Почему государство признало ошибочным решение о закрытии малокомплектных школ

Обновлено: 05.07.2024

Жители поселка Старая Суртайка Алтайского края, который находится в 3300 км от Москвы, обратились к Президенту Владимиру Путину во время прямой линии со своей болью. Дело в том, что в их селе проживает всего 400 человек, а в школе учится 47 учеников. Из-за малокомплектности местные власти решили закрыть это образовательное учреждение. Родители обратились напрямую к президенту, чтобы отстоять родную школу.

Жительница Старой Суртайки Алена Регер с надеждой обратилась к президенту:

- Месяц назад у нас был сход села, где глава Администрации района сказал, что школа закрывается. А у меня двое внуков, и старший на следующий год идет в школу. А куда он пойдет, если школу закроют? Нам придется все продать и уехать. Но я не хочу уезжать, мы 40 лет прожили здесь. Если школу закроют - село умрет.

Ее соседка Наталья добавила, что чиновники предлагают возить детей в другую школу в село Быстрянка в 7 км от них. Так далеко отпускать школьников даже на организованном транспорте родители не готовы.

Вот как Владимир Путин ответил на это обращение:

Владимир Путин обратился к местным чиновникам с просьбой разобраться в ситуации. И.о. Губернатора Алтайского края Виктор Томенко пояснил, что эта школа является филиалом. Она малокомплектная, но в планах ее закрытия нет. Вероятно, прошел сбой информации среди чиновников рангом ниже, и у этой школы есть будущее, как и у села.

Будем надеяться, что вмешательство президента и внимание губернатора помогут сельской школе. Но не у каждой подобной истории счастливый конец. В селе Бартым в Прикамье закрывают малокомплектную школу, где учится 28 учеников. Представители администрации посчитали, что выгоднее возить детей в другую образовательную организацию в соседнее село, однако это вызвало протест со стороны местных жителей. Кроме того, перевозка может обернуться риском для жизни школьников, ведь сельские дороги разбиты. Родители даже объявили об акции протеста, на которую они выйдут в ближайшее время, пока их вопрос не решится. Они обратились в краевую прокуратуру, и там взяли дело о ликвидации Ольховской основной общеобразовательной школы под контроль.

Но у чиновников своя правда. В управлении образования Октябрьского района рассказали, что по поводу судьбы этой школы вопрос будет решаться на общем сходе. Законы рынка диктуют свои условия: в малокомплектной школе к 2022 году останется всего 26 учеников, а расходы в год на одного школьника составляют 160 тыс. рублей. Это недостаточно для качественного обучения.

Мы обратились в Министерство просвещения с вопросом о будущем малокомплектных школ, и вот что нам ответили в пресс-службе:

В России около 3000 малокомплектных школ. На всех не хватает — в некоторых селах их никогда не было или недавно закрыли. Разбираемся, зачем нужны малокомплектные школы, как работают и нужно ли их спасать.

Что такое малокомплектная школа?

Малокомплектной называют школу без параллельных классов: как правило в ней учится до 30-40 учеников, иногда и меньше.

Располагаются в небольших населенных пунктах и спасают ребят от долгих поездок в райцентр. В некоторых малокомплектных школах может учиться всего 9 ребят, они занимаются вместе по всем предметам. Учителей в малокомплектных школах мало, как правило, не больше пяти. Они ведут сразу несколько предметов и совмещают должности: один учитель может быть и библиотекарем, и сторожем. Бывают одно-, двух- и трехкомплектные школы в зависимости от количества учителей, работающих с детьми.

По каким нормам они работают?

Педагоги в малокомплектных школах получают зарплату вне зависимости от количества учеников. Но для этого школу должны признать малокомплектной. Это право отдано региональным властям. Они должны разработать критерии для присвоения статуса малокомплектной школы и присвоить его или нет. Как правило, в регионах действует три критерия — отдаленность от других школ, численность учеников, транспортная доступность. Если до школы можно добраться, а до других школ нет, если учеников в ней не больше 40 и есть учителя, то школа может получить особый статус и нормальное финансирование. Если этого не происходит, иногда за школу вступается село — проводят митинги, пишут жалобы в прокуратуру.

Даже если статус получен, педагог может зарабатывать меньше средней зарплаты в регионе. Потому что в малокомплектной школе он может работать только на ставку — классов мало, мало и детей. Но если он ведет несколько предметов, то, скорее всего, зарплата будет на уровне региона.

С 2016 года в 45 регионах действуют программы по возвращению учителей в сельские и малокомплектные школы. В некоторых регионах, например, в Пермском крае, даже выделяют субсидии на покупку жилья. Но о результатах этих программ говорить пока рано.

Что делать, если ее закрывают?

– Ирина Михайловна, имеет ли смысл решать вопрос о закрытии каждой малокомплектной школы в “индивидуальном”, особом порядке?

– Я считаю, что предложенная мера имеет смысл. Малокомплектные школы – одна из наиболее тяжелых проблем российского образования. Обольщаться не стоит: демографическая ситуация будет ухудшаться еще несколько лет. Только к 2020 году мы достигнем того количества учащихся, которое имело место в 2003-2004 годах – восемнадцати миллионов человек. Тем не менее, сейчас решения о закрытии сельских школ зачастую принимаются некорректным образом. Доверия и понимания между тремя основными группами заинтересованных – учителями, родителями и местными властями – нет. Каждый преследует свои интересы.

С одной стороны, безусловно, свои интересы есть у учителей и директоров сельских школ. Понять их можно: закрытие учебного заведения означает потерю работы. Найти новую не очень легко – часто и вакансий соответствующих попросту нет.

С другой стороны, против закрытия школ возражают жители. У многих из них есть справедливое ощущение, что закрытие школы означает “смерть” населенного пункта. Немногие оставшиеся родители с детьми будут перебираться в другие места.

Наконец, власти, опасаясь реакции жителей и учителей, часто не пытаются с ними разговаривать, выяснять их нужды, вести разъяснительную работу. Они просто закрывают школу – и все. Поэтому независимая комиссия экспертов могла бы помочь наладить соответствующий продуктивный диалог.

– Кто должен осуществлять независимую экспертизу?

– Решение проблемы малокомплектных школ выходит далеко за рамки системы образования – и это еще один весомый аргумент в пользу экспертизы. Ее должны осуществлять те, кто может способствовать разрешению ситуации.

Кроме представителей образования, властей и сельской общественности в принятии решения должны участвовать представители системы транспорта: если в селе закрывают старшую школу и ребят будут возить в другой населенный пункт, нужно обеспечить удобный и безопасный подвоз. Но в сельской местности дороги преимущественно грунтовые, весной и осенью их размывает. Транспортники должны сказать, смогут они тут помочь.

Нужны консультации представителей связистов: если подвоз невозможен, требуются дистанционные программы и быстрый интернет. И слово работникам сельского хозяйства: они могут оценить экономические перспективы населенного пункта, местный рынок труда. Ситуации очень разные и требуют разных подходов.

– Но если школа уже признана неэффективной, что может быть для нее альтернативой?

– Таких школ масса, а нашей системе образования не хватает в этом смысле необходимой гибкости. Так, перспективными могут быть различные программы дистанционного обучения: в сезон, когда дороги проезжие, ребят возят в школу, чтобы они успешно социализировались, а когда дороги размыты, педагоги дают детям задания и проверяют их дистанционно.

Или – вопрос решается передвижными учебными лабораториями: коллектив учителей приезжает на какое-то время в сельскую местность, читает ребятам курс, оставляет задания.

– Не натолкнутся ли разработчики закона на то, что предложенные комиссиями подобные инновационные решения будут противоречить действующему законодательству?

– Нет. Конституция гарантирует всем гражданам России право на бесплатное образование. Федеральный государственный стандарт – это система требований к результатам образования и условиям, в которых оно должно осуществляться.

Рассуждая на тему малокомплектных школ, нельзя забывать о том, что это вопрос социальный. Один из многих случаев, когда руководствоваться надо далеко не только тем, что выгоднее для бюджета. Не менее, а даже более важно обеспечить удобство жизни жителей малых сёл и деревень.

Российское село – особый мир, и чем оно меньше, тем специфичнее в нём атмосфера. Перевод в большую школу, да ещё вдали от дома, для ребёнка не может пройти безболезненно. Детям сложно не только ужиться на новом месте, но и привыкнуть к нему. Поэтому не факт, что сокращение малокомплектных сельских школ резко повысит уровень образования, что количество перейдёт в качество. Образование идёт успешно, когда дети чувствуют себя максимально комфортно.

Кроме, того, в предлагаемом законопроекте учтено изменение числа часов учебной нагрузки в неделю для учителей, осуществляющих учебный процесс по ступени начального общего образования (было 20 часов, стало 18). Данное изменение увеличивает размер заработной платы учителей в начальных классах.

Увеличилось число часов по базисному учебному плану (по ступени начального общего образования было 25, стало 26, по ступени основного общего образования было 34, стало 35, по ступени среднего (полного) общего образования было 36, стало 37). В результате чего, увеличены коэффициенты удорожания по ступеням образования. Сохранены все ранее действующие коэффициенты к фонду оплаты труда.

Также сохранены в полном объеме коэффициенты удорожания педагогической услуги от различных факторов (деление классов на группы, наличия групп продленного дня, наличия кружков, обучение детей в гимназических (лицейских) классах, коррекционных классах и классах компенсирующего обучения, в классах общеобразовательных школ-интернатов, при индивидуальном (групповом) обучении детей на дому и детей, находящихся на лечении в детских больницах).

Думаю, что данная инициатива, которая будет рассмотрена на заседании Думы 20 декабря, положительно скажется на финансовой составляющей труда моих коллег-педагогов и не допустит закрытия “малой” сельской школы. Ведь это означает окончательно подорвать престиж сельского учителя, лишить его работы, а село – одного из последних очагов культуры.



- Малокомплектные школы называют нерентабельными и грозятся закрыть. Но школа в деревне часто является единственным интеллектуально-культурным центром и влияет на развитие населенного пункта. Закроете школу – разъедутся люди трудоспособного возраста, исчезнет производство, а за ним и сама деревня умрет, - уверена Елизавета Дмитриева, директор Комякской школы из Можгинского района. - Школа – барометр социально-экономических процессов на селе. 25 лет назад в нашей школе было 180 учеников. В нынешнем учебном году – 44. Рождаемость снизилась по объективным причинам. Четверть века назад здесь был крепкий колхоз, люди видели перспективу, получали достойную зарплату, рожали по нескольку детей.


Сейчас все производство сосредоточено в крестьянско-фермерском хозяйстве, которое специализируется только на растениеводстве, потому что для возрождения животноводства кадров в деревне не хватает. И вот представьте: закрыли школу, трудовые ресурсы перебрались в другие населённые пункты, потому что не каждый родитель может согласиться с тем, что его ребенок должен на автобусе до школы добираться (потому что для этого вставать приходится на целый час раньше). Кто будет зерновые и многолетние травы на окрестных полях выращивать? Поля, скорее всего, зарастут лесом.

Образовательные учреждения часто становятся центрами возрождения, развития и сохранения традиций села. При школах создаются музейные комнаты, педагоги совместно с учениками ведут краеведческую работу, шефствуют над ветеранами. Музейная комната при нашей школе была организована в 2010 году. С нынешнего года на довольно богатую коллекцию собранных экспонатов могут посмотреть туристы в рамках культурно-образовательного маршрута. Он включает посещение истока Валы, храма Святителя Николая Чудотворца и школьного музея. За время минувших летних каникул школу посетили более тридцати туристических групп. Отзывы только благодарные - в музее гостей ожидает целое театрализованное представление с обрядовыми элементами, переодеванием в национальные костюмы, практическим освоением крестьянских орудий труда.

В малокомплектных сельских школах отмечают национальные праздники.

Светлана Стовбун, АиФ-Удмуртия: - В данном случае школа открывает культуру и быт местного населения миру. Разумеется, это лишь часть интеллектуального вклада педагогов в развитие сельского сообщества. Насколько оно благодарно учителям? В наше время педагогов в деревне уважают, как это было 20 – 40 лет назад?

- Принято считать, что сельская школа неконкурентная по сравнению с городской. Здесь хуже техническое оснащение и ниже возможности для самообразования педагогов – библиотечные фонды скудные, нет театров, музеев и т.д.

Сельские школы составляют около 70%, из них более половины – малочисленные, т.е где в классах обучаются менее 10 учеников.

- Театров нет, но есть доступ в Интернет. Правда, скорость его ограничена. Летняя гроза вывела из строя беспроводное оборудование. Есть компьютерный класс, интерактивные доски… И есть главное условие для конкурентоспособности - высокий уровень профессиональной подготовки: из 16 педагогов 8 аттестованы на I категорию. Известно, что учительский труд усложняется ежегодно. Доля бумажной работы возросла настолько, что за нею порой учеников не видно. Сейчас важно отчеты до щепетильности правильно составить – это нужно для проверяющих. А работа проведена или нет – уже второй вопрос. И малочисленность учеников создает дополнительные сложности в работе. Педагогу интереснее работать, если детей больше. Но и условий для творчества в современной школе больше, нежели четверть века назад.

Условий для творчества в современной школе больше, чем раньше.

Семейная атмосфера

- Профессия учителя затратная на эмоции. Как восстанавливаете силы?

- Эмоционально меня подпитывают родители, своя семья, педагогический коллектив, ученики, прихожане храма, который я посещаю по выходным дням - от всех исходит теплое, участливое отношение. Силы придает и сама работа - я ее люблю. Она дает возможность дарить добро и получать его в ответ: дети всегда возвращают то, что впитывают извне. А в нашей школе создалась уютная семейная атмосфера. Ее поддерживают взаимоотношения учителей и учеников, интерьер. В школе много комнатных цветов, в холлах стоит мебель, переданная дарителями. А еще приятно работать в учреждении с богатой историей - нашей школе нынче исполнилось 115 лет.

Одна из базовых причин, заставляющих жителей небольших населенных пунктов покидать их в пользу крупных сел, райцентров и городов – вопросы образования. Сельские МКШ – могут быть начальными, основными (до 9-го класса) и полными – без параллельных классов и где учитель часто ведет урок физики или химии с учениками разных классов одновременно, сильно проигрывают в конкуренции с городскими обычными школами.

Г-н Нурбаев сам окончил сельскую школу, в которую в 1997 году привезли компьютеры, но лично он до 1999 года видел их только в целлофане. Потом компьютерами все-таки стали пользоваться, но интернета в школе не было. Знание ситуации изнутри помогло исследователю в практической работе. Кстати, 82,2% школьных компьютеров в Кустанайской области требуют замены (в среднем по Казахстану данный показатель 35%). А вот к широкополосному интернету подключены 37% всех школ области.

Из противоречий школьных реформ Жаслан Нурбаев отдельно остановился на том, что власти обещают к 2020 году 100% сельских школ обеспечить учебным оборудованием, но только 40% из них получат широкополосный интернет.

Мания государственных органов все максимально унифицировать, не обращая внимания на региональные, местные и индивидуальные особенности, экспертами охарактеризована как вредная и неприемлемая.

В МКШ какой вопрос ни возьми – везде проблемы. Разве что в школах без интернета интернет-зависимость не донимает учащихся.

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Читайте также: