Почему император византии не женился на княгине ольге кратко

Обновлено: 05.07.2024

святослав был воин. и проводил время в походах . видимо она не видела в нем князя-государствеенника. он полагался на меч а не на дипломатию.

Василиса Шлынева Гуру (4614) у меня глубокие сомнения, что ты знаешь чем занимался Святослав в то время! или здесь проверяешь кто как историю знает что ль? на вопрос тебе ответила, ставь давай лучший ответ! она не за этим с ним общалась, чтоб выдти замуж!

а Вы бы за императора замуж не вышли?
Тем паче по тем временам, не было красивей, богаче и учёней страны, чем Византия.

А Вы летописи читали, вот и почитайте, выходит ей уже тогда под 60 годков было, если не больше - император что идиот? или летопись врет? тогда ее там вообще не было. темная история.

летопись искажает даты точные даты устанавливаются путем сопоставления событий. но император мог иметь не романтические мотивы а корыстные-без войны присоединить российские земли. дело в том что везде перепечатки(и опечатки) анужно все же иногда возвращаться к первоисточникам.

Slava Искусственный Интеллект (157490) А если первоисточников нет? Есть только копии, и возникает вопрос - был ли вообще оригинал? Лена, у меня в моем мире, в моем блоге есть темы об Ольге, Святославе, Владимире. заходите, читайте, приглашаю. я не любитель басни слушать, все должно быть подкреплено документально и логически сопоставлено и проанализировано, и интересно описано. ведь, согласитесь, смешно, когда тебе доказывают, что Муромец сидел сиднем 30 лет, а потом встал и пошел. такого оппонента посадить бы на корточки хоть на пару часиков - посмотрел бы, как бы он встал потом.

Летопись (Повесть временных лет) изображает эту ситуацию как "победу" Ольги над императором. Император выступает крестным отцом княгини, а потом восклицает, что Ольга перехитрила (кажется, "переклюкала") его. "Хитрость" в том, что отец не мог женится на дочери. Получается, летописец изображает инициатором брачного союза именно императора. Как оно было "на самом деле", можно только предполагать.
переклюкать — перехитрить, др. русск. переклюкати. От клюка хитрость (Мi. ЕW 120; Бернекер 1, 528; Срезн. II, 907 и сл. ) …

Княгиня Ольга стала выдающейся правительницей Руси, официально принявшей христианскую веру и стремившейся распространить ее среди всего народа. Также она известна как первая женщина, взявшая на себя руководство целым государством, отличавшаяся редким умом, заслужившая всеобщую народную любовь и уважение.

Ольга правила русскими землями на протяжении 15 лет, с 945 по 960 гг. В течение этого времени она исполняла функции регента при своем малолетнем сыне Святославе. По решению Православной церкви княгиню канонизировали в середине XVI столетия, включив в соборы киевских, псковских и волынских святых. Дни памяти святой равноапостольной Ольги приходятся на 11 июля (переходящая дата), 24 июля, 23 октября.

картина

Биографические сведения

Принято считать, что Ольга имела варяжское происхождение. Имена ее родителей остались неизвестными. Существуют разные версии относительно рода, к которому принадлежала Ольга. По одной из них, она была незнатного происхождения, по другой – приходилась дочерью легендарному князю, вошедшему в историю под именем Вещего Олега.

Брак с Игорем Рюриковичем

Будучи юной девушкой, Ольга повстречалась с князем Игорем, который стал самостоятельным правителем с 912 года. По одной из версий, ей на этот момент исполнилось всего 10 или 12 лет.

Легенда повествует, что будущие супруги познакомились на переправе под Псковом. Здесь молодой князь охотился, а Ольга была перевозчиком на лодке. Юная девушка была одета в мужское одеяние, однако Игорь сумел рассмотреть в ней настоящую красавицу.

Когда Игорю пришла пора жениться, он вспомнил об Ольге, которая произвела на него большое впечатление умом и красотой, и взял ее в законные жены. Приблизительный период, когда могла состояться свадьба, – с 903 по 912 гг.

Игорь и Ольга

Рождение наследника

Летопись утверждает, что Ольга была единственной супругой князя. Во времена язычества это являлось большой редкостью, поскольку многие правители обзаводились многочисленными женами и наложницами.

Игорь и Ольга долгое время не обзаводились детьми. Первенцем супружеской пары стал Святослав, появившийся на свет около 938–943 гг. Других наследников у княжеской четы не было.

Правление и месть за убитого мужа

В 945 г. Игорь, взимавший очередную дань с племени древлян, погиб от их руки. Главному наследнику князя исполнилось на тот момент всего 3 года, поэтому на период его взросления Ольга должна была руководить Русью. Ее правление отличалось мудростью и принятием смелых решений. Дружина Игоря подчинилась княгине, а простой народ полюбил за справедливость.

До принятия христианства Ольга придерживалась языческих обычаев и четырежды отомстила древлянам за смерть своего мужа. Несколько раз она приказывала убить послов, которые предлагали ей выйти замуж за древлянского князя Мала. Позже княжна выступила с войском против этого племени, обложила его данью и повелела сжечь столицу древлян город Искоростень.

Причины принятия христианской веры

Будучи язычницей, Ольга со временем все же стала склоняться к принятию христианства. Историки считают, что для этого было несколько существенных причин:

  • стремление к объединению разрозненных славянских племен, чему могла способствовать только сильная единая вера;
  • потребность сделать Русь более цивилизованной державой, поскольку языческие ритуалы воспринимались во всем мире как варварские;
  • желание следовать примеру Европы, где многие страны на то время уже были христианскими;
  • необходимость в сближении с культурно развитой Византией, повышении уровня образованности и духовности русского народа.

Прежде чем принять крещение, Ольга вместе со своими послами отправилась в город Константинополь (Царьград). В византийской столице княгиня планировала лично встретиться с императором, побывать в православных храмах и познакомиться с особенностями проведения ритуалов, чтобы принять окончательное решение о переходе в новую веру.

Как крестили русскую правительницу

Желая стать примером для будущих славянских поколений и поспособствовать процветанию своей державы, княгиня в 957 году приняла христианство. Ольгу крестил сам византийский император Константин Багрянородный, после чего русская правительница получила имя Елена.

Предание повествует о том, что император Константин был невероятно поражен красотой и интеллектом Ольги. Он предложил ей заключить взаимовыгодный брачный союз, который мог значительно ускорить сближение двух могущественных государств. Княгиня, желающая хранить верность Игорю даже после его смерти, ответила отказом. При этом она поступила мудро и дипломатично, сделав акцент на том, что по христианским понятиям крестный отец не может жениться на собственной крестнице.

крещение

После крещения княгини Ольги в Константинополе, которое произошло с небывалой пышностью, русская правительница и ее многочисленная свита отправились обратно в Киев. Император Константин щедро одарил свою крестную дочь, преподнеся ей богатые дары в виде золота, драгоценных каменьев и изысканных сосудов.

После того как Ольга приняла христианство, русское государство ощутило многие положительные последствия: повысился авторитет державы на международной арене, стали постепенно искореняться обычаи, считавшиеся дикими, появилась возможность вступать в династические браки. Крещение оказалось важным политическим событием, поскольку между Византией и Русью был заключен мирный договор. Он имел большое значение при возникновении военных конфликтов и способствовал их разрешению.

Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе

Повторное путешествие в византийскую землю Ольга совершила, уже будучи истинной христианкой. Княгиня отправилась к своему крестному отцу на корабле. Дорога в Константинополь заняла более месяца. Сохранились сведения о том, что ко двору Ольгу приняли не сразу: перед приемом княжне пришлось ожидать около двух месяцев, что было обусловлено определенными правилами.

С собой Ольга привезла роскошные дары. Император встретил свою заморскую крестницу со всеми подобающими почестями и вниманием. В честь ее прибытия состоялась пышная церемония в Золотой палате дворца. Из Царьграда княгиня вернулась с богатыми византийскими иконами, священными христианскими книгами.

Распространение христианства на Руси

В период правления Ольги язычество и христианство продолжали достаточно мирно уживаться на русской земле. Несмотря на то, что княгиня крестилась, ее единственный наследник отказывался перейти в новую веру и продолжал жить согласно старым правилам. Княгиня не раз предлагала сыну принять христианство, однако каждый раз он предпочитал язычество. Вместе с тем Святослав не возбранял своей матери обращать в византийскую веру воинов и других людей.

княгиня

Став православной, Ольга проявила искреннее желание повсеместно распространить христианство, проповедовать и приобщать к нему русский народ. Время ее пребывания во главе государства, а также период, последовавший после передачи власти Святославу Игоревичу, ознаменовались:

  • возведением Николаевского храма в Киеве, который был заложен на могиле Аскольда (этот князь являлся для Руси первым правителем, принявшим учение Христа);
  • основанием храма во имя Святой Троицы, ставшего главным православным собором Пскова;
  • строительством в столице Руси храма Святой Софии;
  • приглашением в 960 г. в Киев христианских миссионеров из Германии, прибывших во главе с епископом Адальбертом.

В пожилом возрасте, полностью отойдя от управления государством, Ольга безраздельно посвятила себя воспитанию внуков. Особенно она заботилась о подрастающем Владимире, рожденном от внебрачной связи Святослава с ключницей Малушей. Именно ему предназначалось войти в историю в качестве крестителя всей Киевской Руси, искоренить язычество и быть причисленным к лику святых.

Смерть и почитание княгини Ольги

В старости Ольга заболела, после чего отошла в мир иной. Дата смерти княгини – июль 969 г. Великая правительница Руси была похоронена соответственно христианским обычаям. Позже князь Владимир I Святославович перенес мощи своей бабушки в киевскую церковь Святой Богородицы. Эти события происходили уже после Крещения Руси, в 1007 г. Канонизация Ольги состоялась в 1547 г.

По свидетельствам верующих, мощи княгини в течение нескольких веков проявляли свою целительную силу и избавляли от любых недугов. В XVIII столетии останки Ольги были утрачены. На сегодняшний день их точное местонахождение остается неизвестным. Сохранилась небольшая частица мощей, которая находится в Пыжах, в храме Святого Николая.

Сегодня, как и в прежние времена, великую княгиню почитают как покровительницу новообращенных христиан, одиноких вдов, помощницу всех, кто желает укрепиться в истинной вере, обрести терпение и житейскую мудрость, достойно выйти из тяжелой или конфликтной ситуации. Молитвы к святой равноапостольной Ольге даруют душевный покой, помогают оберегать семью и детей от любых невзгод, защищают от злых людей и негативного воздействия темных сущностей, дают силы в противостоянии бесовским искушениям.

73 3


Здравствуйте Юзефа. Отвечу на ваш вопрос.

Император являся крестным отцом княгини Ольги. Поэтому отсюда ответ: Отец не мог жениться на дочери.

Надеюсь мой ответ вам поможет.

Добрый день, Юзефа. Ответим на данный вопрос:

Насколько я знаю, он был её крёстным отцом, поэтому, о женитьбе не может быть и речи.

Император Византии не имел права жениться на Ольге, так как был её крёстным отцом.

Надеюсь, что мой ответ был полезен.

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.


После гибели великого князя Игоря Рюриковича в 945 году для Русского государства наступила смутная пора. Наследнику престола было около пяти лет, и киевский стол для него пришлось удерживать матери Ольге, которая опиралась на великокняжескую дружину, воевод Свенельда, Асмуда и других. Однако Ольга, несмотря на свою жесткость в отстаивании трона для своего сына, всё же была женщиной, с более податливой для информационного воздействия психикой, чем у воина.

Другой проблемой Киева были отношения с Византийской империей, которые сохраняли свою двойственность. С одной стороны русы и ромеи были союзниками. Договор 944 года продолжал исправно действовать. Русь была военным союзником ромеев в борьбе против арабского натиска. Русские воины несли службу в составе императорских войск, которые посылали на Крит; русские гарнизоны размещались в пограничных с Арабским халифатом крепостях, создавая мощный заслон против арабского давления с юга. Всё это происходило во время правления Константина VII Багрянородного (945 — 959) и регентства Ольги.

Однако полного мира и согласия в отношениях двух держав не было. В Константинополе с подозрением смотрели на Русь и помнили ужас, который вызывал приход русских войск под стены Константинополя у местного населения. От Руси ромеи ждали новых нападений. В то же время перед Византией стоял вопрос об активизации борьбы с арабами и базилевс Константин предпринимал энергичные дипломатические и военные усилия в поисках союзников на Западе и Востоке. Константинополю были нужны русские дружины для ударов по закавказским вассалам халифата и войны с арабами.

Изменить этот порядок можно было только силой, и Русь часто преуспевала в этом деле, от десятилетия к десятилетию поднимая уровень своих дипломатических отношений с Византией, совершенствуя систему русско-византийских договоров, борясь за всё более почётные титулы русских князей.

Важную роль в отношения Руси и Византии занимал вопрос христианизации. Константинополь собирался извлечь выгоду из этого вопроса. Византийцами христианизация Руси рассматривалась как инструмент усиления политического влияния. В то же время некоторые русские видные деятели рассматривали христианизацию как возможность повышения политического статуса Руси. Против этой группы выступала языческая партия, которая имела опору в русском жречестве и народе.

Поэтому первая попытка принять христианство на государственном уровне и сверху распространить его на Русской земле в 860-е годы окончилась провалом. Многие исследователи считают, что Аскольд и Дир (или один Аскольд) приняли христианство и пустили в свои земли христианских миссионеров после русско-византийского договора 860 – годов. Это была первая попытка крещения Руси. Однако следы этого процесса исчезли, после того как Киев в 882 году захватила дружина Олега Вещего, а Аскольд и Дир погибли.

Таким образом, проблемы внешней политики и вопрос крещения оставались открытыми и не могли не волновать обе стороны. Вопрос стоял ребром: или Русь в одном из походов сокрушит Константинополь, или Византия сможет провести крещение Руси и сделать её послушным орудием в своей политике, русские станут ещё одним варварским народом, которым смогут манипулировать искушённые византийские политики.

Приём иностранных посольств в Константинополе проходил по давно отработанному ритуалу. Очевидно, что на предварительных переговорах был определён состав посольства, время его прибытия, на каком уровне пройдёт приём и пр. Константин VII подробно описал церемонию приёма 9 сентября. Император, сидя на троне в зале Магнавре, обменялся с Ольгой церемониальными приветствиями через специального чиновника (логофета). Около императора находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная. Затем состоялось другое традиционное для приёма высоких гостей событие – обед, где слух гостей услаждали лучшие церковные хоры Константинополя. Одновременно проходили различные сценические представления. Во время обеда 9 сентября (и 18 октября) Ольга сидела за императорским столом, вместе с императрицей и её детьми.

Во время приёма имелись некоторые важные отступления от обычного дипломатического ритуала. Так, в начале аудиенции иностранного представителя к трону для праскинеса (падание ниц к императорским ступням) обычно за руки подводили два евнуха. Однако этот порядок был изменен. Ольга шла одна, без сопровождения, и осталась стоять и беседовала с императором стоя.

Затем русскую княгиню приняла императрица. Их беседа также проходила через специальное лицо. После некоторого перерыва, произошла её встреча с императорской семьёй, что не имело прецедента во время приёмов обычных послов. В узком кругу императорской семьи и произошла беседа Ольги и императора на важные темы. Ни одно обычное иностранное посольство такими привилегиями в Константинополе не пользовалось.

Видимо, высокий уровень приёма был связан с необходимостью военной поддержки со стороны Руси. По мнению А. Н. Сахарова и некоторых других исследователей, Ольга хотела за эту помощь устроить династический брак Святослава с одной из дочерей Константина VII. Это был символ признания Руси равной Византии. Так, в своё время добились этого права хазары, приславшие на помощь Константинополю конную армию для борьбы с аварами и персами. В результате хазарская княжна, приняв христианство, стала женой сына Льва IV, будущего императора Константина V. Позднее болгарский царь Пётр взял в жёны принцессу Марию, внучку Романа I. Кроме того, византийский двор вынашивал идеи династического брака с империей франков.

Вторым важным предложением княгини, в обмен на подтверждение статей военно-союзного характера русско-византийского договора, было крещение Ольги. Именно об этом сообщает и Повесть временных лет. Это было не просто крещение, а политический акт, который должен был содействовать возвышению политического престижа русской княгини. Речи о крещении всей Руси ещё не было. Большая часть дружины с молодым князем продолжали славить русских богов и не испытывали никакого почтения к христианским святыням.

В то же время у Константинополя был опыт крещения Болгарии. В начале 950-х годов крестились два венгерских князя Дьюла и Булчу. Остатки языческой Европы попадали в сети Рима или Константинополя. Византия лихорадочно расставляла сети для ловли не сколько душ новых прихожан, сколько для извлечения политических выгод, т. к. за спиной константинопольского патриарха стояла светская императорская власть. Именно император диктовал церкви свои политические решения. Церковь была инструментом в большой игре.

Видимо, вопрос христианства привёл к появлению некой трещины в отношениях Ольги и Святослава. В Киеве чётко оформятся две политические партии: христианская во главе с Ольгой, которая стояла за крещение Руси и ориентацию на Запад (Византию или Рим); языческая во главе с мужающим Святославом. Эта трещина явно проявится, когда в Киев для проповеди западной версии христианства (а возможно, и для второй попытки крестить Русь) приедет епископ Адальберт. Святослав возглавит языческую партию и силой пресечёт эту информационную агрессию.

Читайте также: