Почему история была неотъемлемой частью жизни и творчества пушкина кратко

Обновлено: 30.06.2024

А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые ставила перед обществом современность.
Одним из основных исторических произведений Пушкина является повесть “Капитанская дочка”. Здесь он нарисовал картину крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева.
Историзм данного произведения заключается в том, что в его основу был положен подлинный исторический факт. Художественные средства, используемые автором в произведении, воссоздавали реальную

атмосферу того времени, изображали характеры, типичные для того периода развития русского общества.
Хотя главными героями являются вымышленные лица (семья Гриневых, Мироновых, Швабрин), их судьбы прочно связаны силой обстоятельств с большими историческими событиями, с реальными историческими деятелями. Ход истории не только влияет на судьбы персонажей, но и полностью определяет их. Таким образом, исторические события становятся основной сюжетной линией, подчиняющей себе частные судьбы, выдвигая на первый план исторические лица.
Повесть представляет собой мемуары, “семейные записки”, повествование

в которых ведется от лица свидетеля и участника событий, правдиво рассказывающего о своей жизни. Благодаря этому Пушкину удается убедить читателя в подлинности рассказываемого.
Историзм повести заключается в том, что в произведении звучит тема, актуальная как для того времени, то есть эпохи Екатерины II, так и для пушкинского, – тема взаимоотношений между крестьянами и дворянами. Пушкин не просто положил в основу повести подлинный исторический факт, но он еще раскрыл и его причины, описал, как восстание под предводительством Пугачева воспринимали разные социальные слои населения.
Если считать реализм одной из составляющих черт пушкинского реализма, то необходимо сказать о героях повести. В своем произведении Пушкин показал типичных представителей своего времени. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, помогает читателю взглянуть на описываемые события с точки зрения участника событий, человека той эпохи.
В повести главным предметом изображения является восстание под предводительством Пугачева, которое в данном произведении впервые нашло столь реалистическое отображение. Объективное изображение событий было достигнуто Пушкиным за счет широкого использования множества художественных средств, позволявших воспроизвести атмосферу, дух того времени и представить вживе подлинное историческое лицо – Емельяна Пугачева. Новаторство Пушкина состояло в том, что он сумел взглянуть на события тех лет глазами современников Пугачева, проникнуться их чувствами, описать в мельчайших подробностях черты эпохи, вывести наиболее типичных ее представителей.
“Капитанская дочка” – это историческое, реалистическое произведение, в котором историзм возведен автором в принцип художественного изображения действительности и стал неотъемлемой частью его художественного метода.
Другим историческим произведением Пушкина является поэма “Медный всадник”, в которой предстает образ Петра I и его творения – Петербурга. До этого образ Петра появился в стихотворении “Стансы” (1826), в нем поэт воссоздает облик великого самодержца, преобразователя, “вечного работника на троне”:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Продолжение темы Петра I – историческая поэма “Полтава”, в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества.
Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме “Медный всадник”, поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. В поэме изображены два лика царя.

Если во вступлении Петр I – человек и государственный деятель, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору. Поэма начинается с описания замыслов Петра:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
В поэме Петр выступает и как покоритель самой природы, ее стихии, как воплощение культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него царили “на берегу пустынных волн”.
Замысел Петра осуществляется на протяжении ста лет. Император построил прекрасный город, “красу и диво полнощных стран”, новую красавицу столицу, перед которой померкла старая Москва. Петербург воспринимается как памятник Петру I и силе его разума.
Итак, Петр I предстает в поэме в двух ликах. С одной стороны, он воплощает собой созидающее начало:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.
С другой стороны – как воплощение иррационального, фантастического, нереального. Иррациональное начало в образе Петра I связано с его статуей:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это “юный град Петра”, то в дальнейшем он становится уже “омраченным Петроградом”, а уж затем и Петрополем, который “всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен”.
Итак, Пушкин в поэме “Медный всадник” показал нам неоднозначный образ Петра I и его творения – Петербурга.
История присутствует и в лирике великого поэта. Так, первая четверть XIX века – это время появления свежих политических идей, период зарождения, и развертывания декабристского движения, это время подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года. Декабристы боролись за утверждение новых, прогрессивных идей в обществе, выступали за отмену крепостного права и использовали для этого различные средства пропаганды.

Одним из них была литературная пропаганда, в частности вольнолюбивая лирика А. Пушкина, которая является бесценным источником историзма, источником познания прошлого нашей страны.

Литературный критик — это ученый и литератор, занимающийся истолкованием и оценкой произведений, новых тенденций и явлений в художественной литературе.

История в творчестве А. С. Пушкина

Великий русский поэт и прозаик, родоначальник новой русской литературы А.С. Пушкин в своих произведениях оставил яркие, разносторонние образы своего времени, картины быта и нравов своей эпохи. Вместе с тем он является одним из замечательных историков. Пушкина волновало не только положение России его времени, он глубоко интересовался ее историческим прошлым.

Произведения А.С. Пушкина, как отметил А.М. Горький, это драгоценное свидетельство знающего, умного, правдивого человека об обычаях и нравах той эпохи, это гениальные иллюстрации к российской истории.

С большим уважением поэт относился к труду Карамзина, но при этом резко осуждал его за реакционность взглядов. Пушкин пытался объяснить такую реакционность условиями, при которых Карамзин работал над книгой.

Готовые работы на аналогичную тему

Пушкин интересовался не только историей русского народа. В своих произведениях поэт отражал и историческую жизнь народов Кавказа, Украины. Поэт изучал историю Америки и Западной Европы. Особенно Пушкина интересовала история Франции, богатая выдающимися событиями.

Смутное время и крестьянские восстания в творчестве А.С. Пушкина

В исторических работах и художественных произведениях Александра Сергеевича отразились многие события русской истории. У Пушкина есть ряд произведений, посвященных древнерусской истории:

Эпоха Петра I в произведениях А. С. Пушкина

Богатство исторических познаний А.С. Пушкина отразилось и в освещении поэтом эпохи Петра I. Пушкина по праву можно назвать историком петровской эпохи. Произведения, в которых поэт освещает этот период российской истории:

Пушкин преклонялся перед прогрессивной, преобразовательной деятельностью императора, но вместе с тем ясно видел колоссальное усиление гнета русского абсолютизма, сопутствовавшее этой деятельности.

Поэт негативно относился к попыткам аристократии ограничить абсолютную монархию. Он считал, что имен неприкосновенность абсолютизма спасла страну от развития феодализма дала возможность продвигаться по службе лицам недворянского происхождения.

Екатерину II поэт критикует за политику укрепления крепостного режима, распространение его на новые области страны.

Историческая тема присутствует и в лирике Пушкина. Первая четверть 19 века – это период появления свежих политических идей, время зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли. Вольнолюбивая лирика Пушкина была литературной пропагандой декабристов.

Лев Зимин Мудрец (13707) развивай тему, потом царь стал домогаться его жены и Пушкин стал пописывать про него типа сказки о царе Салтане, за что царь и завалили его на чёрной речке своей французской марионеткой

Потому что вышла "История государства Российского" Карамзина, все ее читали, обсуждали, и всех увлекла история. Пушкина в том числе.

Интерес к истории у Пушкина был неизменным, но на различных этапах творческого пути историческая тема разрабатывалась им в разных жанрах и разных направлениях.
В раннем творчестве Пушкина нас очаровывают "Руслан и Людмила", "Песнь о Вещем Олеге". Древняя Русь времен князей Владимира и Олега воссоздается в красочных, полных жизни картинах. "Руслан и Людмила" - сказка, "Песнь о Вещем Олеге" - легенда. То есть, автор стремится осмыслить не саму историю, а ее мифы, легенды, сказания: понять, почему сохранила народная память эти сюжеты, стремится проникнуть в строй мыслей и языка предков, найти корни. Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет к разгадке особенностей русского характера, принципов народной морали - и так будет постигать законы развития истории России. Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются "скрытые пружины" механизма истории, лучше видны причины и следствия - ведь в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.
Первым произведением, где читателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия "Борис Годунов" - одно из высших достижений его гения.
Итогом размышлений Пушкина над историей, ролью личности и народа в ней, нравственным смыслом исторических событий стала “Капитанская дочка”.

По-настоящему большой писатель не может пройти мимо судьбы своей страны, судьбы своего народа. История России в произведениях Пушкина является ярким примером беззаветного служения Отечеству, честных попыток изучить и понять скрытый смысл выбора им новых путей. Все это позволило гению оставить неизгладимый след не только в литературе, но и в истории.

История России в произведениях великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина

В стихах и прозе

Первые опыты проникновения взором в прошлое писатель предпринял еще в юности. В истории Пушкина интересовало буквально все. Начал он, как и подавляющее большинство соотечественников, со сказок и легенд. Позже размышления автора о родной стране нашли свое отражение и в небольших стихотворениях. Причем почти всегда гению удавалось выразить дух эпохи, к которой он обращался в своем творчестве .

Обязательно нужно знать:

Краткий обзор творчества писателя на тему судьбы Родины

Интерес к истории государства и его народа Александр Сергеевич перенес из поэзии и в свою прозу. Здесь он также точен в описании событий, хорош в слове, честен в оценках.

Личность Петра Великого

Некоторые исследователи считают, что огромный пласт творчества писателя, так или иначе касающегося фигуры Петра Первого, являлся лишь попыткой представить правителям пример образа истинного Императора, живущего интересами государства. Но Петр Великий привлекал внимание творца и сам по себе как богатая и неординарная личность. История России глазами Пушкина — это в том числе и череда больших переломов, постоянная проблема выбора и стоящие за этим люди.

Необходимо понимать:

 Образ народа и главные персонажи

Свое отношение к личности Петра Великого гений так окончательно и не определил. Образ императора влек автора на протяжении долгих лет, сложился он весьма противоречивым. Но и реформы Петра не были однозначны. Так что поэт, осмысливая общую картину, пришел к единственно верному выводу, связав характер своего героя с характером народа.

Трагедия национальной катастрофы

Поэт действительно внимательно изучал документы о том времени, в котором жили его герои. Произведения Пушкина на историческую тему полны реальными подробностями, а не выдуманными ситуациями. Но заслуга автора, конечно, заключается не только в точном описании того или иного события. Талант настоящего гения позволял создавать истинные памятники литературы.

Как писал Пушкин о родине

Одним из ярчайших произведений, построенных на исторической основе, стала трагедия смутного времени, одна из центральных фигур которого — Борис Годунов:

Самые известные произведения Пушкина

  1. Писатель давно задумывался над тем, чтобы сделать большую вещь о том горьком для страны времени, когда она оказалась в глубоком политическом кризисе, осложненном вторжением врагов. Независимость государства была под реальной угрозой. Автор, не выходя за рамки жанра, сумел показать, что именно народ является главной силой истории. В этом заключается новаторство произведения.
  2. Здесь Пушкин окончательно развенчивает миф о том, что высокая цель может оправдывать любые средства. Трагедия проникнута чувством справедливости высшего закона, который никто не вправе нарушать. В противном случае страна оказывается на грани национальной катастрофы. Борис же явно идет на преступления, поставив себе в оправдание благую цель.
  3. Исследователи продолжают проявлять интерес к трагедии. Они до сих пор спорят, кого можно считать главным героем произведения. Борис умирает, а действие развивается без него. Самозванец присутствует далеко не на первом плане. Бояре и народ сами идут против нравственности, позволяя вступить на трон недостойному человеку. Автор не зря придает мольбам и молитвам вид неестественности. Это помогает читателю понять, что вокруг происходит государственный спектакль, в котором роли уже расписаны.
  4. Показательное значение придается равнодушию, безразличию толпы. Даже слезы здесь являются искусственными. Чтобы продемонстрировать их, люди трут глаза луком. Народ же, совесть его представляет не толпа, а те, кто находится вне ее. Это юродивый и летописец. Логично, что, не будучи охвачены общим безумием, они становятся носителями исконной мудрости.

Обращение к таким образам Николки и Пимена позволило автору выразить идею общего тяжкого греха и показать пути его искупления.

Картина русского бунта

Литература А.С. Пушкина

Тайный смысл в творчестве Пушкина

Если говорить кратко, то Пушкин не зря стремился показать своих героев именно в сложные периоды жизни страны. В переломные моменты можно лучше рассмотреть и истинные человеческие качества, и действие законов истории.

Эта наука позволяет раскрыть и самые важные черты того или иного народа. Если гений реализовывал такой план, это ему, безусловно, удалось.

Читайте также: