Проекты по профориентации в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Так много разных профессий, и все они очень интересные. Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос дети задают себе уже в начальных классах.

Все ли дети так колеблются при выборе профессии? И когда уже надо окончательно ориентироваться?

  1. Определился ли ты с выбором профессии?
  2. В каком возрасте ты сделал этот выбор?
  3. Кто повлиял на твой выбор?

И вот какую картину мы увидели. Из 32-х опрошенных учащихся 20 человек определились с выбором профессии, причем 13 из них сделали этот выбор еще в детстве, мечтали об этой профессии, целенаправленно шли к ней.

По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве. Увы, но результаты нашего анкетирования таковы:

Всего 3 – 5 лет 6 – 10 лет 10 – 13 лет 14 – 16 лет
32 2 4 7 19
  • Экскурсии – 10%
  • Учителя – 18%
  • Не знаю – 39%

С раннего детства лелеют свою мечту о будущей профессии лишь 6%, а 75% учеников сделали свой выбор год назад, полгода назад или всего месяц назад.

Результаты исследования подтолкнули меня к тому, что если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Я разработала примерное планирование занятий по профориентационной работе.

1 класс.

Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа “Труд людей осенью”.
Октябрь Экскурсия по городу.
Ноябрь Экскурсия на строительную площадку жилого дома. Встреча со строителями
Декабрь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
Январь Экскурсия в школьный кабинет технологии.

2 класс.

Сентябрь Беседа “Труд людей осенью”. Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода.
Октябрь Лес. Работники лесничества.
Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа “Будь внимателен на улице”.
Декабрь Знакомство с профессией портнихи.
Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
Февраль Профессии наших пап.
Март Знакомство с профессиями наших мам.
Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря.
Май “Защита профессий” внеклассное мероприятие.

3 класс.

Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.
Декабрь Телеурок “Будь осторожен с огнем”. Беседа о профессии пожарного.
Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин.
Февраль Я – мастер. Сделай своими руками подарки папам.
Март Профессии наших мам. “Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”.
Апрель Знакомство с профессией повара.
Май КВН “Мир профессий”.

4 класс.

Сентябрь Мир глазами астронома.
Октябрь Мир глазами географа.
Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
Декабрь Экскурсия в медицинский пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
Январь Мир глазами историка.
Февраль Профессия моих родителей (встречи, беседы).
Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
Апрель Телеурок “Весенние работы в саду, в поле, на огороде”.
Май Беседа “Чем я могу помочь дома”. Творческая работа “Все работы хороши - выбирай на вкус. ”.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

Вот такая работа проводится по каждой профессии:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, книг и телепередач.

Второй шаг - экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 класса ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке, на пришкольном участке, в огороде. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

  1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.
  2. Разработанная мной система работы, решает проблему по профориентации.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Микрюкова Елена Александровна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с УИОП №10

города Кирово-Чепецка Кировской области

Если Вы не знаете, в какую гавань держите путь,

То никакой ветер не будет Вам попутным.

Профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней.

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей основную. На этом этапе у младших школьников должно сформироваться добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развиваться интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения, интерес к наиболее распространенным профессиям. Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.

Задачи профориентационной деятельности в начальной школе таковы

познакомить с разнообразием мира профессий;

дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;

развивать интеллектуальные и творческие возможности;

воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Профориентационная работа в начальной школе осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности.

Организация профинформационной работы

на уроках в начальной школе

Первое знакомство с профессиями начинается в 1 классе на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, физической культуры и музыки. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе. Так, на уроках русского языка и литературного чтения осуществляется:

знакомство с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности;

расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий;

знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве.

На уроках окружающего мира осуществляется:

знакомство с отраслями экономики, первоначальные представления об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;

изучение видов транспорта и его использование в современных условиях;

изучение профессий, необходимых нашему городу и краю.

На уроках изобразительного искусства и технологии:

воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека;

развитие интереса к профессиям родителей;

знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

Непрерывная профинформационная работа на уроках в начальной школе позволяет формировать представление о мире профессий, направлена на развитие интереса к будущей профессии, на понимание роли труда в жизни человека, что является одним из компонентов психологической готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.

Организация и проведение внеклассных занятий по профориентации

Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Внеклассная работа по профориентации учащихся начинается с первого класса и имеет логическое продолжение в следующих классах. Формы работы:

беседы; игровые занятия; экскурсии; викторины; конкурсы; встречи с людьми интересных профессий; участие в конкурсах рисунков, фотографий, сочинений; защита проектов и др.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Тематика классных часов по профориентации

Человек – человек (медицина, образование, бытовое обслуживание)

Человек – искусство (музыка, живопись, литература, драматургия)

Человек – природа (животноводство, растениеводство)

Организация и проведение конкурсов

рисунков и сочинений по профориентации

По результатам экскурсионной работы, профинформационной работы, внеклассных занятий обучающиеся принимают участие в конкурсах рисунков, написании проекта, тем самым закрепляя полученные знания.

Первый этап профориентационной работы в школе:

Формирование у младшего школьника ценностного отношения к труду.

Понимание его роли в жизни человека и общества.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе в социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

В рамках этого проекта используется модель практико –ориентированной профориентационной работы.

Используется Методика социального проектирования, то есть специфическая технология, представляющая собой конструктивную и творческую деятельность.

Взаимосвязь профориентационной работы в начальной школе с элементами практико-ориентированной среды обучения.

Объект социальной-практики: проблема выбора будущей профессии, предприятия, организации, учреждения города, где работают родственники.

Цель: отработка навыков общения с представителями выбранной профессии, сбор информации о социальном объекте.

Вхождение в работающее предприятие(учреждение, организацию),

Наблюдения за действиями специалиста,

Знакомство с предприятием в деятельностном режиме,

Сбор информации о профессии и о предприятии,

Описание работы специалиста и предприятия.

Рефлексия о своей деятельности.

Данные социальные практики будут организованы на предприятиях (учреждениях, организациях города), где работают родители, представители различных профессий. Главным содержанием деятельности обучающегося является включенное наблюдение за работой специалиста, совершающего профессиональные действия.

Организация социальной практики включает в себя три этапа:

Подготовка к социальным практикам. Сбор теоретических данных о профессии своих родителей, интервью.

Социальные практики. Экскурсия на место работы родителей.

Цель: Узнать о профессиях своих родителей, расширить представление о сфере их профессиональной деятельности.

Расширить представление о профессии своих родителей.

Развить интерес к труду и профессиональной деятельности родителей.

Воспитывать уважение к людям труда.

Формы работы: экскурсия на производство, интервью с родителем.

Рисунок или фото

Выбранная профессия

1. Что такое профессия? Нужно ли знать о профессиях?

2. Профессии. Какие они? Какие профессии есть в семье?

3. Что представляет труд данной профессии? Чем занимаются люди данных профессий?

4.Как называют людей этой профессии?

5. Какими качествами должен обладать человек данной профессии?

6. Какими знаниями должен обладать человек данной профессии? Как взаимосвязан труд людей с другими профессиями?

7. Какие трудности есть в данной профессии?

8. Хотел бы ты избрать данную профессию? Почему? Кем хотел бы стать в будущем? Какая профессия нравится тебе?

9. Что и кто поможет узнать о профессиях еще больше?

Какими источниками информации пользовались? Кто помогал в создании проекта?

Приложение №1. Пословицы, поговорки, загадки о профессии.

Приложение №2. Фотографии с места работы (родитель+ребенок), рисунки о профессии.

Приложение №3. Интервью ученика с родителем.

(Ответы должен записать сам ученик).

1. Расскажи мне о своей профессии.

2. Кем ты работаешь?

3. Когда ты решил стать ___________ и почему?

4. Опиши свою рабочую обстановку.

5. В чем плюсы и минусы твоей работы?

6. Опиши твое самое большое достижение на работе.

7. Расскажи об интересном случае.

8. В чем секрет успеха твоей профессии.

Итоговое задание проекта – создание продукта учеником:

профориентационной работы в начальной школе

Система профориентационной работы в начальной школе предполагает развитие следующих компетенций:

любознательность и самостоятельность;

умение работать с различными источниками информации;

умение анализировать и обобщать;

освоение диалектики общения;

осознание социально-культурных ценностей;

усвоение норм поведения человека в обществе;

иметь представление о мире профессий;

понимать роль труда в жизни человека и общества;

проявлять добросовестное отношение к труду;

знать свои склонности и способности;

проявлять интерес к будущей профессии.

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Психологические особенности младшего школьника особенно благоприятны для развития у него первых профессиональных интересов, и чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет формирование профессионального самоопределения в старших классах.

Таким образом, обучающиеся получают возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Это поможет осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

В решении задач модернизации российского образования очень важно развитие склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения детей, которое должно в полной мере осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в школе. Поэтому необходима преемственность в работе по профессиональной ориентации школьника, взаимодействие педагогов начальной школы и учителей среднего и старшего звена.

Школьники в форме работников различных профессий

Цели и задачи профориентации младших школьников

Как уже упоминалось, одна из задач учебно-воспитательного процесса для школьников 1-4 классов, согласно ФГОС, – подготовка учащихся к осознанному выбору профессии. Качественные знания о видах деятельности должны даваться в доступном формате. При этом важно учитывать возрастные особенности: не допускать назойливости и подавать информацию в адекватных формах (игры, просмотр тематических мультфильмов, детские книги и так далее).

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов:

  • расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека;
  • детализировать базовые понятия о разных профессиях;
  • предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и прочих методов.

Качественная профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим трудом, а также ко всем профессиям без исключения;
  • формировать понимание важности труда для человека;
  • знакомить с разнообразием современных видов деятельности;
  • приучать выполнять свою работу качественно;
  • мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик;
  • развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Формы профориентационной работы в 1-4 классах

В начальной школе профориентационная работа ведется непосредственно на уроках и во внеурочное время. Среди множества форм внеклассных мероприятий для нее лучше всего подходят:

  • классный час;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • проект;
  • конкурс;
  • игра.

Эффективность воспитания интереса к труду повышается, если учитель внедряет информацию о разных профессиях в учебный процесс. Уроки в начальной школе можно разнообразить, например, профориентационными играми. Применение такого метода позволяет оживить даже самый неинтересный предмет и достичь желаемой цели.

На внеклассных мероприятиях школьники знакомятся с новыми профессиями, перевоплощаются в их представителей, играют в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Родителям рекомендуется тоже подключаться к активному участию в социально-профессиональном самоопределении личности младшего школьника. Не стоит отказываться от приглашения учителя посетить классный час и рассказать детям о своей работе.

Экскурсии на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, – все это помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе. Чем больше профессий знает младшеклассник и чем более обширны эти знания, тем меньше у него будет риск совершить ошибку при выборе учебного заведения в старших классах и дальнейшем трудоустройстве.

Элементы профориентации на уроках

В 1-4 классах воспитывать у школьников интерес ко взрослому труду можно на любом учебном предмете. Кроме того, для профориентации годится почти каждая тема урока. Для наглядности приведем несколько примеров.

Внеурочные занятия и мероприятия

Внеклассные занятия можно посвящать профориентации полностью или фрагментарно. Конечно, первый вариант предпочтительнее. Традиционно в начальных классах проводятся такие мероприятия:

Перечисленные мероприятия успешно проводятся в 1-4 классах. Детям они нравятся не только потому, что дают возможность проявить себя, но и потому, что в них также могут принять участие и их родители.

Учителю на заметку: в качестве темы для классного часа или внеклассного занятия можно выбрать любой профессиональный праздник (например, 19 сентября в России отмечается День оружейника).

Игры вызывают у ребенка целый спектр положительных эмоций и оставляют продолжительно сохраняющиеся впечатления. Поэтому их активно применяют в качестве метода профориентации в начальной школе.

Для профессиональной ориентации младшеклассников лучше всего использовать такие ролевые игры:

Беседы с приглашенными специалистами

Представитель любой профессии, приглашенный в качестве спикера на профориентационное занятие, должен учитывать возраст аудитории – в данном случае 7-10 лет. Желательно заранее объяснить ему, как подготовиться к беседе с учениками начальных классов.

Прежде всего учитель просит принять участие в таком внеклассном мероприятии родителей учащихся, так как с ними уже налажен контакт. Однако надо понимать, что не у всякой мамы и каждого папы есть опыт публичных выступлений, поэтому они могут стесняться и не знать, с чего начать и что говорить. Чтобы упростить задачу, стоит предложить список вопросов-ориентиров, опираясь на которые гость будет строить связный рассказ о своем виде деятельности:

  1. Какой тип труда предполагает Ваша профессия (в основном физический либо интеллектуальный, креативный или строго по протоколу)?
  2. Сложности и непредвиденные обстоятельства, возникающие на работе.
  3. Какие черты характера и качества личности нужны для того, чем Вы занимаетесь (усидчивость, стрессоустойчивость, вежливость, смелость, внимательность, активность, настойчивость, любознательность, дисциплинированность, порядочность, трудолюбие, честность, отзывчивость, чувство юмора и так далее)?
  4. Надо ли для выполнения Ваших обязанностей обладать ловкостью рук, хорошей координацией, физической выносливостью и высокой скоростью реагирования?
  5. Какие требования ко вниманию предъявляются в Вашей профессии (распределять, постоянно переключать или, наоборот, концентрировать)?
  6. Какой тип мышления должен преобладать (образный, наглядно-действенный, аналитический, абстрактно-логический)?
  7. Каким типом памяти чаще всего приходится пользоваться на работе (двигательным, слуховым, зрительным, обонятельным, осязательным или вкусовым)?
  8. Какое влияние оказывает на Вас профессия (совершенствование характера, развитие врожденных способностей, обогащение личности, повышение уровня культуры и интеллекта).

Рисунки

Метод рисования для профориентационной работы можно использовать уже в 1-2 классах. Дети в этом возрасте еще не очень уверенно и быстро пишут, поэтому рисуночные методики – оптимальный вариант для них.

Чтобы понять, насколько ученики усвоили рассказанное им о профессии, можно попросить их нарисовать, как выглядит человек, который выполняет эту работу. Пусть каждый ребенок возьмет чистый лист формата А4 и разделит его на 2 части вертикальной линией. В самом начале занятия нужно сообщить детям, о какой профессии будет идти речь, и дать задание: нарисовать слева ее представителя. Для этого вполне хватит 4-5 минут. За 10 минут до конца урока надо повторить это же задание, только новый рисунок должен быть выполнен учеником уже в правой части листа. Сравнив оба изображения, можно оценить, насколько эффективным оказалось занятие.

Профессиографическое исследование

Методы профессиографии созданы для уже работающего человека. На их основе кандидатом педагогических наук Н. Войткевич была разработана методика профессиографических исследований для старшеклассников. А учитель начальных классов СОШ №1 (г. Шумихи Курганской области) Лариса Шелковникова переработала ее, адаптировав для учащихся 4 классов.

В рамках подготовки профессиографического проекта школьники самостоятельно занимаются сбором доступной информации о выбранной профессии (читают тематическую литературу, ищут статьи на веб-сайтах, общаются с ее представителями), по возможности подбирают наглядные пособия (орудия труда), погружаются в изучение содержания вида деятельности, условий работы и системы образовательной подготовки. Результаты исследования оформляются в виде реферата, доклада или электронной презентации.

Профессиональная проба

Наряду с профессиографическим исследованием в работе с младшеклассниками Лариса Шелковникова применяет метод профессиональной пробы. Учитель считает его уникальной возможностью практического знакомства с профессией. Ведь, как говорится, не попробовав, не узнаешь.

Предлагаем ознакомиться в качестве наглядного примера с несколькими формами реализации метода профпробы в 4 классе.

Прочие формы

Профориентационная работа с учащимися 1-4 классов не ограничивается описанными выше формами и методами. Среди других, которые также часто используются учителями, можно выделить:

Детская литература о профессиях

Отличное подспорье для беседы о профессиях с учениками младшего школьного возраста – качественная детская литература: сборники маленьких рассказов в прозе и стихах, комиксы, ярко иллюстрированные тематические энциклопедии. В качестве примера приведем несколько книг и их серий, которые могут понравиться школьникам.

Подводя итоги

Цель профессиональной ориентации в 1-4 классах – подготовить учеников к осмысленному выбору будущей профессии, научить их согласовывать личные интересы, потребности и возможности. Для ее реализации подходят как ежедневные уроки (разные учебные предметы), так и внеклассные мероприятия. На эффективность влияют систематичность, планомерность и, в первую очередь, увлекательность.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с учащимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Учителя, перепробовавшие в своей практике все формы такой работы, пришли к выводу, что самый высокий интерес у учеников вызывают ролевые игры и театрализованные сценки. Они помогают детям раскрыть свой потенциал, дают им возможность адаптироваться в социуме и впервые задуматься о том, кем стать в будущем.

По мнению В. И. Блинова, профессиональную ориентацию можно рассматривать как самостоятельную систему, обладающую комплексным, многоуровневым, межведомственным характером.

В системе профориентационного сопровождения можно выделить главную задачу – постепенное формирование у учащегося на определенных возрастных этапах его развития внутренней готовности к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. В данном процессе учащийся – из объекта воздействия постепенно превращается в субъект профессионального самоопределения, а сам процесс неразрывно связан с общей системой воспитания. С. Н. Чистякова отмечает, что ранняя профориентация школьников в данном контексте, то есть в многоуровневой системе, имеет большое значение.

В современной педагогической науке существуют современные образовательные технологии, которые помогают построить процесс профориентационного сопровождения.

1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова).

2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко).

4. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова).

Профориентационное сопровождение строится с учетом следующих принципов:

• принцип личностно ориентированного взаимодействия (профориентационное сопровождение на основе уважения к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, принятие ребенка как полноправного участника воспитательного процесса);

• принцип доступности, достоверности и научности знаний;

• принцип диалогичности (субъектно-объектные отношения);

• принцип рефлексивности (основа для осознания школьником себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений; в результате формируется представление о себе, своих возможностях, способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения);

• принцип регионального компонента (образовательная и воспитательная практика строиться в соответствии с социальным заказом и возможностями региона).

В профориентационном сопровождении, особенно на раннем его этапе, одной из эффективных форм повышения интереса школьников к выбору профессии считаю метод проекта.

Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно и образовательные и воспитательные задачи и ориентированы на общее развитие личности, на максимальную реализацию интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Данные проекты позволяют овладевать школьникам определенными инструментами, которые он может использовать в дальнейшем: поиск и реализация себя в профессии.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. Поэтому проект в начальных классах – это огромная работа сопровождающего, требующая нестандартных методов. На всех этапах работы над проектом необходима помощь взрослого.

Эффективность метода проектной деятельности заключается в том, что его возможно использовать на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

По мнению Ворониной Е. В., проектирование – технология социального воспитания обучающихся, позволяющая человеку решать основные задачи социализации, формировать готовность к личностно-профессиональному самоопределению, устанавливать новые способы социального взаимодействия с обществом.

Выбор профессии в современном мире – один из главных проектов в жизни каждого человека. Именно благодаря данному проекту реализуются такие базовые потребности человека, как: обретение социального статуса, материальное благополучие, коммуникация.

Таким образом, значимость проектирования в ранней профориентации школьников очевидна. Учащиеся в процессе проектной деятельности развиваются, за счет своих индивидуальных особенностей самореализуются, социализируются, что крайне важно на начальном и среднем этапе обучения. Метод проекта позволяет раскрыть особую связь между социумом и ребенком, показать перед учащимися механизмы взаимодействия с окружающим миром.

3. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всерос. науч. -практ. конф. Самара, 2008. 264 с.

4. Панина С. В. Управление профориентационной работой в общеобразовательной организации в условиях ФГОС // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 147-151.

5. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 8. С. 10-16.

Организация совместной деятельности взрослых и детей через проектную деятельность Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Ранняя профориентация в условиях ДОУ Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное.

Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие.

Взаимодействие семьи с ДОУ через проектную деятельность в условиях ФГОС до Основными трудностями педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО является реализация основных принципов образовательного Стандарта.

Читайте также: