Почему ислам возник именно на аравийском полуострове кратко

Обновлено: 04.07.2024

Величайшие святыни мусульманского мира — Мекка и Медина — расположены на территории современной Саудовской Аравии. Принято считать, что именно отсюда началось распространение Ислама по всему миру в 610 году нашей эры, когда началась миссия Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Первая его проповедь была для небольшой группы соплеменников в Мекке, после чего Слово Аллаха начало очень быстро распространяться на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Андалусии, Ирана, Кавказа, Средней Азии, Малайзии и Китая.

Теперь на земле живут свыше полутора миллиардов мусульман, и их число с каждым днём увеличивается.

По мнению многих алимов, Аравийский полуостров был выбран местом ниспослания Ислама вовсе не случайно. Этому способствовали во многом географические, политические, социальные особенности региона, а также нравы людей той местности.

В те времена с арабами соседствовали две сверхдержавы — Византия и Иран. Первая находилась в бедственном положении из-за религиозных разногласий и конфликтов в управляемых ею странах. Правители превратили христианство в инструмент для исполнения своих прихотей: объявляли недействительными неугодные им священные книги, а также по собственной воле устанавливали принципы и догматы религии. Каждый новый правитель предавал анафеме предыдущего и вносил удобные ему изменения в основы религии. Моральная деградация и упадок, а также коррупция и взяточничество на всех уровнях разъедали и губили Византию.

В Иране царила смута и политические беспорядки. В стране господствовала идеология потерявшего честь и достоинство общества, позволявшая человеку жениться на собственной матери или дочери. Учение маздеизм говорило о совместном использовании огня, воздуха и воды, и по этой логике всё существующее на свете было объявлено общим. Поэтому считалась дозволенной связь со всеми без исключения женщинами.

В это же время греческая цивилизация задыхалась в философских полемиках, дискуссиях, разногласиях, мифах, интригах и разврате, Индия переживала примитивную эпоху с точки зрения морали и общественного строя.

Арабы жили вдали от этих беспорядков, интриг, военных нашествий. Регион, окружённый со всех сторон пустыней, не способствовал лёгкому проникновению чуждых культур и цивилизаций. Значительная часть Аравийского полуострова непригодна для жизни человека, но при этом занимает площадь больше, чем территория Европы. Следовательно, одним из факторов ниспослания Ислама именно в этой местности стала плотность населения и коммуникации между народами. Жителями Аравии были в основном бедуины — кочевники. Они переселялись из одной части полуострова в другую, взаимодействуя с многочисленными племенами. Это позволило в дальнейшем передавать знания об Исламе из уст в уста.

Аравийский полуостров был выбран местом распространения Ислама ещё и потому, что арабы не владели письмом и чтением. Поэтому они не были подвержены разрушительной философии и культуре других народов. Это обеспечило выполнение пророческой миссии Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) таким образом, что практически ни у кого не возникло сомнений в истинности Корана и Ислама.

Если бы Ислам был ниспослан в Греции, Византии или Иране, то жители этих стран вряд ли могли с открытыми сердцами принять нравственные нормы новой религии. Та степень развития цивилизации и культуры и сформированная привычка сомневаться во всём с большой долей вероятности послужила бы преградой на пути Ислама. Ибо в этом случае народы, скорее всего, подвергли бы анализу разума божественные повеления. Ислам — религия Всевышнего, и один из постулатов её — принятие сердцем повелений Аллаха. Поэтому, дабы не возникли ложные воззрения о божественном происхождении Ислама, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был послан в не испорченную порочными учениями общину.

Ещё одна важная причина ниспослания Ислама именно в этой местности — географическое положение. Аравийский полуостров расположен в удобном месте, на пересечении путей из Азии, Африки и Европы. Таким образом, отсюда новая религия в кратчайшие сроки распространилась по всему миру.

Нельзя не упомянуть и лингвистический фактор ниспослания Слова Аллаха. По сравнению со многими другими наречиями, арабскому языку присущи уникальные особенности: благозвучие, структура слова, словообразование, спряжение глаголов и правила артикуляции. Арабский язык позволяет лаконично, выразительно и чётко передать мельчайшие детали и смысловые нюансы. Благодаря лексическому богатству этот язык способен изящно, тонко передать любую мысль, выразить любое суждение. Среди всех существовавших в то время на земле наречий только арабский смог максимально точно передать Волю Аллаха.

И, наверное, одним из решающих критериев можно выделить политический. Арабское общество того времени было сильно раздроблено. Многочисленные племена бедуинов беспрерывно враждовали между собой. Новая религия стала хорошим объединяющим фактором не только для племенных верований, но и для всех народов.

Аравийский полуостров — это благодатное место для Ислама и мусульман, которое было выбрано Всевышним. Современная Саудовская Аравия и сейчас считается центром мусульманского мира. Но смертным невозможно доподлинно судить об истинных причинах деяний Аллаха, как и постигнуть Его предопределение. Аллах знает лучше.

история ислама

Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.

Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.

Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.

Ислам и его источники

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Первые мусульмане

Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана "Слон".

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ

Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, Мухаммед ﷺ объявил, что он – расуль, то есть посланник, и наби, то есть пророк Аллаха, Единого Бога. После этого Пророк Мухаммад ﷺ начал проповедовать новую религию ислам в Мекке. Первые аяты Корана были произнесены Пророком Мухаммедом ﷺ в это же время. В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали.

По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Переселение мусульман

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

переселение в Медину (хиджра)

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Праведный Халифат

Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров - Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

Мог ли Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) быть неарабом?

Для того, чтобы ответить на него, мы должны, во-первых, ознакомиться с особенностями менталитета арабов и их нравами до Ислама, во-вторых, иметь представление о географическом расположении полуострова и близлежащих территорий, и в-третьих, сопоставить и провести параллели между образом жизни арабов, их менталитетом и другими народами, жившими по соседству.

В ту пору мир возглавляли две великие державы, c которым граничил Аравийский полуостров – Персия и Рим. За ними следовали Греция и Индия.

Персия.

Персия была, без преувеличения, плодородной пашней для разного рода религиозно-философских идей, наущений и соблазнов. Здесь уместно упомянуть о зарадишитах, которых поддерживала знать, обладавщая силой и влиянием. Их низкая тривиальная идеология учила и призывала к предпочтению заключения брака со своей матерью, дочерью или сестрой. Свидетельств этому множество.

Также тот период у персов имел распространение и маздакизм, последователи которого практиковали уравнение имущества и общность жён. Т.е. общество имело равное право на имущество и жену человека, как, к примеру, на воду, огонь и другие природные ресурсы. Эту идею поддерживали и содействовали её распространению безрассудные и легкомысленные лица, которые шли на поводу своих страстей и желаний.

В Риме же господствовал дух колонизации. Она была с одной стороны погружена в общие царившие в ту пору религиозные расхождения, с другой стороны тонула в разногласиях между христианами Египта и Сирии. Она упиралась на свою военную мощь, силу и колонизаторство, двигаемое Христианством, под лживыми лозунгами.

Эта империя не отставала в своём духовном упадке от соседней державы. Духовный кризис, непристойность, бесстыдство, экономический упадок царил во всём Риме.

Греция.

Греция была помешана на разного рода суевериях, предрассудках и небылицах, от которых не было никакого прока.

Индия.

Индия, как о ней пишет Абудь Хасан Надвию, в тот период (нач. 6 века) была самой отсталой и малоразвитой страной в плане человеческих нравов и религии. Она также не отставала от своих соседей в нравственном падении.

И необходимо понимать, что к падению, бедственности и сумятице этих великих держав привела цивилизация, которая зиждется на материальных ценностях и только. У этих народов не было соответствующего примера для подражания, который повёл бы их по пути духовного развития. Сама культура и цивилизованность являются лишь инструментом в достижений высшей цели. Если у общества, каким бы оно цивилизованным ни было, не будет своего здравого мышления и духовного идеала, для подражания, это в итоге приведёт его к нравственной гибели и хаосу. Если же у общества мерилом будут разум и духовное развитие, которых возможно достичь только посредством религии и божественных откровений, то культурные и цивилизованные ценности станут эффективным инструментом достижения полноценного счастья во всех ее направлениях.

Аравийский полуостров.

Хоть цивилизация их не была так развита как в соседних державах, однако их общество отличалось такими качествами, как щедрость, почёт, взаимная поддержка и выручка, сохранение чести. Но, однако, для того, чтобы раскрыть их и использовать в правильном направлении, им не хватало знаний, т. к. они жили во мраке невежества. Это приводило к заблуждениям, бесчеловечным и глупым поступкам. К таковым можно отнести убийство дочерей в целях сохранения чести отца (в тот период рождение девочки являлось семейным позором), с целью доказать свою щедрость, могли распрощаться со всем имуществом, шли на войны и сражения только лишь для того, чтобы поддержать одного человека, даже в случае его неправоты.

Такое описание арабов в сопоставлении с другими общинами, окружавшими их, указывает больше на прощение их Всевышним, чем на упрёк и укор за их прежние поступки. Ведь у них, в отличие от соседей не было цивилизации и развитой культуры.

Анализируя все приведённые факты, нам становится понятной мудрость избирания Всевышним именно Аравийского полуострова для ниспослания последнего Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) с последней заповедью ко всему человечеству – Кораном.

Некоторые могут предположить, что последний Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не был ниспослан среди цивилизованных народов того периода, ввиду их глубокого погружения в ценности неверных идеологий, от которых им будет сложно отказаться. Тогда как обществу не достигших их уровня развития легче будет принять новый призыв, и поэтому, дескать, Всевышний и выбрал именно его. Это не так. Ибо следуя логике уровень культуры должен позволить владеющим им народам отличать полезное от вредного. И следовательно, призыв Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) оставить плохое цивилизованные люди должны были принять быстрее, нежели те, до которых ещё не дошла цивилизация.

И если бы Всевышний пожелал ниспослать Откровение в другом месте, то и там бы Он создал почву способствующую распространению Своих велений.

Мудрость ниспослания пророчества в отсталом по цивилизационным меркам регионе заключена в том, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) должен был быть неграмотным, до которого не дошли культурные плоды цивилизации, не умеющим ни читать, ни писать, но уста которого источали бы мудрость, разрушающую все сомнения людей в его пророчестве, в его призыве к Всевышнему.

Также из мудростей избиранием Аравийского полуострова для зарождения призыва являются:

- Известно, что Аравия – это место где воздвигнута Кааба, первый священный дом, построенный для поклонения Творцу. Воздвигнувший её пророк Ибрахим (мир ему), так же вёл там свой призыв. И вполне естественно, что колыбелью Ислама должно было стать именно это святое место.

- Географическое месторасположение этого полуострова благоприятствовало распространения Ислама, т. к. мы упомянули, что он располагался между существовавшими на тот период державами. И именно с этого места в разные стороны пошёл пророческий призыв. История этому свидетельствует.

- Населявший регион народы говорили на арабском языке, который своим лексическим богатством и многообразием как никакой другой подходил для доведения Божественных Откровений ко всему человечеству.



Прежде, чем начать разговор о жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также об аравийском полуострове, где он вырос и был избран Всевышним Аллахом из числа его жителей в качестве Пророка, мы попытаемся пролить свет на Божественную Мудрость, заключающуюся в том, чтобы его, да благословит его Аллах и приветствует, пророческая миссия зародилась именно в этой местности, а не на какой-нибудь другой, и чтобы дело исламского призыва развивалась под руководством арабов, а не других народов.

Чтобы ответить на него, мы должны: во-первых, ознакомиться с особенностями менталитета арабов и их нравами до принятия ими Ислама; во-вторых, иметь представление о географическом расположении полуострова и близлежащих ему территорий; и в-третьих, сопоставить образ жизни и менталитет арабов с другими народами, жившими с ними по соседству, проводя параллели между ними.

В ту пору мир возглавляли две великие державы, c которыми граничил Аравийский полуостров – Персия и Рим. За ними следовали Греция и Индия.

Персия была, без преувеличения, плодородной пашней для разного рода религиозно-философских идей, наущений и соблазнов. Здесь уместно упомянуть о зороастрийцах, которых поддерживала знать, обладавшая силой и влиянием. Их низкая тривиальная идеология учила и призывала к предпочтению заключения брака со своей матерью, дочерью или сестрой. Правитель Яздаджурд Второй, который правил в середине пятого века нашей эры, женился на своей родной дочери. Также существуют и другие примеры нравственных отклонений, для которых здесь нет места.

Также в то время у персов имел распространение и маздакизм, последователи которого практиковали дозволенность чужого имущества и общность жён (то есть, общество имело равное право на имущество и жену человека, как, к примеру, на воду, огонь и другие природные ресурсы). Эту идею поддерживали и содействовали её распространению безрассудные и легкомысленные лица, которые шли на поводу своих страстей и желаний.

В Риме же господствовал дух колонизации. Она была, с одной стороны, погружена в, царившие в ту пору религиозные расхождения, а с другой стороны – жила разногласиями между христианами Египта и Шама. Она опиралась на свою военную мощь, силу и лживую колонизаторскую политику христианства.

Эта империя не отставала в своём духовном упадке от соседней державы. Духовный кризис, безнравственность, разврат, экономический упадок царил во всём Риме.

Греция была помешана на разных рода суевериях, предрассудках и небылицах, от которых не было никакого прока.

И необходимо понимать, что привели эти великие державы к падению, бедственности и сумятице идеология и цивилизация, зиждущиеся лишь на материальных ценностях. У этих народов не было соответствующего примера для подражания, который повёл бы их по пути духовного развития.

Культура и цивилизованность являются лишь средством (инструментом) достижения высшей цели. Если у общества, каким бы оно цивилизованным ни было, не будет своего здравого мышления и духовного идеала для подражания и стремления, то это в итоге приведёт его к нравственной гибели и хаосу.

И, наоборот – если же у общества мерилом будут разум и духовное развитие, которых возможно достичь только посредством религии и Божественных Откровений, то культурные и цивилизованные ценности станут эффективным инструментом достижения полноценного счастья людей во всех ее направлениях.

Натуру арабов можно сравнить с сырым материалом, который не приобрел форму путем отливания в тигле. Хотя и цивилизация их не так была развита, как в соседних державах, однако в их обществе ценились такие качества, как щедрость, почёт, взаимная поддержка и выручка, сохранение чести. Но в тоже время для того, чтобы раскрыть их и использовать в правильном направлении, арабам не хватало знаний – они жили во мраке невежества. Это приводило их к заблуждениям, бесчеловечным и глупым поступкам (таким как убийство детей ради сохранения чести отца); растрата имущества как показатель щедрости; развязывание войн и сражений лишь только для того, чтобы поддержать одного человека (даже в случае его неправоты).

И об этом говорит Всевышний в Священном Кур`ане (cмысл):

وَإِن كُنتُم مِّن قَبْلِهِ لَمِنَ الضَّالِّينَ

Такая характеристика арабов в сопоставлении с другими общинами, окружавшими их, свидетельствует больше о снисходительном отношении к ним со стороны Всевышнего, чем об упрёке и укоре за их прежние поступки.

Ведь их соседи ввели себя в заблуждение из-за того, что избрали себе в качестве ориентира цивилизацию и материальную культуру. Такая цивилизация и культура обернулась им тем, что они стали погружаться в тину бесчестия, которая была далека от рассудительности, перспективности и здравого разума.

Еще одним преимуществом арабов является их проживание на территории аравийского полуострова, который географически занимает серединное положение в окружении этих народов.

Если внимательно посмотрим, то убедимся в том, что аравийский полуостров располагается точно между двумя разными по культуре цивилизациями: первая – западная цивилизация, основанная на материальных ценностях и принципах, которая преподнесла нам образ человека, не представляющего и части человеческой сущности и природы. Вторая – восточная цивилизация, основанная на спиритизме (в странах дальнего востока, в Индии, Китае и других окружавших их странах).

Анализируя все приведённые факты, нам становится понятной мудрость избрания Всевышним именно Аравийского полуострова для ниспослания последнему Пророку последней заповеди ко всему человечеству – Кур`ана. И того, что именно арабы стали в авангарде призыва и понесли знамя религии Ислам, избранного Всевышним Аллахом в качестве мировой религии.

Некоторые могут предположить, что последний Пророк не был выбран из цивилизованных народов того периода ввиду их глубокого погружения в ценности идеологий неверия, от которых им было сложно отказаться, считая их благими. А обществу, не достигшему их уровня развития, как бы легче было принять новый призыв, и этим могут объяснить Волю Всевышнего. Однако это не так. Ибо, следуя логике, уровень культуры должен позволить владеющим им народам отличать полезное от вредного. И, следовательно, призыв Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставить плохое цивилизованные люди должны были воспринять быстрее, нежели те, до которых ещё не дошла цивилизация.

И если бы Всевышний Аллах пожелал ниспослать Откровение на территориях персов, римлян или индусов, то и там бы Он создал почву, способствующую распространению Своих велений, как Он создал её на аравийском полуострове. Как может что-то затруднить Того, Кто сотворил каждую вещь и создал причины и способы?

Мудрость ниспослания пророчества в отсталом в культурном плане регионе заключена в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен быть не умеющим ни читать, ни писать, как об этом говорится в Кур`ане:

وَمَا كُنتَ تَتْلُو مِن قَبْلِهِ مِن كِتَابٍ وَلَا تَخُطُّهُ بِيَمِينِكَ إِذًا لَّارْتَابَ الْمُبْطِلُونَ

Он должен быть неграмотным, до которого не могли дойти культурные плоды цивилизации, но при этом его уста должны были источать мудрость, разрушающую все сомнения людей в его пророчестве, в его призыве к Всевышнему Аллаху.

Завершающим действием Божественной Мудрости стало направление Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к неграмотному арабскому народу (а не к цивилизованным народам, окружавшим их). Чужая заблудшая философия не проникла к арабам и не оказала негативного влияния на их мышление и на образ жизни.

Ведь если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в цивилизованном государстве, то у кого-нибудь возникли бы сомнения в истинности его пророчества, промелькнула бы мысль, что он у кого-то обучился всему, изучал науки, предыдущие писания, историю прежних поколений и на этой основе придумал священный Кур`ан. Но Премудрый Создатель, во власти Которого находится всё сущее, не оставил даже такого ничтожного повода для возникновения у людей подобного рода сомнений.

И Сам Всевышний об этом нам напоминает в следующем аяте Священного Кур`ана:

هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

Поэтому по Воле Всевышнего, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был не умеющим читать и писать, также и его народ в своем большинстве был подобным ему в этом качестве.

Необходимость этого заключалась в том, чтобы чудо явления пророчества и Ислама были понятными для умов людей, и чтобы оно не смешалось с разными человеческими идеологиями. Все это указывает на проявление великой милости Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам.

Также о мудрости избрания Всевышним Аллахом Аравийского полуострова для зарождения исламского призыва свидетельствуют такие факты, как:

1. Аравия – территория, где воздвигнута Кааба – первый священный дом, построенный для поклонения Творцу. Воздвигнувший его пророк Ибрахим (мир ему) тоже вёл свой призыв в той местности. И вполне естественно, что колыбелью Ислама должно было стать именно это святое место. И не случайно также и то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произошел именно из этих земель. А как же может быть еще иначе? Ведь он происходит от рода Ибрахима, мир ему.

2. Географическое месторасположение этого полуострова также благоприятствовало распространению Ислама (мы уже упомянули о том, что он располагался между существовавшими на тот период державами). Если ты бросишь взгляд на начальный путь исламского призыва и зарождения Ислама во времена праведных халифов, то найдешь этому яркое подтверждение. История это подтверждает.

3. Населявшие регион народы говорили на арабском языке, который своим лексическим богатством и многообразием, как никакой другой, подходил для доведения Божественных Откровений ко всему человечеству.

Если бы мы смогли познать преимущества всех языков и сравнили бы их с арабским языком, то непременно нашли бы то, что арабский язык отличается от них многими несвойственными им качествами. Это отличительное превосходство и является поводом для мусульман в том, чтобы он стал их родным языком.


Возникшая на Аравийском полуострове в VII в. новая монотеистическая религия — ислам, религиозная и политико-административная деятельность его основателя — пророка Мухаммада (ок. 570, Мекка — 632, Медина) из рода Хашимитов положили начало новому витку политической истории не только регионов Ближнего и Среднего Востока, но и Индии, Европы, Средней Азии, Кавказа.

Несколько дней спустя казнен был еще один пленный — Укба ибн Аби Му'ейт – злейший враг правоверных, однажды даже осмелившийся плюнуть в лицо Мухаммеду. Судьба остальных вначале висела на волоске. Ревнители веры настойчиво требовали умерщвления всех поголовно как врагов Божиих. Но более мягкий взгляд, благодаря заступничеству Абу Бекра, наконец пересилил. Решено было дозволить родным выкуп пленных, а лишь тех обезглавить, коим не удастся внести следуемые за них деньги. А пока отдан был приказ обходиться с пленными человеколюбиво. Каждый из них оставался под защитой взявшего его в плен.

Кто посмотрит на сражение при Бедре глазами западного человека, склонен будет, конечно, думать, что это не более как драка в широких размерах. Цифры действительно невелики: 300 против 950, а в общем 63 убитых — мы привыкли к иным силам. Тем не менее мусульмане правы, ставя Бедр во главе всех остальных сражений, благодаря которым позже, в течение двух столетий, ислам покорил полмира. Значение факта, что сразу, при первой же стычке с тройным числом неприятелей, правоверные одержали блестящую победу, имело для Мухаммеда и его дела неисчислимые последствия. Разве не уразумел теперь свет, и правоверные, и неверующие, что Бог не покидает своего посланника? Разве не перст Всевышнего отметил как раз злейших и непримиримейших врагов веры Абу Джахля, Омейя, Надра, Утба, приговоривши одних к смерти, других к пленению? Мог ли кто-либо отрицать Божий суд, когда стало известно, что и Абу Лахаб, не принимавший участия в походе, тотчас же, как достигла печальная весть Мекки, скончался? По всей Аравии вихрем пронеслась молва о неслыханном событии; всюду издевались над мекканцами и с удивлением стали обращать взор на этого избранника, которому, невзирая на немногочисленное воинство, Бог даровал победу над многочисленным неприятелем. Событие повлияло более всего, конечно, на жителей Медины: иудеи съежились, лицемеры ходили удрученные и против воли оказывали уважение. Снова еще большие толпы жителей Медины почувствовали внезапное влечение к исламу и своим обращением значительно увеличили число ансаров, другие же, доселе лишь по внешности признававшие Мухаммеда, укрепились в вере. Таким образом победа дала возможность Пророку занять твердое положение, и он был в состоянии сделать еще несколько шагов далее, ранее чем мекканцы успели опомниться от поражения. Когда потом, спустя год, они вооружились и нанесли ему значительный урон, он настолько уже успел уйти вперед, что ему не понадобилось отступать снова назад.

Все было устроено в чисто арабском стиле: они вели с собой не только всех союзников из окрестных племен, по преимуществу С а к и ф и т о в из Таифа, но и большую толпу женщин. Во время сражения, стоя за фронтом, звоном бубен, возгласами и военными песнями должны были они возбуждать мужество сражающихся и поддерживать его, дабы не повторилось той же паники, которою кончилось сражение при Бедре. С таким пестрым хвостом не могли они подвигаться быстро. У каждого водопоя делался привал: воины впадали в благодушное настроение; песни и игры женщин на бубнах разжигали в них воинственный жар. Поистине были это люди неисправимые — ищущие удовольствий, порядочные кутилы, а по языческим понятиям вполне приличные и порядочные. Так, например, предложение, сделанное некоторыми в А л ь-А б в а — выкопать пепел похороненной на этом месте матери Мухаммеда


cводная таблица династий

Читайте также: