Фильм черный лебедь о чем кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вспомним, как ведёт себя Нина с матерью в начале фильма. Мать может преспокойно раздеть свою взрослую дочь, чтобы рассмотреть травму на её плече. Мать кормит девушку, которая вполне в состоянии приготовить себе завтрак самостоятельно. Мать держит дочь под контролем, даже когда её нет рядом, с помощью постоянных телефонных звонков. Комната Нины больше похожа на детскую из-за обилия плюшевых игрушек — кажется, будто последняя перестановка здесь была не меньше двадцати лет назад. Мать входит без спроса в спальню дочери, наблюдает за тем, как та засыпает… Стоит ли продолжать? Всё это вместе можно охарактеризовать как задержку в развитии Нины — несмотря на её успехи в балете, эмоционально она всё ещё ребёнок.

Все персонажи фильма воспринимают сексуальность как нечто нормальное и естественное. Все, кроме Нины, которая боится этой части своей личности

Вся сцена с участием Лили оказывается лишь плодом воображения больной фантазии Нины: утром Лили утверждает, что провела ночь с парнем, а вовсе не с Ниной

Нину губит не искусство, а воля других людей

Нина так и не обретает контроль над собственной жизнью, потому что, едва вырвавшись из ежовых рукавиц матери (важная метафора: выгоняя мать из комнаты, Нина повреждает ей руку, символически освобождаясь от её хватки), девушка подпадает под власть другой сильной личности — Тома. Заметим, что Тома даже не пытается создать иллюзию, будто хочет, чтобы Нина шла к славе своим путём. Вместо этого он заставляет её повторить путь другой балерины — Бет, с которой Нина делит гримёрку. И сама Нина вовсе не против этого: она обожает Бет вплоть до того, что крадёт вещи знаменитой балерины. Это многое говорит о самой Нине: она не мечтает о собственной карьере, она хочет лишь повторить то, что сделала Бет, словно превратиться в неё. Иными словами, она не собирается взращивать собственную личность — она бы хотела украсть чужую.

Итак, Тома умело управляет Ниной, играя на её любви к балету. Нине (и зрителям) кажется, что её захватывает и губит искусство, но на деле это воля чужих людей управляет её жизнью. Тома активно помогает Лили: она заставляет Нину выполнять её прихоти, и та не смеет сопротивляться — даже будучи уверенной в том, что Лили подмешала наркотик в её напиток, Нина беспрекословно подчиняется подруге и выпивает его. Нина абсолютно не способна отвечать за свои действия, она подвластна импульсам и тому, что велят ей другие люди.

Фрейдистская трактовка

Зеркала не случайно сводят Нину с ума: в жизни профессионального танцора зеркало действительно играет огромную роль. Именно в зеркале балерина каждый день видит свои успехи — и свои неудачи

Ницшеанская трактовка

Нетрудно догадаться, что с этой точки зрения в душе Нины идёт борьба этих двух начал — аполлонического (чистота белого лебедя, математическая выверенность движений балерины) и дионисийского (пьяная вечеринка с Лили, страсть, ревность).

Мифологическая трактовка

Образ древнегреческой мифологии, наиболее тесно связанный с Ниной — это Икар. Напомню вкратце легенду об Икаре: он и его отец Дедал вызвали гнев правителя Крита — Миноса. Дедал изобрёл изящный способ спастись от преследования Миноса: он изготовил крылья из птичьих перьев, склеенных с помощью воска. На них отец и сын должны были улететь с острова. Дедал предупредил сына, что нужно держаться не слишком высоко, иначе солнце может растопить воск, и крылья развалятся. Икар, однако, не послушал отца и погиб.

Нине кажется, что она убила свою соперницу — Лили. Но на самом деле девушка расправилась со своим альтер-эго — совершила самоубийство

Интересный вопрос, который стоит разобрать — что происходит с Ниной с медицинской точки зрения? У девушки развиваются две конфликтующие личности — многие зрители смело сделали вывод: это шизофрения! На самом деле, как отмечают психиатры, показанные в фильме симптомы больше напоминают психоз. Психоз — это душевное расстройство, при котором человек теряет связь с реальностью. Спровоцировать психоз могут самые разные события — в жизни Нины их происходит более чем достаточно. И её нездоровые отношения с матерью, и приставания Тома, и конкуренция за роль — даже по отдельности эти стрессовые ситуации могут вызвать расстройство психики, а уж все вместе…

Однако в реальности психоз чаще всего вызывает слуховые, а не зрительные галлюцинации. Нину же преследуют кошмарные видения. Объяснить такую фактическую погрешность можно тем, что слуховые галлюцинации в фильме были бы не такими яркими и показательными, как зрительные образы.

Могла ли Нина исполнить столь сложную роль, будучи психически нездоровой? Специалисты в области психиатрии сильно сомневаются в этом

Помимо выраженных симптомов психоза, у Нины в наличии целый ряд других расстройств (по крайней мере, намёков на них): анорексия, булимия, обсессивно-компульсивное расстройство и склонность к нанесению себе вреда. Психиатры отмечают, что вероятность развития всех этих недугов одновременно у одного человека стремится к нулю. Дело в том, что психоз — это бегство от реальности, а вот булимия и обсессивно-компульсивное расстройство, напротив, формируются у людей, которые слишком привязаны к реальности и какой-то конкретной идее.

Наконец, последний аргумент в пользу того, что с медицинской точки зрения Аронофски допустил массу погрешностей — выступление Нины. Могла ли девушка с таким букетом психических расстройств безошибочно исполнить сложнейшую балетную партию? По мнению специалистов, это практически невозможно. Но мы, конечно, делаем скидку на то, что Аронофски не пытался изобразить историю болезни, а лишь воплотил на экране метафору творческого пути балерины.


М ир большого балета, оказывается, вовсе не так прекрасен, как мы привыкли его видеть. За всеми этими пачками, пуантами сальтами и пируэтами мы никогда не замечаем, насколько серьезные подготовки проходят балерины, и какие шекспировские драмы разыгрываются за сценой.

Содержание/сюжет

Французский хореограф Тома́ Леруа́ не уверен в том, что Нина — идеальный кандидат на роль. Он считает, что она прекрасна в роли белого лебедя, но слишком скованна и недостаточно страстна в роли чёрного. Во время разговора о роли Тома пытается поцеловать Нину, но та кусает его и убегает. Тома видит в Нине внутренний потенциал и даёт ей главную роль. Ещё перед получением роли Нина крадёт из гримёрки Бет помаду, надеясь, что она послужит ей в качестве талисмана.

Тома не может смириться со скованностью Нины и всё резче критикует её при всех. Он называет её фригидной и пытается соблазнить. Он также советует Нине попробовать мастурбацию. Нина пытается мастурбировать, но её попытки прерывает то видение матери, то зловещие галлюцинации в ванной.

Однажды вечером после репетиций плачущую Нину застаёт в зале Лили. Нина делится с ней переживаниями. Наутро Тома устраивает перепалку с Ниной, в результате которой становится ясно, что Лили рассказала ему о разговоре с Ниной прошлым вечером. Нина и Лили ссорятся.

Утром Нина просыпается и понимает, что проспала репетицию. Она пробегает мимо не разговаривающей с ней матери, спрашивая, почему она не разбудила её утром, и спешит на работу. В зале она слышит музыку из своей роли и видит Лили, репетирующую партию чёрного лебедя. Нина накидывается на Лили с упрёками о вчерашней ночи. Лили смеётся и говорит, что она провела ночь с парнем из клуба и что их ночное приключение пьяной Нине всего лишь приснилось.

Нину всё сильнее тревожит страх того, что Лили хочет отобрать у неё роль. Она, догнав Тома в коридоре, просит, чтобы он не назначал Лили её дублёршей, но тот лишь успокаивает её.

Вернувшейся домой Нине кажется, что там окровавленная Бет, и она замечает, что картины её матери говорят с ней. Она срывает картины со стены и бежит в ванную. Там она видит, что сыпь на её плече распространилась и имеет вид гусиной кожи. В некоторых местах через кожу проступают странные шипы. Она вытаскивает один из них и видит, что это чёрное перо. Нина бежит в свою комнату, где у неё проламываются назад ноги, как у птицы. Она пытается выпрямиться и падает, теряя сознание.

Нина просыпается только под вечер следующего дня. Мать сидит около неё с тревожным выражением лица. На кистях рук у Нины носки. Мать объясняет, что Нина всю ночь пыталась себя царапать. Она также заявляет Нине, что позвонила в театр и сказала Тома, что та больна и не может выступать на премьере. Нина срывается и бежит на работу, опрокидывая всё на своем пути и выкрутив матери руку, когда та попыталась её остановить. Тома шокирован появлением Нины, но всё же разрешает ей выступать, сильно рассердив готовящуюся играть главную роль Лили.

Спрятав тело Лили в ванной комнате, Нина переодевается и выходит на сцену. Она танцует раскованно и страстно. Её глаза похожи на лебединые, во время танца на её теле вырастают лебединые перья, превращая в конце акта её руки в крылья. Нина кланяется и получает бурю оваций. Весь зал аплодирует стоя. Из зала видно, что никаких крыльев у Нины нет, но они есть у её тени на стене. Нина кланяется и неожиданно убегает за кулисы. Там все тоже аплодируют ей, включая Тома. Нина целует его в губы и возвращается на сцену, чтобы ещё раз поклониться публике. Затем она направляется в гримёрку переодеться для последнего акта. Вдруг к ней в дверь кто-то стучит. На пороге стоит… Лили, поздравляющая Нину с блестящей игрой и просящая прощения за их недавние недоразумения. Нина открывает дверь ванной комнаты и видит, что никакого трупа там нет и не было. Тогда она возвращается к зеркалу и видит, что оно действительно разбито. Внезапно Нина обнаруживает у себя в животе рану, в которой торчит осколок зеркала.

смысл фильма черный лебедь

Смысл фильма

Режиссер-хореограф Тома идет на риск, предлагая Нине главную роль. Он считает Нину талантливой, но недостаточно раскованной и страстной, чтобы сыграть Одилию – чёрного лебедя. Вместе с тем, девушка идеально подходит на роль Одетты – светлой стороны личности главного персонажа. В попытках раскрепостить Нину, Тома просит её заняться мастурбацией, но у главной героини проблемы с сексуальностью. Она видит образ матери и зловещие галлюцинации. Тома злится, а Нина медленно погружается в состояние психического расстройства. Физическое истощение, огромная ответственность, которую она возложила на себя при подготовке к выступлению, а также проблемы с матерью, психологически ломают главную героиню.

Смысл фильма Черный лебедь

Лейтмотивом в фильме становится преображение Нины в Черного лебедя. С удивительной метафоричностью Даррен Аронофски изображает трансформацию внутреннего мира главной героини. Образ Нины развивается на протяжении всего фильма. Из наивной трудолюбивой девочки она превращается в жестокую, одержимую темной страстью Одилию. Визуальный ряд полон эффектов, которые захватывают воображение зрителя: кожная сыпь, весь фильм одолевавшая балерину, превращается в гусиную кожу; у Нины вырастают перепонки, прорезаются черные крылья.

Образ Лили явно связан с древним образом Лилит – первой жены Адама, ставшей впоследствии демоном. Также персонаж Милы Кунис воплощает темную сторону лебедя – Одилии и самой Нины. Неслучайно во многих сценах зритель не понимает, действительно ли Нина видит Лили или это плод её больной фантазии. Перед нами разыгрывается самая настоящая психологическая драма. В душе главной героини, как и в спектакле, идет борьба двух начал: добра и зла, света и тьмы. Финальная сцена – это победа и внутреннее освобождение. Убивая Лили, Нина убивает себя. Потому что ни одна душа не состоит целиком из света или тьмы: в каждой Одетте прячется Одилия.

В финале происходит полное превращение Нины в черного лебедя. Для убийства Лили она выбирает осколок зеркала и это тоже очень символично. Потому что на протяжении всего фильма главная героиня видит свою темную сущность, своё второе Я именно в зеркалах. Таким образом, в финале Нина пытается освободиться от своей природы, оказаться от части себя, совершив убийство, но в итоге, танцуя финал, замечает кровоточащую рану на своём белом одеянии.

Напишите в комментариях свой смысл фильма Черный лебедь. Мы с нетерпением будем ждать!


Мать девушки также была балериной, но ее карьера прекратилась с рождением дочери. Женщина полностью психологически подчиняет собственную дочь.

Девушка просыпается в комнате розового цвета, сплошь заполненной мягкими игрушками. Мать заботится о ней, обеспечивает питанием и одеждой. По сути, она остается маленькой, опекаемой своей мамой, девочкой.

Героиня словно в клетке из золота. Именно здесь усматривается схожесть девушки с птицей, запертой в клетке, которую всем обеспечивают, но которая жаждет одного – свободы.

У Нины никогда не было друзей, своих личных увлечений и сексуальной жизни. По фильму она как сказочный герой — гадкий утенок, которому суждено вырасти в прекрасного лебедя. Однако сейчас все, на чем сосредоточена девушка, это ее мама и дело всей жизни – балет.

Том – хореограф и режиссер, занимающийся постановкой балета. Именно он предлагает Нине сыграть основную роль в балете. Несмотря на признание таланта девушки, он все же считает, что она не справится с ролью Одилии – черного лебедя, так как ей не хватает раскованности и страсти.

Однако девушка просто превосходно исполняет роль Одетты – светлой половины главного персонажа. Том предпринимает попытки раскрепощения Нины.

Девушка напряжена, и ей везде начинает казаться ее мать и невообразимые злобные галлюцинации, отличающиеся крайней реалистичностью. Том вне себя, а героиню все больше охватывает психологическое расстройство, вызванное физическим истощением, постоянными репетициями, соперничеством и проблемой с матерью, которая не желает отпускать ее и всячески опекает.

Фильм в одной из трактовок рассматривается как путь взрослеющей балерины Нины. В одной из сцен девушка с восклицанием говорит матери, что она уже взрослая, и ей 28 лет. Но вот возраст иногда не показатель взросления.

В физическом понимании девушка действительно уже стала взрослой, но вот на психологическом уровне, она все еще ребенок. Развитие ее сексуальности остановилось на нуле. Когда Том задает вполне обычный вопрос о том, нравится ли ей секс, ей даже нечего ответить.

Успешность Нины в ее балетной деятельности – это не признание ее достижений, а скорее это соблюдение детальных инструкций опытной матери. В то время когда от Нины просят раскрепоститься, она в некотором смысле начинает переживать переходной юношеский период.

Следует вспомнить, каким образом девушка ведет себя со своей матерью вначале. Мать без каких-либо протестов или объяснений может сама снять одежду со своей давно повзрослевшей дочери, чтобы посмотреть рану на плече, кормит девушку, хотя та сама может позаботиться о себе и сделать завтрак.

Контроль матери наблюдается везде. При отсутствии девушки дома, она пытается держать все под контролем на расстоянии, названивая дочери. Даже комната девушки обставлена так, как будто она какая-то школьница – все в розовом цвете, в каждом углу плюшевые игрушки.

Мама без проблем заходит в спальню дочки, не спрашивая разрешения. Смотрит за тем, как дочь укладывается в кровать и спит. Нужно ли продолжать? Вся эта обстановка, поведение матери и дочери дают понять, что Нина эмоционально не выросла, хоть в профессиональном плане и добилась успехов.

Каждый персонаж в фильме понимает и принимает собственную сексуальность как нечто само собой разумеющееся. Но Нина отвергает в себе эту часть личности.

Лили поступает по-другому – затаскивает балерину в ночной клуб. В фильме сцена, где Лили пришла к Нине домой, отражает реальный факт – девушке не дают взрослеть. Лили уговаривает Нину пойти в клуб отдохнуть, в то время как ее мама пытается удержать девушку от ночных похождений.

Делала она это, чтобы зацепить мать, сделать ей больно. Подобное поведение свойственно разве что подросткам в период полового созревания.

Однако в финальных сценах ей все же удается полностью прочувствовать себя и стать полноценной личностью, соединившей в себе две нужные ей половины. В этом и заключается символизм.

Том утверждает, что Нина обладает чистотой и невинностью, свойственной Белому лебедю. В заключительной же сцене видно, что из раны на животе Нины просачивается кровь. Подобный признак метафоричен и означает миг взросления (менструацию) или потерю невинности тела.

Сцена, где Нина проводит ночь с Лили – это лишь плод фантазии девушки на фоне начинающегося сумасшествия. Утром Лили говорит, что была ночью с парнем, а не с ней.

Танцующие в балете мужчины и женщины проявляют часто свою бисексуальность. Также балерина должна выбирать между карьерой и обычным правом женщины – завести семью и родить ребенка.

Из указанного возможно только одно – или счастье семейной жизни и возможность быть матерью, или карьера балерины. Реальность показывает, что эти две позиции одновременно не совмещаются.

Несмотря на отсутствие в фильме прямой борьбы за сердце главной героини, все же указанные темы затрагиваются и становятся понятными зрителю.

При поверхностном рассмотрении художественного фильма зритель изначально может подумать, что Нина на фоне получения желанной роли Черного и Белого лебедя, перестает себя контролировать и утрачивает личность.

Конечно, с одной стороны это верно, но сначала следует сделать акцент на начальных сценах фильма и задать вопрос – была ли тогда девушка полноценной личностью?

Нужно отметить, что главная героиня фильма – наиболее слабый ее персонаж. Только она менее всех способна сопротивляться и проявлять свою волю.

Рассмотрим происходящие в фильме события в хронологическом порядке.

Уже с самого начала показа картины видно, что она инертна, не может повлиять на свою жизнь и находится под влиянием матери.

Мама Нины ранее была балериной, но так и не смогла построить карьеру из-за рождения дочки. Мама не винит в неудавшейся карьере дочь, но делает все, чтобы девушка продолжила профессионально расти.

Но удивительного в этом ничего нет – подобный путь выбирает множество родителей, чьи мечты они сами не смогли реализовать. Но выбрав путь для своих детей, и заставляя соблюдать его, этим они разрушают их собственную судьбу.

Мама девушки преуспевает в управлении своей дочерью, которая становится полностью зависимой от нее. Под контролем мамы девушка подбирается к славе талантливой балерины. Но что-то идет не так, как она запланировала…

Дочка становится неконтролируемой и не следует ее советам. При этом девушка делает это не по собственной воле, а из-за влияния окружения.

Нину губит не искусство, а воля других людей

Девушка так и не берет под контроль собственную жизнь, хотя и вырывается из-под глобального контроля своей матери. Вместо этого она поддается влиянию другой, более сильной, чем она, личности – ее хореографа.

Момент, когда Нина ранит руку матери, выгнав ее из комнаты, символичен. Он показывает, что девушка освободилась от крепкой хватки воспитавшей ее женщины.

Следует заметить, что Том не делает вид, что желает Нине избрать собственный путь. Он заставляет ее идти по следам талантливой балерины Бет.

С ней девушка разделяет гримерку. Она не против следовать своему кумиру, так как обожает ее. Доходит даже до случаев воровства вещей, принадлежащих этой балерине.

Такое поведение девушки говорит об отсутствии ее собственных стремлений – она только желает пойти путем Бет, добиться точно таких же карьерных успехов. Проще говоря, она не хочет развивать личность в себе, а желает стать совсем другой личностью.

Том очень профессионально воздействует на Нину и, пользуясь ее любовью к балету, полностью управляет девушкой. Зрителю кажется, что балерину уничтожает само искусство, но это делают окружающие люди, управляющие ее жизнью.

Нина не сопротивляется Лили и выполняет каждую ее прихоть, не в силах сопротивляться. Даже когда она понимает, что Лили добавила ей в напиток наркотики, она не показывает виду.

Вместо этого она словно в неведении выпивает все, подчиняясь подружке. Видно, что девушка не контролирует собственные действия, она только подчиняется воле других окружающих ее людей.

Трактовка по Фрейду

Что касается наставника Нины – хореографа Тома, то он экранизированное воплощение другой сущности – Оно. Он отражает все бессознательные действия, негативные и иррациональные инстинкты, свойственные отдельному человеку.

Лили – отражение внутреннего, мрачного Альтер-Эго главной героини. Далеко не случайно, что героиня так остро реагирует на обычное отражение в зеркале – в жизни профессиональных танцоров подобный атрибут имеет первостепенное значение. Именно здесь отражаются все неудачи и каждая победа.

Девушка делает большую ошибку – для обеспечения нормального сосуществования указанных сторон личности, Нина поочередно пробует подавлять каждую из них.

Но чтобы обе эти стороны находились в равновесии, необходимо было их примирить в себе и признать возможность наличия как одной стороны, так и второй. Сделать это у девушки не получается – внутренняя тревога и психологический конфликт раздирают ее изнутри и в итоге губят.

Трактовка по Ницше

Согласно труду великого философа, древнегреческое искусство имеет 2 начала:

  • Аполлоническое (отражает гармоничность, свет, спокойствие и оптимизм);
  • Дионисийское (заключает в себе трагичность, хаотичность и темное начало).

Философ отмечает, что музыка основывается, прежде всего, на дионисийском начале. Но как бы то ни было, оба начала переплетаются в творческом человеке, постоянно сменяют друг друга или отражаются одновременно через его творчество.

Следует отметить, что по фильму отражаются именно два этих начала, они создают внутреннюю борьбу в душе девушки. С одной стороны аполлоническое начало, преображающееся в белого лебедя, отраженное в плавных безмятежных движениях балерины, с другой – дионисийское. Проявление ревности и страсти, бурная вечеринка в компании Лили – все это соответствует этому началу.

Мифологическая трактовка

Образ балерины Нины при сравнении с древнегреческой мифологией напоминает Икара. Согласно этой легенде, Икар со своим отцом Дедалом разгневали Миноса, правящего Критом.

Дедал узнал, как избавиться от преследования царя с помощью изощренного метода – он использовал сделанную конструкцию крыльев, которые склеил воском.

С помощью этих крыльев сын с отцом должны были покинуть остров. Отец предупредил своего сына, что высоко взлетать нельзя, иначе воск на крыльях растопится под лучами палящего солнца и крылья распадутся. Но Икар проигнорировал предупреждение отца, за что поплатился своей жизнью.

Нина думает, что расправилась со своей соперницей Лили, но оказывается, убивает только свое альтер-эго и саму себя. Здесь легендарная история находит свое отражение в Нине и ее матери.

Мать Нины всеми способами пытается уберечь свою дочь от опасностей, которые таит мир и, вероятно, основания у нее есть – ей известно о нестабильной психике девушки. Она пытается полностью расписать весь распорядок дня дочери, чтобы у нее не было времени ни на какие нервные срывы и лишние размышления.

Но у матери не выходит сберечь дочь от влияния окружения. Ища совершенство, балерина находит погибель. Так Икар погиб, стремясь к Солнцу. Словно Икар, девушка в заключительной сцене примеряет на себя крылья, и в точности как Икар, она обречена на смерть.

Читайте также: