Как улучшить систему образования в россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Радикально, но очень плавно, постепенно. 1. Нужно сформулировать/изменить конкретную цель для каждого конкретного образовательного учреждения. Например, обычная школа должна перестать быть местом просиживания задниц учеников, а местом, где приобретённые знания остаются на всю жизнь. 2. Собираем лучшие практики со всего мира - как обучают, насколько эффективно. Не. Читать далее

Я считаю, что не должно быть заданий не относящихся к предмету(Например рисовать по литературе).

Не все предметы должны быть основными.(Например обязательная математика, русский и т.д., Но по желанию на музыку и т.п.)

Отмена домашнего задания. Дома сильнее отвлекаешься и можно легко списать

Это 3 основных пункта для меня

Вообще она у нас в настоящее время в очень тяжелом состоянии. Все процессы, которые происходят в стране, на самом деле свидетельствуют, что российская образовательная система очень неэффективна. Отношение руководства нашей страны к образованию в полном соответствии с принципами тоталитарного искусства получает совершенно беспрецедентный общественный резонанс. Вопрос с. Читать далее

Большинству российских школ сегодня катастрофически не хватает финансирования

— Я уже писал о проблемах в российской школе: о ЕГЭ, агрессии и причинах, по которым молодые специалисты уходят из образования. Можно долго и упорно продолжать поднимать всё больше и больше проблемных тем, рассуждать о противоречиях в школьном образовании. И, конечно, я обязательно это буду делать, но сейчас я хочу рассказать о том, что, по моему мнению, нужно изменить, чтобы наше образование стало лучше.

Предупреждаю, что часть тех пунктов, которые я приведу, масштабны, но это важное условие для осуществления перемен. Эти положения требуют времени для реализации, а также сил и средств.

Шаг 1. Объединение работников образования, родителей и детей в школе

Рассуждая о насилии в школе, я описывал ситуацию, где учителя, родители и дети часто чувствуют себя, как на войне, и находятся в постоянной конфронтации. Да, причины конфликтов и претензий понятны: большая нагрузка учителей, школьные поборы, вызывающее поведение детей, нагрузки родителей и т. д. Но за всеми этими ситуациями мы часто забываем об одном маленьком моменте: педагоги и родители на одной стороне и занимаются одним делом — воспитанием и образованием детей. Что это означает на практике?

Низкие зарплаты педагогов — это не проблемы учителей, это проблемы всех участников образования (педагоги, дети, родители), поскольку учителя учат детей, и от качества и квалификации педагога будет зависеть и качество образования ребенка. А квалификация и качество учителя зависят от его уровня жизни — здесь не прямая связь, но имеющая значение. Следовательно, от решения этого вопроса выиграют все.

Здоровье ребенка — это проблема как родителей (потому что это их дети), так и учителей (потому что они этих детей учат и воспитывают). Подобные примеры можно перечислять и перечислять. Сегодня все участники образования стали заложниками той системы, которая сложилась в этой сфере.

Педагоги, родители, дети, да и всё общество в целом должны понять и принять позицию о том, что вопросы образования — это вопросы каждого человека, и нужно проявлять солидарность и быть готовым к пониманию и к помощи. В современных условиях решить самые важные вопросы можно лишь консолидировано, это касается не только школы.

Шаг 2. Повышение финансирования сферы образования

Обнищание школ — это проблема всего общества

Фото: Елена Латыпова

Нехватка финансов проявляется буквально во всём:

— низкие зарплаты учителей;

— некачественное питание в образовательных учреждениях;

— материально-техническое обеспечение школ (компьютеризация, интернет, лаборатории и т. д.);

— нехватка самих школ и обучение в классах по 25–30 человек, а где-то и больше. Также обучение во вторую, а иногда и в третью смену;

Российской школе нужны вложения и принципиально иной подход в финансировании. Сегодня эта отрасль наполняется деньгами по остаточному принципу.

Шаг 3. Создание единого образовательного пространства

— Росстат перечислил регионы с самыми высокими и самыми низкими заработными платами учителей в январе-сентябре 2019 года. Так, максимальную сумму за свой труд получают педагоги Чукотки (99 тысяч рублей), а самые маленькие зарплаты зафиксированы в Северной Осетии (22 тысячи рублей). У столичных учителей — 97 тысяч. В 2018 году московское правительство за один из кварталов заявило, что средняя зарплата в Москве — 107 тысяч рублей. Я очень рад за московских учителей, но при этом хочу сказать, что сегодня происходит игнорирование принципа равной оплаты за равный труд, потому что разница в зарплате может быть в разы. Это приводит к тому, что многие сильные учителя уезжают из одних регионов в другие;

— Школьное образование в России большей частью финансируются за счет средств региона. Состояние дел в школах во многом зависит и от количества денег в бюджете. Что же у нас получается: 72 из 85 субъектов РФ получают дотации. Омская область находится в этом же списке дотационных регионов.

К тому же сами бюджеты регионов и муниципалитетов страны очень и очень разные: Москва — 2799 млрд руб., Санкт-Петербург — 665 млрд руб., Екатеринбург — 44,1 млрд руб., Новосибирск — 41,2 млрд руб., Красноярск — 30,3 млрд рублей, Омск — 18,5 млрд рублей.

Отсюда мы получаем в большинстве школ России бесконечные поборы на всё, потому что у образовательных учреждений просто нет денег на разные попутные расходы для содержания здания. Этим всё не ограничивается — большинство регионов и муниципалитетов не имеют денег на финансирование дополнительного образования, а также не имеют доступной, качественной и современной инфраструктуры для этого. Ну и есть, например, Москва…

Сегодня мы получаем систему, где Чита живет как Монголия, Москва — как Чехия, а Омск — между ними. Необходимо более равномерное распределение средств, требуются перемены в налогообложении регионов России. Всё вышеперечисленное приводит к тому, что дети, которые живут в одной стране, учатся в совершенно разных условиях, буквально в разных вселенных. Не верите? Вот наглядный результат доступности и качества образования: больше половины всех золотых медалей Всероссийской олимпиады школьников завоевали учащиеся из Москвы.

Шаг 4. Снижение нагрузки на детей

Реформаторы не всегда задумываются о том, как скажутся предлагаемые законопроекты на детях

Фото: Иван Рейзвих

Современные дети живут в мире, где информация льется буквально из каждого чайника, а некоторые реформаторы каждые полгода предлагают то новый обязательный экзамен, то новый предмет, то еще что-нибудь интересное, забывая, что время ограничено и учебная программа тоже.

Достанется тут и педагогам, которые задают по своему предмету, как будто он единственный, и ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), который предполагает развитие самостоятельной работы ученика. То есть учись дома сам.

Ну и много всего вокруг, что отвлекает. В итоге мы получаем ситуацию, когда у детей куча заданий, а они просто не способны успеть за главным и освоить всё. Это сказывается на качестве образования, а также на здоровье детей.

Услуга — это отношения, где результат зависит от одной стороны. В образовании результат точно зависит от обеих сторон, а значит, это социально-значимая работа по формированию личности, её воспитанию и обучению.

По системе оценок TIMSS, где сравнивается грамотность школьников 4–8 классов, в XXI веке Россия была в десятке лучших, лишь однажды выпав из нее.

И наконец, по системе оценок PISA, где оцениваются школьники 15 лет, Российская Федерация в последние 20 лет находится в четвёртом десятке, один раз выпадала в пятый, несколько раз поднималась в третий.

Несмотря на всё это, невозможно быть довольным качеством образования в современной школе. Конечно, найдутся исключения, обязательно будут учреждения, где сохранены традиции и т. д. Но это не меняет общей ситуации. Наши позиции значительно отстают от позиций советской школы. СССР имел одну из лучших систем образования в мире, которая всё ещё сохраняет свой след сегодня.

Особое место среди современных тенденций образования занимают бесконечные заимствования образовательных практик из других стран. Конечно, это всё хорошо, но зачем придумывать что-то новое, когда и так всё работало?

Отмечу лишь, что позиция по этому вопросу проста: XXI век принес в жизнь и экономику человека много нового. Мир изменился, и, конечно, образование также должно меняться, но для этого необходимо не заниматься поиском авторитетов за рубежом, пустым копированием нового и разрушением старого, а прежде всего надо переосмыслить мощнейший педагогический опыт своей собственной страны, а также саму школу в том виде, в котором она есть сейчас.

Шаг 6. Строительство новой экономики, где востребованы массы образованных людей

Авторы доклада считают, что невозможно говорить об эффективной экономике XXI века в отрыве от сферы образования. А в российском образовании, опять же, по мнению авторов, много проблем: недостаточная поддержка талантов, разрывы в качестве профессионального образования.

Рассказываем подробнее о 12 проектах из доклада, которые должны изменить и улучшить российское образование.

1. Поддержка раннего развития

В России недостаточно развита система дошкольного образования. Но если выделять ресурсы на её развитие, то можно получить максимальный (хоть и отложенный) эффект для успешной карьеры. К тому же проблемы в раннем образовании мешают вовремя выявить и снять риски развития у детей. Авторы доклада предлагают создать службу сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для всех детей от 0 до 3 лет (и для детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 6 лет). В рамках проекта семьи будут регулярно консультировать специалисты по детскому развитию.


2. Школа цифрового века

Традиционные технологии не решают всех проблем современной российской школы, поэтому нужно сделать три вещи. Первое — разработать, апробировать и начать использовать цифровые учебно-методические комплексы. Второе — внедрить в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы — они помогут вовлечь школьников в учебный процесс. Третье — создать, регулярно обновлять и продвигать открытые онлайн-курсы лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а ещё дисциплинам дополнительного образования. В том числе для детей, у которых нет возможности изучать соответствующие предметы в школе.

3. Современная материальная инфраструктура образования

Для реализации этого проекта нужно выполнить пять шагов:

1. Подключить все школы к интернету c такой скоростью, чтобы одновременно в сеть могла выходить как минимум половина школьников, и формировать современную цифровую инфраструктуру школ.

2. Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.

3. Ежегодно создавать 70 тысяч дополнительных мест для детей ясельного возраста.

4. Построить две тысячи новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и сделать капитальный ремонт пяти тысяч школ, которые не обеспечивают минимально необходимые условия для обучения.

5. Модернизировать образовательную инфраструктуру в сёлах за счёт создания культурно-образовательно-спортивных организаций и заменить или отремонтировать не менее 12 500 школьных автобусов.


4. Равные образовательные возможности и успех каждого

Во-первых, каждому ребёнку дошкольного возраста нужно дать возможность пройти программу подготовки к обучению в школе (она длится год). Во-вторых, детям школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, нужно помогать адресно и обеспечить доступ ко всем образовательным ресурсам. Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в среднем профессиональном образовании. Чтобы снизить неравенство образовательных возможностей в высшем образовании, нужно реформировать стипендиальную систему.

5. Новое технологическое образование в школе и среднем профессиональном образовании

Проект предполагает полное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создать современные технологические мастерские, использовать сетевые формы обучения с участием вузов и колледжей. Наконец, нужно внедрить новые формы оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.


6. Развитие и поддержка талантов

7. Запуск системы непрерывного образования

Непрерывное образование — ключевое условие повышения производительности труда, а значит, и роста ВВП. В рамках проекта на базе предприятий и научно-образовательных учреждений любой взрослый сможет пройти переподготовку или повышение квалификации с объективной оценкой и помощью в трудоустройстве.


8. Вузы как центры инноваций в регионах и отраслях

9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, Российская академия наук

Сегодня у России есть разработки всего в 5% глобальных научных и технологических областей исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для устранения этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых вместе с исследовательскими центрами будет создана экспериментальная база для крупных международных проектов.


10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счёт экспорта профессионального образования

В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого нужно привлекать платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно в магистратуры и аспирантуры в технологических областях. Для этого нужно:

  • дружественные миграционные процедуры для иностранных студентов;
  • создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов;
  • грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов;
  • строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами — в пешей доступности от учебных корпусов ещё для 25 университетов.

11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех

Важный элемент проектов — обновление содержания и методов образования. В рамках проекта предлагают обновить стандарты образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности, распространение современных воспитательных практик. Кроме того, нужно разработать и внедрить образовательные практики, ориентированные на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

12. Кадры для развития образования

Реализация всех проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и команд всех образовательных организаций. У педагогов будут формировать универсальные компетенции: они должны уметь работать с цифровыми образовательными ресурсами, осваивать новые методики преодоления учебной неуспешности, развивать интерес и мотивацию к учёбе. Для этого будут внедрять новые инструменты продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в регионах. Будут разработаны программы педагогического образования с усиленной практикой, система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.

Полный текст доклада можно прочитать по ссылке.

Презентация доклада пройдёт 11 апреля на Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Иллюстрации: Shutterstock (Depiano, soolima_soolima, Ermakova Marina, Inspiring, Gulman Anya, mimibubu, Maltiase, Mariya Stupak)

ВШЭ и ЦСР предложили меры для максимального вклада системы образования в технологическое развитие, рост качества жизни в нашей стране. Данные меры способны повысить темпы роста ВВП на 4%.

Если российское образование не получит новый импульс к развитию, нас ждёт глубокое технологическое и научное отставание от всего цивилизованного мира. Расслоение населения по уровню качества образования станет огромным. К 2050 году человеческий капитал нашей страны сократится на 25%. Страна настолько отстанет от требований времени, что под вопросом окажется её технологическая самостоятельность.

Прочесть доклад целиком можно здесь.

Что же предлагают эксперты и каким они видят будущее?

Поддержка раннего развития

По оценкам психологов, проблемы в школьном возрасте более чем на 50% связаны с трудностями в раннем развитии детей.

Что требуется сделать?

Создать службы помощи раннего развития для детей от 0 до 3 лет, а для детей с ограниченными возможностями здоровья — от 0 до 6 лет. Психологи, социальные педагоги и другие специалисты по детскому развитию будут бесплатно консультировать семьи, что поможет существенно сократить риски негативных отклонений в развитии детей, положительно повлияет на учебные результаты и личные достижения.

Результат

К 2024 году число первоклассников, которые успешно осваивают школьную программу, увеличится на 20%, а к 2030 году — в два раза.

Школа цифрового века

Цифровые технологии помогают подобрать траекторию обучения для каждого ученика, повысить объективность в оценивании и радикально снизить нагрузку на учителя.

Что требуется сделать?

Результат

Вложение всего 2 тысяч рублей в год в пересчете на каждого школьника страны позволит перейти к современной цифровой школе.

Материальная инфраструктура школы

Невозможно учиться в соответствии с современными требованиями, если школы недостаточно оснащены. Не хватает и самих образовательных учреждений: 15% школьников учатся во вторую и третью смену, 300 тысяч детей 2—3 лет не получают мест в яслях и, следовательно, возникают риски для их развития.

Что требуется сделать?

  • Подключить все школы к интернету со скоростью 100 Мбит/с в 2020 году и 1 Гбит/с — к 2023-му. Дома с таким интернетом можно смотреть видео в HD-качестве. В школах это поможет сформировать цифровую среду.
  • Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.
  • Ежегодно создавать 70 тысяч мест для детей ясельного возраста.
  • Построить две тысячи школьных зданий: это решит проблемы второй и третьей смены. Отремонтировать пять тысяч школ, которые непригодны для обучения.
  • Модернизировать инфраструктуру в селах: создать культурно-образовательно-спортивные организации, заменить или отремонтировать 12,5 тысяч школьных автобусов.

Результат:

Во всех образовательных учреждениях будут созданы индивидуальные решения для комфортного, безопасного и успешного обучения детей.

Возможности для каждого

Что требуется сделать?

  • Для всех дошкольников сделать доступными программы подготовки к обучению – для чего каждому ребенку в возрасте 6-7 лет предлагается образовательный сертификат, полученные по нему деньги родители смогут потратить на оплату курсов по подготовке к школе.
  • Обеспечить адресную поддержку детей из малообеспеченных семей, включая бесплатные дополнительные занятия по предметам школьной программы и другое дополнительное образование, участие в летних школах и в сменах ведущих детских центров.
  • В школах сельских и городских районов с высокой концентрацией семей с низким социально-экономическим статусом ввести дополнительные ставки логопедов и дефектологов, психологов, тьюторов.
  • Для студентов с материальными возможностями ниже прожиточного минимума ввести социальные стипендии не ниже 80% от регионального прожиточного минимума.

Результат

Равенство образовательных возможностей позволит достичь личного и профессионального успеха многим из тех, кому в нынешней ситуации это не удается.

Новое технологическое образование

Что требуется сделать?

Результат

Развитие и поддержка талантов

Российская система поддержки талантов охватывает 7% детей и профессии, которые занимают 4% рынка труда. Это академические науки школьного цикла, искусство и спорт. Технологии, творчество, предпринимательство, социальные и внешкольные науки выпадают.

Что требуется сделать?

Результат

Система непрерывного образования

В России 17–20% взрослых участвует в образовании. Это в 2–3 раза ниже, чем в европейских странах, что негативно сказывается не только на производительности труда, но и на материальном положении людей, и на их социальном самочувствии.

Что требуется сделать?

  • Создать программы переподготовки и повышения квалификации для взрослых. Для этого использовать модели заочного обучения и массовые открытые онлайн-курсы университетов, а после программы — помогать устроиться на работу. Оплачивать обучение и независимый экзамен работающие специалисты могли бы совместно с государством, а обучение безработных должно проводиться полностью за счет государства.
  • Сформировать не менее 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, корпоративных университетов. Заочное обучение конвертировать в современные сетевые формы с использованием цифровых технологий.
  • Организовать единую национальную электронную платформу — навигатор образовательных программ и сервисов трудоустройства, в том числе для пенсионеров.

Результат

Ежегодный охват программами образования взрослых увеличится до 40% за 5 лет.

Вузы как центры инноваций

Мировой опыт показывает, что именно университеты становятся опорой технологического и инновационного развития регионов и государств.

Что требуется сделать?

  • Построить систему для развития предпринимательских компетенций у студентов, для чего не менее трети образовательных программ высшего образования в вузах составить на основе онлайн-курсов ведущих университетов.
  • Передать вузам региональную инфраструктуру поддержки инноваций: бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки.
  • Поддержать на основании конкурсного отбора 100 университетов для развития экономики регионов и 25 университетов — для развития отраслей.
  • 200 грантов на конкурсной основе вузам-участникам программы кооперации предприятий с опорными университетами. Не менее 10 грантов ежегодно для обеспечения долгосрочной (от 7 лет) кооперации образовательных и научных организаций в интересах задач социально-экономического развития территорий и отраслей.

Результат

Не менее 10% выпускников вузов станут инновационными предпринимателями или участниками инновационных проектов, реализуемых в регионах РФ.

Развитие фундаментальной науки

Россия представлена сегодня собственными разработками всего в 5% глобальных научных и технологических областей передовых исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Наши ученые по-прежнему недостаточно вовлечены в мировые сети знаний и технологий.

Что требуется сделать?

Результат

Двукратное увеличение объемов НИОКР, присутствие в ТОП-200 глобальных предметных рейтингов: не менее 20 вузов к 2024 году, 40 вузов — к 2035 году.

Экспорт образования

Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает адекватного дохода. Например, Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает в 18 раз больше.

Что требуется сделать?

  • Наладить современную инфраструктуру для обучения иностранных студентов. Построить новые и модернизировать действующие кампусы, построить общежития. В ведущих вузах увеличить число преподавателей со знанием английского языка до 90%. Облегчить миграционные процедуры.
  • В российские вузы и колледжи привлекать платежеспособных иностранных студентов с высоким потенциалом, особенно на магистерские и аспирантские программы в приоритетных технологических областях. Для этого вести специальные гранты для талантливых иностранных студентов.

Результат

К 2024 году будет обеспечен рост доходов от образовательных услуг в совокупном экспорте России до 1%.

Содержание школьного образования

Проект предлагает обновить стандарты образования: развивать навыки XXI века и новую грамотность, распространять современные воспитательные практики.

Что требуется сделать?

Обновить стандарты образования, куда, в частности, необходимо включить задачу развития метапредметных навыков — умение получать, обрабатывать и применять знания, мотивировать себя и критически оценивать информацию.

Результат

К 2024 году российских школьников будут овладевать навыками XXI века на уровне сверстников в развитых западных странах, 90% выпускников смогут успешно сдать национальный тест по основам финансовой, цифровой и правовой грамотности.

Кадры для развития образования

Развитие системы образования невозможно без опоры на подготовленные и мотивированные кадры. Современные педагоги должны уметь работать с цифровыми технологиями, учитывать особенности своих учеников и студентов.

Что требуется сделать?

  • Переподготовить управленческие команды всех образовательных организаций на всех уровнях образования. Стимулировать освоение новых методик и технологии через сертифицирование педагогов, гарантирующее повышение заработной платы.
  • Подготовить программы педагогического образования с акцентом на практику, а также постдипломное сопровождение молодых педагогов. Эти меры будут способствовать не только росту образовательных результатов, но и улучшению социального самочувствия и повышению социального статуса учителя.

Результат

К 2024 году профессия педагога войдет в пятерку наиболее привлекательных, заработок учителя составит не менее 125% от средней заработной платы по региону.

Читайте также: