Почему культура является социальным явлением кратко экология

Обновлено: 08.07.2024

Жабровский Иван Евгеньевич
Заведующий кафедрой инновационного развития агропромышленного комплекса Института повышения квалификации и переподготовки кадров агропромышленного комплекса учреждения образования "Белорусский государственный аграрный технический университет",
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.

Иконникова Наталья Валерьевна,
доцент кафедры иммунологии и экологической эпидемиологии Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета,
кандидат биологических наук.


Писарик, В.М.
Экологическая культура: Учебное пособие / В.М.Писарик. – Минск, 2018.

В учебном пособии рассматриваются базовые положения экологии, исторические основы появления первичных понятий экологической культуры, механизмы формирования связей общества с природой, процессы эволюции экологической культуры, причины нарушения гармоничности отношений человека и природы, принципы экологического гуманизма, а также основные составляющие культуры здоровья.
Материалы, собранные в данном учебном пособии, предназначены для студентов гуманитарного и психолого-педагогического направления. Кроме того, учебное пособие может быть интересно широкому кругу читателей.

Часть 1. Теоретические материалы………………………………….…………………………… 6

Тема 1. Система экологического знания…………………………………. ……………………. 10
1.1. Основные понятия экологии…………………………………………………………………. 10
1.2. Экология особей (аутэкология)……………………………………………………………… 10
1.3. Экология популяций и сообществ…………………………………………………………… 13
1.4. Глобальная экология…………………………………….……………………………………. 20
1.5. Экология человека…………………….………. ……………………………………………. 21
1.6. Социальная экология…………………………………………………………………………. 23
1.7. Исторические этапы развития экологического мировоззрения. …………………………. 23
Вопросы и задания по теме 25

Тема 2. Концептуальные основы социальной экологии………………………………………. 25
2.1. Понятия биогеоценоз и экосистема…………………………………………………………. 25
2.2. Экологические факторы……………………………………………………………………… 26
2.3. Характеристики экосистем, развитие и саморегуляция……………………………………. 27
2.4. Системный подход и моделирование в экологии…………………………………………. 29
2.5. Биосферные функции человечества…………………………………. …………………….. 32
2.6. Космо-био-психо-социальный характер человека…………………………………………. 33
2.7. Антропогенез………………………………………………………………………………….. 34
2.8. Переход биосферы в ноосферу………………………………………………………………. 35
2.9. Экологический мониторинг………………………………………………………………….. 36
Вопросы и задания по теме 2……………………………………………………………………. 39

Тема 3. Особенности взаимодействия общества и природы в историческом плане..………… 39
3.1. Сущность и истоки технического освоения природы……………………………………… 39
3.2. Развитие естествознания и техники в древнем мире……………………………………….. 41
3.3. Научный стиль мышления…………………………………………………………………… 44
3.4. Развитие техники на Востоке, странах древних цивилизаций…………………………….. 46
3.5. Своеобразие развития техники на Западе…………………………………………………… 46
3.6. Футуристические перспективы технического развития…………………………………… 49
3.7. Концепция устойчивого развития как ориентир на развитие мировой культуры………. 52
Вопросы и задания по теме 3……………………………………………………………………. 53

Тема 6. Экологическая культура в общечеловеческой культуре…..…………………………. 66
6.1.Экологическая культура как способ гармонизации взаимодействия общества и природы 66
6.2. Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества и природы.…………. 67
6.3. Коадаптивный механизм человека и природы……………………………………………… 70
Вопросы и задания по теме 6……………………………………………………………………. 72

Тема 7. Экономические причины экологического кризиса…………………………………. 73
7.1. Кризисные явления во взаимодействии общества и природы…………………………. 73
7.2. Рациональное природопользование…………………………………………………………. 75
7.3. Беларусь в контексте глобальных экологических проблем………………………………. 77
7.4. Перспективы устойчивого развития природы и общества………………………………… 78
Вопросы и задания по теме 7……………………………………………………………………. 81

Тема 8. Мировые религии в контексте отношения человека к природе………………………. 81
8.1. Природа в иудео-христианской традиции…………………………………………………. 81
8.2. Представление о природе в Коране………………………………………………………….. 82
8.3. Конфуцианство о гармоничном содружестве человека с природой………………………. 83
8.4. Японская религия Синто……………………………………………………………………. 83
8.5. Даосизм о природе……………………………………………………………………………. 84
8.6. Философия древних индийцев……………………………………………………………. 85
Вопросы и задания по теме 8……………………………………………………………………. 86

Тема 9. Экологическое сознание…………………………………………………………………. 86
9.1. Основные виды экологического сознания…………………………………………………. 86
9.2. Основы концепции пассионарности Л.Н. Гумилёва……………………………………. 88
9.3. Ландшафтный фактор формирования этногенеза………………………………………. 89
9.4. Концепции права, морали, этики в экологическом сознании…………………………….. 90
9.5. Антропометричность сознания: пассеизм, футуризм, актуализм, статизм……………. 92
Вопросы и задания по теме 9……………………………………………………………………. 93

Тема 10. Формирование экологической культуры……………………………………………… 93
10.1. Противопоставление человека и природы………………………………………………… 93
10.2. Воздействие природы на 94
10.3. Воздействие культуры (техногенной цивилизации) на природу……. 95
10.4. Эстетическая составляющая экологической культуры…………………………………… 96
10.5. Экологическое поведение как форма взаимодействия человека с внешней средой…… 97
10.6. Сохранение целостности экосистем………………………………………………………. 97
Вопросы и задания по теме 10……………………………………………………………………. 99

Тема 11. Экологическая этика и экологический гуманизм…..………………………………… 99
11.1. Альтернативный тип цивилизации. Самоограничение потребностей………………….. 99
11.2. Экологическая и глобальная этика…………………………………………………………. 100
11.3. Эволюция гуманизма и экологическая культура………………………………………….. 101
11.4. Экологическое 102
Вопросы и задания по теме 11……………………………………………………………………. 105

Тема 12. Культура здоровья как составляющая экологической культуры……………………. 105
12.1. Факторы, влияющие на здоровье человека………………………………………………. 105
12.2. Общественное и индивидуальное здоровье……………………………………………. 107
12.3. Культурно-генетические социальные группы…………………………………………. 110
12.4. Компоненты культуры здоровья. Качество жизни………………………………………. 110
Вопросы и задания по теме 12……………………………………………………………………. 112


;
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Абиотический компонент Биотический компонент


Природный компонент
Социально-экономический компонент


Биотическая составляющая: Абиотическая составляющая: Антропогенная составляющая: Хозяйственная составляющая:
растительный и животный мир поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, почва, полезные ископаемые и т.п. население промышленные, транспортные, энергетические, сельско-хозяйственные, бытовые и другие техногенные объекты

Вопросы и задания по теме 4:
1. Что изучает социоэкология?
2. Дайте определение социоэкосистемы.
3. Приведите примеры региональных и локальных социоэкосистем.
4. Опишите виды воздействий человека на биосферу.
5. Как осуществляется прогноз состояния окружающей среды?
6. Назовите законы социальной экологии.
7. Сформулируйте и объясните законы Баррри Коммонера.

Тематика семинарских занятий
1. Экологическая культура общества. История возникновения термина. Экологическая культура как часть общечеловеческой культуры.
2. Система социальных отношений общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы. Гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды. Целостный адаптивный механизм человека и природы.
3. Формирование экологической культуры личности. Экологическое мировоззрение. Рациональное природопользование. осознанное выполнение экологических правил, требований. Экономические механизмы регуляции формирования экокультуры. Нормативно-правовая база.
4. Основы экологического воспитания в системе образования. Экологическое просвещение.
5. Экологическая культура общества как фактор культуры здоровья: увеличение продолжительности жизни, уменьшение числа заболеваний и патологий, улучшение нравственно-этических показателей.

Основная литература для подготовки к зачету (экзамену)
1. Андреева, М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д.Андреева // Успехи современного естествознания – 2009.- №7.-С.143-145.
2. Гирусов, С.Н. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность / С.Н.Гирусов // Библиотечное дело- 2010.- №3.- С.21-29.
3. Горелов, А.А. Экология: учебное пособие / А.А.Горелов.- Москва: Юрайт-М, 2002.-312с.
4. Гришаева, Ю.М.. К вопросу сущности эко-гуманитарной образовательной парадигмы / Ю.М.Гришаева // Альма-матер.- 2011.- №1.- С.45-48.

Экологическая культура – это термин, получивший широкое распространение во второй половине XX в. Его появление связано с необходимостью внесения изменений в мировоззрение людей в связи с радикальной трансформацией биосферы. Эта трансформация создала угрозу существования как отдельных социумов, так и всего человечества. Масштабные угрозы требуют принятия мер не только на уровне правительств и крупных производителей – ответственность за любые действия ложится на каждого человека. В этом и проявляется культура жизни на планете Земля.

Что такое экологическая культура

Культура – это самоограничение. Оно может быть следствием собственных убеждений или стереотипов поведения, сформированным в данном обществе. Культурным человеком считается индивидуум, живущий так, чтобы не доставлять беспокойства другим и соответствовать всем требованиям общества. Эти два компонента культурного человека представляют собой единство и борьбу противоположностей – личности, как самодостаточного явления, и человека, находящегося под постоянным контролем общества.

Под экологической культурой граждан понимается такая система самоограничений, которая направлена на сохранение оптимального состояния окружающей среды.

Движущей силой возникновения этого вида культуры явилось состояние ресурсов. На протяжении всей истории существования людей природные ресурсы истощались, что приводило к гибели населения данной территории, к миграциям и изменению состояния общества.

Истощение основных природных ресурсов и трансформация экологической среды порождали экологический кризис. Выход из кризисной ситуации заключался:

  • в переходе на другие ресурсы;
  • в формировании новых правил поведения;
  • в принятии законов на государственном уровне.

Экокризис, порожденный вырубкой лесов в Европе, мог привести к гибели цивилизации на этой территории. Однако древесину, как энергоресурс, заменили углем. В результате стали развиваться промышленность и сельское хозяйство.

Такое решение проблемы не повлияло на стереотипы поведения. Люди, для которых лес был кормильцем и домом, теперь перестали от него зависеть. Несмотря на то что промышленность развивалась преимущественно на угле, лес истреблялся еще больше. Его вырубали не только на дрова и доски, но и для того, чтобы освободить площади для пастбищ и сенокосов.

Экологическое поведение было характерно для древних народов, живших общинами. Широколиственные леса были для первобытных европейцев не только источником ресурсов, но и местом естественной и магической защиты. Это заставляло их делить свою территорию на участки. Одна часть находилась в хозяйственной эксплуатации, другая приобретала статус священной земли, на которой могли находиться только представители касты магов.

Культурные ценности экологического характера, сформированные на уровне народных традиций, становятся наиболее устойчивыми стереотипами поведения. Запреты на уровне государственных законов в меньшей степени влияют на выработку устойчивых механизмов поведения. Людям свойственно осознанное или подсознательное противостояние государственной системе. Для того чтобы природоохранные запреты и ограничения стали частью ценностей личности, необходима длительная работа по профилактике и пресечению нарушений природоохранного законодательства.

В качестве примера можно привести запрет на охоту у водопоев. Такие запреты существуют в аридных зонах. Поскольку здесь воды мало, охотники, находясь у водоемов, могут уничтожить всю дичь, обитающую на большой территории. Такой запрет существовал у народов всегда. Однако при появлении государственных законов, регламентирующих охоту, население стало активнее охотиться на водопоях.

Этот парадокс объясняется сочетанием большой плотности населения с его независимостью от ресурсов данной территории. В результате моральное осуждение поступков со стороны жителей данного социума уже перестает играть значимую роль. В этом случае движущим механизмом поведения становится страх перед юридическим наказанием или мировоззрение, сформированные на его основе знания и моральные ценности.

Виды экологии

Впервые этот термин появился в 1866 г. Его автор – Эрнст Геккель – определил эту сферу знаний как науку о взаимодействии организмов со средой их обитания. Причем компонентами этой среды были не только неорганические объекты. Ее частью являлись и организмы разных видов, вступавшие во взаимодействие с данным биологическим объектом.

В таком понимании экология развивалась до середины XX в. Основным результатом развития следует считать переход экологии в разряд системных наук. Это означает, что теперь объектом данной сферы знаний стала система, которая получила название экологической.

Таким образом, экология в современном понимании является наукой, изучающей закономерности функционирования экологических систем. Таковыми являются системы, образованные живыми организмами разных видов, находящимися в постоянном взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой среды.

Со второй половины XX в. появились и стали достоянием масс такие понятия, как экологические проблемы, кризисы и катастрофы. Исходя из приведенного определения, в первом случае речь должна вестись о сложностях в функционировании и развитии экосистем.

Под кризисом следует понимать такое состояние, при котором проблемы, нарастающие как снежный ком, могут привести к разрушению экосистемы. Катастрофа – это гибель экосистемы. Причем это не означает, что на данном месте не будет ничего живого. Даже место атомного взрыва постепенно заполняется живыми организмами. Только они уже будут формировать другую экосистему взамен безвозвратно погибшей.

Для леса любой пожар – это катастрофа, потому что на месте деревьев появляются не лесные виды. Причем пожар на больших территориях может создать ситуацию безвозвратной гибели прежней экосистемы.

Катастрофой является и создание водохранилища ГЭС. При радикально измененных условиях среды (скорость течения воды, химический состав, изменение кормовой базы и т.п.) на месте речных экосистем появляются совсем другие сообщества с доминированием иных видов.

Войдя в повседневный обиход людей, не являющихся специалистами, это понятие приобрело не один, а множество смыслов. Появились экологии:

  • организмов (изначальное понимание термина);
  • популяционная (расширенный аналог биогеографии);
  • эволюционная (влияние среды на эволюцию);
  • географическая (геоэкология, называемая еще ландшафтной);
  • геохимическая (круговороты веществ и элементов);
  • прикладная (разработка норм воздействия на среду и ресурсы);
  • промышленная (воздействие хозяйственной деятельности на состояние среды);
  • социальная (взаимодействие людей с экосистемами).

Раздробление какой-либо сферы научных знаний на множество разделов свидетельствует о научной и практической востребованности. Чрезмерная популярность может приводить и к появлению ложных понятий. К таковым, например, необходимо отнести следующие словосочетания: экология души, чувств, медицины, химии и т.д. Эти понятия являются безграмотными и не имеют ничего общего с экологией, посвященной взаимоотношениям объектов живой и неживой природы. Эти взаимоотношения материальны, поскольку их проявлением служат круговороты веществ и элементов.

Что такое экологическая культура и как она формируется

Состояние экокультуры человека в современном мире

Каждый человек живет в обществе, развивается под воздействием социума, оказывая, в свою очередь, влияние на других людей. В этом плане поступки людей – это их отношение друг к другу. Этот тезис полностью относится к охране природы.

Человек заботится о каком-нибудь тигре или цветке не только из-за чувства жалости к другим существам, но и ради самоуважения. Кроме того, он заботится о природе ради будущих поколений. Охрана природы – это проявление отношения людей друг к другу в масштабах человечества и биосферы.

Экологическая культуризация – это процесс, связанный с глобализацией сознания. Проблемы, кризисы и катастрофы, несмотря на их преимущественно локальное проявление, современными людьми все в большей степени рассматриваются как ситуации, затрагивающие интересы всех и каждого.

Однако процессы культуризации происходят неравномерно. Это связано с низким уровнем образованности, живучестью устаревших стереотипов и противодействием со стороны организаций и лиц, заинтересованных в получении максимальной прибыли от эксплуатации природных ресурсов.

В качестве примера можно привести пиротехнический стереотип природопользования. Это традиция применять огонь в виде палов. Данный стереотип сформировался давно, еще в палеолите. Человек – это единственное животное, не боящееся огня. Способность управлять процессом горения и вывела людей из палеолита в неолит, а потом и в индустриальное общество.

В результате сильно изменилось состояние биосферы, уменьшилась площадь лесов, в т. ч. влажных тропических, начал меняться климат, а люди по-прежнему убеждены в том, что, сжигая природу, они делают не только полезное, но и экологически адекватное дело.

Палы, т. е. преднамеренные поджоги, трансформируют леса, способствуя их полному исчезновению. Устраняя органику, огонь снижает количество гумуса, замедляя или даже прекращая процесс почвообразования.

В лесах, неоднократно пройденных пожарами, уменьшается количество деревьев на единицу площади, что приводит к бурному разрастанию травы. В результате увеличивается горимость растительности, поскольку трава является хорошим проводником огня. Чем чаще человек производит палы, тем сильнее развиваются пожары.

Таким образом, палы порождают регулярные катастрофические пожары, распространяющиеся на больших территориях. В результате гибнут не только животные, но и люди. Несмотря на очевидность вреда, люди не спешат отказываться от палов. Каждым поджигателем руководит инстинкт пирофила, заложенный у человека на генетическом уровне. Кроме того, пиротехнический стереотип природопользования формировался на протяжении многих тысяч лет. Эта веками поддерживаемая привычка снижает уровень экологической культуры современного человека.

Таких примеров, тормозящих развитие культуры, можно привести много. Это сбор цветов, способствующий вымиранию видов, рубка елей на Новый год и т.д. Традиции делают общество сплоченным, но они же тормозят развитие культуры.

Что такое экологическая культура и как она формируется

Как формируется и развивается экокультура человека

Экологическая культура личности формируется под воздействием общества и собственных убеждений. Однако в одних и те же условиях могут появиться люди с разными убеждениями. Это связано с тем, что каждый человек неповторим. Личность формируется в семье, в школьном коллективе, в социуме. Ребенок подражает взрослым, поэтому его убеждения зависят от того, в какой среде он вырастет. Убеждения формируются на основе моральных ценностей, знаний и личного опыта.

Ответственность за формирование экологических убеждений лежит на государственной системе. Одна из функций государства – это передача знаний от одного поколения другому. Кроме того, государство создано для того, чтобы обеспечить людям защиту от неблагоприятных воздействий любого характера. Это не означает, что семья не должна воспитывать культурных людей. Основной воспитательный процесс в наше время по-прежнему происходит в семьях. Однако только государство представляет собой самовоспроизводящуюся систему, способную планомерно менять общество.

экологическая культура Это связано с образовательным процессом, направленным на пробуждение в людях сознания об окружающей среде. Этот процесс пытается способствовать изменению отношений между человеком и природной средой, гарантируя устойчивость и качество окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений..

Как движение, экологическая культура имеет свое оправдание в виде очевидного ускоренного дисбаланса природного продукта человеческой силы для преобразования окружающей среды. В результате этих модификаций живые виды часто подвергаются опасностям, которые могут быть необратимыми..


По этой причине экологи считают, что экологическую культуру следует прививать людям всех возрастов, на всех уровнях и в рамках формального и неформального образования..

Точно так же они считают, что социальные сети несут огромную ответственность за то, чтобы поставить свои огромные ресурсы на службу пропаганде этой культуры..

За эти годы эта образовательная миссия собрала группы специалистов по экологическим вопросам из всех стран. Одним из них является ЮНЕП, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде). Это учреждение координирует с 1975 года Международную программу экологического образования.

  • 1 Определение и понятие
    • 1.1 Определение
    • 1.2 Концепция
    • 2.1 Помогите улучшить качество жизни
    • 2.2 Заставляет людей знать об изменении климата
    • 2.3 Способствует сохранению воды
    • 3.1 Экологическая образовательная программа Hino Motors
    • 3.2 Пробуждение Мечтателя Симпозиум (пробуждение Мечтателя)

    Определение и понятие

    определение

    Таким образом, экологическая культура может быть определена как способность людей использовать знания и экологические навыки в своей практической деятельности..

    В этом смысле без достаточного уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их. Экологическая культура человека включает в себя его экологическое сознание и экологическое поведение.

    Экологическое сознание понимается как совокупность экологических идей, позиций и отношения мировоззрения к природе и стратегий практической деятельности, направленных на природные объекты..

    С другой стороны, экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и действий людей, прямо или косвенно связанных с природной средой или использованием природных ресурсов. Это определяется уровнем экологической осведомленности и овладением практическими навыками отдельных лиц в области природопользования..

    концепция

    Концепция экологической культуры тесно связана с экологическим образованием. В отличие от других традиционных форм образования, экологическая культура представляет собой целостный процесс (рассматривает экологическую культуру в целом) и обучение в течение всей жизни. Он направлен на создание ответственных людей, которые исследуют и определяют экологические проблемы.

    С другой стороны, экологическая культура не означает просто защиту окружающей среды или публикацию экологической информации. Напротив, он остается нейтральным, когда обучает людей критическому мышлению для решения проблем. Его руководящими принципами являются осведомленность, знания, отношения, навыки и участие.

    Важность экологической культуры

    Помогите улучшить качество жизни

    Культура окружающей среды может помочь улучшить качество жизни живых существ планеты. Примером этого являются различные программы экологической культуры, направленные на увеличение посадки деревьев. Они способствуют улучшению чистоты воздуха от многих вредных для человека загрязняющих веществ..

    В дополнение к обеспечению кислорода для дыхания живых существ, деревья действуют как очищающий фильтр. Согласно результатам квалифицированных исследований, они могут устранить 1,3 тонны в день окиси углерода. Кроме того, они могут устранить другие загрязнители, такие как диоксид серы, диоксид азота и озон.

    Аналогичным образом, программы экологической культуры поощряют создание нормативных актов, гарантирующих чистоту воздуха, и создание парков, которые могут помочь в соответствии со стандартами качества, необходимыми для поддержания чистоты воздуха. Этим они вносят большой вклад в улучшение качества жизни..

    Это заставляет людей знать об изменении климата

    Растет интерес со стороны организаций к ограничению, посредством создания экологической культуры, выбросов парниковых газов.

    Они также стремятся повысить эффективность использования энергии, как на региональном, так и на глобальном уровне, чтобы противостоять изменению климата.

    Природные земли, такие как леса, луга и парки, являются ключевым активом в этих усилиях. Большие запасы служат большими угольными фильтрами. Точно так же маленькие местные парки помогают освежить окружающую среду.

    Способствует сохранению воды

    Улучшение качества воды является еще одной целью, преследуемой программами экологической культуры. Сохранение открытых земель и создание парков сохраняет естественные процессы проникновения и ограничивает непроницаемость.

    Это гарантирует, что ливень движется сразу к центрам водоносного горизонта, максимально ограничивая его поверхностное перемещение. Контакт с поверхностными источниками загрязнения остается низким.

    примеров

    Экологическая образовательная программа Hino Motors

    Это программа, разработанная в Японии компанией Hino Motors. В нем пропагандируются просветительские и просветительские мероприятия, связанные с окружающей средой, в целях повышения экологической культуры работников..

    По мнению ее руководителей, компания убеждена, что экологическая деятельность выходит за рамки корпоративного сектора..

    Они также признают важную роль, которую каждый сотрудник играет на рабочем месте и дома. Поэтому в рамках программы особое внимание уделяется индивидуальной ответственности..

    На сегодняшний день руководство Hino Motors продолжает включать экологическое образование в свои программы обучения для менеджеров и новых сотрудников..

    Ее руководители гарантируют, что компания продолжит свои усилия по внедрению более систематического экологического образования в своих усилиях по постоянному повышению экологической осведомленности в Японии..

    Это симпозиум, созданный организацией Альянс Пачамама (Альянс Пачамама). В частности, симпозиум пытается продемонстрировать, что разрушение окружающей среды является результатом несовершенной системы убеждений современного мира. Эта неисправная система характеризуется отсутствием последствий в разрушительных действиях.

    В этом смысле симпозиум подчеркивает тот факт, что окружающая среда находится в критическом состоянии. Поэтому, хотя все еще есть надежда изменить наш курс, время необходимо.

    Организация Alianza Pachamama была основана в 1995 году в глубине тропического леса Амазонки между границами Перу и Эквадора. Его основатели получили поддержку в племени ачуаров (эквадорско-перуанской этнической группы). Это те, кто дает философское обоснование движению.

    В широком смысле слова эта наука о культуре, ее многообразных формах и проявлениях. При этом речь идет о локальных культурах и их возникновении, развитии и современном содержании, а также о мировой культуре, которая аккумулирует лучшие образцы локальных культур и позволяет выработать определенные эталоны, по которым можно равняться, с чего брать пример.

    В узком смысле слова наука культурология изучает аспекты культуры человека и общества, взаимодействуя при этом с другими гуманитарными дисциплинами: историей, философией, социологией, этикой, эстетикой и др.

    Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной, социальной и духовной культуры.

    Без понимания и умения самостоятельно осмысливать все эти и другие аспекты культуры человек не может состояться как личность, как гражданин.

    Глава 1. Культура и цивилизация

    Культура как социальное явление

    Понятие культура очень многообразно, поэтому определений у нас очень много. По оценкам специалистов их более 500, и каждое трактует его с той или иной позиции.

    Мы остановим Ваше внимание на одном определении, которое характеризует культуру как всеобщее явление.

    Культура - это совокупность материальных, социальных и духовных ценностей, которые выработало и продолжает вырабатывать человечество в процессе общественно-исторической деятельности. Это определение позволяет нам посмотреть на культуру как на постоянно развивающийся процесс, который одновременно удерживает основу своей жизнедеятельности - ценности, накопленные на протяжении всей истории (традиция).

    В этом определении четко выражен комплексный характер культуры через ее составные части - материальное, социальное и духовное содержание.

    Культура не существует вне человека и поэтому логично задать вопрос - с чего она начинается?

    В научной литературе на этот вопрос можно встретить самые разнообразные ответы и версии. Не затрудняя читателя их перечислением, предложим на Ваш суд версию о том, что культура начинается с захоронений.

    В самом деле, в течение многих тысяч лет первобытный человек не мог себе позволить такую роскошь, как похороны ближнего из-за недостатка продуктов питания. Погибший, умерший, или просто слабый беспощадно поедался в интересах продолжения рода. Но, по мере развития первобытного общества, возникновения зачатков сознания, мифического воззрения, в нем зарождается потребность в организации относительно постоянных стоянок и захоронений.

    В это время на почве фетишизма (фр. fetiche - идея, талисман) - веры в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком и тотемизма - веры в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным зарождаются примитивные религии. Вместе с ними входят в обиход и объекты: поклонения, магия, захоронения. Вот этот период развития человечества и можно, на наш взгляд, считать началом, возникновением культуры.

    Термин "культура" происходит от латинского слова colere, что означает возделывать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивные методы возделывания зерновых культур - возник термин agriculture или искусство земледелия. Уже в XVIII веке его стали употреблять и по отношению к людям, отличающимся изяществом манер и начитанностью. К современной трактовке понятия "культура" все чаще присоединяется понятие "интеллигентность". Отметим, что в ряде случаев эти понятия используются как синонимы и это не совсем правильно.

    Современный культурный человек - прежде всего личность высоконравственная, духовная, но не обладающая высокими знаниями в области того или иного вида искусства а, соответственно, не живущая этими проблемами. Культурный человек не позволит себе жить по законам двойной морали и чем бы он ни занимался физическим или умственным трудом, он всегда будет на высоте своей гражданской позиции, долга перед обществом, семьей, друзьями и близкими.




    Интеллигент - это изначально уже культурный человек. Он воплощает в себе творческий потенциал своей культуры, своего народа. Высокие знания его постоянно находятся в действии. Они служат на благо общества, именно они преобразуют мир по законам морали, нравственности, красоты.

    Вот почему деградация интеллигенции означает смерть культуры и духовную гибель народа. После того, как мы развели понятие "культурный и интеллигентный человек", уместно ввести понятие "цивилизация".

    Термин "цивилизация" зародился в Древнем Риме (от civil- гражданственный, государственный) и трактовался первоначально как общество, противоположное варварству. Исходя их этой посылки, легко заметить, что нельзя отождествлять культуру и цивилизацию или резко противопоставлять их. По своей сути цивилизация является порождением культуры на определенной исторической стадии, когда общество созревает для расслоения на имущих и неимущих, и для защиты интересов первых создается государство. Далее эти два явления: культура и цивилизация существуют уже вместе, постоянно оказывая влияние, взаимопроникая и пронизывая друг друга. Из множества определений цивилизации выберем, на наш взгляд, наиболее существенное.

    Цивилизация - общество, в котором социальные связи доминируют над природными. Теорий возникновения и развития цивилизаций, так же как и культур очень много.

    В нашем пособии мы предложим Вам теорию английского философа, историка и социолога А.Тойнби (1889-1975 гг.), изложенную им в своей работе "Постижения истории" в 12 т. (1934-1961 г.г.). Согласно взглядам А.Тойнби всемирная история представляет собой совокупность отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций [1].

    Оказавшись неспособной решать очередную социально-историческую задачу, "творческое меньшинство" отчуждается от "инертного большинства", которое самостоятельно или совместно с варварской периферией разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военных поражений, либо естественных катастроф.

    По данной методике А.Тойнби можно анализировать практически любые исторические и культурологические катаклизмы: будь то падение Великого Древнего Рима или сход с исторической арены КПСС. Выход для человечества Тойнби усматривает в духовном совершенствовании и достижении единой синкретической религии будущего.

    К читателю

    В Высшей школе России студенты всех ВУЗов и специальностей изучают гуманитарные науки. Среди них особое место занимает наука культурология.

    В широком смысле слова эта наука о культуре, ее многообразных формах и проявлениях. При этом речь идет о локальных культурах и их возникновении, развитии и современном содержании, а также о мировой культуре, которая аккумулирует лучшие образцы локальных культур и позволяет выработать определенные эталоны, по которым можно равняться, с чего брать пример.

    В узком смысле слова наука культурология изучает аспекты культуры человека и общества, взаимодействуя при этом с другими гуманитарными дисциплинами: историей, философией, социологией, этикой, эстетикой и др.

    Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной, социальной и духовной культуры.

    Без понимания и умения самостоятельно осмысливать все эти и другие аспекты культуры человек не может состояться как личность, как гражданин.

    Глава 1. Культура и цивилизация

    Культура как социальное явление

    Понятие культура очень многообразно, поэтому определений у нас очень много. По оценкам специалистов их более 500, и каждое трактует его с той или иной позиции.

    Мы остановим Ваше внимание на одном определении, которое характеризует культуру как всеобщее явление.

    Культура - это совокупность материальных, социальных и духовных ценностей, которые выработало и продолжает вырабатывать человечество в процессе общественно-исторической деятельности. Это определение позволяет нам посмотреть на культуру как на постоянно развивающийся процесс, который одновременно удерживает основу своей жизнедеятельности - ценности, накопленные на протяжении всей истории (традиция).

    В этом определении четко выражен комплексный характер культуры через ее составные части - материальное, социальное и духовное содержание.

    Культура не существует вне человека и поэтому логично задать вопрос - с чего она начинается?

    В научной литературе на этот вопрос можно встретить самые разнообразные ответы и версии. Не затрудняя читателя их перечислением, предложим на Ваш суд версию о том, что культура начинается с захоронений.

    В самом деле, в течение многих тысяч лет первобытный человек не мог себе позволить такую роскошь, как похороны ближнего из-за недостатка продуктов питания. Погибший, умерший, или просто слабый беспощадно поедался в интересах продолжения рода. Но, по мере развития первобытного общества, возникновения зачатков сознания, мифического воззрения, в нем зарождается потребность в организации относительно постоянных стоянок и захоронений.

    В это время на почве фетишизма (фр. fetiche - идея, талисман) - веры в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком и тотемизма - веры в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным зарождаются примитивные религии. Вместе с ними входят в обиход и объекты: поклонения, магия, захоронения. Вот этот период развития человечества и можно, на наш взгляд, считать началом, возникновением культуры.

    Термин "культура" происходит от латинского слова colere, что означает возделывать, обрабатывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивные методы возделывания зерновых культур - возник термин agriculture или искусство земледелия. Уже в XVIII веке его стали употреблять и по отношению к людям, отличающимся изяществом манер и начитанностью. К современной трактовке понятия "культура" все чаще присоединяется понятие "интеллигентность". Отметим, что в ряде случаев эти понятия используются как синонимы и это не совсем правильно.

    Современный культурный человек - прежде всего личность высоконравственная, духовная, но не обладающая высокими знаниями в области того или иного вида искусства а, соответственно, не живущая этими проблемами. Культурный человек не позволит себе жить по законам двойной морали и чем бы он ни занимался физическим или умственным трудом, он всегда будет на высоте своей гражданской позиции, долга перед обществом, семьей, друзьями и близкими.

    Интеллигент - это изначально уже культурный человек. Он воплощает в себе творческий потенциал своей культуры, своего народа. Высокие знания его постоянно находятся в действии. Они служат на благо общества, именно они преобразуют мир по законам морали, нравственности, красоты.

    Вот почему деградация интеллигенции означает смерть культуры и духовную гибель народа. После того, как мы развели понятие "культурный и интеллигентный человек", уместно ввести понятие "цивилизация".

    Термин "цивилизация" зародился в Древнем Риме (от civil- гражданственный, государственный) и трактовался первоначально как общество, противоположное варварству. Исходя их этой посылки, легко заметить, что нельзя отождествлять культуру и цивилизацию или резко противопоставлять их. По своей сути цивилизация является порождением культуры на определенной исторической стадии, когда общество созревает для расслоения на имущих и неимущих, и для защиты интересов первых создается государство. Далее эти два явления: культура и цивилизация существуют уже вместе, постоянно оказывая влияние, взаимопроникая и пронизывая друг друга. Из множества определений цивилизации выберем, на наш взгляд, наиболее существенное.

    Цивилизация - общество, в котором социальные связи доминируют над природными. Теорий возникновения и развития цивилизаций, так же как и культур очень много.

    В нашем пособии мы предложим Вам теорию английского философа, историка и социолога А.Тойнби (1889-1975 гг.), изложенную им в своей работе "Постижения истории" в 12 т. (1934-1961 г.г.). Согласно взглядам А.Тойнби всемирная история представляет собой совокупность отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций [1].

    Оказавшись неспособной решать очередную социально-историческую задачу, "творческое меньшинство" отчуждается от "инертного большинства", которое самостоятельно или совместно с варварской периферией разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военных поражений, либо естественных катастроф.

    По данной методике А.Тойнби можно анализировать практически любые исторические и культурологические катаклизмы: будь то падение Великого Древнего Рима или сход с исторической арены КПСС. Выход для человечества Тойнби усматривает в духовном совершенствовании и достижении единой синкретической религии будущего.

    Культура формируется как важный механизм чело­веческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

    Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение пред­метов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуаци­ях. Объектом социологического исследования являются кон­кретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культур­ной жизни, а также обуславливающие их социальные фак­торы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соци­альных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном про­грессе или регрессе.

    Каждое конкретное сообщество (цивилизация, госу­дарство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, кото­рая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в исто­рическом процессе возникает множество культур. Перед со­циологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Амери­канский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил бо­лее 60 культурных универсалий, свойственных всем обще­ствам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологи­ческие, психологические и социальные потребности.

    Этноцентризму противостоит культурный реляти­визм,провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культу­ра может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязы­вая данную культуру с другими, не рассматривая культур­ный процесс как общечеловеческий процесс, развитие миро­вой цивилизации в целом.

    Здесь перечислены только некоторые важные пробле­мы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культу­ры являются одними из важнейших в социологическом ис­следовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас сле­дует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, цен­ностной и нормативной системы, направляющей и регули­рующей деятельность людей.

    Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур.

    Культура в широком смысле слова включает в себя все до­стижения человечества, в том числе и материальные: ору­дия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересу­ют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функцио­нированию различных элементов в духовной культуре.Ка-ковы же эти элементы?

    1)Первым и наиболее важным элементом является по­знавательный, знаково-символический элемент, т. е. зна­ния, сформулированные в определенных понятиях и пред­ставлениях и зафиксированные в языке. Язык— это объек­тивная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным зна­чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение зна­ков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

    2)Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность— это свойство того или иного общественного предмета, явле­ния удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценно­сти формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предмета­ми окружающего мира, т. е. в результате ценностного отно­шения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей со­циального субъекта могут входить различные ценности:

    1. Смысложизненные(представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

    2. Универсальные:

    а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квали­фикация, правопорядок и т. д.);

    б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

    в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

    г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.);

    3. Партикулярные:

    а) привязанность к малой родине, семье;

    б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

    Ценностное отношениевыступает необходимым ком­понентом в формировании ценностной ориентации, деятель­ности и отношений, которые выражаются в ценностной ус­тановке. Ценностная установкаявляется своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, свя­занной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминирован­ную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, чело­веку, явлению, событию и т. д. Ценностные установки выра­батываются обществом в процессе общественно-историчес­кой деятельности и передаются индивидами и последующи­ми поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.

    Ценностные установки ориентируют человека в соци­альной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценност­ных установок образует мотив деятельности. Мотив— это фактор, ведущий к превращению установок в активную де­ятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соот­носить конкретные ситуации, в которых он действует, с си­стемой ценностей, которыми он руководствуется в своем по­ведении.

    Ближайший побудительный мотив человеческой дея­тельности, определяющий способ и характер последней, вы­ступает в качестве цели. Цель деятельности,как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов соци­ального субъекта. Она выражает осознание, решимость пе­ределать окружающий мир, приспособить его к своим по­требностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхи­щение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во времени, постольку следует подходить диффе­ренцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения времени правомерно гово­рить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шка­ле социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д.

    Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного дости­жения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни.

    Ценностное отношение обретает своего рода самосто­ятельное существование в виде социальной нормы.В опре­деленном смысле социальную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные нормы— это историчес­ки обусловленные общественным бытием требования к дея­тельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общест­венную необходимость организации деятельности и отноше­ний в соответствии с объективными условиями. В них в боль­шей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Одна из важ­ных особенностей воздействия социальных норм на деятель­ность и общественные отношения состоит в том, что их ис­полнение и предписание обеспечиваются различными фор­мами принуждения, начиная от общественного и кончая государственным.

    3) Синтетической формойкультуры являются образ­цы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд — это сово­купность символических стереотипных коллективных дей­ствий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих опреде­ленные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоциональнопсихологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участни­ками обрядового действия.

    Обычай— воспринятая из прошлого форма социаль­ной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого пред­писаниям. В роли обычая могут выступать различные обря­ды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай — неписанные правила поведения.

    Читайте также: