Почему гроза открывается песней кулигина кратко

Обновлено: 05.07.2024

(Неожиданно страшно рифмуется с Дюпоном. Возьмите же все золото.

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

Взойдёт ли красно солнышко:
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка:
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ его;
Ни кустики зелёные,
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И деревцу расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Есть много сребра, золота,
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей -
Но с кем их разделить?

Встречаюсь ли с знакомыми:
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими:
Поклон да пара слов.

Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До чёрного лишь дня!

Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдёт?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придёт!

Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!

Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не веются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!

Возьмите же всё золото,
Все почести назад;
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!

И второе, что он поет - из любимого им Ломоносова:

А Кудряш поет вот это - но я в упор не найду записи:

Действительно, начинается пьеса раздольной песней, которую поет Кулигин-
человек, глубоко чувствующий красоту и умеющий выразить свои чувства:

Для контрасту! Земля-то обетованная ( благолепие) - а населена уродами

Ну, с чего-то надо ведь начинать. Ну и начал со спокойствия природы. Хотя и в природе страсти бывают нешуточные "неспокойно синее море".
ЗЫ Литература в школе когда-то была призвана ввести школяра в реальный мир. В СМИ никаких катаклизмов тогда не было (посевные- урожаи- плавки) , зато в русской литературе - всего полно и Катерина, ходящая налево и семейка Мармеладовых и студент с топором. Бррр

События происходят в небольшом тихом городке Калинове. Местное население настолько привыкло к размеренному течению жизни, что любая мысль о возможных переменах пугает их.


Однако, как и везде, здесь присутствуют люди, испытывающие внутренний протест и страстно желающие изменить привычный жизненный уклад. Среди них — Катерина, несчастная девушка, состоящая в браке без любви.

Новых красок в жизни героине всё же довелось увидеть, сильное одурманивающее чувство молодого мужчины, приехавшего из Москвы, буквально ослепило её. Влюблённые регулярно видятся, их взаимоотношения крепнут, но пара страдает от невозможности узаконить свои отношения.

Жить во лжи становится для Екатерины невыносимым, и она решается на серьёзный разговор с мужем и во всём ему признаётся. Тем временем её избранник Борис по приказу дяди отправляется в Сибирь, что разрушает их союз. Не выдержав душевных мук, Катерина накладывает на себя руки, а Кулигин достаёт тело утопленницы из воды.

Конечные умозаключения относительно пьесы зависят от того, как оценить это произведение. На первый взгляд, текст представляет собой не более, чем обычную семейную драму. Однако стоит добавить сюда немного сатиры, и содержание принимает совершенно другой смысл. Именно здесь читатель понимает, какова жизненная позиция Кулигина, который всё видит и подмечает.

III. Объяснение нового материала.

Лекция учителя (краткое изложение).

Основной конфликт и система художественных образов

. Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.

IV. Беседа с учащимися по вопросам:

Екатерина – разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.

Варвара – от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.

Марфа – от арамейского marta – госпожа.

Борис – сокращение имени Борислав, от бор – борьба, слав – слава.

Савёл – от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый (у бога).

Тихон – от греческого tychon – удачный, спокойный.

2. Расскажите о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).

4. Какую роль в пьесе играет пейзаж?

V. Чтение по ролям I действия(если останется время).

Домашнее задание.

2. Рассказ о городе Калинове и его обитателях.

3. Чтение по ролям. Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.

Урок 65 ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Цели: углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа с учащимися по вопросам:

2. Действие происходит в уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?

4. Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?

5. Расскажите о жителях Калинова.

6. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5-м явлении I действия?

Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие – терпят.

Выбрав местом действия общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным появление всех действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже все стало известно и о городе, и о его жителях.

Характеристика мастера-самоучки

Образ Кулигина в пьесе является крайне неоднозначным, и вызывал множество споров среди читателей и литературных критиков. Впечатления о нём обычно кардинально противоположные, однако, чтобы сформировать собственное мнение, необходимо знать главное:

  1. Кулигин — пятидесятилетний механик-самоучка, жаден до знаний и постоянно стремится к самосовершенствованию. Мыслит глобально и безгранично, и поэтому мечтает изобрести вечный двигатель.
  2. Отдельного внимания заслуживает фамилия персонажа. Скорее всего, Островский делает отсылку к известному изобретателю Кулибину.
  3. Мастер не только отличается профессионализмом, но и с лёгкостью может блеснуть своими знаниями в литературе. Более того, Кулигин вовсе не стесняется это делать, независимо от того, уместны ли его рассуждения. Он цитирует стихи Ломоносова и мастерски вставляет в разговоре фрагменты из творчества Державина, что ещё раз подчёркивает его начитанность.
  4. Мещанин является весьма поэтичной натурой: природа восхищает его, Кулигин умеет ценить прекрасное и воспевать это в стихах.
  5. Этот персонаж отличается искренностью и честностью. В душевном порыве он готов трудиться на общество совершенно безвозмездно, чтобы сделать городок более цивилизованным. К сожалению, искать поддержки ему не у кого, в чём и заключается основная проблема Кулигина. Размеренное течение жизни в Калинове не подходит такому деятельному двигателю прогресса.

Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

29.03.2013 33190 0

Эпиграф к уроку:

I. Вступительное слово учителя.

III. Объяснение нового материала.

Лекция учителя (краткое изложение).

Основной конфликт и система художественных образов

. Это Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савёл Прокофьич – грубые, деспотичные и невежественные, враги всего нового.

IV. Беседа с учащимися по вопросам:

Екатерина

– разговорное Катерина, от греческого katharios – чистая, благопристойная.

Варвара

– от греческого barbaros – иноземка, чужестранка.

Марфа
– от арамейского marta
– госпожа.

Борис

– сокращение имени Борислав, от
бор
– борьба,
слав
– слава.

Савёл

– от Савелий, древнееврейское имя Саул – испрошённый (у бога).

Тихон

– от греческого tychon – удачный, спокойный.

2. Расскажите о героях пьесы (их внешность, манеры, поступки, особенности речи).

4. Какую роль в пьесе играет пейзаж?

V. Чтение по ролям I действия

(если останется время).

2. Рассказ о городе Калинове и его обитателях.

3. Чтение по ролям. Заранее распределить роли, отобрать тексты для чтения о явлениях природы.

поурочный план, 10 класс, русская литература

Поведение и поступки мещанина

Противоречивая личность Кулигина не даёт однозначно сделать выводы о его жизненной позиции. Будучи одиноким в своих намерениях идти против системы, он с ошеломительной скоростью генерирует новые идеи, что является его сильной стороной, недоступной остальному населению. Однако конкретных действий этому герою явно не хватает, что позволяет считать его отношение к жизни весьма пассивным:

  1. Кулигин убеждён, что в городке не найдётся людей, которые бы отзывались о нём плохо. Но достаточно лишь вспомнить высказывания Дикого в адрес самоучки-мастера. Знатный помещик ни во что не ставит механика и готов его морально уничтожить.
  2. Персонаж не стесняется раздавать советы окружающим даже тогда, когда об этом его не просят. В таких случаях он высказывается легко и непринуждённо, подчёркивая, что его слова — это скорее пожелания, а не призыв к действию. Рекомендации его обычно банальны, поэтому на искренние благодарности мастеру рассчитывать не приходится.
  3. Весь образ Кулигина пропитан ироничностью и сарказмом. К социальному неравенству он относится весьма спокойно, знатных лиц именует сударями, в чём прослеживается тонкая насмешка.
  4. Работая над громоотводом и солнечными часами, механик совершенно не нуждается в благодарности, его интересует только факт, что его труд принесёт пользу обществу. Ему хватает смелости спорить с Диким, защищая свои идеи. Даже угроза оказаться в полиции не заставляет его изменить своим жизненным принципам.
  5. Этот диалог описывает всю реальность общества тех времён: порядочный интеллигент незнатного происхождения не может в полной мере противостоять типичному купцу, занимающему высокое положение в обществе.

Примечательно, что именно от самоучки звучит оценка нравов, которые витают в городке, да и не только, наверное, в нём. Нравы эти названы жестокими.

Вспоминаем школьную программу по литературе. Сегодня — Островский: чем живет город Калинов, темное прошлое Катерины, люди, размахивающие руками, и другие важные детали, которые читатель не должен пропустить, чтобы понять пьесу

1. Тайна первых слов

Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:

О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:

3. Тайна размахивания руками

Кулигин видит вдалеке Дикого:

4. Тайна возраста Кабанихи

Кабанова жалуется на свой возраст:

5. Интимные тайны города Калинова

Кудряш описывает местные любовные нравы:



Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не простят.

6. Тайна прошлой жизни Катерины



Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

7. Тайна грозы

Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:

Читайте также: