План урока семья и брак

Обновлено: 07.07.2024

Семья как малая группа – основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт – объединение, характеризующееся совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Многопоколенная (расширенная) семья – семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек), ведущих совместное хозяйство и организующих повседневный быт.

Нуклеарная семья - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов.

Семейное законодательство – комплекс правовых норм, регулирующих отношения, вытекающие из брачного союза и принадлежности людей к семье.

Брак – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном законном порядке с целью создания семьи и порождающий у супругов взаимные права и обязанности.

ЗАГС— органы власти, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, к которым отнесены: рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Ключевые слова

Семья, брак, условия вступления в брак, условия расторжения брака, ЗАГС.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В юриспруденции понятие семьи определяется как объединение совместно проживающих людей.

Они соединены взаимными правами и обязанностями, которые возникают из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сёстры, другие близкие родственники), усыновления или иной формы устройства детей в семью. Близкие родственники муж и жена, состоящие в браке, отец и мать, их дети, усыновители и усыновлённые, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. - субъекты семейных правоотношений. Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение или расторжение брака), а также их вещи (например, дача, приватизированная квартира) являются объектами семейных правоотношений. Поступки членов семьи могут быть правомерными и неправомерными. Например, вступление в брак с соблюдением необходимых условий или устройство в соответствии с правовыми нормами ребёнка в школу — правомерные действия, а отказ взрослых детей содержать нетрудоспособных родителей или уклонение от уплаты алиментов на содержание ребёнка — неправомерные.

Закон не препятствует расторжению брака, если фактический распад семьи очевиден. Расторжение брака осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. Если у мужа и жены нет общих детей до восемнадцати лет, то их брак расторгнут в органах ЗАГС в присутствии хотя бы одного из супругов через месяц со дня подачи совместного заявления о расторжении брака. Органы ЗАГС могут также расторгнуть брак по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговорён к лишению свободы на срок свыше трёх лет. Брак расторгается в судебном порядке в определённых случаях: при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака и при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Суд вправе попытаться примирить супругов. В ряде случаев брак может быть признан судом недействительным. К числу таких случаев относится, в частности, факт сокрытия одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции (СПИДа) или венерического заболевания.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака.

Мужчина и женщина, находящиеся в браке, должны строить крепкую и дружную семью; должны воспитывать в своих детях такие ценности, как дружба, уважение, любовь. Родители обязаны содействовать благополучию и развитию своих детей. На основании закона супруги имеют одинаковые права на общую совместную собственность, т. е. на то имущество, которое они приобрели в течение брака. Супруги обязаны поддерживать друг друга материально. Общие положения закона, определяющие имущественные отношения супругов, могут быть изменены ими путём заключения брачного договора. Брачный договор составляется письменно. Данный договор необходимо нотариально удостоверить.

У ребёнка есть важные права. Это право жить и получать воспитание в семье. По закону ребёнок – тот, кто не достиг восемнадцати лет. С десятилетнего возраста ребёнок имеет право выражать своё мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. С 14 лет у него возникает право на изменение имени и фамилии. Мужчина и женщина в браке имеют одинаковые права. И этот принцип равенства распространяется на их права и обязанности в отношении детей. И отец, и мать обязаны проявлять заботу о здоровье, психическом, духовном развитии детей, получении ими основного общего образования. Они не имеют права нанести ущерб здоровью своих детей. Взрослые дети, достигшие восемнадцати лет, обязаны оказывать заботу и внимание и помощь родителям.

В обязанности органов опеки и попечительства входит определение ребёнка, который остался без воспитания родителей, в детский дом, интернат или передать его на воспитание в семью и контролировать его содержание, воспитание и образование. Существуют различные формы семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья. В нашей стране в Семейном кодексе РФ прописана ещё одна форма воспитания детей. Это воспитание в приёмной семье.

Разбор типового тренировочного задания

1) Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию моральной регламентации поведения.

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

4) Особенностью семьи, отличающей её от любого другого социального института, является функция социализации молодого поколения.

5) В отличие от любого другого социального института, семья занимается воспитанием и обучением.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2) Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

3) В отличие от других социальных институтов, семья выполняет функцию биологического воспроизводства.

Не допускается брак между лицами, если одно из них признано судом ______________ вследствие психического расстройства. Закон не препятствует ___________ брака, если фактический распад семьи очевиден.

Варианты ответа: недееспособным, виновным, дееспособным; заключению, расторжению, объявлению.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): недееспособным, расторжению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлом уроке мы проходили тему "Молодежь как социальная группа". Каковы возрастные рамки этой категории населения?

Чтобы подойти к теме сегодняшнего урока, скажите, с каким событием в жизни человека связана максимальная верхняя граница молодого возраста?

А вы знаете, что нужно, чтобы создать семью?

Тогда как же мы сформулируем сегодняшнюю тему?

Верно. Что же нам нужно выяснить сегодня на уроке?

14 (16) - 25 (30) лет

В 30 лет молодые люди как правило обзаводятся семьёй

Нужна любовь и регистрация брака

Записать понятия "семьи" и "брака", узнать о функциях семьи и её типах, а также разобраться с условиями заключения и расторжения брака

3. Изучение нового материала

1) Семья как социальный институт и малая социальная группа

Итак, что же такое семья? Запишите: "Семья - это малая социальная группа, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связана общностью быта и взаимной ответственностью"

С понятием семьи мы с вами уже сталкивались, когда в теме "Общество как сложная система" изучали социальные институты. Кто скажет, что такое социальный институт?

Правильно. Выясним, какие же функции выполняет семья. Запишите в тетради "Функции семьи"

Итак, помогайте мне. Зачем нам нужна семья?

Правильно. Это будет репродуктивной функцией семьи. Записываем.

Правильно. Запишем в тетрадь следующие функции: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, досуговая.

Мы записали с вами основные функции семьи. Скажите, а все ли семьи реализуют их?

То есть не все семьи одинаковые? Какие вы можете назвать типы семей?

Правильно. Есть множество классификаций типов семей, в основу которых берутся различные критерии.

В современном обществе главенствуюшее положение заняла нуклеарная семья - это семья, состоящая из родителей и детей. Записываем в тетради

Если все родственники живут вместе, то семья называется расширенной. В основном встречается ситуация, когда вместе проживают представители разных поколений. Такая семья именуется многопоколенной - это семья, где все родственники проживают вместе. Записываем второй тип

Сегодня нельзя обойти стороной проблему неполных семей. Почему семьи становятся неполными?

Большинство неполных семей у нас в России образуются в результате развода. Каковы могут быть причины такого шага?

К сожалению процент разводов в России за 2014 год составил 52,5 %.

Причинами разводов являются:

Пристрастие одного из супругов к алкоголю или наркотикам

Отсутствие жилья и вмешательство родственников

Невозможность завести ребёнка

Также сюда можно отнести неверность супруга, несовместимость характеров, сексуальную неудовлетворённость партнёром, болезнь супруга и фиктивный брак

Легко ли жить, когда семья неполная?

Нужно ли тогда по возможности избегать разводов. Если да, то как?

Хочу, чтобы семьи, которые будете в будущем создавать были полными и благополучными. Всё это зависит от нас самих

Предлагает выполнить учащимся задание на слайде - определить тип семей

А теперь вашему вниманию представлены модели взаимоотношений супругов. Соотнесите их с возможными последствиями

А теперь попробуйте самостоятельно за 1-2 минуты составить идеальную на ваш взгляд модель семьи на основании ваших критериев

Итак, к созданию семьи нужно подходить с большой долей ответственности. С какой процедурой связывают образование семей

Правильно. Запишем, что же такое брак - это признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи

А теперь запишем условия заключения брака

Записываем, достижение брачного возраста. В РФ он равен 18 годам, но на территории Вологодской области при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, призыв жениха на службу в Вооруженные Силы РФ) органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим 14 лет). Зафиксируйте это условие в тетради

Следующим условием является добровольное согласие вступающих в брак.

Заключение брака проводится в органах ЗАГСа в личном присутствии мужчины и женщины.

Не допускается заключение брака между близкими родственниками и лицами, которые уже состоят в браке

Как мы уже с вами говорили, в России к сожалению наблюдается большой процент разводов.

При взаимном согласии супругов и отсутствии совместных несовершеннолетних детей процедура развода проводится в органах ЗАГСа. Условием расторжения брака по инициативе одного из супругов может стать недееспособность супруга, пропажа супруга без вести или лишение свободы супруга на срок более 3х лет

Однако, если эти условия не соблюдены, процедура развода будет проводится через органы суда.

Записывают определение в тетрадь

Это совокупность лиц и учреждений, деятельность которой направлена на выполнение определённых общественных функций

Записывают в тетради

Для продолжения рода

Записывают в тетрадь

Для совместного воспитания детей, проведения досуга, организации быта, эмоционального отдыха

Записывают в тетрадь

Нет, есть семьи, в которых нет детей, таким образом они не реализуют репродуктивную и воспитательную функции

Перечисляют: полные/неполные, многодетные/бездетные, (не-)благополучные

Пишут "Типы семей" и первый её тип - нуклеарная - и её определение

Записывают второй тип семьи - многопоколеннная - и её определение

Родители разводятся, один из родителей умирает

Измена, не сошлись характерами

Нет: материальная необеспеченность, проблема с воспитанием детей, комплекс неполноценности у детей

Более ответственно походить к созданию семьи и рождению детей

Выполняют задание. Соотносят друг с другом получившиеся результаты.

С заключением брака

Записывают определение брака

Записывают в тетрадь

Брачующимся должно исполниться 18 лет

Записывают первое условие вступления в брак

Записывают в тетрадь следующие условия заключения брака

Записывают в тетрадь условия расторжения брака

Записывают в тетради

4. Рефлексия

Итак, постараемся закрепить данную тему. На слайде вам предлагается соотнести друг с другом условия заключения и расторжения брака

Устно делают задание

5. Итоги

Итак, сегодня на уроке мы прошли тему "Семья и брак", затронули многие аспекты семейно-брачных отношений. Надеюсь теперь вы будете более осведомлены о социальных и правовых аспектах семьи и брака, что позволит вам избежать ошибок в будущем.

Спасибо за урок!

6. Домашнее задание

Конспект урока по обществознанию на тему "Семья и брак"

Цель: Познакомить учащихся с социальными и правовыми аспектами семейно-брачных отношений

Дать классификацию типов семейных структур;

Сформировать представление об условиях заключения и расторжения брака.

Развивающая:

Развивать умения решать проблемные задания

Развивать коммуникативные умения учащихся

Воспитательная:

Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Сформировать представление о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений

Материально-техническое обеспечение: учебник (А. Г. Важенин. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей), презентация

Метапредметные связи: право

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний. Формулировка темы, постановка целей и задач урока

3. Изучение нового материала

1) Семья как институт и малая социальная группа

6. Домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет их наличие по журналу

Староста сообщает о наличии отсутствующих на уроке

2. Актуализация знаний учащихся. Формулировка темы, постановка целей и задач

На прошлом уроке мы проходили тему "Молодежь как социальная группа". Каковы возрастные рамки этой категории населения?

Чтобы подойти к теме сегодняшнего урока, скажите, с каким событием в жизни человека связана максимальная верхняя граница молодого возраста?

А вы знаете, что нужно, чтобы создать семью?

Тогда как же мы сформулируем сегодняшнюю тему?

Верно. Что же нам нужно выяснить сегодня на уроке?

14 (16) - 25 (30) лет

В 30 лет молодые люди как правило обзаводятся семьёй

Нужна любовь и регистрация брака

Записать понятия "семьи" и "брака", узнать о функциях семьи и её типах, а также разобраться с условиями заключения и расторжения брака

Паспорт урока Дата : Учитель – Тема учебного занятия: Семья Класс: 10 Тип учебного занятия: открытие нового знания ФОПД: групповая, индивидуальная Цель учебного занятия: сформировать у учащихся представление о семье как социальном институте и малой группе

Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся; создать условия для развития познавательного интереса учащихся;

Воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию сотрудничества, способствовать нравственному воспитанию учащихся, творческому подходу к решению поставленных задач.

Планируемые результаты учебного занятия:

Используемая технология: личностно-ориентированная, деятельностная , исследовательская, ИКТ Используемые информационно-технологические ресурсы:

Гринберг Р.С. Обществознание. Базовый уровень: 10 класс: учебник /Р.С.Гринберг, Г.Э.Королева, О.Б.Соболева, О.Г.Цыплакова; под общ. ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.

Соболева О.Б. Обществознание. Базовый уровень. Рабочая программа.10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2020.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки с терминами, памятки для д/з, дидактические материалы.

Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I .Организационный

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, включение учащихся в деловой ритм.

Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II . Актуализация знания и целеполагание

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Формулировка темы и цели урока в виде проблемного задания.

Организует беседу по обсуждению решения задания. Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в течение урока?

Составление интеллект-карты на доске.

Записывают тему урока.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока

III . Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений.

IV . Применение знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления детьми изучаемой темы.

- Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья как социальный институт?

Работа с источником.

- У вас есть на столах тексты, сравните разные определения семьи как социального института, выделите главные слова. Подчеркните их.

Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода"

-На основании определения выделите характерные признаки семьи как социального института.

Познакомьтесь с таблицей в учебнике (стр. 214-215), поработайте в группе, выполните задание: определить функцию семьи, о которой идет речь.

Познавательное задание: На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций.

Проверка выполнения (фронтальная):

Придумайте свои примеры на те функции, о которых не шла речь в карточке.

- Все мы знаем о том, что семьи бывают разные.

- Давайте приведем примеры.

- А теперь приведем все сказанное вами в систему.

Работаем у доски. Рассмотреть одну типологию семей из учебника стр. 215-216, представить на доске в виде схемы.

Закрепление: опишите свою семью согласно своей типологии.

Одному учащемуся предлагается провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса и гостей, т. е. предлагает ученикам и учителям выступить в роли респондентов.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

- Что такое семья как малая группа? Прочитаем в учебнике, стр. 212

Организует устную проверку.

Как распределяются роли в семье?

Обыгрывание бытовой сцены в семье.

- О каких ролях (супружеских, родительско-детских) идет речь?

- Прокомментируйте сцену. Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе .

- Нужно ли привлекать детей к выполнению домашних обязанностей?

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение .

Выполняют познавательное задание.

Проверяют выполнение задания, отвечают по очереди.

Предлагают свои примеры.

Работают у доски, составляют схемы, описывают свою семью согласно типологии.

Один учащийся проводит анкетирование, делает вывод о тенденциях развития семьи.

Отвечают на вопрос.

Признаки: Малая группа

Анализируют примеры, высказывают свое мнение.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Познавательные: проявляют умение работать с текстовой информацией, анализировать источники, применяют новый способ действия для решения задач

Регулятивные: осуществляют самопроверку. Отрабатывают способ решения задач.

V . Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Итак, скажите, на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?

Проверяем по интеллект-карте на доске:

изучили семью как социальный институт и малую группу,

изучили функции и типы семьи,

провели анализ современной семьи.

Мы можем сделать вывод , что семья играет огромную роль в жизни общества и отдельного человека

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Регулятивные: анализируют результаты учебной деятельности на уроке

VI . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и пути их решения.

Организует рефлексию, раздает анкеты. Анкета:

Какие испытывали трудности?

Интересно ли было на уроке?

Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Спасибо вам за урок!

Проводят рефлексию - выявляют, что получилось, что - нет.

Регулятивные: проявляют умение делать самооценку учебной деятельности

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

VII . Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает домашнее задание (дифференцированное), раздает памятки:

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению

Задание №1 на анализ высказываний.

Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода"

Задание №2. На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций.

Каждое утро отец вместе с сыном делает зарядку. И если раньше в течение ряда лет отец вставал первым и будил сына, то теперь сын просыпается самостоятельно и нередко будит отца. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.

Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.

У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.

Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.

У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.

Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают. ​​​​​​​

Памятка №1 для выполнения домашнего задания.

Памятка №2 для выполнения домашнего задания.

Правила создания интеллект-карт:

Для создания карт используются цветные ручки, карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Одно из главных требований: чтение карты ведётся по часовой стрелке, т. е. с правого верхнего угла. Если же изменяется порядок чтения, то блоки следует пронумеровать.

Урок по семьеведению для старшеклассников

Цель: формирование у детей представлений о семье и браке, этике семейных отношений.

Образовательная задача: формировать у обучающихся 11 класса адекватные представления о взаимоотношениях в семье;

познакомить с понятиями семья и брак.

Развивающая задача: развивать умения и навыки, помогающие в преодолении трудностей, возникающих в семье;

развивать понятийный аппарат учащихся и устную речь при ответах на вопросы.

Воспитательная задача : способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции;

учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам.

Аудитория: обучающиеся 10, 11 классов.

Основные понятия: семья, брак, семьянин, родство, современная семья.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, листы бумаги, карандаши, ручки, ромашки, аудио.

I. Организационный момент. Эмоциональный разогрев группы.

-Доброе утро! Я очень рада видеть вас! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и наша встреча оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа и пожелайте успехов ему сегодня.

1. Упражнение «Салюты- 1 минута.

Цель: способствование созданию условий для снижения напряжения и позитивного настроя на работу.

По предложению педагога-психолога:

Цель: снятие эмоционального напряжения.

- Что мешает быть счастливыми:

Дети смотрят на слайд и повторяют за педагогом-психологом звуки слова, используя интонацию, мимику и жесты.

- Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам послушать стихотворение.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Уютный дом – это место, где живет дружная счастливая семья.

III. Мини-лекция по теме урока. 2 минуты.

- Семья зародилась еще в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На протяжении всей своей жизни человек находится в особой системе отношений, которые называются семейными. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. И в современном мире семья остается одной из традиционных ценностей, самой значимой для людей. Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.

В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности -семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития.

IV. Выполнение упражнений.

Цель: деление учащихся на пары для совместной работы.

Пословицы разбиты на две части и разбросаны, нужно их правильно сопоставить . Дети ищут начало и конец пословиц, тем самым создавая пары.

В семье дружат – живут не тужат.

В семье разлад – так и дому не рад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Птица рада весне, а дитя – матери.

Сердце матери лучше солнца греет. Слайд

- Что такое семья? Обсудите в паре 2 минуты.

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Слайд.

Семья – это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге.

Цель: работа в тройках, ответы на вопросы.

Деление: две девочки, 1 мальчик.

Дети работают в тройках, отвечают на вопросы, по хлопку один из тройки переходит в другую и продолжают отвечать на вопрос педагога-психолога.

- Перечислите членов семьи.

- Кто такой идеальный семьянин?

Семьянин – одна из традиционных социальных ролей личности, которая реализуется в семье и предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от индивида. Слайд.

- Что объединяет членов семьи?

· любят и уважают друг друга;

· живут в одной квартире или доме;

· ведут общее хозяйство;

· сообща распределяют деньги на покупки;

-Что даёт человеку семья?

Семья даёт человеку любовь, заботу, помощь, воспитание, …

Цель: осмысление положительных и отрицательных качеств семьянина.

Делятся по гендерному признаку.

Собирая чемодан, группа придерживается следующих правил:

1. Должно быть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств.

2. Каждое качество записывается только с согласия всей группы. Если кто-то не согласен, его можно попытаться убедить, но если это не удастся, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции. Слайд с правилами.

- Важнейшим условием образования семьи является брак как форма отношений между мужчиной и женщиной.

-ЗАГС - это …з апись актов гражданского состояния.

Условия заключения брака:

- добровольное согласие сторон;

- достижение брачного возраста.

Не допускается брак:

- состояние в другом браке;

- состояние усыновленного и усыновителя.

Индивиды, вступающие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети т.д.). Слайд.

В Российской Федерации правоотношения в области семьи, отцовства, материнства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ. Слайд.

5.Работа командами по принципу двух кругов - 10 минут.

Участники встают в круг и закрывают глаза. Педагог-психолог на спину каждому крепит листочки. По команде педагога-психолога все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться на две группы.

- Мы будем рассуждать на тему: « Какой семьянин нужен современному обществу.

Какие главные черты характера?

Как он влияет на других?

Что о нем думают близкие?

Во что он верит?

Как он достигает целей?

В чем главный смысл его жизни?

Как он относится к себе?

Его поступки? Мысли? Слова?

6. Индивидуальная работа учащихся - 4 минуты.

- 8 июля – День святых Петра и Февроньи. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. Слайд.

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности.

Символом семейного счастья принято считать ромашку.

- Сейчас я раздам вам заготовки ромашки, а вы самостоятельно создадите модель своей будущей семьи. На лепестках ромашки напишите те качества, основываясь на которых постараетесь построить свою семью.

V. Домашнее задание. 1 минута.

Моя семья в будущем…

Для меня родители это…

Для меня семья это …

VI. Рефлексия. 5 минут.

- У каждой семьи есть свой жизненный цикл. Создание семьи – ответственный шаг в жизни человека. Члены семьи связаны общностью быта, моральной, правовой ответственностью. Необходимо научиться понимать друг друга, уважать взаимные интересы и разрешать все проблемы мирным путём. Слайд.

- Мы с вами начинали со слов о счастье и с помощью хлопков приветствовали друг друга. Теперь закончим нашу встречу тем же самым.

Цель: экспресс-регуляция эмоционального состояния.

Прямая спинка, солнышко в сердце, приподнятый носик, широко открытые восхищенные глазки, улыбочка на лице и крылышки за спиной. С таким состоянием идем по жизни. Легко и свободно.

- Поблагодарим за активное общение себя и друг друга хлопками.

Цель: рефлексия внутреннего состояния.

Первый начинает хлопать и, молча меняется с любым игроком местами, они хлопают, не переставая вдвоем, второй меняется с третьим местами, третий начинает хлопать, хлопают втроем и так далее до последнего игрока.

Читайте также: