План нетрадиционного урока русского языка

Обновлено: 05.07.2024

Развивающие: развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы, способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к русскому языку

Ожидаемые результаты

Предметные УУД: выделять устойчивые сочетания слов (фразеологизмы), предложения из сплошного текста; находить изученные орфограммы, оценивать уместность выбора языковых средств.

Метапредметные УУД

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач, осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Содержимое разработки

Нестандартный урок по русскому языку в рамках школьной недели русского языка

Цель: развитие познавательного интереса к изучению курса русского языка

Задачи урока:

Образовательные: научить детей самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить, сравнивать, обобщать, делать выводы; углубить и расширить знания, получаемые на уроках

Развивающие: развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы, способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к русскому языку

Ожидаемые результаты

Предметные УУД: выделять устойчивые сочетания слов (фразеологизмы), предложения из сплошного текста; находить изученные орфограммы, оценивать уместность выбора языковых средств.

Метапредметные УУД

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач, осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Познавательные УУД: находить, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка; владеть общим способом проверки орфограмм в словах; обобщать изученный материал по таблице.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные УУД: осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств, положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.

Оборудование: персональный компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями

I. Организационно-мотивационный этап

- Дорогие ребята! Вы любите волшебство и превращения?

Оказывается, чудеса могут происходить не только в сказках, но и в обычной жизни. А помогает нам в этом наш русский язык, ведь волшебство может происходить и с помощью слов.

- Ребята, как вы думаете, зачем нужно изучать русский язык? ( Ответы детей)

С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Среди трех тысяч языков мира русский язык самый красивый, образный, музыкальный, богатый. Могуч и прекрасен русский язык. Поэт М.Ю. Лермонтов писал:

«Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

1. Представление команд

- Мы начинаем КВН.

Для чего? Для кого?

Чтоб не осталось в стороне

Хором: Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть.

II. Основной этап

Задания для первой команды. Разгадать ребусы и составить названия 5 овощей

1.Сад + реки (Редиска)

2. Каша + корт (Картошка)

3. Ква + ты (Тыква)

4. Вес + лак (Свёкла)

5. Стан + осип (Патиссон)

Задания для второй команды. Разгадать ребусы и составить названия 5 ягод

1. Клин + бука (Клубника)

2. Родина + сом (Смородина)

3. Сук + барин (Брусника)

4. Булка + иго (Голубика)

5. Рог + диван (Виноград)

2. Ребята, прочитайте стихотворение Н. Матвеевой

Выясните, когда надо употреблять слово одеть, а когда надеть? Составьте полученные сочетания слов.

3. Вставь в глаголы ТЬСЯ или ТСЯ на место пропусков.

Нечего торопи… - не каша вари… .

Ходит журавль по болоту, нанимае… на работу.

Нужно наклони… , чтоб из ручья воды напи… .

Любишь ката…, люби и саночки возить.

Грамоте учи…, всегда пригоди… .

4. В русском языке слово голова встречается в устойчивых выражениях. Допишите к крылатым выражениям слова, раскрывая смысл выражений.

Иметь голову на плечах -

Как снег на голову - …

Выбросить из головы-

Ходить на голове-

5. Укажи слова без приставки.

1) польза 2) полюбил 3) покраска 4) полнота

5) полярник 6) подумать 7) подснежник 8) помощь

6. От данных имен прилагательных образуй имена существительные, обозначающие людей, с указанными качествами.

Ответы: помидор, вишня, кровь, огонь, роза, лава, опасность, мак, кетчуп, перец, мухомор, арбуз.

8. Конкурс капитанов

а) мороженое и пироженое;

б) мороженное и пироженное;

в) морожное и пирожное;

г) мороженое и пирожное

9. Поставьте знаки препинания так, чтобы данный текст был понятным и правильным с точки зрения правописания.

…Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят.

III. Рефлексия. Подведение итогов

-Что на уроке было интересным?

-Что нового узнали?

-Чему научились на уроке

- Вот и закончился КВН. Много интересного мы с вами узнали, многое вспомнили. Дорогие ребята, я благодарю вас за активное участие, за хорошие знания. Я желаю вам навсегда сохранить любовь к русскому языку.

Выставление оценок за работу на уроке.

- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу.

1. Волина, В. Сборник: Учимся играя/ В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.

2. Белицкая, Н. Г., Орг, А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа.2-4 классы / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – М.: Айрис-пресс, 2008.

5. Юдаева, М. В. Сборник: Песенки о школе/М. В. Юдаева.- М.: Самовар, 2007.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Благодаря необычности содержания, методов и форм, такие уроки придают необходимое ускорение развитию личности. Ребенок, обучающийся на таких материалах, развивается более успешно.

Нетрадиционный урок русского языка.

Путешествие по Океану Орфографических Знаний.

Закрепление правописания безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых).

1 упражнять в правописании непроверяемых и проверяемых безударных и проверяемых безударных гласных в корне;

2 развивать учащихся;

I. Организационный момент.

Урок начинается с приветствия учениками учителей.

Повернитесь и поздоровайтесь с учителями. Учителя – наши гости. Улыбнитесь гостям, посмотрите в глаза. Глаза наших учителей такие же добрые как и у ваших мам, как и у вашей учительницы.

Наши гости пришли сегодня посмотреть не только на вас, но и на меня. И поэтому сегодняшний урок я начинаю русской пословицей.

II. Минутка чистописания.

Прочтите эту пословицу. (Пословица на доске).

По ученику и об учителе судят.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

После объяснения смысла пословицы учащиеся приступают к чистописанию.

По ученику и об учителе судят.

Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний.

Наша цель (хором).

Мы правила изучаем, писать себя научили. Ведь так необходимо нам грамотным стать.

Чтобы грамотными стать,

Надо много правил знать.

Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак в путь!

IV. Лексико-орфографическая работа.

Подготовка к плаванию.

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать!

Задание классу :

1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.

3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами.

4. Этот овощ получил свое название (от) агорос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

5. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель. Они растут в земле.

По мере отгадывания загадок – заданий учащиеся записывали в тетради названия каждого овоща. Записывая слова, подчеркивали буквы, написание которых надо запомнить:

помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь.

1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.

2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную о.

3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста?

4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? (Ответ на последний вопрос дал возможность обобщить, что в русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить).

V. Введение нового слова.

- Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А такие дни раньше называли словом погода. Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас, словом погода называется любое состояние атмосферы.

На доске открывается запись: погода – непогода.

Детям предлагается исследовать: можно ли проверить безударную гласную в каждом из слов. Попытка проверить написание безударной гласной в корне не приводит к положительным результатам, делается вывод, что безударную гласную О, в словах погода и непогода надо запомнить.

Запись слов погода и непогода в словарики.

Разгадывание по схемам спрятанных однокоренных слов.

Обращение внимания на чередование согласных Г и Ж в корнях слов.

Работа по практическому пособию с. З9 № 8.

Прочтите еще раз о том, что такое погода.

Ниже приведены однокоренные слова к слову погода. Среди этих слов прочтите те однокоренные слова, которые вы не называли. Запомните их. Выделите корень.

Вопрос как пишутся корни в однокоренных словах?

Упражнение в написание слов с проверяемыми безударными гласными.

Учитель: Мы в Океане Орфографических знаний. Приближаемся к острову Хитрый гласный. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударения. Как вы думаете почему (Ответы детей).

Повторение рифмованного правила.

Безударный хитрый гласный, слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наук:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

На доке: К…менистое дно, К…лючий ерш, М…л…дая чайка

П…тнистый осьминог, П…л…сатый краб, Ск…листый бер…г

М…рской к…нек, С…ленные брызги,К…товая акула

Безударные гласные прикрыты медузами, учащиеся вставляют нужные буквы у доски.

Класс работает с данными словосочетаниями:

З…л …неют водоросли, в…лнуется море, уд…вительная рыба, вд…л…ке от острова, пос…лился рак, вьются рыбы –прил…палы.

Работа проводится по перфокартам.

Задание предложенное классу, проверяется с помощью сигнальных карточек.

Освобожденные от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных, о. Хитрый гласный).

- Как проверить безударную гласную в корне, проверяемую ударением?

VII. Физкультурная минутка.

Плавание продолжается. На нашем пути сказочный остров Чунга-чанга, который предлагает вам отдохнуть.

Выполнение учащимися физ. минутки под песню Чунга-чанга.

VII. о. Комментарий

Учитель: Мы приближаемся к о. Комментарий. Этот остров не пропустит вас, не узнав, как вы умеете комментировать, объяснять свое письмо.

Запись предложений с комментированием.

Рыбы едят водоросли, червей. Лещи глотают улиток. Часто пища сома – водяная крыса. Зубастая щука глотает колючего ерша.

Учитель: Наш корабль приближается еще к одному острову Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Сейчас вы послушаете историю, которая произошла с жителями этого острова.

Рассказ об одной ошибке.

- Ну как! Спросил Дима вернувшуюся сестру.

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.

Ровно шесть часов пришел Петя, но вместо мяча в руках у него было уже оружие фехтования – длинный деревянный меч.

Вопрос учителя: Почему так получилось? (Ответ учащихся).

Работа по развитию речи.

Учащиеся зачитывают свои стихи из сказки на тему море.

XI. Итог урока.

Мы отправляемся домой через узкий пролив. Представьте, что Океан задает вам вопросы.

На какое правило вы упражнялись писать слова?

Что нужно помнить, чтобы писать грамотно слова на данное правило?

Учитель: Мы подплываем к острову, который все очень любят. На этом острове получают письма, открытки, телеграммы. (Показ телеграммы). А вот телеграмма! Но телеграмма таинственная и закодированная. Показ закодированной телеграммы.

Отгадка: Вы, ребята, молодцы

Потрудились от души.

Спасибо. Ваш учитель.

XIII. Выставление оценок.

XIV. Домашнее задание.

Написать сочинение описание морского животного или морского растения.

Памятка для начинающих педагогов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи ПАМЯТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ. Основная цель. Тренировочные упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата, слухового.

Конкурсное задание: Методическая разработка урока – сказки.



Пояснительная записка

Актуальность. Урок – сказка – нестандартная и интересная форма проведения любого урока. Детям в начальной школе всегда близок и понятен мир сказок и волшебства. Поэтому, на уроках, построенных в виде сказки, он раскрывается полнее. Как правило, на уроках-сказках царит атмосфера дружелюбия, праздника, что вызывает отличное настроение у ребят, а это залог продуктивной их деятельности.

Сказочный сюжет позволяет ворваться на урок воображению, фантазии, творчеству, а самое главное – учит детей быть добрыми.

Предмет: русский язык

Продолжительность урока: 40 минут

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Форма проведения урока: урок – сказка

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический

Используемые образовательные технологии: игровые, квест - технологии, технология смешанного обучения "Перевёрнутый класс"

Цель: создать условия для обобщения и систематизация знаний о частях речи, полученных самостоятельно.

- закрепить знания о частях речи;

- отработка умений распознавать части речи.

- развивать орфографическую зоркость, внимания, памяти, мышления, речи,

- воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

-Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

-Познавательные – ученики понимают суть заданий, в соответствии с ними строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладевают умением смыслового восприятия учебного текста, осуществляют анализ и сравнение;

-Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют рефлексию своей деятельности.

-Коммуникативные - используют в общении правила вежливости, правила работы в парах и группах.

Материально – технические средства обучения: компьютер, проектор, экспозиционный экран

Дидактические средства обучения: бланки с тестами, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, учебники, рабочие тетради с печатной основой.

Мультимедийное сопровождение: мультимедийная презентация.

1. Организационный момент.

Голосовая запись:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

- Ребята, сегодня у нас необыкновенно сказочный урок. А почему он сказочный, вы мне скажите сами после просмотра видеосюжета.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выходит учитель в образе Сказочницы.

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

- Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в самое загадочное королевство.

Чтобы узнать название королевства вы должны в слове изменить порядок его частей. Посмотрите на экран, а вот и слово:

РечинскЧасти

- Итак, как называется королевство?

Дети: Частиречинск

- А как вы думаете, почему королевство имеет такое название? Вспомните, что вам было задано на дом.

Дети: используя обучающие карточки, вспомнить, что узнали во втором классе о частях речи.

- Так какие жители могут жить в этом королевстве?

Дети: Части речи

- А как вы думаете, какова цель нашего путешествия?

Дети: обобщить знания о частях речи, которые мы получили во втором классе

Примерные ответы детей: сильный, смелый, отважный, храбрый, находчивый, внимательный, сообразительный.

Молодцы, вы все молодцы, но большее число слов – качеств перечислила команда __________.

А теперь в путь, ребята!

3. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Запуск легенды

Вдруг раздается стук в дверь, заходит Человек в Маске и бросает свёрнутый лист бумаги под ноги сказочницы.

- Ой, ребята, посмотрим ка, что принёс нам незнакомец в маске?

Поднимает с пола свёрток и разворачивает его.

- Да это же тайное письмо! Послушайте, что в нём написано!

- Тогда в путь, дорогие друзья! Представьте, что наш кабинет – большой воздушный шар. Занимайте свои места на воздушном шаре так, чтобы образовалось три команды. Закрываете свои глазки, ручки вверх и полетели. Ваши ручки могут танцевать под музыку!

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Друзья, откройте ваши глазки, посмотрите, что за остров вдали? И название у него… Какое - то странное, зашифрованное… Похоже на ребус. Наш шар уже приземлился на острове. Давайте попробуем расшифровать название этого острова:


Дети: существительные

- Правильно, ребята, это действительно, существительное! А кто же хозяин этого острова? Внимание на экран!

- Ребята, посмотрите, наш водяной устал от пиявок и лягушек, ему хочется улететь из болота. Помогите ему научиться летать. Для этого выполните задания.

Задания от Водяного:

- Из предложенного набора слов назовите только существительные;

-Выпишите в правую колонку одушевлённые существительные, а в левую колонку неодушевлённые существительные.

- Определите род и число одушевлённых имён существительных.

Слова для справок: слово, осина, двор, рыба, забор, книга, царевна, струсить, варить, дворовый, чёрный, большой, осенний, журчащий, морозный, друг, катер, мальчик, слон, собака.

- Используя карточки с вопросами расскажите, что вы знаете о существительном.

Вопросы карточки:

Что означают имена существительные?

На какие вопросы отвечают?

Какие существительные бывают?

Какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными?

Какие существительные называются собственными? А какие нарицательными?

Какого рода бывают имена существительные?

Как определить род имен существительных?

- Молодцы, ребята, вы справились с заданиями! Вы совершили доброе дело – помогали выбраться водяному из болота. А нам пора лететь дальше! После такое умственной нагрузки необходимо отдохнуть.

Сказочница (смотрит в бинокль):

- Внимание! Поднялся сильный ветер, наш шар держит курс в сторону Дремучего Леса! Всем пристегнуть ремни и приготовиться к приземлению. Ребята, мы очутились в Дремучем лесу и можем заблудиться в нём, если не отгадаем его название. Чтобы узнать название этого леса, вам нужно отгадать загадку:

С существительным дружу и нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Люблю детей внимательных.

Дети: Имя прилагательное

- Ну конечно, ребята, этот лес носит название имени прилагательного. А вот и хозяйка этого леса к нам спешит. Внимание на экран.

- Ребята, как зовут это прелестное создание?

Дети: Красная шапочка!

-Ребята, Красная Шапочка, растеряла все пирожки, которые несла для своей бабушки. Но это пирожки не совсем обычные, на них написаны слова, которые надо вставить в текст. Вы согласны?

Наступил ___________________ месяц лета, июнь. Наконец-то наступило ______________, _________ лето. В __________________ школе все ребята отправились на______________, _______

каникулы. Теперь можно очень долго играть, гулять, не делать ________________задание.

Слова для вставки: длинные, летние, первый, нашей, домашнее, долгожданное, жаркое

Дополнительные вопросы и задания:

К какой части речи относятся слова? Почему эти слова – прилагательные?

Определите род и число прилагательных и подпишите сверху над каждым словом. Поработайте в парах и проверьте правильность выполнения заданий, для этого обменяйтесь тетрадями.

- Что ж, ребята, вы и с этим заданием справились. Молодцы!

- А мы продолжаем наше путешествие на нашем шаре и отправляемся в путь. А чтобы вам было легче дышать в воздухе, после того как взлетим высоко, выполним упражнение.

Сказочница (смотрит в бинокль):

-Ребята, посмотрите, что за страна появилась на горизонте? На границе вывеска, а на вывеске какие то надписи.

- Ребята о чём эти надписи? Какую часть речи они характеризуют?

Дети: Глагол

- Конечно, ребята, это глагол.

- Посмотрите видео сюжет.

- Кто же хозяин этой страны?

Дети: Буратино

- Ребята, а куда попал Буратино?

Дети: в Чулан к пауку.

- Правильно, ребята. Но выбраться из чулана можете помочь Буратино только вы, если выполните задание.

Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите число глаголов.

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню –

Подрисую что – нибудь.

- Настроение какое? Замечательное? Ну, тогда в путь!

Ребята, посмотрите, как потемнело небо с нашим приближением. Что за чудище такое нас встречает?

Дети: это злой дракон

Укажи, слова какой части речи отсутствуют:

музей, колючий, капуста, красивый

Укажите группу слов, которая соответствует схеме:

сущ. → прилаг. → глаг.

Свет, светлый, светить;

Зелёный, зелень, зеленеть;

Шел, пришёл, подошёл

Укажите нарицательное имя существительное:

Укажите словосочетания, где прилагательное имеет форму женского рода и единственного числа:

Укажите словосочетания, в которых глагол имеет форму множественного числа:

- Ребята, какие вы молодцы, что совершили доброе дело, спасли части речи!

Выходят части речи.

Глагол: Спасибо, вам большое, ребята, что выручили нас.

Существительное: Теперь мы можем изменять свои формы и выполнять отведённую роль в предложениях.

  1. 4. Домашнее задание

- Ребята, подаренные вам буклеты с узелками на память о частях речи, помогут вам в выполнении домашнего задания:

- Ну а нам пора возвращаться домой. Вы все были активными, дружными в путешествии. Покажите, с каким настроением вы сейчас покинете Королевство?

5. Рефлексия (подведение итогов)

А сейчас выполним ещё одно очень важное последнее задание. Вам предстоит оценить урок. Для этого выполните задание карточки.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

не устал / устал

4. Материал урока мне был

понятен / не понятен

5. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

6. Я считаю, что моя работа на уроке заслуживает оценки

Отл / хорошо/ удовл/

Приложение 1.

Презентация

Приложение 2.

Приложение 3.

Обучающие карточки для самостоятельного повторения




Волина В.В. Русский язык. Переиздание – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.1997

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционный урок - одна из форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционных форм проведения занятий по русскому языку существует множество: это урок-игра, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исследование и так далее.

Как построить нетрадиционный урок русского языка?

Учитель Галимова В.К.

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

Чем же характеризуется нетрадиционный урок?

Нетрадиционный урок - одна из форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Нетрадиционных форм проведения занятий по русскому языку существует множество: это урок-игра, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исследование и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Как построить нетрадиционный урок русского языка?

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них использую при изучении нового материала.

- совершенствовать навыки анализа художественного текста, пунктуационного разбора, развитие навыков работы со словарем,

- совершенствовать умение самостоятельной работы на этапах поиска, обработки информации, анализа, эксперимента.

Урок был построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, небольших выступлений ребят, инсценировки стихотворения Державина о Казани.

Тема: Виды обстоятельств.

Цели и задачи урока:

1)учебная – обобщить сведения об обстоятельствах, знакомых по курсу 5-7 классов; различать виды обстоятельств по значению; определять способы выражения.

2)развивающая – углубить представление об обстоятельстве, их роли в тексте.

3)воспитательная – воспитывать творческую активность, развивать культуру речи

Методические приёмы: повторение пройденного, анализ текста, тренировочные упражнения, объяснение учителя, самостоятельная работа учеников.

Образовательная технология концентрированного обучения позволяет победить хроническую нехватку времени, активизировать познавательные интересы учащихся.

Другой формой проведения уроков являются урок – игра в форме КВН. Этапами такого урока являются разминка, практические задания, поединок капитанов. Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашаются жюри (одноклассники). Вопросы и задания (межпредметного характера по русскому языку, литературе, музыке и живописи) по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Я считаю, что данные уроки помогли мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание.

На уроке ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Интегрированный урок положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание урока, обучающая деятельность учителя обращены к личности учащихся, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждает их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.

Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой - высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

Хотелось бы, чтобы компьютер был в любом кабинете и, являясь рабочим инструментом педагога, многократно усиливал эффективность учебного процесса.

Теоретически, провести урок в компьютерном классе, или организовать в нем самостоятельную работу всех учащихся школы по всем предметам, вроде бы, и неплохо, но на практике это очень сложно сделать. Нетрадиционные формы урока русского языка осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;

- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

- предусматривается минимальное участие на уроке учителя.

Какой же урок называется интегрированным?

Присутствие нескольких учителей на уроке или механическое объединение материала учебных дисциплин не являются показателем уровня интегрированности.

Читайте также: