Почему испытания не покорили матрену тимофеевну кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей основ жизни народа. Вот почему для поэта так важно было показать в поэме, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог счастья и благополучия любого общества во все времена.

Народ освобождён, но счастлив ли народ.

Люди холопского звания –

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказание,

Тем им милей господа.

В финале поэмы поэт рассказывает о судьбе народного заступника Гриши Добросклонова. Наиболее полно помогают представить духовный облик героя его песни. В них чувствуется огромная вера героя в своих соотечественников, которые стремятся обрести гражданское мужество и решительность…..

Как известно, побои в крестьянской семье также были довольно обычны, однако, героиня пьесы отнюдь не забитая рабыня. На всю жизнь ей в память врезается единственный случай избиения ее мужем. В то же время в уста героини при рассказе об этом вложена такая песня, которая, не искажая индивидуальной биографии героини, придает явлению широкую типичность.

Вспомним также страшную трагедию потери ребенка, которую пережила Матрена Тимофеевна. Тяжело переживала смерть своего ребенка Матрена, вопреки невежественным барским убеждениям в том, что не больно крестьяне пекутся о своих детях, потому что в каждой семье их не меньше десятка. Однако простому русскому сердцу Матрены, как и любой другой женщине, дороги все ее дети, каждому из них она желает лучшей доли, о каждом заботится одинаково.

Уроков: 1 Заданий: 7

Сила народная,

Сила могучая –

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Я так думаю,

Что если между бабами

Вы ищите счастливую,

Так просто дурни вы.

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем.

Очень содержательна и поэтически богата портретная характеристика героини. Первое представление о внешнем облике Матрены дает реплика крестьян села Наготина:

Корова холмогорская,

Не баба! Доброумнее

И глаже бабы нет.

Опять бела, свежехонька,

За прялицей с подружками

До полночи поешь!

Ты писаная кралечка,

Ты наливная ягодка!

Волчицу ту Федотову

Я вспомнила — голодную,

Похожа с ребятишками

Я на нее была!

Слыхали ночи темные,

Слыхали ветры буйные

Сиротскую печаль,

А Вам нет нужды сказывать.

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка. и т. д.

Матрена прежде всего женщина, мать, вся отдавшаяся заботе о детях. Но, субъективно вызванный материнскими чувствами, направленный на защиту детей, ее протест приобретает социальную окраску, семейные невзгоды толкают на путь социального протеста. За дитя свое и с богом в спор вступит Матрена. Она, глубоко религиозная женщина, одна во всей деревне не послушалась ханжи-странницы, запретившей кормить детей грудью по постным дням:

Коли терпеть, так матери,

Я перед богом грешница,

А не дитя мое

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные. —

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу! —

перефразирует она применительно к себе пословицу, и в этих словах — итог идейного развития героини. В образе Матрены Некрасов обобщил, типизировал наблюдаемое им в 60—70-е годы пробуждение народного сознания, настроения зарождающегося социального гнева и протеста.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Вспомнить эту полную безнадежности легенду, рассказанную захожей странницей, Матрену заставляет горький опыт собственной жизни.

А вы — за счастьем сунулись!

Обидно, молодцы! —

бросает она с упреком странникам.

Счастливая крестьянка Матрёна

Ключи от женского счастья, по легенде, которую Матрёне рассказала старуха-богомолка, потеряны у самого Бога.

Портрет Матрёны Тимофеевны

Эта тридцативосьмилетняя суровая женщина, считающаяся уже старухой, по-крестьянски красива: осанистая, широкая, плотная, с большими строгими глазами, богатейшими ресницами. Волос у неё с проседью, кожа смуглая. Для её портрета Некрасов использует эпитеты. Одежда Матрёны свидетельствует о её трудолюбии: рубаха белая, сарафан коротенький (чтобы удобней было работать).

Девичество Матрёны

Матрёна считает своё детство счастливым. Батюшка будил её рано, а матушка жалела. Но крестьянская жизнь – это труд с детства. В семь лет Матрёна уже бегала в стадо, носила отцу завтрак, пасла уток, гребла сено. Ей нравилась такая жизнь: работа в поле, баня, работа за прялками с подружками, а иногда и песни-пляски.

Судьба Матрёны в чужой семье

Но обычно муж заступался за Матрёну, как в голодный год, когда свекровь обвиняла невестку в голоде, потому что в Рождество она надела чистую рубаху (суеверие).

Матрёна-мать

У Матрёны пятеро сыновей, одного уже взяли в солдаты. Двадцать лет назад Матрёна родила первенца, сына Дёмушку, с которым случилось несчастье. Некрасов описывает беду с помощью психологического параллелизма. Как мать-соловушка плачет о своих сгоревших птенчиках, которых не уберегла, потому что её не было рядом с гнездом, так по велению свекрови Матрёна оставила Дёмушку у дедушки мужа, столетнего Савельича, а он его не уберёг: свиньи съели младенца.

Любовь матери к детям безгранична, ради детей она готова противиться самому Богу. Она не стала морить голодом младенцев по постным дням, как велела богомольная странница, хотя и боялась кары Божьей.

Ради старшего сына Федота Матрёна перенесла избиение плетью. Восьмилетний подпасок Федот пожалел голодную щенную волчицу, которая выла, будто плакала. Он отдал ей уже мёртвую овцу, которую сначала бесстрашно вырвал из пасти. Когда староста решил поучить Федота за овцу, Матрёна бросилась в ноги помещику, велевшему простить мальчика и поучить бабу.

Матрёна – особенная крестьянка

Матрёна, хотя и послушна родителям, родне и мужу, способна анализировать и выбирать, противостоять общественному мнению.

Матрёна-губернаторша

Матрёна прославилась среди крестьян и добилась уважения мужниной родни, когда спасла своего мужа от солдатской службы, хотя за его семью в рекруты уже ушёл старший брат.

Обстоятельства сложились для Матрёны благоприятно. Крестьянка бросилась в ноги губернаторше и открыла ей свою жалобу: кормильца и родителя берут обманом, не по-божески. Губернаторша была с ней ласкова, крестила родившегося тут же мальчика Лиодорушкой и спасла Филиппа. За это доброе дело Матрёна всем велит прославлять и благодарить губернаторшу Елену Александровну.

Биография главного женского персонажа

По словам Матрены, она была счастлива только в семье отца. Ее берегли, охраняли сон, не заставляли работать. Девушка ценила заботу родных, отвечала им лаской и трудом. Песни на свадьбе, причитания над невестой и плач самой девушки – это народный фольклор, который передает реальность жизни.

В семье мужа все изменилось. Страданий было так много, что не всякая женщина смогла бы их вынести. Ночью Матрена обливалась слезами, днем стелилась как трава, голова потупилась, гнев в сердце спрятался, но копился. Женщина понимает, так живут все. Филипп относится к Матрене хорошо. Но отличить хорошую жизнь от жестокости сложно: порет жену плеткой до крови, уходит на заработки, оставляет одну с детьми в ненавистной семье. Не требует девушка к себе много внимания: шелковый платочек и катание на саночках возвращают ее к веселому пению.

Призвание русской крестьянки – растить детей. Она становится настоящей героиней, мужественной и крепкой. Горе идет по пятам. Первый сын – Демушка погибает. Его не смог уберечь дед Савелий. Власти издеваются над матерью. Они терзают тело ребенка у нее на глазах, картины ужаса остаются в памяти на всю жизнь. Другой сын отдал овцу голодной волчице. Матрена защитила мальчика, встав вместо него на наказание. Материнская любовь сильна:

Корчагина встала на защиту мужа. Беременная пошла к губернатору с просьбой, не забирать его в солдаты.

Внешность женщины

Некрасов описывает Матрену с любовью. Он признает ее красоту и удивительную привлекательность. Одни черты для современного читателя не свойственны красоте, но это только подтверждает, как изменилось отношение к внешности за века:

Характер Матрены

Главная черта характера - трудолюбие. Уже с детских лет Матрена любит работу и не прячется от нее. Она умеет ставить стога, трепать лен, молотить на риге. Хозяйство у женщины большое, но она не жалуется. Всю силу, которую получила от Бога, отдает работе.

Другие черты русской красавицы:

Откровенность: рассказывая странникам свою судьбу, она ничего не приукрашивает и не скрывает.

Свободолюбие: в душе остается желание быть вольной и свободной, но правила жизни меняют характер, заставляют быть скрытной.

Верность: жена предана свою мужу, в любых ситуациях стремится быть честной и верной.

Честность: Матрена сама ведет честную жизнь и учит своих сыновей быть такими. Она просит их ни воровать, ни обманывать.

Женщина искренне верит в Бога. Она молится и утешает себя. Ей становится легче в разговорах с Матерью Божьей.

Счастье Матрены

Странников отправляют к Корчагиной из-за прозвища – губернаторша. Редко кто мог из простой крестьянки стать известной в округе с таким титулом. Но принесло ли прозвище истинное счастье? Нет. Народ ославил ее счастливицей, но это только один случай из жизни Матрены. Смелость и упорство вернули в семью мужа, жить стало легче. Детям не пришлось больше ходить побираться по деревням, но сказать, что Корчагина счастлива нельзя. Матрена понимает это и пытается объяснить мужикам: среди русских простых женщин нет счастливых, и не может быть. Сам Бог отказал им в этом – потерял ключи от радости и воли. Богатство ее – озера слез. Испытания должны были сломить крестьянку, душа должна была стать черствой. В поэме все по-другому. Матрена не умирает ни духовно, ни физически. Она продолжает верить, что ключи от женского счастья найдутся. Она радуется каждому дню и вызывает восхищение мужиков. Ее нельзя признать счастливой, но и несчастной никто не посмеет назвать. Она настоящая русская крестьянка, самостоятельная, красивая и сильная.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Эпиграф к уроку:

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живешь…Скажи по-божески,

В чем счастие твое?

Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

- В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)

- Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)

- Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?

(Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,)

- А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками , кто на Руси счастлив)

2. Определить … ( счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ( )

2. Вступительное слово учителя:

Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры.

Выступления учащихс я: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее — горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)

Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
(ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).

Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

( Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица , которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность . В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)

Вопросы классу: 1)Случайно ли ,что Матрена предстает перед нами как мать?

2)Важно ли это для автора?

3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-

радостных или драматических?

5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?

4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):

определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -

Эпитет – художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.

Сравнени е – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Метафор а – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.

(вспомним эти термины)

Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:

- стр.294 (любовь к дитя)

- стр. 303 (богатыри русские)

- стр. 312 или 339 - 340 (вывод)

сильная и стойкая женщина , чувство собственного достоинства, гордость , черты богатырского характера русского крестьянства , многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,

( Одной из главных черт характе ра некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками. )

Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки )

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

(проецируется особенности образа Матрены и вывод).

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

Учитель. вывод

Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

(проецируется образ святой)

Учитель : Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:

Ключи от
счастья женского,

От нашей
вольной волюшки


Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

6. Творческая работа ( составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):

( Зачитать несколько работ. Собрать рабочие листы.)

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками , кто на Руси счастлив)

2. Определить … ( счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ( )

1. на уроке я определил(а), что…

2. для себя открыл(а) …

4. хочу на следующем уроке …

8. Спасибо вам ребята за урок . Выставление оценок.

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:

Все будет хорошо! Ты только в это верь!

Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!

Все будет хорошо! Прости и не грусти!

Обиды – это зло, их тяжело нести.

Всё будет хорошо! Все к радости пути!

Старайся всей Душой не плакать, а цвести!

В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.

Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!

Краткое описание документа:

1. Эпиграф к уроку:

Молва идет всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

В чем счастие твое?

1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

- В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов? (О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян.)

- Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? (И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.)

- Вернемся к содержанию и вспомним, какой вопрос волновал мужичков?

(Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,)

- А сейчас давайте определим, что нам нужно сделать сегодня на уроке:

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками , кто на Руси счастлив)

2. Определить … ( счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ( )

2. Вступительное слово учителя:

Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение.

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры.

Выступления учащихс я: История её жизни? – зачитать текст – выразительно. (Сначала похоронила радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, а далее — горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье.)

Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия:
(ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва).

Вопрос классу Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?

( Поэт не случайно избрал в «Крестьянке форму повествования от первого лица, которая придает всему рассказу Матрены Тимофеевны непосредственность и искренность. В ее исповеди раскрывается печальная история русской женщины, которая покоряет странников своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям.)

Вопросы классу: 1)Случайно ли ,что Матрена предстает перед нами как мать?

2)Важно ли это для автора?

3)Каких событий в жизни Матрены Тимофеевны больше-

радостных или драматических?

5) Счастлива ли она? В чем ее счастье?

6) Какие особенности речи Матрены Тимофеевны?

4. Характеристика образа Матрены Тимофеевны (можно строчками из текста):

определяя черты, которыми наделена наша героиня, мы невольно обращаем внимание на средства художественной выразительности, используемые Некрасовым. Какие? -

Эпитет – художественное, образное определение, используемое с целью выделения характерных, существенных черт предмета или явления. и приложение.

Сравнени е – уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.

Метафор а – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком либо отношении двух предметов или явлений.

(вспомним эти термины)

Работа с текстом (глава по объему самая большая, поэтому возьмем небольшие эпизоды, чтобы найти примеры тропов – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности) – задание по рядам:

- стр.294 (любовь к дитя)

- стр. 303 (богатыри русские)

- стр. 312 или 339 - 340 (вывод)

сильная и стойкая женщина , чувство собственного достоинства, гордость , черты богатырского характера русского крестьянства , многострадальная, многокручинная, покоряет своей душевной красотой, самоотверженностью, трудолюбием, трогательной любовью к детям,

( Одной из главных черт характера некрасовской крестьянки является глубокое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя и близких. готовая в поисках правды дойти до царя, она обращается с жалобой на старосту к губернатору и добивается справедливости. Не покорность судьбе и обстоятельствам, а боль и гнeв движут ее поступками. )

Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина (Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька. – звучит песня о тяжелой доле женщины-крестьянки)

Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.

7) Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Учитель: О незыблемых основах народной нравственности, целомудрии первого чувства, любви и брака как единственного на всю жизнь, о скромности и достоинстве

(проецируется особенности образа Матрены и вывод).

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА:

• рассказ о судьбе героини идет от 1-го лица, что способствует интонации исповедальности;

• поэт погружает нас в ритм человеческой жизни – от младенчество до смерти; жизнь предстает как одно из проявлений божественной природы;

• обилие народных обрядовых песен в качестве иллюстрации жизни Матрены Тимофеевны как одной судьбы из многих судеб помогает создать обобщенный портрет русской женщины.

Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

(проецируется образ святой)

Учитель : Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.

И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,

От нашей
вольной волюшки


Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

6. Творческая работа ( составить текст-вывод к сегодняшнему уроку, используя данные слова. 5-8 предл.):

( Зачитать несколько работ. Собрать рабочие листы.)

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

1. Продолжать … (искать ответ вместе со странниками , кто на Руси счастлив)

2. Определить … ( счастлива ли Матрена Тимофеевна, как утверждают жители соседней деревни)

3. Рассмотреть … (какие испытания судьба приготовила М.Т.)

4. Раскрыть в себе … ( )

1. на уроке я определил(а), что…

2. для себя открыл(а) …

4. хочу на следующем уроке …

8. Спасибо вам ребята за урок . Выставление оценок.

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

9. Домашнее задание. Постановка проблемного задания:

Домашнее задание к уроку. Прочитать “Крестьянку” до конца. Выбрать наиболее драматические эпизоды из жизни героини, подготовить их краткий пересказ или чтение отдельных строф.

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, тексты с произведением “Кому на Руси жить хорошо”, портрет Матрёны Тимофеевны, проектор.

1. Организационный момент 3 минуты

2. Систематизация знаний по теме 35 минут

3. Подведение итогов 2 минут

Оформление записей в тетрадях учащихся и на доске:

Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь
Н.А.Некрасов.

Учитель. Фольклорный материал, использованный в поэме, раскрывает душевное богатство героини. Её восприятие поступков других людей всегда искренне, идёт от глубины переживания. Страстную силу чувств запечатлели песни из главы “Дёмушка”, где Матрёна Тимофеевна рассказывает о гибели сына, о пережитом отчаянии, взрыве протеста против чиновников (“Из тонкой из пелёночки повыкатила Дёмушку. ”). К словам “Злодеи! Палачи!” Некрасов сделал примечание: “Взято почти буквально из народного причитания”.

Беде за бедой переживает Матрёна Тимофеевна (слушаются рассказы по главам 4-6).

- Почему жизненные испытания не сломили героиню? Что помогает ей вынести и травлю родных в доме мужа, и трагедию Дёмушки, и унижение, принятое за Филиппушку, и бесконечную тяжёлую работу в доме и в поле? Что, наконец, помогает победить в борьбе за мужа?

Карточка № 1. Песня “На горе стоит ёлочка”

Задание. Это одна из немногих народных песен, включённых Некрасовым в текст поэмы без всяких переработок. Как вы думаете, чем она привлекла поэта? Готовя ответ, перечитайте песню несколько раз, вслушивайтесь в её напев. О чём она? Это свадебная песня; с кем ассоциируется образ ёлочки? Внимательно перечитайте строки, в которых Матрёна Тимофеевна вспоминает ту трудную в своей жизни ночь, когда она услышала эту песню.

На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька.
Приходил к ней батюшка,
Будил её, побуживал:
Ты, Машенька, пойдём домой,
Ты, Ефимовна, пойдём домой!
Я нейду и не слушаю:
Ночь темна и не месячна,
Реки быстры, перевозов нет,
Леса тёмные, караулов нет.
На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька,
Приходила к ней матушка,
Будила, побуживала:
Машенька, пойдём домой!
Ефимовна, пойдём домой!
Я нейду и не слушаю:
Ночь темна и не месячна,
Реки быстры, перевозов нет,
Леса тёмные, караулов нет.
На горе стоит ёлочка,
Под горою – светёлочка,
Во светёлочке – Машенька,
Приходит к ней Пётр,
Петр сударь Петрович,
Будил её, побуживал:
Машенька, пойдём домой!
Душа Ефимовна, пойдём домой!
Я иду, сударь, и слушаю:
Ночь светла и месячна,
Реки тихи, перевозы есть,
Леса темны, караулы есть.

- Какой момент в душевном состоянии девушки передаёт песню? Для чего использован трёхкратный повтор одной и той же ситуации? Для чего употребляется так много слов с уменьшительными суффиксами?

Нежно и ласково передаёт песня важнейший момент в жизни девушки – расставание с любимым отцом и матерью. Не переставая их любить и уважать, дочь решается уйти в новую жизнь, к суженому.

Обратим внимание, что “Песня введена в текст поэмы своеобразно: Матрёна, отправляясь в трудный путь (чтобы спасти мужа), не поёт эту песню, а лишь слышит её. Благодаря такому приёму любовное чувство Матрёны (с которым перекликается содержание песни) как бы приобретает оттенок полувысказанности, особенной нежности.

Молитва Матрёны Тимофеевны (Глава “Губернаторша”.)

Задание. Познакомьтесь с высказыванием Г.Федотова, философа, исследователя русских духовных стихов. “Вся тоска страдающего человека, всё умиления перед миром божественным, которые не смеют излиться перед Христом в силу религиозного страха, свободно и любовно истекают на Богоматерь. Она. остаётся в отличие от Христа, связанной с человечеством, страждущей матерью и заступницей”. Что дают слова исследователя для понимания молитвенного обращения Матрёны Тимофеевны к Богоматери?

Текст молитвы сложился у поэта не сразу. При этом наброски очень отличаются от окончательного текста. Сравните.

Из черновых вариантов Окончательный текст
Против Деминой могилушки,
Против белой церкви Божией,
На колени стала я.
Владычица,
Будь заступница моя!
Очисти Матерь Божия
До города дороженьку,
Введи меня, Владычица,
В чертоги неприступные
Земного судии,
Своей нетленной ризою
Покрой меня, Владычица.
------------------------------
Вложи в уста несмелые
Слова неотразимые,
Вложи в уста мои,
Смягчи его, Владычица. (V,466)
“Открой мне, Матерь Божия,
Чем Бога прогневила я?
Владычица! Во мне
Нет косточки не ломаной,
Нет жилочки нетянутой,
Кровинки нет непорченой, -
Терплю и не ропщю!
Всю силу, Богом данную,
В работе полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Ты видишь всё, Владычица
Ты можешь всё, Заступница!
Спаси, Рабу свою!”
---------------------
Молиться в ночь морозную
Под звёздным небом Божиим
Люблю я с той поры (V, 177)

- Как изменился характер просьбы Матрёны Тимофеевны, обращённой к Богородице? Какие слова в окончательном тексте молитвы нашёл Некрасов для выражения главной жизненной позиции героини, её понимания содержания и смысла своей жизни? Как это её характеризует? Почему Некрасов изменил место, где молится героиня?

Карточка № 3. Песня “Хорошо, светло. ”

Задание. Перечитайте песню “Хорошо, светло. ”. Её фольклорные источники не найдены. Она составлена поэтом. По звучанию и содержанию стихи близки ко многим народным песням. Какие чувства выражены в песне? Почему Некрасов так подробно называет всё, что радует Матрёну и её мужа – леса, поля, воды вешние, жаворонков. Какие слова точнее передадут характеристику героини: “Она радуется”, “У неё хорошее настроение” или “Проявляется жизнелюбие героини”? Какое качество героини обнаруживается в многократном величании губернаторши? Возвращаясь в семью, где ей приходится выносить столько обид и несправедливостей, Матрёна фактически прощает недобрых к ней людей (“Вы садитесь-ка, Вы не кланяйтесь. ”).

- Сила или слабость человека проявляется в умении прощать? Почему Некрасов несколько раз говорит об этом качестве Матрёны (вспомните прощение деда Савелия)?

Карточка № 4. “Бабья притча”.

Задание. В черновых набросках к главе “Бабья притча” сохранился некрасовский пересказ легенды о золотых ключах, которую прочитал у Барсова. Эту народную легенду, тоже исполнявшуюся Федосовой, он значительно переработал. Сначала для себя он составил её письменный пересказ. Сравните текст легенды, с которым работал поэт, с той притчей, которую рассказывает Матрёна Тимофеевн (от слов “. ключи от счастья женского. ”).

- Какой главный мотив и какие образы заимствованы поэтом?

Некрасов работал с легендой, названной “Происхождение горя общественного” Как бы вы назвали ту легенду, которую сочинил он?

- Для чего же всё-таки Некрасов положил в основу своих стихов народную легенду?

Сравните свои размышления с выводом учёного: “ По содержанию притча напоминает одну из фольклористических записей Некрасова, но центральный образ ключей от счастья женского создан самим поэтом. Всё же в этой притче ощущается ориентация на фольклор (на народное причитание), которая выполняет важную роль: она даёт понять, что это глубокое раздумье о судьбах человеческих, эта своеобразная житейская философия – относится к народному типу мышления”.

Творческое задание на уроке: составьте рассказ: “Как Некрасов писал “Ключи от счастья женского. ”

Текст легенды в пересказе Некрасова

Происхождение горя общественного (читает учитель)

Случилось ловцам изловить в океане рыбу – хвост у рыбы будто лебединый; голова козлиная; распороли рыбу: множество песку ею проглочено. Да ещё сглонуты ключи позолоченные: прилагали ключи к Божиим церквам и к торговым лавочкам, но они приладились только к тюрьмам заключённых. Не поспели отпереть двери как:

С подземелья злое горе разом бросилось.
. Поедать стало удалых добрых молодцев,
Много прибрало семейных головушек
Овдовило честных мужних молодних жён
Осиротило малых детушек
С того мор пошёл на скотинушку
Зябель на хлебушки
Смерть и горе на добрых людей (V, 397-398)

Учитель. Работой над образом Матрёны Тимофеевны завершил Некрасов своё поэтическое исследование русского женского характера. Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества его героя. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны. Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

Читайте также: