Авдотья рязаночка план событий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проскурина Галина Владимировна

ПРОЕКТ УРОКА основ духовно-нравственной культуры народов России в пятом классе

Развитие коммуникативных способностей личности, формирование нравственно-эстетического сознания пятиклассников на основе образа Авдотьи Рязаночки как примера миротворческого подвижничества, благодатной помощи и благочестия, долга и верности Русскому православию и Земле Русской

Планируемые ОР

- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);

- выделяет основную мысль в тексте (МР);

- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

- выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР);

- аргументированно отстаивает своё мнение (МР)

- отстаивает своё мнение ненасильственными способами (ЛР)

- соотносит своё мнение с мнением одноклассников (МР)

- оценивает результаты и продукты своей деятельности и деятельности одноклассников (МР)

Программные требования

Выпускник научится:- давать оценку образу и личности Авдотьи Рязаночки – анализировать информацию из источников; систематизировать материал, содержащийся в различных источниках.

- составлять словесный портрет Авдотьи Рязаночки – героя художественного полотна и литературного произведения.

Мировоззренческая идея

Программное содержание

Уважение к подвигу Авдотьи Рязаночки –рискуя жизнью вызволила из плена не только своих родных, но и всех соотечественников.

План изучения нового материала

1. Понятия «историческая песня

2. Характеристика образа- личностиАвдотьи Рязаночки.

3. Оценка роли Авдотьи Рязаночки

Основные понятия

Исторические песни. Самоотверженность. Верность. Благочестие.

Основные даты

XIII век (1257 год).

И мена исторических деятелей (Устное народное творчество)

урок изучения нового материала

Форма урока

5 групп по 5(6) человек

Оборудование урока

Мультимедийная презентация, рабочие папки с раздаточными материалами

Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3-5 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих. Обозначение групповой работы. Психологический настрой на урок

Выбор лидера группы

Определение общих правил работы в группе

II . ВВОДНЫЙ ЭТАП (5-7 мин.)

Вводная беседа:

- Что мы видим на слайде?

- Что объединяет изображения (храмы, картины авторские куклы,иллюстрации, рисунки,скульптур)..Задание: Обоснуйте свой выбор и ответ.

Сформулируйте тему урока.

Можно ли назвать Авдотью Рязаночуу подвижницей,

Главный вопрос урока:

Кого можно считать подвижником

- Что мы должны знать, чтобы аргументировано ответить на главный вопрос урока?

Задание: Познакомьтесь с заданиями для каждой группы в рабочих папках, распределите между собой задания.

Задание 1 группе. Можно ли считать подвижницей , примером женской верности,благочестия Авдотью Рязаночку ? Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Задание 3 группе : Выяснить, можно ли считать образ Авдотьи Рязаночки как образ женщины- спасительницы, пример силы духа, самоотверженности и любви? Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Задание 5 группе: Выяснить, актуален ли образ Авдотьи Рязаночки для современного поколения? Аргументировано обосновать свою позицию. Оформить информационный коллаж.

Былина об Авдотье Рязаночке отразила конкретное историческое событие: безжалостное уничтожение Рязани в 1237 году ханом Батыем. Набеги чужеземцев на Русь продолжались и после освобождения от монголо-татарского ига, поэтому хан Батый назван в былине Бахметом турецким.
Оставшись одна в разоренной врагом Рязани, Авдотья Рязаночка, “молодая женка”, отправилась к Бахмету турецкому, чтобы освободить своих соотечественников из вражеского полона. Пройдя “три заставы великие” – реки, озера глубокие; чистые поля широкие и темные леса

со зверьем лютым, Авдотья явилась к старому королю Бахмету турецкому. Пораженный смелостью и храбростью молодой женщины, он не только отдал ей пленных рязанцев, но и наделил золотом. Авдотья вернулась на родину, в “Рязань опустелую”, и на это золото построила город заново.

Как старый король Бахмет турецкий Воевал он землю российскую, Добывал он старую Рязань-город подлесную. Он стоял под городом со своей силой-армией.
Да й разорил Рязань-город подлесную,
Разорил Рязань-де город на-пусто.
Он в Рязани князей, бояр всех вырубил,
Да и княгинь, боярынь-то тех живых в полон побрал,

народу многи тысячи.
Он повел-то полон в свою землю турецкую,
Становил на дороге три заставы великие:
Первую заставу великую –
Напускал реки, озера глубокие;
Другую заставу великую –
В чистых полях широких
Становил воров-разбойников;
А третью заставу – в темных лесах
Напустил зверьев лютыих.
Только в Рязани во городе
Оставалась одна молодая женка Авдотья Рязаночка.
Она пошла в землю турецкую
Да ко старому королю ко Бахмету турецкому,
Да она пошла полону просить.
Шла-то она не путем, не дорогою.
Да глубоки-то реки, озера широкие
Те она плывом плыла;
А мелкие-то реки, озера широкие
Да те ли она бродом брела.
Да прошла ли она заставу великую,
А чистые поля те широкие,
Воров-разбойников тех о полден прошла
(Как о полден воры лютые То опочив держат).

Да прошла-то вторую заставу великую, Да темны те леса дремучие, Лютых зверей тех о полночь прошла (Да о полночь звери лютые Те опочив держат).
Приходила во землю турецкую
Ко старому королю Бахмету турецкому,
Да в его ли палаты королевские.
Она крест-то кладет по-писаному,
А поклоны-то ведет по-ученому,
Да она бьет королю-то челом, низко кланяется:
– Да ты, государь король-то Бахмет турецкий-то!
Разорил ты нашу старую Рязань-город подлесную,

Да ты князей наших, бояр всех повырубил,
Ты княгинь наших, боярынь тех живых в полон побрал,
Ты брал полону народу много тысячей,
Ты завел полон в свою землю турецкую.
Я молодая женка Авдотья Рязаночка,
Я осталась в Рязани одинешенька.
Я пришла сюда к тебе, сама да изволила:
Не возможно ли будет отпустить мне народу
сколько-нибудь пленного, Хоть бы своего-то роду-племени?
Говорит король Бахмет турецкий-то:
– Молодая ты женка Авдотья Рязаночка!
Как я разорил вашу стару Рязань подлесную,
Да я князей, бояр я всех повырубил,
Я княгинь, боярынь да тех живых в полон побрал,
Да я брал полону народу многи тысячи,
Я завел полон в свою землю турецкую,
Становил на дорогу три заставы великие:
Первую заставу великую –
Реки, озера глубокие.
Вторую заставу великую –
В чистые поля широкие
Становил лютых воров-разбойников.
Да третью заставу великую –
В темные леса те дремучие
Напустил я лютых зверей.
Да скажи ты мне, женка Авдотья Рязаночка,
Как ты эти заставы прошла и проехала?
Ответ держит женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я эти заставы великие
Прошла не путем, недорогою.
Как я реки, озера глубокие –
Те я плывом плыла.
А чистые поля те широкие.
Воров-то, разбойников –
Тех-то я о полден прошла
(О полден воры – разбойники
Они опочив держат).
Темные леса-то, лютых зверей –

Тех-то я в полночь прошла (О полночь звери лютые Те опочив держат).
Да те ли речи королю прйлюбилися, Говорит старый король Бахмет турецкий-то:
– Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка!
Да умела с королем речь говорить,
Да умей попросить у короля из полона-то головушку, Да которой головушки больше век не нажить будет. Да говорит молодая женка Авдотья Рязаночка:
– Ай ты, старый король Бахмет турецкий-то!
Я замуж выйду да с мужем наживу.
Да у меня будет свекор – стану звать батюшкой,
Да ли будет свекровь – стану звать матушкой,
А ведь буду у них снохою слыть.
Да поживу с мужем – я сынка рожу,
Да вспою-вскормлю – у меня и сын будет.
Да станет меня звать матушкой.
Да я сынка женю да и сноху возьму,
Да буду ли я и свекровью слыть.
Да еще же я поживу с мужем,
Да и себе дочь рожу.
Да вспою-вскормлю – у меня и дочь будет,
Да станет меня звать матушкой.
Да дочку я замуж отдам,
Да й у меня и зять будет,
И буду я тещей слыть.
А не нажить-то мне той будет головушки,
Да милого-то братца любимого.
И не видать-то мне братца будет век и по веку.
Да те ли речи королю полюбилися, Говорил-то он женке таковы слова:
– Ай же ты, молодая женка Авдотья Рязаночка!
Ты умела просить у короля из полона головушку,
Да которой-то не нажить и век будет.
Когда я разорял вашу старую Рязань-город подлесную, Я князей, бояр-то всех повырубил, А княгинь, боярынь я тех живых в полон побрал, Брал в полон народа много тысячей,

Да убили у меня милого братца любимого,
Не нажить мне братца будет век и по веку!
Да ты, молодая женка Авдотья Рязаночка,
Ты бери-ка народ свой полоненный-то
Да уведи его в Рязань до единого.
Да за твои те слова за учливые
Да ты бери себе золотой казны
Да в моей-то земле во турецкой-то,
Да ли столько бери себе, сколько надобно.
Тут женка Авдотья Рязаночка
Брала себе народ полоненный-то,
Да и взяла она золотой казны
Да из той земли из турецкой-то,
Да сколько ей было надобно.
Да привела-то народ полоненный-то
Да во ту ли Рязань во опустелую,
Да она построила Рязань-город наново.
Да с той поры Рязань стала славная,
Да с той поры стала Рязань-то богатая,
Да тут ли в Рязани Авдотьино имя возвеличилось.
Да и тем дело кончилось.

Автор: Ушакова Татьяна Алексеевна

Организация: МБОУ Ленинская СОШ

Населенный пункт: Рязанская область, Александро-Невский район, с. Ленино

Аннотация

Основной целью данного урока является расширение знаний обучающихся по истории родного края; воспитание любви к родной земле, уважения к людям, совершившим самоотверженные поступки.

Актуальность данного урока заключается в формировании у детей чувства патриотизма, сплочённости, ответственности; в представлении достойного примера для формирования личности ребёнка.

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока:

- формировать умение производить сравнительный анализ

  • научить распознавать теоретико-литературные понятия;
  • углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения;
  • развивать умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

Задачи:

  • развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
  • развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершенствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление;
  • закрепить термины: эпитет, сравнение, метафора;
  • активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • развивать внимание;
  • воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать термины: сюжет, кульминация, сказание.

Понимать роль литературы в духовной жизни человека; гуманизм, гражданский и патриотический пафос произведений устного народного творчества.

Уметь анализировать литературное произведение, составлять небольшое монологическое высказывание, характеризовать литературного героя.

Метапредметные:

Познавательные:

  • ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;
  • уметь строить речевое высказывание в устной форме;
  • уметь определять понятия, создавать обобщения, сопоставлять, устанавливать аналогии.

Регулятивные:

  • уметь планировать алгоритм ответа;
  • уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .
  • Коммуникативные:
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные:

- формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя;

- формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор.

Ход урока

1. Психологический настрой

- Скажите, какие эпитеты обычно сопровождают слово женщина? (Красивая, добрая, щедрая, милая, слабая . )

- С каким из них можно не согласиться? Почему? (Слабая.)

- Да, в годы суровых испытаний женщины проявляли удивительную стойкость, мужество, совершали настоящие подвиги. Пример тому – Авдотья Рязаночка. Что же это была за женщина? Почему люди до сих пор помнят о ней?

2. Реализация домашнего задания

- О каком историческом событии говорится в былине и сказании? (Нашествие на Русь монголо-татар в 1237 году, разорение Рязани.)

- Какие вы заметили несовпадения в именах собственных в текстах? ( В былине хан Батый назван королём Бахметом.)

- Ребята, вы прочитали произведения, где рассказывается о событии, которое произошло более семи веков назад, поэтому, работая с текстами, мы будем составлять словарь устаревших слов.

3. Работа в группах

- Ребята, давайте разделимся на две группы. Первая группа будет работать по былине, а вторая – по сказанию.

- Как описано разорение Рязани монголо-татарами в былине?

- Как бедная женщина поняла, что её муж, брат и сын попали в плен? (Она не нашла их среди убитых и немногих раненых, спасшихся в окрестных лесах.)

- Какое решение приняла она? Зачитайте отрывок из текста былины.

- Какое устаревшее слово запишем в словарь? (Полон – плен).

- Как вы оцениваете поступок Авдотьи? (Это мужественный поступок, поскольку она была готова к трудным испытаниям, даже к гибели.)

- Ребята, что помогло Авдотье Рязаночке преодолеть трудности, которые встретились на её пути? (Любовь к своим родным.)

- Как просит полон Авдотья по тексту сказания? Прочитайте. ( - Зачем пришла? – Да уж не милости у тебя просить, а судом тебя судить! Пошто разорил мой дом родной, полонил сына, мужа и брата? Отдай их мне.) Как характеризуют эти слова героиню? (Авдотья дерзко говорит с ханом, она смелая женщина.)

- Почему цветок не завял, пока Авдотья не нашла своих родных? Как она объяснила это чудо поражённому хану? («Неужели ты не знаешь, хан, что такое материнская любовь?) Как вы понимаете её слова? (Материнская любовь – великая сила, она бессмертна.) Как называется цветок, который выбрала Авдотья? (Бессмертник.)

- Посмотрите, как выглядит бессмертник (рисунок ученика).

- Скажите, есть ли этот эпизод в былине? (Нет.)

- За что так щедро наградил Батый Авдотью Рязаночку? (За отвагу, мудрость, любовь и преданность.)

- Можно ли утверждать, что Авдотья Рязаночка совершила подвиг? (Да.) Чтобы подтвердить ваше утверждение, обратитесь к словарю и узнайте значение слова подвиг. (Подвиг – героический самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском.)

- Да, Авдотья Рязаночка совершила подвиг: рискуя жизнью, она вызволила из плена не только своих родных, но и всех соотечественников.

- Подведём итоги групповой работы.

- Ребята, отличаются ли по содержанию тексты сказания и былины? (Да.) А что их объединяет? (Их объединяет главное: они знакомят нас с мужественной, отважной, мудрой женщиной, беззаветно любившей своих близких, родную землю – Авдотьей Рязаночкой.)

- Этот цветок – лекарственное растение, он помогает лечить многие болезни. Теперь, увидев бессмертник, вы обязательно вспомните Авдотью Рязаночку.

- В заключение мне хочется обратиться к теме нашего урока и попросить вас ответить на вопрос: какой вам представляется древнерусская женщина? ( Отважной, сильной, мужественной, любящей, преданной, самоотверженной.)

4 . Просмотр презентации

5. Подведение итогов.

Рефлексия

6. Домашнее задание: пересказать сказание близко к тексту или выучить наизусть отрывок из былины; по желанию – нарисовать иллюстрацию.

Возрастная группа: подготовительная к школе группе.

Показать мудрость, преданность Отечеству, бесстрашие в борьбе с врагами защитника Родины через образ реально существовавшей исторической личности.

Формировать интерес к истории родного края.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, дать почувствовать сопричастность к истории нашего края.

Активизация словаря: татаро-монголы, мужественная, храбрая, бесстрашная, отважная.

Обогащение словаря: соотечественники, бессмертник.

Ход занятия:

- Сегодня мы продолжим разговор о нашествии хана Батыя на нашу родную землю. Я вам расскажу о скромной, смелой и мудрой женщине, которая освободила своих соотечественников (объяснение слова) из вражеского плена.

Где в это время была Авдотья Рязаночка, теперь уже никто не скажет. Но, верно, не безделица увела ее в ту пору от родного порога. Возвращается она домой и слышится ей на дороге не то стон, не то плач, не то чей-то голос: - Торопись Авдотья! Скорей, Авдотьюшка…- То ли ветер с ней говорит, то ли сердце беду чует. Не шагом идет Авдотья, бегом бежит.

Вот и город. Взглянула Авдотья и обмерла. Лежат перед ней обугленные развалины, снегом прикрытые, да убитые кругом. Лишь воронье каркает, да волки воют.

Показ иллюстрации картины В. Васнецова

Свет померк в Авдотьиных глазах.

- Где ты, сыночек мой! - Нет ответа.

- Где ты, супруг любимый! – Молчание.

- Брат мой единственный, откликнись! На кого вы меня покинули?

Не нашла она своих родных среди павших. Не нашла и среди немногих раненых, спасшихся в окрестных лесах.

По клочкам она собрала холсты на пепелище своего дома, сшила три смертные рубахи: просторную для мужа, чуть меньшую для брата и совсем невеликую для сына. Сшила и для себя саван. Завязала свои смертоносные обновы в узелок и пошла к хану Батыю.

Долго ли шла, коротко ли теперь никто не скажет. Предстала, наконец, перед ханом. Увидел хан Батый Авдотью, удивился: до сих пор к нему ползком подползали, взглянуть боялись, землю у его ног целовали. А тут стоит женщина, храбро смотрит.

- Баба Рязанская. Авдотьей зовут.

- Да уж не милости у тебя просить, а судом тебя судить! Почто разорил мой дом родной, полонил сына, мужа и брата? Отдай их мне!

Узкие глаза хана блеснули. Он умел ценить отвагу и мужество, но и коварства ему было не занимать.

- По душе мне твоя храбрость, Авдотья Рязаночка, сказал он. – Отдам их тебе. Сорви цветок и ступай в мои обозы, ищи. Будешь искать, пока цветок в твоей руке не завянет. Не успеешь за это время найти – сама рабой станешь. Ха-ха-ха.

Приглядевшись к цветам, Авдотья выбрала невзрачный : маленький желтый бутон на высоком стебельке и пошла, искать своих. День бродит среди обозов, другой, третий, а цветок в ее руке не вянет. Мало того он распустился, превратившись в пушистый шар.

Хан увидел цветок и глазам не поверил.

- Быть такого не может!

Так и нашла Авдотья Рязаночка и сына, и мужа, и брата. Уже не для смерти, а для жизни нарядила их в новые рубахи, подпоясала цветными поясами. Глядела на них, и наглядеться не могла.

Вот тут хан и сказал ей свое последнее слово:

- Твоя взяла, баба Рязанская. Уходи на Русь. И одного из них можешь с собой взять. Выбирай кого хочешь!

Страшный выбор. Тишина настала. Разве может мать от сына отказаться? Разве может верная жена мужа предать? Разве может сестра от единственного брата отвернуться? Страшный выбор. Молчит Авдотья. Молчат ее родные. Молчит торжествующий хан. Наконец Авдотья сказала :

- Не смотрите на мои слезы, бабью слабость, а слушайте рассуждения. Я ведь молода, снова выйду замуж. Будет у меня и муж и родится сын, постоят они за Русь. Но нет у меня батюшки и матушки, - значит, не будет больше брата. А без брата человеку на Руси нельзя быть. Отпусти со мной брата.

В третий раз изумился хан. И отпустил он с ней на Русь и сына, и брата, и весь рязанский полон. И пошли они домой.

Давно это было. Но и сейчас прекрасный след Авдотьи Рязаночки цветет на Руси цветком по имени Бессмертник. (Показ цветка бессмертника, объяснение названия цветка)

На лугу растут цветы

(Потягивание – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания – руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками, изображая ветер.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Вопросы к детям:

Кого пошла искать Авдотья Рязаночка?

В чем проявлялись ее храбрость, героизм?

Какой был хан Батый?

Что помогло Авдотье найти своих родных?

Почему Авдотью помнят до наших дней?

Детям предлагается нарисовать Авдотью Рязаночку.

Читайте также: