Почему князь владимир видел в христианской вере опору для княжеской власти кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ольга в 955 году приняла христианство в Константинополе. При крещении ей было дано имя Елена. Она стала первой крещенной правительницей Руси. Очевидно, религиозное мировоззрение княгини наложило отпечаток на воспитание Владимира.

Княгиня Ольга — первая правительница Руси, принявшая крещение. Бабушка князя Владимира

В 969 году князь Святослав, отец Владимира, разделил свои владения между братьями Владимира. Ярополку отдал Киев, а Олегу — Древлянскую землю. В это же время новгородцы приехали просить князя для своих земель. По совету Добрыни, князем новгородцев стал несовершеннолетний Владимир.


Князь Владимир — правитель Киевской Руси

До крещения Руси на ее территории главенствовало язычество или многобожие. Язычество тесно связано с поклонением природным силам. Богом Солнца был Ярило, богом огня — Сварог, богом войны — Перун. Традиционным для язычников было жертвоприношение во имя богов. Иногда в жертву приносили людей.

Придя к киевскому престолу, Владимир не сразу принял христианство. Этому предшествовали его попытки укрепить язычество. Он установил статуи главных языческих богов на главных площадях Киева и Новгорода, куда могли приходить все жители, чтобы отдать хвалу богам. Были установлены идолы Перуна — бога войны, Стрибога — бога вехра, Даждьбога — сына бога огня, Мокоши — богини женского рукоделия.

Как было выбрано христианство на Руси. Справка

В 983 году после удачного похода Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые мученики христиане на Руси; память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 12 (25) июля.

Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры.

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Приняв христианство, князь Владимир стал осуществлять заветы Христовы. По всей Руси начали оказывать помощь бедным и больным. Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви в Киеве.

Все справки>>

Причина 2: Принятие христианства в европейских странах

Когда на территории Руси главенствовало язычество, в других странах языческие верования отошли на второй план. К тому моменту широкое распространение приобрели мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Они значительно отличались от язычества. Все эти религии проповедуют монотеизм – веру в единого Бога.

К моменту, когда Владимир пришел к правлению, Русь уже была хорошо знакома с христианством. Народы, что жили по соседству уже были христианами. Поэтому религия была не чужда жителям Руси.


Религия армян

Изменение международного положения Руси, а именно тесное сотрудничество со многими зарубежными государствами, заставило князя пересмотреть свои религиозные взгляды. Это впоследствии стало одной из причин почему Владимир принял христианство. Он стал выбирать среди мировых религий ту, которая должна стать государственной.

В 986 году он принял волжских булгар, представителей ислама. Когда он узнал об обрядах, традициях и запретах религии, он отказался. Особенно его смутил запрет на распитие вина. Однако, не только это повлияло на решение отказать гостям мусульманам.

Причины принятия христианства. Выбор князя Владимира.

Крещение Руси.

Значение принятия христианства.

а) стремление Владимира укрепить власть, государственность, территориальное единство, так как только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти;

б) необходимость новой идеологии, которая помогла бы утверждению отношений господства-подчинения (христианство оправдывало социальное неравенство);

в) язычество изолировало Русь от христианского мира Европы.

Согласно ПВЛ, в 986 г. к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. Иудаизм он не принял из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всему миру. Отверг Владимир и предложение перейти в римскую веру (католическое христианство). Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, те назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу — самыми красивыми. Так, согласно преданию, в 988 г. совершился выбор религии для Руси.

Что стоит за этим преданием? В первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира. Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа.

Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении киевских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники — так называемое белое духовенство. Наряду с белым существовало черное духовенство — монахи, ведущие совсем иную, чем простые люди, жизнь, т.е. духовную, посвященную служению Богу. В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины — десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются собственные села и земли.

Принятие Русью христианства имело огромное историческое значение и сказалось на всех сферах жизни. Русь начала переходить от политеизма к монотеизму. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем – сословия), все более осознавая себя православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны верхов.

Принятие христианства повлекло за собой качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяются письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. Появилось летописание. Крупные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала против рабства.

Православие стало основой русской духовности, определив такие черты русского менталитета, как:

1) более душевные и доверительные межчеловеческие отношения;

2) совесть, терпение, самопожертвование, умение прощать, бескорыстие;

3) особое внимание на внутренний мир человека, его переживания;

4) стремление уйти от проблем грешного мира в собственный духовный мир, пассивное отношение к жизни;

Причина 4: Духовные поиски Владимира

Далее состоялась встреча князя с византийцем. Философ (так он был назван летописцем за проявленную мудрость) из Греции рассказал ему о вере христиан и о Библии. Самой удачной оказалась встреча с греческим гостем.

Кроме прочих причин почему Владимир выбрал православие, им двигало стремление познать истину. Он часто руководствовался совестью и честью в своих поступках, в принятии решений и в правлении. Поэтому, выбирая религию, он основывался на собственных принципах, схожих с теми, что описывались в Библии.

Причина 5: Политический интерес в сотрудничестве с Византией

Владимир был хорошим правителем, который беспокоился и о благополучии своих подданных. Он знал, что союзничество с Византией – выгодное решение. Один из способов его достижения – принятие византийской религии. Это обеспечивало Киевской Руси торговлю с Константинополем, Крымом и Балканами. Также Византия имела большое влияние на боевые действия печенегов. И это было веской причиной для сотрудничества с ней.

в этом году состоялось принятие христианства

Владимира окрестили в Константинопольском храме. После чего, в этом же году окрестили жителей Киева. К сожалению, о самом процессе крещения князя известно крайне мало. Даже о дате крещения некоторые ученые все еще спорят. Некоторые утверждают, что его крестили в 987 году, другие настаивают на 988 году.

1. До Владимира княгиня Ольга приняла именно восточное христианство, это во многом предопределило выбор князя, потому что среди бояр Ольга была авторитетным лицом, что Владимиру сыграло на руку.

2. В то время христианство было религией сильных. Многие сильнейшие державы придерживались христианства. Поэтому Владимир сделал выбор не в пользу "правильности" христианства, а в пользу практических возможностей этой религии.

В то время мало кого интересовало, какая религия истинна или менее истинна. Всех восхищало могущество. Выбор падал на те религии, которые предоставляли лучшее покровительство народу. Нет данных о том, что Владимир хотел объединить Русь с помощью христианского монотеизма, создав новую идеологию. Христианство выбрали из-за активной деятельности миссионеров, которые говорили о сильной стороне православия.

3. Из "Повести временных лет" мы узнаем, что Владимир выбирал религию исходя из практических соображений . Ислам, латинское христианство и иудаизм не подходили Владимиру в силу исторических причин и обычаев славян : мусульмане запрещали алкоголь, иудеи потеряли государство, а латиняне подчинялись папе.

4. Торговые отношения с Византией улучшали экономику Руси, выбор их религии способствовал укреплению отношений и созданию новой юридической основы для расширения торговли.

Таким образом , речи христианских священников о духовном преображении Владимира, о его выборе новой веры из-за религиозных переживаний, являются лишь красивой легендой.

Владимир руководствовался практическими целями, ни о какой духовности речи не было (вернее, нет оснований говорить о ней). В то время многие славянские государства принимали христианство, Русь следовала моде времени, поэтому тоже приняла христианство.

Крещение Руси произошло 28 июля 988 года. Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим. Владимир приходился внуком великой княгине Ольге, той самой, которая первая из правителей Руси приняла христианство. В отличие от своей бабушки, для которой принятие византийской веры было скорее политическим ходом, Владимир мыслил более масштабно: он планировал объединить раздробленную в то время страну и приравнять Русь к числу просвещенных государств. О том, как князь Владимир крестил Русь и почему выбрал именно христианскую веру, рассказываем в нашем материале.

День крещения Руси: почему великий князь Владимир решил принять христианство?

Фото: Эггинк Иван, Великий князь Владимир выбирает веру

Владимир, внук великой княгини Ольги, захватил киевский престол в 978 году. В борьбе за власть он убил своего брата Ярополка – и вот после жестокого кровавого противостояния Владимир оказался во главе огромного, но разобщенного государства. Летописи тех лет практически не сохранились, но из греческих преданий известно, что славяне постоянно вели между собой вражду. Жители восточной и западной части нынешней Европейской части России вели разный образ жизни, в том числе разнилось вероисповедание. На востоке тогда жили в основном чудские и тюркские племена, а на Западе – славяне, придерживающиеся берегов крупных рек (Западная Двина, Волхов, Днепр, Ока и их притоки).

День крещения Руси: почему великий князь Владимир решил принять христианство?

Фото: Andrei Petrovich Ryabushkin (1861–1904)

Стоит отметить, в конце X века в мире господствовали три крупные религии: христианство, ислам и буддизм. Но Владимир решил последовать примеру своей великой бабушки, княгини Ольги, и выбрал христианство. Согласно другой версии, выбор помогли сделать разосланные в разные страны послы: каждый их них рассказал Владимиру, что может предложить каждая из религий, но именно христианство поразило князя красотой богослужения.

Приняв решение, вскоре Владимир крестился в Херсонесе и взял в жены Анну, сестру византийских императоров. Современники отметили, что ради объединения Руси Владимир даже изменил собственный уклад жизни: если раньше это был кровавый многоженец, любящий пиры и масштабные военные действия, то после принятия веры он стал скромным смиренным христианином. Вслед за князем в Днепре крестилась вся дружина, а затем и народ. Людям не пришлось отказываться от своей прежней веры, однако еще несколько веков после крещения многие их них продолжали следовать языческим традициям и обращать внимание на суеверия.

Дело в том, что народ не сразу понял, в чем прелесть нового вероисповедания – свет нового учения открылся людям сильно позже. Тем временем сам князь Владимир стал лично заниматься распространением христианства на территории своего огромного государства: он сам крестил людей на подвластных землях, строил церкви и назначал духовных представителей. Более того, князь занялся и книжным просвещением – с этой целью он распорядился набирать детей значительных домохозяев в специальные заведения и обучать их грамоте. Всего за 20 лет князю Владимиру удалось создать великое наследие и построить новую Русь.


После повествования об одном из успешных военных походов летописец говорит, что в 6494 году от сотворения мира (986 году от Рождества Христова) к князю пришли болгары, которые убеждали его принять мусульманство. Их примеру последовали католики из Рима и хазарские евреи. Наконец, прибыл и греческий философ. Он рассказал князю Владимиру о православном исповедании Христа.

Интересно, что автор повествования не считает нужным объяснять причины прибытия такого посольства, описание которого так контрастирует с предшествующей деятельностью князя и рассказом о его бурной жизни. Между тем, именно через нетипичное построение повествования летописец позволяет понять, насколько осмысленным был путь киевского князя к принятию православия.

Решение принять новую веру — рискованный шаг для любого правителя. Чтобы разобраться в предпосылках таких кардинальных перемен, необходимо учитывать как исторический контекст, так и условия формирования личности самого князя.

Рос юный князь в Киеве под присмотром мудрой бабушки, которая стремилась привить ему веру и научить его добродетельной жизни, но на формирование мировоззрения мальчика значительное влияние оказал авторитет отца, категорически отказывавшегося принять крещение. Таким образом, влечение к земным удовольствиям и неодолимое стремление к добру как две противоположные черты проявились впоследствии в деятельности князя Владимира.

По историческим данным, он был человеком воинственным, идущим до конца в своих желаниях, и в то же время мудрым правителем. Так, одной из предпосылок, повлиявших на его решение о перемене вероисповедания, стало понимание того, что именно религия является стержнем сильного государства.
Отсутствие единства между славянами и спор о превосходстве богов приводили к постоянным распрям между языческими племенами. Выделив из всех идолов Перуна, князь предпринял попытку придать ясность и общность религиозным воззрениям славян, но его усилия оказались тщетными. Это событие указало талантливому правителю на два возможных варианта существования его народа: разделение славян и подчинение их более сильными державами или же объединение племен и создание крепкого государства, прочной основой которого станет вера в Единого Бога.

В первую же очередь в выборе религии киевский правитель руководствуется личным стремлением к познанию Истины.

Князю Владимиру было не чуждо следование голосу совести – тому неотъемлемому нравственному закону, который Бог вложил в душу каждого человека (см. Рим. 2, 14–15). Даже тот, кто не ведает Творца, может следовать этому естественному ориентиру, помогающему контролировать мысли и поступки, или же заглушить его в себе и предаться порочной жизни. Этот же внутренний голос помогает человеку познать Бога.

Не случайно жизнь князя Владимира и его деятельность сравниваются с жизнью и служением апостола Павла. Савл, как его звали до крещения, предавал на мучения и смерть христиан.

Так и князь Владимир, следуя призыву совести, неизменно стремился узнать Истину. С детства приученный относиться к вере как к важной составляющей жизни человека, Владимир Святославич сделал все, чтобы должным образом почтить богов. Как отмечает летописец, чествование идолов достигло наивысшего пика именно при правлении этого князя.

Вместе с возрастающим почитанием богато украшенных истуканов в душе правителя Киева возрастало и сомнение в том, что созданные человеческими руками идолы могут являться предметом поклонения, а также понимание того, что существует только один Бог. Это главным образом способствовало тому, что князь пожелал из всех языческих божеств выделить единственного, главного.

Вслед за открывшимся ему новым знанием последовало и постижение истинной веры. Подобное произошло и с заточенной в башне великомученицей Варварой. Через размышление и изучение природы она пришла к убеждению, что есть только один Творец этого мира, а затем уже она узнала о Христе.

Принимая представителей различных религий, князь проявил особую внимательность к рассказу гостей. Он искренне желал понять сущность каждой веры, что указывает на то, что Владимир Святославич в выборе вероисповедания искал смысл жизни, а не политические или экономические выгоды, как это было с Византийскими императорами Львом Исаврянином, желавшим воспользоваться религией для расширения территорий, или Иоанном VIII Палеолог, согласившемся принять Флорентийскую унию, чтобы сохранить от распада империю. Напротив, стремление киевского князя найти правильную веру стало началом развития единого русского государства.

За этим последовало крещение и чудесное исцеление князя Владимира от настигшей его слепоты, которое вновь возвращает нас к событию уверения первоверховного апостола Павла.


Сегодня, в сознании большинства наших соотечественников и, как ни странно, в сознании большинства историков, господствует миф о том, что князь Владимир принял Православие от Византии исключительно из практических соображений, т.е. попросту говоря из соображений политической выгоды и укрепления своей княжеской власти. Именно поэтому самым важным вопросом, на который необходимо ответить в процессе предпринятого нами исследования, является вопрос о том, был ли акт принятия христианской веры сугубо политическим ходом, т.е. крестился ли князь из чисто меркантильных соображений или им двигали какие-то другие неведомые нам мотивы?

Отвечая на этот вопрос, многочисленные исследователи, как прошлого, так и настоящего времени, как правило, приходили к выводу о том, что восточнославянское язычество исчерпало свои внутренние ресурсы, перестало удовлетворять запросам общественного и государственного развития страны и должно было быть отринуто как старая отжившая, никуда не годящаяся идеология:

Однако, прежде чем делать столь категорические и поспешные выводы, следует учесть несколько немаловажных факторов, которые, по нашему мнению, опровергают выше цитируемое утверждение.

Так, например, в политическом смысле Владимир, еще до принятия христианства, обладал довольно обширным влиянием как у себя в стране, так и за ее пределами. Уже один тот факт, что своими походами древние русичи неоднократно (и до княжества Владимира) угрожали такой мощнейшей державе как Византийская империя, говорит о силе и мощи древнерусского государства.

Что же касается религиозной составляющей, то здесь возникает правомерный вопрос: какой смысл был что-то менять, когда дела и так шли более чем успешно? Владимир и так имел все, чего только может пожелать смертный человек: власть, богатство, любовь и доверие подданных, а также возможность удовлетворять любые свои чувственные желания. Для удовлетворения своих политических амбиций также не было ни малейших препятствий. Что же еще было нужно язычнику, верования которого как раз и были нацелены на достижение максимального благополучия в этой, земной жизни? Благополучия, которого и достиг русский князь?

В похожей ситуации любой правитель, который мог оказаться на месте Владимира, просто-напросто стал бы завоевывать сопредельные территории с последующим навязыванием порабощенному населению своей системы верований, системы, которая (в представлении людей той эпохи) максимально эффективно справлялась с поставленными перед ней задачами и поэтому не требовала изменения.

Во-первых, до сего дня, большинство исследователей этой проблемы так и не смогли понять одной простой вещи, а именно того, что упадок или могущество государства в принципе не зависит от доминирующей в этом государстве внутригосударственной (религиозной или безрелигиозной) идеологии.

Более того, из многочисленных примеров истории мы знаем, что подобные взлеты и падения случались в истории многих народов и государств. В истории человечества достигали могущества и низвергались в бездну империи и государства, в коих доминировали различные религиозные доктрины. И практически везде эти взлеты и падения были обусловлены индивидуальными качествами, талантом или отсутствием такового у людей управляющих тем или иным государственным образованием.

Именно поэтому, при благоприятном стечении всех вышеуказанных обстоятельств (наличия управленческого, военного таланта у правящей элиты, наличия огромных человеческих и природных ресурсов и т.д.) любое государственное образование, с любой религией или идеологией может достигнуть и достигало могущества во все времена. А при отсутствии таковых (талантов, ресурсов и т.д.) не спасает никакая идеология.

И хотя в истории Восточной Церкви предпринимались попытки достижения так называемой “симфонии” между Церковью и государством, однако ни одна из них, в итоге, так и не увенчалась успехом. Что же касается до язычества, то здесь наоборот, в отличие от христианства, слияние власти сакральной (религиозной) и государственной вполне допускалось. Причем допускалось не просто слияние, но и фактическое “обожествление” как государства, так и правящей власти. C этой точки зрения язычество как раз и может способствовать более тесному срастанию власти государственной и религиозной.

Третьим фактором, на который стоило бы обратить внимание, было то, что Русь в то далекое время была относительно благополучным, быстро развивающимся государством, имеющим обширную торговлю с соседями, что обуславливалось удачным геополитическим расположением. А так называемое собирание Руси (т.е. объединение русских земель в единое целое) было фактически закончено к 986 году.

Странно, но большинство наших историков как бы не замечает этого очевидного факта. На самом же деле, уже в период, предшествовавший Крещению Руси, Владимир контролировал огромную территорию. Одержав победы над вятичами и ятвягами, он смирил и радимичией, отказавшихся было платить дань князю. В 985 году Владимир одержал фактически последнюю свою крупную победу над волжскими болгарами, которые обитали в то время на берегах Волги и Камы.

Таким образом, в 986-ом году, Владимир объединил под своей властью все земли восточных славян, в одно огромное государство – Киевскую Русь (со столицей в Киеве). А чтобы обезопасить границы он строит ряд укреплений по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Позднее когда подросли его многочисленные сыновья, он садит их на “княжение” в отдельные области, сохраняя верховную власть над всем государством за собою.

Тем более, что на исторической сцене, довольно близкой по времени к рассматриваемой нами эпохе, можно найти примеры того, как языческая религия брала верх над процессами христианизации. Например, в истории Великого княжества Литовского долгое время имела место ситуация сосуществования языческого и христианского начал.

Истинные причины принятия христианства князем Владимиром

Итак, для того, чтобы как можно лучше разобраться в решении поставленных нами вопросов, важно учитывать не только социально-политические причины, но также и мотивы чисто психологического характера.

В этом смысле смена язычества христианством якобы в целях укрепления государственности и т.д., совершенно не укладывается в логику успешного и амбициозного правителя, каким и был князь Владимир. Ибо в реальности такая смена верования означала бы для него признание ущербности и неконкурентоспособности собственной религии и культуры. И вряд ли элементарная человеческая гордыня позволила бы Владимиру признать бессилие религии предков. Тем более, что, судя по летописям, Владимир был очень религиозным человеком (причем религиозным в чисто языческом смысле). Это замечание является важным именно потому, что позволяет нам перейти от рассматривания мотивов внешних (которые якобы и сыграли решающую роль в смене религиозной доминанты древнерусского общества), мотивов социально-политического порядка к мотивам внутренним, подтолкнувшим князя Владимира принять, в первую очередь, именно личностное решение. Принять его искренно, в самой глубине своей души, а не по расчету, который (как было показано выше) не имел для него ни малейшего смысла.

О том, что религиозная составляющая (пусть и языческая) не была для Владимира пустым звуком, мертвой традицией предков или всего лишь идеологией пригодной для управления подданными, говорит тот факт, что в самом начале своего правления русский князь отличался твердостью и неутомимостью при исполнении религиозных обрядов, которые требовала от него языческая вера отцов.

Впрочем, при всей своей религиозной активности Владимир явно не отличался чрезмерным фанатизмом и, по всей видимости, был чужд нетерпимости к представителям других религий, да и сама окружающая обстановка вполне этому способствовала, т.к. Владимира окружали люди, исповедовавшие еврейскую, магометанскую и христианскую (как католичество, так и православие) религии. А то, что бабка Владимира Ольга была христианка, скорее всего, также наложило отпечаток на религиозность русского князя и его веротерпимость в отношении иноверцев.

Итак, в период правления Владимира (и даже несколько ранее) христианство все более и более завоевывает симпатии подданных князя. В этом контексте мы вполне можем согласиться с выводами многих историков о том, что сам факт крещения киевлян князем Владимиром был не началом христианизации Древней Руси, а скорее началом завершающего этапа христианизации. Но когда дело касается вопроса о том, что именно побудило Владимира изменить свои собственные религиозные убеждения с языческих на христианские, то здесь историки предпочитают больше молчать, т.к., по общему мнению, выяснение этого вопроса навсегда останется тайной, недоступной для исследователей (историков и религиоведов).

И все же, не все здесь так запутанно, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что впоследствии Владимир был канонизирован Церковью как святой равноапостольный князь. И это значило, что он не просто сыграл видную роль в становлении и утверждении христианской веры среди славянского населения, а то, что его последующая христианская жизнь во многом являлась эталоном жизни для православного христианина. Это также означает и то, что его христианская вера вполне вписывается в рамки учения Восточной христианской (Православной) Церкви, что, в свою очередь, может помочь нам открыть некоторые внутренние движения, происходившие в душе великого князя.

О том, как рождается христианская вера в душе каждого человека

В этом, собственно, и состоит вся суть и смысл христианской веры! Суть, без которой в человеке в принципе не может начаться спасительная вера во Христа! Суть, без которой даже самое скрупулезное выполнение всех установленных обрядов и правил ни к чему не приводит и ничего не дает человеку! Никто из людей не может стать истинным христианином, не пережив подобного состояния души. С точки зрения христианского вероучения, без переживания этого состояния человеку вообще невозможно найти Бога.

Трагедия древнего язычества состояла именно в том, что люди искали Бога во внешнем, и вся их вера была направлена только на то, чтобы уйти от страданий, свойственных этой земной реальности, в некую иную область (рай, покой и т.д.), где нет страданий, где только радость и мир ожидают человека. В этом смысле практически все древние религии являются религиями перехода из этого мира в мир иной, и практически все культуры, родившиеся под воздействием подобных представлений, с их выдающимися культовыми сооружениями, являются культурами перехода, бегства от самих себя. И мало кто из людей в древнем мире (т.е. до прихода Спасителя) смог понять, что путь к этому состоянию, путь к бессмертию и непреходящему счастью лежит не в сфере внешнеобрядовых норм, не в сфере магии и оккультизма, но через рассматривание человеком самого себя, через изменение своего внутреннего состояния (изменения своих духовных качеств) по образу Бога-Творца, через Богоуподобление.

Итак, с точки зрения христианства, к Богу нет и не может быть иного пути. Вот почему мы можем смело утверждать, что, являясь искренним христианином, Владимир непременно пережил это состояние души.

Видя свою ущербность, свою ненормальность, видя фактическую бренность и иллюзорность человеческого существования, в душе Владимира, как, впрочем, и в душе любого истинного христианина, должен был начаться поиск выхода из этого катастрофического положения. Причем, скорее всего, Владимир ощущал все это намного острее, нежели любой, не обремененный властью, простой человек.

Дело в том, что нам, простым людям, присуще постоянное пребывание в некоторой иллюзии по отношению к жизни сильных мира сего. Будучи, в подавляющем большинстве, неудовлетворенными своей жизнью, жизнью, которая представляет из себя вечную погоню за ускользающими благами, суету и борьбу за существование, мы – современные люди, будучи полностью порабощенными этикой гедонизма (поиском чувственных удовольствий), в своем неудержимом стремлении к наслаждению чаше всего с завистью смотрим на сильных мира, думая, что вот они-то уж точно полностью удовлетворены жизнью, т.к. фактически могут исполнять все свои прихоти и пожелания. Вот так завидуя людям известным, богатым и наделенным властью, мы нередко, (после смерти кого-либо из сильных мира) обнаруживаем, что, как правило, это были простые люди, со своими маленькими слабостями и, что часто они ценили простые радости жизни превыше роскоши, богатства и славы. А бывает даже и так, что некоторые из них вообще тяготились своим высоким положением в обществе, в силу чего сознательно налагали на себя тяжелые подвиги, ограничения и труды. И в этом нет ничего удивительного: ответ на вопрос, почему же так происходит, довольно прост и заключается в том, что человеческая жизнь всегда была и будет бесконечным страданием, вне зависимости от условий и формы человеческого существования. Увы, но даже радости жизни и многочисленные чувственные удовольствия есть уже, по сути, страдания. Страдания, губящие человека и причиняющие ему нестерпимую душевную боль.

По всей видимости, будущий святой, равноапостольный князь Владимир (в душе которого, без сомнения, совершался этот сложный и противоречивый процесс) выбрал именно первое, выбрал направление к Истине, к Богу!

Понимая и осознавая всю тяжесть и безысходность человеческого существования, в том числе и всю тяжесть своего положения, Владимир не мог не задуматься над вопросами о спасении человека, смысле жизни и поиске Высшего Блага. В итоге все это привело князя к тому, что он не просто решил изменить внутренний строй жизни своего государства – ОН СТАЛ ИСКАТЬ ИСТИНУ! ИСТИНУ КАК ВЫХОД ИЗ, КАЗАЛОСЬ БЫ, БЕЗВЫХОДНОЙ СИТУАЦИИ! Истину, которую, в принципе, невозможно было найти в язычестве.

Читайте также: