Почему лень ходить в школу

Обновлено: 07.07.2024

А это уже мучение, а не обучение. Как взрослые всю жизнь ходят на нелюбимую работу, зарабатывая этим постоянные неврозы. Так и наши дети 11 лет ходят в школу, как на каторгу. Любовь и тяга к знаниям сейчас есть лишь у единиц.

Скучная, несовременная и нелогичная школьная программа усугубляется навязанными родительскими страхами и амбициями:

  • Не поступишь никуда — всю жизнь продавцом будешь работать!
  • Двойки принесешь — домой не приходи, позорище!
  • Да я всю жизнь на тебя пашу, чтобы у тебя в жизни все было, неблагодарная!

И ещё много других взрослых мотивационных шедевров.

Так что же делать? Отказаться от своих родительских притязаний? Пустить всё на самотёк? Очевидно, нет

Но необходимо уберечь ребят от повседневного стресса, не отрекаясь при этом от своих разумных требований.

Единственно правильная мотивация к обучению — это подлинное желание учиться, узнавать новое, развивать свои навыки.

Подобно взрослому, который любит свою работу, будет счастлив и школьник, который ЛЮБИТ учиться.

Ребёнок может получать хорошие отметки не для того, чтобы порадовать родителей, не для того, чтобы быть лучше другого ученика, а исключительно для себя самого, чтобы развивались и процветали его способности и таланты. Чтобы ученик сам был от этого рад и горд, испытывал удовлетворение, нравился сам себе.

И чтобы этот принцип сработал, его должны понимать все: дети, учителя, родители.

Отсутствующая школьная мотивация — эта проблема сразу для всех:

  • ребёнок учится из под палки, руководствуясь исключительно страхом избежать родительского гнева;
  • родители тревожатся за будущее ребёнка;
  • учителя хватаются за голову, не понимая, как учить такого ученика;
  • школа давит на всех участников процесса, ведь портятся показатели и рейтинги.

Что можно сделать в этой ситуации? Как мотивировать ребёнка?

Тут поможет нечто среднее между давлением и невмешательством. Родитель не должен становиться учителем, надзирателем и судьей. Ему нужно стать проводником и подсказчиком, помочь ребёнку найти верную мотивацию к учению, которая учитывает личность, возраст и потребности ребёнка.

От родителей часто слышны фразы:

  • Он сдается при малейших трудностях.
  • Он не прилагает усилий.
  • Он просто ленится, не хочет стараться.

А на самом деле это — просто отсутствие мотивации. Что делать?

1. Дети должны быть активными. Искусство маленьких шагов

У наших детей всё есть. Любые 33 удовольствия они получают по первому требованию. Так мы их растим с пелёнок. Ноль усилий, максимум благ. Всё лучшее детям. Знакомо?

С одной стороны, дети имеют всё, что пожелают, без усилий. И при этом мы рассчитываем, что они будут стараться просто так, без цели, без награды. И это противоречит человеческой психологии.

Если всё падает с неба, зачем напрягаться? Удовольствия и блага не должны быть дарованы ребёнку немедленно. Ради них надо потрудиться. И к этому стоит приучать детей с самого раннего (более или менее сознательного) возраста.

Чтобы замотивировать детей, просто необходимо сделать их более активными и самостоятельными в практическом смысле.

Удивительно, но следующий пункт противоположен первому. Именно крайности отдаляют нас от золотой середины и правильных решений.

2. У ребёнка должно быть время на ничегонеделание

У детей часто три, четыре и даже шесть дополнительных занятий в неделю. А бывает и по нескольку развивашек в один день. И это всё не считая школы и домашних заданий.

Родители стараются максимально занять детей, чтобы не болтались без дела и меньше проводили времени за гаджетами. И это, в целом, неплохо. Но дети испытывают тот же стресс, что и взрослые при чрезмерной нагрузке, а это полностью убивает мотивацию.

А ещё удивительнее то, что у некоторых родителей получается совмещать эти две крайности из первого и второго пунктов.

Максимальная загруженность развивающими занятиями сочетается с полным отсутствием воспитания как такового.

3. Родительские амбиции и культ социального успеха не должны стоять во главе угла

Как только ребёнок появляется на свет, родители начинают планировать стратегию его развития: грудничковое плавание, ранее интеллектуальное развитие, Монтессори сад, гимназия, репетиторы, вуз, и конечно, престижная высокооплачиваемая работа.

Жизнь маленького человека расписана по минутам на годы вперёд. Все хотят, чтобы их ребёнок был самым красивым, самым умным, самым сильным…

Взрослые пытаются компенсировать всё то, чего не было у них, мечтают о том, что чадо добьётся тех высот, которых не достигли.

Важно понимать: успехи и неудачи наших детей нам не принадлежат. Не надо делать ставку на детей! Это их жизнь, а не скачки.

Ответьте себе на вопрос: вы любящий родитель или родитель школьника?

Глобальная родительская ошибка состоит в том, что с началом школьного периода родитель превращается в родителя ученика. И всё взаимодействие внутри семьи сводятся к разговорам о школе, уроках, оценках. Как будто и нет других тем и жизни вне учёбы. Но это ведь не так.

Если вам интересны исследования, связанные с образованием, подписывайтесь на наш канал !

Автор: Марина Каракчиева, психолог , мама ребёнка на СО

Что делать, когда нет сил идти на учёбу

Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.

Разобраться в причинах

Недосып

Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.

Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.

Переизбыток общения

Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.

Конфликты

Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.

Информационная перегрузка

В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.

Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.

Стресс от оценивания

Усталость от однообразия

День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.

Заручиться поддержкой родителей

Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.

Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.

Что делать вместо уроков

Пассивный отдых

Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку. Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.

Творчество

Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.

Спорт

Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи. Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.

Образование

Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.

Что запомнить

  1. При любой усталости: от шума, информации, общения, малоподвижности, оценок и недосыпа — необходимо компенсировать дефицит тишины, покоя, движения или сна.
  2. Обязательно обсудите вопрос дополнительного выходного с родителями и предупредите учителя, что вы не придёте на занятия.
  3. Если опасаетесь идти в школу из-за недоброжелателей, необходимо разобраться в конфликте: заручиться поддержкой взрослых, обсудить план действий, связаться с администрацией.
  4. Лучше всего не сидеть в телефоне, а почитать книгу для души, полежать в ванне, прогуляться, порисовать.
  5. Если очень хочется, можно и поучиться: посмотреть разборы олимпиад или документальные фильмы на исторические темы, почитать дополнительную литературу по любимым предметам.
  6. Стоит подумать, как снизить ежедневную нагрузку , чтобы не доводить себя до эмоционального истощения и утомления.

Не хочу вообще ходить в школу,иногда там появляюсь каждый день и каждую неделю. а иногда пропуская то по нескольким дням школу,то по нескольким урокам! Сама понимаю,что это плохо,но не могу ничего с собой поделать,силы воли у меня нету!

О, я тебя понимаю! Иногда так в школу идти не хочется, вот просто убей. НО у меня на носу экзамены, а если я буду пропускать, я могу их провалить. Подумай, что лучше, сходить в школу, где тебе все объяснят толково, или сидеть много часов над заумными фразами в учебнике. Так же в школе можно весело провести время, пообщаться, узнать много нового и интересного. =)

Вот оставят тебя на второй год из-за неуспеваемости, сразу лень как рукой снимет, будишь со стыдом в школу ходить, а всё из-за лени

скажи это родителям. и они будут контролировать и наказывать.
опаздывать перестанешь.
необходимо чувство долга и ответственности.
. или страха перед наказанием.

МММмммм, это сложно! И нужно тренировастьволю, ведь человеку всюжизно приходится ходить куда-то, сначало на учебу, потом на работу! А жизнь то еще вся впереди.

А сама то в недалёком будущем чем думаешь заниматься. Если на рынке картошкой торговать то нашколу вообще можно забить.

Посмотри на дворников, уборщиц, продавцов в уличных палатках. Думаешь, они все хорошо учились и занимаются неквалифицированным низкоооплачиваемым трудом потому, что не нашли работу бухгалтеров, юристов, программистов? А вот и нет. Просто в свое время им лень было потратить 4-5 часов в день на свое будущее, сходив в школу. Поэтому всю оставшуюся жизнь они теперь будут вынуждены пардон убирать чужое дерьмо или в холод и жару стоять в палатке и работать на хозяина-китайца. Вот и подумай - тебе нужно такое будущее?
Учиться как-нибудь чему-нибудь и при этом рассчитывать на обеспеченное будущее могут только дети богатых родителей. Если ты к таким детям не относишься, - учись. Школьные годы чудесные - это 10 лет твоей жизни, а работать ты будешь лет 40. И лучше их провести в кабинете за компьютером, чем с метлой в руках.

бери от учебы удовольствие. занимай время подругами, друзьями больше общайся-и с пивом покатит))))))))

Если у тебя есть любимый предмет, ты всегда зохочешь посещать его! Как, например, у меня английский. Он у нас почти каждый день, и я с удовольствием посещаю школу. Но иногда, конечно, с уроков ухожу! Просто сваливаю из школы, потому что бесит все - учителя, обстановка и т. д. Так что я тебя понимаю!

Все хотят быть менеджерами Если говорить о лени в широком смысле — это, безусловно, проявление греховной человеческой страсти. С богословской точки зрения она, конечно же, признак духовного повреждения. Человек создан для творения добра, об этом пишет апостол Павел. Причём для делания не время от времени, не раз в год или пару раз в неделю, а постоянно. Как солнышко светит — так и человек должен постоянно находиться в состоянии добродетельного устроения. […]

Все хотят быть менеджерами Если говорить о лени в широком смысле — это, безусловно, проявление греховной человеческой страсти. С богословской точки зрения она, конечно же, признак духовного повреждения. Человек создан для творения добра, об этом пишет апостол Павел. Причём для делания не время от времени, не раз в год или пару раз в неделю, а постоянно. Как солнышко светит — так и человек должен постоянно находиться в состоянии добродетельного устроения. […]


Учебный год только начался, но старые проблемы уже не дают покоя родителям. Дети не хотят ходить в школу, ленятся выполнять домашние задания. Одни родители входят в открытый конфликт с отпрысками, другие во всём винят учителей. Как быть? Где искать виноватых? У кого просить помощи? Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, ответил на многие больные вопросы родителей современных школьников.

Все хотят быть менеджерами

Если говорить о лени в широком смысле — это, безусловно, проявление греховной человеческой страсти. С богословской точки зрения она, конечно же, признак духовного повреждения. Человек создан для творения добра, об этом пишет апостол Павел. Причём для делания не время от времени, не раз в год или пару раз в неделю, а постоянно. Как солнышко светит — так и человек должен постоянно находиться в состоянии добродетельного устроения.


Думаю, нужно брать у прошлого лучшее и не изобретать велосипед. А в условиях современных вызовов со стороны школы большая нагрузка ложится на родителей, поэтому будет уместно поговорить об их воспитании.

Покажите на своём примере

Не надо много рассказывать ребёнку о том, что трудолюбие — это хорошо. Просто покажите ему это. Сами. Если родители работают, трудятся, а не приспосабливаются к жизни, плывя по течению, то ребёнок невольно пропитывается таким настроением. Без назиданий. В сёлах попроще с этим: не надо объяснять детям, что такое трудолюбие, если они весь день пашут и ближе к девяти вечера засыпают, потому что в четыре уже нужно вставать.

Если между вами родятся дружба, тёплые отношения — без панибратства, с уважением — это уже избавит от многих проблем. Нужно научиться терпеть и уметь услышать своё дитя. Посвятить ему время, уделить внимание. Научить его тому, что он учится не ради оценок, аттестата, медали или диплома. Нужно донести: ты учишься для того, чтобы получить знания, которые потом сможешь практически применить в жизни. И показать ему, где в жизни пригодится химия, где — физика, математика, языки и так далее.

Нужно ли всем быть отличниками?


Иногда родители пытаются реализовать в своём ребёнке свои неосуществлённые проекты, желания и планы. В итоге сын или дочь живут чужой жизнью. А дети — личности, у них есть свои планы, взгляды, способности и стремления. Может, ребёнок терпеть не может то, к чему его подталкивают папа и мама. Нужно уметь почувствовать этот нерв и дать молодому человеку возможность реализоваться. А если родители хотят слепить из своего чада кого-то, кем оно не является, то толку не будет. В пубертатном периоде это может привести либо к срыву, либо к бунту, протесту, и всё может закончиться тем, что ребёнок убежит из дома.

Зачем нужно, чтобы ребёнок был отличником? Да, у вас два высших образования, а он плохо учится. Но вы хоть книжки умные почитайте по педагогике, детской возрастной психологии! Чтобы воспитать ребёнка, отучить его от чего-то или приучить к чему-то, нужно самому быть человеком образованным, интересоваться этими вопросами. А из-под палки учить — ничего хорошего из этого не выйдет.

Не убить интерес к постижению нового

Ещё одна проблема — учителя. Думаю, она в вопросе детской лени стоит на первом месте. Посмотрите на глаза первоклашек, их улыбки, цветущие лица, горящие глаза! Это же просто праздник радости и счастья! А потом система образования методично и целеустремлённо начинает убивать желание учиться. Уже во втором-третьем классе у них нет никакого предвкушения, наоборот — паника и негатив в преддверии сентября.

Надо научить ребёнка учиться, привить вкус к учёбе, и это зависит в большей степени от учителей. Если личность учителя вызывает симпатию, у него доброе сердце, он пытается подружить детей в классе — как это замечательно! Думаю, смысл учёбы в школе не в том даже, чтобы все вышли из неё менделеевыми и ломоносовыми, а в том, чтобы подружить детей между собой. Чтобы класс стал коллективом, с чувством локтя и знанием того, что такое дружба. Это ведь во взрослой будущей жизни так пригодится! Я до сих пор вспоминаю многих своих учителей — и скажу, что от личности педагога зависит отношение ученика к предмету. Банально, я понимаю, но ведь это правда.

Главная задача родителей и школы — не убить интерес к постижению нового и научить учиться всю свою жизнь. Остановка — это деградация. Нужно дать ребёнку такой импульс, показать ему это. Невозможно врачу, например, получить образование — и потом пятнадцать лет почивать на лаврах. Лечить всю жизнь по одной схеме: жаропонижающее, болеутоляющее, антигистаминное и антибиотик. Он должен мониторить ситуацию, быть в курсе новых разработок, участвовать в различных практических конференциях или хотя бы читать и смотреть всё это в интернете. Искать, пробовать, изучать — то есть учиться всю жизнь. И это касается не только врачей, но и учителей, строителей, и так далее.

Ребёнок не будет лениться просто так

Если подытожить, то научить бороться с ленью можно так: показать, что учёба может быть интересной, что она имеет смысл и нужна не учителю, а ребёнку. Объяснить, что знания могут пригодиться в таких сферах, о которых он даже не подозревает. Если это всё не работает, то разбираться, в чём причина потери интереса к учёбе: в учителе, школе или каких-то психологических проблемах. Разобраться, в каком периоде своего психического и физиологического развития ребёнок находится в данный момент и как реагирует на него. Ведь лень может быть вызвана не равнодушием, а каким-то внутренним кризисом, проблемами, которые стали важнее, чем учёба.

Всё может быть: Хулиганы в школе напали, отобрали что-нибудь, или что-то более серьёзное случилось. А может, у него какие-то комплексы по поводу внешности, или дали обидное прозвище в классе, или заклевали. А бывает, что и бойкот объявляют.


Ребёнок не будет лениться просто так. Да, бывают равнодушные, бывают лентяи. Но в целом это странно выглядит. Возможно, там проблемы с развитием. А если сын или дочь проявляют равнодушие к какому-то определённому предмету, то нужно разобраться, в чём дело.

Когда надо лечить родителей

Вновь повторю: нельзя реализовывать за счёт ребёнка свои амбиции. Это плохо ещё и потому, что часто такие родители перегружают детей. Допустим, ребёнок учится в школе, у него после этого английский, а вечером плавание, и потом он, выжатый как лимон, попадает домой — а ведь ещё нужно сделать уроки. В итоге он просто загнанный, и в его случае апатия и равнодушие — это не лень, а усталость, влияющая на психику, когда и жить не хочется.

В таких случаях нужно лечить родителей, потому что у них явно какие-то проблемы. Очень странно, когда амбициозные люди, у которых есть деньги, считают, что их чадо должно быть самым лучшим, вызывать восторги и восхищение. Такой ребёнок — это игрушка, не более. И если возникает несоответствие реального человека с тем образом, который придумали родители, начинаются большие проблемы. Такие папы и мамы выдумали себе ребёнка-отличника, а он — просто живой человек. Его нужно уважать как личность — и он, возможно, ещё раскроется.


Выдержать такую нагрузку детской психике не всегда просто: иногда случается перегруз эмоций и информации, ребенок не выносит такого объема. Как результат — саботаж и нежелание учиться.

Что же может скрываться за нежеланием ходить в школу? Эту эмоцию можно разделить на составляющие — так мы поймем, о чем на самом деле пытается сообщить ребенок. А говорит он вот что:

В каждом случае отказа от школы есть своя история. Важно понять, какая. Выяснять это криками и скандалами — неудачная стратегия. Ребенок замкнется, перестанет доверять, решит, что родители его не понимают, не слышат, и продолжит свой бунт. Продолжит саботаж, за которым на самом деле скрыт оглушительный крик о помощи. Итак, что же делать родителям?

1. Не торопите ребёнка учиться

2. Не создавайте негативную установку

Здесь есть вероятность не только отказа от посещения школы, но невротизация и психосоматизация ученика. Он начинает болеть, пропускать занятия и все больше не успевать по предметам. Карательное воздействие со стороны окружения увеличивается — патологический круг замыкается. Выдохните, сбавьте обороты!

Ребенку нужна не критика и запугивание, а поддержка взрослого

От того, что вы накажете за неудовлетворительную оценку, ребенок лучше учиться не станет. А если вы поможете разобраться с темой, которую он не понял, покажете, что готовы поддержать в трудной ситуации, примете без запугиваний, даже если ребенок снова не справился, тогда в отношениях появится доверие. Тогда не будет страха, что из-за неудачи последует расплата. Это придаст уверенности, что даже двойка — не конец света, что она точно не повлияет на отношения с родителями, а значит, школы можно не бояться.

3. Не игнорируйте ребенка

Отказываясь ходить в школу, школьники могут так привлекать к себе внимание — добирать его хотя бы через ссору, потому что им попросту недостаточно времени, которое они проводят с родителями. И здесь важно не его количество, а качество.

Что такое качественное время с детьми? Это время, когда родители не выясняют, кто и что сделал по дому, не думают о быте, бытовых проблемах, а полностью сконцентрированы на общении. Здесь даже гаджеты уместны: можно посмотреть вместе фильм, с детьми младшего возраста — почитать книгу.

Интересуйтесь жизнью своих детей: что смотрят, кого слушают, кому подражают, кто их кумиры, о чем мечтают, из-за чего переживают. И тогда уже к подростковому возрасту у вас сформируется адекватный контакт с ребенком. Так вы сможете совместно преодолеть очередной кризис без драм и ссор в семье.

Читайте также: