Почему иешуа га ноцри погибает в романе мастер и маргарита кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вспомнилась мне некая деталь, которую я заметил лишь сравнительно недавно, перечитывая обожаемый роман Михаила Булгакова в очередной раз. Как помним, Понтий Пилат, уже собиравшийся помиловать Иешуа, упрятать от гонителей в своей резиденции под предлогом сумасшествия и сделать своим ученым собеседником и целителем, к собственному разочарованию и ужасу, сделать это оказался не в состоянии. Ибо тот непочтительно отзывался о самом кесаре. И последняя надежда — на местный обычай освобождать одного из приговоренных к смерти в честь праздника — также не оправдалась: тут заупрямился первосвященник Каифа. Бродячий проповедник для религиозного истеблишмента опаснее обыкновенного бунтовщика и убийцы Варравана. Иешуа обречен.

Да, но… Но в самом начале обсуждения кандидатуры на помилование Пилат исключил двоих из приговоренных — Дисамаса и Гестаса, поскольку они "числятся за прокуратором" как совершившие преступление конкретно против римской власти. Так ведь и Га-Ноцри совершил подобное. Его преступление куда серьезнее. И что же — он за прокуратором "не числится"? О каком освобождении по случаю праздника Песах тут можно говорить? То есть, конечно, своей властью префект Иудеи (именно такова на самом деле была должность Пилата) мог, несмотря на все возражения, отпустить преступника. Но не такого. Слова, истолкованные как выступление против императора, прощены быть не могли. И даже захоти Синедрион отпустить Га-Ноцри, римский чиновник вряд ли согласился бы на это, понимая, что согласие опасно для его карьеры, да и жизни… После выяснения, "говорил ли когда-либо что-либо о великом кесаре" подследственный из Галилеи, все дальнейшие попытки его спасти совершенно бессмысленны и опасны, чего Пилат не мог не понять. Он же сказал Иешуа, что не готов занять его место. Похоже, Михаил Афанасьевич чего-то не заметил. Может быть, не успел.

Конфликт

М. А. Булгаков в своем произведении демонстрирует столкновение точек зрения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которые по-разному рассматривали человека в мире.

Казнь

Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?

Раскаяние

Встреча Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри становится решающей для судеб обоих персонажей. Пилат, принимая свое решение, уже понимал, что совершает огромную ошибку. Однако он побоялся что-либо сделать в защиту Иешуа.

Спор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри не превращает героев во врагов, эти одинокие люди находят друг в друге интересных людей, с которыми можно беседовать о жизни и о ее сути.

Понтий Пилат проникся словами бродяги, который заставил его задуматься над собственной жизнью. Пилат до конца понял, что его власть ему ненавистна, как и город Ершалаим, в котором ему приходилось работать.

Он раскаивается за свой поступок, пытается загладить свою вину перед казненным Иешуа и приказывает убить Иуду из Кириафа, который являлся предателем Га-Ноцри.

В финале произведения Иешуа прощает Понтия Пилата. Это плата за его раскаяние.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита": описание внешности, характера героя и другие материалы для сочинения.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Мастер и Маргарита"

Образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в "Мастере и Маргарите"

". – Прозвище есть?
– Га‑Ноцри. "

Иешуа - бродячий философ. У нет постоянного жилища. Он путешествует по городам со своей проповедью:
". рядом с ним шел бродячий философ. "
". послал на смерть философа с его мирною проповедью. "
". У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город. "
". короче, одним словом – бродяга. "

Возраст Иешуа - около 27 лет (Иисусу Христу было 33 года, когда его казнили):
". человека лет двадцати семи. "

О внешности Иешуа известно следующее:

". Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. "
". к стоптанным сандалиям Иешуа. "
". голову в размотавшейся чалме. "
". молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. "
". арестант с обезображенным побоями лицом. "
". потирая измятую и опухшую багровую кисть руки. "

Иешуа носит оборванную одежду:
". оборванный философ‑бродяга. "
". нищего из Эн‑Сарида. "

У него ясные глаза:
". Глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты. "

У Иешуа бесшумная походка:
". связанный пошел за ним бесшумно. "

У него светлая улыбка:
". И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант. "

Иешуа является выходцем из Галилеи:

". Подследственный из Галилеи. "

Он родился в городе Гамалы (по другой версии - из Эн-Сарида). Так как Булгаков не завершил роман, то в тексте присутствуют обе версии одновременно:
". – Откуда ты родом?
– Из города Гамалы, – ответил арестант, головой показывая, что там, где‑то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала. "
". нищего из Эн‑Сарида. "

Иешуа является сиротой. Он не знает, кто его родители. У молодого человека вообще нет родных:
". Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей. "
". я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец. "
". – Родные есть?
– Нет никого. Я один в мире. "

Иешуа - одинокий, холостой мужчина:
"..Жены нет? – почему‑то тоскливо спросил Пилат, не понимая, что с ним происходит.
– Нет, я один. "

Герой является умным человеком:
". Не притворяйся более глупым, чем ты есть. "
". Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что. "

Иешуа - наблюдательный, проницательный человек. Он видит то, что скрыто от глаз других людей:
". Это очень просто, – ответил арестант по‑латыни, – ты водил рукой по воздуху, – арестант повторил жест Пилата, – как будто хотел погладить, и губы. "
". Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. "

Он способен предчувствовать события:
". У меня, игемон, есть предчувствие, что с ним случится несчастье, и мне его очень жаль.
". я вижу, что меня хотят убить. "

Иешуа способен лечить людей, но при этом он не врач. Каким-то чудом Иешуа снимает головную боль Понтия Пилата:
". Нет, прокуратор, я не врач, – ответил арестант. "
". мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.
". поверь мне, я не врач. "

Иешуа - добрый человек. Он никому не причиняет зла:
". тот жестоким не был. "
". Иешуа, не сделавший никому в жизни ни малейшего зла. "
". сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. "

Он считает всех людей добрыми:
". ответил арестант, – злых людей нет на свете. "
". философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые. "
". Добрый человек! Поверь мне. "

Иешуа - застенчивый человек:
". застенчиво ответил арестант. "

Он умеет интересно говорить так, что люди ходят за ним по пятам:
". теперь я не сомневаюсь в том, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобою по пятам. Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо. "

Иешуа является довольно образованным человеком для своего времени:
". – Знаешь ли грамоту?
– Да. "

Иешуа знает арамейский, греческий и латинский языки:
". – Знаешь ли какой‑либо язык, кроме арамейского?
– Знаю. Греческий. "
". – ты, может быть, знаешь и латинский язык?
– Да, знаю, – ответил арестант. "

Иешуа - трудолюбивый человек. Оказавшись в гостях у огородника, он помогает ему с огородом:
". Позавчера днем Иешуа и Левий находились в Вифании под Ершалаимом, где гостили у одного огородника, которому чрезвычайно понравились проповеди Иешуа. Все утро оба гостя проработали на огороде, помогая хозяину. "

Иешуа - милосердный человек. Даже во время своей казни он заботится о других преступниках:
". Иешуа оторвался от губки и хрипло попросил палача. "
– Дай попить ему. "

Герой считает трусость одним из главных пороков людей:
". он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. "
". трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га‑Ноцри. "

Иешуа - безобидный человек, которого не за что казнить. Тем не менее, его казнят, как опасного преступника:
". совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. "

". спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. "

Добрый Иешуа прощает людям их грехи. Он никого не винит в своей казни:
". Он сказал, что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь. "
". он перед смертью сказал, что он никого не винит. "

У Иешуа есть единственный ученик - Левий Матвей (у Иисуса Христа было 12 учеников - это одно из отличий персонажа Иешуа от Иисуса Христа):
". ответил Левий Матвей, – я его ученик. "
". Ты, я знаю, считаешь себя учеником Иешуа. "


В конце концов Иешуа оказывается всемогущим и бессмертным существом. Он представляется собой воплощение добра и света в противоположность князю тьмы Воланду:
". А что же вы не берете его к себе, в свет? (о мастере)
– Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий. "

О прототипе персонажа Иешуа

Прототипом философа Иешуа Га-Ноцри является Иисус Христос. Но при этом Иешуа и Иисус Христос имеют некоторые отличия. Например, в романе Иешуа умирает в возрасте 27 лет, а Иисус Христос был казнен в возрасте 33 лет; у Иешуа есть всего один ученик Левий Матвей, а у Иисуса Христа было 12 учеников. Несмотря на эти и другие различия, Иисус Христос, без сомнения, является прообразом Иешуа, но в булгаковской интерпретации.

Это был цитатный образ и характеристика Иешуа Га-Ноцри в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова: описание характера и внешности героя, его происхождения, прототипа, а также другие материалы для сочинения.

Понтий Пилат - Иешуа (500x682, 63Kb)






Но в отличие от канонических текстов в романе, написанном Мастером, Понтии Пилат - один из основных героев. Оттенки его настроения, колебания, эмоции, ход его мыслей, беседы с Иешуа, процесс принятия окончательного решения, получили в романе яркое художественное воплощение. Но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство.

http://www.mirvboge.ru/wp-content/uploads/2017/05/mirvboge.ru_%D1%81%D1%83%D0%B4-740x402.jpg

Читайте также: