Почему хоровое произведение гаврилин назвал симфонией кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ожидаемым результатом исследования станет привлечение внимания со стороны теории к творческому направлению в музыке Валерия Гаврилина, активизация исполнительской деятельности и композиторского искусства. Практическим результатом станет использование данной работы на уроках по курсу музыкальной литературы в разделе истории отечественной музыки XX века.

Валерий Гаврилин – один из наиболее значимых композиторов XX столетия, продолжатель традиций классиков отечественного музыкального искусства, хранитель традиций национальной культуры. В его творчестве слово и музыка органично добавляют друг друга, поэтому не случайно в творческом наследии композитора ведущая роль принадлежит камерно-вокальным, вокально-симфоническим и хоровым жанрам, определяющим важнейшие особенности авторского стиля. Гаврилиным была впервые осознана и сформулирована цель и смысл композиторского творчества –соединение достижений профессиональной музыкальной классики с бытовыми жанрами, основанными на первозданном песенном мелодизме.

Уже на ранних этапах творческого пути Валерия Гаврилина сложились особенности индивидуального стиля, музыкального мышления, демократичности композиторского мышления, что нашло свое отражение в музыковедческой литературе.

Но неординарность и многогранность творчества Гаврилина предполагает дальнейшее обращение к исследованию творческого наследия композитора. Настоящее исследование направлено на рассмотрение проблем своеобразия формы музыкально-поэтического театра, вокально-театрального синтеза, особенностей индивидуального композиторского мышления, на природу гаврилинской театральности, склонной к жанровым, образным и стилистическим смешиваниям, на демократичность музыкального языка, основанной натрадициях, близких к фольклору, что и свидетельствует об актуальности темы.

-анализ индивидуальности жанра и стиля композитора, выявление особенностей индивидуального композиторского мышления.

Объект исследования – композитор Валерий Гаврилин, его эстетические воззрения, традиционализм и яркое новаторство, основанное на глубоком проникновении в национальную хоровую традицию и эволюцию индивидуального стиля.

При выполнении работы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ теоретических источников по проблеме, аналогия, обобщение и синтез, практические - наблюдение, сравнение и группировка.

Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность и научная значимость; определяется круг основных проблем и задач.

В первой главе проводится анализ теоретических разработок и публикаций, трудов ученых, практический опыт по теме творчества композитора.

1.2. Для методологии исследовательской работы и его теоретической базы необходим комплексный подход, основанный на совокупности теоретических научных разработок и трудов известных ученых, практический опыт, объединяющий общеэстетический, источниковедческий, историко-стилевой и интонационный методы анализа.

- Полезным для исследовательской работы оказалось изучение ряда работ о жизни и творчестве Валерия Гаврилина. Это - монография А.Т. Тевосяна (осталась незавершённой по причине смерти музыковеда), в ней отсутствует анализ музыкальных текстов, внимание исследователя сосредотачивается на биографических фактах и особенностях мировоззрения композитора.

- Отдельные черты стиля сочинений Гаврилина рассматривались в ряде научных статей (С. Блиновой, Л. Михеевой, Т. Л. Кухты, Н. Салниса);

- Среди новейших исследований работа И. Голышевой посвящена фольклорным истокам творчества композитора.

Противоречивым и спорным для исследователей являлось утверждение Гаврилина об отсутствии в его произведениях подлинных фольклорных тем. Это порождало споры до той поры, пока не был открыт доступ к материалам личного фольклорного архива В. А. Гаврилина и не показало неоднозначность этого суждения. Суть композиторского подхода к использованию фольклора в произведении состоит в использовании и опорой на выразительные приемы различных фольклорных жанров.

С просьбой написать что-нибудь для его хора ещё в 1966 году обращался к Валерию Гаврилину хормейстер и художественный руководитель Ленинградской певческой капеллы Владимир Минин (Приложение 1 рисунок 2).Но только через много лет появилось приглашение посмотреть только что оконченную хоровую симфонию.

Прежде, чем анализировать жанровые особенности произведения, необходимо дать определение музыкального жанра. Жанр в музыке – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия. Также можно сказать, что жанр – это тип произведения в единстве его формы и содержания. С этих позиций и будем рассматривать произведение Валерия Гаврилина.

Именно интерес слушателей предопределил возрождение в новом, сценическом качестве классических сочинений, перерождение в постановку сочинений композиторов XX века и рождение оригинальных сочинений, созданных исключительно для хорового театра.

В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от рождения до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения - солирующему дисканту.

Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.

Музыкально-драматический театр Валерия Гаврилина отличается органичностью и естественностью сочетания различных функций человеческого голоса в качестве главного выразительного и изобразительного средства. В творчестве композитора не столько хор подчиняется определенным драматургическим задачам, а, напротив драматургия нередко проистекает из самой природы хорового искусства и представляет собой процесс постепенного развертывания его различных граней.

К основным стилеобразующие факторам музыки Гаврилина можно отнести оригинальность вокально-театрального синтеза, обусловленную сплавом драматургических принципов монооперы и вокального цикла, преобладание интонаций персонажного типа, смысловую многомерность сквозных интонаций, выступающую ведущим компонентом драматургии, яркую образность мышления автора, исключительную глубину постижения композитором человеческой души.

В Советском Союзе в XX веке массовая песня и хоровое пение служили идее объединения людей для построения нового общества, достижения результата, когда каждый вносил свой вклад в общее дело. И композиторы откликались на потребности общества, создавая новые формы искусства, отвечающие современности, и в то же время каждый стремился развивать традиционное русское искусство, сохраняя связь с историческим прошлым.

Одним из самых ярких композиторов этого времени является Валерий Гаврилин. Он, продолжая и развивая традиции таких русских композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, многое привнес в вокальный и хоровой жанр, создал свой неповторимый музыкальный язык, основанный на народных напевах, обогатив сам музыкальный материал, добавив элементы сценического действа, углубив психологическую глубину образов.

Одна из особенностей творческого метода Гаврилина заключается в синтезировании разнородных жанрово-стилевых элементов языка фольклора для создания целостного художественного образа произведения. В симфонии-действе не только претворены различные принципы работы с фольклором, но и показана жизнь и духовность национальной российской культуры, её образы и проблематика.

В драматургии симфонии-действа большую роль играют внезапные образные переходы противоположных образов и картин. Драматургический анализ обнаруживает стремление Гаврилина к непрерывному музыкальному развитию от небольшого раздела до произведения в целом.

История музыкального искусства – это непрекращающаяся смена художественных стилей. Независимо от времени каждый стиль сохраняет свою оригинальность и значимость. Особенности стиля композитора Валерия Гаврилина оказали большое влияние на развитие советской и русской музыкальной культуры 80-х годов XX века.

Научная и практическая направленность симфонии-действа обусловлена тем, что привлекает внимание со стороны теории к новому направлению, способствует активизации исполнительской деятельности и композиторского искусства.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его в школах искусств по курсу музыкальной литературы в разделе истории отечественной музыки XX века. Результаты исследовательской работы могут быть применены в дальнейшем изучении особенностей авторской трактовки вокально-театрального синтеза, а также в исследовании проблем индивидуального стиля. Таким образом можно сказать, что в ходе реализации решения взаимосвязанных задач, основная цель данной работы была достигнута.

Читайте также: