной среды.

Задачи:

  • Расширить знания о природе; воспитывать гуманное, бережное отношение ко всему живому, умение оказывать помощь природе.
  • Помочь учащимся и населению поселка осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.
  • Организовать работу по изучению экологической ситуации поселка.
  • Вести разъяснительную работу среди населения по природоохранной деятельности.
  • Привлечь жителей поселка Вишневый к проведению экологических мероприятий.

Сроки реализации проекта: 2016– 17 учебный год.

Участники проекта: учащиеся 1-9 классов под руководством учителя биологии; педколлектив школы; жители поселка.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – подготовительный;
  • 2 этап – практический (проектно-исследовательский);
  • 3 этап – обобщающий;
  • 4 этап – информационно – просветительский.

В школе созданы творческие и проблемные группы в соответствии с направлениями и задачами проекта. Перед каждой группой поставлены задачи по реализации проекта. Обобщение экологического просвещения и распространение природоохранных идей нашей школы включает в себя: накопление материалов (фото-, видео-, печатных ) по вопросам экологического просвещения; оформление проектных, исследовательских, творческих работ.

Сегодня вопрос о сохранении природных богатств стоит на столько остро, что стоит задуматься, какую планету мы оставим последующим поколениям. Поэтому очень важно привлекать школьников к участию в различных мероприятиях, посвященных экологическим проблемам. Проект является одним из средств, с помощью которого, у учащихся формируется представление о том, что именно негативно влияет на окружающую среду и как можно предотвратить ее дальнейшее загрязнение.

Проект по экологическому воспитанию


Прежде всего учащимся следует знать, какова экологическая ситуация сегодня — она представляет угрозу не только для здоровья человека, но и ставит под вопрос дальнейшее существование жизни на Земле. Развитие цивилизации и научно-технического прогресса, не смотря на ту пользу, которую они принесли человечеству, имеют отрицательные стороны, которые, едва ли не перевешивают все достижения. Здесь имеют место быть не только выбросы в водное и воздушное пространство вредных веществ и продуктов жизнедеятельности, но и вырубка лесов, а так же, уничтожение флоры и фауны. В средних классах у учащихся уже накоплены определенные знания о природе и законах ее развития. Закрепить и углубить эти знания призвано экологическое воспитание школьников, основные концепции которого входят в школьную программу. Она предполагает формирование зрелой личности, которая не будет оказывать пагубного влияния на природу, чувства ответственности, просвещение в области экологической культуры, развитие экологического мышления и всего, что идет на благо человеку, природе и их взаимосвязи.

Новый государственный общеобразовательный стандарт предполагает переход к новой конструкции экологического воспитания — целенаправленное развитие личности путем не только познавательных, но и коммуникативных действий, как средствам реализации культурной и развивающей направленности. Учащиеся приобретают мировоззренческую основу в ходе практического применения своих знаний, в результате чего возникает ответственность за сохранность природы, ее ресурсов и здоровье людей.

Цель экологического проекта

Как и любое направление в воспитательной и образовательной работе, данный проект имеет свои цели, которые заключаются в следующем:

  1. Расширение знаний в области экологических законов.
  2. Воспитание патриотизма.
  3. Формирование негативного оценки к безответственному отношению к окружающей среде.
  4. Побуждение к участию в мероприятиях по охране природных объектов.
  5. Пропаганда знаний в области экологии.
  6. Информирование о том, в каком состоянии в настоящее время находятся объекты экологии.
  7. Формирование у учащихся, как членов общества, сознание своей причастности ко всему, что происходит на планете.
  8. Получение навыков исследовательской работы.

Задачи экологического проекта

Задачи имеют несколько аспектов:

развивающие задачи проекта

  • научить оценивать экологические ситуации в мире, в стране и в родном крае;
  • развить экологическое мышление и познавательный интерес;
  • привить заинтересованность в самостоятельном приобретении и применении знаний, используя различные средства информации;
  • научить оценивать последствия вмешательства человека в окружающую среду.

основные обучающие задачи

  • расширить знания научных экологических основ;
  • научить самостоятельно мониторить состояние экологической обстановки;
  • увеличить кругозор о техногенном влиянии воздействия на природу;
  • проинформировать о технических достижениях в области экологии.

основные воспитательно образовательные задачи

  • приучить к совместной работе и сотрудничеству;
  • воспитать убежденность в возможности разумно использовать достижение научно-технического прогресса;
  • сформировать личную ответственность бережно относиться к природе и ее ресурсам.

План экологического проекта

Чтобы работа над проектам была более эффективной, необходимо составить план, который может состоять из следующих этапов:

  1. Собрать информацию на заданную тему.
  2. Найти соратников для совместного участия в проекте.
  3. Изучить положительный экологический опыт.
  4. Разработать программу экологической тематики.
  5. Запланировать и провести мероприятия на прилегающей территории школы, в своем населенном пункте — посадка саженцев, уборка мусора и пр.
  6. Проанализировать полученную информацию и подготовить ее для защиты перед классом.
  7. Оформить проект в бумажном или электронном виде.

Заключение экологического проекта

Работа над проектом должна быть содержательной и иметь значение для общества. Кроме этого, в процессе подготовки необходимо использовать опыт каждого участника, организовать поддержку со стороны педагогов, родителей и жителей города или села.

результаты работы над проектом

Когда работа над проектом закончена, результаты должны быть следующие:

Интересный проект по биологии: презентация на тему загрязнение окружающей среды, проект по экологии 7 класс



загрязнение окружающей среды бытовыми отходами


проблема утилизация мусора


разложение мусора: таблица


использование макулатуры: ущерб природе, вред человеку, вторичное использование


вред консервных банок


вред пластмассы


вред упаковки

результата работы над проектом


Экологический проект 9 класс: экологический проект по биологии


защита леса тема

Лес является не только неоценимым богатством человечества, но и своеобразным органом, который позволяет дышать всему живому на планете.


почему леса легкие планеты


биосфера леса


три группы леса



способы сохранить лес

  • Сократить использование бумаги и изделий из древесины. Выбирать следует бумагу, которая произведена из бумажных отходов. Не выбрасывайте лист, если на обратной стороне можно что-то написать при необходимости.
  • Руководство предприятий обязано следить за отходами производств. Если вами замечено, что действие предприятия вредоносно, напишите письмо в администрацию, выражайте свое беспокойство.
  • Старайтесь повторно использовать любую вещь, например, картонные пакеты из-под молочной продукции пригодятся для посадки рассады.
  • Замените в своем обиходе бумажные салфетки на полотенца из ткани, любая экономия ресурсов поможет сохранить лес.
  • По возможности выбирайте продукты без упаковки, она составляет половину мусорных отходов.
  • Сдавайте на переработку ненужные газеты и журналы, собирайте макулатуру.



интересные факты о лесе

  • Чтобы произвести бумагу, человек вырубает в год порядка 125 млн деревьев.
  • Всего 80 килограмм макулатуры спасет одно дерево от вырубки.
  • Из всех деревьев, существующих на Земле, только 7% посажено человеком.
  • Половина лесов Земли было уничтожено к концу 20 века.


P.S. Результаты исследований, проводимые школьниками в процессе работы над проектами по экологии, показывают, что деятельность человека оказывает пагубное действие не только на природу, но и на него самого. Об этом необходимо помнить и оказывать посильную помощь, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.


Содержимое разработки

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.2 Задачи Проекта:

- наполнить образовательное пространство событиями и мероприятиями экологической направленности;

- способствовать экологическому просвещению и повышению общей экологической культуры обучающихся, учителей и родителей (законных представителей);

- воспитывать активную жизненную гражданскую позицию обучающихся.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 Актуальность Проекта

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Наиболее актуальной и значимой задачей школы является не только получение обучающимися определенного объема знаний по экологии, но и формирование навыков экологически грамотного поведения.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе.
А можно такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Участники Проекта

Обучающиеся 1-11 классов: через вовлечение в воспитательные мероприятия экологической направленности.

Родители (законные представители) обучающихся: через экологическое просвещение в рамках родительских собраний, через информирование школьным пресс-центром участие в совместных экологических акциях, мероприятиях.

2.3 Описание основных мероприятий Проекта по этапам

2.3.1 I-й этап: проектный – (август-сентябрь 2018 г.)

Цель: проектирование модели Проекта, создание условий для его реализации.

Основное содержание деятельности:

- спроектировать модель проекта;

- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта;

- подобрать диагностические методики изучения эффективности деятельности по основным направлениям проекта;

- разработать, обсудить и утвердить проект на педагогическом совете школы, на Совете лидеров – органе ученического самоуправления.

2.3.2 II-й этап: практический – (октябрь 2018 г.- май 2019 г.)

Цель: реализация Проекта.

Основное содержание деятельности:

- отработать содержание деятельности, опробовать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

- развивать ученическое самоуправление, эковолонтерское движение;

- расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования;

- вовлекать в систему экологического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- принимать участие в муниципальных, региональных, областных и Всероссийских конкурсах по экологическому воспитанию;

- проводить мониторинг реализации программы.

Мероприятия проекта

Организация экскурсий по родному краю.

Проведение общешкольных воспитательных мероприятий.

6. Проведение цикла классных часов.

9. Взаимодействие с социальными институтами города:

– участие в муниципальных социально-педагогических программах туристко-краеведческой направленности;

- участие в мероприятиях экологической направленности различного уровня;

- участие в проводимых социально-экологических проектах и акциях;

- посещение музеев и выставок.

10. Участие в олимпиадах школьников по экологии.

11. Освещение опыта работы по экологическому воспитанию в школьных СМИ.

12. Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме экологического воспитания школьников.

2.3.3 III -й этап: аналитический – (июнь 2019 года)

Цель: анализ итогов реализации Проекта.

Ожидаемые конечные результаты Проекта

Повышения уровня экологических знаний обучающихся.

Повышение общей экологической культуры обучающихся, учителей и родителей (законных представителей).

Воспитание активной жизненной гражданской позиции обучающихся.

Показатели результативности Проекта

Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.

Участие обучающихся в экологических олимпиадах и конкурсах.

Оценка результативности

Результаты Мониторинга эффективности воспитательной работы школы.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях экологической направленности.

Качественный и количественный анализ социально-значимых общешкольных экологических акций.

ОБЛАСТЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Экскурсии по родному краю позволяют приобретать новые знания о Северном крае, в котором живут.

03 февраля 2019 кадеты 7А и 6В классов посетили частное фермерское хозяйство в Заостровье. Ребята познакомились с деятельностью хозяйства, увидели домашних животных: птиц, кроликов, коз, погладили и покормили их. Во время экскурсии ребята получить информацию по их содержанию. Кроме того, ребята попробовали разные сорта козьего сыра собственного производства, поучаствовали в мастер-классе по сыроварению.

Учащиеся 4А класса посетили Пинегу. Целью поездки было не только знакомство с Пинежским краем, но и посещение стоянки Северных оленей. Дети кормили оленей, гладили их. Потом оленеводы – кочевники пригласили ребят в свои жилища, где познакомили со своим бытом, национальными костюмами, угостили чаем.

А ещё это Нёнокса (6б, 6в, 7б, 7в), Малые Карелы (1а, 2а, 8а классы) и т.д.

Большой вклад в формирование экологической культуры обучающихся вносит проведение общешкольных воспитательных мероприятий.

26 апреля – памятная дата – День памяти о чернобыльской катастрофе. С 25 по 27 апреля в нашей школе прошли классные часы, посвященные этой катастрофе и стенной журнал, располагавшийся в фойе школы. Здесь рассказывалась история ЧАЭС, как произошла катастрофа, последствия, и т.д.

В рамках "Весенней недели добра" обучающиеся 5А класса посетили приют для бездомных животных "Хвостики". Ребята отвезли гостинцы четвероногим, которые собирала вся школа, познакомились с работой волонтеров и условиями проживания питомцев. Помогли приюту с выгулом собак и общением с кошечками, ведь именно тепла и ласки животным чаще всего и не хватает.

Помимо вышеперечисленных мероприятий, хочется отметить вклад классных часов в ЭКОпросвещение обучающихся:

Кадеты принимают участие в проводимых социально-экологических проектах и акциях различного уровня:

Участие в муниципальных социальных проектах:

- Всероссийский субботник (уборка пришкольной территории);

Обучающиеся школы приняли активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии: в школьном этапе приняло участие - 27 обучающихся 5-11 классов, в муниципальном – 1 обучающийся 8а класса.

Помимо вышеперечисленного обучающиеся школы принимали участие в мероприятиях экологической направленности различного уровня:

- муниципальный конкурс по сбору макулатуры среди муниципальных ОО: Лучший обучающийся: 5в класс - 228 кг.;

Итоги 2018 – 2019 учебного года:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста.



воспитатель гр. №11

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему, и требуют переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных и формирование предпосылок экологического сознания.

Содержание познавательного развития направлено на достижение целей и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

формирование представлений об опасных для окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В настоящее время экологическое воспитание дошкольников становиться приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Так психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой и др. позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание.

Однако практика показывает, что большинство педагогов, осознавая актуальность экологических проблем, не владеют технологиями экологического воспитания.

Между тем анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта.

Необходимость обновления содержания экологического воспитания в педагогической науке рассматривается в работах: Н.Ф.Виноградова, И.Д.Зверев, Б.Т.Лихачев, В.И.Панов, И.Т.Суравегина, И.В.Цветкова и др.

Собственно проектный метод обучения в своих работах рассматривали: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Б. Истомина, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, В. В. Хуторской и многие др.

Содержание основных понятий, классификация и типология проектов, ставит следующие задачи:

- теоретически изучить проблему экологического воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ и выявить возможности метода проектов в решении данной проблемы.

- Охарактеризовать понятие экологическое воспитание ребенка.

- Выявить специфику проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

- Изучить особенности экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

- Определить проекты экологической направленности в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ.

Характеристика проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со­вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея­тельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта - целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть.

Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Так, для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя.

Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем - как подготовительный этап к будущему.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом - его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работ над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:

низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Содержательные и методические аспекты экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста средством метода проектов в ДОУ

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности ( мир животных и растений)

формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных сезонных и пространственных изменениях в природе

формирование экологических представлений ценностных основ отношения к окружающему миру.

В ознакомлении с миром природы основная цель по программе заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы.

Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Дети в возрасте трех-четырех лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой.

Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течении продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.

Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

Мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;

Медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;

Подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;

Использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;

Осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;

Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В возрасте трех-четырех лет, дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с астениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.

Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Таким образом, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период формируются познавательные, эстетические, нравственные качества, накапливается эмоционально-чувственный опыт общения с объектами природы. Важны вопросы формирования гуманного отношения детей к природе. Они интегрируются с задачами развития речи, движений. Игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности при осуществлении процесса экологического воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает при этом, приводят к процессу становления осознанно-правильного отношения к природе.

Метод проектов - педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Внедрение проектного метода в нашей группе началось пару лет назад. Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.

Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:

Читайте также: