Почему лидия михайловна чтобы подтянуть французский стала приглашать мальчика не в школу а домой

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данное мероприятие познакомит учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина, поможет раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина. Проблемные вопросы вовлекут учащихся в живое обсуждение нравственных проблем, помогут обозначить обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе, раскрыть душевный мир героя.Данное мероприятие познакомит учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина, поможет раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина. Проблемные вопросы вовлекут учащихся в живое обсуждение нравственных проблем, помогут обозначить обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе, раскрыть душевный мир героя.

6. Как Лидия Михайловна узнала, что Володя играет на деньги? 7.Какое наказание устраивал провинившимся ученикам директор школы? 8. Почему мальчик начал играть после драки? Назовите 2 причины. 9. Почему Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком отдельно? 10. Почему Володя никогда не ужинал с учительницей? Назовите 2 причины. 11. Как мальчик догадался, что посылка не от матери? 12. Почему Лидия Михайловна решилась играть с Володей в "пристенок" на деньги? Как она втянула его в игру?

Это нужно позвонить в школу, своей учительнице, и она вам всё растолкует.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 11 нац.

Предмет: русский язык

Цели урока:

2. Развивать навыки анализа текста.

3. Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.

Оборудование: Портрет писателя, работы учащихся, кроссворд,

Индивидуальные задания:

Раскрыть литературные термины: автобиография, антитеза, прототип.

Подготовить краткую биографическую справку о писателе.

Подготовить краткие литературные характеристики героев.

Формируемые элементы компетенций:

ключевые: коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования, компетенция социально-гражданской активности;

предметные: литературоведческая и литературно-речевая компетенции.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Используемые методы и приёмы на уроке: исследование, работа в группах, беседа

Технологическая карта урока:

Повторение пройденной темы

Вступительная беседа.

Начать наш урок мне хочется со стихотворения Андрея Дементьев

Доброту не купишь на базаре, Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, - так и остался хамом. Этот вот - от чванства занемог.

Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале. Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом.

-Что такое доброта?

II. Выявление авторской позиции.

- От какого лица ведётся повествование?

Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое

произведение называется автобиография.

- Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?

Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

III. Работа над произведением.

-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?

Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста.

Ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.

- Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?

-Почему он перестал бояться французского языка

-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает

несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с

макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать

ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой

-Все ли герои рассказа добры и благородны?

Литературные характеристики героев.

IV. Обобщение знаний. (см. картинки в приложении)

Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.

Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.

Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.

Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных ( это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных ( жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.

Обращаемся к статье перед рассказом. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина:

V. Итог урока.

- Удалось ли В.Г.Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?

VI. Домашнее задание.

Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.

Название: Уроки французского
Автор:
Год написания: 1973
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Социалистический реализм/Деревенская проза


Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Место и время действия

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Мальчик заинтересовался игрой

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём . Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Направление

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

Языковые и стилистические особенности

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

Квартировать — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату. Чайная — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

Примеры просторечных выражений

Композиция

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика . Она звучит с первых строк произведения:

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности .

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

Взаимопонимание

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Читайте также: