Модель организации внеурочной деятельности в рамках фгос спо кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конкурсе приняли участие 17 авторских коллективов общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования из восьми муниципальных образований республики ( г.Усинск – 1; г.Сыктывкар – 5; г.Воркута – 4; Ухтинский р-он – 2; г. Инта – 1; г.Вуктыл – 1; Сыктывдинский р-он – 1; Усть-Вымский р-он – 2).

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (далее, ФГОС) предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся и студентов (далее, студентов) в рамках урочной деятельности направлена на достижение результатов освоения основной профессиональной образовательной программы. Но, в первую очередь, – это достижение результатов профессионально-личностного развития. Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от аудиторных занятий время и является важнейшей составной частью образовательного процесса, обеспечивающего формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.

ФГОС третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием таких профессионально-личностного новообразований, как компетентность и профессиональная культура.

В условиях среднего профессионального образования одним из средств формирования востребованных качеств личности студентов является создание системы внеурочной деятельности. Это понятие, объединяющее все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания, развития и социализации. Внеурочная деятельность - это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления.

Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки, которую планируется создать в техникуме. Эта модель предполагает тесное взаимодействие образовательного учреждения с учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, объединениями работодателей, общественными объединениями, осуществляющими деятельность в сфере образования. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ.

В результате работы авторского коллектива получена модель организации внеурочной деятельности, содержащая следующие компоненты:

-Ценностно-целевой компонент модели

-Организационный компонент модели

-Результативный компонент модели.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Таким образом, актуальность данной модели организации внеурочной деятельности в условиях интеграции дополнительного и основного общего образования через клубные формы работы обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересы государства, общества, учащихся и их родителей;

- спецификой школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Модель организации внеурочной деятельности в условиях интеграции дополнительного и основного общего образования через клубные формы работы

Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, здоровую, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Основная задача школы – помочь растущему человеку: дать качественное общее и дополнительное образование, способствовать его социальной адаптации в социуме, выстраиванию правильных семейных отношений, духовному, интеллектуальному и физическому развитию, становлению гражданской сознательности.

Глава 1. Общие положения об организации внеурочной работы в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования ___________________4
1.1 Цели, задачи, принципы организации внеурочной работы ____________6
1.2 Принципы внеурочной деятельности______________________________7

1.3 Организационные модели внеурочной деятельности__________________8

1.4 Результаты внеурочной деятельности______________________________8

1.5 Учет внеурочных достижений обучающихся_________________________9

Глава 2. Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС________11

2.1 Теоретическое обоснование актуальности темы выпускной работы_____11

2.2 Актуальность и перспективность опыта_____________________________13

2.3 Теоретическая база опыта_________________________________________17

2.4 Условия эффективности проведения внеурочных занятий по математике_18

2.5 Новизна опыта__________________________________________________21

2.6 Технология опыта_______________________________________________22

2.7 Эффективность и результативность________________________________26

4.Список использованной литературы__________________________________28

Жизнь стремительно меняется. Человечество живет в условиях информационной цивилизации, наша страна наметила планы построения инновационной экономики, в которой главным источником экономического роста являются знания и информация. В новых условиях не может быть эффективным человек, не способный к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию. Именно поэтому появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества и производства.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность.

Общие положения об организации внеурочной работы в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования

Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам.
Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.
В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития
России до 2020 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов.
Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории.
Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных помещений, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся.
Их реализация должна обеспечить преемственность основных образовательных программ и единство образовательного пространства.
Предназначение стандарта – нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих общими и профессиональными компетенциями, адекватными знаниями, общечеловеческими ценностными установками.
Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив, запросов личности, семьи, общества и государства.

Цели, задачи, принципы организации внеурочной работы
Целью внеурочной деятельности в колледжах, профессиональных лицеях является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
Задачи внеурочной деятельности:
 изучить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании,
привлечь их к занятиям в системе дополнительного образования;
 определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, его формы, методы работы с обучающимися;
 создать условия для функционирования единого воспитательного пространства в образовательной сети/кластере региона:

общеобразовательные организации
- профессиональные образовательные организации

- организации дополнительного профессионального образования

- организации дополнительного образования

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования);
 разнообразить виды творческой деятельности для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях различной направленности;
 оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
 разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность обучающихся.
Внеурочная деятельность выполняет следующие функции:
 образовательная - обучение молодого человека по дополнительным
образовательным программам, получение им новых знаний и умений;

 воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
 креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
 компенсационная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
 рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психо-физических сил обучающихся;
 профориентационная - формирование устойчивого интереса к профессии,
содействие определению жизненных планов обучаемого, его индивидуальной
траектории;
 социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
 самореализации - самоопределение молодого человека в информационной,
социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
 контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности
деятельности за определенный период времени;
 интеграционная - создание единого информационного и образовательного
пространства образовательной сети региона.

1.2 Принципами внеурочной деятельности являются:
1. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет
обеспечить тесную связь внеурочной деятельности обучающихся с условиями профессионального обучения.
2. Принцип коммуникативной активности обучающихся. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности разнообразие видов деятельности, и возможность выбрать вид деятельности наиболее интересующий и доступный.
3. Принцип преемственности внеурочной работы с учебным процессом. Означает требование сознательного применения знаний и умений, преемственность учебной и внеурочной деятельности. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных, профессиональных и воспитательных задач.
4. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей обучающихся дают возможность руководителю внеурочной работы осуществлять ее перспективное планирование, определять задачи и способы организации на каждом этапе.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности.
6. Принцип гуманистической направленности позволяет в максимальной степени учитывать интересы и потребности обучающихся, создавать условия для формирования у них умений и навыков самопознания, личностного и профессионального самоопределения, самореализации, самоутверждения.
7. Принцип успешности и социальной значимости - формирование у обучающихся потребности в достижении успеха.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы определяет образовательное учреждение.

1.3 Организационные модели внеурочной деятельности
Профессиональная образовательная организация несет ответственность за результаты освоения основной профессиональной образовательной программы обучающимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся образовательное учреждение должно предусмотреть время и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.
Внеурочная деятельность может осуществляться через:

 учебный план образовательной сети/кластера, а именно, через вариативную часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, научные общества,
учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
 дополнительные профессиональные образовательные программы самой
профессиональной образовательной организации;
 образовательные программы организаций дополнительного профессионального образования и организаций дополнительного образования;
 классное руководство (кураторство): экскурсии, диспуты, круглые столы,
соревнования, общественно полезные практики и т.д.;
 деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора,
социального педагога, педагога-психолога, воспитателя общежития) в
соответствии с должностными обязанностями работников образования;
 инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе
учитывающих региональные особенности.

1.4 Результаты внеурочной деятельности:
Для успеха в организации внеурочной деятельности обучающихся принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат внеурочной деятельности – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали
формированию его компетентности, идентичности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности обучающихся могут быть трех уровней:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет равноправное взаимодействие обучающихся в защищенной, дружественной им социальной среде.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет его взаимодействие с социальными субъектами за пределами профессиональной образовательной организации, в открытой общественной среде.

1.5 Учет внеурочных достижений обучающихся
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Основными задачами составления портфолио являются:
- развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;
- мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению знаниями, умениями;
- переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся;
- систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности
обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;
- создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.
Портфолио может иметь следующую структуру:


В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопросы влияния внеурочной деятельности на формирование профессиональных и общих компетенций, навыков самостоятельной работы обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, педагогика, среднее профессиональное образование, методика преподавания, внеучебная деятельность.

Одна из ведущих черт педагогики современной России — разнообразие методик и технологий, применяемых на практике. Безусловно, именно сочетание и грамотное использование различных технологий, а не какой-то одной, оказывает положительное влияние на весь процесс обучения молодёжи. Однако, стоит отметить, что теоретические изыскания, описывающие те или иные методики и особенности применения, направлены в основном на анализ ситуации в сфере начального, общего и высшего образования. При этом, среднее профессиональное образование, несмотря на его критическую важность для развития экономики и благосостояния граждан, зачастую оказывается за гранью интересов авторов педагогической научной литературы. Исходя из этого, авторы считают актуальным рассмотрение тех или иных аспектов применения приёмов и методов современной педагогики именно в рамках специфики учебного процесса колледжей.

Подготовка квалифицированных специалистов включает в себя не только элементы традиционной классно-урочной системы в сочетании с производственной практикой. Применение одних лишь репродуктивных методов обучения, которые распространены в среде педагогов старшего возраста, представляется авторам крайне сомнительной. Вместо этого следует оценить возможность более широкого внедрения в образовательный процесс элементов внеурочной деятельности.

Традиционно внеурочная деятельность обучающихся рассматривается исключительно в контексте школьного образования, хотя её основные принципы имеют более широкие границы применимости. Так, по мнению современных авторов, под внеурочной деятельностью понимают целенаправленную, образовательную и воспитательную работу, которую организует педагог с обучающимися во время, свободное от основных занятий [1].

При этом отмечается, что подобная деятельность является полноправным элементом учебного процесса и позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса исходя из его потребностей и интересов. Так же, внеурочная работа фактически является формой организации свободного времени и не имеет жёсткой регламентации. Тем самым реализуется принцип непрерывности процесса обучения.

Исходя из задач внеурочной деятельности [2], а именно:

– расширение общекультурного кругозора;

– формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

– включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

– участие в общественно значимых делах;

– помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

– создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения;

Определяются формы внеурочной деятельности, как следует из практического опыта авторов и многочисленных тематических публикаций [3], крайне разнообразны. Можно выделить научно-познавательную составляющую, досугово-развлекательную с элементами проблемных технологий, художественно-эстетическую или даже социально значимую, то есть добровольческую. Выбор конкретного направления может осуществляться самим педагогическим работником с учётом интересов обучающихся. Авторы подчёркивают, что последнее и есть условие которое, является обязательным для успешного достижения целей внеурочной работы со студентами.

Учитывая вариативность и определённую недетерминированность содержания рассматриваемого понятия, укажем на практические вопросы, связанные с реализацией внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании. Прежде всего, научно-познавательная составляющая представляется важным в преподавании как общеобразовательных дисциплин, так и профессиональных. Регулярные групповые и индивидуальные поездки на экскурсии в музеи, на выставки и производства, которые проходят вне рамок учебных занятий, позволят воспитать в студентах интерес к будущей профессии, значительно расширить представление о профессиональной деятельности, сформировать мобильность и готовность к изменениям.

Досугово-развлекательные тематические мероприятия, такие как научно-популярные события, и те мероприятия, которые помогают окунуться в реальную среду, помогут становлению рационального и естественно-научного мышления. Участие в волонтёрских программах потенциально выступит основой формирования эмпатии и культивирования гражданской ответственности для тех специальностей, где общение с людьми является неотъемлемым элементом. Так как внеурочная деятельность обучающихся должна осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программой воспитания и социализации образовательного учреждения и реализовывать основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе человеческая жизнь, трудовая этика, права и свободы граждан; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур.

По мнению авторов, в учебном заведении среднего профессионального образования необходимо создавать и поддерживать пространство для внеурочной деятельности студентов. Таким образом обучающиеся лучше формируют свое социальное пространство, расширяют кругозор и как следствие определяют свое направление в профессиональной деятельности. Самореализация студентов проходит продуктивно, когда они посещают семинары, выставки, лекции. Совместная внеурочная деятельность помогает выстраивать отношения со сверстниками и педагогами, способствует самоутверждению личности студента, дает ценный опыт общения.

Кроме того, внеурочная деятельность служит мотивом для появления и реализации инициатив со стороны студентов на основе собственных интересов, что может оказать положительное влияние на становление подлинно работающей системы самоуправления в учебном заведении.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, профессиональное образование, внеурочная деятельность обучающихся, внеурочная работа, гражданская ответственность, положительное влияние, профессиональная деятельность.

Панфилова Елена Николаевна


Бутурлиновский механико-технологический колледж

– Для начала расскажите, пожалуйста, немного о том, что такое в целом внеурочная работа и для чего она нужна?

– Внеурочная деятельность обучающихся – понятие, объединяющее все виды их деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО.

К основным задачам внеурочной деятельности можно отнести: реализацию принципа единства образовательного процесса, определенного требованием ФГОС; развитие познавательной, социальной, творческой активности обучающихся, их нравственных качеств; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; обращение к тем проблемам, темам, профессиональным образовательным областям, которые являются личностно значимыми для того или иного обучающегося, которые недостаточно представлены в рамках урочной деятельности; создание благоприятных условий для усвоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов, становление мировоззрения обучающихся.

– Почему важно уделять внимание внеурочной работе в подготовке специалистов?

– Одной из основных задач системы СПО при подготовке специалиста является ориентация на конкретные требования работодателей и налаживание тесного контакта с ними в период производственных практик с целью трудоустройства выпускников, ибо конечная цель профессионального образования – не просто научить и выдать диплом, а быть уверенным, что выпускник будет востребован на рынке труда. Подготовка специалистов среднего звена, к которым относятся и бухгалтеры, должна быть ориентирована, прежде всего, на воспитание специалиста, приверженного определенной системе ценностей, значимых для данной профессии. Современные экономические отношения влекут за собой изме­нения в характере и содержании труда специалиста. Изменяя место и роль специ­алиста среднего звена, они предполагают и коренное изменение его образователь­ного потенциала, уровня требований к профессиональной подготовке. Совре­менному производству требуется новый тип специалиста – профессионально са­мостоятельный, мобильный, с высокой степенью адаптивности к изменяющим­ся условиям, с развитым техническим, проблемным и системным мышлением, обладающим наряду с профессиональными и общими компетенциями. Такие требования работодателей обуславливают необходимость формирования у молодого поколения мотивации инновационного типа трудового поведения, современного мышления.

– Насколько велика роль внеурочной деятельности на пути к выполнению задач ФГОС?

– Какие возможности добавляет внеурочная работа в воспитание студентов?

– Как в вашем учебном заведении реализуется организация внеурочной деятельности студентов?


– Почему вы отдаете предпочтение именно такому виду внеурочной деятельности как кружковая работа? в чем ее преимущества?

Занятия в кружках способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации обучающихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружок – это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. А совместные мероприятия сплачивают будущих бухгалтеров, ведь специфика бухгалтерского труда предполагает, как правило, работу в малых группах. Многие общие компетенции, особенно связанные с работой в коллективе, умением самоорганизации своей деятельности, определением задач профессионального и личностного развития, осознанным планированием повышения квалификации, умением брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий, успешно реализуются именно в формате кружковой работы.

Читайте также: