Свободная инициативная деятельность ребенка в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Курьянович Наталья Олеговна

Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун

Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива — (от. франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей;

обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);

привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

Организуя свою образовательную работу в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов:

  • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель создает для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками.

3) Групповой сбор

Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах.

4) Трудовая деятельность

В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.

В своей работе со старшими дошкольниками я использую технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.

6) Ритуал планирования самостоятельной деятельности

Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

7) Проблемное обучение

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности мышления, активизация мыслительной деятельности.

Во время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие, самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах деятельности.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно), нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами.

Детская инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Библиографический список:

Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.

Большой Энциклопедический словарь. 2000г.

Кожевникова Л.М. Карта детских инициатив / Л.М. Кожевникова – М.: Академия, 2009

Короткова Н.А. Пути гибкого проектирования образовательного процесса / Н.А. Короткова – М.: Академия, 2008.

Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

2 слайд - «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте

В п. 3.2.5 ФГОС ДО говорится о том, что для реализации задачи по созданию социальной ситуации развития детей, в содержательном разделе Программы дошкольного образования отмечены способы и направления поддержки детской инициативы, определены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста такие как:

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

• создание правильно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, партнеров в совместной деятельности.

3 слайд - Целевые ориентиры, по поддержке детской инициативы и самостоятельности определенны, так же в ФГОС ДО п. 4. 6 :

проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

· способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок способен к волевым усилиям;

· пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· способен к принятию собственных решений.

Все виды детской деятельности направлены на развитие разных компонентов самостоятельности :

· игра способствует развитию активности и инициативы;

· в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата;

· в продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы.

4 слайд - Что такое детская инициатива?

Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью

Направления поддержки детской инициативы – это поддержка самостоятельности в замыслах и их воплощении, поддержка спонтанной игры, развитие ответственной инициативы, учитывая детский интерес ребёнка

5 слайд - Формы работы с детьми для развития детской инициативы:

• Непрерывная образовательная деятельность (НОД) – это занятие;

• Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей - это игровые экскурсии, викторины, КВНы, маршрутные игры, квест – игра, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;

• Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы

6 слайд - Условия для разных видов деятельности детей :

• ППРС должна быть разнообразна по своему содержанию

• Учет индивидуальных особенностей и интересов детей конкретной группы

• Стиль общения в группе : демократичный доверительный партнерский

• Умение детьми делать выбор, определять сферу деятельности

• Инициативный замысел ребёнка.

Программа охватывает все предусмотренные ФГОС ДО образовательные области : социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, познавательное, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы.

8 слайд - Работая по образовательной программе, ориентируемся на следующие подходы поддержки детской инициативы:

• Социокультурный подход – поскольку развитие инициативы дошкольников обусловлено современной социокультурной ситуацией и должно рассматриваться, во взаимосвязи с окружающей современной средой.

• Деятельный подход – так как развитие основных свойств и качеств личности, к которым относится инициатива, формируется и проявляется в деятельности.

• Личностно-ориентированный и субъектный подход, поскольку развитие личности начинается в дошкольном возрасте, в котором ребенок проявляет себя, как субъект.

Как проявляется детская инициатива детей в ДОУ?

12 слайд - В образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию - дети работали в кружке. Арсений смял бумагу и стал делать отпечатки на листе бумаги. Педагог поддержала инициативу Арсения и предложила дорисовать карандашом рисунок и посмотреть, что же получится. Ребята принялись за работу. У детей получились разнообразные рисунки: человек, поднимающийся на гору, кот, цветок, дерево, кот на автомобиле. Педагог похвалила детей и предложила вечером, всем продолжить работу по своему творчеству и инициативе.

13 слайд - Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает различную ситуацию. В воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Егор в детский сад принес машину. Он долго ходил с ней, показывал детям, но не давал ни кому поиграть. В это время Арсений и Ярослав играли строителем. Педагог обратила внимание, что у Егора есть машина, но нет для неё гаража. Она обратилась к мальчикам с вопросом: Что они строят? Мальчики ответили: гараж. Педагог предложила построить большой гараж, чтобы Егор мог поставить свою машину. Мальчики согласились. Егор стал достраивать гараж вместе с мальчиками, к ним еще присоединились другие дети. Кто-то подвозил строитель, кто-то возводил стены и бурно все вместе обсуждали свой проект. Из простого гаража у детей получился большой гараж для машин.

14 слайд - В связи с карантином в детском саду убрали палас из группы. Палас был с дорогами, разметками, дорожными знаками. На нем мальчики очень любили играть мелкими машинками. Дети стали на машинках ездить, кто, где захочет. Тогда педагог предложила сделать перекресток дороги и его обыграть. Девочки взяли цветную бумагу и мастерили дорогу по своему усмотрению, мальчики из коробок делали дома. Затем все собрали в целое. Обыгрывая постройку, повторили все правила дорожного движения.

15 слайд - В клубном часе после того как педагог проговорит тему, дети сами себе выбирают мастерские, в которых они хотели бы работать. Самостоятельно по стрелочкам находят себе мастерские. В мастерских выбирают тот материал, с которым бы они хотели работать. Педагог поддерживает инициативу детей, помогает, советует.

16 слайд - Социально – коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива – примера. Ангелина весной на прогулке, заметила сухие сучья от лиственницы, стала убирать их. Её деятельность привлекла внимание сверстников, педагог поддержала инициативу Ангелины и ребята очистили площадку от старых листьев и веточек.

17 слайд – В баночке на подоконнике стояли отростки цветов. Дети в течение нескольких недель наблюдали, когда появятся корни. Если в начале эксперимента дети подходили и наблюдали каждый день, то на самоизолязии про них забыли. Кода группа стала работать педагог обратила внимание, что в корни у отростков цветов стали большие и их нужно посадить в горшки. Педагог стала готовить место для работы. Дети, увидев это, проявили инициативу и выразили желание, участвовать в посадке цветов, а в дальнейшем и уходе за ними. Они чувствовали ответственность, и действовать не спонтанно, а целесообразно.

19 слайд -Приоритетной сферой у детей младшего дошкольного возраста – является продуктивная деятельность. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

21 слайд - На прогулке Катя рисовала, замок на песке. Она несколько раз рисовала и стирала, видно было, что ей, что-то не нравилось или не получалась. Воспитатель предложила свою помощь и стали рисовать вдвоем, к ним постепенно стали подходить другие дети. Всем хотелось что – нибудь дорисовать в замке.

22 слайд - Для становления инициативности необходимо создание предметно- пространственной развивающей среды. Организацию предметно – развивающей среды, педагоги в своих возрастных группах строят так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда создает благоприятные условия для развития детской инициативы в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды активности (умственную, физическую, игровую) .

23 слайд - Таким образом, развития детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребенка в рамках непрерывного - образовательного процесса и сложившихся социальных условий.

К концу дошкольного возраста ребенок должен обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе как требует ФГОС ДО.

Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребенка, тем самым создает новую зону, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.

Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.

• Л. В. Ковинько «Ознакомление дошкольников с неживой природой;

• Л. Ф. Малышевский «Естествознание (воздух, вода, огонь, земля) ;

Авторы: Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель, Коростелева Л.А., воспитатель МАДОУ-детский сад №106, г.Екатеринбург.

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках инициативной личности, показателях инициативности ребенка. Представлены педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями. Для каждой возрастной группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная) приведены примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств. Для детей подготовительной группы предлагается игра,представляющая авторскую разработку музыкального руководителя. Предлагается дизайн оформления памятки в виде буклета.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности.

Инициативный ребенок стремится к организации игр,продуктивных видов деятельности,содержательного общения.Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор,предложить интересное дело другим детям.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Для инициативной личности характерно:
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность (проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности);
- содержательность интересов.

Педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста

Для детей четвертого года жизни (3-4 года) приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
- в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (например, критикует игрушка, а не педагог);
- учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
- уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;

- всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы
является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Необходимо:

- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;
- создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
- при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
- обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
- привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
- побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. Необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная
познавательная деятельность. Необходимо:

- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
- устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
- организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:

режиссерские и театрализованные игры;

развивающие и логические игры;

музыкальные игры и импровизации;

речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

самостоятельная деятельность в книжном уголке;

самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;

самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.

поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:

• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.

• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.

• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.

• Моделирование разных устройств.

• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.

• Игры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.

• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.

• Создание воображаемых миров.

•Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.

• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания

• Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.

• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.

•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

Рассмотрим некоторые способы поддержки детской инициативы на примерах из образовательной практики педагогов.

Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.

Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.

Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.

Моделирование разных устройств.

И взрослые, и дети сегодня используют множество разных устройств, облегчающих жизнь человека, делающих ее интересной, насыщенной. Это устройства для перемещения в пространстве, улучшения зрения, слуха, передачи информации и общения. Смоделировать инструмент для письма, транспортное средство и даже подводную лодку – невероятно интересные задачи. Если, конечно, речь идет не о создании внешне похожей игрушки‐

Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.

Сюда можно отнести различные групповые игры с правилами. Например,

Условие – во время движения члены команды должны договариваться без слов, только при помощи взглядов. Для детей это нелегкая работа. Но педагоги убеждены, что нет смысла делать то, что не на пределе возможностей.

Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.

Целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в сообществах (выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей). Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для отдельных категорий детей.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной, работой с каждым ребенком. Он облегчает образовательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребенка, а для отдельной категории детей.

Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей всех и каждого.

Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.

Наряду с классическими кумулятивными сказками, большой интерес с точки зрения включения всех детей в общее действие представляют поэтические произведения. Сюжеты, в которых много однотипных главных ролей, позволяют принять участие в игре‐ представлении каждому ребенку.

Дожди, как из ушата,

Но в прудике веселье:

И пляшут лягушата

Уж целую неделю.

А сколько песен спели!

А сколько мух поели.

Все прыгают, все пляшут,

Все лапочками машут,

И звонко подпевают:

И в листики кувшинки

Стучат для них дождинки,

Словно в барабан.

Использование алгоритмов при создании разных целостностей.

Пробудить инициативу детей могут ритмические фрагменты (в музыке, движении, изобразительной деятельности), а также тексты, в которых однотипные события нанизываются одно за другим (по типу кумулятивных сказок). Это дает основу для многократных повторений, дополнений, встраивания в более широкий контекст. В результате каждый ребенок (или группа детей) получает продукт своей деятельности. Процесс создания

Этих продуктов, как правило, отличается стихийностью, случайными находками и совпадениями, комическими ситуациями, а главное – насыщен положительными эмоциями.

Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.

Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).

Традиционным для дошкольного образования является сотрудничество с детскими библиотеками, знакомство с театральными постановками, включение различных аспектов музейной педагогики. Связанные с данным направлением

взрослых СОШ No1474 стало посещение музыкального спектакля (зоологической оратории) «Доктор Айболит, или Путешествие в страну

Сегодня в больших городах социокультурная среда становится все более разнообразной, и прогулка даже в отдаленном районе может дать толчок для самых разных инициатив в освоении культурного пространства.

Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре. В современном мире существует много новых средств приобщения людей к культуре и социальным действиям. Дети с интересом относятся к подобным акциям. Например, воспитанники и их родители участвуют в традиционном флешмобе в Международный день чтения. Традиция заключается в том, что взрослые с детьми по всему миру в один день и час читают одну и ту же книгу – каждый год разную. Эта акция дает всем ее участникам особое ощущение включенности в мировое читательское пространство. После чтения дети выражают свои эмоции и впечатления с помощью самых разных средств.

Рассмотренные примеры показывают, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.

Читайте также: