Что изучает история беларуси кратко

Обновлено: 04.07.2024

История — наука о прошлом, уже известном. Это комплекс социально-гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История отвечает на вопросы о том, что произошло, когда, где, почему и при каких обстоятельствах.

Изучать историю Беларуси нужно для того, чтобы знать прошлое своей родины и получить социальную память. Знать историю также нужно для того, чтобы использовать исторический опыт и не повторять ошибок прошлого, извлекая из них уроки.

2. Можно ли считать историю точной наукой? Почему история считается комплексной наукой? Что это означает?

Историю нельзя считать точной наукой.

История считается комплексной наукой, поскольку опирается на лингвистику, этнографию, философию, антропологию и другие отрасли знания. Это означает, что история изучает анализ процессов народонаселения, изучение динамики развития языка, культуры, экономических закономерностей развития отдельных стран или регионов, что свойственно также другим отраслям знания.

3. Как вы считаете, почему в исторической науке существуют различные подходы к тем или иным событиям?

Различные подходы к изучению происходящих событий в исторической науке существуют в том числе благодаря нашим предкам. В разные периоды жизни человек опирался на разные подходы для объяснения исторических событий. Так, например, в период средневековья люди считали, что все происходящие события, которые сложно объяснить, — результат божественной воли. Считали так потому, что иногда происходящее (молния, например) невозможно было объяснить, поскольку такие процессы в природе ещё не были изучены человеком, наукой. По мере развития человечества развивалась и наука, менялось мировоpзрение — появлялись и новые подходы к объяснению тех или иных событий.

4. Охарактеризуйте периоды, на которые подразделяется история Беларуси с древнейших времен по XVIII в.

  1. Древнее общество (с древнейших времен до V в.) — характеризуется становлением первобытного строя.
  2. Белорусские земли в VI—VIII вв. — в это время берёт начало формирование феодального общества.
  3. Белорусские земли в IX — середине XIII в. — возникновение городов и государственности, раздробленность земель.
  4. Белорусские земли во второй половине XIII — XVIII в. — развиваются феодальные отношения, появляются предпосылки капиталистических отношений и их становление. Белорусские земли в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.

5. Какие основные периоды можно выделить в этнической истории Беларуси? Объясните свой ответ. На какие этапы делится этническая история Беларуси? Как они соотносятся с хронологической периодизацией?

В этнической истории Беларуси можно выделить два периода: Доиндоевропейский период и Индоевропейский период.

Этническая история Беларуси делится на несколько этапов:

  1. Появление племён и выделение более 40 этнических сообществ (появление доиндоевропейского населения).
  2. Балтский этап (ІІ тыс. до н. э. — V в. н. э.) — смешение с доиндоевропейским населением.
  3. Славянский этап (VI — начало XXI в.) характеризуется славянизацией балтского населения, появлением новых этнотерриториальных общностей.
  4. Формирование белорусской народности.
  5. Формирование белорусской нации.

Доиндоевропейский период начинается с появления человека на территории Беларуси до неолита. Индоевропейский период начинается в бронзовом веке с расселения индоевропейских племен и продолжается по сей день. Балтский и Славянский этапы проходили в Индоевропейский период.

6. Определите типы государственности на территории Беларуси в IX—XVIII вв.

Первыми государственными образованиями на территории современной Беларуси были Полоцкое и Туровское княжества, которые вскоре вошли в состав Киевской Руси. Существуют научные мнения, что это государство было либо централизованной страной, либо конфедерацией княжеств.

С 30-х гг. XIII в. белорусские земли постепенно включались в состав Великого Княжества Литовского, которое являлось полиэтническим (многонациональным) государством.

В период с 1569 по 1795 г. белорусские земли находились в составе Речи Посполитой, которая, в свою очередь, была государственно-правовым союзом между ВКЛ и Польшей.

7. Подготовьте пост-рассуждение для социальной сети о том, что такое история. Подберите к нему иллюстрацию. Обсудите вашу работу с одноклассниками.

История – это наука о том, что происходило в мире, в нашей стране или в нашем родном городе много лет назад.

Знать историю своего народа также важно, как и разбираться в том, что происходило во всем мире. История показывает нам положительные и отрицательные примеры. Мы можем учиться на ошибках прошлого и больше их не совершать. Или узнавать полезное из устройства других народов и применять это для своей страны.

Многие великие люди говорили о том, что сложно смотреть в будущее, не зная своего прошлого. Каждый день происходят события, которые могут попасть в историю и наше поколение несет ответственность за то, какими они будут.

Мне кажется, что "история" это не только про прошлое. Это про будущее.


История Беларуси как наука изучает прошлое нашей страны. Предметом внимания исследователей являются процессы общественно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа. Знание прошлого позволяет нам понять место белорусской истории в рамках мировой, вклад белорусов в развитие цивилизации.

Отечественная история помогает определить общее и особенное в историческом прошлом белорусских земель. Анализируя примеры из белорусской истории, мы лучше понимаем действительность и более основательно прогнозируем будущее. История Беларуси содействует воспитанию в людях чувства патриотизма, гражданской ответственности за будущее страны.

История Беларуси как предмет выполняет ряд функций: познавательную (сбор фактов, их систематизация и анализ); практическую, или прогностическую (анализ влияния событий прошлого на современность, что помогает лучше ориентироваться в будущем), воспитательную (формирование научного мировоззрения, воспитание в людях патриотизма, интернационализма, нравственности и т. д.).

2. Источники по истории Беларуси до конца XVIII в.

Средством познания исторического прошлого являются исторические источники. Они возникают в определенных исторических условиях и поэтому отображают свое время. Источники могут относиться ко всем аспектам жизни человека: экономике, политике, праву, культуре, науке, религии и т. д. Ученые выделяют несколько основных видов исторических источников:


Письменные источники составляют самую большую группу источников, при помощи которых изучается история. Именно они с помощью графических знаков передают нам информацию о прошлом.


Наибольший интерес вызывает Киевская летопись. В ней неизвестный автор осуждает княжеские усобицы, описывает борьбу восточных славян с половцами. Под 1159 г. описаны деятельность веча в Полоцке и Друцке, взаимоотношения между вечем и князьями. Также есть сведения о Турове, Пинске, Берестье. Исследователи считают, что Киевская летопись содержит отрывки из утраченной в ХVІІІ в. Полоцкой летописи. Не дошла до нас также Смоленская летопись.

Галицко-Волынская летопись содержит уникальные сведения о Новогородке, Берестье, Городне, Волковыске и других западнобелорусских городах, об отдельных памятниках белорусской культуры (Лавришевский монастырь, Каменецкая вежа), о деятельности первых князей Великого княжества Литовского.

Некоторые сведения по истории Беларуси сохранились в скандинавских сагах (преданиях), немецких и польских хрониках. Скандинавские саги были записаны католическими монахами в ХІІ в. Эти средневековые произведения свидетельствуют о влиянии варягов на восточных славян, своеобразно объясняют взаимоотношения между Полоцком и Киевом в начале ХІ в., подтверждают христианизацию Полоцкой земли в конце Х в.


В XVII—XVIII вв. развивается местное летописание. Среди написанных в это время произведений — Баркулабовская хроника, составленная в начале XVII в., возможно, православным священником. Летопись начинается сведениями о сейме 1545 г. в Берестье, строительстве Могилевского замка и завершается 1608 г.

Последней местной белорусско-литовской летописью является Могилевская хроника. Она была составлена в Могилеве на протяжении ХIII—XIX вв. Хроника всесторонне отображает жизнь Могилева. В центре внимания авторов — дела и заботы горожан в связи с внешними событиями. Записи о Северной войне (1700—1721 гг.) показывают тяжелое положение города и его жителей. Созданы образы российского царя Петра І, шведского короля Карла ХІІ, украинского гетмана И. Мазепы.

К числу важнейших источников по истории Беларуси времен ВКЛ относятся законодательные памятники: Судебник Казимира Ягайловича 1468 г., Статуты 1529, 1566 и 1588 гг. По ним можно представить развитие общественно-политических и социально-экономических отношений между людьми в то время. Ценными источниками по истории Беларуси считаются привилеи (жалованные грамоты), которые выдавались великими князьями литовскими и королями Речи Посполитой городам на самоуправление.

Значительная часть письменных источников хранится в специальных учреждениях — архивах. Самым древним хранилищем исторических документов на белорусско-литовских землях считается Метрика Великого Княжества Литовского. Это был архив канцелярии государства в ХV—XVIII вв. В нем находились копии документов, которые издавались от имени великого князя, Панов-Рады, сеймов и подлежали хранению, не ограниченному по времени.

3. Исследование истории белорусских земель

Со второй половины ХІХ в. в Московском, Киевском и других университетах Российской империи историки стали изучать прошлое Великого Княжества Литовского. Они рассматривали Княжество как самостоятельное, не зависимое от Польши и России государство. Уроженец Гродненщины Е. Ф. Карский (1861—1931) на основании различных источников обосновал национальную самобытность белорусов как самостоятельного славянского народа с богатой культурой.

После образования БССР отечественную историю исследовали сотрудники Института белорусской культуры (Инбелкульта), организованного в 1922 г. Сотрудники Инбелкульта изучали прошлое Беларуси, культуру, право, искусство, педагогику белорусского народа. Также они проводили археологические раскопки.

С 1929 г. по сегодняшний день ведущим центром исторической науки Беларуси является Институт истории Национальной академии наук Беларуси. Ученые плодотворно исследовали аграрную реформу Сигизмунда ІІ Августа, города ВКЛ, Статуты Княжества, историю крестьянского и казацкого движений на Беларуси.



4. Концептуальные подходы к объяснению социально-исторических процессов

Вопросы и задания


1. Что изучает история Беларуси как наука?
2. Какие виды источников используются для изучения белорусской истории?
3. Назовите первую печатную историю Великого Княжества Литовского.
4. Составьте краткий анализ исследований по истории Беларуси:


5. Охарактеризуйте отрывки из исследований по истории Беларуси, приведенные в параграфе, по следующему плану: а) факты, которые содержит источник, б) основная мысль, которая содержится в документе, в) полезность, ценность источника, г) ограниченность источника.
6. Представьте, что вы блогер, который пишет пост для социальной сети об исследованиях истории Беларуси. Составьте план вашего поста. Подберите иллюстрацию и хештеги для него.

Как всякая наука, история Беларуси имеет объект и предмет своих исследований. Объектом исторических исследований является прошлое нашей страны, изучаемое во всем его разнообразии на основе определенных источников и методологических принципов. Предмет истории Беларуси – процессы общественного, государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте общеевропейской истории с учетом цивилизационных особенностей. Целью изучения истории в высшей школе является формирование у будущих специалистов исторического сознания, что будет способствовать пониманию ими места белорусского народа в мировом историческом процессе и оценке его вклада в мировую цивилизацию. Кроме того, это позволит им самоопределиться в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, а также воспитать чувство принадлежности к судьбе страны.

Основными задачами отечественной истории являются, во-первых, установление общих закономерностей и региональных особенностей исторического процесса на белорусских землях для лучшего понимания действительности и более основательного прогнозирования будущего; во-вторых, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности за будущее страны. Именно популяризация исторического и культурного наследия в соответствии с интересами белорусского государства является той задачей, которую Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко выдвинул на совещании педагогического актива в сентябре 2011 г. как одну из основных задач, стоящих перед системой образования.

Таким образом, можно выделить следующие важные функции истории: научно-познавательную (интеллектуально-развивающую), практическую (прогностическую) и патриотическо-воспитательную (социальную).

История занимает важное место среди социально-гуманитарных наук и имеет тесные междисциплинарные связи с социологией, психологией, филологией, философией и т. д., но в отличие от других наук рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон (экономики, политики, быта, культуры). На стыке исторических и других наук образованы историческая география, философия истории и т. д.

В то же время история сама является многоотраслевой наукой. Самостоятельными ветвями исторических знаний считаются экономическая история, социальная история, военная история, история государства и права, история религии, этнография (изучение культуры и быта народов мира), археология (изучение истории человечества посредством вещественных источников древности). В зависимости от предмета исследования выделяют вспомогательные дисциплины: хронологию (системы отсчета времени), палеографию (изучение рукописных памятников), сфрагистику (исследование печатей), эпиграфику (изучение надписей), геральдику, нумизматику, генеалогию, топонимику. По широте объекта изучения история разделяется на всеобщую историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов. Историческая наука также подразделяется на историю первобытного общества, историю древнего мира, историю средних веков, историю нового и новейшего времени.


Рассматриваются закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и общеевропейской истории с учетом цивилизационных характеристик. Особое внимание уделяется истории советского периода, проблемам развития суверенной Республики Беларусь. Для студентов и преподавателей учреждений высшего образования.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Беларуси в контексте европейской цивилизации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Методологические основы и принципы изучения истории

1.1. Периодизация мировой истории и истории Беларуси

Современная отечественная историческая наука использует достижения различных философских методов (способов) исследования, которые позволяют рассматривать развитие общества как естественноисторический процесс. Данный процесс определяется объективными закономерностями и находится под влиянием субъективного фактора (социальных слоев и групп, партий). Кроме того, в исторической науке применяются как научные методы изучения исторического материала — эмпирические (описание, измерение), теоретические (моделирование, идеализация, формализация), исторические, генетические, логические, общелогические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, дедукция, индукция, аналогия), так и специальные — системный, сравнительный, хронологический, генетический, типологический анализ и др. Все факты изучаются на основе диалектических принципов историзма, системности (с учетом единства теоретического и практического, общего и особенного), объективности, социального подхода, альтернативности.

В европейской исторической науке (историографии) сложилось традиционное деление мировой истории на Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время. Периодизация мировой истории и истории Беларуси начинается с Древнего мира (до конца V в.) — появления первых людей, восточных цивилизаций — и до конца существования античной цивилизации. При изучении средних веков (конец V–XV в.) освещается история средневековых цивилизаций Европы, Азии, Африки и Америки от падения Западной Римской империи до великих географических открытий. История Нового времени (XVI — начало XХ в.) охватывает кризис феодальной системы и становление буржуазного общества. История Новейшего времени (начало ХХ — начало XXI в.) рассматривает события с 1918 г. и по нынешнее время.

Как органическая часть европейской истории отечественная история подразделяется на древнее общество (100–35-е тысячелетия — V в.), которое состоит из каменного века (100–35-е тысячелетия — третье тысячелетие до н. э.), бронзового века (второе тысячелетие — VIII в. до н. э.) и железного века (VII в. до н. э. — V в.); Средневековье (VI — XV вв.), включающее в себя период возникновения раннеклассового общества, государственности на белорусских землях (конец V — первая половина XIII в.) и период развития феодальной системы (середина XIII — XV в.); Новое время (XVI — начало ХХ в.), которое делится на период расцвета, последующего кризиса феодализма (XVI — конец XVIII в.) и период генезиса индустриального общества, утверждения капитализма (конец XVIII в. — 1917 г.); Новейшее время (с 1917 г. до наших дней).

Периодизация и систематизация исторических знаний помогают условно определить хронологически последовательные этапы в общем развитии человечества. Существуют следующие системы классификации исторических этапов: археологическая, марксистская (формационная), цивилизационная.

Археологический подход. Археологический подход типологизирует исторические эпохи по основным материалам для изготовления орудий труда: каменный век (он слишком большой и потому подразделяется на палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный век.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. С точки зрения формационного процесса история человечества — это смена общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация — историческая ступень развития человеческого общества, основанная на определенном способе производства. Первооснову развития общества составляет трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. В процессе удовлетворения этих потребностей люди вступают во взаимоотношения друг с другом и с природой. Все это составляет общественное бытие человека. В свою очередь общественное бытие определяет общественное сознание, т. е. духовную сторону жизни общества. Основу общественного бытия составляет способ производства как совокупность производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают средства производства и людей, обладающих знаниями и трудовыми навыками. Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства, основу которых составляет вопрос о собственности. Если между развитием производительных сил и производственных отношений существует соответствие, общество развивается в рамках существующей общественно-экономической формации; в случае возникновения конфликта между ними происходит переход к новой общественно-экономической формации. Создатели этой теории К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Основными отличительными чертами цивилизационного этапа развития человеческого общества являются:

• замена кровнородственных связей варварского общества на более широкие, т. е. формирование общества, строящего свои отношения не на основе кровного родства или соседских связей, а на основе более широких экономических, политических, социальных, духовных связей большой массы людей;

• появление государства и профессиональной группы управляющих;

• регулятором отношений между людьми служат не столько обычаи и традиции, сколько писаное (фиксированное) право;

• переход от коллективной (общинной) собственности к неколлективным формам ее производства;

• появление социально-классовой структуры общества.

С данной точки зрения зарождение цивилизаций связано с появлением древних государств (Месопотамия, Египет, Индия и Китай — IV–II тыс. до н. э.).

С другой стороны, цивилизация определяется также через противопоставление варварству по критерию степени свободы личности. При этом варварство рассматривают как комплекс социальных и культурных условий, препятствующих становлению свободной личности, а цивилизацию — как комплекс социальных и культурных условий, способствующих самореализации человека. История протекает в противоборстве варварства и цивилизации. В обществе, в котором преобладают элементы цивилизации, не исключено наличие элементов варварства и наоборот. В связи с этим говорят о цивилизованном (преобладает культура цивилизации) или варварском (преобладает культура варварства) обществе. Сторонники такого подхода началом цивилизации считают период античности (Древняя Греция), где впервые появляются свободные люди и возникает осознание противоположности свободы и рабства.

В современной исторической науке, равно как и в социологии, философии, культурологии, закрепился принцип деления истории обществ на доиндустриальные (аграрно-ремесленные или традиционные, космогенные), индустриальные (техногенные) и постиндустриальные (антропогенные, информационные) цивилизации. Этого принципа придерживаются и сторонники теории модернизации общества. Показать историю Беларуси как органическую часть единого мирового исторического процесса, особенности проявления этого процесса на разных этапах развития общества позволяют и формационный, и цивилизационный подходы, однако оба они несовершенны и ставят акценты на разном в историческом плане анализе. В то же время они позволяют рассматривать мировую историю более глубоко, сочетая линейно-стадиальную трактовку исторического процесса с плюралистическим контекстом взаимодействия различных цивилизаций.

1.2. Объект и предмет изучения истории Беларуси в контексте цивилизационного развития общерусской и европейской истории

Как всякая наука, история Беларуси имеет объект и предмет своих исследований. Объектом исторических исследований является прошлое нашей страны, изучаемое во всем его разнообразии на основе определенных источников и методологических принципов. Предмет истории Беларуси — процессы общественного, государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте общеевропейской истории с учетом цивилизационных особенностей. Целью изучения истории в высшей школе является формирование у будущих специалистов исторического сознания, что будет способствовать пониманию ими места белорусского народа в мировом историческом процессе и оценке его вклада в мировую цивилизацию. Кроме того, это позволит им самоопределиться в системе ценностей, выработанных в процессе исторического развития белорусского народа и становления суверенного белорусского государства, а также воспитать чувство принадлежности к судьбе страны.

Основными задачами отечественной истории являются, во-первых, установление общих закономерностей и региональных особенностей исторического процесса на белорусских землях для лучшего понимания действительности и более основательного прогнозирования будущего; во-вторых, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности за будущее страны. Именно популяризация исторического и культурного наследия в соответствии с интересами белорусского государства является той задачей, которую Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко выдвинул на совещании педагогического актива в сентябре 2011 г. как одну из основных задач, стоящих перед системой образования.

Таким образом, можно выделить следующие важные функции истории: научно-познавательную (интеллектуально-развивающую), практическую (прогностическую) и патриотическо-воспитательную (социальную).

История занимает важное место среди социально-гуманитарных наук и имеет тесные междисциплинарные связи с социологией, психологией, филологией, философией и т. д., но в отличие от других наук рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон (экономики, политики, быта, культуры). На стыке исторических и других наук образованы историческая география, философия истории и т. д.

В то же время история сама является многоотраслевой наукой. Самостоятельными ветвями исторических знаний считаются экономическая история, социальная история, военная история, история государства и права, история религии, этнография (изучение культуры и быта народов мира), археология (изучение истории человечества посредством вещественных источников древности). В зависимости от предмета исследования выделяют вспомогательные дисциплины: хронологию (системы отсчета времени), палеографию (изучение рукописных памятников), сфрагистику (исследование печатей), эпиграфику (изучение надписей), геральдику, нумизматику, генеалогию, топонимику. По широте объекта изучения история разделяется на всеобщую историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов. Историческая наука также подразделяется на историю первобытного общества, историю древнего мира, историю средних веков, историю нового и новейшего времени.

1.3. Источники изучения истории Беларуси

Данные многочисленных источников позволяют нам изучать историю нашей родины с древнейших времен. Исторические источники (материальные объекты, имеющие социальное происхождение и отражающие историческое прошлое) традиционно подразделяются на следующие основные группы: археологические, лингвистические, этнографические, а также письменные, устные, фото-, фоно — и кинодокументы.

Конституции (постановления) сеймов, унии, рескрипты постепенно сменяются законами и указами, манифестами и положениями царского правительства Российской империи. Законодательными источниками советского времени являются Конституция СССР и конституции союзных республик, постановления и указы Верховного Совета СССР и Верховного Совета Республики Беларусь, акты исполнительных органов и др.

Для изучения социально-экономической истории Беларуси интересны материалы археологических раскопок, этнографические описания. Также расширенную информацию можно почерпнуть из хозяйственных описаний XVI–XIX вв., таких, как инвентари, люстрации, писцовые книги и т. п. В XIX в. к инвентарным описаниям имений добавляются описания и сведения, полученные экспедиями Русского географического общества, документы военных топографических экспедиций и др. Важнейшие статистические данные предоставляют Всероссийская всеобщая перепись населения 1897 г. и других годов, всесоюзные переписи населения в СССР, материалы банковской документации, делопроизводственные документы частных предприятий и государственных учреждений (например, губернских канцелярий и т. д.).

Новым плодотворным этапом в формировании национальной историографической школы стала деятельность историков Вс. Игнатовского, М. Довнар-Запольского, В. Пичеты после образования БНР и БССР, так как процессы государственного строительства способствовали повышению интереса к истории белорусской нации и формам ее государственности. Несмотря на весомый вклад в историческую науку Вс. Игнатовского и М. Довнар-Запольского, в начале 1930-х гг. они были обвинены в национал-демократизме и подвергнуты репрессиям, а гриф спецхранения с их работ был снят только в 1990-е гг.

Проблемами истории Беларуси занимаются и ученые США, Канады, Великобритании, ФРГ и др. С их деятельностью связано целое направление в белорусской историографии, которое начало формироваться сразу же после установления советской власти в Беларуси. Публикации И. Воронки, К. Езавитова, В. Ластовского, А. Луцкевича, А. Цвикевича, Я. Запрудника, И. Косяка, Я. Станкевича, П. Урбана и других исследователей оцениваются в нашей стране неоднозначно. По ряду вопросов отечественной истории они отличаются высоким научным уровнем, хотя в отдельных исследованиях отмечается некоторая политическая предвзятость.

Завершая рассмотрение места, роли и значения исторической науки в современном обществе, следует подчеркнуть, что она прежде всего определяет, поддерживает и укрепляет гражданскую и культурную идентичность, помогает преодолевать негативные последствия процессов глобализации. Актуализированная исторической наукой социальная память становится основой национального возрождения и творческого развития каждой личности благодаря приобщению к ценностям и ориентирам, проверенным временем.

Читайте также: