Мотивация исследовательской деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Как вызвать у ребёнка желание заниматься исследовательской деятельностью в области лингвистики? Как помочь прийти к осознанию того, что для любой исследовательской работы необходимы терпение, усидчивость, настойчивость, что исследовательская работа – это порой монотонный, кропотливый труд, это путь ошибок, взлётов и падений? Как помочь преодолеть страх перед столь серьезной и ответственной работой? – на эти вопросы мы ищем ответы в данной работе.

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность

Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка. Развитие исследовательской деятельности учащихся позволяет создать творчески насыщенную среду, активизирующую и детей, и педагогов, которая становится основой для настоящего личностно – ориентированного обучения, когда ребенок хочет и будет заниматься исследованием.

Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы; это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации и систематизации новых знаний, поиску новых теоретических и экспериментальных закономерностей.

В настоящее время исследовательскую деятельность учащихся мы рассматриваем как новую педагогическую технологию.

Исследование определяется как творческий процесс понимания мира, себя и бытия себя в мире.

Мы действуем в личностно-ориентированной педагогической парадигме, в рамках которой осуществляется субъект-субъектный подход к ученикам. Процесс обучения рассматривается как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, благодаря которому происходит приобщение к языковой культуре.

Толчок к исследовательской деятельности должен идти изнутри учащегося, иначе он сведется к формальным действиям и не даст необходимых результатов. Как мотивировать познавательную активность?

Для начала обратимся к понятию мотивация . Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека… его направленность и активность.

Мотивационная сфера достаточно разнообразна:

1. Личностный смысл учения

- при постановке проблемы, определении темы исследования особое внимание необходимо уделять ее актуальности для данного возраста вообще и конкретного человека в частности;

- важно предусмотреть для каждого юного исследователя "ситуацию успеха" (предлагать такие задачи и учебные действия, с которым ребёнок обязательно справится). Успешность учебной деятельности подогревает интерес! Мотивированные на достижение успеха ребята ставят перед собой позитивные цели, активно ищут средства, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизируя ресурсы.

2.Познавательные мотивы

-учащийся заранее должен знать, какие знания, как (какими методами научного познания) и где он будет добывать. Загадкой остается лишь результат исследования (ответ на выдвинутую гипотезу).

3.Социальные мотивы

-откройте ребёнку перспективу исследовательской работы (в каких конференциях, конкурсах он может принять участие, с какими новыми людьми познакомиться, что ему самому даст эта работа?)

Ряд учёных (Л.С. Выгоцкий, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызина, А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Наиболее важными из них, способствующими развитию мотивации исследовательской деятельности, являются следующие принципы:

Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности.

При разработке содержания занятий нужно проектировать учебный процесс так, чтобы учащийся решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы привело бы его в зону ближайшего развития. То есть для решения поставленных задач необходимы размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к литературе, наблюдения, исследования, консультации.

Для стимулирования познавательной активности необходимо предлагать учебный материал высокого уровня трудности, но так, чтобы процесс учения был ученику понятен.

Исследовательская деятельность учащихся должна быть:

- основана на базовом образовании средней школы, направлена на получение первичных научных знаний и умений и формирование научного мировоззрения, развитие логического мышления.

- направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, стимулирование у ребенка познавательной активности, индивидуальных творческих задатков.

Научный подход к процессу исследовательской деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:

Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий)

Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)

Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)

Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности)

Роль учителя в исследовательской деятельности учащихся

Руководство исследовательской деятельностью учащихся - одно из направлений в работе современного учителя.

В соответствии с требованиями технологии организации исследовательской деятельности учитель следит, чтобы:

- процесс обучения развивался непроизвольно, носил неформальный характер,

- режим творческой работы учащихся чередовал между собой фазы расслабления (периоды привыкания к задаче, адаптации к новым условиям работы, обдумывание задачи, осознание полученных результатов, формулирования новых задач и т.п.):

Конечными критериями оценки творческой деятельности должны быть знания, умения и собственные идеи, позволяющие ученику продолжить свою деятельность на более высоком уровне.

Этапы организации исследовательской деятельности

Соотношение деятельности учителя как фасилитатора и деятельности юного исследователя

Деятельность учителя как фасилитатора

Деятельность юного исследователя

I этап: Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

Подготовительный этап: развитие мотивации (осознание того, что для любой исследовательской работы необходимы терпение, усидчивость, настойчивость, что исследовательская работа – это порой монотонный, кропотливый труд, это путь ошибок, взлётов и падений).

II этап: Развитие навыка анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка. Сюда входит изучение различного программного обеспечения, методов исследования, решение задач, характерных для определенной тематики.

I этап: Знакомство с основами исследовательской деятельности:
- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
- методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т. д. эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа);
- требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

III этап: Индивидуальная работа с каждым учащимся по выбранной теме (осуществление индивидуального подхода) .

II этап: Выбор и определение темы исследования.
На занятиях научного общества этого этапа учитель предлагает учащимся список тем, в которых можно провести исследования. Темы подбираются в зависимости от состава участников научного общества, при этом учитывается субъективная и объективная значимость работы; интерес и доступность изучаемого вопроса; возрастные особенности учащихся, уровень математической подготовки и профиль класса, в котором они обучаются.

III этап: Обзор литературы по выбранной теме.
На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

IV этап: Исследование.
Здесь учащиеся выделяют задачи исследования и выдвигают гипотезы для её решения; проверяют гипотезы, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты. Работая над темой, они советуются с руководителем работы, рассказывают ему о своих трудностях и успехах. Учитель при этом корректирует и контролирует ход выполнения работы.

Vэтап: Текстовое оформление работы.

VI этап: Выступление учащихся с результатами исследования или защита работы на заседании научного общества, конференциях различного уровня

Обратимся к практике:

Деятельность учителя как фасилитатора

I этап: Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

1. выявление в процессе обучения рябят, проявляющих постоянный, глубокий интерес к предмету,

2.изучение индивидуальные особенности каждого (по диагностической карте, предоставленной психологической службой), выявляю их интересы в области лингвистики,

3.разрабатка ряда проектов исследования (в проектах чётко обозначены проблема, выдвинутая гипотеза, цель, задачи, методы работы, объём новых знаний и возможности их реализации),

4.знакомство учащихся с разработанными проектами. Учащийся волен сам выбрать интересующую его область исследования либо отказаться от ведения исследовательской работы. Как правило, учёт личных предпочтений, понятная программа исследовательских действий, видение перспективы личного роста и возможности реализовать свои знания играют свою роль: учащийся заинтересован, то есть мотивирован к исследовательской деятельности.

II этап: Развитие навыка анализа действительности для построения информационной модели и её изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Нельзя бросать юного исследователя один на один с выбранной темой, ему необходимы начальные, базовые знания ведения исследовательской деятельности: знакомство с видами исследовательских работ (р еферативно-информационная работа (РИР), реферативно-проблемная работа (РПР), экспериментальная работа (ЭР), исследовательская работа (ИР);

- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
-методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т. д. эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа);
-требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

III этап: Индивидуальная работа с каждым учащимся по выбранной теме (осуществление индивидуального подхода) .

Индивидуальная работа заключается в совместном преодолении возникших трудностей: поиске литературы по выбранной теме, текстовом оформление работы, снятии психологического напряжения и др.

Таким образом, чётко спланированная система действий, направленная на оказание помощи юному исследователю, способствует повышению мотивации исследовательской деятельности.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.

Мазяркина Т.В., Первак С.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 121-123

Актуализация исследовательской потребности ученика

Специфика исследовательской деятельности такова, что ее продуктивность напрямую связана с познавательной потребностью, с особой формой интереса к противоречию, к проблеме. Без реально существующей цели, принятой личностью на уровне ведущего мотива, приемы развития творческого мышления, которые можно найти во многих пособиях по ТРИЗу и других книгах, превращаются в познавательные стереотипы, которые остаются невостребованными.

С помощью различных упражнений, игр, тренингов можно сформировать навыки творческой деятельности. Это не оговорка, творческая деятельность (кроме совершенно новых форм, необходимых для принципиально новых открытий), легко поддается тренировке и формированию навыков [1]. Но в этом случае приобретенные умения быстро утрачиваются, так как отсутствует точка приложения, и девальвируются, теряют свою ценность в глазах детей, не давая результата сами по себе.

К сожалению, пока преобладает либо формализованная деятельность, имитирующая исследовательскую, либо занятия по непосредственному развитию творческого мышления и отдельных способностей, не обслуживающих непосредственно исследовательский интерес. В рамках данного направления формирование творческих, исследовательских способностей выступает как самоцель (в жизни пригодится!), в то время как они должны быть инструментом достижения творческих целей, в том числе исследовательских.

К этому направлению относится, на наш взгляд, большая часть методических пособий, например пособие Н.И. Дереклеевой [2], которое, по сути, тяготеет к традиционной, объяснительно-иллюстративной технологии обучения, поскольку автор фактически не рассматривает вопрос формирования познавательной потребности. Вместо этого дается анкета для родителей и для детей, где формальные вопросы призваны выполнить роль целеполагания.

На основе вышесказанного можно сформулировать методологические принципы, на которых мы предлагаем строить педагогическое управление исследовательской деятельностью учащихся:

  1. Приоритетность исследовательской мотивации. Этот принцип отражает необходимость формировать исследовательскую деятельность, начиная с мотивации, с актуализации исследовательской потребности. Если у ребенка есть исследовательская цель, он сам активно ищет средства ее достижения. Это не означает, что можно не заниматься специально развитием креативности или теоретического мышления. Это означает, что приемы, механизмы и алгоритмы исследовательской деятельности выступают как средства достижения цели, и поэтому процесс их развития протекает совершенно иначе, более естественно, более продуктивно. Проще говоря, первая задача педагога — активизировать познавательную потребность, а вторая — обеспечить условия ее реализации.Наиболее эффективен здесь проблемный подход и различные его варианты и приложения.
  2. Личностно-ориентированное взаимодействие с учеником. Формирование исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус жизненной ценности, происходит благодаря специально организованному общению педагога с учеником, в процессе которого они именно актуализируются, проистекая из внутренних особенностей личности, а не навязываются извне. В качестве главного условия здесь выступает психологическая и предметная компетентность педагога, а в качестве основной формы педагогического участия — посреднический диалог.

Еще один важный момент: традиционно в тех рекомендациях, которые построены по алгоритму написания статьи или диссертации, упускается мотивационный фактор. Но исследовательская деятельность начинается с мотивации, имеющей глубоко личностный характер, и этой мотивацией стимулируется в течение всей работы, поэтому необходимо понимать, каков настоящий, естественный алгоритм исследовательской деятельности, для чего в первую очередь нужно отдифференцировать алгоритм собственно исследовательской деятельности от деятельности по изложению результатов исследования в научной работе [9].

В приведенной таблице сравниваются этапы названных деятельностей (табл. 1):

Сравнение алгоритма исследовательской деятельности и алгоритма изложения результатов исследования

Примерный алгоритм научного исследования

3) Предварительная формулировка цели, задач, обозначение для себя предмета исследования.

4) Примерное составление плана поисковой (исследовательской) деятельности (которые затем составят основу сформулированных в научной работе задач). Очерчивание методологических границ.

5) Параллельный поиск теоретической информации (по литературе) и составление схемы возможного эксперимента.

6) Постоянное уточнение целей, задач, плана работы, возможно, смена рабочей парадигмы.

7) Кристаллизация научной идеи, возможная формулировка гипотезы, составление предварительного определения искомой характеристики через постоянное соотношение с известными точками зрения (работа с литературой).

8) Уточнение схемы эксперимента.

9) Проведение эксперимента. Статистическая обработка.

10) Первичная интерпретация результатов эксперимента.

11) Дополнительное привлечение теоретического материала для более точной и подробной интерпретации (глубокая работа с литературой).

12) Возможная вторичная статистическая обработка и даже дополнительный эксперимент — получение недостающих данных на основе предварительного анализа результатов эксперимента.

13) Вторичная интерпретация, снова работа с литературой, привлечение необходимой информации для подкрепления своей интерпретации.

14) Вычленение наиболее важных результатов.

15) Обобщение полученных результатов, соотнесение их с результатами других исследований.

2) Формулировка целей (п. 3, 6 АНИ).

3) Формулировка гипотезы (п.7 АНИ).

4) Формулировка задач исследования (п. 3-6 АНИ).

5) Определение предмета и объекта исследования (п. 1, 3, 5, 6, 7, 8 АНИ).

6) Описание методологического и методического аппарата (п. 4-7 АНИ).

7) Изложение в 1 главе основных теоретических основ исследования, в четкой логической последовательности и выстроенной структурой, которая строится как доказательство основной идеи исследования (п. 2, 4, 5, 7, 11 АНИ), и должно сразу содержать всю информацию, которая будет использоваться при интерпретации результатов эксперимента.

8) Выводы по 1 главе, которые строятся как логическое обоснование необходимости экспериментального исследования.

9) Описание в п. 1 главы 2 организации эксперимента и основных методических средств.

10) Изложение основных результатов эксперимента (п. 9 АНИ).

12) Выводы по 2 главе (п. 14, 15 АНИ).

13) Общие выводы, которые являются результатом обобщения и отбора выводов 1 и 2 главы. После выводов часто пишутся рекомендации. Альтернатива — заключение. И то, и другое — п 14, 15 АНИ.

14) Список использованной литературы.

Вовлечение в поиск

Не только уроки могут стать отправной точкой для развития исследовательской позиции. Кроме того, на уроке, даже проблемном, не всегда есть возможность учесть индивидуальные особенности ученика, его опыт, его видение мира, его познавательные стратегии. Для этого больше подходят индивидуальные формы работы, или работа в малых группах (но практически тоже по индивидуальному сценарию).

Для описания такого диалога невозможно применить строгие алгоритмические формы. Диалог может начаться с чего угодно, и закончиться как парадоксом, так и банальностью. Есть лишь несколько наиболее важных моментов, которые обязательно должны присутствовать в таком диалоге.

Кроме того, исследователь — это всегда особое сознание, особая жизненная позиция, окрашенная исследовательской мотивацией. Поиск не будет продвигаться вперед без эмоциональной подпитки — мотивация стремится к удовлетворению, то есть ее достижение приносит человеку сильные положительные эмоции, а невозможность достижения — фрустрацию. Есть две возможности формирования у ребенка такой эмоциональной составляющей. Первая связана с механизмом постановки и решения проблемы, так как это глубинный генетический механизм адаптации: у большинства живых существ есть информационные потребности, необходимые для адекватного приспособления к миру. То есть, природа сама стремится к познанию, к обнаружению и решению проблем, хотя у каждого здесь свой порог сложности. И специально организованное предметное действие позволяет выйти на репрезентацию проблемы в сознании ученика, актуализируя тем самым потребность ее решения [12].

Это может быть увлекательный рассказ о процессе поиска, который вел кто-то из известных людей, с обязательным пересказом всех ситуаций затруднения и последующего нахождения решения, со всеми эмоциями, которые сопровождают этот процесс. Идеальным примером могут послужить литературоведческие изыскания Ираклия Андроникова, и особенно его публичные выступления на телевидении. В его процессе поиска присутствует главный момент: он начинает именно с любопытства, и его работа с источниками информации — с литературой, с архивами, с людьми, — это азарт первооткрывателя, который просыпается сразу, как только обнаруживается проблема. Поиск сопровождается сильнейшими эмоциями научного любопытства, описания которых на равных правах с научными фактами включаются в рассказ.

Активизирующий диалог

От удивления к познанию (индивидуальная стратегия познания)

Изучение опыта великих исследователей показало, что ни один серьезный ученый так не работал — углубленное знакомство с изучаемой областью начинается обычно уже после формирования научного интереса, исследовательской проблемы, или хотя бы ее предвестника в виде интуитивного предвидения. В идеале каждый этап получения нового знания должен начинаться с любопытства, с потребности узнать, с удивления тому, что непонятно. Когда есть потребность узнать, изучение становится осмысленным (принцип активности, или учебной деятельности, по В.В. Давыдову) и пристрастным, но при этом необязательной становится строгая последовательность изучения. Познание начинает строиться по естественным законам, куда входят и общие принципы и индивидуальные стратегии познания (они определяют и определяются когнитивными репрезентативными структурами [15]), поэтому последовательность, объем и детальность изучения материала будут очень индивидуальны. Надо помочь ребенку правильно выстроить индивидуальную траекторию познания, тогда его знания будут иметь более целостный характер, в этой системе у ребенка будут легче формироваться аналогии, связи, смыслы.

Цель как отражение познавательной потребности

Потребность в познании считается базовой для человека, поэтому в большинстве случаев педагог может рассчитывать на то, что у ученика существует определенное любопытство, интерес к каким-то явлениям жизни. Задача педагога – пробудить это любопытство, сделать его осознанным. И тогда можно выходить на формулировку цели.

Вербализация (выражение с помощью слов) цели и задач вызывает много затруднений, если относиться к ним формально. На самом деле все упрощается, если научиться осознавать (рефлексировать) то, что происходит во внутреннем плане (то, как репрезентируется информация в ментальном плане).

На первом этапе такого диалога нужно определиться со сферой интересов ученика — что ему интересно вообще в жизни, на что чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то необычное в окружающем мире. Если научное направление уже выбрано, попытаться осмыслить, что привело в эту науку и чем в рамках этой науки больше всего хочется заниматься. Если таких интересов много, можно записать все, причем сначала, на этом этапе, просто на бытовом языке. Записывание позволяет более осознанно выйти на цель, не потеряв ничего ценного. Затем нужно сделать выбор в пользу одной-двух тем. Сформулировать вместе с учеником, какой аспект темы его более всего интересует, более точно, уже на научном языке.

Презентация результатов исследовательской работы учащихся

Важным моментом поощрения исследовательской деятельности является признание ее ценности для общества, для окружающих, для сверстников, поэтому так необходима презентация результатов исследовательской работы учащихся

Идеальной формой презентации исследовательской работы в школе будет та, в которой реализуются такие же цели, как и во взрослом научном сообществе.

  1. Присоединение нового знания к уже имеющемуся в науке, встраивание в систему научного знания.
  2. Получение обратной связи — мнения других ученых — по поводу сделанных открытий, полученных данных, новой точки зрения и т.д. Обратная связь может касаться как отдельных вопросов достоверности, актуальности, корректности проведенного исследования, соотношения с другими фактами, так и общего отношения к работе, включая философское осмысление.
  3. Получение одобрения, оценка значимости проделанной работы.
  4. Знакомство с новыми знаниями.
  5. Налаживание связей в научном мире, помогающих реализовать более системные и сложные задачи.

И лучше всего эти цели реализует конференция. Конечно, в школе работают не только эти цели, и к ним добавляется ряд других задач учебного плана, главная из которых — формирование познавательной мотивации, затем идет задача обучения навыкам публичного выступления, аргументации, задача обучения конспектированию (сокращение текста исследовательской работы для доклада) и, конечно, расширение кругозора и углубление знаний. Кроме этого, нельзя забывать о мотивах самоутверждения как родителей, так и детей. На первых этапах построения в школе системы исследовательской работы школьников не всегда можно заинтересовать учащихся непосредственно научным познанием. И здесь иногда может сработать внешний мотив, когда ученику просто захочется принять участие в конкурсе, когда у него есть мотив самоутверждения, но еще не определилось его направление.

Все эти факторы необходимо учитывать, планируя школьные мероприятия.

Тематика работ, которая может регулироваться путем объявления приоритетных направлений, должна быть интересна большинству учащихся, даже тем, кто не занимается исследовательской деятельностью, секции должны формироваться так, чтобы собрать аудиторию действительно заинтересованных ребят, и четко дифференцироваться, чтобы не нужно было разрываться между секциями.

Можно использовать несколько PR-ходов (методических приемов), которые сделают процесс взаимодействия выступающих и слушателей более активным. Неплохо зарекомендовала себя экспертная оценка докладов, которую дает каждый слушатель. Можно, дополнительно к этому, заранее опубликовать те проблемы, о которых пойдет речь, и объявить конкурс для слушателей на вариант экспресс-решения (с предположительными аргументами).

Проведение конференции должно быть так организовано и прорекламировано, чтобы участие в ней в качестве выступающего было престижно, а в качестве слушателя — интересно. Но самое главное, чтобы конференция стимулировала научное любопытство и исследовательскую мотивацию.

Виды занятий, стимулирующих познавательную активность

Известны различные активные формы обучения и внеурочной деятельности:

  • предметные кружки, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной формам работы, а цели имеют исследовательский характер;
  • специально организованные дискуссионные клубы, в которых на каждое занятие специально предлагается проблема для обсуждения;
  • периодическое издание школьного печатного органа исследовательского плана;
  • деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;
  • конкурсы исследовательских работ, в которых задаются и особо поощряются приоритетные направления и приоритетные проблемы;
  • конкурсы исследовательских идей (проблем), проводимые по критериям практической, и даже научной ценности;
  • факультативы, объединяющие разновозрастных детей вокруг победившей в конкурсе исследовательской проблемы;
  • широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий;
  • разнообразные формы презентации результатов исследовательской работы.

Для того, чтобы эти педагогические инструменты были результативны, они должны опираться на сформулированные выше принципы, а главную роль в них должно играть специальное общение с учеником, ориентированное на актуализацию его познавательной потребности.

[1] Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — М., 2000.

[2] Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М., 2001.

[3] В.И. Борзенков, Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003.

[4] Леонтович А. В. Типы научной работы и их образовательный смысл // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003; Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003.

[5] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. — Ростов н/Д., 1997. С. 111.

[6] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). — М., 1994. Гл. 4.

[8] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). — М., 1994. С. 65.

[10] Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения) // Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.2003.

[11] Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.. 1975.

[12] Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

[13] Библер В.С. Мышление как творчество. — М., 1975; Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. — М., 1989.

[14] Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. — М., 1989. С. 21.

[15] Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М. — М., 1997.

[16] Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск-М., 1997. С.152.

Харисова Тамара Павловна

Одной из главных целей образования, является развитие у обучающихся способности к самостоятельной мыслительной и аналитической деятельности.

Учебно-исследовательская работа – вид самостоятельной аналитической деятельности по систематизированному изучению актуальной проблемы, которая является важнейшим элементом в педагогической деятельности.

Активное участие в учебно-исследовательской, проектной работе - одно из условий формирования личной готовности студентов овладевать профессией, поэтому преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность обучающихся к работе над исследовательской работой.

Формирование мотивации учебно-исследовательской деятельности у обучающихся – одна из центральных проблем современного среднего профессионального образования. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач, формирования способов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществление в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания обучающихся, формирование у них активной жизненной позиции. Сегодня обучающиеся среднего профессионального образования должны иметь высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности, ориентирующий их на саморазвитие и самосовершенствование. Мотивация в учебно-исследовательской деятельности, является одним из главных элементов, направляющих обучающегося к его цели, способствующих его развитию, достижению наивысшего уровня в своем развитии [1].

Формирование мотивации как обязательного условия исследовательской деятельности учащихся является необходимой составляющей образовательного процесса. Психологи и педагоги рассматривают исследовательскую деятельность в учреждении образования как творческий процесс совместной деятельности преподавателя и учащегося по поиску неизвестного решения. В процессе такой деятельности осуществляется передача культурных ценностей и формируется мировоззрение учащегося, развивается мотивация в целом к учебной деятельности.

Педагог выступает организатором исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование у них внутренней мотивации, обуславливающей рассмотрение с исследовательской точки зрения любой возникающей перед ними проблемы: научной или жизненной

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности способствует обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т. е. в целом позволяет формировать умение учащегося инновационно мыслить . [2].

Большая социальная значимость исследовательской деятельности в образовательных учреждениях СПО наиболее сильна в том случае, когда мотив организации и осуществления исследования выступает внутренней потребностью учащегося, при этом проблема, которую он раскрывает, субъективно интересна и значима для него. При включении учащихся в учебно-исследовательскую деятельность учитываются их способности, мотивация к углубленному изучению интересующих вопросов в различных предметных областях.

Таким образом, главной целью учебного исследования является не получение нового результата, научного открытия в какой-то области познания, а развитие личности учащегося, приобщение его к миру научных открытий. В процессе проведения учебно-исследовательской работы научный руководитель оказывает помощь учащимся в выборе и формулировке проблемы в соответствии с заявленной темой, обосновании ее актуальности и практической значимости, а также определении объекта, предмета, гипотезы и методов исследования. В дальнейшем руководителем осуществляется методическое обеспечение учебно-исследовательской деятельности, оказывается помощь в подборе научной литературы и оформлении работы [2].

Педагогам важно прививать учащимся вкус к исследованиям, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для успешной самореализации.

Сейчас становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой. Такого рода навыки сегодня необходимые каждому человеку.

Формирование творческого потенциала личности возможно только при условии смены приоритетов в образовании – с усвоения готовых знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей и возможностей. Одним из основных путей формирования познавательной активности и самостоятельности обучаемых является использование в системе урочных занятий и внеурочной работы методов учебно–исследовательской деятельности.

Древнекитайская мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь:

По статистике, обучающиеся сохраняют в памяти:

20% того, что слышали или читали;

50% то, что наблюдали;

90% то, что высказывали, обсуждали и практически выполняли

В нашем колледже работа по вовлечению обучающихся в учебно-исследовательскую работу начинается на первом курсе. Все первокурсники специальности 34.02.01 Сестринское дело выполняют учебный проект в рамках изучения общеобразовательных дисциплин, что предусмотрено в рабочих программах.

Выполнение учебного проекта, как основного объекта оценки метапредметных результатов, является источником формирования и развития мотивации к исследовательской работе. Проект можно выполнять как индивидуально, так и в группе и это дает возможность развития следующих навыков:

  • социальных:работать в группе, сотрудничать, принимать и выполнять определённую роль (быть лидером или исполнителем);
  • коммуникативных:слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё;
  • мыслительных:анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.;
  • исследовательских:проводить исследование.

Последовательность работы над проектом можно представить следующим образом:

  1. Выбор темы: преподаватель отбирает и предлагает возможные темы.
  2. Формирование творческих групп: преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности; студенты группируются в соответствии с выбранными темами.
  3. Подготовка материалов для работы над проектом, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы.
  4. Определение форм выражения итогов (продукта) проектной деятельности: студенты в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: альбом, альманах, презентация доклада, стенды и т.д.
  5. Работа над проектом: преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность, студенты осуществляют поисковую работу.
  6. Оформление результатов: студенты оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
  7. Защита проекта: преподаватель организует выступление студентов с подготовленными проектами, презентациями, студенты докладывают о результатах своей работы.
  8. Рефлексия: преподаватель оценивает свою деятельность по руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки; каждый студент осуществляет рефлексию процесса, себя в нем, с учетом оценки других [4].

Реализация метода проекта ведет к изменению позиции преподавателя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной и исследовательской деятельности студентов. Я считаю, что в процессе работы у студентов повышается качество знаний, интерес к данной дисциплине, приобретается опыт исследовательской работы.

Таким образом, проектная деятельность позволила студентам:

  • пройти все этапы над исследовательской работой;
  • приобрести навык работы с источниками;
  • организовать свою работу;
  • представить перед аудиторией;
  • освоить формат учебного проекта.

Лучшие учебно-исследовательские проекты участвовали в ежегодном конкурсе учебно-исследовательских проектов. Те работы, которые получили дипломы, далее участвовали в конкурсах и конференциях различного уровня. Это тоже мотивация, повышение собственной самооценки.

Все обучающиеся нашего колледжа имеют возможность реализовать потребность участия в учебно-исследовательской работе принимая участие в работе студенческого научного общества колледжа. Выполняются исследования, как предусмотренные учебным планом специальностей, так и для участия в конференциях и конкурсах различных уровней.

В нашем колледже кроме Конкурса учебно-исследовательских проектов ежегодно проводится три научно-практических конференции:

Это дает возможность нашим обучающимся значительно расширить свой кругозор и получить новые знания по интересующим их направлениям, а также сформировать портфолио студента. Портфолио – является новым оценочным средством в профессиональном образовании. Оно означает упорядоченную совокупность работ студентов, собранных под руководством преподавателя для того, чтобы отметить их профессиональный и личностный рост, а также успех в процессе обучения.

Успехи в учебно-исследовательской, творческой и общественной деятельности помогают обучающимся добиваться отличных результатов в учебе, т.к. успешный человек – успешен во всем. Это в свою очередь дает возможность получать не только академическую и повышенную стипендию, но и персональные стипендии. Дает возможность студентам, которые учатся с полным возмещением затрат переводиться на вакантные бюджетные места.


Учебный труд требует приложения определенных усилий, к чему не всегда бывает готов ученик. Чтобы ребенок начал испытывать интерес к учебе, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание, потребность учиться. Опыт показывает, что многие дети, придя в школу, стараются хорошо учиться, чтобы угодить родителям, заслужить одобрение со стороны учителя, получить какое — то вознаграждение. Похвала родителей, учителя, признание одноклассников, безусловно, важны, но такая мотивация действует ненадолго. И, как только у ученика пропадает стимул, пропадает и интерес к учебе. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы, сформировать у учащихся интерес к познанию, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик осознал важность знаний для его дальнейшей жизни: для получения профессии, для осуществления намеченных планов. Мотивированные на процесс познания дети, получают удовольствие от учебного труда. Положительная мотивация влияет на результат учебы. Ученики, осознающие важность знаний, понимающие для чего они учатся, проявляют настойчивость, усердие и интерес к учебе.

Существует много факторов, формирующих мотивацию к учению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения, и многое другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников, которые я применяю в своей работе, является организация исследовательской деятельности учащихся.

Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Дети от природы любопытны и я стараюсь, чтобы в процессе исследовательской работы их любопытство переросло в любознательность. В современном обществе востребованы, не только знания, но умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. И эти умения формируются в процессе исследовательской работы учащихся и способствуют развитию познавательной активности учащихся. Одним из видов исследовательской работы является проектная деятельность.

Учебный проект разрабатывается после освоения большой темы или раздела.

Работа над проектом предполагает определение проблемы, ее актуальность, сбор информации, постановку цели, определение задач, плана действий, исследование проблемы, представление результатов работы над проектом. Актуальность проекта стимулирует работу учащихся. На всех этапах работы над проектом, я консультирую, направляю работу учеников в нужное русло. Если это коллективный проект, дети распределяются в группы по интересам. Я помогаю каждой группе распределить роли, обсудить способы поиска информации по проблеме, определить цели и задачи, наметить план действий.

Далее начинается самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии с намеченным планом. Учащиеся собирают информацию по проблеме, в различных источниках, включая Интернет. Если ученики затрудняются с поиском информации, я рекомендую им список информационных источников. Зачастую в поиске информации детям оказывают помощь родители. Ученики обсуждают собранную информацию в группе, проводят исследования, делают выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос. При выполнении заданий ученики чувствуют себя маленькими исследователями, что развивает их познавательный интерес. Они совершают собственные открытия, находят ответы на вопросы, прилагая собственные усилия, делятся полученными результатами с окружающими и, получив одобрение, начинают получать удовольствие от учебного труда, что является положительным мотивом для учебной деятельности. В этот момент очень важно внимание со стороны учителя. Я обязательно стимулирую работу учеников.

На каждом этапе работы ученики заполняют лист самооценки, то есть оценивают результаты своей работы. Лист самооценки, помогает детям осознать уровень личностного роста.

Оформление результатов работы над проектом планируется в основном, в виде презентации продукта. Перед презентацией, я провожу консультацию, на которой обсуждаю с детьми критерии оценивания презентации. Одновременно с презентацией готовится выступление проектной группы, поэтому в критерии оценивания закладываются пункты оценивания выступления учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

По окончании работы мы обсуждаем с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. Очень важным моментом является награждение групп, что является стимулом для их дальнейшей работы.

В начальной школе учебно-исследовательская деятельность учащихся — это относительно самостоятельное изучение, решение учениками исследовательских задач. Учитель направляет ученика в нужное русло, консультирует, подсказывает, но не решает за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором. Главное для учителя — увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Важно, чтобы родители сумели поддержать интерес к исследованиям, поделились своими знаниями, попытались натолкнуть ребёнка на самостоятельные размышления. Такое отношение родителей способствует развитию исследовательского интереса ребёнка.

Исследовательская деятельность учащихся начинается с первого класса. В первом и во втором классе почти все работы школьников носят коллективный характер, их тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, что приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше собственных.

В 3–4 классах многие ученики уже могут самостоятельно выбрать тему исследования. Я лишь “подталкиваю” их к правильному выбору темы.

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что, дети в лучшем случае читают только учебники.

Приведённые примеры — это лишь малая часть той работы, которая проводится в начальной школе.

Каждый учитель, занимающийся организацией исследовательской деятельности учащихся, выстраивает собственную систему с учётом того учебно-методического комплекта, по которому он работает, и учебных возможностей конкретного класса.

Работая над развитием творческой активности детей, я отмечаю, что у них появляется интерес к исследованию, повышается уровень самостоятельности, активности

Учащиеся из объекта деятельности превращаются в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться личность ребенка. И, если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.

В кабинете оформлена папка “Исследовательская деятельность учащихся”, где представлены памятки, советы и рекомендации для учащихся, их работы (сочинения, рассказы, буклеты, альманахи, презентации, мини-зарисовки) по русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии. Собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся.

Так, посредством организации исследовательской деятельности учащихся, я формирую положительную учебную мотивацию у школьников, развиваю интерес к познанию и добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании учеников.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, ребенок, ученик, интерес, исследовательская деятельность учащихся, класс, литературное чтение, проект, работа, учебный труд.

Похожие статьи

Развитие навыка анализа текста у младших школьников.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках.

урок, работа, исследовательская деятельность, окружающий мир, проектная деятельность, Технология изготовления изделий, развитие умения, домашнее задание, литературное чтение, урок математики. Метод проектов как средство развития исследовательской.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее

Средством формирования исследовательской и проектной компетенций учащихся выступает учебный проект.

Проектно-исследовательская работа в начальных классах

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

Работы получатся очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале.

Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. Учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Метод проектов как способ организации исследовательской.

активный метод обучения, слово, урок, ученик, учащийся, ребенок, учебный материал, методика, исследовательская. Проектная исследовательская деятельность как один из.

Проектная исследовательская деятельность как один из.

исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд, исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность как средство развития.

Работа в научном объединении учащихся объединила учащихся в дружный коллектив, связала общими интересами и увлечениями, позволила

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным.

Читайте также: