Клиенты группы риска как объект социальной работы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " ТЕМА: ЛЮДИ ИЗ ГРУПП РИСКА, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ." — Транскрипт:

1 ТЕМА: ЛЮДИ ИЗ ГРУПП РИСКА, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

2 Группы риска - это категория людей, социальное положение которых не является стабильным, что зачастую может грозить данным людям появлением трудной жизненной ситуации.

4 Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное как объективно нарушающее или способное нарушить жизнедеятельность гражданина, привести в положение, которое представляет опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и которое требует на основе определения индивидуальной нуждаемости предоставления социального обслуживания. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от N 442-ФЗ

7 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (ТАКЖЕ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ) (ЛАТ. DEVIATIO ОТКЛОНЕНИЕ) ЭТО УСТОЙЧИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ОТ ОБЩЕПРИНЯТЫХ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ И УСТОЯВШИХСЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ.

9 МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ (ЛАТ. MIGRATIO ПЕРЕСЕЛЕНИЕ) ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ИЗ ОДНОГО РЕГИОНА (ГОСУДАРСТВА, СТРАНЫ) В ДРУГОЙ, В РЯДЕ СЛУЧАЕВ БОЛЬШИМИ ГРУППАМИ И НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ.

11 МОЛОДЁЖЬ ЭТО ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО-ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ ВОЗРАСТНЫМИ РАМКАМИ И СВОИМ СТАТУСОМ В ОБЩЕСТВЕ: ПЕРЕХОД ОТ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

Практика социальной работы имеет несколько направлений по работе с группой риска, в которую включено несколько категорий людей. В данной статье мы рассмотрим основы работы, общения и цели. Для начала предлагаем определить, что это - группа риска? Какие категории людей в нее входят?

Определение и категории

Группа риска – это такая категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению. Такие люди в одиночку редко могут преодолеть все свои проблемы, именно для этого с ними ведется определенная работа. Социальные работники стараются помочь решить все жизненные неурядицы, найти путь к восстановлению социального положения.

группа риска это

Группа риска – это:

  • дети с трудным поведением;
  • беженцы;
  • умственно неполноценные;
  • бездомные;
  • одинокие и многодетные мамы;
  • престарелые;
  • неполные семьи;
  • дети-сироты;
  • подвергшиеся какому-либо насилию;
  • инвалиды;
  • наркоманы;
  • преступники;
  • социально неадаптированные люди (со сложностями в общении);
  • аморальные семьи.

Основы социальной работы с семьями из группы риска

Группа риска – это определенный контингент, который не может соответствовать требованиям настоящей социальной семьи. Эти требования таковы:

  • решение повседневных проблем всех членов семьи;
  • рождение и полноценное воспитание детей;
  • поддержка недееспособных;
  • обеспечение психологической, физической, экономической, моральной и социальной защиты для всех членов семьи.

люди группы риска

Социальные работники помогают в решении проблем семьям:

  • воспитывающим усыновленных детей, детей-инвалидов, имеющих на попечении инвалида-родственника;
  • семьям военнослужащих;
  • семьям многодетным, неполным, одиноким мамам;
  • асоциальным семьям;
  • безработным;
  • мигрантам и беженцам.

Люди группы риска получают от социальных работников необходимую помощь в восстановлении семейных отношений, решении повседневных проблем и затруднений, моральную поддержку, ценные наставления, патронаж, путь к достижению положительных результатов и их закрепление, ориентацию на дальнейшее существование.

Работниками социальных служб выполняется следующий функционал:

  1. Диагностика группы риска. То есть выявление потенциала семьи или человека в отдельности, изучение его потребностей и особенностей.
  2. Охранно-правовая функция – обеспечение социальных гарантий, правовая поддержка, помощь в реализации права и свободы.
  3. Организация семейного общения, социального досуга, совместной деятельности и творчества.
  4. Оказание психологической и моральной помощи, поддержка и патронаж.
  5. Моделирование определенных ситуаций, пути их решения.

Работа с группой риска – это организованная деятельность, которая направлена на помощь небольшим группам людей, которые нуждаются в определенной помощи извне.

Социальная работа с людьми из группы риска

Социальная защита семьи:

  • денежные выплаты (на рождение, воспитание ребенка – пенсия по потере кормильца, социальные пособия);
  • льготы: жилищные, медицинские, налоговые, кредитные, трудовые и так далее;
  • консультирование: психологическое, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское, родительский всеобуч.

диагностика группы риска

Социальная поддержка при болезни, временной безработице, потере близкого человека:

  • поддержка, направление и наставление подростков, помощь в профессиональной ориентации;
  • консультации по вопросу обучения и трудоустройства;
  • выплата пособий во время поиска работы;
  • социальная и психологическая помощь.

Социальное обслуживание – это материальная, психологическая и реабилитационная помощь людям, оказавшимся в трудном положении. К данной категории относятся:

  • несовершеннолетние родители;
  • многодетные, бездетные и неполные семьи;
  • педагогически несамостоятельные родители, семьи, где жестоко обращаются с детьми, конфликтные семьи с неблагоприятным психологическим климатом;
  • семьи, в составе которых имеются криминогенные и аморальные личности;
  • вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные.

Задачи

беседы с группой риска

Основные задачи социальных работников заключаются в следующем:

  1. Выявление причин, по которым семья или человек попали в группу риска, какая нужна помощь от службы.
  2. Предоставление необходимой социальной помощи.
  3. Помощь в решении проблем социального характера, в том числе и моральная.
  4. Патронаж и поддержка при реабилитации.
  5. Социальный патронаж.
  6. Анализ конкретной ситуации и пользы предоставленной помощи.

Работа с группой риска состоит из нескольких этапов.

Первичное изучение семьи

Первым делом работники проводят изучение семьи. В процедуру входит:

  • выявление состава (наличие детей, полная или нет);
  • анализ отношений в семье, внутренних и внешних;
  • наблюдение за семьей со стороны;
  • определение ценностной ориентации;
  • выявление условий жизни, быта и материального положения;
  • выяснение состояния здоровья всех членов семьи, их особенностей.

работа с группой риска

При первом знакомстве с семьей специалист проводит беседы с каждым из членов, может попросить пригласить близких друзей и родственников.

Беседы с группой риска

Проводить беседы можно как в определенном учреждении, так и на дому. При беседе, если она проходит с ребенком или его родителями, могут присутствовать педагоги, психологи.

группа риска это

Первым делом необходимо ознакомить с темой беседы, начинать лучше с простых вопросов, например: "Как день прошел? Как настроение?" и так далее.

Первая беседа не должна длиться более часа.

Требования к беседе

  1. Определение цели проводимой беседы.
  2. Определение основных вопросов, которые будут заданы.
  3. Убеждение собеседника в том, что разговор пойдет ему на пользу.
  4. Формулировки нужно излагать точно и понятно.

работа с группой риска

Первым делом нужно проанализировать, готов ли собеседник к беседе. Если нет, то нужно его настроить на дружелюбный тон, начиная с обыденных вопросов. Когда есть уверенность, что собеседник внимательно слушает, можно переходить к основному опросу.

Группа риска – это особая группа людей, к которым необходим определенный подход.

Цели и задачи социальной работы с группами риска. Изучение понятия трудной жизненной ситуации. Совместное решение проблем клиента и проектирование путей преодоления трудностей. Особенности социальной работы с одаренными детьми и молодыми семьями.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2013
Размер файла 30,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

социальный риск трудность

Глава 1. Социальная работа с группами риска

1.1 Группы риска - определение понятия

1.2 Социальная работа с группами риска как вид профессиональной деятельности

Глава 2. Цели и задачи социальной работы с группами риска

2.1 Цели социальной работы с группами риска, ее задачи

2.2 Современные проблемы социальной работы c группами риска

Актуальность работы. Проблемы групп социального риска отражаются на жизни всего общества. Социальная работа с группами риска, помимо прочего, имеет очень важное превентивное значение - в данной категории профилактика играет наиважнейшую роль. Игнорирование проблем групп риска приведет к возросшему числу людей в трудной жизненной ситуации, к повышению числа преступлений, к упадку благосостояния общества. Именно поэтому необходимо четко выделить и объяснить цели и задачи социальной работы, проводимой с группами риска, чтобы повысить эффективность такой социальной работы и уменьшить число потенциальных клиентов социальной работы.

Степень научной разработанности. Социальная работа с группами риска на сегодняшний день довольно хорошо проработана создателями учебных пособий для высших учебных заведений. Многие авторы, такие как, например, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов и др., не раз поднимали в своих работах особенности работы с группами социальной риска, в частности - молодежь, молодые семьи, заключенные и т.д.

Объект работы - социальная работа с группами риска, предмет - цели и задачи социальной работы с группами риска.

Цели курсовой работы:

определить социальную работу как профессиональную деятельность

дать определение понятия группы риска.

определить цели и задачи социальной работы с группами риска.

выяснить современные проблемы социальной работы с группами риска.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемых источников.

Глава 1. Социальная работа с группами риска

1.1 Группы риска - определение понятия

Группы риска - это категория людей, социальное положение которых не является стабильным, что зачастую может грозить данным людям появлением трудной жизненной ситуации. Эта категория условна, она объединяет людей, здоровье которых, как физическое, так и психологическое и социальное, с высокой вероятностью может быть нарушено. Причины проблем в таких группах могут быть разными: например, условия профессиональной деятельности, социальные условия жизни, особенности поведения и др.

Однако же чаще всего к группе риска относят подростков, ибо это категория населения чаще всего более подвержена социальной опасности. Ведь именно в подростковом возрасте необходимо вести профилактику наркомании и алкоголизма, так как подростки склонны к психической нестабильности, откуда и возникает предрасположенность к наркотическим веществам и алкоголю. Так же действительно необходимой является работа с подростками и детьми из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением.

Группы риска среди детей до 18 лет. Дети - самая уязвимая категория населения, а потому они нуждаются в ограждении от неблагоприятных факторов. Именно этой цели и служит социальная работа с группами риска. Говоря об области общественных наук в советском периоде к группе риска относились дети, поведение которых могло неблагоприятно отразиться на жизни общества. Туда входили трудные подростки, поведение которых противоречило социальной норме. Сейчас же специалистами по социальной работе эта категория детей рассматривается несколько по-другому - специалисты рассматривают тяжелые жизненные обстоятельства, которым подвергаются эти дети, тем самым уделяя внимание не столько неблагоприятным последствиям для общества, сколько последствиям для самого трудного ребенка. Существует множество категорий и критериев для определения детей, которые на сегодняшний день находятся в группе риска. Классификация приведена в таблице 1.

Таблица 1. Классификация детей группы риска

Дети с легкими формами антиобщественного поведения, которым не свойственны психические расстройства.

Дети с агрессивным поведением, имеющие плохие отношения с семьей, преподавателями и другими людьми. Они зачастую агрессивны и мстительны.

Дети, которым необходима медицинская помощь. Инвалидам необходимо помочь минимизировать негативные последствия их здоровья и адаптироваться к жизни в обществе, а так же научить окружающих их людей принимать инвалидов такими, какие они есть.

Педагогически запущенные дети. Обладают преступным и отклоняющимся поведением, сопротивляются попыткам воспитания со стороны взрослых и педагогов. В связи с подробными проблемами иногда возникают трудности помощи таким детям.

Неуспевающие дети имеют дело с барьерами на пути социального становления из-за недостатка социальных знаний и навыков.

Недисциплинированные дети, которые не совершают преступлений, но чье поведение расценивается взрослыми как неудовлетворительное. Эти дети легко внушаемы.

Педагогически запущенные дети

Дети, столкнувшиеся с насилием в семье или в школе.

Таким образом, к группе риска можно отнести детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и (или) социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести к их дезадаптированности, нарушить процесс социализации.1. Социальная работа с различными группами населения: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2011 г. Стр. 14.

Подводя итог, можно сказать, что группа риска - это такая общность людей, которая, возможно, еще не находится в трудной жизненной ситауции, но имеет риск оказаться в ней в скором времени. Этих людей может относить к группе риска множество таких критериев как возраст, род деятельности или место проживания.

1.2 Социальная работа с группами риска как вид профессиональной деятельности

Люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, постоянно нуждаются в социальной помощи. Трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное как объективно нарушающее или способное нарушить жизнедеятельность гражданина, привести в положение, которое представляет опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и которое требует на основе определения индивидуальной нуждаемости предоставления социального обслуживания. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

Сущность социальной работы с людьми из групп риска подразумевает совместное решение проблем клиента, совместное проектирование путей преодоления трудностей, возникших у клиента.

Социальная защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Такая забота и защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав этих детей ФЗ № 124 от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Государством создаются соответствующие социальные службы, которые разрабатывают программы реабилитации детей, находящихся не только в группе риска, но и уже в трудной жизненной ситуации. Эти программы включают в себя экспертизу психического, физического и эмоционального состояния ребенка, где специалисты проводят оценку ситуации, в которой находится ребенок.

Общественные организации и объединения, а также другие субъекты социальной работы, осуществляющие деятельность по защите детей как на государственной, так и на частной основе, действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ и ее субъектов.

Эти объединения и организации вправе в судебном порядке оспаривать нарушение прав и законные интересы детей, действия должностных лиц, органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, родителей или замещающих их лиц, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

Одна из главных задач социального работника при работе с ребенком - сообщить в компетентный орган о необходимости принятия мер, если ребенок нуждается в каком-либо виде помощи - психологической, медицинской, педагогической, правовой. После необходимо получить отчет о проделанной работе для дальнейшего планирования социальной работы с ребенком.

Особенности социальной работы с одаренными детьми. Важной областью социальной работы с группами риска является работа с одаренными детьми. Индивидивидуальные качества характера таких детей подразумевают особый подход, соответственно, такие дети нуждаются в особом воспитании и нестандартном виде обучения. Это обусловлено тем, что зачастую одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере - в общении со сверстниками и педагогами, обладают психо-эмоциональной неустойчивостью. Программы работы с такими детьми могут быть разработаны только подготовленными специалистами.

Особенности социальной работы с неполными, многодетными и молодыми семьями. Семья, как и граждане до 18 лет, входит в категорию слабозащищенных людей. В такой социальной работе применимо множество способов помощи: телефоны доверия, материальная и натуральная помощь, индивидуальная и групповая формы работы, консультирование, патронаж. Многие благотворительные и государственные организации ориентированы на помощь семье как институту.

Также к видам помощи можно отнести пособия и льготы, предусмотренные законодательством.

Глава 2. Цели и задачи социальной работы с группами риска

2.1 Цели социальной работы с группами риска, ее задачи

Главная цель социальной помощи детям групп риска - развитие самостоятельности детей, помощь в социальной адаптации, а также постинтернатной адаптации, поддержка в вопросах получения образования (и) или профессии.

Одной из ключевых задач социальных работников, работающих как в системе образования, так и в системе социального обслуживания, является выявление, обслуживание и поддержка семей группы риска.

2.2 Современные проблемы социальной работы c группами риска

Большинство служб из необходимых для профилактики жестокого обращения в России существуют. Наблюдается рост детских домов и интернатов, центров социальной реабилитации детей подростков.

Однако следует отметить новую опасную тенденцию современной России, связанную с уменьшением количества школ и детских садов в сельской местности. В России значительная часть детей -- более половины -- проживает в селе. И если школа в селе закрывается, то ребенок вынужденно попадает в школу-интернат большого города и оказывается оторванным от семьи со всеми негативными последствиями.

Крайне мало служб кризисного реагирования -- телефонов доверия, кризисных центров, специализированных приютов для детей-жертв насилия.

Особое положение занимают службы организации досуга детей. Несмотря на то, что увеличивается количество таких служб, многие из них оказываются недоступными для большинства детей в силу ряда причин: из-за жестких критериев отбора детей для занятий в секциях и кружках при отсутствии альтернативной секции и кружка с более мягкими критериями отбора, из-за высокой платы за обучение, из-за территориальной удаленности и т. д.

Кроме того, в России практически отсутствуют службы, необходимые для полноценной профилактической работы по предотвращению насилия (например, институт уполномоченного по правам ребенка, институт приемной семьи, специализированный междисциплинарный центр по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми и т. д.).

К сожалению, деятельность большинства из имеющихся служб при всей своей важности и позитивности, также не лишена недостатков. К ним следует отнести:

рассогласованность (методологическую, организационную и методическую) в деятельности множества существующих и вновь возникающих центров, организаций, служб и т. д.;

неумение распределять и нести коллективную ответственность;

недостаточное количество этих служб в пересчете на количество детского населения России;

недоступность служб для части населения в силу территориальной удаленности или платности предоставляемых услуг.

В последние годы государство предпринимает ряд мер социокультурной поддержки семьи, женщин и детей, однако система социальных гарантий и механизмы их реализации пока не сформировались в полной мере и не обеспечивают достаточную защиту различных категорий семей. Все усилия государства направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в зоне социального риска. Поэтому нужно создавать и расширять сеть центров социально-психологических услуг, которые должны работать в режиме скорой социальной помощи. По телефонам службы, которые должны быть известны так же, как телефоны скорой помощи или милиции, жители могли бы обратиться в любое время по разным фактам семейного и социокультурного неблагополучия (случаи насилия и инцеста в семье, детско-подростковых девиаций, семейных конфликтов, алкоголизма, наркотизма, уход детей из дома, отчуждение от школы). Должно осуществляться расширение информационного поля по проблемам семей разных типов.

Подобные документы

Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности социальной работы с детьми в ГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района". Анализ результатов социальной работы с детьми.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 06.02.2015

Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема. Практика социальной работы комиссии по делам несовершеннолетних с детьми и семьями группы риска. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума.

дипломная работа [333,7 K], добавлен 25.11.2006

Понятие молодой семьи, их структура, основные трудности, возникающие в ней. Молодая семья и трудная жизненная ситуация. Основные цели и задачи, механизмы и главные этапы социальной работы с молодыми семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

контрольная работа [17,3 K], добавлен 05.12.2010

Сущность и содержание понятия "одаренные дети". Государственная поддержка одаренных детей. Нормативное основание осуществления социальной работы с одаренными детьми. Основные формы и методы работы с одаренными детьми. Социальная работа с семьей.

дипломная работа [128,7 K], добавлен 26.06.2011

Семья, как основной объект социальной работы: понятие, виды и функции. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями. Анализ путей развития детей, входящих в группу риска. Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.

Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое.

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

реферат.docx

2. Подходы к клиенту в социальной работе (биопсихосоциальный, ролевой, системно-институциональный)……… ………………………………………. 5

3. Категории клиентов социальной работы……………………………………..8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………15

Как известно, главные роли на сцене практической социальной работы играют два основных персонажа: клиент и социальный работник.

Поведение, индивидуальные качества, социальный статус, социальные роли, приобретённые или утраченные, – это важные доминанты, влияющие на изменение жизненной позиции человека и присвоение ему роли клиента.

Уникальность социальной работы для оказания помощи людям, заключается именно в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающим их миром.

В соответствии с признанным международным сообществом определением практической социальной работы клиентом социальных служб может быть практически каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию [9, c. 63].

Клиент социальной службы является особой категорией, стать клиентом нелегко. Ведь человеку приходится приносить в жертву очень многое: независимость, свободу, самостоятельность, значимые связи, привычки, наклонности, прочно удерживающие его в той системе отношений, которая представляется ему единственно возможной. Это свидетельствует о том, что не каждый человек может принять на себя роль клиента, занимая ту или иную позицию во взаимодействии со специалистом [1, c. 71].

Клиент – лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта.

Уникальность социальной работы и ее отличие от других профессий, предназначенных для оказания помощи людям, в том, чтобы способствовать достижению изменений во взаимодействиях между людьми и окружающим их миром. Каждому клиенту свойственны определенные личностные характерные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждую ситуацию делают по истине уникальной [6, c. 103].

К тому же клиенты не находятся в вакууме. Их непосредственное окружение также оказывает на них свое влияние. В непосредственное окружение могут входить друзья, семья, работники школы, работодатели, соседи и все те, кто просто хочет оказать помощь, как профессиональную, так и непрофессиональную, непосредственно, от всего сердца, руководствуясь своими знаниями и жизненным опытом. Вследствие того, что непосредственное окружение также вносит свой вклад в решение проблемы, необходимо в интегральное понятие клиента социальной работы включить и непосредственных участников этого социального окружения, к участникам которого можно будет прибегнуть в ходе работы с клиентом [6, c. 106].

2. Подходы к клиенту в социальной работе (биопсихосоциальный, ролевой, системно-институциональный)

Рассмотрим, какие особенности к подходу клиентов раскрываются в биопсихосоциальном, ролевом, системно-институциональном подходах к клиенту в социальной работе. На основе этих подходов постараемся рассмотреть, какие представления существуют о клиенте.

С. Бриар и Г. Миллер разработали ролевую концепцию подхода к клиенту. Они определяют субъектность клиента исходя из его роли. Клиент – это социальная роль, которая формируется у индивида благодаря четырём источникам:

    • социальному агентству;
    • нормативным ожиданиям социального работника и его референтных групп;
    • самооценки клиента;
    • социальным группам, чьи требования и ожидания воздействуют на клиента, социального работника и агентство [3, c. 203].

    Опираясь на классификацию С. Бриар и Г. Миллер, выделяют следующие роли агентства на основании ориентации клиента:

    Таким образом, С. Бриар и Г. Миллер считают что ценности и нормы специалиста и агентства заложены в определение и структуру роли клиента, они влияют на ожидание индивида, его установки, мотивацию к изменению [3, c. 207].

    Системный подход – это динамический подход к проблемам клиента, где главный акцент делается на процесс изменения и взаимодействия. А. Пинкус и А. Минахан распространяют системный подход и на клиента, имеющего особые нужды, рассматривая его систему, идущую на контакт; или как систему, оказывающую сопротивление. Система клиентуры – это клиенты, которые обратились к специалисту по социальной работе с просьбой о помощи в решении их проблем и оформили соответствующий контракт (устное соглашение) о сотрудничестве. Специалист, заключивший контакт с клиентами, не только проявляет уважение к их гражданским правам, но и организует процесс взаимодействия как процесс равноправного сотрудничества и партнёрства. Субъектам, требующим вмешательства, может быть и организация, и община, и отдельный институт, мешающий функционированию других субъектов и групп. Силы сопротивления, характерные для данной системы: нежелание принимать, чью либо помощь; страх утраты собственных позиций; неверие в возможность перемен; нежелание тратить времени; препятствия на пути к сотрудничеству; неуверенность [3, c. 212].

    Системный подход позволяет подойти к проблемам клиентов на основе их общности, и поэтому объединяются, казалось бы, не объединённые объекты, отдельные индивиды и группы, институты и территориальные сообщества. Этот подход позволяет эффективно внедрять ценности и знания социальной работы, преодолевать этическую определённость и ценностные противоречия, встречающиеся в практике социальной работы [3, c. 215].

    3. Категории клиентов социальной работы

    В социальной работе имеются два вида клиентуры: добровольная и обязательная. Важнейшая задача социальной работы – распознать и учитывать особенности социально значимых проблем потенциальных или реальных клиентов и одновременно определить источники их конфронтации со службой и нежелания наладить взаимоотношения с ней. Согласно украинскому законодательству, лицо, находящееся в трудной жизненной ситуации, может получить социальную помощь в случае обращения в социальную службу [5, c. 19].

    У специалистов по социальной работе, которые ведут приём населения, сталкиваясь с проблемами клиентов, существуют своя классификация клиентов. В основе её лежит экзистенциальная проблематика клиентов: справедливость, законность, смысл существования, ответственность [2, c. 34].

    Клиентами социальных работников могут быть: отдельный человек; семья; группа; сообщество людей или организация. Функции социальной работы во многом связаны с оказанием разнообразной социальной, психологической и педагогической помощи в любых обстоятельствах, где она только может понадобиться. Сюда относятся: различные кризисные ситуации; коррекция социальных девиаций; семейные проблемы и многое другое [7, c. 63].

    В общем смысле в социальной работе принято считать, что клиентами могут быть индивид, семья, группа, община или организация, имеющая проблемы. Клиенты, которым обычно оказывает услуги социальный работник, подразделяются на следующие категории:

    Читайте также: