Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония кратко

Обновлено: 03.07.2024

В Просвещенный деспотизмили просвещенный абсолютизм - политическая система, появившаяся в Европе во второй половине 18 века. Хотя правительство все еще находилось в руках абсолютных монархий, короли того времени пытались провести некоторые реформы, связанные с идеями Просвещения.

Концепция просвещенного деспотизма возникла только в 19 веке, когда немецкие историки начали использовать ее, чтобы отличить ее от классического абсолютизма. Просвещенные монархи провели серию реформ, направленных на оживление экономики, устранение некоторых привилегий знати и духовенства и улучшение положения людей.

Многие историки квалифицируют эту систему как патерналистскую, поскольку все эти теоретически благоприятные для народа реформы проводились без какого-либо участия народа. Девиз, определяющий просвещенный абсолютизм, ясно показывает это обстоятельство: все для людей, но без людей.

Некоторые из королей, которые следовали этой тенденции, были Карлос III Испании, Хосе I Португалии, Хосе II Австрии или Федерико II Пруссии. Однако эксперты сомневаются, что некоторые из них проводили соответствующие реформы под влиянием Просвещения.

Происхождение просвещенного деспотизма

Монархи, правившие этой системой, основывались на идеях Просвещения. Философы того времени идеализировали фигуру короля-философа, и многие правители хотели приблизиться к этой концепции.

Определение

Просвещенный деспотизм был формой правления, которая пыталась объединить абсолютизм с идеями Просвещения. Это означало, что монархи должны были согласовывать свои интересы с благополучием своего народа.

Несмотря на проведение многочисленных экономических, культурных и политических реформ, монархи не отказались от абсолютизма. Поэтому король продолжал концентрировать всю власть в государстве.

Сохранение абсолютизма

Как уже указывалось, просвещенный деспотизм не отказался от характерной системы правления Старого режима: абсолютной монархии.Вся власть находилась в руках короля, не существовало конституций, а права каждой социальной группы предоставлялись или не предоставлялись непосредственно монархом.

Однако влияние философов Просвещения внесло некоторые изменения. Хотя короли не отказались от своей власти, они начали проводить некоторые реформы, которые пошли на пользу их подданным. Кроме того, разум стал заменять религию как ключевой аспект в обществе.

Иллюстрация

Просвещение - это философское течение, появившееся в 18 веке. Просвещенные авторы стали ставить знания выше религиозных догм. С другой стороны, просвещенные утверждали, что все люди рождены равными и, следовательно, должны иметь одинаковые права.

Обе идеи были в принципе опасны для монархий и социальной структуры того времени. Короли использовали религию для узаконивания своей абсолютной власти, а, с другой стороны, равенство прав полностью противоречило иерархическому обществу, в котором дворяне и духовенство пользовались всеми привилегиями.

Однако некоторые монархи решили приспособиться к этим новым идеям. По мнению некоторых историков, они действительно были убеждены в необходимости реформ, в то время как другие утверждают, что это была стратегия, чтобы их троны не были в опасности.

Таким образом, вместо того, чтобы утверждать, что их право пользоваться властью исходит от Бога, они начали объяснять, что оно пришло из так называемого общественного договора, концепции, созданной просвещенными.

Характеристики просвещенного деспотизма

Для монархов, принявших на себя просвещенный деспотизм, была характерна их попытка модернизировать свои страны. В зависимости от случая, они также более терпимо относились к свободе выражения мнения и печати, чем их предшественники.

Его отношения с церковью сильно различались в зависимости от страны. В некоторых из них короли поддерживали хорошие отношения, а в других происходили крупные столкновения.

Все для людей, но без людей

Этот патернализм противоречил идеям просвещенных, защищавших необходимость участия людей в политических делах. Некоторые философы, такие как Руссо, считали, что народ должен быть основным субъектом суверенитета (народного суверенитета), что имело бы большое значение во Французской революции и в буржуазных революциях.

Пакт между монархией и буржуазией

Одним из величайших социальных изменений, произошедших в то время в Европе, был подъем буржуазии. Хотя он еще не мог получить доступ к властным постам, этот социальный класс стал очень важным благодаря накопленному богатству.

По этой причине монархиям приходилось договариваться с буржуазией о проведении просвещенных реформ, которых они хотели. Во многих случаях эти меры благоприятствовали буржуазии, а не дворянству и духовенству.

Модернизация монархии

В этом смысле просвещенный деспотизм заставлял королей проводить патерналистскую политику: элиты должны были принимать решения, которые улучшили бы, насколько это возможно, условия жизни большинства.

Модернизация экономических структур

Экономическое положение европейских стран во второй половине 18 века было очень негативным. Кризис, который они переживали, в конечном итоге привел к росту социальных конфликтов, и риск возникновения революций был очень высок.

Абсолютистские монархи понимали, что действие необходимо, если они не хотят, чтобы народ восстал против них. Некоторые из утвержденных реформ были направлены на развитие торговли, промышленности и модернизацию сельского хозяйства.

Ограничения просвещенного деспотизма

Столкнувшись с успехом в экономике, управлении или образовании, просвещенный деспотизм потерпел неудачу в социальной сфере.

Эта неудача была связана с тем, что монархи согласились уступить в некоторых областях, но они не были готовы положить конец иерархическому обществу, типичному для старого режима.

Отказ от политической свободы

С предыдущим моментом тесно связано неприятие монархами просвещенного деспотизма любой идеей политической свободы. В то время как философы Просвещения считали, что народ должен быть предметом суверенитета, короли не желали отказываться от своей власти.

Наконец, этот момент стал одной из причин конца этой системы правления. Буржуазия, находящаяся под влиянием Просвещения и становящаяся все более могущественной в экономическом отношении, стремилась добиться лучшего социального и политического статуса. Революции были следствием этого желания.

Реформы

Чтобы примирить абсолютистскую систему правления с некоторыми идеалами Просвещения, королям пришлось провести серию структурных реформ. Хотя меры различаются в зависимости от страны, в целом они сосредоточены на административных, образовательных, культурных и экономических аспектах.

Психократия и невмешательство

Одна из идей, которая начала становиться популярной в то время, была идея свободной торговли. Теоретическое течение, защищавшее эту концепцию, было названо физиократией, которая выступала против коммерциализма, который до этого был навязан как экономическая доктрина.

В то время как сторонники меркантилизма отстаивали необходимость вмешательства государства в экономику, физиократы были против этой идеи. По их мнению, государственное регулирование, создание монополий и налоги отрицательно сказались на росте страны.

У этой теории было немало общего с теорией Просвещения. В обоих случаях они доверяли разуму, а не вере, и были решительными защитниками прав личности.

Деспотизм эпохи Просвещения, хотя и с большой неохотой, издал некоторые законы, благоприятствовавшие свободной торговле и, прежде всего, ограничивавшие власть, которую дворянство и духовенство все еще имели в этой области.

Укрепление Штатов

Просвещенные монархи, как и прежде абсолютисты, были заинтересованы во все более ограничении власти аристократии и духовенства. Речь шла об укреплении концепции государства с их центральной фигурой при подавлении остатков феодальной структуры.

Для этого были приняты меры по централизации управления. Кроме того, они унифицировали действующие законы и институты. Наконец, они без колебаний вмешались в дела Церкви.

Модернизация экономики и инфраструктуры

Сельское хозяйство, как основа экономики того времени, было предметом ряда реформ, направленных на повышение его производительности. Среди других мер монархи способствовали строительству каналов и болот. Более того, в таких странах, как Испания, они также пытались реформировать землевладение.

С другой стороны, города также подверглись серьезной модернизации. Этим временем датируются многие памятники и системы уличного освещения.

Судебная и образовательная реформы

Реформы в сфере правосудия были сосредоточены на искоренении некоторых бесчеловечных практик, таких как пытки.

В сфере образования, с другой стороны, короли приказали открыть многочисленные школы и университеты.

Представители королей

Просвещенный деспотизм распространился по большей части европейского континента. Среди самых важных королей - Карлос III Испании, Мария Тереза ​​и Хосе II Пруссии и Екатерина Великая в России.

Мария Тереза ​​I Австрии

Мария Тереза ​​I была эрцгерцогиней Австрии между 1740 и 1780 годами. Ее правительство характеризовалось сильной конфронтацией с дворянством и церковью, поскольку она одобряла меры по захвату у них больших территорий власти. Таким образом, он увеличил налоги на духовенство и отделил иезуитов от любых политических решений.

Точно так же Мария Тереза ​​I отличилась тем, что пропагандировала терпимость по отношению к евреям. Их страна стала для них убежищем и даже запретила католическим священникам пытаться обратить их в свою веру. Интересно, что, по мнению историков, она очень плохо представляла евреев.

Наконец, его попытка провести реформу, направленную на улучшение образования и сокращение неграмотности, вызвала большой отпор среди наиболее благоприятных слоев населения. Эрцгерцогиня в ответ приказала посадить противников в тюрьму.

Иосиф II Австрии

Сын предыдущего, Хосе II стал эрцгерцогом Австрии после смерти своей матери в 1780 году. Его правление длилось всего десять лет, в течение которых он придерживался тех же идей, что и его предшественник.

Таким образом, Иосиф II держал Церковь отдельно от органов власти и продвигал меры по расширению религиозной терпимости. Помимо евреев, правитель распространил эту терпимость на лютеран, православных и кальвинистов.

Дворянство было еще одной из целей реформ Хосе II. Его намерением было ограничить свою власть, для чего он освободил крепостных и запретил дворянам вершить правосудие над крестьянами.

Продолжая дело своей матери, монарх углубил свою образовательную реформу. В этой области его большим достижением было дать образование 25% детей страны.

Фридрих Великий

Фридрих II Прусский, известный под прозвищем Великий, занимал трон между 1740 и 1786 годами. С самого раннего возраста он был большим читателем философии и был связан с одним из самых важных просвещенных мыслителей, Вольтером.

Одной из самых популярных мер было предоставление фермерам семян и инструментов, чтобы они могли восстановить свои фермы после Семилетней войны. Точно так же были представлены такие новинки, как севооборот или железный плуг.

С другой стороны, Фридрих Великий не отличался защитой свободы. Во время своего пребывания в должности он поддерживал строгую цензуру прессы и без колебаний мстил авторам, писавшим против него.

Екатерина II России

Екатерина II, также известная как Екатерина Великая, была императрицей России с 1762 по 1796 год. По словам ее биографов, она очень любила литературу и искусство. Кроме того, он написал несколько собственных работ.

Императрица поддерживала контакты с просвещенными философами уровня Дидро, Монтескье и Вольтера.

Учитывая эти интересы, неудивительно, что он проявил большой интерес к развитию образования и культуры. Екатерина II участвовала в финансировании энциклопедии Дидро и приобрела множество произведений искусства, которые сегодня выставлены в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Императрица была также автором учебного пособия для детей. При написании он опирался на идеи Джона Локка. Наконец, это побудило к созданию множества новых школ.

Все это не помешало Екатерине Великой изгнать интеллигенцию, выступавшую против ее власти. Более того, когда разразилась Французская революция, правитель начал отвергать некоторые из центральных идей Просвещения.

Карлос III Испании

В дополнение к этим городским реформам Карлос III пытался реформировать землевладение в Испании. Церковь и знать были крупными землевладельцами страны, и монарх утверждал, что эти земли перешли в руки крестьян. Однако противостояние обоих секторов практически полностью парализовало проект.

Карлос III окружил себя несколькими просвещенными министрами, которые давали ему советы. Меры, которые они проводили, были направлены не только на прекращение монополии профсоюзов, но и на развитие отрасли. Точно так же он основал Королевские фабрики и продвигал текстильную промышленность в Каталонии.

В сфере торговли монарх предпринял меры по устранению внутренних обычаев. Во время его правления торговля с Америкой была либерализована, что означало конец монополии Casa de Contratacion. Тем не менее, он поддерживал протекционистскую политику с другими европейскими державами.

Начало имперской эпохи было блестящим, особен­но по сравнению с предшествующим неспокойным, смутным временем внутренних конфликтов. Во мно­гом это было связано с личностью Октавиана Августа, который по праву считается одним из самых ярких по­литических деятелей Рима.

Юпитер, громы мечущий, — верим мы — царит на небе: здесь на земле к богам причтется Август.

В определенной степени этот принцип и лежал в ос­нове деятельности Октавиана Августа, который пытался стабилизировать отношения между различными слоями общества. Укрепляя централизованную власть, он вместе с тем делал уступки, от которых вы­игрывали в той или иной мере все, кроме рабов.

Сенаторы оставались привилегированным слоем, хотя были послушны воле Августа. Одновременно Ок-тавиан привлекал на свою сторону новую торгово-денежную знать, всадников, назначая их на высокие должности. Сохранились и народные собрания, несмо­тря на то что они стали терять свое значение еще до правления Августа. Неимущие граждане ежемесячно бесплатно получали зерно.

Август хотел воскресить древнюю чистоту нравов и ввел законы об ограничении роскоши; суровые наказа­ния ждали всех, кто был виновен в супружеской не­верности. Император лично подавал пример мягкого, гуманного обращения с рабами.

Уважая интересы общества, Август не забывал и об укреплении имперской власти: он расширял админи­стративный аппарат, под его началом были специаль­ные войска, которые поддерживали порядок в Риме и на границах.

Империя после Августа

Но уже начинались процессы, подрывавшие осно­вы ее существования. Италия теряла свою роль центра империи, многие провинции обгоняли ее в экономиче­ском развитии. Трудно было удерживать власть над покоренными народами, которые все чаще проявляли склонность к мятежам. И наконец, возрастала эконо­мическая несостоятельность рабства.

Еще в I в. многие римляне стали понимать, что труд рабов невыгоден. Число больших поместий посто­янно росло, там требовался труд квалифицированных и заинтересованных людей. Но, по мнению многих, именно квалифицированные рабы были более всего ненадежны, поэтому один из теоретиков управления поместьем, Колумелла (I в.), советовал выгонять их на

Римская империя при Константине (306—337 гг. н. э.)

работу в колодках. Хозяевам приходилось держать ог­ромный штат надсмотрщиков, что было весьма разо­рительно.

Римские философы стали предлагать перестроить отношения между рабами и их владельцами на более разумной основе взаимной заинтересованности, в ра­бах уже начинали видеть людей. А на практике рабов отпускали на волю или сажали на землю, отдавая не­большие участки земли и орудия труда.

Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе. Мне скажут: да ведь они рабы. Да, но вот этот раб обладает свободным духом. А покажите мне, кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот — раб похоти, тот — корыстной жадности, а тот — честолюбия.

Сенека, великий римский философ, 3— 65 гг. н. э.

Внешне Римская империя была по-прежнему мо­гущественной, развитие цивилизации не останови­лось. Симптомы грядущего упадка были еще не слишком заметны.

Культура эпохи империи

В повседневной жизни римлян большую роль иг­рали празднества (во II в. праздникам отводилось 180 дней в году), в цирках и амфитеатрах постоянно устраивались состязания, травля зверей, даже смерт­ные казни превращались в театральное представле­ние: осужденный исполнял роль злодея или героя и погибал по-настоящему. Знать соревновалась друг с другом в роскошных туалетах, изысканных кушань­ях, в украшении своих дворцов.

И все-таки в те времена проявлялись и другие, тре­вожные признаки: гражданские добродетели, которы­ми некогда славились римляне, уступали место рабо­лепству перед императорами, стремление к подвигам ради общего блага вырождалось в карьеризм, толпа требовала кровавых и жестоких зрелищ, целомудрие считалось чуть ли не признаком уродства и осмеива­лось.

Тело мое могут взять, но дух мой свободен, и ему никто ни в чем не может помешать, и потому живу я так, как хочу.

Эпиктет, греческий философ, 50—120 гг. н. э.

Одновременно в духовной жизни римской империи появлялись и ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в. н. э. в отдаленной провинции — Иудее, приобрета­ло все больше поклонников и последователей. Гре­ко-римский мир вступал в эпоху, которую уже пере­жили многие восточные цивилизации, — эпоху пере­хода к религии спасения.

Рим всегда был открыт новым богам: в римский пантеон легко включались боги Греции и покоренных стран Востока. Но христианство было своего рода по­трясением духовных основ жизни Рима. С чем это бы­ло связано? Христианство принесло принципиально иные идеалы, иные нормы поведения.

Христианство ориентировало человека на самосо­вершенствование и переустройство земной жизни в со­ответствии с божественным идеалом. Христианство обращалось к любому человеку, независимо от его со­циального положения или национальности, открывая перед ним огромные возможности. Осознание несовер­шенства мира порождало отчуждение от государства. Требование человечности стало главным, и с этой точ­ки зрения Рим не выдерживал критики первых хрис­тиан.

Христианство, охватившее вначале низы общест­ва, несмотря на преследования, постепенно завоевыва­ло популярность в более широких кругах, порождая духовный раскол. Наконец, в 313 г., в эпоху правле­ния императора Константина, христианство было офи­циально признано как одна из религий империи.

Почему погибла римская цивилизация?

III век — это эпоха кризиса империи. Если мы вос­создадим общую картину тогдашней жизни Рима, то может появиться ощущение, что вышел из строя не­кий механизм, благодаря которому много веков исп­равно работала вся система цивилизации.

Цветущие некогда города приходят в запустение и не могут платить государству налоги. Нарушаются связи между провинциями, которые обособляются друг от друга экономически. Сокращается торговля и расстраивается финансовая система. Налоги и жало­ванье начинают выплачивать в натуральной форме. Угасает культура.

Рим постепенно терял роль центра, и в 330 г. им­ператор Константин объявил новой столицей Кон­стантинополь (на месте греческой колонии Византии). А в 395 г. империя распалась на Восточную и Запад­ную части.

С III в. участились набеги варваров. Германцы, го­ты и другие племена теснили хорошо обученные рим­ские легионы (правда, теперь они состояли в основном из наемников), и в конце концов Рим стал легкой до­бычей: в 410 г. его брали и грабили готы, а в 476 г. варварские наемники свергли последнего римского императора и отослали его регалии в Константино­поль.

Все больше становилось мелких арендаторов, коло­нов, полусвободных земледельцев, с которых брался оброк, как правило, натурой. Поместья теперь дроби­лись на мелкие участки, превращаясь в нечто похожее на феодальное владение. Крупные земельные магнаты возводили укрепления, чтобы отражать нападение варваров, у многих появились личные войска.

Таким образом, в империи происходили глубинные! трансформации. Самой важной среди них был форма-1 ционный сдвиг, переход к феодализму. Формационное! развитие всегда нарушает в той или иной степени ус-[

тойчивость цивилизации, смена формаций — это серь­езное потрясение для всех цивилизационных норм и традиций. В Риме это совпало и с потрясением ду­ховных основ — с появлением христианства, кото­рое разрушило языческое сознание и принесло новые идеалы.

Вопросы и задания

1. Чем можно объяснить переход от республики к империи? Объясните, чем отличается имперская форма правления от рес­публиканской.

3. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония? Вспомните, что сдерживало деспотизм в эпоху республики

4. Какие симптомы упадка стали заметны в социально-эко­номической жизни Рима уже в первые века империи?

6. Расскажите об основных идеалах христианства Почему новую религию нельзя было совместить с многочисленными языческими культами, популярными в Риме?

7. В какую эпоху стали особенно заметны признаки упадка Римской империи? Какие новые социально-экономические от­ношения формировались в этот период?

8. Перечислите основные причины гибели Западной Рим­ской империи.

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Римляне — народ, подаривший человечеству право. Право­вым регламентированием были практически охвачены многие стороны их жизни, общественной и личной.

Римляне полагали, что есть законы божеские и законы чело­веческие. Вторые вытекали из первых.

Установление империи повлекло за собой изменение харак­тера и содержания права. Субъект этого права превращался из гражданина в подданного, исчезал принцип правового равенст­ва. Менялся сам характер суда и наказания. Огромное количе­ство дел переходило из ведения назначаемых судей непосред­ственно к магистратам, что бюрократизировало процесс. Суды все реже становились публичными, усложнялась сама процеду­ра судопроизводства.

Созданию совершенной и гибкой системы римского права способствовала деятельность нескольких поколений талантли­вых римских юристов. Римские юристы сыграли исключительную роль в разработке и практических рекомендациях применения правовых презумпций (правовых положений), особенно же в уго-

1 Магистраты — высшие должностные лица.

Римское право впервые представило и универсально-юри­дическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Пони­мая право как отражение миропорядка в человеческом общест­ве, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам —божеским и человеческим.

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

2. Цицерон. Об обязанностях

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех лю­дей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? . Но если этот ду­шевный подъем, который бывает виден в опасностях и в трудах, чужд справедливости и борется не за общее благо, а ради своей выгоды, то он порочен. . Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могуще­ства и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты.

. Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремле­ния и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались со­зданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развле­чения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важ­ные и ответственные дела. . Плотское наслаждение недоста­точно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаж­дение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно со-

1 Процессуальное право — правила, которыми определяется судопроизводство.

блюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслажде­ние. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заклю­чается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

3. Сенека. Нравственные письма к Луцилию

. Блаженную жизнь создает дух свободный, высокий, неуст­рашимый, непоколебимый, дух без всякого страха и без страст­ного желания, для которого единственное благо — честь, един­ственное зло — бесчестье. Все прочее — куча презренных ве­щей, не отнимающих ничего от блаженной жизни и ничего к ней не прибавляющих. Человек, установивший жизнь на таком ос­новании, необходимо, хочет он или нет, унаследует постоянную веселость, а также высшую и свыше приходящую радость, так как он радуется только тому, что свойственно ему самому, и не стремится ни к чему, что вне его.

Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.

Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше; допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.

Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через се­нат, тех сенаторов, что в милости, иногда же —тех людей, кому на погибель народу отдана власть над народом. Сделать всех этих людей друзьями слишком хлопотно —довольно и того, что­бы они не были тебе врагами. Поэтому никогда мудрец не ста­нет гневить власть имущих, — наоборот, он будет уклоняться от их гнева, как мореход от бури.

ХРИСТИАНЕ И ИХ ПРОТИВНИКИ

4. Цецилий. Октавий

- римский писатель II в. н. э.

Подумайте, несчастные, пока еще живете, о том, что ждет вас после смерти. Ведь вот большая часть из вас, лучшая, как вы говорите, нуждается и страдает, терпит лишения и голод, а бог терпит и не замечает, не хочет или не может помочь своим. Таким образом, он либо бессилен, либо несправедлив. А разве римляне без вашего бога не управляют, не царствуют, не господствуют над всей землей и не владычествуют над вами? А вы тем временем, живя в страхе, в тревоге, отказываетесь от при­личных наслаждений, не посещаете зрелищ, не участвуете в празднествах, публичные пиршества — не для вас, вы гнушае­тесь священных игр. Вы не украшаете головы цветами, не хо­лите тела благовониями. Итак, вы и после смерти не воскре­саете, и здесь не живете. Поэтому, если в вас есть хоть капля разума и стыда, перестаньте исследовать небесные сферы, судьбы мира и тайны веков 1 достаточно видеть то, что у вас под ногами, особенно для вас, людей невежественных, невоспитан­ных, грубых, неотесанных; если вам не дано понимать земное, тем более вам недоступно рассуждать о божественном.

КНИГИ 419909 АВТОРЫ 128418 СЕРИИ 43416 ЖАНРЫ 505 ГОРОДА 1145 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16508 ТЕГИ 337514 СТАТЬИ 623

3. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония? Вспомните, что сдерживало деспотизм в эпоху республики

4. Какие симптомы упадка стали заметны в социально-эко­номической жизни Рима уже в первые века империи?

6. Расскажите об основных идеалах христианства Почему новую религию нельзя было совместить с многочисленными языческими культами, популярными в Риме?

7. В какую эпоху стали особенно заметны признаки упадка Римской империи? Какие новые социально-экономические от­ношения формировались в этот период?

8. Перечислите основные причины гибели Западной Рим­ской империи.

ТЕМЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Римляне — народ, подаривший человечеству право. Право­вым регламентированием были практически охвачены многие стороны их жизни, общественной и личной.

Римляне полагали, что есть законы божеские и законы чело­веческие. Вторые вытекали из первых.

Установление империи повлекло за собой изменение харак­тера и содержания права. Субъект этого права превращался из гражданина в подданного, исчезал принцип правового равенст­ва. Менялся сам характер суда и наказания. Огромное количе­ство дел переходило из ведения назначаемых судей непосред­ственно к магистратам, что бюрократизировало процесс. Суды все реже становились публичными, усложнялась сама процеду­ра судопроизводства.

Созданию совершенной и гибкой системы римского права способствовала деятельность нескольких поколений талантли­вых римских юристов. Римские юристы сыграли исключительную роль в разработке и практических рекомендациях применения правовых презумпций (правовых положений), особенно же в уго-

1 Магистраты — высшие должностные лица.

Римское право впервые представило и универсально-юри­дическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Пони­мая право как отражение миропорядка в человеческом общест­ве, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам —божеским и человеческим.

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ РИМЕ

2. Цицерон. Об обязанностях

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех лю­дей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Но если этот ду­шевный подъем, который бывает виден в опасностях и в трудах, чужд справедливости и борется не за общее благо, а ради своей выгоды, то он порочен. …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве… всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могуще­ства и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

…Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремле­ния и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались со­зданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развле­чения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важ­ные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недоста­точно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаж­дение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно со-

1 Процессуальное право — правила, которыми определяется судопроизводство.

блюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслажде­ние. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заклю­чается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

3. Сенека. Нравственные письма к Луцилию

…Блаженную жизнь создает дух свободный, высокий, неуст­рашимый, непоколебимый, дух без всякого страха и без страст­ного желания, для которого единственное благо — честь, един­ственное зло — бесчестье. Все прочее — куча презренных ве­щей, не отнимающих ничего от блаженной жизни и ничего к ней не прибавляющих… Человек, установивший жизнь на таком ос­новании, необходимо, хочет он или нет, унаследует постоянную веселость, а также высшую и свыше приходящую радость, так как он радуется только тому, что свойственно ему самому, и не стремится ни к чему, что вне его.

Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает.

Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше; допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше.

Иногда нам следует бояться народа, иногда, если порядки в государстве таковы, что большинство дел проводится через се­нат, тех

Древний Рим имеет исключительное значение для изучения античной государственности в силу не только его трансконтинентального могущества, но и длительности существования, а также достаточно динамичной смены различных моделей управления. При этом во всей этой теме нужно точно понять значение важных терминов.

Рассматривая второй вопрос, следует определить цели реформы Сервия Туллия, выяснить насколько преуспела царская власть в упрочении своего положения, а также рассмотреть итоги борьбы патрициев и плебеев в середине V в. до н. э.? Основное внимание надо уделить мероприятиям по включению плебеев в систему власти. Это означало, что наряду с прежними народными собраниями параллельно им создавалось еще два новых вида собраний.

В третьем вопросе надо рассмотреть структуру органов власти Римской республики в классический период ее развития. Можно отметить черты ее отличия от афинской демократии. Важно обратить внимание то, как внешнеполитические успехи Рима деформировали республиканский строй. Следует остановиться на формах повышения заинтересованности рабов в результатах их труда, а при анализе государственного строя - показать распределение властных полномочий между государственными органами и особо выделить полномочия диктатора, а также кратко рассмотреть организацию и роль армии.

Работа с четвертым вопросом предполагает рассмотрение всего комплекса социальных и политических противоречий в Риме, которые привели к падению республики и установлению единоличного правления, а также краткое изложение хода борьбы за власть в Риме в I веке до н. э. Необходимо объяснить изменения в положении свободных неграждан, рабов, крестьян и колонов. Требуется особенности организации власти и управления в период принципата и домината, цели и содержание реформ Диоклетиана и Константина. Здесь же необходимо показать разделение Римской империи и последствия этого шага, а также причины падения Западной Римской империи и значение этого события для всей европейской истории государства и права.

1. Контрольные вопросы и задания

1. Что представляла собой римская община в древнейший период? Как она управлялась? В чем заключалась основная цель реформ братьев Гракхов? Почему их реформы не могли предотвратить кризис? Дайте оценку деятельности Суллы, Цезаря. Почему имперская форма правления давала возможность для проявления деспотизма и беззакония? Как проявился кризис государственного строя Римской империи? Какие симптомы упадка стали заметны в государственно-политической жизни уже в первые века империи? Как изменились идеалы римского общества? Как Октавиану удалось стабилизировать внутриполитическую ситуацию в Риме? Какие особенные черты были присущи царской власти в Риме? Когда и при каких условиях в Риме установилась республика? Что собой представляют государственные органы Римской республики (сенат, центуриатные и трибутные собрания). Каковы были функции ординарных (обычных) и экстраординарных (чрезвычайных) магистратур?

2. Каково содержание и направления развитии римской юстиции и юридического быта? Определите основные этапы развития римского права? Каковы источники права древнейшего периода? В чем состоит роль римских юристов в развитии права?

Читайте также: