Почему князь владимир принял христианство по византийскому образцу кратко
Обновлено: 07.07.2024
Потому что ему понравилась роскошь православных храмов (так как в те времена католическая вера была не такой красочной и неимоверно строгой к верующим) , традиции. Да и это было выгодно - крещения по такому образцу налаживало связи с Византией, а она была тогда влиятельной страной.
Точно вам никто не ответит на этот вопрос.
Тем более, что источники того времени редки и доверять им не стоит.
По политическим соображениям видимо - византия близка и сильна
а так легенда гласит, что от ислама он отказался со словами "руси есть веселие пити" (ислам запрещает офоциально употребление алкоголя) , а от католичества со словами "Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть"
Владимир решил принять христианство по византийскому образцу, т. к. византийские христиане, в отличие от хазар - иудеев и булгар - мусульманов, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство.
1. До Владимира княгиня Ольга приняла именно восточное христианство, это во многом предопределило выбор князя, потому что среди бояр Ольга была авторитетным лицом, что Владимиру сыграло на руку.
2. В то время христианство было религией сильных. Многие сильнейшие державы придерживались христианства. Поэтому Владимир сделал выбор не в пользу "правильности" христианства, а в пользу практических возможностей этой религии.
В то время мало кого интересовало, какая религия истинна или менее истинна. Всех восхищало могущество. Выбор падал на те религии, которые предоставляли лучшее покровительство народу. Нет данных о том, что Владимир хотел объединить Русь с помощью христианского монотеизма, создав новую идеологию. Христианство выбрали из-за активной деятельности миссионеров, которые говорили о сильной стороне православия.
3. Из "Повести временных лет" мы узнаем, что Владимир выбирал религию исходя из практических соображений . Ислам, латинское христианство и иудаизм не подходили Владимиру в силу исторических причин и обычаев славян : мусульмане запрещали алкоголь, иудеи потеряли государство, а латиняне подчинялись папе.
4. Торговые отношения с Византией улучшали экономику Руси, выбор их религии способствовал укреплению отношений и созданию новой юридической основы для расширения торговли.
Таким образом , речи христианских священников о духовном преображении Владимира, о его выборе новой веры из-за религиозных переживаний, являются лишь красивой легендой.
Владимир руководствовался практическими целями, ни о какой духовности речи не было (вернее, нет оснований говорить о ней). В то время многие славянские государства принимали христианство, Русь следовала моде времени, поэтому тоже приняла христианство.
Крещение Руси произошло 28 июля 988 года. Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим. Владимир приходился внуком великой княгине Ольге, той самой, которая первая из правителей Руси приняла христианство. В отличие от своей бабушки, для которой принятие византийской веры было скорее политическим ходом, Владимир мыслил более масштабно: он планировал объединить раздробленную в то время страну и приравнять Русь к числу просвещенных государств. О том, как князь Владимир крестил Русь и почему выбрал именно христианскую веру, рассказываем в нашем материале.
Фото: Эггинк Иван, Великий князь Владимир выбирает веру
Владимир, внук великой княгини Ольги, захватил киевский престол в 978 году. В борьбе за власть он убил своего брата Ярополка – и вот после жестокого кровавого противостояния Владимир оказался во главе огромного, но разобщенного государства. Летописи тех лет практически не сохранились, но из греческих преданий известно, что славяне постоянно вели между собой вражду. Жители восточной и западной части нынешней Европейской части России вели разный образ жизни, в том числе разнилось вероисповедание. На востоке тогда жили в основном чудские и тюркские племена, а на Западе – славяне, придерживающиеся берегов крупных рек (Западная Двина, Волхов, Днепр, Ока и их притоки).
Фото: Andrei Petrovich Ryabushkin (1861–1904)
Стоит отметить, в конце X века в мире господствовали три крупные религии: христианство, ислам и буддизм. Но Владимир решил последовать примеру своей великой бабушки, княгини Ольги, и выбрал христианство. Согласно другой версии, выбор помогли сделать разосланные в разные страны послы: каждый их них рассказал Владимиру, что может предложить каждая из религий, но именно христианство поразило князя красотой богослужения.
Приняв решение, вскоре Владимир крестился в Херсонесе и взял в жены Анну, сестру византийских императоров. Современники отметили, что ради объединения Руси Владимир даже изменил собственный уклад жизни: если раньше это был кровавый многоженец, любящий пиры и масштабные военные действия, то после принятия веры он стал скромным смиренным христианином. Вслед за князем в Днепре крестилась вся дружина, а затем и народ. Людям не пришлось отказываться от своей прежней веры, однако еще несколько веков после крещения многие их них продолжали следовать языческим традициям и обращать внимание на суеверия.
Дело в том, что народ не сразу понял, в чем прелесть нового вероисповедания – свет нового учения открылся людям сильно позже. Тем временем сам князь Владимир стал лично заниматься распространением христианства на территории своего огромного государства: он сам крестил людей на подвластных землях, строил церкви и назначал духовных представителей. Более того, князь занялся и книжным просвещением – с этой целью он распорядился набирать детей значительных домохозяев в специальные заведения и обучать их грамоте. Всего за 20 лет князю Владимиру удалось создать великое наследие и построить новую Русь.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:
1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей;
2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;
3) крещение Руси Владимиром;
4) активное церковное строительство и меры по организационному оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
Предпосылки и причины
По совокупности данных исторических источников крещение Руси предстает как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число мировых держав и др.).
Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Крещение Владимира и дружины
Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее XVI в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако, византийские источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии).
Христианство в XI-XII вв.
Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI-XII вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до двенадцати. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. С этого времени язычество как общественный фактор более не прослеживается.
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Литература
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.
Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)
ЕГЭ. История запись закреплена
ТОП-5 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВЛАДИМИР I ВЫБРАЛ ПРАВОСЛАВИЕ
Крещение Руси — важнейшее событие в истории Древнерусского Государства, которое оказало колоссальное значение на дальнейший ход истории
Но у многих (и разработчиков ЕГЭ тоже) возникает вопрос, почему пал выбор именно на православие Давайте разбираться!
СТРЕМЛЕНИЕ К НЕЗАВИСИМОСТИ
Так как глава католической церкви — Папа Римский ещё и политический глава католического мира, Владимир I не желал ему подчиняться и также не желал вводить латынь на славянских землях
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ДО ВЛАДИМИРА
В 944 году Русь и Византия заключили мирный договор, текст которого дошел до нас: из него видно, что какая-то часть той элиты Руси, которая участвовала в заключении договора, была уже христианской. Эти люди скрепляли соглашение христианской клятвой.
ПРОЧНЫЕ СВЯЗИ С ВИЗАНТИЕЙ
Русь активно сотрудничала с Византией, в частности в сфере торговли (помним про путь "Из варяг в греки"?), политики и культуры. Более того, варяго-русские отряды стали одними из наиболее боеспособных подразделений византийской армии, фактически царской гвардией. Между Русью и Византией установились тесные военно-торговые связи, которые не могли разорвать даже периодически вспыхивавшие вооруженные конфликты
ПРЕСТИЖ
Византийская империя находилась на пике своего расцвета в 10 веке. Сильнейший флот, высокий уровень развития экономики, обусловленный многообразием климата и природных условий, который позволял собирать 2-3 урожая в год, обеспечил Византии статус одной из сильнейших империй Древнего мира
Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.
Читайте также: