Что такое молитва кратко 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

П.И. Чайковский Детский альбом- Зимнее утро.mp3

П.Чайковский. Детский альбом Вальс.mp3

Утренняя молитва. Чайковский. Детский альбом.mp3

Чайковский. Детский альбом. В церкви..mp3

Выбранный для просмотра документ Молитва..docx

Урок музыки во 2 классе.

Тема: Молитва.

«Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

развивать умение слушать и эмоциональную отзывчивость на музыку, слух, память, внимание; воспитывать уважения к традициям своего народа.

Планируемые результаты:

предметные : научиться слушать и анализировать музыку, владеть первоначальными певческими навыками, исполнять композиторские песни;

метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия, познавательные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные - использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы;

личностные: развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования, чувство сопричастности к культуре своего народа.

Тип урока: комбинированный, путешествие в историческое прошлое.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Под какую музыку мы с вами сейчас работали?

Объявление темы, формирование целей урока.

(Дети объясняют значение этого слова.)

- Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства - монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

- Церковь в нашем поселении совсем новая. Кому она посвящена? («Святым великомученикам крымским). Что вы о них знаете?

III. Работа над темой урока.

1.Вступление. Подготовка к восприятию музыки.

- Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы.

- Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

- Какая музыка по характеру, темпу?

- Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится.

- Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

- Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

(Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

Учитель. - Вы хорошо прочувствовали эти сочинения, молодцы.

- Да, потому что всё как будто заканчивается: садится солнце, кончается и день.

3. Вокально-хоровая работа.

- Я думаю, что у нас, как и у того ребёнка, образ которого был снами на этом уроке, всё будет хорошо. Ведь впереди у нас замечательный праздник. Какой? Новый год.

Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: "Молитва" соответствует программы второго поколения ФГОС.

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока музыки во 2 классе на тему: "Молитва" 103 КБ
Титульный лист цели и задачи урока музыки по теме молитва 46 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки во 2 классе

к учебной деятельности

Приветствие .( Слайд №1)

Исполнение музыкального приветствия:

Исполнение (в диалоге с учителем).

Личностные : мотивация, самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений

в деятельности. Объявление темы урока учащимися.

3.Постановка учебной задачи.

(учебные цели урока, формулируют учащиеся и учитель)

(построение урока в беседе, знакомства с материалом урока).

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа: (Слайд №2)

Учитель обращает внимание на тему второй

четверти « О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм?

Ответы учащихся: Молиться.

Что такое молитва ? ( Слайд №3)

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.

Учитель: Правильно. Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Ответы учащихся: Молитва.

Учитель: Правильно! ( Слайд №4)

Учитель: Какие цели вы будете достигать на уроке?

Учитель: Итак, на уроке мы ставим следующие цели. (Слайд №5).

1) Разучивать песню - молитву.

2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от обычной песни-заклички.

3) Различать разные виды икон.

4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы.

5) Познакомиться с разными религиями.

6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться различать молитву от песни, узнавать какая бывает молитва и послушать и спеть музыкальные произведения. Эпиграфом нашего урока служат слова И. Никитин «Молись, дитя, мужай с годами,

И пусть на склоне долгих лет,

Такими ж светлыми очами

Учитель: Как вы понимаете этот эпиграф?

Ответы учащихся. ( разные ответы…)

Учитель: То есть оставаться и душой и телом чистыми, добрыми….

Повторение материала предыдущего урока:

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали тему русских народных инструментов. Как вы думаете, необходимы ли р.н. инструменты в молитве? Ответы учащихся. (разные..)

Учитель: А если мы, например, под молитву будем аккомпанировать на гитаре? Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Я предлагаю вам послушать католическую молитву о Богородице и определить по карточкам эмоциональных терминов, какая она по характеру. ( Слайд №7)

Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Какая прозвучала молитва? Вокальная или инструментальная? А о ком эта молитва?

Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Правильно, в католическом храме в песнопении молитва звучит под музыкальные инструменты,

( орган, гитара и тд..) а в православном песнопении молитву исполняют голосом или хором. ( Слайд №8)

Учитель: Мы различаем следующие религии: Христианство, Ислам, Буддизм. ( Слайд №9)

Учитель: Ребята, как вы думаете , что главное в молитве? Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Главное в молитве – СЛОВО.

Слово в православии – это дар Божий. Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. Откуда же появились молитвы?

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и

Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие песни - заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

Знакомство учащихся с содержанием учебного материала для работы на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы, дают правильные ответы.

Учащиеся раскрывают название темы урока с помощью учителя

Учащиеся пользуются словарём эмоциональных

Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

Регулятивные: определяют тему

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками.

Регулятивные: определяют тему, цель

Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока).

знаний для человека,

приобретают мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков.

Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Осмысливают учебный материал.

Участвуют в учебном диалоге.

Образно-логические- анализ прослушанного музыкального произведения. Увиденного, изученного материала.

Излагают своё мнение, корректируют своё

мнение, соблюдают нормы коллективного общения.

(построение урока в беседе, знакомства с материалом урока).

и способов действий.

(Построение работы на уроке в парах).

Проекта выхода из затруднения.

8. Включение в систему знаний и

10.Рефлексия учебной деятельности

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для

человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Учитель: А сейчас физкультминутка.

- На раз подняться, потянуться,

-На два, согнуться, разогнуться

-На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка.

-А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать

-На пять, нам солнце показать.

-На шесть, за парты тихо сесть.

Учитель. Итак, мы с вами различаем молитвы: Благодарственная молитва. Просительная молитва. Покаянная молитва. ( Слайд №12)

Учитель: послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть…

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется стихотворение? ( Слайд №13)

Ответы учащихся (разные…)

Учитель: Правильно. Молитва.

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский? (Слайд №14)

Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день

Ответы учащихся ( завтрак)

Начинается он вот такой пьесой.

Учитель: Ребята, как бы вы назвали эту музыкальную пьесу?

Ответы учащихся. (Слайд №16)

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.

Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?

Ответы учащихся. ( просьба-обращение, благодарение , предупреждение)

– Это домашняя молитва?

-Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

Учитель: ( вспомним правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; создавайте настроение и характер песни, о чём в ней поется)

Учитель: Послушайте песню которую мы будем разучивать.

Самостоятельная работа: Отгадайте кроссворд( Слайд №18)

1) Как называется святое помещение для молитв у мусульман?

2)Как называют общество людей христиан ? ( Церковь)

3) Как называется песня - экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая? (закличка)

4) Как называется образ святого, перед которым молятся?

5) Назовите религию, где молитвы поют и аккомпанируют на музыкальном инструменте?

6 Назовите религию христиан?

7) Как называется святое помещение для молитвы и для души?

Учитель: Что у нас получилось?

Учитель: Давайте вместе вспомним название урока…

Учитель : Мы с вами слушали и исполняли молитвы, слушали музыку П.И.Чайковского. Узнали историю молитв, откуда они взялись.

- Что такое молитва, для чего нужна?

- Молитва имеет разное значение. Какие ?

(молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.)

– Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? (наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.)

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Учитель: Мы подводим итог нашего урока.

Учитель: Определим, какими видами деятельности

занимались на уроке ( Слайд № 19).

- Какая была тема урока?

- Чему научились на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Что было интересно выполнять на уроке?

- Достигнута ли Вами цель урока? Какая?

- Что запомнилось больше всего?

- Всё ли Вам удавалось легко? Учитель: Сделаем вывод по теме нашего урока: Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу. Эпиграфом нашего урока служили слова И. Никитина. Учитель: Прощаемся по - музыкальному:


Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7, 7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя.

Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

Таким образом, без устной молитвы нельзя достигнуть внутренней, а без внутренней — сверхъестественной, почему Бог и повелевает так усердно и так часто молиться.

Молитва и смирение

Молиться нужно от всего сердца, иначе молитва будет бесплодной.

Мы должны подражать Спасителю, но молиться горячо и благоговейно человек может лишь тогда, когда будет иметь перед глазами смиренную кроткую жизнь Христову. Без истинного смирения все молитвы напрасны.

Для того, чтобы молитва наша была услышана, необходимо, чтобы мы искренно, от всей души простили нанесенные нам людьми обиды, оскорбления и сделанное нам зло, чтобы в нашем сердце, в тайниках его не оставалось скрытых озлобления и недоброжелательства к этим людям.

Что это значит? То, что воздаяние добром за зло является не только самым благородным актом мести, но и смиряет противника. Человек, так поступающий, не сам себя возвышает, но его благородный образ действий настолько ставит его выше противника, что тот, если, конечно, имеет совесть и человек порядочный, должен невыносимо страдать от сознания, как он низко пал по сравнению с лицом, им обиженным, и что он не способен на такой высокий и благородный поступок (Я в своей жизни никому из лиц, меня оскорбивших или сделавших мне зло, не мстил даже дурным о них отзывом. Делал я это не потому, что я обладаю достоинствами истинного христианина, а вследствие случайности — воспитания, полученного мною от родителей, служивших мне примером высокого благородства, порядочности и уважения к достоинству человека. Благодаря этому, я с юных лет признал месть, клевету, зависть и неблагодарность чувствами рабскими, хамскими. Отец мой всегда мне внушал, что самая благородная месть врагу — сделать ему добро. Когда я слабыми своими стопами пошел по духовному пути, то утвердился в этом еще более, найдя, что усвоенные мною правила жизни соответствуют христианским началам. Но интересно, что все лица, сделавшие мне сознательно зло, пострадали так или иначе. — Прим. авт.).

Что же мешает нам развить у себя христианское смирение, и почему самое трудное для человека — твердо решить стать на этот путь? Препятствием служит гордость.

Гордость поистине мать грехов, так как начало зла в мире положено падением Денницы, возгордившимся и свергнутым с Неба. Когда-то светлый Серафим, богато одаренный по сотворении высокими качествами — красотой, премудростью, светом, славой, — Денница начал любить больше всего самого себя и восхвалять свои достоинства, воздавая честь не Богу, даровавшему ему высокие совершенства, но себе самому и любовь свою направил от Бога к себе самому, развратив своею гордостью других ангелов, над которыми он начальствовал.

Вот почему человеку, желающему побороть в себе гордость, надлежит просить Бога о двух вещах: чтобы в нем разрушился образ сатаны и, потом, чтобы восстановился образ Божий. Без молитвы никаких спасительных даров от Бога получить нельзя (Иак. 1, 17).

Как нужно молиться?

Получается то, что мы наблюдаем, когда ткется полотно: основа — это слова молитвы, идущие ввысь — к небу, и влечение нашего сердца к Богу; уток — посторонние мысли, внушаемые нам темной силой, отвлекающие нас и постоянно нам напоминающие о земле. Все это переплетается, как переплетается основа с утком в ткани.

Если не будешь бдительным, посторонние мысли могут совершенно заглушить молитвенный порыв, изменить настроение; навеянная мысль может так заинтересовать, что язык станет повторять слова молитвы без всякого участия ума и сердца.

Так молился о. Иоанн Кронштадтский. Он даже интонацией голоса показывал, что уверен в том, что молитва его будет услышана, почему иногда казалось, что он не просит, а требует, хотя молитва его была всегда благоговейная и смиренная.


Иногда для человека, очень занятого, или спешащего куда-либо по делу, или усталого, нет возможности совершить все келейное правило, тогда его лучше сокращать, но делать это лишь в исключительных случаях. Так учили преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий, оптинский старец.

А к ней присоединю и молитву оптинских старцев, которую полезно читать по утрам при совершении келейного правила:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне вполне предаться воле Твоей Святой. На всякий час этого дня во всем наставь и вразуми меня, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все воля Божия. Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Не дай мне забыть, что все послано Тобою. Научи меня правильно и разумно действовать с каждым членом моей семьи, никого не огорчая, никого не смущая.

Виды молитв

Внутренняя молитва

Внутренняя молитва – это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими – не опытными – может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями.
Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14:15).

Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.

Наружная молитва

В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.

Пример такого чтения мы видим в близком к нашему времени молитвеннике святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Рассказывают, что он имел обыкновение на утрени канон читать сам. И когда он читал, то вся церковь плакала, увлеченная его религиозным духом.

А вот другой пример. В начале этого столетия в городе Петракове был псаломщик, человек средних лет. Первый час он выходил читать на середину собора и так его читал, что большинство присутствующих молились вместе с ним со слезами. Мало того, некоторые из прихожан, не имевшие возможности простоять всю службу, старались прийти хотя к концу, чтобы выслушать чтение этого псаломщика.

Наружная молитва выражается не только в чтении по книге, но и в произношении ранее заученных молитв по памяти. Такая молитва бывает очень полезной для человека, так как она более собирает внимание молящегося на содержании произносимых им слов, в то время как слушая чтение других или сам читая, молящийся легче рассеивается, незаметно уходит мыслью в мирские дела.

Атрибуты наружной молитвы

Церковное пение

В наше время нотные церковные песнопения многочисленны и разнообразны. Из них, несомненно, первое место должно быть отведено распевам – знаменному, греческому, болгарскому и Киево-Печерской Лавры. В этих напевах невольно ощущается нечто родное, затрагивающее душу и устремляющее к Богу. К ним и призывает обратиться Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I .

В католической церкви богослужение сопровождает и музыка. Но этот обычай, введенный Западом в VI-VII вв. носит чисто светский характер, почему и не принимается нашей Православной Церковью, хранящей Христову истину в ее неповрежденном виде.

Внешние движения

Сам Господь наш Иисус Христос при молитве к Отцу Небесному употреблял их: поднимал очи к небу , преклонял колена , падал ниц , вздыхал , проливал слезы .


Пользовались внешними движениями и святые апостолы . О внешней стороне молитвы упоминают и мужи апостольские , и христианские апологеты , и святые отцы.
Наше православное христианское богослужение, будучи неисчерпаемо в своем содержании, богато и с внешней стороны.

Каждое внешнее обнаружение молитвы имеет свой смысл и значение, поэтому оно и зависит от характера молитвы. Так, хвалебной молитве более приличествует стояние, ибо здесь уста изливают пред Богом, главным образом, полноту сердечной радости; благодарственной – поклоны, как это бывает и в жизни обыденной. Просительно-покаянной молитве свойственны формы, выражающие сокрушение молящегося и его взывание к Божией помощи. Такими знаками могут быть: поднятие рук к Богу, наклонение головы, преклонение колен, плач и прочее.

Самым обычным и наиболее употребительным положением при всякой молитве служит стояние. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, в древние время христиане стояли и при частной, и при общественной молитве.

Важнейшим молитвенным знаком является крестное знамение. Им всякая молитва начинается, сопровождается и им же заканчивается. Крестное знамение всегда должно предшествовать поклону как поясному, так и земному. При этом необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знаменем мы как бы ставим перед собой изображение креста и затем творим поклон Распятому на нем Господу. Если же оно творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю, что граничит уже с богохульством (хотя и не сознательным).

Соединение внутренней и внешней молитвы

Необходимость внешней формы в молитве вытекает, далее, из того, что произношение молитвенных формул и совершение молитвенных действий может возбуждать в нас – и действительно возбуждает – молитвенный дух и молитвенное настроение. Психология знает не только о влиянии души на тело, но и об обратном влиянии тела на душу. Благоговейное произношение известных слов и совершение известных действий может вызвать в душе соответствующие им эмоции и переживания. Мы можем начать произносить слова молитвы и совершать молитвенные действия, не имея молитвенного настроения, оно может возникнуть в нас, как следствие наших молитвенных подвигов и упражнений.

Ввиду такой тесной и неразрывной связи внутренней и внешней молитвы, святитель Филарет Московский считает даже бесполезным ставить вопрос о том, не довольно ли одной внутренней молитвы без наружной.
Итак, внутренняя и внешняя молитвы должны составлять одно целое.

Хвалебная молитва

Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенств. «Молитвою хвалы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь…

Образцы хвалебной молитвы

К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты, представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением – прославлением Господа, троичного в Лицах.

Просительная молитва

Примеры просительной молитвы
Примером просительной молитвы в Ветхом Завете может служить молитва иудейского царя Иосафата. Вначале он говорит о всемогуществе Бога, в руках Которого сила и крепость, Который спасал народ Свой, уповающий на Него (2 Цар. 20:5-9). И ныне, говорит далее иудейский царь: избавь нас, Боже, от руки врагов наших (ст. 10—12). В заключение Иосафат выражает свою всецелую преданность Богу и надежду на Его небесную помощь (ст. 12).

Покаянная молитва


Испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может и не сокрушаться о своих грехах, которые составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости. Отсюда получает свое начало покаянная молитва. Это такая молитва, в которой человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно, со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них, освятить его труд над исправлением сердца.

Покаянная молитва с формальной стороны имеет сходство с просительной молитвой: и в первой, и во второй христианин испрашивает у Господа милостей. Но в своем существе она отличается от просительной: в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком.

Образцы покаянной молитвы
В Священном Писании мы находим много образцов и покаянной молитвы. Из них, прежде всего, нужно указать на молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.

Вначале молитвы иудейский царь говорит о Боге как премудром Творце и грозном Судье за наши грехи (в конце 2 Пар., а-в). Но, – продолжает Манассия, – Ты, Господи, и многомилостив к кающимся, Ты обещал им отпущение грехов по великой Своей благости; поэтому и я, несмотря на многочисленные мои беззакония, с надеждой на Твои щедроты преклоняю колена сердца моего и прошу Тебя, Господи, не дай мне погибнуть с моими мерзкими делами, покажи на мне Свою милость (г-к). Заканчивает молитву Манассия обещанием впредь не прогневлять Бога своими неправдами, но прославлять Его своею праведной жизнью (к-л).

Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же – канон святого Андрея Критского и другие.

Благодарственная молитва

За исполнением наших прошений как о духовных нуждах, так и о телесных, естественно, следуют благодарения. Молитва благодарения – это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности.

Основанием для благодарственной молитвы служит Божественная Любовь, изливающая на нас свои великие щедроты. Если мы получаем от ближних какую-нибудь услугу, то у нас невольно возникает к ним чувство благодарности. Это тем более нужно сказать в том случае, когда имеются в виду благодеяния Божии, так как они получаются человеком во множестве и притом постоянно. Человек ничего своего не имеет – всем обязан Богу. Отсюда благодарение необходимо.

Образцы благодарственной молитвы

В качестве образца благодарственной молитвы из Ветхого Завета можно привести 17-й псалом, воспетый святым царем Давидом после того, как Господь избавил его от всех врагов.

В Новом Завете можно указать на благодарственную молитву Господа нашего Иисуса Христа по случаю радости возвратившихся с проповеди семидесяти учеников Его (Лк. 10:21; Мф. 11:25-26).

Последним и, до некоторой степени, особенным видом молитвы по содержанию является молитва ходатайственная, то есть молитва за других.

Ходатайственная молитва

Замечателен в этом отношении рассказ из жизни святых, на который обратил внимание Н. Мотовилова преподобный Серафим в своей беседе с ним о цели христианской жизни.

Молитва за предержащие светские власти; за духовных руководителей; за членов семейства, сродников и благодетелей

Заповедь апостолов свято исполнялась христианами. В первые времена своей жизни Церковь Христова терпела много гонений от римских императоров. Тогдашняя римская власть испробовала на христианах всевозможные способы мучения. Невинная хри-стианская кровь текла широким потоком по греко-римской империи. Вместе с тем, христиане терпели от римской власти и жесточайшие нравственные страдания: насмешки, презрения, лишения доброго имени и прочее. Казалось, кто бы мог в подобном положении удержаться от желания мести и проклятия гонителей?! И однако древняя Церковь, одушевляемая чувствами христианской всеобъемлющей и всепрощающей любви, неуклонно следовала заповедям святого Евангелия.

Значение молитвы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель нач. классов

Тема второй четверти

Что такое молитва?

Молитва

Цели урока 1) Разучивать песню – молитву . 2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от песни-заклички. 3) Различать разные виды икон. 4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы. 5) Познакомиться с разными религиями. 6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

  • 1) Разучивать песню – молитву .
  • 2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от песни-заклички.
  • 3) Различать разные виды икон.
  • 4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы.
  • 5) Познакомиться с разными религиями.
  • 6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд.

Эпиграф к уроку

Молитва Богородице Молитва Богородице Дево, радуйся. Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Богородице Дево, радуйся.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.


Существует большое число определений молитвы [1] [2] [3] [4] [5] , которые не во всем совпадают друг с другом.

Содержание

Особенности определения



Иными словами, согласно предложенному определению, молитва предполагает наличие веры в существование, наряду с видимым, невидимого мира и представляет собой обращение (осуществляемое общественным или частным образом) к его представителям, словесное или мысленное, с просьбой, благодарением или прославлением.

Из этого определения понятно, что молитвы могут быть как общественными, так и частными. Данное обстоятельство делает возможными общественные богослужения.

Молитвы могут различаться по содержанию и быть хвалебными, благодарственными, просительными [3] [5] [6] Кроме того, иногда отдельно выделяют такие виды молитв, как покаянные [6] и ходатайственные [5] [6] .

Общественные и частные молитвы

Внутренняя и наружная молитва

Ибо что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных [7] .

Сопровождение молитвы возжиганием свечей и благовоний, омовениями, переодеваниями, координацией по сторонам света, времени суток и др. превращает ее в сложный семиотический текст, объединяющий личную и коллективную психологии, традиции и воззрения.

Общественные православные богослужения обычно сопровождаются каждением. Однако в Православии любые внешние действия ценятся не сами по себе, а лишь как средства к достижению правильного внутреннего молитвенного настроения.

Хвалебные, благодарственные, просительные и другие молитвы

Так, в Ветхом Завете 103-й псалом является образцом восхваления Бога как премудрого Творца и всемогущего Промыслителя [6] .

Православная Энциклопедия [9] :
Предметом восхвалений являются действия Бога в творении (Пс 103; 138; 147) и истории (Пс 134; 135), восхваления вызваны ожиданием и предвкушением Царства Божия (Пс 46; 92; 95; 98), присутствием Господа в храме и граде Божием (45; 47; 75; 83; 86).

В Новом Завете образцами просительной молитвы являются Первосвященническая (Ин. 17) и Гефсиманская (Мф. 26, 39; Мк. 14, 35-36, 39; Лк. 22, 41-44) молитвы Господа нашего Иисуса Христа; молитва первенствующей христианской Церкви (Деян. 6, 24-30) и молитвы святого апостола Павла (Еф. 3, 14-19; 1 Фес. 3, 11-13) [6] .

Один из самых известных образцов покаянных молитв — 50-й псалом. К числу покаянных молитв относятся молитва мытаря, молитвы, входящие в чин исповеди, Великий покаянный канон Андрея Критского [6] . Иисусова молитва также относится к покаянным молитвам. Покаянные молитвы не всегда выделяют в отдельный разряд (их можно рассматривать как разновидность просительных).

Молитвы просительные, как говорит само название, выражают нужды молящегося, как телесные (материальные), так и духовные [6] . К числу просительных молитв принадлежат ектении.

Ходатайственные молитвы выражают прошения, подаваемые за других людей (их также можно рассматривать как разновидность просительных).

Наконец, благодарственная молитва выражает признательность молящегося Богу за получаемые от него блага. Образец благодарственной молитвы из Ветхого Завета — 17-й псалом. К числу благодарственных православных молитв нужно отнести молитвы из состава благодарственного молебна, молитвы по причащении Святых Тайн [6] .

Молитва в сравнении с иными практиками

Наряду с вопросом о том, чем является молитва, важно рассмотреть и другой — чем молитва не является.

Кроме индуизма и буддизма медитация присутствует и в исламе (суфийские практики). Исламские мистики (суфии) используют своеобразную психическую технику для самосовершенствования. В эту технику входят танцы, физические движения (например, систематические качания головой), длительные коллективные произношения молитв под музыку (радения) и прочие психофизиологические состояния, ведущие лишь к изменению человеческого сознания, но не к живому соединению с Богом [10] .

Молитва и медитация

Молитва в христианстве

Необходимость молитвы





Образцы и примеры молитв в Новом Завете

Порядок совершения молитв

На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11, 25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростертие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).

В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою [5] ; но для женщин установлено было противоположное правило (1Кор. 11:4).

Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междочасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день [5] .

Молитва в исламе

  1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.
  2. Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:

Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан

Пророк Мухаммед сказал:

Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю [12] .

Takbir of prayer.jpg


Отсюда следует, что пророк Мухаммед, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за это молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются в сторону Каабы (кибла).

Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день:

  1. на рассвете (до восхода солнца)
  2. в полдень(на 15 мин позже полудня чтоб не уподобляться солнцепоклонникам)
  3. во второй половине дня
  4. после заката солнца
  5. ночью (через 1,5-2 часа после заката)

В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.

Молитва в иудаизме


В Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв (напр. Исаак молился о Ревекке), но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины (Втор. 26:13-15).

Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв: третий, шестой и девятый часы дня.

Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытою головою. Утром на левую руку и на голову налагается тфилин, предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних (после 13 лет), которое называется миньян. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке.

Молитва в буддизме

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [5] :
Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов Ваджраяны, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 года по Рождестве Христовом.

Энциклопедия религий мира [13] :
Средством достижения состояния будды в ваджраяне считается йогическая практика (психотренинг) в сочетании с эзотерической и магической практикой, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.



Из сказанного видно, что в практике тхеравады нет места молитве в собственном смысле этого слова, а само учение в отдельных отношениях удивительно напоминает атеизм.

Молитва в индуизме

Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами.

Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву). Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком.

Bangladesh Prayer.jpg


Молитва в древних языческих культах

У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.

О молитве в художественных произведениях

Молитва в прозе

Молитва в стихотворных произведениях

К теме молитвы обращались и продолжают обращаться поэты.

Молитва
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Cтихотворные переложения молитв

Некоторые молитвы имеют стихотворные переложения. Покаянная молитва Ефрема Сирина легла в основу прекрасного стихотворения:

* * *
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Примечания

Ссылки

Источники

    // Античность в контексте современности. М., 1990, с. 196—204

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: