Почему крещение руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Собор строился из плинфы – тонкого кирпича с вкраплениями природного камня. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов. Таким образом, однокупольный византийский храм преобразовывался в характерную для Руси многокупольную пирамиду. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Такие храмы называют крестово-купольными. Стены были украшены мозаикой и фресками.

3. Используя Интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе.

Хоры – верхние открытые галереи или балконы внутри церкви в парадном зале и т.п.

Алтарь – главная часть храма, как правило, отделенная от общего помещения иконостасом.

Мозаика – картины из цветных камушков и стекла.

Стр. 92. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IХ – ХI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?

В IX–XII вв. в Европе существовало несколько культурных очагов, связь между которыми была довольно слабой. Наиболее развитая культура была в Византии, которая унаследовала многое из Античности. В Константинополе существовала школа, которую многие ученые считают первым европейским университетом. Византийская культура в данный период достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры Руси. В Западной Европе после падения Западной Римской империи начался резкий упадок культуры. Лишь с XI в. начинается возрождение системы образования, а с XII в. начинается новый культурный подъем в Западной Европе. Культуру многих стран Европы отличало единство и взаимодействие античного и христианского начал. На этой основе происходило становление культурных традиций Руси.

2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?

Главной темой древнерусского искусства была тема объединения государства под главенством князя, который является посланником Божьим, то есть государство под защитой Бога.

3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.

Крещение Руси способствовало широкому распространению письменности. Крещение способствовало быстрому развитию христианской культуры, появлению храмов и монастырей, которые становились крупными культурными центрами, при которых появлялись первые школы, что приводило к распространению грамотности среди широких слоев населения. В монастырях создавали летописи, занимались созданием других письменных памятников. После Крещения на Русь стали приезжать церковные переводчики, грамотеи, которые занимались просвещением широких слоев населения.

4. Используя иллюстрации учебника к предыдущим параграфам, сравните миниатюры из летописи с картинами художников XIX – XX вв. (например, на с. 72—73). В чём их основные различия?

Картины художников XIX-XX вв. более полно изображают процессы. Миниатюры из летописи носят глубоко религиозный характер, повсюду изображения представителей церкви, тогда как главными на картинах художников были князья и его окружение.

Как перемены в обществе, связанные со становлением и развитием государства, влияли на перемены в быте населения Руси?

Крещение Руси способствовало широкому распространению письменности. Крещение способствовало быстрому развитию христианской культуры, появлению храмов и монастырей, которые становились крупными культурными центрами, при которых появлялись первые школы, что приводило к распространению грамотности среди широких слоев населения. В монастырях создавали летописи, занимались созданием других письменных памятников. После Крещения на Русь стали приезжать церковные переводчики, грамотеи, которые занимались просвещением широких слоев населения.

Аватар

Язычество – культура устной традиции, песен и былин. В то же время христианство – религия книжная. Она основана на Ветхом Завете и Евангелие, чётко составленном тексте богослужений и других записях. Потому вместе с христианством целенаправленно прививалась грамотность. Не даром Кирилл и Мефодий поехали в Великую Моравию и наставлять её жителей в вере, и составлять славянскую азбуку, и переводить с помощью этой азбуки церковные книги.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Если в католических странах Европы языком богослужения, христианской литературы и культуры в целом был латинский, и там, чтобы стать грамотным, нужно было изучить именно латинский язык, то на Руси все эти функции выполнял древнерусский язык. Язык переведенной православной литературы был понятен каждому. Поэтому если в Западной Европе грамотность была уделом лишь незначительной части населения, то ее уровень на Руси был чрезвычайно высок для Средневековья. Интересно отметить, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I и ставшая королевой Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), а ее муж — французский король — ставил вместо подписи крест.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура Древней Руси"

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торговали, воевали. Они создавали и культурные ценности.

Строили храмы, украшали их росписями, изготавливали ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружающем мире.

Основной древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, традиции, искусство. Об особенностях культуры Древне Руси, влиянии, которое оказали на неё соседние народе, её достижениях мы поговорим на сегодняшнем занятии.

Древнерусская культура впитала в себя достижения других народов – финно-угров, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных и южных славян.

Большое влияние оказала Византия. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились книги. Благодаря Византии Русь познакомилась с христианской культурой.

Мастера Руси в своих произведениях отражали думы и чаяния народа. Главным их мотивом был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

На Руси развивалось устное народное творчество. Былѝны – сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

Любимыми народными героями были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства. Её создали Кирилл и Мефо̀дий. Славянская письменность проникла на Русь во второй половине 9 – 10 веке.

Кирилл и Мефодий

Крещение Руси дало толчок развитию письменности и грамотности.

На Русь стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии и Болгарии. Были открыты церковные школы. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счёту.

Появились переводы греческих и болгарских книг. Переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, исторические сочинения.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготавливались из выделанной телячьей кожи – перга̀мента.

Каждая буква в них была тщательно выписана по правилам – уста̀ву. Книги украшались картинками – миниатю̀рами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. С 11 века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек.

Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались берёзовой корой – бересто̀й.

В 11 веке на Руси появились письменные познавательные произведения. Первыми литературными произведениями были летописи.

Используя летописи, написанные ранее, и различные документы, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий.

Летопись повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими народами.

Нестор был одним из первых создателей житѝй – литературных описаний людей, причисленных к лику святых.

До Нестора жил другой литератор древней Руси – Илларио̀н – первый киевский митрополит. Он создал ряд произведений в жанре сло̀ва – торжественного и поучающего обращения.

На Руси было развито деревянное зо̀дчество – искусство постройки зданий из дерева. Оно имело свои традиции.

Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие пристроек – клѐтей, переходов, сенѐй.

Жилища бояр и князей – хоромы – состояли из нескольких соединённых между собой строений. В центре находился тѐрем – башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба и го̀рницы-клети. Рядом находились летние помещения. Их соединяли переходы – сени.

Зажиточные горожане жили в сру̀бах. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат.

Ремесленники обитали на городских окраинах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домов.

На Руси стали расти города. Они становились торговыми ремесленными и религиозными центрами.

В городах развивалось каменное строительство. На Руси оно появилось в конце 10 века после принятия христианства. Первые сооружения были построены византийскими мастерами.

В 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь.

Первые русские храмы были выстроены в соответствии с византийскими традициями.

Построенный в Киеве при Ярославе Мудром Софийский собор уже сочетал в себе славянские и византийские традиции.

Внутреннее убранство Софии отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фрѐсками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной моза̀икой – картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Мозаики и фрески

На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины повседневной жизни людей.

В 11 – 12 веках были построены каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде.

В храме всегда можно было увидеть ико̀ны – живописные изображения бога и святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии.

Русь славилась своими оружейниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами. Им пользовались и княжеские дружинники. Вооружены они были: копьями, мечами, саблями. Головы воинов защищали шишакѝ – остроконечные шлемы. Защитой были щит, броня или кольчуга.

Участники народного ополчения вооружались проще: лук, колчан со стрелами, нож, копье либо тяжёлый боевой топор.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду.

Особенной была и повседневная жизнь в Древней Руси.

Славяне жили большими семьями. Старший из семьи являлся её главой. Глава распоряжался имуществом, участвовал в городском вече, отвечал за выполнение повинностей.

Воспитание детей было трудовым. Мальчиков брали работать в поле, начинали приучать к делу, учить грамоте. Девочки присматривали за младшими, помогали матери по хозяйству.

В знатных семьях до года дети находились на руках кормилицы. Мальчиков начинали учить грамоте с 5 лет. Воспитанием князя руководил его дядя.

Развлечением знати были охота (соколиная, ястребиная, псовая) и пиры. Гостей на пирах развлекали скоморо̀хи и гусляры̀. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Главным элементом древнерусской мужской одежды были рубаха и порты̀ – штаны.

Простолюдин носил холщовую рубаху до колен и шерстяные домотканые порты. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными нашивками. Украшал такое одеяние узкий пояс с металлическими бляшками. На ногах носили лапти.

Верхней одеждой были зипуны̀ – кафтаны. Зимой носили шубы – кожухи и войлочные шапки.

Богатые люди носили такую же одежду, только лучшего качества. Они могли позволить себе епанчѝ – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотом и серебром, кожаные сапоги.

У женщин главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась – понёва – юбка. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Зимой носили шубы.

Костюм знатной женщины отличался богатством материала.

В торжественных случаях женскую голову украшал коко̀шник.

Его делали из твёрдого материала, обтягивали дорогой тканью, украшали жемчугом. Богатые русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и другими ювелирными изделиями. В деревнях украшения были попроще – из меди, бронзы, недорогих камней.

Читайте также: