Почему компании нанимают юристов кратко
Обновлено: 08.07.2024
По каким критериям бизнес выбирает юристов в 2020-2021 году? Почему сервис важнее рейтингов и медийности? Где предприниматели ищут юристов? На эти и другие важные для юристов вопросы ответили бизнесмены в рамках исследования PLATFORMA и ГАРАНТ.
При выборе юриста или юридической фирмы бизнесу важны не столько заслуги и медийность потенциальных партнеров, сколько адекватное общение и подобающий сервис.
Большинство бизнесменов хотят перейти на гибридную модель работы с юристами, включающую фикс и гонорар успеха. Эти и многие другие инсайты выяснились в рамках исследования "Как бизнес выбирает юристов", которое провели PLATFORMA и ГАРАНТ в конце 2020 года.
Чтобы узнать, как сегодня бизнес выбирает юристов в 2020-2021, мы опросили 206 представителей бизнеса.
Мы выяснили, по каким критериям выбирают юристов и юридические компании малый, средний и крупный бизнес, что их больше всего раздражает в работе юристов, что вызывает дискомфорт в работе с юристами и какой лучший и худший опыт работы с юристами они получили.
86% участников опроса обращались к юристам до суда, 11% - в суде первой инстанции и 3% после первой инстанции.
Большинство бизнесменов обращались к юристам со спорами по договорам оказания услуг (42%), юридическому сопровождению сделок (39%), спорами по договорам купли-продажи (34%), за составлением договоров и соглашений (29%) и налоговыми консультациями (24%).
Малый бизнес
На первом месте при выборе юриста у малого бизнеса оказались рекомендации (70%). Неожиданным стало распределение остальных критериев выбора юриста.
Так на втором месте среди критериев оказался стиль общения (49%). Он опередил даже цену услуг (40%), отзывы клиентов (37%) и подтвержденные истории успеха (34%).
Неожиданно для многих участников опроса внешний вид юриста (23%) оказался важнее его побед в рейтингах (13%).
Как малый бизнес ищет юристов? В 75% случаев по рекомендациям знакомых, в 42% случаев через поиск в интернете, в 16% случаев через специализированные онлайн-площадки, 9% опрошенных начинает поиски с получения консультаций на онлайн-площадках и каталогах юристов. Только 4% ищет юристов по территориальному критерию.
Средний и крупный бизнес
Средний и крупный бизнес при выборе юридической фирмы практически не обращает внимание на активность в соцсетях и медиа-активность юрфирм (всего около 10%), так как практически все юридические компании ведут страницы в соцсетях и дают комментарии в СМИ. Это скорее обязательная часть маркетинга, а не надстройка.
Большим компаниям важнее рекомендации (44%), кейсы (44%), узнаваемый бренд и хорошая репутация (33%). Участие в рейтингах и цена интересует по 10% участников.
Выяснилось также, что только для 10% бизнесменов все еще важно наличие ученой степени и сертификатов о повышении квалификации у адвоката, статус адвоката и участие фирмы или юриста в рейтингах.
Сегодня бизнес чаще всего (60%) работает с юристами за фиксированный гонорар. Модель фикс+гонорар успеха используют почти 27% участников опроса.
Однако большинство респондентов (50,5%) в ближайшее время хотели бы перейти на схему "фикс+гонорар успеха". И отдадут предпочтение фирмам и юристам, которые будут готовы к такой форме оплаты.
Что раздражает бизнес в работе с юристами
Большинство бизнесменов раздражает в работе с юристами:
Большинство участников опроса (81%) ожидают от юриста честно описанных перспектив спора, понятных объяснений, как именно будет решаться их проблема (72%), большей оперативности (37%) и скидок при постоянной работе (19%).
Клиенты не хотят:
- высокомерия со стороны юриста,
- эгоистичного юриста, который ставит на первое место собственные интересы,
- неэффективного юриста,
- обманутых ожиданий.
Мы попросили описать участников лучший и худший опыт работы с юристами. Публикуем самые интересные выдержки.
- За относительно небольшую плату юрист подготовил претензию в банк, проконсультировал, разъяснил перспективы. В итоге - снято множество проблем.
- Его нет, одни надежды на такой опыт.
- Быстро и понятно разъяснил нужное поведение и последствия
- Заключили договор, оплатили и через месяц вопрос в суде был решен в нашу пользу
- Честно было сказано о перспективах, работа завершена в срок и с понятной оплатой
- В Арбитражном суде выяснилось, что у моего должника есть имущество (недвижимость с кадастровой стоимостью 45 млн. руб.), а дело о его банкротстве закрывается, в связи отсутствия источника финансирования. При задолженности в 470 тыс руб. Суду были представлены фото объекта, без документов и выписки ЕГРН. Представитель юридической фирмы просто промолчал. Дело о банкротстве было закрыто. Я полгода не смотрела материалы дела, потом решила изучить. Сама подала на банкротство и взыскала всю сумму по мировому соглашению.
- Приходилось переделывать иски за юристом, он не мог составить надлежащим образом соответствующий иск даже с третьей попытки, постоянно мне врал
- Заключили договор, адвокат не пришла в суд, не сообщила нам о причинах своего отсутствия, а сама направила в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с ее поездкой в санаторий. Когда отказались от ее услуг, то первое за что она побеспокоилась, то это не потребуем ли мы вернуть деньги переданные ей по договору. Наши интересы ее никогда не интересовали.
- Все было очень долго, сроки не соблюдались, были необоснованные доплаты
- Юристы не забрали исполнительный лист и не подали его приставам. Ответчик обанкротился и я остался без причитающихся денег.
- Несколько участников опроса указали, что были введены юристам в заблуждение относительно перспектив спора и гонораров. Один респондент рассказал, что ему пришлось брать дело в свои руки и судиться самостоятельно, так как юрист показал себя не лучшим образом.
- Многие респонденты отмечали, что юристы не всегда думают и действуют в клиентоориентированном ключе. Клиентам нужны юристы, которые выслушают их, тщательно проанализируют проблему, составят свое мнение, а затем посоветуют лучший выход.
- Также много претензий вызывает почасовая оплата, поскольку она стимулирует юристов работать дольше, а не эффективно решать вопросы клиентов. Это прямо противоположно гибкому, ориентированному на результат подходу, распространенному в бизнес-среде.
В непростые времена бизнес берет на себя личный риск, нанимая юриста или юридическую фирму. Он чувствуют себя неуверенным, скептически настроенным и обеспокоенным. Юристы и юридические фирмы должны быть более щепетильны в сервисе и активны в предложении альтернативных механизмов оплаты.
“Как мы видим из результатов исследования, клиентоориентированный подход и сервис ценятся в сложные времена дороже, чем медийность юриста и место в рейтингах, - отмечает Ирина Цветкова, адвокат, основатель PLATFORMA, - Многие предприниматели даже начинают сравнивать услуги юристов с услугами банков И чаще всего это сравнение не в пользу юристов”.
Руководитель департамента развития и исследований компании "Гарант" Юрий Пивоваров считает, что запрос бизнеса на открытость и прозрачность со стороны юристов очевиден. "Со временем сарафанное радио будет постепенно терять позиции, уступая технологичным платформам и биржам, обеспечивающим полную информированность заказчика о компетенциях и репутации юриста, как это происходило и происходит в смежных отраслях", - уверен он.
Бизнесмены ожидают, что их юристы будут действовать и думать как предприниматели. Поэтому юридическая фирма, которая понимает потребности бизнеса, разделяет его интересы и говорит с ним на одном языке, будет получать больше клиентов.
----- PLATFORMA Media
PLATFORMA финансирует коммерческие споры, корпоративные споры, внутренний и международный арбитраж, нарушение договора/возмещение убытков, коллективные иски.
Для чего вообще нужны юристы?
Представим ситуацию, когда у вас сломался автомобиль. Что вы будете делать? Можно попробовать починить его самостоятельно, но этот вариант подойдет, если поломка небольшая, а вы хорошо разбираетесь в устройстве автомобиля. Но даже и в этом случае не факт, что вы произведете качественный ремонт и не обратитесь в итоге к профессиональному автомеханику для исправления ваших ошибок при самостоятельном ремонте.
Такое происходит и с обращением к профессиональному юристу. При возникновении проблемы человек хочет ее решить и ищет для этого разные способы: консультируется у знакомых и друзей, ищет информацию в интернете, пытается самостоятельно оформить нужные бумаги и бегает по судам. Но, зачастую, многие из нас не разбираются в законодательстве в должной степени и не знают всех тонкостей правильного оформления документов, не умеют правильно отстоять свою точку зрения, поэтому попросту теряют время и нагоняют на себя лишний стресс.
Во избежание подобных ситуаций, при возникновении проблемы, требующей консультации юриста, лучше сразу обратиться за профессиональной помощью в юридическую консультацию и вот почему:
· Квалифицированные юристы досконально знают все хитросплетения российского законодательства и умеют верно использовать их в своей практике.
· Грамотный юрист подробно изучит вашу правовую проблему и поможет ее решить в соответствии с законом.
· Если вам предстоит судебное разбирательство – юрист хорошо знает судебную практику, то есть то, каким образом в судах разрешаются спорные вопросы при применении различных законов. Поэтому он с успехом может выступать вашим представителем в суде.
В каких случаях понадобятся юристы?
Практикующим юристам знакомы многие ситуации, когда не только простые люди, но и опытные предприниматели и бизнесмены приобретают немало лишних трудностей только потому, что вовремя не обратились за юридической помощью. Благополучный исход дела в суде в этом случае уже требует дополнительного времени и приличных денежных вложений. Часто случается, что исправлять что-либо уже поздно и остается только сожалеть о том, что сразу не обратились к профессионалу.
· Участие в судебном споре, желание выиграть его.
· Оспаривание налоговых платежей, начисленных к оплате.
· Восстановление срока вступления в наследство и получение консультации по этому поводу.
· Грамотное формулирование и написание претензии в кредитное учреждение или страховую компанию.
· Составление жалобы на судебных приставов, которые не могут взыскать денежные средства в пользу клиента в результате выигранного спора.
· Любые другие вопросы, касающиеся правовой тематики.
Когда стоит обратиться к юристу?
Обращаться к юристу нужно незамедлительно после возникновения у вас правовой проблемы. Получение по почте искового заявления, звонок следователя и приглашение побеседовать, получение непонятного требования из налоговой, сложный случай развода, споры по наследству, суд с соседом и т.д. – все это поводы для того, чтобы первым делом связаться с юристом. Чем раньше вы это сделаете, тем больше времени он уделит вашей проблеме и тщательно подготовится к делу. Возможно, ему нужно будет найти отыскать свидетелей и собрать необходимые документы, изучить материалы дела в суде, что отнимает немало времени.
Наша организация работаем на рынке юридических услуг в Нижнем Новгороде с 2006 года. За это время мы помогли более 1000 своих клиентов положительно решить свои вопросы.
Показатель нашей деятельности – это результат. В случае взаимодействия с нами он проверяется тем, что проблема либо решена, либо вообще не возникла, если вы обратитесь к нам заранее, не тратя время на консультации непрофессионалов в интернете и советы несведущих друзей.
Рынок труда никогда не стоит на месте. Его тенденции задают политические и экономические особенности в коммерческой среде. Поскольку наш мир постоянно меняется, возникают новые должности, вакансии и требования к потенциальным сотрудникам. Основываясь на опыте нашей компании, мы сформулировали 8 основных трендов на юридическом рынке труда, определили самых редких и востребованных специалистов, а также рассказали о том, как их мотивировать и удержать в компании.
Тренд 1: внутренние юристы
Еще недавно многие компании предпочитали отдавать юридические функции внешним ресурсам – юридическим фирмам на аутсорсинг. Сегодня организации ищут внутреннего юриста, который может стать правовым партнером для бизнеса, будет знать компанию изнутри и сможет оказывать максимально грамотный консалтинг. В связи с этим процесс отбора юристов усложнился. В подборе и найме лучших экспертов теперь активно участвуют топ-менеджеры регионального и глобального уровня штаб-квартир.
Активнее всего внутренних юристов набирают промышленные и нефтегазовые компании.
Тренд 2: разделение функций правового отдела и комплаенс
Тенденция разделения Legal и Compliance началась несколько лет назад. Крупные компании за рубежом начали активно внедрять комплаенс и создавать специальные отделы для того, чтобы выявить предпосылки к возникновению рисков и предупредить возможные негативные последствия. Сегодня такая тенденция наблюдается в российских компаниях. В России это в основном связано с введением санкций – эти вопросы стали относить к зоне ответственности экспертов комплаенс. Необходимо отметить, что пока этот тренд отмечается преимущественно в фармацевтической и нефтегазовой отраслях. Также в настоящее время отделы комплаенс формируют алкогольные компании.
Тренд 3: спрос на юристов в области международного права
Российские компании, в особенности производственный сектор (металлургия, нефтегазовая отрасль), сейчас переживают благоприятный период. Это способствует росту больших корпораций, а также игроков менее крупного эшелона.
Компании расширяют географию присутствия и выходят за пределы страны. Наиболее успешные строят производственные площадки за рубежом. Эти сложные процессы, безусловно, требуют грамотной юридической поддержки, поэтому в настоящее время вырос спрос на юристов в области международного права.
Международные компании в большинстве своем сохраняют стабильное положение после ряда введенных санкций и изменений в законодательстве, при этом не забывают о важности качественного правового сопровождения компании.
Тренд 4: юристы в области санкционного законодательства
Экономические санкции оказали влияние на многие компании – как российские, так и зарубежные, поэтому для большого количества организаций из разных сфер бизнеса важно иметь в штате профессионального юриста, который обладает знаниями в области санкционного законодательства.
Тренд 5: специалисты в области информационных технологий
Информационные технологии все больше завоевывают мир и проникают во все сферы жизни. Компании разного уровня ищут профессионалов, которые имеют опыт работы в интернет-проектах, юридическую экспертизу в продвижении продуктов и услуг через Интернет. Можно с уверенностью сказать, что такие специалисты в ближайшем будущем станут более востребованы, поскольку компании выходят в сеть. Если раньше лишь некоторые об этом задумывались, то теперь все понимают: необходимо иметь максимально опытных в этой области юристов в своей команде.
IT-компании также активно набирают юридические команды. Сегодня во всех ведущих IT-компаниях есть большие юридические отделы, в которые требуются опытные специалисты.
Тренд 6: удержание сотрудников
Компании стремятся удерживать сотрудников, поскольку понимают, что поиск и адаптация новых профессионалов может занять много времени и денег. Обеспечение материальной и нематериальной мотивации своих сотрудников становится основной задачей руководителей.
Если говорить о материальной мотивации, то, безусловно, на первом месте всегда будет заработная плата, дополнительные бонусы за выполненные проекты и достижение поставленных целей. Однако материальная мотивация не может долго удерживать и стимулировать профессионала. Лояльности к компании и ее ценностям будет способствовать нематериальная мотивация. По данным проведенного нашей компанией опроса "Исследование мотивации и удовлетворенности работой профессионалов в России", были определены 5 основных нематериальных факторов мотивации. Ими стали: личность руководителя, возможность профессионального развития, открытая и дружелюбная корпоративная культура, компетентный и эффективный управленческий состав компании, а также возможность выполнять разноплановые и интересные задачи.
Тренд 7: появление редких специалистов
За последний год определились два вида редких специалистов на российском рынке труда. Такие специалисты востребованы в Москве и Санкт-Петербурге. Работодатели готовы потратить значительное время для их поиска, их переманивают у конкурентов, за них борются.
Первый – это юрист по защите персональных данных. Московские работодатели готовы предложить такому профессионалу заработную плату от 250 тыс. до 300 тыс. руб. до вычета НДФЛ. При этом главное требование к кандидатам только одно: потенциальный сотрудник должен обладать отличным знанием российского и международного законодательства в области защиты персональных данных (GDPR).
Второй редкий специалист – это профессионал в области интеллектуальной собственности (IP Head). Такому профессионалу компании повышенного уровня готовы в среднем платить от 350 тыс. до 400 тыс. руб. ежемесячно. Требования к кандидату: юридическое и профильное образование, которое имеет отношение к индустрии компании, например химическое или медицинское.
Тренд 8: охота за самыми востребованными профессионалами
Среди всех возникающих за последнее время вакансий можно выделить трех специалистов, которых ищут многие компании. Эти специалисты также наиболее востребованы в Москве и Санкт-Петербурге.
Юрист Middle-уровня. Средняя заработная плата, которую готовы предложить московские работодатели такого уровня специалистам, – от 160 тыс. до 180 тыс. руб. Кандидат должен обладать знаниями гражданского права и экспертизой в работе с контрактами разного типа (в том числе двуязычными), знать английский язык на уровне от уверенного Intermediate, а также уметь работать с большинством отраслей права (корпоративное и трудовое направление, судебная работа, compliance).
Юрист в области слияния и поглощения (M&A Lawyer). Компании готовы платить специалисту среднего уровня до 300 тыс. руб. ежемесячно. Профессионал должен обладать экспертизой полного цикла поддержки сделок по слиянию и поглощению и иметь опыт ведения сделок, структурированных как по российскому, так и по английскому праву.
Юрист по арендным отношениям. Такие специалисты востребованы в различных розничных сетях, продуктовых и строительных ритейлерах, банковском секторе, а также в индустрии моды. Средняя заработная плата зависит от уровня владения английским языком и варьируется от 120 тыс. до 180 тыс. руб. Профессионалы такого уровня должны доказать глубокое знание гражданского права, иметь опыт работы с договорным блоком в рамках арендных отношений, а также опыт ведения переговоров, уметь составлять протокол разногласий, дополнительных соглашений.
Таблица 1. Зарплаты в юридическом департаменте in-house в Москве
Пример структуры юридического департамента In-House | Размер зарплаты, руб. (до вычета НДФЛ) |
Ассистент юридического отдела | От 40 тыс. |
Паралигал | От 50 тыс. |
Младший юрист | От 60 тыс. |
Юрист / Юрисконсульт | От 100 тыс. |
Старший юрист / Старший юрисконсульт | От 150 тыс. |
Руководитель юридического департамента / Юридический советник / Генеральный юридический советник | От 250 тыс. |
Таблица 2. Зарплаты в юридической компании в Москве
Пример структуры в юридической фирме | Размер зарплаты, руб. (до вычета НДФЛ) |
Стажер / Паралигал / Юридический клерк | От 40 тыс. |
Младший юрист | От 80 тыс. |
Юрист | От 150 тыс. |
Старший юрисконсульт | От 200 тыс. |
Советник | От 250 тыс. |
Партнер | От 400 тыс. |
Таблица 3. Зарплаты в юридическом департаменте in-house в Санкт-Петербурге
Владимир Александров. Фото: Антон Великжанин/ТАСС -->
Основа обвинения — якобы завышенная стоимость юридических услуг. Почасовая оплата услуг по договоренности сторон варьировалась в пределах от 350 до 400 евро, то есть в среднем 26 тысяч рублей в час. Следствие утверждает, что она не должна была превышать 3,6 тысячи рублей в час. Сумма похищенного, по подсчетам СКР, составила не менее 250 млн рублей.
Обвинение настаивает на том, что топ-менеджер ввел компанию в заблуждение, навязав контракт с юристами, при том что есть свой юридический отдел, который бы и сам справился.
У любой корпорации есть типология судебных споров. Как правило, инхаус-юристы, то есть внутренний департамент, занимаются типичными спорами — с поставщиками, с подрядчиками и потребителями. Но бывают и атипичные разбирательства: сложные корпоративные споры, антимонопольные дела или споры с какими-то отягчающими обстоятельствами. И в этих случаях нанимают сторонних юристов.
Цены на такие услуги могут отличаться в зависимости от имени адвоката или фирмы в десятки раз. Посмотреть в интернете эти цены невозможно — их называют по запросу, и они сильно варьируются в зависимости от нюансов дел, говорит старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпeнко.
Расходы на юристов и консультантов часто вызывают вопросы у акционеров и собственников корпораций — не только государственных, но и частных. И в корпоративном мире для расследования часто привлекают консалтинговые компании.
Раскрытием финансовых преступлений занимается направление форензик. В таком случае специалисты оценивали бы и то, как проходила процедура закупки, и условия работы десятка компаний из топа юридического рейтинга, и соответствуют ли расходы и активы сотрудников их доходам, говорит исполнительный директор CSI Group Александр Писемский.
Но это не корпоративное расследование, а уголовное дело. И в итоге фигуранты могут сидеть под следствием не один год, поскольку следователи загружены делами и смысла разбираться в деталях нет.
Читайте также: