Почему княгиня ольга стала святой кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории государства Российского не так уж много женских имен, но все они оставили свой достойный след. Открывает их список, властвовавшая в качестве регентши при сыне еще в Древней Руси княгиня Ольга (с 945 по 960 годы). Святославу исполнилось всего 3 года, когда древлянами был варварски убит его отец князь Игорь. Ее имя прочно ассоциируется как с кровавой местью, повлекшей сожжение целого города, так и строительством первых христианских храмов в Киевской Руси. Так кем была княгиня Ольга?

Очень мало достоверных источников, на которые могут опираться историки для восстановления хронологии правления Ольги. Смело можно утверждать лишь то, что убийство мужа перевернуло всю ее жизнь и из верной спутницы и хранительницы домашнего очага ей пришлось стать жестким, хитрым и мудрым политиком.

Для того чтобы сохранить власть для сына княгине было необходимо доказать всем, и в первую очередь дружине, что она способна ими руководить. Лучшим способом это сделать, а также исполнить свой долг, предписываемый языческими богами, была месть древлянам за смерть князя Игоря. И она сделала это с особой жестокостью целых 4 раза (несмотря на то, что можно было выбрать более простой и спокойный жизненный путь - выйти повторно замуж за царя древлян Мала):

- первых прибывших в ладье сватов закопали заживо прямо в ней в глубокой яме;

- повторно прибывших сватов заживо сожгли в бане, в которой они мылись перед встречей с ней;

- перебила со своей дружиной около 5000 тысяч древлян, предварительно опоив их во время проведения поминок по языческому обычаю на могиле мужа на территории древлян;

- победив в открытом бою, вынудила заплатить дань домашними голубями. Привязав к их лапам паклю с горящей серой, птиц выпустили обратно. Главный город древлян Искоростень был выжжен полностью, жители, те кто не погиб от рук Киевских дружинников, были вынуждены покориться.

Для современного читателя это может звучать полнейшим варварством, но таковы были языческие традиции древних славян!

На этом с военными походами было покончено, все остальные предпринимались только с хозяйственной целью. Ольга многому училась сама, и все полученные знания направляла на устроение Древнерусского государства, улучшению жизни народов, его населявших. Так, Ольга первая начинает строительство зданий и стен, окружающих города из камня на территории Киевской Руси.

Всю свою энергию она направляет на усиление княжеского влияния, централизацию государства не только в вопросах военных и политических, но и финансовых, судебных. С этой целью, принятую в стране власть старейшин племен, постепенно заменяет княжескими наместниками. Ольгой были установлены сроки, периодичность и размер подати, уплачиваемой каждой подвластной Киеву территорией. Приезжая за которыми на установленные погосты (места сбора, торговли и обмена), князья обязаны были решать и судебные вопросы. Установление первых государственных границ Киевской Руси также произошло во времена ее правления.

Княгиня Ольга направилась в Константинополь с большой свитой в середине 50-ых годов, где и приняла христианство, став первым православным правителем в истории Киевской Руси. Согласно записям в летописях, ее крестным отцом выступил сам император, а имя при крещении ей дали - Елена. Княгиня надеялась только на силу своего примера, не настаивала на принятие христианства членами своей семьи, дружиной и простыми жителями.

Все оставшиеся годы жизни, она всем своим образом жизни, строительством христианских храмов на всей территории Киевской Руси, проповедовала новую веру. Именно княгине Ольге обязаны православные особым трепетным отношением к Пресвятой Троице, во славу которой она основала храм в Пскове.

Княгиня Ольга оказала огромное влияние на формирование мировоззрения подрастающих в ее доме внуков. Начатую ей великую миссию, введения Христианства на Руси, продолжил один из них - князь Владимир. Уже во времена его правления Ольгу начинают почитать как святую, несмотря на то, что церковью официально была причислена к лику святых только в 1547 году.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Княгиня Ольга по праву считается самой великой женщиной Древней Руси. И причина не только в том, что православная церковь признала её равноапостольной святой, но и в несомненном таланте правительницы, создавшей мощное государство.

Ни дата рождения Ольги, ни её родословная неизвестны. Да и остальные сведения о ней отрывочны и значительно легендированы, так что отделить вымысел от правды уже невозможно. В этом и нет необходимости, так как легенды и предания о её жизни отражают большую любовь и уважение народа к своей правительнице. Пусть история жизни княгини Ольги и остается такой, какой её создали в народе и записали в летописях истории Руси.

По преданию Ольга родилась в лесах под Псковом в простой семье. Со своим будущим мужем, князем Игорем, познакомилась случайно, когда во время княжеской охоты перевозила его на своем челне через реку. Увидев в своем перевозчике красивую девушку, князь решил овладеть ею, но Ольга смогла силой убеждения остановить князя, чем произвела на него большое впечатление. Когда Игорь решил жениться, он вспомнил о красавице Ольге, и её привезли в Киев.

Брак оказался счастливым. Ольга стала верным помощником мужа, решительно взяв в свои руки многие бразды государственного правления. Похоже, что это даже нравилось Игорю, который мог спокойно ходить в дальние военные походы и на сбор дани, зная, что в его отсутствие супруга поддержит в княжестве должный порядок.

В летописи красочно описывается, как древлянское посольство по совету Ольги потребовало, чтобы его к княгине несли в ладье на руках.

Этого Ольге показалось мало, она потребовала прислать к ней еще одно посольство, которое сожгла в бане.

Видимо, отомстить древлянам она хотела основательно, так как с небольшой дружиной пошла в их земли, где совершила тризну по мужу. Затем, обманув знатных древлян мнимым миролюбием, напоила их вином, а когда

Вернувшись с большой дружиной, Ольга подступила к древлянскому городу Искоростеню, под которым был убит её муж. Летопись повествует, как в очередной раз обманув древлян, Ольга

В этом походе княгиню сопровождал малолетний сын Святослав.

Рядом с княгиней подрастал сын, набираясь мудрости и готовясь стать великим воителем, чьё имя еще будет наводить страх не только на соседей Руси, но и на дальние страны.

В 955 году Ольга, оставив Русь под управлением сына, отправилась в Константинополь. В летописи подробно описывается прием у византийского императора Константина Багрянородного и принятие ею крещения от патриарха Феофилакта, обучившего её основам христианства. При крещении княгиня получила христианское имя Елена.

Видимо, её визит прошел не без проблем, и Ольге пришлось длительно ожидать в пригороде Константинополя приема у императора. Об этом свидетельствует ответ вернувшейся в Киев княгини императору через византийских послов, напомнивших об её обещании послать богатые дары в Константинополь:

В Киеве Ольга возвела храм во имя святителя Николая. Её попытки крестить Русь и склонить сына к принятию христианства успехом не увенчались. Любопытно, что священников она пригласила на Русь не из Византии, а из Европы. По её просьбе на Русь сначала прибыл епископ Либуций из Майнца, а после его смерти епископ Адальберт Трирский. Видимо, на Руси не особо вникали в противоречия, которые все усиливались между римской и византийской (греческой) ветвями христианства. Стоит отметить, что приходы, подчинявшиеся папе Римскому, существовали на Руси до времен Александра Невского.

Святослав Игоревич

Святослав Игоревич
Фото: Скульптурное изображение работы Евгения Лансере

После её смерти летописец вывел удивительные по эмоциональности строки:

В 1547 году Ольга была канонизирована Русской православной церковью, став единственной равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин. С этого времени её и считают святой покровительницей земли Русской.

Проголосовали 157 человек

142
8
7
0
0

Комментарии (11):

Войти через социальные сети:

Если можно, давайте проанализируем исторические факты. Без этого можно сколько угодно иступлённо утверждать то, что итак всем известно. Между тем, я не согласен с хронологией, так как она не выдерживает даже самых поверхностных анализов логикой, + на поверку теми же фактами.

Итак, прошу ответить на главный вопрос, или хотя бы задуматься над этим; что есть - "Православие"? Я имею ввиду - христианство, как концессию того времени на момент "Крещения Руси". - 1. Какой верой была предпринята попытка крещения Руси? (если вы всё же думаете, что - Православной Церковью, то тут вы очень ошибаетесь.) 2. Факт; - Русь была крещена не сразу, как может быть вам представляется на первый взгляд, а это был целый процесс растянутый приблизительно на 100 лет. К слову, территория тогдашней Беларусии приняла крещение только после 300 лет. - Упоминания об этом можно также найти в "Повести временых лет". 3. Надо ли говорить о том, что - князь Святослав был в состоянии войны с Константинополем и какую важну роль в это время играла княгиня Ольга? Совершенно очевидно, что после её кончины, Святослав был обречён на поражение. 4. После совершенно надуманного убийства обоих сыновей Святослава, по-сути теми же предателями, происходит следующее, - кн.Владимир совершенно бесприцендентно и без опаски, ни с того ни с сего, - бросается в бега! И не куда-нибудь, а прямо в логово самых первых заклятых врагов Руси. В Хазарию за море. И через два года возвращается на Русь со своим чужеземным войском и деньгами. И конечно начинает крестить Русь, - при этом трижды был стёрт с лица земли Новгород со всеми его жителями. - Вы этот акт называете "Крещением Руси" и "Православием"?

Делая свои личные наблюдения об историческом ходе в целом, можно сделать вполне простой и логичный вывод; "Православие", как концессия христианской веры, сложилась исторически. И представляет собой переплетение миравоззрений и обычаев далёких наших предков "язычников"(славян) - Право-"славная", Свято-"слав" -- язычник. или это его христианское имя?

Далее, обратите внимание на стены - "Киевско-Печорской лавры". - Вам, эти стены с их "идолами" разве не напоминают местами того самого "Православия"?

Такой пример, как - "масленица", которую большинство из Вас уже не празднуют. Так как, это "языческий" праздник, - "Православный", - более уже не понятен, - выходит из традиций употребления.

Очень просто объясняется исторический ход, - реформы Патриарха Никона и раскол РПЦ на "двоеверие". Задача РПЦ п.Никона состояла в том, что бы - вычистить из канон церковных служебных обрядов всё то, что не соотвествует канонам общепринятых правил христианской церкви во всём мире, т.е. - попытка приблизить русскую церковь под влияние Ватикана. Вот по этому сейчас происходит вычищение из церкви упоминания "масленицы" и других православных праздников.

И всё больше эта церковь похожа на европейскую, католицизм. - Медленными шагами мы идём к гробу всея Руси.. Без осознания этого, не делая никаких выводов из хронологии истории.

Ну и напоследок, хочется спросить, - как вы представляете себе создание Азбуки с её многочисленной буквенной символической системой чисел, - "диким и безграмотным", многочисленным племенам Руси? И тем более, - замена уже существующих привычных всему "просчвящённому" западному миру обозначение звуков, такие как "Б" и греческая "B" и др.?
Как это можно объяснить? Зачем изобретать "велосипед"?

Странно, если вы не разу не замечали ничего странного заглядывая в историю.

Не смотря на то, что большинство из вас - не делают никаких умозаключений и не могут объяснить той разницы между Православием и Католицизмом - Православная церковь остаётся и по сей день самым значемым оплотом "славянства" и всего русского, - злейшим врагом запада.

Не понимая всего этого, вы отдаёте всю нашу Великую Православную Духовность на растерзание заподному миру, теряя древнее русское миравоззрение, впитавшее Православием, - задумайтесь об этом!


В чем состоял подвиг святой равноапостольной княгини Ольги? Почему женщина, отомстившая за убитого мужа, прославлена Церковью? Ответ на этот вопрос мы можем искать не столько в летописях, сколько в церковных преданиях, которые передают образ Ольги не столько языческой, сколько поздней, христианской.

Христианство времен княгини Ольги не было широко распространено на Руси и не представляло престижа для княжеской фамилии.

В очередном обогатительном походе на древлян, желая получить дань, больше установленной, князь Игорь был убит язычниками, и Ольга, как верная жена язычника, став правительницей Киева, отомстила за своего мужа. Употребив хитрость, она сожгла дома всех древлян, а потом и их самих.

В 957 г. Ольга приняла христианство и изменилась. Как указывалось выше, христианство не было довлеющим мировоззрением киевлян. Княгиня начала строить Церкви и своим примером склоняла к принятию христианства киевлян.
Для нее было подвигом нести апостольские труды там, где прежде существовало язычество и в том месте, которое еще недавно помнило Ольгу-мстительницу. Все же она смогла организовать народ так, чтобы он перестал строить капища и начал возводить храмы Божии.

Сын Ольги Святослав так и не смог перенять материнского мужества, сказав, что если он примет христианство, то дружина его засмеет. Правительница не испугалась возможного непринятия народом ее новой веры.

За мужество Ольги в распространении христианства в древнерусском государстве, за ее пламенную проповедь Христа люди стали почитать княгиню. Ее авторитет помнило киевское население. Когда Владимир намеревался принять христианство, народ поддержал князя, сказав, что его бабка Ольга была мудрой женщиной и не стала бы принимать христианство, если бы в нем имелось зло.



Я не сильно вас удивлю, если скажу, что многие великие деятели прошлого были довольно противоречивыми персонажами. Их возносили за великие дела и достижения. И закрывали глаза на чудовищные преступления, ценой которых те достигли своего величия.


Недаром говорится: о мертвых ничего, кроме правды. Поговорим об Ольге Киевской, причисленной к лику святых. Почему история закрывает глаза на то, что по приказу княгини было умерщвлено около 5 тысяч человек?

Христианская церковь признает человека святым, исходя из его деяний при жизни, олицетворяющих любовь к Богу. Исходя из чудес, что он сотворил. Исходя из ужаснейших мучений, что были приняты святым из-за его веры. Но что из этого сотворила киевская княгиня Ольга?


История Ольги

Святая Ольга Киевская родилась в конце 10-го века в местности неподалеку от Киева. Она вышла замуж за князя Игоря Киевского, представляющего всем известную династию Рюриковичей.

Что случилось далее, мы знаем из учебников школьной истории. По порядкам того времени, князь Игорь отправился собирать дань с подчиненных ему славянских племен. И не вернулся из этого полюдья. Племя древлян подняло восстание, и князь был жестоко убит.


Лжесвадьба

В итоге Ольга осталась княгиней-регентом при своем малолетнем сыне, которому на момент гибели ее мужа было всего три года. Древляне отправили к ней своих посланников - с предложением выйти замуж за князя из племени Мала.

Сложно представить, что подвигло древлян на такое решение. Во-первых, княгиня все еще кипела жаждой мести. Во-вторых, брак мог бы дать Малу права на престол Руси.

И княгиня решила мстить. Посланники были заживо похоронены Ольгой. Но, тем не менее, она публично сказала, что приняла предложение. И в честь этого хочет устроить грандиозную церемонию, на которой желает видеть самых влиятельных представителей племени древлян.


Те приняли предложение, даже не подозревая, что задумала великая княгиня. Прибывших в киев послов пригласили в баню. Их заперли там, после чего здание подожги. Люди были сожжены в нем заживо.

Оставшуюся часть гостей опоили на поминальном пире, устроенном вдовой в честь убитого Игоря. После чего воины, верные княгине, жестоко убили и их. Но на этом мстительная княгиня не остановилась.


Месть древлянам

Ольга с войском двинулась к Искоростеню - древлянской столице. Испуганные древляне, узнав о произошедшем, попросили княгиню о прощении и помиловании. Но ей не нужно было даже дани, которую они предлагали отдать.

Изобретательная княгиня, взявшая город в осаду, не желала зря терять людей в бою. Вместо этого она разработала коварный план: объявила древлянам, что милует их, но требует от каждого дома по 3 голубя, которые будут принесены в жертву богам на очередной поминальной тризне по Игорю.

Горожане быстро согласились, ведь и войны удалось избежать, да и откупная, по сравнению с той контрибуцией, которую могла наложить княгиня, казалась незначительной.

Но как только птиц доставили в ставку киевского войска, Ольга отдала приказ привязать к птичьим хвостам комочки трута. Его поджигали и отпускали птиц в небо. И испуганные голуби летели в родные гнезда - под искоростеньские крыши.

Город, подожженный в бесчисленном множестве точек, вспыхнул. В огне погибло около 5000 человек. Тех несчастных, что чудом выжили, сделали рабами.


Вот таковой была месть Ольги. Многие историки сходятся во мнении, что вина за этот чудовищный поступок заставила княгиню первой на Руси принять христианство. Возможно, за то она и была причисленной к лику святых, что фактически стала первой правительницей-христианкой Руси. А вот ее чудовищную месть история предпочла забыть. Смерти невинных пяти тысяч человек долгое время были незначащим фактом в биографии великой княгини.


Поделитесь своим мнением по поводу личности княгини Ольги. Считаете ли вы чудовищной ее месть? Или это дань эпохе, в которой жила княгиня?


Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равно­апостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.

Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.

После того как народ древлян убил ее мужа Игоря, княгиня жестоко отомстила. Она с дикой свирепостью губила древлянских послов, а затем спалила древлянскую столицу — город Искоростень. Лишь после того Ольга вдоволь насытилась своим мщением.

А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет. Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.

Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.

Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.

Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.


Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.

Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.

Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.

Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?

Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.

Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.

Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.

Автор: историк Дмитрий Володихин

На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова "Радость праведных о Господе. Преддверие Рая" (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

Читайте также: