Почему именно церковь сохраняла и распространяла образование в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вообще любого вероисповедания, а не только христианского, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости (311 год), прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.

Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт в 313 году. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.

Обобщение информации параграфа

1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.

2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?

Традиционно служители церкви делятся на белое и черное духовенство. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую — взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Белое духовенство наиболее приближено к мирской жизни и руководит духовной жизнью своей паствы. Черное же духовенство старается оградить себя от мирской жизни, монахи отказывались от личного имущества и семьи, давали обет жить в бедности и трудах, посвятив себя лишь служению Богу.

  1. Долгое время в Западной Европе только священнослужители владели искусством письма.
  2. Монахи в монастырях занимались перепиской книг и рукописей известных богословов, античных поэтов и мыслителей. Переписка рукописей считалась богоугодным делом.
  3. Переписыванию подлежали только угодные церкви труды. Неугодные работы уничтожались.
  4. Средневековая книга отличалась от античной. Вместо папирусных и пергаментных свитков античности, в Средние века книга приобрела вид сложенных и переплетенных листов пергамента.
  5. В монастырях переписыванием книг занимались многие монахи. Также существовало разделение труда. Одни писали текст каллиграфическим почерком, другие украшали заглавные буквы в красной строке и рисовали миниатюры, третьи делали заставки и орнамент.
  6. Рукописные книги были редкими и дорогими. Книги использовали в качестве подарков королям и знатным феодалам. Рукописные и изыскано украшенные экземпляры Библии даже приковывались цепями, во избежание кражи.

4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?

В Европе долгое время письмом владели лишь служители церкви. Монахи в монастырских скрипториях занимались переписыванием книг и рукописей с работами известных богословов и античных мыслителей. Благодаря труду монахов, до наших дней дошли многие произведения античных поэтов и философов.

5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?

В лице Хлодвига христианская церковь нашла то, чего ей не хватало для расширения собственного могущества – поддержку мощного государства. Обращение Хлодвига в христианство сделало его не только союзником папы римского, но и защитником христианской веры от язычества. Кроме того, поддержка правителей франков дало папе римскому земли, богатства, зависимых крестьян и политическое влияние во всех новых государствах Западной Европы.

2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.

Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.

3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?

В период своего рождения христианская религия была гонимой. Представителям христианской церкви нужно было не только проповедовать, но и скрываться, терпеть лишения и страдания. Античная церковь не обладала богатствами, землями, зависимыми крестьянами и не стремилась к укреплению своего политического значения. Церковь же Средневековья стала серьезной организацией, претендующей не только на религиозное главенство, но и на политическое влияние. Взаимная поддержка церкви и государственной власти принесло церкви огромные земли, богатство, влияние, а также еще большие амбиции.

4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?

Средневековая школа занималась подготовкой нужных церкви специалистов, а не образованием. В средневековой школе людей не учили думать, не учили самостоятельно работать с информацией. В современной же школе мы имеем возможность научиться самостоятельно мыслить, а не только заучивать церковные тексты и догматы.

5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.

Христианская церковь в Западной Европе совершенно не ставила перед собой задачи повышения уровня образования народных масс, это противоречило ее принципам и ставило под угрозу господство церкви. Тем не менее церковь в Средние века стала единственным образовательным центром в Западной Европе. Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Естественно, взимание платы за такое обучение было бы неправильным.

6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.

Почему в качестве языка богослужения в странах Западной Европы применялся и применяется мертвый язык – латынь? Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, западноевропейская церковь сохранила мертвый латинский язык в качестве языка богослужения в память о распространении христианского учения в Риме. Мертвый язык также позволял гарантировать неизменность текста службы. Мертвый язык в отличие от живого не меняется. Во-вторых, считалось, что молитва обращена к Богу, а не присутствующим во время мессы прихожанам. Верующим вообще не обязательно слушать и понимать, что говорит священник. В-третьих, язык богослужения должен придавать богослужению торжественный и даже в какой-то степени сакральный характер, отделяющий его от повседневной жизни. Тут в принципе не уместен народный язык. Таинство богослужения не должно быть слишком доступным. В-четвертых, использование латинского языка позволяет служить одну мессу для верующих разных национальностей, в то время как использование живых языков повлекло бы в многонациональных местностях споры, на каком языке служить.

Есть еще много причин для сохранения неизменного языка для богослужения. Кстати, это касается не только богослужения в Западной Европе — в современных православных церквях в России богослужение тоже ведется не на русском языке, а на старославянском.

Недоступность Библии на латинском языке для масс привела к появлению многочисленных еретических учений. Дело в том, что как раз в Библии еретики находили идеологические основы для критики церковных догматов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей — ведь церковная действительность никак не соответствовала библейским идеалам. Добравшись до Библии, всякий разумный человек тотчас убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире.

Также можно выделить и другие последствия использования латыни в богослужении. Мы видим, что латынь, как язык церкви, стал языком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Отсюда делаем вывод, что сама средневековая наука и образованность оказались недоступными для широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса. Она стала привилегией господствующего класса феодалов во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья. Чем темнее и невежественнее народ, тем он более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых феодалов.

Таким образом, латынь в богослужении в итоге служила лишь инструментом для усиления контроля над широкими массами.

1) Почему именно церковь сохраняла и распространяла образование в Средние века?
2) Почему горожане начали со временем соперничать с церковью в школьном деле?
3) Почему средневековые университеты так дорожали своими привилегиями и всячески настаивали на своей свободе от властей?

1) потому что больше никому не надо было. ремесленный труд был малотехнологичен, не требовал много теоретических знаний, ремеслу, военному делу, торговле, сельскому хозяйству можно было обучиться, перенимая практический опыт от другого человека. а священникам кучу молитв и богословской теории надо было передавать от учителя к ученику, человеческая память бы не справилась.

2) потому что технологии начали усложняться, система ученичества перестала удовлетворять растущие потребности

3) чтобы политические, экономические и религиозные дрязги не препятствовали развитию науки. именно этот факт привлекал студентов и преподавателей, а значит, и денежные средства)))

) потому что больше никому не надо было. ремесленный труд был малотехнологичен, не требовал много теоретических знаний, ремеслу, военному делу, торговле, сельскому хозяйству можно было обучиться, перенимая практический опыт от другого человека. а священникам кучу молитв и богословской теории надо было передавать от учителя к ученику, человеческая память бы не справилась.

2) потому что технологии начали усложняться, система ученичества перестала удовлетворять растущие потребности

3) чтобы политические, экономические и религиозные дрязги не препятствовали развитию науки. именно этот факт привлекал студентов и преподавателей, а значит, и денежные средства)))

Возвышаясь над всеобщим хаосом и распадом, который переживала Европа в IV–VI вв., именно Церковь оказалась единственной всеобщей и централизованной организацией ранне го Средневековья. Она стала играть огромную роль, создавая идеологическую базу для формировавшегося нового средневекового общества. Будучи наследницей античной Римской империи, она приобрела колоссальное влияние на Европу и опутала ее широчайшей сетью. Отныне право и мораль, наука и искусство выступают в обязательном религиозном облачении.


Имевшиеся при королевских дво рах юристы считались тоже людьми Церкви, если даже не имели духовного звания. Грамотность тогда давала право на принадлежность к званию клирика. Церковь, епископские ка федры, монастыри служили до известной степени продолжателями культурных традиций Римской империи. Выйдя из недр античного общества, христианство неизбежно несло на себе некоторый от блеск его культуры.

Именно это обстоятельство помогло духовенству захватить монополию на интеллектуальную жизнь и образование. Христианство должно было усвоить какие-то элементы римского культурного наследия, прежде всего, ради нужд церковной службы и аппарата, ради влияния на верующих, ради контроля над духовной жизнью.


Надо помнить, что сама религия и церковная организация были унаследованы Церковью от поздней Римской империи. Творения Отцов и Учителей Церкви, особенно церковных писателей III и IV вв., представляли собой разработку христианских догм и морали на основе поздней греческой философии. Разумеется, это наследие продолжало сущес твовать, разрабатываться и в следующие столетия.

Таким образом, всюду в Европе латин ский язык перестал быть живым языком, но остался языком цер ковным, книжным и международным, способным создать общее культурное, интеллектуальное пространство и дать наиболее легкий доступ к литературному наследию римской античнос ти. Изучение латинского языка представляло собой одну из тех задач, которую ставила перед собой средневековая школа , преследовавшая в первую очередь церковные цели.

Для того, что бы быть церковником, надо было худо-бедно изучать латинский язык, на котором велось богослужение, но даже для этого поневоле приходилось изучать латинских писателей. В школах, находившихся в раннее C редневековье только при монастырях и епископских кафедрах, происходило изучение латинских прозаиков и поэтов. Поэтому школьное изучение латыни вызвало постоянную перепис ку произведений античных писателей, а это, в свою очередь, дало возможность сохранить их наследие.

Списывание рукописей античных писателей поощрялось и даже считалось бо гоугодным делом. Оно составляло постоянное занятие монастырей. Именно западным монастырям и монашеству пришлось в раннее Средневековье иметь дело с тем, что осталось от исчезнувшей анти чной цивилизации. Уже к середине VII в. Запад от суровых островов Шотландии до жаркой Северной Африки, от Пиренеев до Подунавья покрывается сетью монастырей.


Западное монашество находилось под сильным влиянием своего восточного образца — монашества Египта, Сирии и Палестины. Первые монашеские уставы — египтянина Пахомия Великого и каппадокийца Василия Великого (IV в.) были составлены на Востоке. Переведенные с греческого сочинения о жизни египетских и сирийских монахов-подвижников были весьма популярны на Западе. Интенсивная переводческая деятельность в этом направлении продолжалась на протяжении всего р аннего Средне вековья.

Именно в монастырях создаются скриптории — мастерские по переписке, где копируются манускрипты античных писателей, главным образом, конечно, ранне церковные. Большинство дошедших до нас произведений античных писателей сохранилось благодаря работе неизвестных монахов, которые занимались их перепиской. Надо, впрочем, сказать, что, сохранив многое из античного наследия, они частью его и погубили.

Дело в том, что начиная со второй половины V в., в связи с теми глубокими переменами, которые произошли в то время в геополитике и торговле, значительно сократился подвоз в Европу из Египта, захваченного германцами-вандалами главного материала для письма — папируса, который все больше стал вытесняться иным материалом — пергаменом. Вместе с тем старая форма рукописи — папирусный свиток, постепенно начала заменяться пергаменным кодексом (то есть сшитой в корешке книгой).

Но пергамент, изготовлявшийся из кожи домашнего скота, требовал кропотливого процесса производства и был очень дорог; для переписки больших произведений требовалось значительное его количество, и поэтому монахи-переписчики, чтобы получить материал для письма, стирали старые рукописи, особенно частично подпорченные, и писали на стертых новые. Так погибла некоторая часть ценных рукописей как античных, так и христианских, но много и сохранилось.

Так или иначе монастыри были проводниками связи с классической культурой. При такой роли Церкви вполне естественно, что культура носила в то время преимущественно церков ный характер. Разумеется, нельзя преувеличивать связь христианской Церк ви с античной культурой. Церковь неизбежно урезала и искажала заимствованные ею элементы античного наследия. Следует также учитывать, что наследие это успело уже обеднеть и выродиться в ходе кризиса античного общества.


Но подобный подход не историчен, а потому и несправедлив. Он научно несостоятелен. Нужно отказаться от идеи о том, что поколения людей, живших в иные эпохи, были менее умственно развиты, нежели мы. Но для того, чтобы отрешиться от подобного рода высокомерных предрассудков, не обходимо понять, что в каждую историческую эпоху человеческий опыт осознается в соответствии с потребностями своего време ни. Следует понять, что этот противоречивый свод знаний вполне удовлетворял потребности средневекового общества. Надо помнить, что натураль ное хозяйство и сравнительно примитивная общественная жизнь не требовали тогда большего.

Тут сказалась характерная черта средневековой культуры: даже в арифметику вносилась религиоз ная мистика, хотя арифметика жила все-таки не по милости Церк ви, а потому что без нее нельзя было строить, вести хозяйство, тор говать, собирать налоги.

Почему именно Церковь сохраняла и распространяла образование в Средние века?


Ответ : Основная причина - гегемония церкви во всех сферах общества.

Люди не могли объяснить какие - то явления, и поэтому пытались объяснить все божественным происхождением.

Кроме того, человек видел себя выше природы.

В некоторые годы власть церкви была настолько большой, что Папа Римский был главнее императора.

Неудивительно, что образование также зависело от религии.

Объяснение : В Средние века влияние ислама на Востоке (особенно на Ближнем Востоке) и христианства на Западе на образование было большим.

Религиозное образование доминирует в обеих цивилизациях.

Потому что решающей социальной ценностью этой эпохи является религия.

В то время образование было основано на религиозных принципах.

Для обеих систем верований базовое знание - это знание Бога, то бишь схоластика.

Все факты, сведения о поведении и жизни, необходимые человеку, хранились в религиозных книгах.

Вместо опыта и навыков, а не практики, образование, основанное на идеях и предложениях религиозных ученых.

Религиозные работники также служили учителями, а религиозные учреждения служили в школах.

В образовании действовал очень жесткий и карательный, даже насильственный метод.

На Западе есть много христианских мыслителей, которые пытались сформировать идеальную модель христианской личности и общества, интерпретируя религиозное образование вместе с христианством.

Августин и Фома Активинский – самые яркие представители.

С 9 - го по 13 - й век исламские страны в области образования и науки были гораздо более продвинутыми, чем западные страны, и в этих странах сияли философия и наука (исламский ренессанс).

На Западе университеты были основаны в церквях в 12м и 13м веках, например, университеты Болоньи, Парижа (в 12м веке, Кембридж и Оксфорд - в 13м веке, и предметы включали медицину, философию, естественные науки, теологию, юриспруденцию).

Читайте также: